logo Глупец на горе

Заметки об образовании. Продолжение. Целостность и фундаментальность

Человечество ‎во‏ ‎всех ‎областях ‎свое ‎деятельности ‎всегда‏ ‎ищет ‎и‏ ‎находит‏ ‎более ‎простые, ‎более‏ ‎экономичные ‎с‏ ‎точки ‎зрения ‎затрат ‎методики‏ ‎достижения‏ ‎результатов. ‎

В‏ ‎большинстве ‎случаев‏ ‎это ‎оправдано. ‎

Однако ‎в ‎области‏ ‎образования‏ ‎подобный ‎подход‏ ‎зачастую ‎играет‏ ‎с ‎нами ‎злую ‎шутку. ‎

Упрощая‏ ‎преподаваемый‏ ‎материал‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎необходимости‏ ‎понимания ‎за‏ ‎счет‏ ‎вычеркивания ‎фундаментальной‏ ‎части, ‎чтобы ‎сократить ‎объем ‎того‏ ‎материала ‎что‏ ‎необходимо‏ ‎запомнить ‎мы ‎зачастую‏ ‎лишаем ‎ученика‏ ‎самой ‎возможности ‎осознать ‎смысл‏ ‎изучаемого‏ ‎предмета. ‎

Так‏ ‎из ‎преподавания‏ ‎математики ‎исчезло ‎понятие ‎топологии. ‎Материал‏ ‎преподается‏ ‎не ‎от‏ ‎пространства ‎к‏ ‎описывающим ‎его ‎формулам, ‎а ‎в‏ ‎отрыве‏ ‎от‏ ‎представления ‎о‏ ‎пространстве. ‎Это‏ ‎лишает ‎ученика‏ ‎возможности‏ ‎использовать ‎пространственное‏ ‎воображение ‎для ‎понимания ‎материала, ‎лишает‏ ‎предмет ‎прикладного‏ ‎аспекта.‏ ‎

В ‎качестве ‎одного‏ ‎из ‎примеров‏ ‎преподавания ‎материала, ‎когда ‎простой‏ ‎отказ‏ ‎от ‎экономии‏ ‎на ‎фундаментальности‏ ‎приводит ‎к ‎прекрасным ‎педагогическим ‎результатам‏ ‎можно‏ ‎привести ‎видеоурок‏ ‎Алексея ‎Саватеева‏ ‎о ‎биноме ‎Ньютона: ‎

Вот ‎тот‏ ‎же‏ ‎материал‏ ‎с ‎использованием‏ ‎технологий ‎визуализации:‏ ‎

Возврат ‎к‏ ‎пространственному‏ ‎мышлению, ‎к‏ ‎которому ‎прибег ‎в ‎данном ‎случае‏ ‎педагог ‎выстрел‏ ‎в‏ ‎мировоззрении ‎ученика ‎верное‏ ‎понимание ‎роли‏ ‎математики ‎как ‎языка, ‎который‏ ‎описывает‏ ‎явления, ‎происходящие‏ ‎в ‎пространстве,‏ ‎его ‎изменения ‎и ‎движение, ‎а‏ ‎не‏ ‎как ‎формулы,‏ ‎существующие ‎сами‏ ‎в ‎себе, ‎для ‎себя ‎–‏ ‎никак‏ ‎не‏ ‎связанные ‎с‏ ‎жизнью. ‎

Еще‏ ‎один ‎яркий‏ ‎пример‏ ‎прекрасного ‎описания‏ ‎жизненных ‎явлений ‎при ‎помощи ‎математики,‏ ‎это ‎рассказ‏ ‎нашего‏ ‎уважаемого ‎коллеги ‎о‏ ‎так ‎называемом‏ ‎Золотом ‎Сечении. ‎

Вот ‎тот‏ ‎же‏ ‎материал, ‎данный‏ ‎с ‎применением‏ ‎средств ‎визуализации: ‎

ы ‎от ‎математики‏ ‎перешли‏ ‎к ‎эстетике‏ ‎и ‎показали‏ ‎тем ‎самым ‎их ‎непосредственную ‎связь.‏ ‎

Злоупотребление‏ ‎упрощением‏ ‎сейчас ‎так‏ ‎же ‎имеет‏ ‎место ‎и‏ ‎в‏ ‎преподавании ‎истории,‏ ‎обществоведении ‎и ‎литературе. ‎Причем ‎в‏ ‎области ‎этих‏ ‎наук‏ ‎отказ ‎от ‎фундаментальности‏ ‎носит ‎также‏ ‎следы ‎идеологической ‎цензуры ‎материала.‏ ‎

Это‏ ‎совершенно ‎неудивительно‏ ‎учитывая ‎то‏ ‎огромное ‎влияние, ‎которое ‎оказал ‎примитивный‏ ‎вульгарно‏ ‎понятый ‎либерализм‏ ‎на ‎все‏ ‎аспекты ‎развития ‎нашего ‎общества ‎в‏ ‎постсоветское‏ ‎время.‏   ‎

По ‎нашему‏ ‎мнению, ‎фундаментальность,‏ ‎которая ‎позволяет‏ ‎именно‏ ‎воспринимать ‎изучаемый‏ ‎предмет ‎во ‎всей ‎его ‎полноте‏ ‎должна ‎быть‏ ‎реабилитирована,‏ ‎а ‎злоупотребление ‎упрощением‏ ‎материала ‎ради‏ ‎кажущейся ‎простоты ‎и ‎скорости‏ ‎преподавания‏ ‎обессмысливающее ‎предмет‏ ‎– ‎упразднено.‏ ‎

P.S. ‎Не ‎можем ‎не ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎яростный ‎критик‏ ‎"дистанта" ‎и‏ ‎"цифры" ‎Алексей ‎Савватеев ‎- ‎прекрасно‏ ‎использует‏ ‎и‏ ‎то ‎и‏ ‎другое ‎как‏ ‎приложение ‎к‏ ‎своим‏ ‎несомненным ‎педагогическим‏ ‎талантам. ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

80 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048