История, этика, идеология, глубина, вечность. Часть 1
Этика. Рассуждение об истории не о как науке, а как о преподаваемом предмете невозможно в отрыве от вопросов идеологии.
Само слово «преподавание» подразумевает, что вы даете человеку нечто, от чего он не вправе отказаться. Отсюда вопрос этики – можем ли мы прибегать к некоторому диктату? Но второй вопрос возможно еще более важен – обладаем ли мы сами тем, что намерены передать?
История в еще большей мере чем литература подвержена идеологическому влияние, так как является инструментом обоснования политики и создания репутации международных и общественных субъектов таких как страны, классы, социальные группы.
Национальная история является обобщенной репутацией, биографией крупной социальной группы. От ее трактовки зависит самооценка, которую получает ученик. Заниженная или же завышенная групповая репутация превращает ученика в объект для политических манипуляций различных сил.
В связи с этим представляется, что преподавание истории должно исходить из того, что полученные учеником знания должны позволять ему адекватно и безопасно действовать не в прошлом, а именно в настоящем и таким образом исторические учебники, курсы и методики преподавания истории должны исходить из современного контекста, так чтобы вооружить учащегося знаниями против спекуляций и манипуляций, сформировать его отношение к истории его нации таким образом, чтобы его невозможно было увлечь ни в «секты покаяний» ни в шовинистические марши.
Иными словами, защита нашего потомства – это наша обязанность перед ним и друг перед другом. Эта защита может быть осуществлена передачей этому потомству знаний. Наше право на преподавание чего либо, то есть передачу без права ученика на отказ обосновывается только одним – честностью осмысления наминавшего собственного опыта и честностью осмысления нами собственной истории.
Однако, честность – невозможна без спора и дискуссии. Честность невозможна без разномыслия по апостолу Павлу.
«¹⁹ Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». 1 Коринфянам 11:19
Отсюда возникает вопрос о целесообразности и сущности концепции единого учебника.
Вероятно, стоит взять на вооружение старый советский конкурсный принцип, по которому принимался на вооружение тот или иной вид оружия, когда объявлялся конкурс по определённый характеристикам и свои изделия предоставляли несколько конструкторских бюро, после чего наилучшие решения при условии их совместимости объединялись. При этом проекты не приняты на вооружение, но заслуживающие внимание – продолжали существовать, выпускаться малыми сериями для отдельных подразделений и совершенствоваться.
Идеология. Согласно Конституции нашей страны, п. 2 ст. 13 «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Что это означает? Значит ли это что учебники должны быть безидеологичны? То есть лишены каких-либо воспитательных функций?
По нашему мнению, это совершенно не так.
Государство не имеет права наказывать людей за идеологию отличную от государственной. Государство не имеет права принуждать кого-либо исповедовать какую-либо идеологи или отказываться от какой-либо идеологии.
Однако идеологию имеет право иметь партии, которые составляют парламент. Идеологию имеет право иметь президент, которого избирает народ. И парламент, и президент и формируемое ими правительство могут и обязаны формулировать требования к учебникам. В том числе и идеологические.
Государство не имеет права принуждать к идеям и идеалам. Но оно имеет право и обязанность доносить их до общества. Государство имеет воспитательную функцию и обязано ее осуществлять. В том числе и через систему образования. В той мере в какой оно на это уполномочено демократическими механизмами и принципами.
Заидеологизированность советского образования вызвала в нашем обществе эффект маятника. На какое-то время учебники истории не просто утратили марксистскую составляющую, превратившись из обоснования некой пусть и оспариваемой тории в набор фактов, но и приобрели противоположную – антисоветскую окраску.
В результате мы не только потеряли не только теоретическое обоснование исторических процессов, но и приобрели очень враждебный взгляд на собственную историю.
Продолжение следует.
6 комментариев
Собственно, само это утверждение - это тоже идеология.
Наша либерда как раз против этой концепции. Они сформулировали государство как бюро услуг. Было бы смешно, если парикмахерской вменили в обязанность доносить до общества какие причёски эстетически приемлемы, а какие - нет. Вот их логика.
Вашу же позицию они рассматривают как тоталитарную. Я бы даже сказал фашистскую.
Поскольку требование от искусства не просто реализма, а соцреализма - это по их мнению моветон и Гитлер.