Перевод. Сектор Газа: от деградации к уничтожению
ОРИГИНАЛ ПУБЛИКАЦИИ Автор Адам Туз
Готовясь к масштабной ответной операции против ХАМАС, Израиль приказал населению северной части сектора Газа эвакуироваться. По сути, ЦАХАЛ предупредил 1 миллион человек о неминуемых разрушениях. Мы знаем, почему ЦАХАЛ отдал такой приказ. Он хочет свести к минимуму жертвы среди гражданского населения. Но помимо практического и гуманитарного вопроса о том, куда должна идти такая огромная масса людей и как им прокормить себя, мы должны задаться вопросом: что это за место такое — Газа, где людям могут быть отправлены такие инструкции? Как можно таким образом распорядиться территорией, на которой проживает более 2 миллионов человек? Почему нет влиятельных групп, которые могли бы противостоять безжалостной логике военной кампании, которая просто обрекает город на разрушение? Как Газа и ее жители стали настолько изолированными, настолько объективированными?
****
Газа не всегда была такой. Выгодно расположенная в восточном Средиземноморье, Газа была местом поселения людей на протяжении более 5000 лет. Естественный пункт остановки для путешественников и торговцев, направлявшихся туда и обратно между Африкой и Азией, он занимал видное место в Ветхом Завете. Газа была членом филистимской конфедерации пяти городов прибрежной равнины. В Газе бывали царь Давид и Александр Македонский. Попав под власть Османской империи в 1516 году, будущий сектор Газа стал главным полем битвы в борьбе за контроль над Палестиной в ходе Первой мировой войны. Лишь после трёх крупных сражений британцам наконец удалось захватить его в 1917 году.
В соответствии с британским мандатом, во время беспорядков 1929 года небольшие, но давно существовавшие еврейские общины были эвакуированы в Тель-Авив из-за страха перед резней. В 1948 году, когда британцы ушли, египетские военные оккупировали прибрежную полосу вокруг Газы. Население в то время насчитывало около 80 000 палестинцев в четырех небольших городах: Газа, Дейр-эль-Балах, Хан-Юнис и Рафах. За считанные недели эта небольшая полоска земли стала местом убежища для более чем 150 000 беженцев, бежавших из деревень и городов на юге Палестины от этнической чистки, проводимой [еврейской боевой организацией] Хаганой. Результатом стало утроение населения и создание Газы, какой мы ее знаем сегодня, перенаселенной гаванью для беженцев.
После 1948 года ООН создала агентство БАПОР для поддержки палестинских беженцев в Иордании, Ливане, Сирии и на Западном Берегу, а также в секторе Газа. В течение следующих двух десятилетий под властью Египта население Газы имело доступ в Египет для работы и учебы.
Затем последовала война 1967 года и расширение израильского контроля на Синай и Западный Берег. Первая израильская перепись населения в Газе в 1967 году насчитала население в 394 000 человек, из которых не менее 60% были беженцами. Чтобы управлять территорией на расстоянии вытянутой руки, израильтяне приняли политику «открытых мостов» Моше Даяна. Военные свели к минимуму свое влияние, а сектор Газа и Западный Берег были максимально интегрированы в израильскую экономику. В 1981 году между сектором Газа и Египтом впервые были установлены официальная граница и пограничные контрольно-пропускные пункты, проходящие через пограничный город Рафах. Между тем, благодаря гораздо более высоким зарплатам, к 1980-м годам около 45 процентов рабочей силы Газы было занято в Израиле.
Результатом, учитывая относительный динамизм израильской экономики, стал значительный рост доходов в секторе Газа. Но именно в этот период Сара Рой придумала термин «деразвитие». Хотя уровень доходов в секторе Газа рос, как отметила Рой в 1987 году, он не развивался.
Палестинские рабочие были вовлечены в низкооплачиваемую работу в Израиле, подрывая собственный деловой сектор Палестины и положение собственного землевладения и буржуазных интересов Палестины. В период с 1970 по 1985 год, несмотря на рост ВВП Западного Берега и сектора Газа, общая занятость в палестинской экономике находилась в стагнации. Результатом роста реальных доходов и стагнации производства на палестинских территориях стал зияющий торговый дефицит с Израилем.
Этот крайне неравный обмен был пронизан разочарованием и негодованием. В то время как рынок труда для израильских граждан жестко регулировался, права работников обеспечивались влиятельными профсоюзами, палестинские рабочие функционировали как гибкая и бесправная резервная трудовая армия, которую можно было нанимать и увольнять по своему желанию.
Дискриминация и низкая оплата труда усугублялись экономическим кризисом в Израиле в начале 1980-х годов, последствия которого наиболее тяжело ударили по палестинскому низшему классу. В 1987 году это недовольство вылилось в первую интифаду.
