Методология Самопостижения - ищем, экспериментируем, играем, думаем, беседуем. Клуб строится на актуальных темах участников.
«Два бойца» — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в Ташкенте в условиях эвакуации, во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. В 1963 году киностудией имени М. Горького сделана «новая редакция» фильма. Снят по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны.
1941 год. Это был год тяжёлых и напряжённых боёв на Ленинградском фронте. Крепкая товарищеская спайка помогала бойцам в трудные минуты ожесточённых сражений. Глубокая боевая дружба соединила и пулемётчика Аркадия Дзюбина, сварщика из Одессы, с уральским сталеваром Сашей Свинцовым. Но однажды друзья серьёзно поссорились: получив очередной однодневный отпуск, они гуляли по Ленинграду. Немного смущаясь, Саша признался своему другу, что в городе у него есть знакомая девушка Тася, которая приглашала его к себе в гости. Весь вечер, пока друзья были в гостях у Таси, Аркадий не замолкал ни на минуту. Он рассказывал смешные истории, шутил и пел, а Саша просидел всё время молча.
Когда Аркадий и Саша вернулись поздно вечером в свою воинскую часть, оказалось, что за время их отсутствия был тяжёлый бой, а многие из однополчан погибли. Чтобы поднять настроение бойцов, Аркадий с присущим ему остроумием рассказывает товарищам историю «несчастной» Сашиной любви. Свинцов глубоко обижен шуткой друга, и они ссорятся, но эта ссора разлучает друзей ненадолго. Закипает жаркий бой, и Дзюбин защищает ДОТ от атакующего противника.
Боец выполняет задание, но при этом его тяжело ранят. Рискуя жизнью, Саша выносит раненого друга с поля боя.
Режиссёр Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонёк юмора» освещает события ласковым приятным светом.
— Григорий Александров. «Два бойца». «Труд», 21 сентября 1943 года.
Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемёта. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных недочётов.
Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца — один кузнец с Урала (актёр Б. Андреев), другой — сварщик из Одессы (актёр М. Бернес) — соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины.
— Всеволод Пудовкин. «Правда», 6 октября 1943 года.
Успех фильма в значительной степени основан также на хорошей игре актеров. Они избежали опасностей, подстерегавших их в сценарии. М. Бернес, исполняющий роль Дзюбина, мог чрезмерно увлечься одесскими шуточками. Этого не произошло благодаря счастливому чувству меры артиста. Его Дзюбин весельчак, балагур, песенник. Но это в нем не главное. Он умеет чувствовать, он по-настояшему чуток и глубоко человечен. То же самое и с Сашей Свинцовым, которого отлично, сыграл арт. Б. Андреев. Простодушие и милая медлительность кузнеца не стали поводом для актерского самолюбования. Наоборот, Андреев сдержан и скуп. Его Саша обаятелен своей внутренней непорочностью, душевным целомудрием. Он по-настоящему храбр, по-настоящему самоотвержен. Бледнее дан образ Таси артисткой В. Шершневой.
— Савва Голованивский. «Фронтовая дружба». «Красная звезда», 6 октября 1943 года.
Песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова), исполненные в фильме Марком Бернесом, приобрели широкую популярность.
«Служи́ли два това́рища» — художественный фильм 1968 года, снятый режиссёром Евгением Кареловым по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Действие фильма повествует о событиях Гражданской войны в России.
В фильме две параллельные сюжетные линии, которые пересекутся. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, вторая — о белогвардейских офицерах.
Первые числа ноября 1920 года. Идёт гражданская война. Войска барона Врангеля блокированы в Крыму. РККА готовится к последнему наступлению.
Бойцу Красной армии Андрею Некрасову, бывшему фотографу, командир полка поручает с помощью трофейной кинокамеры Debrie Parvo снять с аэроплана расположение вражеских войск в районе Перекопа. Некрасов пытается объяснить, что не знаком с киносъёмочной техникой, но командир полка настаивает. В помощь Некрасову дают бывшего командира роты Ивана Карякина, разжалованного в рядовые за самовольный расстрел военспеца, бывшего полковника царской армии.
