Заметки об образовании. Продолжение. Целостность и фундаментальность
Человечество во всех областях свое деятельности всегда ищет и находит более простые, более экономичные с точки зрения затрат методики достижения результатов.
В большинстве случаев это оправдано.
Однако в области образования подобный подход зачастую играет с нами злую шутку.
Упрощая преподаваемый материал с точки зрения необходимости понимания за счет вычеркивания фундаментальной части, чтобы сократить объем того материала что необходимо запомнить мы зачастую лишаем ученика самой возможности осознать смысл изучаемого предмета.
Так из преподавания математики исчезло понятие топологии. Материал преподается не от пространства к описывающим его формулам, а в отрыве от представления о пространстве. Это лишает ученика возможности использовать пространственное воображение для понимания материала, лишает предмет прикладного аспекта.
В качестве одного из примеров преподавания материала, когда простой отказ от экономии на фундаментальности приводит к прекрасным педагогическим результатам можно привести видеоурок Алексея Саватеева о биноме Ньютона:
Вот тот же материал с использованием технологий визуализации:
Возврат к пространственному мышлению, к которому прибег в данном случае педагог выстрел в мировоззрении ученика верное понимание роли математики как языка, который описывает явления, происходящие в пространстве, его изменения и движение, а не как формулы, существующие сами в себе, для себя – никак не связанные с жизнью.
Еще один яркий пример прекрасного описания жизненных явлений при помощи математики, это рассказ нашего уважаемого коллеги о так называемом Золотом Сечении.
Вот тот же материал, данный с применением средств визуализации:
ы от математики перешли к эстетике и показали тем самым их непосредственную связь.
Злоупотребление упрощением сейчас так же имеет место и в преподавании истории, обществоведении и литературе. Причем в области этих наук отказ от фундаментальности носит также следы идеологической цензуры материала.
Это совершенно неудивительно учитывая то огромное влияние, которое оказал примитивный вульгарно понятый либерализм на все аспекты развития нашего общества в постсоветское время.
По нашему мнению, фундаментальность, которая позволяет именно воспринимать изучаемый предмет во всей его полноте должна быть реабилитирована, а злоупотребление упрощением материала ради кажущейся простоты и скорости преподавания обессмысливающее предмет – упразднено.
P.S. Не можем не отметить, что яростный критик "дистанта" и "цифры" Алексей Савватеев - прекрасно использует и то и другое как приложение к своим несомненным педагогическим талантам.
0 комментариев