В декабре 1987 года автомобиль, перевозивший палестинских рабочих в лагере беженцев Джабалия в Газе, попал в автокатастрофу с израильским грузовиком, в результате чего погибли четыре человека. В результате последовавших за этим протестов и столкновений с израильскими военными возникла новая волна воинственности, которая безвозвратно изменила палестино-израильские отношения. Поскольку палестинские рабочие бойкотировали Израиль в форме националистической забастовки, Израиль в 1990-х годах систематически расширял набор иностранных рабочих из-за пределов региона. Бюро труда в Румынии, Таиланде и на Филиппинах увеличили количество иностранной непалестинской рабочей силы с 20 000 в 2993 году до 100 000 к 1996 году. Газа стала ненужной.
Тем временем на палестинских территориях возникли новые силы оппозиции. В первые дни 1987 года местные активисты Газы, связанные с египетскими «Братьями-мусульманами», сформировали новое движение, которое в начале 1988 года получило название «Хамас». В то время как ООП, которая на протяжении десятилетий вела борьбу и переговоры от имени Палестины и к концу 1980-х годов стремилась к миру, Хамас вновь посвятил себя делу уничтожения Израиля и создания исламского государства.
Пока ООП обсуждала соглашения в Осло, боевики активизировали кампанию взрывов и нападений, направленных на подрыв мира. В ответ Израиль поставил сектор Газа под все более жесткий контроль. Результатом стала извращенная серия контрастов. В 1994 году, вдохновленные проектом Шимона Переса «Новый Ближний Восток», израильтяне и палестинцы заключили Парижские экономические соглашения, обещая интеграцию и сближение. Однако в то же время в ответ на нападения боевиков израильские силы безопасности неоднократно закрывали сектор Газа для внешнего мира. В 1994 году, после заключения соглашений, Израиль начал строительство первого проволочного забора по периметру Газы.
Взрыв второй интифады в 2000 году с нападениями смертников и стрельбой, а также массированными ответными действиями Израиля усилили блокаду сектора Газа. Теперь всю территорию окружала высокая стена. Международный аэропорт Газы, который должен был обеспечить Палестине доступ к остальному миру, не контролируемому Израилем или Египтом, открылся в 1998 году. Через несколько месяцев после 11 сентября 2001 года Израиль уничтожил антенну радара и разбомбил взлетно-посадочную полосу. Рыбная промышленность Газы, которая была основой ее экономики, была ограничена израильским военно-морским командованием для предотвращения контрабанды оружия.
И все же полная изоляция Газы была еще впереди.
В 2005 году израильское правительство под руководством Ариэля Шарона покинуло Газу, разрушив поселения, основанные на этой территории еврейскими колонистами. Затем в 2006 году ХАМАС одержал шокирующую победу на выборах в секторе Газа и после жестокой гражданской войны в 2007 году изгнал ФАТХ с территории. В ответ Израиль объявил Газу «враждебной территорией» и полностью осадил ее, и эта ситуация продолжается и по сей день. За первые три года осады из сектора Газа было разрешено выехать в общей сложности 259 коммерческим грузовикам, что фактически парализовало промышленность страны.
Последствием этого является не только физическая изоляция Газы, но и радикальное расхождение в экономическом развитии между Газой и Западным Берегом.
В то время как на Западном Берегу сохраняется модель зависимого экономического роста (деразвития в терминах Рой), экономика Газы практически не росла с 1990-х годов, а с тех пор, как ХАМАС пришел к власти в 2006 году, она не росла вообще. Если вспомнить о росте населения, это означает, что ВВП Газы на душу населения на душу населения сегодня составляет половину того, что было в середине 1990-х годов, и составляет одну треть от уровня, достигнутого Западным берегом. Уровень бедности в Газе превышает 50 процентов по сравнению с 14 процентами на Западном Берегу. До нынешнего конфликта уровень безработицы колебался между 40 и 50 процентами.
****
Находчивые люди, попавшие в такие отчаянные обстоятельства, прибегают к необычайным временным решениям. В секторе Газа наиболее примечательный этап борьбы за выживание и процветание пришелся на эпоху «туннельной экономики».
Сегодня мы слышим о туннелях в основном в военном контексте или как о местах для содержания заложников. Система туннелей Газы возникла в первую очередь как средство экономического выживания для получения доступа в Египет.
