Заметки об образовании. Литература. Целостность, глубина, актуальность.
Один из наших экспертов привлеченных для получения представления о современном состоянии преподавания литературы и истории – заслуженный педагог РФ, неоднократный «учитель года» и обладатель многих других регалий – Александр Геннадиевич Гутов (и, кстати, прекрасный поэт) начал свой текст, с которым вступал в нашу группу с прямого вопроса:
«Первой и главной проблемой современного преподавания литературы можно назвать сам вопрос – зачем нужно ее преподавать? Если учитель способен ответить на этот вопрос – остальные проблемы можно решить».
Невозможно не согласится с уважаемым Александром Геннадиевичем. Учитель литературы действительно должен решить для себя вопрос зачем преподавать литературу. Без этого он не может быть вполне учителем.
Однако, поскольку мы говорим о вопросах государственного реформирования образования, то нам придется отвечать на этот вопрос не с точки зрения учителя, а с точки зрения государства.
Зачем государству необходимо преподавание литературы? Вероятно, без ответа на этот вопрос государство не может быть вполне государством.
И, наверное, первое с чего стоит начать, это с того, что такое для человека вообще литература как искусство.
Искусство дает человеку уникальную возможность – пережить не собственный опыт. Определяя набор литературных произведений обязательных для прочтения и изучения в школе, мы проводим ученика по созданному нами для него волшебному коридору жизней и обстоятельств. В результате такого «путешествия» ученик 11-го класса обладает невероятным для его сверстника из прошлого эмоциональным опытом, знаниями, багажом этических решений.
Этот опыт создаёт единый на протяжении всего пространства «русского мира» культурный код, систему символов, включающих эмоциональные и поведенческие сценарии, позволяющий личностям, включенным культурное поле «русского мира» общаться на более богатом более глубоком уровне, включающем не только активные коммуникативные сценарии, но и куда более важные для сотрудничества общие умолчания – не подлежащие сомнению истины:
«Россия – наша родина, смерть – неизбежна, мир стоит на нашей жертве».
Литература создает и подкрепляет человеческую мораль. В том числе и патриотизм. Потому что отношение к Родине – это часть морали.
В связи с этим странно наблюдать как образовательное сообщество с невероятным упорством отрицает свою способность, а следовательно и ответственность за формирование восприятия учащимися наблюдаемых ими исторических событий.
Невероятная напряженность, возникшая в обществе с началом специальной военной операции на Украине, нуждается не в игнорировании школы под предлогом беспристрастности (какая вообще тут может быть беспристрастность кроме лицемерия или равнодушия?) в мобилизации тех сил и средств, которыми уже снабжена русская культура для того, чтобы сформулировать отношение русского гражданина к этому болезненному вопросу.
Это и «Фиолетовый луч» Паустовского:
«…люди, захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до патоки, до отвращения… нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриоты»
Конечно, «Тарас Бульба».
И «Белая Гвардия» Булгакова. Ну, хотя бы «Дни Турбиных» с учениками же можно посмотреть и обсудить?
Это не означает, что невозможна дискуссия и дозволено лишь оно мнение – государственное или неправильное. Но дискуссия без учета Булгакова и Паустовского – это не дискуссия, а профанация, вульгаризация этической задачи, а значит – заведомый провал попытки ее решения.
Во-вторых, литература – это язык.
То есть инструмент не только коммуникации, но и мышления. Невозможно научить человека думать, не научив его языку.
Невозможно научить человека решать сложные этические задачи, не научив его эти задачи формулировать и описывать, что возможно только при помощи языка.
И в-третьих, литература – это область человеческой деятельности, ремесло, которое развивается одновременно с человечеством. Литература имеет свою историю, свои жанры, сюжеты, приемы и истоки. Литература развивалась с человеком от первобытного его состояния и примитивных сказок, прошла через все эпохи и несет на себе все отпечатки человека как вида. Все истории его болезней.
Изучая с учеником мифы и их истоки, классические литературные приемы и сюжеты мы можем дать ученику возможность увидеть биографию человечества в отражении его собственного коллективного сознания.
Это не означает, что учащегося школы нужно превращать в филолога и полноценно преподавать ему теорию литературы, теорию фольклора и принуждать его к Проппу, Фрезеру и Элиаде в полном объеме.
Но полноценное образование без ознакомления ученика с азами филологии - невозможно.
Без этого литература является просто принудительным чтением.
0 комментариев