logo Норин

Перевод: Было ли писателю когда-нибудь труднее зарабатывать на жизнь?

ОРИГИНАЛ Кейт ‎Дуайер,‏ ‎«Эсквайр»

В ‎начале ‎августа, ‎после ‎того‏ ‎как ‎Эндрю‏ ‎Липштейн‏ ‎опубликовал ‎свой ‎второй‏ ‎роман ‎«Веган»,‏ ‎несколько ‎близких ‎людей ‎спросили,‏ ‎планирует‏ ‎ли ‎он‏ ‎бросить ‎свою‏ ‎основную ‎работу ‎по ‎разработке ‎продуктов‏ ‎в‏ ‎крупной ‎финансово-технологической‏ ‎компании. ‎Несмотря‏ ‎на ‎публикацию ‎двух ‎книг ‎в‏ ‎престижном‏ ‎литературном‏ ‎издательстве ‎«Фаррар,‏ ‎Штраус ‎и‏ ‎Жиру», ‎Липштейн‏ ‎не‏ ‎собирался ‎уходить;‏ ‎он ‎считает ‎разработку ‎продуктов ‎своей‏ ‎«карьерой», ‎и‏ ‎он‏ ‎не ‎сможет ‎содержать‏ ‎свою ‎растущую‏ ‎семью ‎исключительно ‎за ‎счет‏ ‎доходов‏ ‎от ‎написания‏ ‎романов. ‎«Я‏ ‎разочарован, ‎что ‎вынужден ‎говорить ‎это‏ ‎людям,‏ ‎потому ‎что‏ ‎благополучный ‎выход‏ ‎романов ‎кажется ‎им ‎признаком ‎успеха»,‏ ‎—‏ ‎сказал‏ ‎он. ‎—‏ ‎«Если ‎я‏ ‎не ‎обеспечиваю‏ ‎себя‏ ‎писательством, ‎то‏ ‎тем, ‎кто ‎не ‎знает ‎реальности‏ ‎этого ‎ремесла,‏ ‎это‏ ‎в ‎каком-то ‎смысле‏ ‎кажется ‎провалом».

Миф‏ ‎о ‎Писателе ‎занимает ‎важное‏ ‎место‏ ‎в ‎нашем‏ ‎культурном ‎сознании.‏ ‎Когда ‎большинство ‎читателей ‎представляют ‎себе‏ ‎автора,‏ ‎они ‎представляют‏ ‎себе ‎очкастого‏ ‎ученого, ‎который ‎просыпается ‎на ‎рассвете‏ ‎в‏ ‎доме,‏ ‎напоминающем ‎монашескую‏ ‎келью, ‎набитом‏ ‎книгами ‎и‏ ‎окруженном‏ ‎природой. ‎Писатель‏ ‎заваривает ‎кофе ‎и ‎садится ‎за‏ ‎специальный ‎письменный‏ ‎стол‏ ‎для ‎сотворения ‎каждодневных‏ ‎утренних ‎страниц.‏ ‎Он ‎делает ‎перерыв ‎на‏ ‎обед‏ ‎— ‎или,‏ ‎возможно, ‎на‏ ‎утреннюю ‎зарядку, ‎— ‎во ‎время‏ ‎которой‏ ‎у ‎них‏ ‎возникает ‎ага!‏ ‎-момент ‎о ‎сложной ‎сюжетной ‎точке.‏ ‎Подобная‏ ‎эстетика‏ ‎образа ‎жизни‏ ‎— ‎это‏ ‎«то, ‎во‏ ‎что‏ ‎мы ‎давно‏ ‎хотели ‎поверить», ‎— ‎сказал ‎Пол‏ ‎Богардс, ‎опытный‏ ‎книжный‏ ‎публицист, ‎работавший ‎с‏ ‎такими ‎людьми,‏ ‎как ‎Джоан ‎Дидион , Донна ‎Тартт и‏ ‎Роберт‏ ‎Каро. «Это ‎правда‏ ‎для ‎очень‏ ‎небольшой ‎группы ‎писателей. ‎И ‎делать‏ ‎так‏ ‎становится ‎все‏ ‎труднее ‎и‏ ‎труднее».

Несколько ‎лет ‎назад ‎литературный ‎агент‏ ‎сказал‏ ‎мне,‏ ‎что ‎«написание‏ ‎книг ‎—‏ ‎это ‎не‏ ‎карьера»,‏ ‎и ‎это‏ ‎было ‎не ‎совсем ‎уместно ‎в‏ ‎тот ‎момент.‏ ‎Конечно,‏ ‎написание ‎книг ‎—‏ ‎это ‎карьера!‏ ‎— ‎думала ‎я. ‎Этот‏ ‎агент‏ ‎имел ‎в‏ ‎виду ‎следующее:‏ ‎написание ‎книг ‎— ‎это ‎не‏ ‎только‏ ‎карьера, ‎это‏ ‎еще ‎и‏ ‎работа ‎. ‎Без ‎каких-либо ‎других‏ ‎источников‏ ‎дохода‏ ‎маловероятно, ‎что‏ ‎кто-то ‎сможет‏ ‎свести ‎концы‏ ‎с‏ ‎концами ‎или‏ ‎поддерживать ‎семью ‎писанием ‎романов. ‎У‏ ‎большинства ‎писателей‏ ‎есть‏ ‎повседневная ‎работа, ‎а‏ ‎большинство ‎тех,‏ ‎у ‎кого ‎ее ‎нет,‏ ‎либо‏ ‎имеют ‎источники‏ ‎независимого ‎дохода,‏ ‎либо ‎одновременно ‎занимаются ‎несколькими ‎проектами,‏ ‎часто‏ ‎в ‎разных‏ ‎сферах, ‎таких‏ ‎как ‎кино, ‎журналистика ‎и ‎аудио.

