logo Глупец на горе

Некоторые заметки к вопросам образовательной реформы

В ‎соответствии‏ ‎с ‎поручением ‎комитета ‎по ‎образованию‏ ‎и ‎просвещению‏ ‎Государственной‏ ‎Думы ‎Российской ‎Федерации‏ ‎депутатом ‎Вассерманом‏ ‎Анатолием ‎Александровичем ‎была ‎создана‏ ‎группа‏ ‎экспертов, ‎которой‏ ‎была ‎доверена‏ ‎задача ‎сформулировать ‎концепцию ‎изменений ‎в‏ ‎системе‏ ‎начального ‎и‏ ‎среднего ‎образования,‏ ‎которые ‎необходимы ‎для ‎создания ‎у‏ ‎выпускников‏ ‎среднего‏ ‎образования ‎целостной‏ ‎картины ‎мира.‏ ‎

В ‎настоящем‏ ‎документе‏ ‎изложены ‎предварительные‏ ‎итоги ‎первых ‎совещаний ‎группы ‎и‏ ‎сделанные ‎группой‏ ‎выводы.‏ ‎

Перед ‎группой ‎на‏ ‎обсуждение ‎ставились‏ ‎как ‎концептуальные ‎вопросы, ‎так‏ ‎и‏ ‎вопросы ‎«на‏ ‎злобу ‎дня»‏ ‎активно ‎обсуждаемые ‎в ‎обществе ‎и‏ ‎служащие‏ ‎для ‎политических‏ ‎субъектов ‎инструментами‏ ‎завоевания ‎популярности. ‎

Вопрос ‎о ‎цифровизации/диджитализации‏ ‎образования‏ ‎и‏ ‎удаленного ‎образования.‏ ‎

Группа ‎ознакомилась‏ ‎с ‎различными‏ ‎точками‏ ‎зрения ‎современных‏ ‎специалистов ‎по ‎образованию. ‎В ‎том‏ ‎числе ‎с‏ ‎манифестом‏ ‎группы ‎Алексея ‎Савватеева, который‏ ‎является ‎также‏ ‎членом ‎и ‎членом ‎настоящей‏ ‎экспертной‏ ‎группы.

Во ‎многом‏ ‎соглашаясь ‎с‏ ‎критикой ‎современной ‎системы ‎образования ‎высказанной‏ ‎в‏ ‎манифесте ‎и‏ ‎уважая ‎страстное‏ ‎желание ‎Алексея ‎Владимировича ‎«спасти ‎массовую‏ ‎школу»‏ ‎должны‏ ‎все ‎же‏ ‎высказать ‎некоторые‏ ‎критические ‎замечания.‏ ‎

С‏ ‎точки ‎зрения‏ ‎«профессионального ‎эгоизма» ‎такие ‎методы ‎как‏ ‎резкое ‎увеличение‏ ‎денежного‏ ‎содержания ‎учителей ‎с‏ ‎целью ‎восполнить‏ ‎их ‎недостаток ‎в ‎школе,‏ ‎прекращение‏ ‎сокращения ‎количества‏ ‎школ, ‎отказ‏ ‎от ‎диджитализации ‎образования ‎и ‎дистанционного‏ ‎обучения‏ ‎совершенно ‎оправдан.‏ ‎

Но ‎такой‏ ‎подход ‎игнорирует ‎общую ‎ситуацию, ‎в‏ ‎которой‏ ‎находится‏ ‎как ‎российское‏ ‎государство, ‎так‏ ‎и ‎современный‏ ‎мир‏ ‎в ‎целом.‏ ‎

К ‎сожалению ‎методы, ‎которыми ‎государство‏ ‎может ‎отвечать‏ ‎на‏ ‎различные ‎вызовы ‎времени‏ ‎определяется ‎имеющимися‏ ‎у ‎него ‎ресурсами. ‎В‏ ‎условиях‏ ‎продолжающегося ‎демографического‏ ‎спада ‎вызванного‏ ‎«эхом» ‎Великой ‎Отечественной ‎Войны ‎и‏ ‎социальной‏ ‎катастрофой ‎1990-х‏ ‎годов, ‎на‏ ‎данный ‎момент ‎наиболее ‎дефицитным ‎ресурсом‏ ‎России‏ ‎является‏ ‎человеческий. ‎

