r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Скрипторий. Повседневная жизнь монахов Западной Европы (X - XV вв.)

Переписывание ‎(scribere)‏ ‎рукописей ‎до ‎сих ‎пор ‎предстает‏ ‎в ‎массовом‏ ‎сознании‏ ‎наиболее ‎типичной ‎повседневной‏ ‎работой ‎монахов.‏ ‎Деятельность ‎монахов, ‎как ‎мы‏ ‎уже‏ ‎видели, ‎вовсе‏ ‎не ‎ограничивалась‏ ‎именно ‎этим ‎родом ‎занятий, ‎но‏ ‎все‏ ‎же ‎надо‏ ‎признать, ‎что‏ ‎переписывание ‎всегда ‎имело ‎для ‎монахов‏ ‎большое‏ ‎значение,‏ ‎потому-то ‎оно‏ ‎и ‎стало‏ ‎в ‎основном‏ ‎уделом‏ ‎монашества.

Есть ‎много‏ ‎причин ‎такого ‎пристрастия. ‎С ‎точки‏ ‎зрения ‎Петра‏ ‎Достопочтенного,‏ ‎переписывание ‎является ‎самой‏ ‎полезной ‎работой,‏ ‎так ‎как ‎оно ‎позволяет‏ ‎отшельнику‏ ‎«взращивать ‎плоды‏ ‎духа ‎и‏ ‎замешивать ‎тесто ‎для ‎небесного ‎хлеба‏ ‎души».‏ ‎Для ‎других‏ ‎это ‎занятие‏ ‎служило ‎способом ‎побороть ‎праздность, ‎победить‏ ‎плотские‏ ‎пороки‏ ‎и ‎тем‏ ‎самым ‎обеспечить‏ ‎«спасение ‎своей‏ ‎души»‏ ‎(св. ‎Иероним).‏ ‎У ‎третьих ‎же ‎переписывание ‎составляло‏ ‎часть ‎их‏ ‎аскезы.

Во‏ ‎всяком ‎случае, ‎переписывание‏ ‎книг ‎требовалось‏ ‎всегда, ‎ведь ‎книги ‎были‏ ‎редкими‏ ‎и ‎дорогими.‏ ‎Чтобы ‎обеспечить‏ ‎нормальное ‎функционирование ‎монастыря, ‎нужен ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎минимум ‎книг.‏ ‎Конечно, ‎книги‏ ‎можно ‎и ‎занять, ‎но ‎опять-таки‏ ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎снять‏ ‎с ‎них‏ ‎копию.

Все ‎ли‏ ‎монахи‏ ‎умели ‎писать?‏ ‎И ‎все ‎ли ‎обладали ‎разборчивым‏ ‎почерком ‎и‏ ‎хорошим‏ ‎зрением, ‎чтобы ‎дни‏ ‎напролет ‎просиживать‏ ‎за ‎этим ‎занятием? ‎Маловероятно.‏ ‎Однако‏ ‎искусство ‎письма,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎было ‎гораздо ‎больше ‎распространено ‎в‏ ‎среде‏ ‎монашества, ‎нежели‏ ‎в ‎миру.‏ ‎Похоже, ‎писать ‎умели ‎даже ‎монахини,‏ ‎ибо‏ ‎говорили:‏ ‎монашкой ‎суждено‏ ‎ей ‎стать,‏ ‎коль ‎славно‏ ‎может‏ ‎петь, ‎читать.‏ ‎Автор ‎«Четырех ‎возрастов ‎человека» ‎утверждает,‏ ‎что ‎если‏ ‎девочек‏ ‎не ‎готовят ‎в‏ ‎монастырь, ‎то‏ ‎учить ‎их ‎читать ‎и‏ ‎писать‏ ‎не ‎стоит.

Скрипторий‏ ‎(scriptorium) ‎–‏ ‎помещение, ‎где ‎монахи ‎переписывают ‎манускрипты,‏ ‎для‏ ‎этого ‎места‏ ‎предусмотрен ‎специальный‏ ‎ритуал ‎освящения. ‎До ‎XIII ‎века‏ ‎книги‏ ‎переписывались‏ ‎исключительно ‎монахами.‏ ‎Некоторые ‎из‏ ‎них ‎работали‏ ‎даже‏ ‎«на ‎сторону»,‏ ‎извлекая ‎тем ‎самым ‎определенную ‎выгоду.‏ ‎Но ‎с‏ ‎XIII‏ ‎века ‎переписыванием ‎книг‏ ‎начинают ‎заниматься‏ ‎также ‎миряне ‎и ‎клирики.