«После‏ ‎того,‏ ‎как‏ ‎автор ‎продает‏ ‎свою ‎первую‏ ‎книгу, ‎мы‏ ‎всегда‏ ‎предостерегаем ‎его‏ ‎от ‎увольнения ‎с ‎основной ‎работы,‏ ‎даже ‎если‏ ‎успех‏ ‎значителен», ‎— ‎сказала‏ ‎давний ‎редактор‏ ‎Knopf ‎Дженни ‎Джексон, ‎которая‏ ‎сама‏ ‎попала ‎в‏ ‎список ‎бестселлеров‏ ‎New ‎York ‎Times ‎со ‎своим‏ ‎дебютным‏ ‎романом ‎«Ананасовая‏ ‎улица» ‎годом‏ ‎ранее. ‎«Это ‎не ‎обязательно ‎та‏ ‎сумма‏ ‎денег,‏ ‎которая ‎изменит‏ ‎жизнь. ‎Если‏ ‎вы ‎слышите,‏ ‎что‏ ‎кто-то ‎получает‏ ‎300 ‎000 ‎долларов ‎за ‎свою‏ ‎книгу, ‎это‏ ‎звучит‏ ‎потрясающе. ‎Но ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎действительно ‎ли ‎это ‎дает‏ ‎им‏ ‎пять ‎лет,‏ ‎чтобы ‎написать‏ ‎книгу?»

Есть ‎два ‎взгляда ‎на ‎работу‏ ‎писателей‏ ‎с ‎полной‏ ‎занятостью. ‎Первый‏ ‎— ‎нужно ‎найти ‎такое ‎занятие,‏ ‎которое‏ ‎не‏ ‎истощает ‎ваши‏ ‎творческие ‎резервы,‏ ‎— ‎говорит‏ ‎Джексон,‏ ‎ссылаясь ‎на‏ ‎ее ‎автора ‎Эмили ‎Сент-Джон ‎Мэндел,‏ ‎которая заказывала ‎корпоративные‏ ‎поездки‏ ‎во ‎время ‎написания‏ ‎«Станции ‎одиннадцать».‏ ‎«И ‎обратная ‎сторона, ‎—‏ ‎добавила‏ ‎она, ‎—‏ ‎это ‎писатели,‏ ‎которые ‎преподают, ‎потому ‎что ‎они‏ ‎целый‏ ‎день ‎занимаются‏ ‎чем-то, ‎что‏ ‎задействует ‎те ‎же ‎части ‎их‏ ‎мозга,‏ ‎что‏ ‎и ‎их‏ ‎письмо». ‎Пол‏ ‎Юн, ‎автор‏ ‎книги‏ ‎«Улей ‎и‏ ‎мед», ‎преподает ‎в ‎Гарварде; ‎он‏ ‎сказал, ‎что‏ ‎обстановка‏ ‎в ‎классе ‎позволяет‏ ‎ему ‎«входить‏ ‎и ‎выходить» ‎из ‎своего‏ ‎художественного‏ ‎свободного ‎пространства,‏ ‎«и ‎иметь‏ ‎возможность ‎включить ‎его ‎быстрее». ‎Обучение‏ ‎писательскому‏ ‎искусству ‎на‏ ‎высоком ‎уровне‏ ‎также ‎приносит ‎пользу ‎для ‎здоровья‏ ‎и‏ ‎чувство‏ ‎общности ‎с‏ ‎другими ‎авторами,‏ ‎которые ‎преподают.‏ ‎(Но,‏ ‎конечно, ‎эти‏ ‎рабочие ‎места ‎высококонкурентны; ‎многие ‎рабочие‏ ‎места ‎в‏ ‎академических‏ ‎и ‎издательских ‎сферах‏ ‎плохо ‎оплачиваются,‏ ‎что ‎делает ‎их ‎по‏ ‎своей‏ ‎сути ‎исключительными).

Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎некоторые ‎писатели ‎все ‎же ‎увольняются‏ ‎с‏ ‎работы, ‎например‏ ‎Ванесса ‎Чан,‏ ‎чей ‎роман ‎«Буря, ‎которую ‎мы‏ ‎устроили»,‏ ‎обещает‏ ‎стать ‎прорывным‏ ‎дебютом ‎2024‏ ‎года. ‎Она‏ ‎пошла‏ ‎на ‎риск,‏ ‎оставив ‎должность ‎старшего ‎директора ‎по‏ ‎связям ‎с‏ ‎общественностью‏ ‎Meta, ‎и ‎дала‏ ‎себе ‎два‏ ‎года ‎на ‎то, ‎чтобы‏ ‎написать‏ ‎и ‎продать‏ ‎свою ‎книгу.‏ ‎«У ‎меня ‎было ‎достаточно ‎сбережений,‏ ‎чтобы‏ ‎прокормить ‎себя‏ ‎в ‎течение‏ ‎года ‎или ‎двух, ‎прежде ‎чем‏ ‎я‏ ‎получила‏ ‎аванс, ‎который‏ ‎был ‎достаточно‏ ‎значительным, ‎чтобы‏ ‎я‏ ‎могла ‎писать‏ ‎полный ‎рабочий ‎день», ‎— ‎сказала‏ ‎она. ‎Если‏ ‎бы‏ ‎ей ‎не ‎удалось‏ ‎сделать ‎это‏ ‎за ‎два ‎года, ‎она‏ ‎бы‏ ‎вернулась ‎в‏ ‎корпоративные ‎коммуникации.

«Аванс»‏ ‎за ‎книгу ‎— ‎это ‎аванс‏ ‎в‏ ‎счет ‎гонорара,‏ ‎так ‎что‏ ‎автор, ‎получивший ‎аванс ‎в ‎размере‏ ‎300‏ ‎000‏ ‎долларов, ‎не‏ ‎получит ‎другого‏ ‎чека ‎(кроме‏ ‎продажи‏ ‎прав ‎на‏ ‎экранизацию ‎или ‎дополнительных ‎прав), ‎пока‏ ‎он ‎не‏ ‎продаст‏ ‎достаточно ‎экземпляров ‎книги,‏ ‎чтобы ‎«заработать».‏ ‎Для ‎большинства ‎книг ‎в‏ ‎твердом‏ ‎переплете ‎гонорар‏ ‎составляет ‎три‏ ‎или ‎четыре ‎доллара ‎(в ‎то‏ ‎время‏ ‎как ‎электронные‏ ‎книги ‎—‏ ‎два ‎доллара, ‎а ‎книги ‎в‏ ‎мягкой‏ ‎обложке‏ ‎— ‎один‏ ‎доллар), ‎так‏ ‎что ‎писатель,‏ ‎получивший‏ ‎аванс ‎в‏ ‎размере ‎300 ‎000 ‎долларов ‎—‏ ‎редкость ‎в‏ ‎наши‏ ‎дни ‎— ‎должен‏ ‎будет ‎продать‏ ‎примерно ‎40 ‎000 ‎экземпляров,‏ ‎прежде‏ ‎чем ‎начнутся‏ ‎выплаты ‎роялти.

Кроме‏ ‎того, ‎каждая ‎последующая ‎сделка ‎с‏ ‎книгой‏ ‎будет ‎оцениваться‏ ‎по ‎объему‏ ‎продаж ‎предыдущих ‎книг. ‎«Подавляющее ‎большинство‏ ‎книг‏ ‎не‏ ‎приносит ‎прибыли»,‏ ‎— ‎утверждает‏ ‎Джексон. ‎«И‏ ‎поэтому‏ ‎писатель ‎не‏ ‎сможет ‎получить ‎эти ‎300 ‎000‏ ‎долларов ‎во‏ ‎второй‏ ‎раз».

«Мы ‎всегда ‎предостерегаем‏ ‎их ‎от‏ ‎увольнения ‎с ‎основной ‎работы».

По‏ ‎мнению‏ ‎Дэна ‎Синикина,‏ ‎автора ‎книги‏ ‎«Большая ‎фантастика: ‎как ‎конгломерация ‎изменила‏ ‎издательское‏ ‎дело ‎и‏ ‎американскую ‎литературу»,‏ ‎миф ‎о ‎Писателе ‎и ‎комфортной‏ ‎жизни,‏ ‎вероятно,‏ ‎никогда ‎не‏ ‎был ‎реальностью‏ ‎для ‎большинства.‏ ‎«Здесь‏ ‎нет ‎никакой‏ ‎истории ‎Золотого ‎века», ‎— ‎сказал‏ ‎он. ‎В‏ ‎1907‏ ‎году ‎У. ‎Т.‏ ‎Ларнед ‎написал‏ ‎в ‎журнале ‎Life ‎Magazine‏ ‎жалобу,‏ ‎что ‎средний‏ ‎успешный ‎писатель‏ ‎может ‎заработать ‎на ‎книге ‎20‏ ‎000‏ ‎долларов ‎в‏ ‎сегодняшних ‎деньгах.‏ ‎А ‎в ‎1981 ‎году, ‎по‏ ‎словам‏ ‎Синикина,‏ ‎исследования ‎показали,‏ ‎что ‎большинство‏ ‎писателей ‎в‏ ‎США‏ ‎платили ‎налоги‏ ‎ниже ‎черты ‎бедности. ‎(Сегодня ‎подавляющее‏ ‎большинство ‎авансов‏ ‎за‏ ‎книги ‎составляют ‎менее‏ ‎50 ‎000‏ ‎долларов.) ‎[тут ‎был ‎фрагмент‏ ‎о‏ ‎медстраховке ‎и‏ ‎налогах ‎американских‏ ‎писателей, ‎я ‎его ‎вырезал ‎—‏ ‎прим.‏ ‎Е.Н.]

