Перевод. Не надо бомбить хуситов!
Как тебя бомбить, как бомбить? — Не надо меня бомбить. — Из какого бункера ты это сказал?
ОРИГИНАЛ Александра Старк, Foreign Affairs
Конфликт между США и хуситами в Красном море неуклонно обостряется. 31 декабря небольшие лодки хуситов попытались атаковать коммерческое судно. После того как американские военно-морские вертолеты отреагировали на атаку, по ним также открыли огонь хуситы — повстанческая группировка, контролирующая территорию, на которой проживает 80 процентов населения Йемена.
Американские войска открыли ответный огонь, потопив три лодки хуситов и убив десять членов экипажа. Затем, 9 января, хуситы совершили одну из своих крупнейших на сегодняшний день атак в Красном море, включающую 18 беспилотников, две противокорабельные крылатые ракеты и одну противокорабельную баллистическую ракету, которые были перехвачены силами США и Великобритании.

Это столкновение стало лишь последним в серии нападений в Красном море. С середины ноября хуситы совершили более 20 нападений на коммерческие суда в Красном море, стратегически важном проливе, через который проходит 15 процентов мировой торговли. Называя свои атаки ответом на войну между Израилем и ХАМАС, они также запустили ракеты и беспилотники по южному Израилю. Нападения в Красном море вынудили некоторые судоходные компании временно приостановить плавание через Суэцкий канал, вместо этого направив его вокруг Африканского Рога, что продлевает их путь примерно на десять дней. Нападения еще не привели к значительным нарушениям в мировой торговле, но в долгосрочной перспективе вызванный ими рост транспортных расходов, вероятно, приведет к увеличению цен на нефть и стоимости потребительских товаров во всем мире.
В ответ Соединенные Штаты мобилизовали международных партнеров, запустив в середине декабря многонациональную инициативу, направленную на защиту коммерческих судов в Красном море. А 3 января эти партнеры опубликовали совместное заявление, которое, по мнению американских чиновников, должно послужить последним предупреждением для хуситов, прежде чем Вашингтон предпримет более решительные действия. Официальные лица США сейчас рассматривают возможность военных атак на объекты хуситов.
Поскольку нападения хуситов могут иметь серьезные последствия для мировой торговли, Соединенные Штаты находятся под давлением доводов в пользу жесткой силовой реакции. Но вместо ответных ударов США следует отдать предпочтение дипломатическому подходу. Хуситы, возможно, недавно появились в заголовках международных газет, но они бросают вызов Соединенным Штатам и их партнерам в Персидском заливе на протяжении двух десятилетий. А применение силы против хуситов в прошлом, со стороны режима бывшего президента Али Абдаллы Салеха и Саудовской Аравии, пытавшейся восстановить правительство, которое хуситы свергли в середине 2010-х годов, просто позволило группировке усовершенствовать свой военный потенциал и изображать себя как героическое движение сопротивления, укрепляя свою легитимность внутри страны.

Действительно, группировка нуждалась в поддержке: перед 7 октября она столкнулась с растущим внутренним сопротивлением. Однако теперь ее ответ на операции Израиля в секторе Газа, похоже, снискал движению поддержку в Йемене и во всем регионе. Ответные удары также повысят вероятность того, что война между Израилем и ХАМАС распространится на весь регион, а в Йемене возобновится гражданская война. За последние полтора года перемирие, достигнутое ООН, сдерживало серьезный конфликт в Йемене, но прямые удары США по объектам хуситов могут вновь разжечь внутреннюю войну. У Соединенных Штатов мало хороших вариантов ответа на атаки хуситов. Но дипломатическое стремление к устойчивому миру в войне в Йемене при одновременном продолжении усилий по сдерживанию нападений хуситов вместе с международными партнерами является наименее плохим из них.
ВЗРЫВНАЯ СТОЙКОСТЬ
Движение хуситов зародилось в 1990-х годах, когда группа, называвшая себя тогда «Ансар Аллах» («Сторонники Бога»), начала сопротивляться саудовскому ваххабитскому прозелитизму и отстаивать заидитскую идентичность и религиозную практику по всему Йемену. Заидизм — это вариант шиизма, распространенный в северном Йемене и некоторых частях южной Саудовской Аравии. Между основным шиизмом и заидитским исламом существуют важные доктринальные различия: например, «мейнстримные» шииты признают 12 имамов, а заидиты — только пять.
Но когда движение выступило против коррупции, присущей режиму Салеха, и его партнерства с Соединенными Штатами в глобальной «войне с терроризмом», оно приобрело сторонников в Йемене за пределами сообщества заидитов. В сообщениях средств массовой информации затяжной гражданский конфликт в Йемене иногда изображается как межрелигиозная борьба между суннитами и шиитами. Фактически, в первые годы XXI века, как отмечает Марике Брандт, антрополог, тщательно изучавшая хуситов, движение «Ансар Аллах» расширилось и стало «точкой сборки, способной объединить всех тех [в северном Йемене]». . . которые чувствовали себя находящимися на обочине экономической жизни, подвергнутыми религиозной маргинализации и политическому остракизму».
В ответ на растущую известность движения, начиная с 2004 года, правительство Салеха начало шесть жестоких раундов боевых действий, в ходе которых был убит харизматичный лидер группировки Хусейн Бадреддин аль-Хуси. Но эти военные усилия не смогли искоренить движение. Вместо этого «Ансар Аллах» приобрела новых сторонников и провозгласила членов семей своих основателей своими лидерами.

