Некоторые заметки к вопросам образовательной реформы
В соответствии с поручением комитета по образованию и просвещению Государственной Думы Российской Федерации депутатом Вассерманом Анатолием Александровичем была создана группа экспертов, которой была доверена задача сформулировать концепцию изменений в системе начального и среднего образования, которые необходимы для создания у выпускников среднего образования целостной картины мира.
В настоящем документе изложены предварительные итоги первых совещаний группы и сделанные группой выводы.
Перед группой на обсуждение ставились как концептуальные вопросы, так и вопросы «на злобу дня» активно обсуждаемые в обществе и служащие для политических субъектов инструментами завоевания популярности.
Вопрос о цифровизации/диджитализации образования и удаленного образования.
Группа ознакомилась с различными точками зрения современных специалистов по образованию. В том числе с манифестом группы Алексея Савватеева, который является также членом и членом настоящей экспертной группы.
Во многом соглашаясь с критикой современной системы образования высказанной в манифесте и уважая страстное желание Алексея Владимировича «спасти массовую школу» должны все же высказать некоторые критические замечания.
С точки зрения «профессионального эгоизма» такие методы как резкое увеличение денежного содержания учителей с целью восполнить их недостаток в школе, прекращение сокращения количества школ, отказ от диджитализации образования и дистанционного обучения совершенно оправдан.
Но такой подход игнорирует общую ситуацию, в которой находится как российское государство, так и современный мир в целом.
К сожалению методы, которыми государство может отвечать на различные вызовы времени определяется имеющимися у него ресурсами. В условиях продолжающегося демографического спада вызванного «эхом» Великой Отечественной Войны и социальной катастрофой 1990-х годов, на данный момент наиболее дефицитным ресурсом России является человеческий.
Уже в настоящий момент существуют школы, в первый класс которых пришел один или не пришло ни одного первоклассника. Такая ситуация будет сохранятся в течение всего времени действия «демографической ямы». Сохранять в пустых школах учительские ставки, не проводить укрупнения школ в таких условиях – означает разбазаривать ценные кадры необходимые в общественной и экономической жизни страны и способствовать деградации педагогов через бездеятельность.
Однако с выходом из нее ситуация для системы образования не улучшится, а напротив усложнится. Выход из демографической ямы, который прогнозируется примерно через 10-15 лет создаст другую проблему – при росте количества учеников, в стране не будет достаточного количества учителей – по той простой причине что они не были рождены и обучены за время демографического спада.
Предложение увеличить количество учителей за счет резкого подъёма их уровня жизни действительно решит проблему школы.
Однако, эти кадры невозможно будет взять из воздуха. Их придется брать из других секторов общества и отраслей экономики.
Таким образом школа «высосет» соседние – близкие по степени образования кадров отрасли – как с соответствующим уровнем образования, так и с более низким. Школа будет пополнять учительские кадры за счет кадров из высшей школы, НИИ, оборонной промышленности и как это ни прискорбно жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом школа, во-первых, нанесет ущерб стране в целом, и во-вторых, превратится «кадровый ад», в котором будут соседствовать кадры с принципиально разными профессиональными треками (трудовыми биографиями) и культурным и образовательным уровнем.
Это самым плачевным образом скажется на качестве образования и воспитания учеников.
Таким образом реформа образования должна учитывать как настоящий, так и будущий кадровые кризисы и заранее приспособится к ним.
В связи с этим внедрение технологий дистанционного образования, электронного образования, диджитализации школы обеспечивающих доступ наибольшему количеству учеников к лучшим педагогам страны (а возможно и не только страны) – это не то, с чем нам надлежит непримиримо бороться, а то, что надлежит возглавить, чтобы через изменение формы образования – сохранить его содержание в критических условиях – получение учеником социализации, знаний и навыков.
Нам необходимо заполнить технологии таким содержанием, которое в максимальной степени отвечало бы классическому русскому образованию – гуманистичному, литературоцентричному, точному и воспитывающему волю.
Вопрос об упущенных гуманитарных знаниях
В условиях стремительной цифровизации современного мира, все большего погружения человека в информационные технологии, которые привели к возникновению таких новых военных отраслей как подразделения информационных операций действующих в среде социальных сетей и электронных СМИ все более актуальным становится вопросы информационной безопасности, информационной гигиены, защиты от манипуляций, решить которые без знаний ребенка и подростка о самом себе о механизмах и правилах рассуждения и размышления, о психических процессах – если не невозможно то крайне затруднительно.
В связи с этим группа считает, что в школьную программу необходимо включить каткие курсы логики, психологии, подростковой психологии, педагогики и бихевиаристики.
Получивший такие знания учащийся должен таже овладеть навыками по обнаружению логических ошибок и подмен, попыток воздействия на свою психику, попыток недобросовестного мотивирования и вербовки через решение задач.
Это - только начало. Первая жалкая десятая часть.
0 комментариев