В ‎наши‏ ‎дни ‎кажется,‏ ‎что ‎единственный ‎способ ‎для ‎писателя,‏ ‎работающего‏ ‎полный‏ ‎рабочий ‎день,‏ ‎обеспечить ‎финансовую‏ ‎стабильность ‎и‏ ‎комфортную‏ ‎жизнь ‎—‏ ‎это ‎написать ‎Большую ‎Книгу ‎—‏ ‎но ‎это‏ ‎почти‏ ‎полностью ‎находится ‎за‏ ‎пределами ‎его‏ ‎контроля.

Сегодняшние ‎Большие ‎Книги ‎колоссальны.‏ ‎Опра‏ ‎Уинфри, ‎Риз‏ ‎Уизерспун, ‎«Доброе‏ ‎утро, ‎Америка» ‎или ‎Дженна ‎Буш‏ ‎Хагер,‏ ‎способны ‎обеспечить‏ ‎несколько ‎тысяч,‏ ‎десятков, ‎а ‎то ‎и ‎сотен‏ ‎тысяч‏ ‎тиража.‏ ‎Иногда ‎доходит‏ ‎до ‎миллионов‏ ‎экземпляров, ‎если‏ ‎принять‏ ‎во ‎внимание‏ ‎аудио, ‎электронные ‎книги ‎и ‎книги‏ ‎в ‎мягкой‏ ‎обложке.‏ ‎(Во ‎время ‎судебного‏ ‎разбирательства ‎по‏ ‎делу ‎Penguin ‎Random ‎House‏ ‎против‏ ‎Министерства ‎юстиции‏ ‎в ‎2022‏ ‎году ‎стало ‎общеизвестно , что ‎4% ‎книг‏ ‎приносят‏ ‎60% ‎прибыли).‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее, ‎хотя ‎общий ‎объем ‎продаж‏ ‎книг‏ ‎в‏ ‎2020 ‎году‏ ‎увеличился ‎—‏ ‎и ‎все‏ ‎еще‏ ‎находится ‎на‏ ‎заоблачном ‎уровне ‎— ‎рост ‎затраты‏ ‎на ‎печать,‏ ‎доставку‏ ‎и ‎бумагу ‎сокрушает‏ ‎издателей. ‎Таким‏ ‎образом, ‎несмотря ‎на ‎огромный‏ ‎спрос‏ ‎публики ‎на‏ ‎книги, ‎многие‏ ‎издания ‎испытывают ‎дефицит.

Это ‎возвращает ‎нас‏ ‎к‏ ‎сегодняшнему ‎деловому‏ ‎климату, ‎когда‏ ‎большинство ‎изданий, ‎по ‎словам ‎Синикина,‏ ‎продаются‏ ‎тиражом‏ ‎менее ‎5000‏ ‎экземпляров. ‎«По‏ ‎разным ‎подсчетам,‏ ‎на‏ ‎сегодняшний ‎день‏ ‎только ‎от ‎2% ‎до ‎12%‏ ‎книг ‎продаются‏ ‎тиражом‏ ‎в ‎5000 ‎экземпляров‏ ‎и ‎более»,‏ ‎— ‎сказал ‎он.

На ‎фоне‏ ‎этих‏ ‎бюджетных ‎проблем,‏ ‎когда ‎издательства‏ ‎тратят ‎большую ‎часть ‎рекламных ‎усилий‏ ‎на‏ ‎несколько ‎изданий,‏ ‎от ‎писателей‏ ‎теперь ‎ожидается, ‎что ‎они ‎станут‏ ‎представителями‏ ‎своих‏ ‎книг. ‎По‏ ‎оценкам ‎Джексон,‏ ‎штатные ‎авторы‏ ‎из‏ ‎ее ‎списка‏ ‎тратят ‎20 ‎часов ‎в ‎неделю‏ ‎на ‎написание‏ ‎статей,‏ ‎проведение ‎дискуссий, ‎общение‏ ‎со ‎своими‏ ‎поклонниками ‎в ‎социальных ‎сетях,‏ ‎участие‏ ‎в ‎PR-кампаниях‏ ‎и ‎встречи‏ ‎с ‎голливудскими ‎шишками. ‎Вот ‎почему‏ ‎те,‏ ‎у ‎кого‏ ‎есть ‎основная‏ ‎работа ‎— ‎а ‎это ‎большинство‏ ‎в‏ ‎отрасли‏ ‎— ‎должны‏ ‎относиться ‎к‏ ‎публикации ‎своей‏ ‎книги‏ ‎как ‎к‏ ‎второй ‎работе. ‎И ‎отчасти ‎именно‏ ‎поэтому ‎такой‏ ‎человек,‏ ‎как ‎Чан ‎(которая‏ ‎помимо ‎прекрасного‏ ‎писательского ‎мастерства ‎имеет ‎опыт‏ ‎работы‏ ‎в ‎сфере‏ ‎связей ‎с‏ ‎общественностью), ‎имеет ‎такие ‎хорошие ‎возможности‏ ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎вырваться ‎на‏ ‎свободу.

