Авиакатастрофа в Андах - 1972 год
13 октября 1972 года, двухмоторный турбовинтовой самолет ВВС Уругвая Fairchild FH-227D пролетал над Андами с командой регби Old Christians Club из Монтевидео, Уругвай, чтобы сыграть матч в Сантьяго, Чили. Рейс 571 ВВС Уругвая, также известный как авиакатастрофа в Андах, а в Южной Америке как «Чудо в Андах» (Эль-Милагро-де-лос-Андес), был чартерным рейсом, на борту которого находились 45 человек, включая команду регби, их друзей, семьи и коллег. разбился в Андах 13 октября 1972 года. Поездка началась накануне, когда «Фэирчайлд» вылетел из международного аэропорта Карраско, но ненастная горная погода вынудила остановиться на ночь в Мендосе. При потолке Fairchild в 29 500 футов (9 000 м) самолет не мог лететь прямо из Мендосы через Анды в Сантьяго, в значительной степени из-за погоды. Вместо этого пилотам пришлось лететь из Мендосы на юг параллельно Андам, затем повернуть на запад в сторону гор, пролететь через низкий перевал (Планшон).
ПЕРВЫЕ ДНИ
Из 45 человек, находившихся в самолете 12 погибли в результате крушения или вскоре после этого; еще пятеро скончались на следующее утро, а еще один скончался от травм на восьмой день. Остальные 27 столкнулись с серьезными трудностями при выживании высоко в замерзающих горах. Многие получили травмы в результате крушения, в том числе сломанные ноги из-за сложенных вместе сидений самолета. У выживших не было снаряжения, такого как одежда и обувь для холодной погоды, подходящие для местности, альпинистские очки для предотвращения снежной слепоты (хотя один из выживших, 24-летний Адольфо «Фито» Штраух, изобрел пару солнцезащитных очков, используя солнцезащитные козырьки в кабине пилотов, защищающие глаза от солнца). У них не было никаких медикаментов, и доктора, который погиб.
ПОИСК
Поисковые группы из трех стран искали пропавший самолет. Однако, поскольку самолет был белым, он сливался со снегом, делая его практически невидимым с неба. Первоначальный поиск был отменен через восемь дней. Выжившие в авиакатастрофе нашли в самолете небольшой транзисторный приемник, и Рой Харли впервые услышал новость об отмене поисков на 11-й день их пребывания в горах. Пирс Пол Рид в книге «Живой: история выживших в Андах» (текст, основанный на интервью с выжившими) описал моменты после этого открытия. Остальные, собравшиеся вокруг Роя, услышав эту новость, начали рыдать и молиться, все, кроме Паррадо, который спокойно смотрел на горы, возвышавшиеся на западе. Густаво [Коко] Николич вышел из самолета и, увидев их лица, понял, что они услышали… [Николич] пролез через дыру в стене из чемоданов и рубашек регби, присел у входа в сумрачный туннель и посмотрел на скорбные лица, обращенные к нему. «Эй, мальчики, — крикнул он, — есть хорошие новости! Мы только что слышали по радио. Они прекратили поиски. В переполненном самолете воцарилась тишина. Когда безнадежность их затруднительного положения окутала их, они заплакали. — Почему, черт возьми, это хорошие новости? — сердито крикнул Паэс на Николича. «Потому что это значит, — сказал [Николич], — что мы выберемся отсюда сами.
АНТРОПОПАГИЯ
У выживших было немного еды: несколько плиток шоколада, разные закуски и несколько бутылок вина. В течение нескольких дней после крушения они делили эту пищу очень небольшими порциями, чтобы не истощить свои скудные запасы. Фито также придумал способ превращать снег в воду, используя металл с сидений и помещая на него снег. Снег таял на солнце и капал в пустые винные бутылки. Даже при таком строгом нормировании их запасы еды быстро истощались. Кроме того, на заснеженной горе не было ни естественной растительности, ни животных. Таким образом, группа выжила, коллективно приняв решение есть плоть с тел своих мертвых товарищей, начиная с пилота. Это решение далось нелегко, так как большинство из них были одноклассниками или близкими друзьями.