Когда в 2011 году в Йемене пришла «арабская весна», Салех в конце концов был вынужден уйти в отставку, уступив своему вице-президенту Абд-Рабу Мансуру Хади. Но демократическая консолидация страны пошатнулась, когда Конференция по национальному диалогу, созванная в 2013–2014 годах, призванная вести переговоры о переходе к демократии, развалилась. Осознав вакуум власти, хуситы захватили столицу Йемена Сану в сентябре 2014 года, а затем попытались распространить свое влияние на юг, захватив контроль над большей частью страны.
Подъем хуситов в 2014 году вызвал тревогу в соседних странах, особенно в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. Примерно в это же время хуситы также начали получать поддержку со стороны Ирана и их доверенной организации «Хезболла» — противников Саудовской Аравии и Эмиратов. В 2015 году коалиция, возглавляемая этими двумя странами и поддерживаемая Соединенными Штатами, Великобританией и Францией, нанесла авиаудары по хуситам в пользу других военных организаций, которые номинально поддерживали правительство Хади.
Но вместо восстановления мира авиаудары способствовали обострению войны, которая привела к тому, что Организация Объединенных Наций назвала худшим гуманитарным кризисом в мире. В период с 2015 по 2022 год в результате авиаударов коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, при поддержке США в виде предоставления разведданных, дозаправки в воздухе и технического обслуживания самолетов, погибло около 9000 мирных жителей Йемена. Четыре с половиной миллиона йеменцев стали вынужденными переселенцами, а более 21 миллиона, или две трети населения Йемена, по-прежнему нуждаются в гуманитарной помощи и защите.

ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА
По мере того как хуситы укрепили свой контроль над большей частью северного Йемена, они начали стремиться к большей заметности на региональной арене. Их великолепно созданный медиа-канал Al Masirah, базирующийся в Бейруте, выпускает контент как на арабском, так и на английском языке, чтобы поделиться своей точкой зрения с более широкой аудиторией. Традиционные стихи хуситов, положенные на музыку и видео и широко распространяемые в социальных сетях, декларируют оппозицию хуситов Израилю и Соединенным Штатам.
Чтобы понять цели хуситов, стоит серьезно отнестись к тому, чего, по их словам, они хотят. Примерно с 2003 года сарха хуситов — их девиз, обычно печатаемый зеленым и красным цветом — перекликается с лозунгом революционного Ирана и недвусмысленно провозглашает ценности и цели хуситов: «Бог велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа ислама». В своих публичных заявлениях лидеры хуситов неоднократно называли свои нынешние атаки ответом на израильские операции в секторе Газа. Их намерение, по их словам, состоит в том, чтобы оказать давление на Израиль, чтобы тот деэскалировал войну против ХАМАС.
Но эта риторическая позиция также позволила хуситам укрепить легитимность в Йемене и на Ближнем Востоке, отвлекая внимание от своих неудач дома, где их популярность в последние годы снизилась. Они не смогли обеспечить экономический рост в самой бедной стране Ближнего Востока и Северной Африки. Хуситы также применяют жестокие репрессии, пытают и казнят журналистов, арестовывают и задерживают мирных протестующих, а также ограничивают права женщин и девочек. Многие йеменцы все чаще считают, что хуситы руководствуются желанием создать тоталитарное религиозное государство, которое защищает власть заидитской элиты.
В сентябре 2023 года за протестами против хуситов из-за невыплаты зарплат бюджетникам последовали аресты, но руководство хуситов признало, что у них есть проблема. В сентябре 2023 года они объявили, что готовят «радикальные изменения» в своем правительстве для решения проблем коррупции и экономических проблем — до того, как война между Израилем и ХАМАС дала им новую возможность обрести легитимность. Опрос Палестинского центра политических и исследовательских исследований, проведенный в конце ноября и начале декабря 2023 года, показал, что жители Газы и Западного берега оценили реакцию Йемена на войну между Израилем и Хамасом как наиболее удовлетворительную среди региональных игроков. Хуситы раструбили о йеменских пропалестинских демонстрациях как о доказательстве своей поддержки палестинского народа.

