Перевод. Чему Израиль может научиться на ошибках Америки в борьбе с терроризмом
ОРИГИНАЛ ТЕКСТА Сара Ягер, Foreign Affairs
Стратегическое обоснование соблюдения законов войны
Когда 7 октября палестинские боевики под руководством движения ХАМАС начали свое смертоносное нападение на Израиль, многие иностранные правительства бросились поддерживать еврейское государство.
Соединенные Штаты особенно пылко заявляли, что Израиль имеет право на самооборону, и без каких-либо условий предоставили этой стране военную помощь.
Теперь Израиль, похоже, готов к наземному вторжению в сектор Газа, чтобы , по его словам, уничтожить ХАМАС. ЦАХАЛ нанес множество авиаударов по анклаву, сосредоточил на границе сотни тысяч солдат и предупредил палестинское гражданское население о необходимости покинуть северную часть сектора. Газа — маленькое, густонаселенное место, 2,2 миллиона человек которым некуда идти.
Отвечая на невообразимые преступления ХАМАС, Израиль должен соблюдать законы войны — не только для выполнения международно-правовых обязательств, но также по моральным и стратегическим причинам. Президент США Джо Байден сказал то же самое в интервью , отметив, что «демократии, такие как Израиль и Соединенные Штаты, становятся сильнее и находятся в большей безопасности, когда действуют в соответствии с верховенством закона».
Нападения ХАМАС на гражданское население в Израиле, включая открытие огня по толпе, убийство людей в их домах и захват женщин и детей в качестве заложников, были явно незаконными. К сожалению, в своем первоначальном ответе на зверства ХАМАС Армия обороны Израиля сама совершила противоправные действия. У американских чиновников еще есть время повлиять на Израиль до начала сухопутной войны. Им следует вести жесткий разговор с Израилем о его поведении, публично критиковать Израиль, когда он причиняет вред гражданскому населению, и ограничить поставки военных в Израиль , когда американское оружие используется в нарушение международного права.
Уже появились явные доказательства того, что Израиль нарушает международное право, закрепленное в Женевских конвенциях. 11 октября израильские власти отключили Газу от воды, электричества, топлива, доступа в Интернет и еды, что представляет собой незаконное коллективное наказание гражданского населения. Хотя израильские власти восстановили подачу воды в некоторые районы южной части сектора Газа, на большей части территории они держат краны закрытыми. 12 октября Международный комитет Красного Креста выступил с заявлением, в котором отметил, что без электричества больницы Газы «превращаются в морги». 12 октября Хьюман Райтс Вотч сообщила, что Израиль использовал белый фосфор, который может использоваться в качестве дымовой завесы или оружия, в операциях в Газе и Ливане. Поскольку белый фосфор может вызвать мучительные ожоги и длительные страдания, его использование в населенных пунктах нарушает требование Женевских конвенций о принятии всех возможных мер предосторожности во избежание травм и человеческих жертв среди гражданского населения.
Официальные лица США либо не хотели, либо не имели права осуждать эти нарушения Израилем международного гуманитарного права. Отвечая на вопрос, дают ли Соединенные Штаты какие-либо указания Израилю в отношении жертв среди гражданского населения, официальный представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби ответил, что администрация хотела избежать «кабинетного обсуждения тактики на поле боя» со стороны Армии обороны Израиля. Если Соединенные Штаты хотят сохранить свою веру в международное право, они не могут колебаться и должны требовать от Израиля ответственности за то, как он ведет военные действия.
Официальные лица США без труда критикуют другие правительства за нарушения международного права. В прошлом году посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд осудила поведение России в войне на Украине, указав на «тяжелое положение людей в Мариуполе», которые «неделями оставались без еды, воды, электричества и газа». Администрация Байдена, возможно, отреагировала на действия России иначе, чем на Израиль, поскольку считает, что зверства ХАМАС оправдывают поведение Израиля. Но правила поведения на войне не зависят от того, оправдана ли сама война или следует ли им противная сторона. Если бы было так, ни одна из сторон конфликта никогда бы не почувствовала себя обязанной соблюдать законы войны.
Госсекретарь Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин повторили, что они обеспокоены защитой гражданского населения в ходе операций Израиля. Но им нужно идти дальше. Если официальные лица США публично не выступят против неизбирательных нападений, отключения гражданских лиц от воды и электроэнергии , а также использования белого фосфора в населенных пунктах, они подорвут доверие к США. Когда Соединенные Штаты позволяют нарушениям международного гуманитарного права сходить с рук, это подрывает их способность поддерживать основанный на правилах международный порядок сейчас и в будущем. В следующий раз, когда Соединенные Штаты осудят Россию за взрыв жилого дома или больницы, президент России Владимир Путин наверняка заявит о несправедливом обращении.
