Перевод. Gucci дешев, а яйца дороги в сюрреалистической российской экономике
ОРИГИНАЛ. Кейт де Пюри, Economist
Зима в Москве — время вечеринок. Недавно друг рассказал мне об одном особенно роскошном вечере, который он посетил в ночном клубе. Диджеи играли гипнотический психоделический транс, лилось шампанское, а по вздымающемуся танцполу мерцали красные огни. Спустя почти два года после начала войны на Украине москвичи, похоже, восстанавливают свою способность к гедонизму.
Стараясь, чтобы их услышали под грохот ритма, гуляки на вечеринке у моего друга обменивались историями о том, как извлекать прибыль в новых обстоятельствах. Трудности с доступом к долларам создали новые возможности для операций в рублях. Строительные проекты шли полным ходом. Западные партнеры были заинтересованы в продолжении бизнеса. И новые клиенты нашлись в Китае и Индии.
Моего друга, европейского бизнес-консультанта, поразил восторг обеспеченных россиян, тех людей, которые обычно катались на лыжах в Куршевеле в это время года. «Они знают, что им не разрешат вернуться во Французские Альпы в течение 25 лет», — сказал он. «А до тех пор они могут поехать в Дубай или потусоваться здесь».

По мере того, как Россия вступает в 2024 год, а кампания за неизбежное переизбрание президента Владимира Путина накаляется, режим стремится рассказать хорошую историю о способности страны противостоять войне. В поддержку этого дела может быть собрано удивительное количество доказательств.
Российская экономика не рухнула из-за беспрецедентных санкций 2022 года, как предсказывали некоторые. Продажи нефти и газа на Запад резко упали, но более высокие цены на энергоносители облегчили ситуацию, и правительство нашло новых покупателей в Азии. Рубль резко обесценился в 2023 году, но с тех пор стабилизировался. Тем временем огромные государственные расходы на войну привели к созданию рабочих мест. Инфляция остается устойчивой, и в 2024 году ожидается ее замедление, поскольку центральный банк сохраняет высокие процентные ставки для борьбы с ней, но Путин смог в прошлом году похвастаться, и это звучит вполне правдоподобно, что экономика выросла более чем на 3%.
России по-прежнему приходится импортировать многие продукты, которые из-за ослабления рубля становятся дороже. Но те, кто не беден, похоже, способны выдержать рост цен, по крайней мере, на данный момент. Когда российские банки впервые были отрезаны от систем международных переводов, возникли первоначальные сбои в поставках. Но москвичи среднего класса нашли обходные пути и теперь могут без труда покупать западные бренды через Интернет. Сетевая торговая площадка USmall предлагает iPhone и детскую одежду Ralph Lauren по рублевым ценам, которую можно купить у сторонних поставщиков с помощью российских банковских карт.
Московские магазины изобилуют дизайнерскими товарами. Большинство западных люксовых брендов прекратили поставки в российские магазины в 2022 году, но когда я посетила ЦУМ, российский аналог Harrods, незадолго до Рождества, продавец-консультант с гордостью показывал покупателям новейшие сумки от Gucci, Chanel и Louis Vuitton. Купленные в Европе и привезенные обратно в Россию в багаже «персонального покупателя», этих вещей нового сезона на полках было немного, но ровно столько, чтобы оправдать вывеску «Коллекция 2023-24».

Некоторые из экспонатов были бывшими в употреблении. Продавец-консультант продемонстрировал приложение, которое магазин разработал, чтобы облегчить российским клиентам перепродажу ненужных предметов роскоши. Даже подержанная сумка Gucci стоит не совсем дешево, но, поскольку она стоит в рублях, колебания обменного курса могут сделать ее, согласно извилистой логике, которой следуют москвичи, выгодной сделкой в евро. «Выгодная сделка для российского покупателя», — язвительно сказал продавец.
Есть что-то хрупкое и немного перформативное в буйном потреблении, происходящем сейчас в Москве. Хотя Кремль любит утверждать, что Россия — это нация, связанная общими ценностями и коллективно борющаяся с невзгодами, настроения в столице, похоже, направлены не столько на устойчивость, сколько на отрицание.
Одна безвкусная зимняя вечеринка, состоявшаяся недавно в другом ночном клубе, продемонстрировала такое отсутствие духа военного времени (хозяйка была сфотографирована с бриллиантовой цепочкой на теле) [«тело» — прекрасный эвфемизм для другого слова из четырех букв — прим. Е.Н.], что власти сочли это нарушением общественного порядка.