В‏ ‎день‏ ‎монах ‎переписывал‏ ‎три, ‎пять,‏ ‎шесть ‎листов ‎форматом ‎«in ‎quarto»‏ ‎(в‏ ‎четверть). ‎Для‏ ‎переписывания ‎Библии‏ ‎требовался ‎год. ‎За ‎всю ‎свою‏ ‎жизнь‏ ‎переписчик‏ ‎успевал ‎завершить‏ ‎до ‎40‏ ‎трудов. ‎Упоминают‏ ‎одного‏ ‎монаха-картезианца, ‎переписавшего‏ ‎50 ‎книг. ‎В ‎аббатстве ‎Санкт-Галлен‏ ‎переписыванием ‎занималось‏ ‎три‏ ‎четверти ‎братии, ‎то‏ ‎есть ‎около‏ ‎300 ‎монахов.

В ‎Гирсау ‎имелось‏ ‎девять‏ ‎постоянных ‎«келий»‏ ‎для ‎переписчиков.‏ ‎В ‎этой ‎сфере ‎очень ‎быстро‏ ‎начались‏ ‎разделение ‎труда‏ ‎и ‎специализация:‏ ‎одни ‎изготовляли ‎пергамент, ‎другие ‎карандашом‏ ‎проводили‏ ‎на‏ ‎нем ‎линии,‏ ‎третьи ‎шлифовали‏ ‎кожу; ‎затем‏ ‎наступал‏ ‎черед ‎собственно‏ ‎писцов, ‎корректоров, ‎миниатюристов, ‎переплетчиков. ‎В‏ ‎одном ‎тексте‏ ‎даже‏ ‎упоминается ‎монах, ‎который‏ ‎был ‎обязан‏ ‎следить ‎за ‎правильностью ‎пунктуации!‏ ‎В‏ ‎Эйнсхеме ‎переплетением‏ ‎книг ‎и‏ ‎полировкой ‎кожи ‎занимались ‎новиции, ‎и‏ ‎все‏ ‎эти ‎работы‏ ‎совершались ‎бесшумно,‏ ‎ибо ‎скрипторий ‎был ‎одним ‎из‏ ‎самых‏ ‎тихих‏ ‎мест ‎в‏ ‎монастыре.

Какими ‎орудиями‏ ‎труда ‎располагал‏ ‎переписчик?‏ ‎Например, ‎у‏ ‎картезианцев, ‎кроме ‎«кафедры ‎для ‎письма»‏ ‎и ‎скриптория,‏ ‎то‏ ‎есть ‎мебели, ‎на‏ ‎которой ‎монах‏ ‎занимался ‎перепиской ‎(собственно ‎говоря,‏ ‎это‏ ‎конторка ‎или‏ ‎стол, ‎а‏ ‎не ‎общая ‎мастерская ‎по ‎переписке,‏ ‎как‏ ‎в ‎других‏ ‎орденах), ‎имелись‏ ‎pennae ‎– ‎гусиные ‎и ‎лебединые‏ ‎перья;‏ ‎мел‏ ‎и ‎пемза‏ ‎(pumices) ‎–‏ ‎шлифовальный ‎материал;‏ ‎два‏ ‎рога ‎(cornua)‏ ‎– ‎чернильницы ‎для ‎красных ‎(rubrica)‏ ‎и ‎черных‏ ‎чернил;‏ ‎скальпель ‎для ‎разрезания‏ ‎кожи; ‎бритва,‏ ‎чтобы ‎скоблить ‎шероховатости ‎и‏ ‎разрезать‏ ‎страницы; ‎игла‏ ‎(punctorium), ‎размечать‏ ‎пергамент, ‎прежде ‎чем ‎провести ‎на‏ ‎нем‏ ‎линии, ‎«выделяя‏ ‎киноварью», ‎как‏ ‎говорится ‎в ‎тексте ‎XIV ‎века;‏ ‎шило‏ ‎(subula),‏ ‎протыкать ‎дырочки‏ ‎в ‎страницах,‏ ‎чтобы ‎сшить‏ ‎их‏ ‎в ‎общий‏ ‎том ‎маленькими ‎кожаными ‎ремешками; ‎отвес,‏ ‎чтобы ‎лучше‏ ‎выверить‏ ‎вертикальные ‎линии; ‎дощечка‏ ‎с ‎линейкой,‏ ‎чтобы ‎шлифовать ‎пергамент, ‎пробивать‏ ‎в‏ ‎нем ‎отверстия‏ ‎и ‎линовать‏ ‎его; ‎покрытые ‎воском ‎дощечки, ‎служившие‏ ‎черновиками‏ ‎или ‎записными‏ ‎книжками; ‎стило‏ ‎(graphium), ‎писать ‎на ‎воске. ‎

В‏ ‎других‏ ‎картезианских‏ ‎текстах ‎XIV‏ ‎века ‎упоминаются‏ ‎«перья ‎разные‏ ‎для‏ ‎письма», ‎инструменты‏ ‎для ‎заточки ‎этих ‎перьев, ‎пропорциональный‏ ‎циркуль, ‎«камень,‏ ‎на‏ ‎котором ‎разводят ‎краски»,‏ ‎«металл ‎для‏ ‎полирования», ‎стамески, ‎кожи ‎из‏ ‎Кордовы‏ ‎и ‎крашеные‏ ‎шкуры, ‎медные‏ ‎«застежки», ‎руанские ‎гвозди ‎и ‎сусальное‏ ‎золото…‏ ‎Мошке ‎отмечает‏ ‎наличие ‎«большого‏ ‎скриптория ‎(т. ‎е. ‎конторки) ‎с‏ ‎перьями‏ ‎различной‏ ‎зачинки ‎для‏ ‎выведения ‎(и‏ ‎исправления) ‎прописных‏ ‎и‏ ‎строчных ‎букв»‏ ‎даже ‎в ‎помещении ‎самой ‎церкви.

