Перевод. Как воюет ХАМАС?
Мехул Шриваставава, Джон Пол Рэтбоун, Рая Джалаби, Financial Times
На протяжении более чем десятилетия военное руководство Израиля неохотно признавало одну главную черту врага в Газе: Хамас умел выжидать своего часа. «Пусть зверь спит, пока вы не будете готовы», — такова была мантра Махмуда Аджрами, ветерана палестинского вооруженного подполья, воспитавшего целое поколение боевиков Газы.
Примеров было предостаточно. В 2018 году ХАМАС опубликовал изображения израильских солдат, находящихся под прицелом снайперов — выстрел так и не был сделан, даже несмотря на то, что израильтяне стреляли по протестующим у пограничного забора. На другом видео видно, как боевики уничтожают военный автобус ракетой «Корнет», но ждут, пока солдаты высадятся, а водитель сделает перекур. Очевидная сдержанность была истолкована Израилем как признак того, что ХАМАС ограничивает насилие. Но по мнению Аджрами, группировка боевиков просто ждала возможности втянуть Израиль в битву в тот момент, который она выбрала. «Приведите зверя ко мне, и мы уничтожим его вместе», — пообещал он боевикам возле своей роскошной виллы в 2021 году, после того как ХАМАС заявил о победе над Израилем в 11-дневной войне, которая включала жестокий обмен ракетными ударами — но никаких наземных войск.
Поводом для сухопутной операции послужило 7 октября, когда боевики Хамаса прорвались через израильские города и военные посты, убив более 1400 человек и взяв в заложники 230 человек, по данным израильских властей. Это крупнейшая трагедия еврейского государства с момента его создания. По словам палестинских официальных лиц, масштабы и ужасы нападения вовлекли Израиль в самую крупную за всю историю военную операцию в секторе Газа: воздушные удары и артиллерийские обстрелы сравняли с землей часть анклава, в результате чего погибло более 8000 человек. Имея на своей стороне технологическое превосходство и мощное вооружение, Израиль начал свое первое наземное наступление в секторе Газа почти за десятилетие.
С вечера пятницы авангард с танками «Меркава» двинулся в практически безлюдные районы в северной части Газы. Но в нескольких минутах езды находятся лагеря беженцев Аль-Шати и Джабалия, а затем город Газа, сердце политической и военной машины Хамаса.
«Пока ЦАХАЛ вторгается в сектор Газа, ХАМАС имеет преимущество своей территории — и они готовы», — предупредила Девора Марголин, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Блюменштейна-Розенблума.
Еще в августе генерал-майор Ицхак Брик, бывший военный омбудсмен, предупредил, что Израиль «не готов к войне». Его солдаты не участвовали в крупных наземных сражениях с 2014 года — когда ЦАХАЛ в последний раз размещала войска в секторе Газа — и ее высшее руководство поглощено потенциальными угрозами со стороны Ирана, а не территории по соседству. Между тем, по словам военных чиновников и аналитиков, ХАМАС стал сильнее в военном отношении с 2008-09 годов, когда он впервые отразил наземное нападение Израиля. Даже тогда военное крыло Хамаса, бригада Аль-Кассам, выставило 16 000 бойцов наряду с 2 000 профессиональных боевиков. Сейчас, по данным ЦАХАЛ, у него имеется до 40 000 элитных бойцов, а также арсенал беспилотников и около 30 000 ракет. С 7 октября было выпущено 8500 ракет, истощив израильские перехватчики «Железный купол». Эмиль Хокаем, директор по региональной безопасности в Международном институте стратегических исследований в Лондоне, заявил, что ХАМАС обучали «лучшие в своем деле», имея в виду элитную КСИР Ирана и его лучших «прокси» — «Хезболлу» в Ливане.
«Это хорошо умеющая учиться организация, которая несколько раз воевала с израильскими силами», — сказал Хокаем. «Хамас очень хорошо знает свою территорию и будет защищать ее яростно и изобретательно». Во время атаки 7 октября боевики уже показали, что они могут провести тщательно скоординированную операцию, в которой участвовало не менее 1500 террористов, атакующих Израиль с суши, воздуха и моря под прикрытием шквала из 3000 ракет, который почти сокрушил израильскую систему «Железный купол». В секторе Газа Хамас вырыл гигантскую сеть глубоких бомбоустойчивых туннелей и снабдил их продовольствием, чтобы противостоять многомесячной израильской осаде. «Мы были готовы к [израильскому] наземному наступлению еще до того, как начали атаку», — заявил на прошлой неделе газете Financial Times Али Бараке, высокопоставленный член политического руководства Хамаса в изгнании.