Отчет Николаса Пелэма о возникновении туннельной экономики из «Журнала палестинских исследований» в 2012 году стоит процитировать подробно:
Военный захват сектора ХАМАС летом 2007 года стал поворотным моментом в туннельной торговле. Осада, уже начавшаяся, была ужесточена. Египет закрыл КПП Рафах. Израиль назвал Газу «враждебным образованием» и после ракетного обстрела приграничных районов в ноябре 2007 года вдвое сократил поставки продовольствия и прекратил экспорт топлива. В январе 2008 года Израиль объявил о полной блокаде поставок топлива после ракетного обстрела Сдерота, запретив все категории гуманитарных поставок, кроме семи. Когда запасы бензина иссякли, жители Газы бросили машины на обочине дороги и купили ослов. В условиях израильской блокады на море и совместной египетско-израильской осады на суше назревал гуманитарный кризис в секторе Газа, угрожающий правлению Хамаса. Первая попытка исламистов разорвать мертвую хватку была нацелена на Египет как на более слабое звено. В январе 2008 года силы Хамаса снесли бульдозером часть стены на контрольно-пропускном пункте Рафах, чтобы позволить сотням тысяч палестинцев хлынуть на Синай. Хотя долго сдерживаемый потребительский спрос был освобожден, эта мера принесла лишь краткосрочное облегчение. В течение одиннадцати дней египетским силам удалось отогнать палестинцев обратно. Затем Египет усилил армейский контингент, охранявший запертые ворота, и построил укрепленную пограничную стену. По мере усиления блокады занятость в обрабатывающей промышленности Газы упала с 35 000 до 860 к середине 2008 года, а валовой внутренний продукт (ВВП) Газы упал на треть в реальном выражении по сравнению с уровнем 2005 года (по сравнению с 42-процентным ростом на Западном берегу за в тот же период).
Поскольку доступ на поверхность был закрыт, исламистское движение курировало программу промышленных подземных работ. Поскольку строительство каждого туннеля обходилось от 80 000 до 200 000 долларов, мечети и благотворительные сети запускали схемы, предлагающие нереально высокие нормы прибыли, продвигая финансовую пирамиду, которая закончилась катастрофой. Проповедники превозносили коммерческие туннельные предприятия как деятельность «сопротивления», а рабочих, погибших на работе, называли «мучениками». Силы национальной безопасности (НСБ), силы ПА, воссозданные Хамасом в основном из личного состава бригад Изз ад-Дин аль-Кассам (IQB), но также включающие несколько сотен перебежчиков из ПА (Фатх), охраняли границу, время от времени вступая в перестрелку с солдатами армии Египта, а правительство ХАМАС курировало строительную деятельность. В то же время муниципалитет Рафаха, управляемый ХАМАСом, модернизировал электросеть, чтобы обеспечить питанием сотни подъемников, оставил пожарную службу Газы в режиме ожидания и несколько раз тушил пожары в туннелях, используемых для перекачки топлива. Как объяснил Махмуд Захар, лидер Хамаса в Газе: «Ни электричество, ни вода, ни еда не поступали извне. Вот почему нам пришлось строить туннели». Частные инвесторы, в том числе члены ХАМАС, которые собрали капитал через сеть своих мечетей, сотрудничали с семьями, живущими по обе стороны границы. Юристы составили контракты для кооперативов на строительство и эксплуатацию коммерческих туннелей. В контрактах подробно указано количество партнеров (обычно от четырех до пятнадцати), стоимость соответствующих акций, и механизм распределения прибыли акционеров. Типичное партнерство охватывало самые разные слои общества Газы, включая, например, носильщика на наземном контрольно-пропускном пункте Рафах, сотрудника службы безопасности бывшей администрации ПА, сельскохозяйственных рабочих, выпускников университетов, сотрудников неправительственных организаций (НПО) и землекопов.
Абу Ахмад, который зарабатывал 30–70 шекелей в день в качестве водителя такси, вложил драгоценности своей жены на сумму 20 000 долларов в партнерство с девятью другими людьми в проекте по строительству туннеля. Инвесторы могли быстро окупить свои затраты. Полностью готовый к эксплуатации туннель может окупить затраты на его строительство за месяц. Поскольку каждый туннель находится в совместном ведении партнерства по обе стороны границы, владельцы Газы и Египта обычно делят доходы поровну.
Накануне операции «Литой свинец» в декабре 2008 года их число выросло как минимум до пятисот из нескольких десятков преимущественно фракционных туннелей в середине 2005 года; Доход от туннельной торговли увеличился в среднем с 30 миллионов долларов США в год в 2005 году до 36 миллионов долларов США в месяц, смягчая в некоторой степени резкий спад экономики Газы, вызванный международным бойкотом.
ХАМАС регулировал туннельную торговлю с помощью туннельного комитета. Он взимал плату, организовывал безопасность и регулировал виды продаваемых товаров. Как пишет Таннира (2021) в превосходном сборнике «Политическая экономия Палестины»:
Под опекой Хамаса мелким бизнесменам было разрешено инвестировать капитал в строительство туннелей средней сложности, обеспечивающих поток товаров и материалов. Рабочие туннелей также были включены в число собственников этих туннелей, так что у них была определенная квота доходов, получаемых от отдельных туннелей. В то же время ХАМАС получал от 25 до 40% доходов от туннелей… Торговцы воспользовались значительно более низкими ценами на товары, контрабандно ввозимые из Египта… В то же время товары продавались на местных рынках по той же цене, что и облагаемые Израилем налогом товары. Таким образом, новые торговцы смогли получить значительную прибыль… Высокие риски безопасности и соображения безопасности, связанные с ними, привели к тому, что Хамас разрешил лишь небольшой группе проверенных Хамасом торговцев работать с туннелями.