В книге 2006 года «Чудо в Андах»: Из интервью: на большой высоте потребности организма в калориях астрономические… мы голодали всерьез, без надежды найти пищу, но вскоре наш голод стал настолько ненасытным, что мы все равно искали… снова и снова мы рыскали по фюзеляжу в поисках крошек и кусочков. Мы пытались есть полоски кожи, оторванные от предметов багажа, хотя знали, что химические вещества, которыми они были обработаны, принесут нам больше вреда, чем пользы. Мы рвали подушки сидений в надежде найти солому, но находили только несъедобный поролон… Снова и снова я приходил к одному и тому же выводу: если мы не хотим есть одежду, в которой были одеты, здесь нет ничего, кроме алюминия, пластика и льда.
Все пассажиры были католиками. По словам Рида, некоторые приравнивали акт каннибализма к ритуалу Святого Причастия. У других изначально были сомнения, но, поняв, что это их единственный способ остаться в живых, через несколько дней передумали.
ЛАВИНА
Восемь из первых выживших впоследствии погибли утром 29 октября, на них обрушилась лавина, когда они спали в фюзеляже. Три дня они выживали в ужасающе тесном пространстве, так как самолет был погребен под слоем снега в несколько футов. Нандо Паррадо смог проткнуть металлическим шестом дыру в крыше фюзеляжа, обеспечив вентиляцию. Среди погибших была Лилиана Метол, жена выжившего Хавьера Метола. Она была последней выжившей пассажиркой, которая умерла.
СЛОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ
Перед лавиной некоторые из выживших стали настаивать на том, что их единственный способ выжить - это самим перелезть через горы и искать помощи. Из-за утверждения второго пилота о том, что самолет пролетел мимо Курико, группа предположила, что чилийская сельская местность находится всего в нескольких милях к западу. На самом деле самолет разбился в Аргентине, о чем выжившие не знали, всего в 18 милях к западу от заброшенного отеля под названием Hotel Termas Sosneado.
Несколько коротких экспедиций были совершены в непосредственной близости от самолета в первые несколько недель после крушения, но участники экспедиции обнаружили, что сочетание высотной болезни, обезвоживания, снежной слепоты, недоедания и сильного ночного холода затрудняют подъем на любое значительное расстояние, что это неосуществимая задача. Поэтому было решено, что будет выбрана группа экспедиторов, а затем выделено наибольшее количество пайков и самой теплой одежды, а также группу избавить от ежедневного ручного труда вокруг места крушения, необходимого для выживания группы.
Хотя несколько выживших были полны решимости присоединиться к экспедиционной команде несмотря ни на что, в том числе Нандо Паррадо и Роберто Канесса, один из двух студентов-медиков, другие менее желали или не были уверены в своей способности выдержать такое физически изматывающее испытание. Из остальных пассажиров для сопровождения Канессы и Паррадо были выбраны Нума Туркатти и Антонио Визинтин. По настоянию Канессы экспедиции ждали почти семь недель, чтобы дождаться прихода весны, а вместе с ней и более высоких температур. Хотя участники экспедиции надеялись добраться до Чили, прямо к западу от места крушения лежала большая гора, блокирующая любые попытки идти в этом направлении. Поэтому экспедиции сначала направились на восток, надеясь, что в какой-то момент долина, в которой они находились, сделает разворот и позволит им начать движение на запад.
