Перевод. Как «Властелин колец» стал секретным оружием в культурных войнах Италии
Автор Джейми Маккей, Guardian
Джорджа Мелони и крайне правые прославляют сагу Дж. Р. Р. Толкина, одновременно захватывая ключевые культурные учреждения Италии.
Будучи давним поклонником Дж. Р. Р. Толкина, я уже давно чувствую себя расстроенным странной одержимостью Джорджи Мелони «Властелином колец». На протяжении многих лет ультраконсервативный премьер-министр Италии цитировала отрывки из интервью, делилась фотографиями, на которых она читает роман, и даже позировала со статуей волшебника Гэндальфа в рамках предвыборной кампании. В своей автобиографии-манифесте она посвящает несколько страниц своей «любимой книге», которую в какой-то момент называет «священным» текстом . Когда я прочитал на этой неделе новость о том, что министерство культуры Италии потратит 250 000 евро на организацию выставки Толкина в Римской Национальной галерее современного искусства и что Мелони будет присутствовать на открытии, я не мог не задаться вопросом: почему? Чего пытается добиться это правительство, столь агрессивно накладывая свой отпечаток на одну из самых любимых в мире фэнтезийных саг?
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210955/imagesprojects2204220aw4lqj37i5jdde4e.webp?1738622986341)
Мои итальянские друзья не понимают суеты. Они говорят, что это повседневная политика, простое упражнение по брендингу, призванное смягчить имидж Мелони. Возможно. Но есть и более глубокая и, откровенно говоря, более странная сторона этой истории. Когда «Властелин колец» впервые появился на итальянских полках в 1970-х годах, академик Элемир Золла написал короткое введение , в котором интерпретировал книгу как аллегорию о «чистых» этнических группах, защищающихся от заражения со стороны иностранных захватчиков. Сторонники фашистов в Итальянском социальном движении (MSI) быстро подхватили провокацию. Вдохновленные словами Золлы, они увидели в мире Толкина пространство, где они могли исследовать свою идеологию в социально приемлемых условиях, свободных от табу прошлого. Мелони, член молодежного крыла MSI, развила свое политическое сознание в этой среде. Будучи подростком, она даже посещала «Лагерь Хоббита» — летний лагерь, организованный MSI, участники которого наряжались в костюмы для косплея, подпевали народным балладам и обсуждали, как толкиновская мифология может помочь постфашистским правым обрести авторитет в обществе новой эпохи.
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210956/imagesprojects2204220ekb67i37i5jdg351.webp?1738623005938)
Очевидно, здесь речь идет о маргинальном движении. Но стоит признать, что, если вы проявите немного воображения, саги о Средиземье довольно четко вписываются в логику современного правого популизма. «Властелин колец» следует логике игры с нулевой суммой, коренящейся в католической метафизике. Есть «добрые» хоббиты и эльфы, которые отбиваются от «злых» орков. Здесь мало места нюансам. Хотя большинство из нас, вероятно, воспринимают «хороших» персонажей в аполитичных терминах, не требуется много усилий, чтобы подогнать это определение под националистические цели. В своей книге Мелони делает именно это. В какой-то момент она рассказывает нам, что ее любимый персонаж — миролюбивый обыватель Сэмуайз Гэмджи, «просто хоббит». Несколько страниц спустя она неявно сравнивает Италию с затерянным королевством Нуменор и цитирует призыв персонажа Фарамира к оружию из «Двух крепостей». В конечном счете, она, похоже, рассматривает работу Толкина как дидактическую антиглобалистскую сказку, гиперконсервативную эпопею, призывающую к полномасштабной войне против современного мира во имя традиционных ценностей.
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210958/imagesprojects22042207k75as37i5je0fib.webp?1738623042959)
Интерес Мелони к фэнтези, символам и великим повествованиям отличает ее от предыдущих лидеров. Все правительства Италии, левые и правые, используют культуру в своих политических посланиях. Несмотря на это, нынешняя администрация, похоже, нетипично одержима установлением контроля над общественным воображением. Одним из первых действий Мелони, пришедшего к власти, было назначение Джампаоло Росси , журналиста, известного своей защитой Владимира Путина, генеральным директором общественной телекомпании Rai. Полномочия организации в настоящее время переписываются и включают в себя обязательство продвигать «богатство деторождения и родительства». Затем она назначила Алессандро Джулии, консервативного критика и откровенного евроскептика, президентом самого важного музея современного искусства Рима Maxxi. На прошлой неделе правительство выдвинуло кандидатуру Пьетранджело Бутафуоко, общественного интеллектуала и бывшего члена центрального комитета постфашистской молодежной организации Fronte della Gioventù, в качестве следующего президента Венецианской биеннале. Накануне решения Бутафуоко заявил : «В этот раз ограды рухнут. Дом будет дан тем, у кого его до сих пор не было».
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210959/imagesprojects2204220j0kvi337i5je345j.webp?1738623062355)
Соблазнительно игнорировать культурные войны как поверхностную предвыборную тактику: поляризующие аргументы, которые политики используют для разжигания страстей в преддверии выборов, и не более того. Действия Мелони напоминают нам, что есть и серьезная сторона. Летом, прямо в соответствии со сценарием Виктора Орбана, итальянское правительство предприняло драматический шаг, предоставив себе прямые полномочия назначать руководство Римского центра экспериментальной кинематографии, одной из самых важных киношкол Италии. Депутат Игорь Иецци обосновал это решение необходимостью «модернизировать» институт, добавив, что левые должны приложить усилия, чтобы «вырвать когти из культуры». Интересно, что правительство, похоже, не испытывает подобных сомнений по поводу явно растущего числа крайне правых издателей, которые переиздают книги фашистских авторов, таких как Джованни Джентиле и Юлиус Эвола, для нового поколения читателей (многие из этих издателей, кстати, используют «Властелин колец» для привлечения новой аудитории).
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210961/imagesprojects2204220xoom9o37i5je58d3.webp?1738623080102)
Вопрос, куда все это движется, остается неясным. Культурный проект Мелони все еще находится в зачаточном состоянии, и пока нет никаких признаков целостной государственной политики. Тем не менее, первые признаки вызывают беспокойство. За последний год многие поддались идее, что Мелони — «умеренный». Они влюбились в ее улыбки, ее застенчивый язык тела, ее новую модерацию языка. Однако под поверхностью скрывается глубоко тревожная культурная повестка дня.
![](https://media.sponsr.ru/project/4220/post/0/image/210962/imagesprojects2204220ylhtgo37i5je7992.webp?1738623096375)
0 комментариев