Уже‏ ‎в ‎настоящий‏ ‎момент ‎существуют‏ ‎школы,‏ ‎в ‎первый‏ ‎класс ‎которых ‎пришел ‎один ‎или‏ ‎не ‎пришло‏ ‎ни‏ ‎одного ‎первоклассника. ‎Такая‏ ‎ситуация ‎будет‏ ‎сохранятся ‎в ‎течение ‎всего‏ ‎времени‏ ‎действия ‎«демографической‏ ‎ямы». ‎Сохранять‏ ‎в ‎пустых ‎школах ‎учительские ‎ставки,‏ ‎не‏ ‎проводить ‎укрупнения‏ ‎школ ‎в‏ ‎таких ‎условиях ‎– ‎означает ‎разбазаривать‏ ‎ценные‏ ‎кадры‏ ‎необходимые ‎в‏ ‎общественной ‎и‏ ‎экономической ‎жизни‏ ‎страны‏ ‎и ‎способствовать‏ ‎деградации ‎педагогов ‎через ‎бездеятельность. ‎

Однако‏ ‎с ‎выходом‏ ‎из‏ ‎нее ‎ситуация ‎для‏ ‎системы ‎образования‏ ‎не ‎улучшится, ‎а ‎напротив‏ ‎усложнится.‏ ‎Выход ‎из‏ ‎демографической ‎ямы,‏ ‎который ‎прогнозируется ‎примерно ‎через ‎10-15‏ ‎лет‏ ‎создаст ‎другую‏ ‎проблему ‎–‏ ‎при ‎росте ‎количества ‎учеников, ‎в‏ ‎стране‏ ‎не‏ ‎будет ‎достаточного‏ ‎количества ‎учителей‏ ‎– ‎по‏ ‎той‏ ‎простой ‎причине‏ ‎что ‎они ‎не ‎были ‎рождены‏ ‎и ‎обучены‏ ‎за‏ ‎время ‎демографического ‎спада.‏ ‎

Предложение ‎увеличить‏ ‎количество ‎учителей ‎за ‎счет‏ ‎резкого‏ ‎подъёма ‎их‏ ‎уровня ‎жизни‏ ‎действительно ‎решит ‎проблему ‎школы. ‎

Однако,‏ ‎эти‏ ‎кадры ‎невозможно‏ ‎будет ‎взять‏ ‎из ‎воздуха. ‎Их ‎придется ‎брать‏ ‎из‏ ‎других‏ ‎секторов ‎общества‏ ‎и ‎отраслей‏ ‎экономики. ‎

Таким‏ ‎образом‏ ‎школа ‎«высосет»‏ ‎соседние ‎– ‎близкие ‎по ‎степени‏ ‎образования ‎кадров‏ ‎отрасли‏ ‎– ‎как ‎с‏ ‎соответствующим ‎уровнем‏ ‎образования, ‎так ‎и ‎с‏ ‎более‏ ‎низким. ‎Школа‏ ‎будет ‎пополнять‏ ‎учительские ‎кадры ‎за ‎счет ‎кадров‏ ‎из‏ ‎высшей ‎школы,‏ ‎НИИ, ‎оборонной‏ ‎промышленности ‎и ‎как ‎это ‎ни‏ ‎прискорбно‏ ‎жилищно-коммунального‏ ‎хозяйства. ‎

Таким‏ ‎образом ‎школа,‏ ‎во-первых, ‎нанесет‏ ‎ущерб‏ ‎стране ‎в‏ ‎целом, ‎и ‎во-вторых, ‎превратится ‎«кадровый‏ ‎ад», ‎в‏ ‎котором‏ ‎будут ‎соседствовать ‎кадры‏ ‎с ‎принципиально‏ ‎разными ‎профессиональными ‎треками ‎(трудовыми‏ ‎биографиями)‏ ‎и ‎культурным‏ ‎и ‎образовательным‏ ‎уровнем. ‎

Это ‎самым ‎плачевным ‎образом‏ ‎скажется‏ ‎на ‎качестве‏ ‎образования ‎и‏ ‎воспитания ‎учеников. ‎