Когда ‎руководители ‎отделов ‎издательского ‎дома‏ ‎встречаются,‏ ‎чтобы‏ ‎обсудить ‎проект,‏ ‎поясняет ‎Пол‏ ‎Богардс, ‎на‏ ‎ум‏ ‎приходит ‎одно‏ ‎слово: ‎«платформа». ‎«Это ‎сейсмическая ‎разница‏ ‎в ‎сегодняшнем‏ ‎мире,‏ ‎этот ‎вопрос ‎платформы:‏ ‎что ‎автор‏ ‎собирается ‎предложить?» ‎— ‎указал‏ ‎он.‏ ‎Вспоминая, ‎как‏ ‎он ‎начал‏ ‎работать ‎в ‎издательском ‎деле ‎в‏ ‎1980-х‏ ‎годах, ‎он‏ ‎сказал: ‎«Знаете,‏ ‎что ‎приносил ‎автор? ‎Сам ‎текст‏ ‎как‏ ‎таковой».‏ ‎Насколько ‎Богардс‏ ‎вспоминает ‎ту‏ ‎эпоху ‎издательского‏ ‎дела,‏ ‎все ‎больше‏ ‎писателей ‎зарабатывали ‎себе ‎на ‎жизнь‏ ‎только ‎писательством.‏ ‎У‏ ‎авторов ‎также ‎не‏ ‎было ‎дополнительной‏ ‎работы ‎по ‎саморекламе; ‎например,‏ ‎он‏ ‎вспоминает, ‎что‏ ‎Джон ‎Апдайк «в‏ ‎целом ‎был ‎сдержанным ‎участником ‎связей‏ ‎с‏ ‎общественностью». ‎Другие‏ ‎писатели, ‎такие‏ ‎как ‎Кормак ‎Маккарти, вообще ‎избегали ‎новых‏ ‎медиа.‏ ‎«Я‏ ‎не ‎знаю,‏ ‎можно ‎ли‏ ‎быть ‎Кормаком‏ ‎Маккарти‏ ‎в ‎мире,‏ ‎в ‎котором ‎мы ‎живем ‎сегодня»,‏ ‎— ‎сказал‏ ‎Богардс.‏ ‎Чтобы ‎внести ‎ясность,‏ ‎он ‎добавляет:‏ ‎«Отсутствие ‎платформы ‎не ‎помешает‏ ‎издателям‏ ‎приобретать ‎хорошие‏ ‎книги». ‎Тем‏ ‎не ‎менее, ‎платформа ‎сегодня ‎является‏ ‎неизбежной‏ ‎частью ‎разговора,‏ ‎чего ‎не‏ ‎было ‎в ‎1970-х ‎и ‎1980-х‏ ‎годах.

В‏ ‎то‏ ‎время ‎писатели‏ ‎доходили ‎до‏ ‎читателей ‎более‏ ‎традиционными‏ ‎способами. ‎По‏ ‎словам ‎Синикина, ‎в ‎1970-х ‎и‏ ‎1980-х ‎годах‏ ‎в‏ ‎пригородах ‎появились ‎сетевые‏ ‎книжные ‎магазины‏ ‎и ‎торговые ‎центры, ‎что‏ ‎значительно‏ ‎увеличило ‎продажи‏ ‎книг. ‎(До‏ ‎1970-х ‎годов ‎большинство ‎американцев ‎читали‏ ‎художественную‏ ‎литературу ‎в‏ ‎таких ‎журналах,‏ ‎как ‎Harper’s, ‎The ‎New ‎Yorker,‏ ‎Esquire,‏ ‎The‏ ‎Saturday ‎Evening‏ ‎Post ‎и‏ ‎The ‎Atlantic).‏ ‎«В‏ ‎1950-х ‎и‏ ‎1960-х ‎годах ‎такие ‎писатели, ‎как‏ ‎Норман ‎Мейлер,‏ ‎Джеймс‏ ‎Болдуин ‎и ‎Трумэн‏ ‎Капоте ‎стали‏ ‎культурными ‎фигурами ‎таким ‎путем,‏ ‎какой‏ ‎сейчас ‎трудно‏ ‎себе ‎представить»,‏ ‎— ‎сказал ‎Синикин. ‎Даже ‎в‏ ‎1980-х‏ ‎и ‎1990-х‏ ‎годах ‎писатели‏ ‎могли ‎стать ‎национальными ‎знаменитостями ‎благодаря‏ ‎обложкам‏ ‎журналов‏ ‎и ‎выступлениям‏ ‎в ‎ток-шоу.‏ ‎Сегодня, ‎когда‏ ‎экономика‏ ‎внимания ‎все‏ ‎больше ‎раздроблена, ‎писателям ‎приходится ‎конкурировать‏ ‎за ‎зрительское‏ ‎внимание‏ ‎на ‎наших ‎маленьких‏ ‎экранах ‎в‏ ‎надежде, ‎что ‎кто-то ‎из‏ ‎этих‏ ‎зрительских ‎глаз‏ ‎купит ‎их‏ ‎книгу. ‎Сейчас ‎авторы ‎в ‎основном‏ ‎обращаются‏ ‎к ‎читателям‏ ‎через ‎социальные‏ ‎сети, ‎где ‎информационные ‎бюллетени ‎по‏ ‎электронной‏ ‎почте‏ ‎и ‎рекламные‏ ‎акции ‎в‏ ‎розничной ‎торговле‏ ‎являются‏ ‎основными ‎драйверами‏ ‎продаж ‎книг.