Карякин считает, что должен не только помогать Некрасову, но и присматривать за «чуждым элементом» — о себе Некрасов сообщает: «Я, как бы сказать, попович. Меня дядька воспитал, священник».
В ходе съёмки аэроплан терпит аварию, пилот погибает, а Некрасов и Карякин попадают в плен к махновцам. Несмотря на то, что в то время Махно и Красная армия были союзниками, Некрасову и Карякину грозит расстрел. Некрасов замысливает дерзкий побег, причём ему удаётся вернуть кинокамеру.
Отбившись от махновцев, товарищи попадают в расположение красных. Однако и здесь их арестовывают. Женщина-комиссар не расположена верить двум неизвестным без документов, к тому же в тачанке найдена белогвардейская форма. Она приказывает их расстрелять, тем более что принимает Некрасова за офицера, пытавшего её в контрразведке. Однако счастливый случай помогает бойцам избежать смерти: Некрасов в проезжающем мимо автомобиле узнаёт начальника штаба и тот отменяет расстрел.
Командование полка собирается посмотреть на результаты разведывательной киносъёмки, однако плёнка оказывается испорченной. Карякин тут же обвиняет Некрасова в предательстве, но командование дивизией уверено, что в неудаче Некрасова нет умысла. Некрасов, обладающий фотографической памятью, рисует план вражеских укреплений, причём детали его рисунка в точности совпадают со сведениями, полученными от перебежчиков. Один из командиров награждает Некрасова маузером, а обескураженный Карякин вновь пытается наладить с ним добрые отношения.
В Севастополе в гостинице поручик Брусенцов случайно убивает своего приятеля Сергея Лукашевича. К убитому вызвана сестра милосердия Саша. Оставленный под домашним арестом Брусенцов знакомится с ней. Вскоре Брусенцова отправляют на оборону Перекопа.
Совершив переход через залив Сиваш, войска Красной армии берут Перекоп штурмом. Как и многие, Брусенцов бежит в Севастополь, откуда уходят последние пароходы. В пути его замечает Карякин и хочет его застрелить. Некрасов просит его не делать этого, а тем временем Брусенцов и другой белый офицер скрываются. Брусенцов, несмотря на отговорки попутчика, решает использовать последний патрон в его винтовке. Его жертвой становится Некрасов.
Во время севастопольской эвакуации Брусенцов венчается с сестрой милосердия Александрой. В последний момент он один попадает на отходящий пароход. Его верный конь Абрек бросается в воду за судном, на котором уплывает хозяин. Брусенцов этого не выдерживает и кончает жизнь самоубийством.
Автор слов песни «Служили два товарища, ага…» — советский поэт Абрам Маркович Арго.
Сценаристы использовали фильм для поиска своих бывших знакомых по ГУЛАГу:
Таким же способом мы пытались отыскать ещё одного его друга Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Его имя, отчество, фамилию и даже воинское звание мы присвоили одному из героев фильма «Служили два товарища» — поручику Александру Никитичу Брусенцову.
Образ Семёна Марковича — доктора, читающего красноармейцам лекцию в стихах, — основан на реальном эпизоде из жизни С. М. Фрида — отца В. С. Фрида.
Ростислав Янковский, играющий роль полковника Васильчикова, — старший брат Олега Янковского, исполнителя роли Некрасова.
Фильм снимался в том числе в пгт Суворово Измаильского района Одесской области, на озере Ялпуг у с. Ларжанка Измаильского района. В Крыму съёмки проходили в Арабатской крепости, которая расположена в начале Арабатской стрелки, а в фильме играла роль перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Также здесь снимали сцену, когда Брусенцов убивает Некрасова.
Владимир Высоцкий был разочарован фильмом, поскольку экранное время его героя было значительно сокращено — бо́льшая часть отснятого материала в фильм не попала.