Таким ‎образом ‎реформа‏ ‎образования‏ ‎должна‏ ‎учитывать ‎как‏ ‎настоящий, ‎так‏ ‎и ‎будущий‏ ‎кадровые‏ ‎кризисы ‎и‏ ‎заранее ‎приспособится ‎к ‎ним. ‎

В‏ ‎связи ‎с‏ ‎этим‏ ‎внедрение ‎технологий ‎дистанционного‏ ‎образования, ‎электронного‏ ‎образования, ‎диджитализации ‎школы ‎обеспечивающих‏ ‎доступ‏ ‎наибольшему ‎количеству‏ ‎учеников ‎к‏ ‎лучшим ‎педагогам ‎страны ‎(а ‎возможно‏ ‎и‏ ‎не ‎только‏ ‎страны) ‎–‏ ‎это ‎не ‎то, ‎с ‎чем‏ ‎нам‏ ‎надлежит‏ ‎непримиримо ‎бороться,‏ ‎а ‎то,‏ ‎что ‎надлежит‏ ‎возглавить,‏ ‎чтобы ‎через‏ ‎изменение ‎формы ‎образования ‎– ‎сохранить‏ ‎его ‎содержание‏ ‎в‏ ‎критических ‎условиях – получение ‎учеником‏ ‎социализации, ‎знаний‏ ‎и ‎навыков. ‎

Нам ‎необходимо‏ ‎заполнить‏ ‎технологии ‎таким‏ ‎содержанием, ‎которое‏ ‎в ‎максимальной ‎степени ‎отвечало ‎бы‏ ‎классическому‏ ‎русскому ‎образованию‏ ‎– ‎гуманистичному,‏ ‎литературоцентричному, ‎точному ‎и ‎воспитывающему ‎волю.‏ ‎

Вопрос‏ ‎об‏ ‎упущенных ‎гуманитарных‏ ‎знаниях

В ‎условиях‏ ‎стремительной ‎цифровизации‏ ‎современного‏ ‎мира, ‎все‏ ‎большего ‎погружения ‎человека ‎в ‎информационные‏ ‎технологии, ‎которые‏ ‎привели‏ ‎к ‎возникновению ‎таких‏ ‎новых ‎военных‏ ‎отраслей ‎как ‎подразделения ‎информационных‏ ‎операций‏ ‎действующих ‎в‏ ‎среде ‎социальных‏ ‎сетей ‎и ‎электронных ‎СМИ ‎все‏ ‎более‏ ‎актуальным ‎становится‏ ‎вопросы ‎информационной‏ ‎безопасности, ‎информационной ‎гигиены, ‎защиты ‎от‏ ‎манипуляций,‏ ‎решить‏ ‎которые ‎без‏ ‎знаний ‎ребенка‏ ‎и ‎подростка‏ ‎о‏ ‎самом ‎себе‏ ‎о ‎механизмах ‎и ‎правилах ‎рассуждения‏ ‎и ‎размышления,‏ ‎о‏ ‎психических ‎процессах ‎–‏ ‎если ‎не‏ ‎невозможно ‎то ‎крайне ‎затруднительно.‏ ‎

В‏ ‎связи ‎с‏ ‎этим ‎группа‏ ‎считает, ‎что ‎в ‎школьную ‎программу‏ ‎необходимо‏ ‎включить ‎каткие‏ ‎курсы ‎логики,‏ ‎психологии, ‎подростковой ‎психологии, ‎педагогики ‎и‏ ‎бихевиаристики.‏ ‎

Получивший‏ ‎такие ‎знания‏ ‎учащийся ‎должен‏ ‎таже ‎овладеть‏ ‎навыками‏ ‎по ‎обнаружению‏ ‎логических ‎ошибок ‎и ‎подмен, ‎попыток‏ ‎воздействия ‎на‏ ‎свою‏ ‎психику, ‎попыток ‎недобросовестного‏ ‎мотивирования ‎и‏ ‎вербовки ‎через ‎решение ‎задач.  


Это‏ ‎-‏ ‎только ‎начало.‏ ‎Первая ‎жалкая‏ ‎десятая ‎часть. ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

80 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048