Логотип «Z», символ поддержки вторжения в Украину, раньше висел на видном месте по всему городу. Теперь все это исчезло. Плакаты о вербовке на автобусных остановках, изображающие солдат с аэрографией в новой боевой экипировке, являются единственным визуальным напоминанием о войне. «Теперь всем это надоело», — сказал мне молодой специалист. «Мы двинулись дальше».

В других областях есть признаки того, что вторжение на Украину могло нанести более серьезный ущерб российской экономике, чем предполагает партийная сцена. Салат «Оливье» — залитая майонезом смесь из корнеплодов, колбасы и вареных яиц — является основным продуктом на каждом столе во время праздников. Этой зимой цены на яйца внезапно взлетели (никто точно не знает, почему, но, возможно, это произошло потому, что на фермах не хватало рабочей силы, поскольку очень много рабочих были призваны на военную службу или покинули страну). В некоторых регионах люди не могут позволить себе коробку из шести яиц и вынуждены покупать их по отдельности. Один пенсионер даже поднял этот вопрос перед Путиным во время ежегодной встречи президента с общественностью в конце года. Путин пообещал разобраться в этом.
В конце прошлого года центральный банк опубликовал данные, которые подтвердили подозрения скептиков: россияне меняли свои рубли на наличную валюту в объемах, невиданных со времен первых панических месяцев войны в 2022 году. Такая активность является признаком беспокойства — неофициальные данные свидетельствуют о том, что некоторые люди хотят конвертировать свои рубли в доллары, чтобы иметь возможность наброситься на активы, когда местная валюта совершит одно из своих краткосрочных падений (наблюдение за обменными курсами — российское времяпрепровождение). Но многие также, похоже, хотят хранить свои сбережения в евро или долларах.

На первый взгляд, это рискованная затея: россияне теоретически отрезаны от западной банковской системы, а тайник под матрасом уязвим для кражи. Но и здесь есть хитрость: мой деловой контакт сообщил мне, что россияне начали переводить сбережения в твердой валюте на недавно открытые банковские счета в Армении и Казахстане. Некоторые западные сайты блокируют доступ к российским браузерам, но специалисты среднего класса в Москве могут использовать виртуальную частную сеть ( vpn ), чтобы скрыть свою личность и свободно перемещать доллары в Интернете.
С начала войны российские власти заблокировали многие зарубежные сайты, такие как Facebook и Instagram; vpn стали спасательным кругом для россиян, желающих получать информацию за пределами официально санкционированной версии. Власти ужесточили деятельность провайдеров vpn , что делает такие соединения все более нестабильными. Мой друг рассказал мне, что вместо того, чтобы читать новости, которым они не доверяют, многие россияне среднего класса купили собственное серверное пространство в Западной Европе, чтобы обеспечить безопасность своего интернет-трафика.
Если они используют VPN для сокрытия своей личности, московские специалисты среднего класса теперь могут свободно использовать и перемещать доллары через Интернет.
Благодаря таким тщательно продуманным маневрам московской элите удалось сохранить для себя достаточно комфортную жизнь. Не так давно я была на вечеринке в пентхаусе. Это была русская сцена, напоминающая открытку: за огромными окнами кружилась метель, а Прокофьев раздавался из динамиков. Гости потягивали французское и итальянское вино, наполняя тарелки русской икрой из буфета.
Атмосферу в этой шикарной группе можно охарактеризовать как легко патриотическую. Некоторые из них были достаточно взрослыми, чтобы помнить советские времена, и инстинктивно избегали любых разговоров о политике. Те, кто нет — использовали неявный код. Они не критиковали правительство, но, в отличие от некоторых людей в ночных клубах, не говорили и ура-патриотических лозунгов. Никто не упомянул о войне, хотя это подразумевалось каждый раз, когда кто-то из них упоминал о трудных перелетах, которые им приходится совершать в эти дни, чтобы навестить взрослых детей в Италии и Британии.

Это электорат, который Путину придется поддерживать в долгосрочной перспективе, и не все гости были довольны его видением будущего России. «Я пытаюсь решить, будут ли мои дети получать образование в великобритании или США», — сказал один из руководителей. «Это определенно не будет Китай или Россия».
0 комментариев