После нескольких часов ходьбы на восток троица неожиданно нашла хвостовую часть самолета, которая была практически не повреждена. Внутри и вокруг хвоста были многочисленные чемоданы, принадлежавшие пассажирам, с сигаретами, конфетами, чистой одеждой и даже несколькими комиксами. Группа решила разбить лагерь там на ночь в хвостовой части и на следующее утро продолжить движение на восток. Однако во вторую ночь экспедиции, которая была их первой ночью, проведенной на открытом воздухе, группа чуть не замерзла. После некоторого обсуждения на следующее утро они решили, что будет разумнее вернуться в хвост, снять батареи самолета и вернуть их в фюзеляж, чтобы они могли включить радио и позвонить в Сантьяго за помощью.
РАДИО
Вернувшись в хвостовую часть, троица обнаружила, что батареи слишком тяжелые, чтобы их можно было вернуть в фюзеляж, который лежал вверх по склону от хвостовой части, и вместо этого они решили, что наиболее подходящим способом действий будет вернуться в фюзеляж и отсоединить их. радиосистему от главного электрического блока самолета, отнесите ее обратно в хвост, подключите к батареям и оттуда вызвать помощь. Один из членов команды, Рой Харли, был энтузиастом-любителем электроники, и они обратились к нему за помощью. Никому из членов команды не был известен тот факт, что электрическая система самолета использовала переменный ток, в то время как батареи в хвосте естественным образом производили постоянный ток, что с самого начала делало план бесполезным. После нескольких дней попыток восстановить радиостанцию в хвосте, наконец, сдались.
СПАЛЬНЫЙ МЕШОК
Теперь стало очевидно, что единственный выход — перелезть через горы на запад. Однако они также поняли, что если они не найдут способ пережить морозные ночи, поход будет невозможен. Именно в этот момент возникла идея спального мешка. Из книги «Чудо в Андах: 72 дня в горах и мой долгий путь домой» Нандо Паррадо 34 года спустя прокомментировал создание спального мешка: Второй задачей было бы защитить себя от воздействия, особенно после захода солнца. В это время года мы могли ожидать, что дневные температуры будут намного выше нуля, но ночи все еще были достаточно холодными, чтобы убить нас, и теперь мы знали, что не можем рассчитывать найти убежище на открытых склонах. Нам нужен был способ пережить долгие ночи, не замерзнув, и стеганые листы изоляции, которые мы взяли из хвостовой части, дали нам решение… когда мы размышляли о поездке, мы поняли, что можем сшить заплаты вместе, чтобы создать большую теплое одеяло. Затем мы поняли, что, сложив одеяло пополам и сшив швы вместе, мы можем создать утепленный спальный мешок, достаточно большой, чтобы в нем могли спать все трое участников экспедиции. пережить самые холодные ночи. Карлитос [Паес] принял вызов. Его мать научила его шить, когда он был мальчиком, и с помощью иголок и ниток из швейного набора, найденного в косметичке его матери, он начал работать… чтобы ускорить прогресс, Карлитос научил других шить, и мы все взялись за работу по очереди… Коче [Инчиарте], Густаво [Зербино] и Фито [Штраух] оказались нашими лучшими и самыми быстрыми портными.
После того, как спальный мешок был готов и еще один выживший, Нума Туркатти, скончался от полученных травм, колеблющегося Канессу наконец убедили отправиться в путь, и 12 декабря трое экспедиторов отправились на гору.
12 ДЕКАБРЯ
12 декабря 1972 года, примерно через два месяца после крушения, Паррадо, Канесса и Визинтин начали восхождение на гору. Паррадо взял на себя инициативу, и его часто приходилось призывать сбавить скорость, хотя из-за разреженного кислорода всем им было трудно. Было все еще очень холодно, но спальный мешок позволял им пережить ночи. В фильме Stranded Канесса назвал первую ночь во время восхождения, когда они с трудом нашли место, чтобы использовать спальный мешок, худшей ночью в своей жизни. На третий день похода Паррадо достиг вершины горы раньше двух других участников экспедиции. Насколько хватало глаз, перед ним тянулись горы. Фактически, он только что поднялся на одну из гор (высотой 4650 метров (15 260 футов)), которая образует границу между Аргентиной и Чили, а это означает, что они все еще находились в десятках километров от красной долины Чили. Однако, заметив вдалеке маленькую букву «Y», он понял, что выход из гор должен лежать за его пределами, и отказался терять надежду. Зная, что поход потребует больше энергии, чем они изначально планировали, Паррадо и Канесса отправили Визинтина обратно на место крушения, так как у них быстро заканчивались пайки. Поскольку возвращение было полностью под гору, ему потребовался всего один час, чтобы вернуться к фюзеляжу на импровизированных санях.