Повесть «Служили два товарища» писателя Анатолия Яковлевича Кучерова, опубликованная в 1954 году и неоднократно переиздававшаяся, не имеет отношения к одноимённому фильму. В ней рассказывается об участии молодёжи в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
У группы «Любэ» в альбом «Комбат» включён ремикс песни «Служили два товарища».
В основе фильма лежит реальная история подвига экипажа советского танка КВ-1 под командованием Семёна Коновалова, 13 июля 1942 года принявшего неравный бой, в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области, и уничтожившего 16 танков, 2 бронемашины и 8 автомашин с живой силой противника.
«Крокоди́л Ге́на» — кукольный мультипликационный фильм, поставленный Романом Качановым по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и выпущенный киностудией «Союзмультфильм» 31 декабря 1969 года. В этом фильме впервые появились широко известные мультипликационные образы — Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк.
Крокодил Гена работает в зоопарке крокодилом. Каждый день вечером он возвращается домой в свою одинокую квартиру. Наконец ему надоедает играть самому с собой в шахматы, и Гена решает завести себе друзей. На объявления, расклеенные по городу, откликаются звери и люди. Первой приходит девочка Галя с бездомным щенком Тобиком, вслед за ними неведомый науке зверь Чебурашка, найденный в коробке из-под апельсинов. Пришедший затем лев Чандр признается, что у него нет друзей, но щенок Тобик с радостью заявляет, что будет с ним дружить.
Гена и его новые друзья решают построить «Домик друзей». Однако вредная старуха по кличке Шапокляк, известная всему городу своими хулиганскими выходками и не настроенная дружелюбно, желает зло подшутить над дружной компанией. А пока «Домик друзей» строился, то все передружились, потому он был отдан детскому садику, в котором Чебурашка стал работать игрушкой. Затем приходит старуха Шапокляк дает Чебурашке письмо и он читает: Я больше так не буду! Шапокляк.
---------------------
«Чебурашка» — советский кукольный мультипликационный фильм, поставленный Романом Качановым и выпущенный киностудией «Союзмультфильм» 6 июня 1971 года. Продолжение фильма «Крокодил Гена» (1969).
У крокодила Гены день рождения. Его поздравляет Чебурашка и дарит ему подарок — игрушечный вертолётик. Друзья запускают вертолётик, в результате чего тот уносит Чебурашку, державшего его при запуске, на большое расстояние. Дальше друзья видят отряд пионеров. Они просят, чтобы те приняли их в свои ряды. Сначала пионеры предлагают им поселиться в живом уголке, но друзья отказываются и настаивают на своём. После короткой дискуссии выясняется, что Гена и Чебурашка не умеют ни делать скворечники, ни разводить костры, ни маршировать. Пионеры объявляют им, что в отряд их не берут и предлагают всему, что они не умеют, научиться. После этого, друзья пытаются построить скворечник, но у них ничего не получается. Затем они успешно строят детскую площадку и даже безвозмездно помогают пионерам собирать металлолом. В знак благодарности за постройку площадки и помощь в сборе металлолома пионеры принимают друзей в отряд и учат маршировать.
---------------------
«Шапокля́к» — советский кукольный мультипликационный фильм, поставленный Романом Качановым и выпущенный киностудией «Союзмультфильм» 18 июля 1974 года. Продолжение фильма «Чебурашка» (1971).
Крокодил Гена и Чебурашка отправляются на морской отдых на поезде № 8 «Москва — Ялта», но Шапокляк крадёт их билеты и бумажник. Поэтому друзей высаживают на первой же станции в 200 км от Москвы. Крокодил Гена и Чебурашка проходят лишь 1 км (до указателя «до Москвы 199 км»), попутно оставляя вещи, которые подбирает едущая на дрезине Шапокляк. Однако в дальнейшем, ей приходится объединиться с друзьями для борьбы с туристами-браконьерами и местной фабрикой за чистоту лесов и рек Подмосковья. Одержав победу и восстановив справедливость, Гена, Чебурашка и Шапокляк возвращаются домой на крыше пассажирского вагона.
главный парадокс дружбы...
решайте сами...