По ‎словам ‎Синикина, ‎последние‏ ‎50 ‎лет‏ ‎принесли‏ ‎писателям ‎те ‎же‏ ‎структурные ‎стрессы,‏ ‎что ‎и ‎любому ‎другому‏ ‎рабочему‏ ‎в ‎Америке,‏ ‎а ‎именно‏ ‎«сочетание ‎инфляции ‎и ‎стагнации ‎заработной‏ ‎платы».‏ ‎Так ‎почему‏ ‎же ‎так‏ ‎много ‎писателей ‎живут ‎комфортно?

Они ‎подрабатывают‏ ‎сценаристами.‏ ‎«Если‏ ‎у ‎вас‏ ‎нет ‎большого,‏ ‎огромного ‎хита‏ ‎или‏ ‎удачного ‎романа-бестселлера,‏ ‎вы, ‎вероятно, ‎оплачиваете ‎свои ‎счета‏ ‎с ‎помощью‏ ‎работы‏ ‎на ‎телевидении ‎или‏ ‎в ‎кино»,‏ ‎— ‎сказал ‎Лоуэлл ‎Петерсон,‏ ‎исполнительный‏ ‎директор ‎Гильдии‏ ‎писателей ‎Восточной‏ ‎Америки.

По ‎его ‎словам, ‎до ‎того,‏ ‎как‏ ‎экранизация ‎«Выборов»‏ ‎изменила ‎его‏ ‎жизнь, ‎Том ‎Перротта был ‎«классической ‎версией»‏ ‎своего‏ ‎поколения‏ ‎писателей, ‎получив‏ ‎степень ‎магистра‏ ‎творческого ‎письма‏ ‎в‏ ‎Сиракузах ‎в‏ ‎1988 ‎году, ‎когда ‎ему ‎было‏ ‎около ‎двадцати‏ ‎пяти‏ ‎лет. ‎В ‎последующие‏ ‎десять ‎лет‏ ‎он ‎преподавал ‎в ‎качестве‏ ‎адъюнкт-профессора‏ ‎в ‎Йельском,‏ ‎Гарвардском ‎и‏ ‎Бруклинском ‎колледжах; ‎работал ‎корректором ‎и‏ ‎рекламным‏ ‎копирайтером, ‎а‏ ‎также ‎литературным‏ ‎негром. ‎В ‎1999 ‎году, ‎после‏ ‎того‏ ‎как‏ ‎фильм ‎«Выборы»‏ ‎стал ‎хитом‏ ‎на ‎большом‏ ‎экране,‏ ‎для ‎Перротты‏ ‎все ‎изменилось. ‎«Я ‎получил ‎возможность‏ ‎написать ‎несколько‏ ‎телевизионных‏ ‎пилотных ‎проектов», ‎—‏ ‎сказал ‎он.‏ ‎«Мне ‎заплатили ‎за ‎то,‏ ‎чтобы‏ ‎я ‎научился‏ ‎стать ‎сценаристом.‏ ‎Мне ‎платили ‎в ‎три ‎раза‏ ‎больше,‏ ‎чем ‎я‏ ‎зарабатывал ‎преподавателем‏ ‎в ‎Гарварде».

В ‎2010-х ‎годах ‎был‏ ‎момент,‏ ‎когда‏ ‎дипломированные ‎авторы‏ ‎программ ‎художественной‏ ‎литературы ‎заканчивали‏ ‎обучение‏ ‎прямо ‎в‏ ‎кабинетах ‎телевизионных ‎сценаристов. ‎«Когда ‎мы‏ ‎работали ‎над‏ ‎„Оставленными“,‏ ‎к ‎третьему ‎сезону‏ ‎половина ‎наших‏ ‎авторов ‎пришла ‎из ‎программ‏ ‎по‏ ‎написанию ‎художественной‏ ‎литературы», ‎—‏ ‎сказал ‎Перротта, ‎который ‎был ‎одновременно‏ ‎писателем,‏ ‎сценаристом ‎и‏ ‎шоураннером. ‎«Это‏ ‎был ‎действительно ‎интересный ‎момент ‎сближения‏ ‎этих‏ ‎двух‏ ‎литературных ‎культур,‏ ‎которые ‎долгое‏ ‎время ‎были‏ ‎разделены».

Но‏ ‎в ‎конце‏ ‎2010-х ‎годов, ‎когда ‎стриминговые ‎сервисы‏ ‎сократили ‎продолжительность‏ ‎телевизионных‏ ‎сезонов, ‎писатели ‎внезапно‏ ‎столкнулись ‎с‏ ‎более ‎короткими ‎периодами ‎работы,‏ ‎более‏ ‎длительными ‎периодами‏ ‎безработицы ‎и‏ ‎меньшим ‎количеством ‎возможностей ‎подняться ‎по‏ ‎карьерной‏ ‎лестнице.