ПОМОЩЬ
Один из всадников, чилиец хуасо по имени Серджио Каталан, крикнул «завтра». Они знали, что в этот момент их спасут и устроят спать у реки. Во время вечернего ужина Серхио Каталан обсуждал увиденное с другими хуасо, остановившимися на маленьком летнем ранчо под названием Лос-Майтенес. Кто-то упомянул, что несколько недель назад отец Карлоса Паеса, который отчаянно искал любые возможные новости о самолете, спросил их о крушении в Андах. Однако хуасо не могли представить, что кто-то еще может быть жив. На следующий день Каталан взял несколько буханок хлеба и вернулся к берегу реки. Там он нашел двух мужчин, которые все еще стояли на другом берегу реки, стоя на коленях и прося о помощи. Каталан бросил им буханки хлеба, которые они тут же съели, а также ручку и бумагу, привязанные к камню. Паррадо написал записку, в которой рассказал об авиакатастрофе и попросил о помощи. Затем он привязал бумагу к камню и бросил ее Каталону, который прочитал ее и дал мальчикам знак, что понял.
Каталонец много часов ехал верхом на запад, чтобы доставить помощь. Во время поездки он увидел еще одного хуасо на южной стороне Рио-Азуфре и попросил его найти мальчиков и привести их в Лос-Майтенес. Вместо этого он пошел по реке до пересечения с Рио-Тингуирика, где, пройдя мост, он смог выйти на узкую дорогу, которая соединяла деревню Пуэнте-Негро с курортом Термас-дель-Флако. Здесь он смог остановить грузовик и добраться до полицейского участка в Пуэнте-Негро, где новости наконец были отправлены армейскому командованию в Сан-Фернандо, а затем в Сантьяго. Тем временем Паррадо и Канесса были спасены и добрались до Лос-Майтенеса, где их накормили и дали отдохнуть.
На следующее утро спасательная экспедиция покинула Сантьяго и после остановки в Сан-Фернандо двинулась на восток. Два вертолета должны были лететь в тумане, но достигли места возле Лос-Майтенес как раз в тот момент, когда Паррадо и Канесса проезжали верхом, направляясь в Пуэнте-Негро. Нандо Паррадо был завербован, чтобы вернуться на гору, чтобы направить вертолеты к оставшимся в живых. Новость о том, что люди выжили после крушения рейса 571 уругвайских ВВС 13 октября, также просочилась в международную прессу, и вдоль узкого маршрута из Пуэнте-Негро в Термас-дель-Флако хлынул поток репортеров. Репортеры надеялись увидеть Паррадо и Канессу и взять у них интервью о крушении и последующих испытаниях.
СПАСЕНИЕ В ГОРАХ
Утром того дня, когда начались спасательные работы, оставшиеся на месте крушения услышали по радио, что Паррадо и Канесса успешно нашли помощь, а в тот же день, 22 декабря 1972 года, прибыли два вертолета с поисково-спасательными альпинистами. Однако экспедиция (с Паррадо на борту) не смогла добраться до места крушения до полудня, когда летать в Андах очень сложно.
На самом деле погода была очень плохой, и два вертолета смогли забрать только половину выживших. Они ушли, оставив спасательную команду и оставшихся в живых на месте крушения, чтобы снова поспать в фюзеляже, пока на следующее утро не прибудет вторая экспедиция с вертолетами. Вторая экспедиция прибыла на рассвете 23 декабря, и все 16 выживших были спасены.