История. Окончание
Для того чтобы сделать иллюстрацию реальности еще более яркой, приведем в качестве примера еще один учебник - «Россия в 20-м веке. 11 класс» Левандовский/Щетинов.
Очень корректный учебник с большим количеством и качеством фактического материала.
Однако одна деталь бросается в глаза – авторы полностью избежали описания сути фашизма и национал-социализма. Избежали описания их зарождения, основных философских оснований. Избежали истории прихода фашистов и национал-социалистов к власти в Италии и Германии. Избежали истории гражданской войны в Испании.
В учебнике нет н одного определения фашизма или национал-социализма.
То есть ученик снова столкнулся вместо науки истории, которая стремиться понять те процессы, которые изучает и описывает – с рассказываемой историей-сказкой, в которой в Европе внезапно зародился фашизм точно так же, как когда-то считалось, что мыши могут самозародиться от мусора.
При просмотре других учебников и учебных пособий выяснилось, что совершенно то же самое касается совершенно всех остальных социальных концепций.
Социализма и коммунизма, фашизма, либерализма и так далее.
То есть человеческая цивилизация на страницах учебника предстает как некий феномен, который живет, не пытаясь свою жизнь осмыслить и обосновать.
С этой точки зрения история – это набор фактов и процессов, которые возникают из конкретных сочетаний обстоятельств.
Так подписание договора о ненападении между СССР и Германией объявляется результатом срыва переговоров между СССР, Францией и Англией, что в свою очередь объясняется взаимным недоверием. То есть причиной в конечном итоге объявляются предубеждения. И ничего не сказано о том, что это «недоверие» явилось результатом последовательной ясно осознаваемой и хладнокровно проводимой политики по направлению военной экспансии Германии на Восток, в рамках которой и был совершен Мюнхенский сговор, были ланы односторонние гарантии Польше и сорваны переговоры с СССР.
В свою очередь понимание причин такой политики невозможно без понимания генезиса британской и французской политических элит и роли колониализма в становлении Английского и Французского капитализмов.
Иными словами:
Мы не можем уйти в преподавании истории от анализа исторических процессов с точки зрения теорий общественного развития, философии, понимания культурного контекста.
Это в свою очередь вынуждает нас либо синхронизировать преподаваемые предметы, либо вставлять их части друг в друга.
В любом случае нам кажется, что понимание исторических процессов – намного важнее знания большого числа подробностей их течения.
Современные тесты по истории – не позволяют ученику действительно понимать суть «изучаемых» явлений. Эти тесты предлагают лишь дать оценку или же рассказать информацию, которая не нуждается в понимании «Вторая Мировая Война началась 1 сентября 1939 года». Более того именно понимание сути Второй Мировой Войны заставит ученика задать вопрос почему датой начала войны считается дата нападения Германии на Польшу, а не Японии на Китай?
Поскольку история в каком-то смысле является практикой общественных теорий в отставшие возможности эксперимента, то вероятно именно разбор тех или иных исторических событий и процессов с помощью различных концепций может натренировать ум ученика, подготовить его к глубокому пониманию человечества как изучаемого объекта.
А следовательно, и к пониманию себя, своей страны, а также современных ему политических событий.
Это - последний текст из "Манифеста группы Вассермана".
4 комментария