Аяд ‎Ахтар , драматург,‏ ‎лауреат ‎Пулитцеровской‏ ‎премии ‎и ‎президент ‎Американского ‎ПЕН-клуба,‏ ‎считает,‏ ‎что‏ ‎идея ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎писатели ‎должны‏ ‎распыляться,‏ ‎чтобы ‎сводить‏ ‎концы ‎с ‎концами, ‎«говорит ‎о‏ ‎недостаточном ‎значении,‏ ‎которое‏ ‎мы ‎придаем ‎искусству‏ ‎в ‎нашей‏ ‎культуре ‎в ‎целом». ‎Хотя‏ ‎в‏ ‎«интенсивном, ‎конкурентном‏ ‎характере» ‎искусства,‏ ‎«подпитываемом ‎американским ‎капитализмом», ‎есть ‎свои‏ ‎преимущества,‏ ‎есть ‎и‏ ‎существенные ‎недостатки,‏ ‎сказал ‎он. ‎В ‎конечном ‎счете,‏ ‎поскольку‏ ‎писатели‏ ‎участвуют ‎во‏ ‎множестве ‎проектов‏ ‎одновременно, ‎они‏ ‎учатся‏ ‎относиться ‎к‏ ‎историям ‎как ‎к ‎товару. ‎По‏ ‎словам ‎Ахтара,‏ ‎это‏ ‎влияет ‎на ‎то,‏ ‎какие ‎истории‏ ‎рассказывают ‎в ‎Голливуде. ‎«Писатели‏ ‎придумывают,‏ ‎как ‎вписаться‏ ‎в ‎систему,‏ ‎в ‎которой ‎руководители, ‎которые ‎в‏ ‎конечном‏ ‎итоге ‎некреативны‏ ‎— ‎и‏ ‎я ‎не ‎имею ‎в ‎виду‏ ‎это‏ ‎как‏ ‎уничижительное ‎слово,‏ ‎просто ‎как‏ ‎наблюдение ‎факта‏ ‎—‏ ‎принимают ‎решения‏ ‎о ‎том, ‎что ‎будет ‎работать,‏ ‎а ‎что‏ ‎нет.

За‏ ‎годы ‎и ‎месяцы,‏ ‎предшествовавшие ‎забастовке‏ ‎писателей ‎этим ‎летом, ‎креативные‏ ‎руководители‏ ‎стриминговых ‎компаний‏ ‎все ‎чаще‏ ‎заменялись ‎техническими ‎руководителями, ‎которые ‎подталкивали‏ ‎индустрию‏ ‎к ‎принятию‏ ‎производственных ‎решений‏ ‎на ‎основе ‎наборов ‎данных ‎о‏ ‎типах‏ ‎историй,‏ ‎которые ‎привлекают‏ ‎внимание ‎аудитории.‏ ‎У ‎Ахтара‏ ‎есть‏ ‎близкий ‎друг‏ ‎(креативный ‎руководитель), ‎который ‎последние ‎полгода‏ ‎использует ‎искусственный‏ ‎интеллект‏ ‎для ‎написания ‎сценариев.‏ ‎«Я ‎прочитал‏ ‎сценарий, ‎который ‎они ‎выпустили‏ ‎около‏ ‎двух ‎с‏ ‎половиной ‎месяцев‏ ‎назад. ‎Это ‎был, ‎без ‎сомнения,‏ ‎самый‏ ‎захватывающий ‎телевизионный‏ ‎сценарий, ‎который‏ ‎я ‎читал ‎за ‎долгое ‎время»,‏ ‎—‏ ‎сказал‏ ‎он. ‎Не‏ ‎потому, ‎что‏ ‎это ‎было‏ ‎хорошо‏ ‎, ‎а‏ ‎потому, ‎что, ‎по ‎его ‎словам,‏ ‎«у ‎него‏ ‎был‏ ‎мой ‎номер ‎точно‏ ‎так ‎же,‏ ‎как ‎у ‎iPhone ‎есть‏ ‎мой‏ ‎номер». ‎Я‏ ‎перелистывал ‎страницы,‏ ‎хотя ‎по-настоящему ‎не ‎понимал, ‎почему‏ ‎меня‏ ‎это ‎волнует».

