Решиться на государственность: о «бесхозных» смыслах дня народного единства [Тимофей СЕРГЕЙЦЕВ]
От редакции.Отмечаем всенародный праздник всенародного единства тройным залпом РетроОднако – о смыслах и содержании дня 4 ноября.
Тимофей Сергейцев, 5 ноября 2011 г.
***
День народного единства, по идее, должен стать гражданским праздником, акцентирующим глубинное внутреннее содержание понятия «патриотизм». Однако для этого современное российское государство должно определиться с собственным внутренним содержанием.
О чём праздник 4 ноября? О том, что в 1612 году примерно в этот день, но это не точно, «мы» вышибли поляков из Москвы. В которую другие «мы» их перед этим пригласили. Загадочная русская душа тут ни при чём. Скорее, дело в разнообразии точек зрения на методы управления государством и на то, кто, собственно, «нами» должен править. Одна точка зрения победила другую во вполне демократическом голосовании ногами и ружьями. «Наше» ополчение победило «наших» собственных бояр, прикрывающихся поляками. Конечно, поляки и сами были не прочь в Москве и на Руси похозяйничать, принести, так сказать, цивилизацию в варварскую страну. Но без «нашей» собственной помощи у них до этого бы не дошло.
Так что весьма давний и хорошо подзабытый эпизод отечественной истории при ближайшем рассмотрении оказывается не столько избавлением от интервентов, сколько восстановлением суверенитета и прекращением внешнего управления государством. Это серьёзно его отличает от более памятных избавлений — 1812 и 1945-го. И вроде бы это и выражено в названии праздника — День народного единства. Но, как любят говорить пиарщики и рекламщики, как-то «не считывается». Не доходит. А точнее — не доводит государство. Чему весьма способствует относительно недавнее возобновление праздника с одновременной утратой его православного статуса (всё-таки это был день иконы Казанской Божьей Матери, с которой князь Пожарский вошёл в Москву), а также весьма сомнительное противопоставление его советскому 7 ноября.
Но это не причины, а скорее следствия торможения такого социокультурного проекта, как создание (или возрождение) праздника, которому придаётся исключительное государственное и идеологическое значение.
Реальных (празднуемых) неправославных праздников у нас всего два: Новый год и День Победы. При этом из этих двух лишь один — День Победы — выражает и закрепляет историческую память и сознание, то есть служит укреплению государства, сплочению народа и формированию гражданина. Новый год выражает чисто традиционное сознание, живущее в космическом круговороте смены времен года, вне какого-либо исторического времени, то есть сознание крестьянское.
Остальные «праздники» — всего лишь многочисленные «дни», отмечаемые, но не празднуемые, используемые каждым по-своему, а значит формально, без эффекта создания сознательной общности, то есть собственно народа. Ибо народ как реальность есть как раз сознательная и осознающая себя общность, а вовсе не материальное родство крови или единство языка. Праздник же — одна из немногочисленных форм действительного существования именно народа.
Из этого уже видна передержка в названии: коли это и в самом деле праздник, то хватило бы и просто Дня единства, когда бы само «единство» было всем понятно и радостно. Попытка выстроить этот праздник по типу Дня Победы, тем более при понятном желании сделать его элементом именно гражданского культа, а не религиозного (значит, это уже не возрождение, а нечто новое), неуспешна именно из-за потери позиции в отношении содержания праздника, невнятности его идеологической трактовки.
…4 ноября как конец Смуты, как гражданское объединение народа, выборы царя из четырёх конкурентных кандидатов, вполне цивилизованные и по современной политической моде скроенные ограничения военной, судебной и исполнительной власти монарха, — всё это сюжет более чем актуальный, в полном смысле слова современный и для нас совершенно не исчерпанный. Ведь что может быть современнее, чем история с демократией и переучреждением государства «Россия»?