На региональном уровне хуситы использовали свои атаки в Красном море и на Израиль, чтобы продемонстрировать свою важность для иранской «оси сопротивления», сети государственных и негосударственных субъектов, которую Иран использовал для распространения своего влияния по всему региону и окружения своих противников, включая Израиль и Саудовскую Аравию. Партнерство между Ираном и хуситами существенно углубилось в ходе гражданской войны в Йемене. Иран ценит хуситов, потому что они позволяют Тегерану действовать более широко, сохраняя при этом правдоподобное отрицание своих связей с ними. Хуситы, например, взяли на себя ответственность за атаку дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии в сентябре 2019 года, однако широко распространено мнение, что атака была осуществлена Ираном. До перемирия в Йемене в апреле 2022 года хуситы также наносили нарастающую серию ударов при содействии иранского Корпуса стражей исламской революции (силы «Кудс») по территории Саудовской Аравии и ОАЭ.
Силы «Кудс» помогли хуситам создать запасы современного оружия, включая беспилотные летательные аппараты и ракеты. Примерно с 2016 года Иран помогает хуситам научиться собирать собственное оружие, используя узлы и агрегаты из-за границы, опережая усилия международного сообщества по предотвращению контрабанды оружия в Йемен. Тот факт, что хуситы теперь могут запускать ракеты, направленные на Израиль и коммерческие суда, избегая при этом значительного возмездия, несомненно, еще раз демонстрирует стратегическую ценность группировки для Ирана. Тегеран предложил поддержку атакам хуситов, поделился разведданными для помощи в атаках в Красном море и перебросил в эти воды свой военный корабль.

ВЫБОР
Международные игроки должны отреагировать на нападения хуситов, чтобы сохранить судоходный маршрут по Красному морю и предотвратить дальнейшую региональную эскалацию. Но Соединенные Штаты столкнулись с множеством плохих и худших вариантов того, как это сделать. Некоторые политики и аналитики утверждают, что лучший способ противостоять агрессии хуситов — это военная эскалация, призванная «восстановить сдерживание». С этой точки зрения окончательное решение Соединенных Штатов в 2021 году настаивать на мирных переговорах в Йемене рассматривается как провальная политика умиротворения.
Но сторонники авиаударов по хуситам не могут сформулировать, что должно произойти потом. Трудно представить, как авиаудары смогут сдержать нападения хуситов сейчас, когда они не смогли этого сделать за последнее десятилетие. Авиаудары по целям хуситов могут незначительно подорвать способность хуситов запускать ракеты и беспилотники, но будет гораздо труднее эффективно нацеливать и уничтожать небольшие, дешевые пилотируемые и беспилотные лодки хуситов.
Аналогичным образом, объявление хуситов иностранной террористической организацией, как это сделала администрация Трампа на короткое время в 2020 году, скорее всего, не будет иметь большого эффекта. Их лидеры уже давно находятся под санкциями США. Зато это, безусловно, затруднит доставку гуманитарной помощи в Йемен.
Подход, сочетающий дипломатию со сдерживанием, является для Соединенных Штатов наименее плохим способом решения этой неразрешимой проблемы в ближайшем будущем. Международное сообщество не склонно к военному ответу. Даже Саудовская Аравия, которая возглавила военную интервенцию против хуситов в 2015 году, теперь призывает Соединенные Штаты действовать сдержанно.
Вашингтон не может рассчитывать на общественную поддержку своих партнеров в Персидском заливе. Хотя некоторые из коммерческих судов, на которые напали хуситы, не имеют очевидных связей с Израилем, тот факт, что они неоднократно называли свои нападения попыткой поддержать палестинцев, ограничивает степень, в которой арабские государства могут ответить на агрессию хуситов, даже если они были склонны к этому.
Общественное мнение в Саудовской Аравии, например, еще больше отвернулось от установления дипломатических отношений с Израилем. У государств Персидского залива мало стимулов рисковать вызвать гнев своей общественности. За исключением Бахрейна, арабские государства не хотят публично присоединяться к многонациональной операции, о которой Пентагон объявил в середине декабря.
Тем не менее, эта операция является полезным первым шагом для демонстрации международного противодействия агрессии хуситов, а также для предотвращения и сдерживания атак. Соединенные Штаты также должны продолжать поддерживать усилия ООН по достижению устойчивого мира в Йемене. Соглашение о перемирии 2022 года более или менее соблюдается, и стороны близки к договоренности, которая сделает прекращение огня постоянной, после чего можно будет начать переговоры о долгосрочном будущем Йемена.
Чтобы справиться с угрозой со стороны хуситов, Соединённые Штаты должны добиться прекращения войны между Израилем и ХАМАС.
Нравится вам это или нет, хуситы связали свою агрессию с операциями Израиля в секторе Газа и заручились для этого внутренней и региональной поддержкой. Поиск устойчивого, долгосрочного подхода к обоим конфликтам будет иметь решающее значение для снижения напряженности во всем регионе и для того, чтобы заставить хуситов прекратить нападения на коммерческие суда. Такие атаки имели бы ограниченную полезность в отсутствие этих конфликтов.

Эти меры не могут полностью устранить угрозу, которую хуситы представляют интересам США и стабильности в регионе в целом. Но они остаются лучшими среди плохих вариантов, а у Соединенных Штатов есть только плохие варианты из-за их неудачных подходов к Йемену за последние 20 лет. Вашингтон не должен повторять своих ошибок. Десятилетия опыта показали, что военные усилия по разгрому хуситов вряд ли будут эффективными. Вместо этого они могут просто еще больше разрушить жизни и без того испытывающего трудности народа Йемена.
0 комментариев