Соглашение‏ ‎Гильдии ‎писателей,‏ ‎достигнутое ‎27 ‎сентября, ‎касается ‎использования‏ ‎искусственного‏ ‎интеллекта‏ ‎и ‎других‏ ‎опасений ‎по‏ ‎поводу ‎жизнеспособности‏ ‎написания‏ ‎сценариев ‎как‏ ‎профессии. ‎«Во ‎всяком ‎случае, ‎это‏ ‎своего ‎рода‏ ‎забастовка‏ ‎и ‎контракт, ‎ориентированные‏ ‎на ‎будущее»,‏ ‎— ‎сказал ‎Петерсон. ‎Защита,‏ ‎касающаяся‏ ‎искусственного ‎интеллекта‏ ‎(а ‎также‏ ‎минимумов, ‎льгот, ‎возможностей ‎для ‎развития‏ ‎и‏ ‎эпизодической ‎занятости),‏ ‎останется ‎в‏ ‎силе ‎до ‎2026 ‎года, ‎и‏ ‎«они‏ ‎станут‏ ‎основой ‎для‏ ‎дальнейших ‎переговоров».‏ ‎Писатели ‎являются‏ ‎«одними‏ ‎из ‎основных‏ ‎бенефициаров ‎этого ‎контракта», ‎добавил ‎Петерсон.‏ ‎«Может ‎быть,‏ ‎не‏ ‎сразу, ‎но ‎идея‏ ‎состоит ‎в‏ ‎том, ‎чтобы ‎сохранить ‎это‏ ‎как‏ ‎жизнеспособную ‎карьеру‏ ‎в ‎будущем».‏ ‎Он ‎надеется, ‎что ‎соглашение ‎сделает‏ ‎сценарную‏ ‎карьеру ‎жизнеспособной.‏ ‎Однако ‎он‏ ‎продолжил: ‎«Я ‎надеюсь, ‎что ‎написание‏ ‎книг,‏ ‎журналистика‏ ‎и ‎драматургия‏ ‎станут ‎более‏ ‎жизнеспособными, ‎чтобы‏ ‎люди‏ ‎могли ‎выражать‏ ‎себя ‎всеми ‎этими ‎способами».

Что ‎касается‏ ‎Гильдии ‎авторов,‏ ‎которая‏ ‎не ‎может ‎вести‏ ‎коллективные ‎переговоры,‏ ‎поскольку ‎она ‎не ‎является‏ ‎профсоюзом,‏ ‎Расенбергер ‎заявил,‏ ‎что ‎изучает‏ ‎способы, ‎позволяющие ‎ее ‎членам ‎предпринимать‏ ‎коллективные‏ ‎действия ‎в‏ ‎рамках ‎своих‏ ‎прав ‎как ‎независимых ‎подрядчиков ‎в‏ ‎книжном‏ ‎издательстве,‏ ‎предусмотренных ‎Законом‏ ‎Норриса-Ла ‎Гуардиа‏ ‎и ‎Законом‏ ‎Клейтона.‏ ‎«Мы ‎не‏ ‎хотим ‎слишком ‎сильно ‎раздвигать ‎границы,‏ ‎потому ‎что‏ ‎не‏ ‎хотим, ‎чтобы ‎нас‏ ‎привлекли ‎к‏ ‎ответственности, ‎— ‎сказала ‎она,‏ ‎—‏ ‎но ‎мы‏ ‎считаем, ‎что‏ ‎это ‎дает ‎нам ‎право ‎предпринимать‏ ‎определенные‏ ‎действия ‎без‏ ‎создания ‎профсоюза.‏ ‎В ‎отличие ‎от ‎Гильдии ‎писателей,‏ ‎у‏ ‎нас‏ ‎не ‎может‏ ‎быть ‎коллективного‏ ‎договора».

Многие ‎авторы‏ ‎смирились‏ ‎с ‎идеей,‏ ‎что ‎написание ‎романов ‎— ‎это‏ ‎«карьера», ‎а‏ ‎не‏ ‎«работа». ‎Юн ‎определяет‏ ‎писательство ‎как‏ ‎«профессию, ‎которой ‎я ‎занимаюсь»,‏ ‎а‏ ‎«преподавание ‎—‏ ‎это ‎моя‏ ‎работа». ‎Чан ‎определяет ‎«работу» ‎как‏ ‎«то,‏ ‎что ‎вы‏ ‎делаете, ‎чтобы‏ ‎выжить, ‎то, ‎что ‎нужно, ‎чтобы‏ ‎зарабатывать‏ ‎деньги».‏ ‎Но ‎продолжает:‏ ‎«Карьера ‎—‏ ‎это ‎то‏ ‎место,‏ ‎где ‎вы‏ ‎обретаете ‎чувство ‎удовлетворения ‎и, ‎надеюсь,‏ ‎достижений, ‎и‏ ‎тогда‏ ‎приятно ‎иметь ‎деньги».

Тем‏ ‎временем ‎Липштейн‏ ‎считает ‎писательство ‎искусством; ‎как‏ ‎он‏ ‎описал ‎это:‏ ‎«Это ‎форма‏ ‎самовыражения, ‎и ‎я ‎чувствую ‎себя‏ ‎обязанным‏ ‎это ‎сделать».‏ ‎До ‎публикации‏ ‎он ‎написал ‎не ‎одну, ‎не‏ ‎две,‏ ‎а‏ ‎пять ‎рукописей,‏ ‎и ‎ни‏ ‎за ‎одну‏ ‎из‏ ‎них ‎не‏ ‎получил ‎ни ‎копейки. ‎«Если ‎вы‏ ‎собираетесь ‎стать‏ ‎писателем‏ ‎сегодня, ‎вы ‎должны‏ ‎быть ‎вынуждены‏ ‎писать, ‎независимо ‎от ‎того,‏ ‎сколько‏ ‎денег ‎вы‏ ‎этим ‎заработаете»,‏ ‎— ‎сказал ‎он, ‎— ‎«потому‏ ‎что,‏ ‎вероятно, ‎вы‏ ‎не ‎заработаете‏ ‎достаточно, ‎чтобы ‎заниматься ‎только ‎этим».

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

107 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048