Пергамент‏ ‎делался ‎из‏ ‎шкур‏ ‎«недоношенных ‎телят, ‎козлят‏ ‎и ‎ягнят»,‏ ‎то ‎есть ‎из ‎шкур‏ ‎мертворожденных‏ ‎животных ‎и‏ ‎иногда ‎из‏ ‎шкур ‎оленя ‎или ‎свиньи. ‎За‏ ‎разрезанием‏ ‎и ‎шлифовкой‏ ‎пергамента, ‎а‏ ‎также ‎за ‎считкой ‎и ‎корректурой‏ ‎манускриптов‏ ‎и‏ ‎их ‎переплетением‏ ‎был ‎обязан‏ ‎следить ‎главный‏ ‎певчий.‏ ‎Но ‎подготовка‏ ‎шкур ‎заключала ‎в ‎себе ‎столько‏ ‎сложностей ‎и‏ ‎требовала‏ ‎таких ‎забот, ‎что‏ ‎вскоре ‎это‏ ‎дело ‎доверили ‎специалистам, ‎чаще‏ ‎всего‏ ‎мирянам.

Иногда ‎уже‏ ‎готовую ‎кожу‏ ‎покупали ‎(например, ‎Сен-Жермен-де-Пре ‎приобретало ‎ее‏ ‎на‏ ‎ярмарке ‎Ланди).‏ ‎Пергамент ‎был‏ ‎редкостью ‎и ‎стоил ‎дорого, ‎поэтому‏ ‎монахи‏ ‎очищали‏ ‎старые, ‎уже‏ ‎использованные ‎листы,‏ ‎подобно ‎тому,‏ ‎что‏ ‎практиковалось ‎еще‏ ‎в ‎Древнем ‎Риме ‎(очищенный ‎для‏ ‎повторного ‎использования‏ ‎пергамент‏ ‎назывался ‎палимпсестом). ‎Монахов‏ ‎часто ‎обвиняли‏ ‎в ‎том, ‎что ‎они‏ ‎жертвовали‏ ‎античными ‎шедеврами‏ ‎ради ‎переписки‏ ‎богословских ‎трудов, ‎уже ‎имевшихся ‎в‏ ‎достаточном‏ ‎количестве ‎экземпляров.‏ ‎Но ‎анализ‏ ‎манускриптов ‎показывает, ‎что ‎все ‎то,‏ ‎что‏ ‎мы‏ ‎имеем ‎из‏ ‎классической ‎латинской‏ ‎литературы ‎(произведения‏ ‎Тацита,‏ ‎Сенеки, ‎Тита‏ ‎Ливия, ‎Апулея ‎и ‎др.), ‎дошло‏ ‎до ‎нас‏ ‎благодаря‏ ‎монахам-переписчикам. ‎Они ‎использовали‏ ‎только ‎рукописи‏ ‎в ‎плохом ‎состоянии ‎или,‏ ‎точнее,‏ ‎те ‎страницы,‏ ‎которые ‎невозможно‏ ‎было ‎разобрать. ‎Но ‎никогда ‎не‏ ‎приносили‏ ‎в ‎жертву‏ ‎целую ‎книгу.‏ ‎

А ‎сколько ‎рукописей ‎было ‎уничтожено‏ ‎в‏ ‎течение‏ ‎веков ‎по‏ ‎причине ‎фанатизма‏ ‎и ‎нетерпимости:‏ ‎в‏ ‎одном ‎только‏ ‎Клюни ‎кальвинисты ‎сожгли ‎более ‎1800‏ ‎манускриптов…

Текст ‎статьи, который‏ ‎использовал,‏ ‎был ‎вообще ‎без‏ ‎иллюстраций, ‎много‏ ‎взял ‎из ‎Яндекс ‎картинок,‏ ‎а‏ ‎чтобы ‎текст‏ ‎оживить ‎разместил‏ ‎в ‎данном ‎посте, ‎с ‎этим‏ ‎текстом‏ ‎сделаю ‎несколько‏ ‎публикаций, ‎но‏ ‎они ‎все ‎будут ‎только ‎по‏ ‎подписке,‏ ‎приглашаю‏ ‎в ‎подписчики.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048