Почему же мы так невнятно выражаемся на государственном уровне, ограничиваясь в обозначении главного содержания праздничного события лишь повторением названия (мол, кто умный, тот сам поймёт), а само событие маскируем под «военно-патриотический» стандарт? Почему мы допускаем патриотическую патетику, основанную на образе внешнего врага, и как огня боимся — даже на историческом материале — выращивать более глубокий, внутренний патриотизм, основанный на самоутверждении государства и, как следствие, народа?
…Конечно, встав на этот путь, мы вынуждены будем поставить в сравнительный ряд уже иные события, в сопоставлении с которыми 4 ноября не военная акция, а всё-таки революция и государственная реформа. Мы увидим в этом ряду взятие Казани — не как военный, а как внутренне- учреждающий государство акт. Увидим и революции 1917-го: и февральскую, и октябрьскую — ту самую, которую, возможно, предполагалось вытеснить из исторической памяти.
…При этом при всех преимуществах исторической политкорректности как языка современные вопросы всё равно придется ставить честно. Наша Смута уже закончилась или, напротив, только начинается? На что (и на кого) мы готовы ополчиться ради спасения Отечества? Какие реальные демократические ограничения должны быть наложены на царя (президента), а что лишь декорация под именем демократии, скрывающая действительные механизмы власти?
Не отвечая на эти вопросы, не включая собственно гражданское, а не только военно-патриотическое содержание в идеологию праздника, мы попадаем в ситуацию незавершённого действия.
Праздник уже есть, а его полную идеологическую интерпретацию и использование мы в результате отдаем на откуп радикальным и маргинализованным элементам. Закономерно, что день 4 ноября стремятся присвоить (и отчасти преуспели в этом) объединившиеся ради такой возможности разномастные националистические силы. И государство пасует перед ними — не в силовом противостоянии (пока), но в идеологическом спарринге (пока это спарринг). Оно, с одной стороны, заигрывает с ними, проявляя «терпимость» и «понимание» к «умеренным», создавая даже видимость приглашения их и инкорпорации в правящий политический консенсус. С другой стороны, по возможности подаёт знаки наиболее радикальным и обозленным, выборочно карая за реальные преступления представителей нацменьшинств.
А что остаётся, если невнятная государственная идеология подразумевает что-то вроде строительства национального государства? И формально, следовательно, должна существовать официальная версия русского национализма, легитимно и по возможности легально поддерживаемая самим государством. При такой расстановке сил государство оказывается в одной весовой категории со всеми участниками националистического фронта и стратегически с неизбежностью проигрывает ему.
…Таким же образом производится и захват националистами праздника 4 ноября как гражданского культа — через «безхозное» содержание, которого само же государство откровенно побаивается.
…В чём главный минус националистов? Прежде всего в том, что ими движут вовсе не идеи и политическое содержание. Им нельзя «поручить» или «отдать» часть политической работы по обустройству государства, даже отфильтровав «нежелательные элементы». Потому что все «элементы» окажутся «нежелательными».
Националисты вовсе не выражают позитивную идеологию какой-либо народной общности, собравшейся и сплотившейся вокруг собравшего и сплотившего ее государства, то есть собственно нации. Они паразитируют на проблемах её отсутствия или становления, представляя собой чисто разрушительную силу. Они эксплуатируют ненависть как финальное социально-психологическое состояние, оформляя ее в националистические клише, поскольку клише классовые репрессированы. Сегодня быть подлинным коммунистом или даже социалистом, то есть ненавидеть капиталистов с оружием в руках, и невозможно, и неприлично, а вот делать то же самое по отношению к «чёрным», может быть, даже респектабельно.
Вывод прост: деструктивные силы нельзя подпускать ни к какому социокультурному проекту по определению, тем более к такому позитиву, как праздник. Но для этого нужно контролировать не один день в году, а все 365.
***
Читайте также актуальные рассуждения
- о единстве русской истории
- и о заминке в государственной идеологии
0 комментариев