На пике своего развития в начале 2010-х годов ХАМАС, вероятно, получал 750 миллионов долларов дохода в год от системы туннелей. Важно отметить, что система туннелей позволила обеспечить поставки строительных материалов, с помощью которых Газа могла удовлетворить свои потребности в жилье и восстановлении после катастрофической конфронтации с Израилем в 2008–2009 годах. Как сообщает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД):
… в период с 2007 по 2013 годы под 12-километровой границей между сектором Газа и Египтом пролегало более 1532 подземных туннелей. …. Размер туннельной торговли превышал объем торговли по официальным каналам (Всемирный банк, 2014a). По данным Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, на основе материалов, разрешенных Израилем, потребовалось бы 80 лет, чтобы восстановить 6000 единиц жилья, разрушенных во время военной операции в декабре 2008 года и январе 2009 года. Однако импорт через туннели был настолько значительным. что они сократили временные рамки до пяти лет (Pelham, 2011). Аналогичным образом, электростанция в секторе Газа до июня 2013 года работала на дизельном топливе из Египта, доставляемом через туннели в объеме 1 миллиона литров в день (УКГВ, 2013).
Туннельная экономика достигла своего пика в период с 2011 по 2013 год после того, как репрессивный режим Мубарака в Египте был свергнут в ходе «арабской весны» и в Каире к власти пришли «Братья-мусульмане». Благодаря притоку поставок и быстрому развитию строительного сектора ВВП на душу населения в секторе Газа поднялся с минимума 2008 года. Но затем случилась двойная катастрофа.
В июле 2013 года египетские военные захватили власть, свергнув союзников Хамас, а год спустя, в июле 2014 года, Израиль начал 50-дневную войну против Хамас. Результатом стало полное опустошение. Газа подверглась разрушительному обстрелу десятками тысяч артиллерийских снарядов и бомб, а совместная израильско-египетская кампания перекрыла систему туннелей.
К маю 2015 года число палестинских беженцев, зависящих исключительно от распределения продовольствия Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), увеличилось до 868 000 к маю 2015 года, что составляет половину населения Газы.
Бомбардировки и изоляция не были единственными угрозами, с которыми пришлось столкнуться экономике Газы. Как показывают данные МВФ, экономика Газы оправилась от мощного шока 2014 года, но только в 2017 году столкнулась с финансовым кризисом и сокращением государственных расходов.
Усугубляя финансовое давление на палестинские власти, Израиль регулярно удерживает налоговые поступления, которые причитаются в соответствии с Парижскими экономическими соглашениями 1994 года.
Под воздействием этого давления, даже до нынешнего взрыва насилия, становится все труднее вообще говорить об экономическом развитии Газы. ВВП на душу населения упал до 1500 долларов на душу. Уровень безработицы в Газе колеблется между 40 и 50 процентами, что примерно в три раза выше, чем на Западном Берегу.
Как показывают данные Шира Хевера, заработная плата в Газе стагнирует в самом низу расовой пирамиды в Израиле/Палестине.
В 1980-х годах, когда Рой впервые выдвинула идею «деразвития», ее целью было настаивать на том, что Газа не развивается, хотя доходы растут. С 2014 года даже это кажется слишком оптимистичным. Экономика Газы как таковая уничтожена. Когда люди говорят о «тюрьме под открытым небом», они едва ли преувеличивают.
В финальном издании новаторской работы Рой, вышедшем в 2016 году
она утверждает, что траектория Газы за последние 48 лет превратила территорию Газы из экономически интегрированной, глубоко зависимой от Израиля и прочно привязанной к Западному Берегу, в изолированный анклав, отрезанный как от Западного Берега, так и от Израиля. и подверженный постоянным военным нападениям.
Итак, это ответ на наш вопрос. Вот так половине населения Газы можно просто приказать переселиться из одного конца анклава в другой. У мирных жителей нет богатства, о котором можно было бы говорить, и у них мало или вообще нет связей с внешним миром. В любом случае они зависят от помощи и от того немногого, что они могут провезти контрабандой. Они стали, как дальновидно выразилась Рой, «изолированными и одноразовыми». В этот кризисный момент Армия обороны Израиля предпочла бы не мешать им, поскольку она хочет сконцентрироваться на убийстве боевиков Хамаса и разрушении их военной инфраструктуры. Значит, им пора двигаться.
0 комментариев