«У нас есть несколько сюрпризов для врага», — добавил он. — «Нам легче действовать в городах». Многие из военных уроков, которые Хамас извлек из опыта «Хезболлы», связаны с судьбоносным моментом 1992 года, когда Израиль депортировал около 400 палестинцев, включая лидеров Хамас, в Ливан и бросил их в середине зимы на склоне горы на нейтральной полосе.
Преимущественно шиитский Иран и «Хезболла» увидели в этом возможность кооптировать суннитский «Хамас», после того, как они развили палестинский «Исламский джихад» в секторе Газа, небольшую группировку боевиков, которая также участвует в этой битве. Израильские официальные лица заявляют, что «Хезболла» помогла ХАМАС технологиями и обучением. С тех пор Бейрут стал домом для нескольких руководителей Хамас, и со временем Хамас начал наращивать военное присутствие в Ливане, о чем свидетельствует взрыв предполагаемого склада оружия Хамас в Тире в конце 2021 года. С тех пор ХАМАС постоянно повышает качество своего вооружения, занимается контрабандой компонентов для преобразования беспилотных аппаратов в высокоточное управляемое оружие и даже создает подводный беспилотник. По данным ХАМАС, в настоящее время группировка производит переносные зенитные ракеты «Мутабар-1», которые, по их словам, могут уничтожать израильские вертолеты, а также противотанковые ракеты «Аль-Ясин», которые, якобы могут пробивать броню израильских танков «Меркава».
ХАМАС разработал городской стиль ведения войны, обусловленный необходимостью противостоять технологическому и воздушному превосходству Израиля, сводя битву к жестоким уличным боям. «Хамас — это скорее Вьетконг, чем ИГИЛ», — сказал Хокаем, имея в виду боевиков-коммунистов, которые в конечном итоге разгромили силы США во время войны во Вьетнаме, и группу джихадистов, которую Израиль сравнивает с Хамасом. Точно так же, как Вьетконг сделал во Вьетнаме, Хамас превратил Газу в крепость из баррикад и мышиных нор, включая 400-километровую сеть туннелей, в которых боевики могут укрываться во время авиаударов Израиля и использовать их для атак на израильские силы с тыла. По мере того как израильские войска продвигаются глубже в Газу, ХАМАС, скорее всего, попытается использовать наземные засады, быстрые удары и замаскированные бомбы, чтобы измотать израильскую армию резервистов, состоящую в основном из гражданских лиц, и обескровить ее в уличных боях.
Билал Сааб, научный сотрудник аналитического центра Chatham House в Лондоне, сказал: «Хамас не имеет кодифицированной доктрины. Его подход в основном заключается в том, чтобы нанести как можно больший ущерб израильтянам, используя сочетание гибридных и обычных сил». «Операции также сильно децентрализованы. Существует своего рода ячеистая военная структура, где каждая рота действует самостоятельно», — сказал он.
Пропагандистские операции ХАМАСа являются еще одним важным компонентом. Сбитые израильские вертолеты, уничтоженные танки или пленные солдаты помогут группировке боевиков создать образ победы, считают военные аналитики. В то же время ракеты, выпущенные из скрытых пусковых установок, направлены на то, чтобы перенести борьбу вглубь израильской территории и укрепить базу поддержки ХАМАС — например, когда международный аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве был закрыт во время 50-дневной войны 2014 года. Еще один урок, который ХАМАС перенял у других группировок боевиков, — это важность защищенной связи. В то время как «Хезболла» построила собственную оптоволоконную сеть, «Хамас» поддерживает оперативную безопасность, перейдя в «каменный век» и используя проводные телефонные линии, избегая при этом устройств, которые можно взломать или запеленговать.
Одна из причин, по которой Израиль не смог предсказать нападение 7 октября, по словам одного израильского чиновника, заключалась в том, что он прислушивался к «неправильным репликам». Важнейшая военная информация тем временем передавалась либо через эту «аналоговую» систему, либо через другую зашифрованную систему, возможно, импортированную из Ирана, которая была неизвестна Израилю. Это ловкость рук, которая является мощным предупреждением о наземном нападении Израиля.— Что еще они скрывали? На этот вопрос ответил израильский чиновник: «Вы не думаете, что мы задаем себе тот же вопрос?»
0 комментариев