Некоторые соображения об образовании. Часть 2
Актуальность знаний.
На данный момент образовательная система России пренебрегает актуальными общественными дискуссиями и не отслеживает их. Предполагается что знаний, которые получает ученик в школе должно хватить для того, чтобы он мог самостоятельно решить для себя те вопросы, которые поднимаются в обществе.
По нашему мнению, это глубочайшее заблуждение. Кроме того, школа игнорирует эти дискуссии как педагогический инструмент, как способ донести знания до школьника используя его интерес к поднимаемым в обществе вопросам. Учителя не готовы к вопросам учеников, не готовы защищать их от дезинформации и манипуляций.
Случай в забайкальской школе, когда ученик фактически затравил учителя истории из-за книги о войне 1812 года с псевдоисторическими спекуляциями крайне показателен в этом отношении.
И если дискуссии о войне 1812 года не настолько актуальны для российского общества, то спекуляции на темы истории СССР, истории Второй Мировой Войны – разрушают современную актуальную идентичность гражданина России. И школа не имеет права оставаться в стороне от этой проблемы.
Тем не менее в Министерстве Просвещения не заметно особого рвения к сотрудничеству со специалистами историками, занимающимися изучением данного периода. Это пренебрежение актуальной дискуссией – крайне прискорбно.
Не менее истории актуальны общественные дискуссии о правах человека, о политических и правовых системах, о религии и традиционных ценностях. Провозглашая на каждом углу ценность наших традиционных ценностей, здравый консерватизм, духовные скрепы – мы даже не потрудились каким-то образом описать то, что имеем в виду. В результате консерватизм понимается достаточно большой группой учащихся как ретроградство, а уважение к традициям и духовным скрепам – как мракобесие. Подобное положение дел вызывает крайнее удивление.
Мы полагаем совершенно необходимым регулярно вводить в школьную программу материалы по вопросам истории, основ государева и права, философии, которые вызывают наиболее оживлённую общественную дискуссию.
Взаимоотношения учителя и ученика. Дисциплина.
Целью образования являются обучение ученика знаниям и привитие ему навыков, а так же воспитание полноценной разносторонне развитой личности с крепкими представлениями о морали, включая гражданскую мораль.
По нашему мнению, воспитание ученика невозможно без учительского авторитета, который должен быть постоянно укрепляем и поддерживаем государством.
Однако на настоящий момент Федеральный Закон «Об образовании» во многом просто избегает темы взаимных прав и обязанностей ученика и учителя в отношении друг друга. То есть соответствующие нормы вроде бы есть, но носят они декларативный и формальный характер. Зачастую. Они просто неприменимы. Так исключение ученика из учебного заведения возможно только по достижении им 15 лет. До этого момента в его отношении могут применяться только замечания и выговоры.
В результате меры принуждения учащихся к дисциплине – являются предметом художественного творчества конкретных педагогических составов – создание специальных классов и т. п.
Подобная «серая зона», в которую государство как бы «не смотрит» - является пространством, которое провоцирует злоупотребления как педагогов в отношении учащихся так и наоборот.
Это снижает престиж работы учителя в обществе, что негативно сказывается на способности государства получать действительно качественные кадры в сферу образования.
Мы полагаем, что это лицемерие должно быть прекращено и педагогам законом должны быть даны специальные полномочия, которые будут инструментом по установлению дисциплины ы учебном заведении.
Нагрузка педагога
То количество отёчности и правил ее подачи, которые на данный момент вменяются педагогу в обязанность удручает. Так, например половина первого урока уходит на заполнения отчета о присутствии учеников на уроке. Кроме того, существуют отчеты, которые являются продуктом творческой мысли руководства отдельных школ и других чиновников. В том числе и тех, что не являются непосредственными руководителями и организаторами образования.
Аргумент «учитель — это не работа, а служение» на наш взгляд является лукавством призванным прикрыть нежелание и неумение чиновника обеспечить и организовать труд педагогов.
Ни учитель, ни ученик не должны быть жертвами ни друг друга, ни чиновников.
В связи с этим мы полагаем, что отчетность, которая ведется педагогами должна утверждаться исключительно министерством образования с обязательным ограничением времени трудозатрат не более чем час в неделю. Любые другие формы отчетности могут вменяться учителю только в рамках специальных образовательных экспериментов и только при условии соответствующей доплаты.
Новые формы и технологии преподавания
Мы полагаем, что учителей следует поощрять на создание собственных авторских электронных курсов по их предметам, в конкуренции и кооперации друг с другом.
Ежегодно проводить конкурсы таких учебных материалов с награждением лучших и занесением их в общую федеральную библиотеку электронных курсов.
Выделять учителям целевые гранты на создание таких учебных материалов.
В связи с этим мы направим запрос в министерства образования и финансов относительно возможностей бюджета.
Мы полагаем, что учителя должны непрерывно учиться друг у друга учить. И электронные средства связи и распространения контента создают для этого уникальную среду, не пользоваться которой – преступление.
Так же полагаем совершенно необходимым регулярно проводить конкурсы на лучших учительский сайт, лучший видео-канал, лучший педагогический материал, опираясь в основном на мнение пользователей контента – то есть самих родителей и учеников.
Пример названия конкурсного материала «Как объяснить школьнику что такое интеграл и научить его решать задачи».
Продолжение следует. В дальнейшем все материалы по «группе Вассермана» будут публиковаться открыто с тэгом «абразавание».
0 комментариев