Соединенные Штаты, пожалуй, единственная страна, которая может повлиять на Израиль в данный момент. Отношения США и Израиля в сфере безопасности возникли еще с момента создания Израиля после Второй мировой войны. По данным Центра Стимсона, с тех пор Израиль стал крупнейшим совокупным получателем военной помощи США, приняв более 158 миллиардов долларов (без учета инфляции). Военные США и Израиля обмениваются разведданными и тренируются вместе на протяжении десятилетий.
Соединенные Штаты обязаны следить за тем, чтобы их партнеры соблюдали согласованные стандарты. В указе от 2016 года, который остается в силе и по сей день, тогдашний президент Барак Обама заявил, что Соединенные Штаты «будут взаимодействовать с иностранными партнерами для обмена и изучения передового опыта по снижению вероятности жертв среди гражданского населения и реагированию на них». В Плане действий по уменьшению вреда гражданскому населению на 2022 год, инициированном Остином, говорится, что партнеры США по безопасности несут те же юридические обязательства, что и американские силы, по минимизации вреда гражданскому населению. Новая политика передачи обычных вооружений 2023 года позволяет Госдепартаменту прекратить передачу оружия в страны, которые наносят вред гражданскому населению с помощью американского оружия.
Вашингтону не следует отказываться от этих обязательств перед своими ближайшими партнерами. Соединенные Штаты разработали эту политику по опыту собственных ошибок. Обширный ущерб гражданскому населению, причиненный вооруженными силами США и их партнерами в Афганистане, Ираке и Сирии, породил глубокое недоверие и даже ненависть к Соединенным Штатам и, вероятно, способствовал вербовке вооруженными группировками множества новых сторонников. В результате жестких операций десятки тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома, что усилило региональную нестабильность. Число погибших и раненых гражданских лиц в ходе контртеррористических операций никогда точно не подсчитывалось и не признавалось, но они все еще присутствуют в повседневной жизни жертв и их семей. Официальные лица США , стремящиеся помочь Израилю в этот момент кризиса, должны поделиться тем, что они узнали о рисках несоблюдения высоких стандартов поведения.
Неудачи США могут повлиять на действия Израиля в секторе Газа. Возьмем, к примеру, операцию американских военных по разгрому Исламского государства, также известного как ИГИЛ, в Мосуле, Ирак, в 2016 году. Боевики ИГИЛ действовали среди населения в 2,5 миллиона человек [1,5 млн — прим. Е.Н.]. Группировка строила туннели между домами иракских семей, чтобы ее боевики могли найти безопасный проход. Старый город Мосула представлял собой лабиринт узких улиц, переполненных жилых домов и рынков. Однако всего за две недели до наступления американских войск у Вашингтона не было военных планов относительно того, что делать с гражданским населением. Американские военные сбросили с самолетов листовки, призывающие мирных жителей держаться подальше от ИГИЛ. Конечно, гражданские лица не могли подчиниться: ИГИЛ казнил любого, кто держал в руках листовку [Игиловцы казнили более 700 человек за время осады; общие гражданские потери составили от ~2500 (минимальная оценка) до ~11000 погибшими — прим. Е.Н.]. По мере усиления боевых действий почти 900 000 мирных жителей покинули Мосул, некоторые из них были ранены боевиками ИГИЛ в спину при попытке к бегству. Военные США разрушили инфраструктуру, в том числе водопровод, и более 5000 домов в старом городе. Многие мирные жители погибли из-за того, что американские военные применили тяжелые бомбы, артиллерию, ракеты и минометы с сокрушительным эффектом в густонаселенных районах.
Хотя американские военные обещали самую «точную воздушную войну в истории», реальность оказалась совсем не такой. После разрушения Мосула США допустили аналогичные ошибки в ходе операции в Ракке, Сирия. Согласно отчету корпорации RAND, «около 80 процентов зданий были признаны непригодными для проживания» после того, как коалиция под руководством США разбомбила ИГИЛ в Ракке, и «тысячам мирных жителей, переживших месяцы обстрелов и уличных боев, некуда было деться». На восстановление Мосула и Ракки потребовались миллиарды долларов, а страдания гражданского населения не поддаются оценке. Даже если иракское и сирийское гражданское население было освобождено от жестокого правления ИГИЛ, многие из тех, кто пережил операции под руководством США, были морально опустошены, потеряв имущество и членов семей. Американские военные, похоже, забыли урок, который преподал генерал Стэнли Маккристал, командовавший международными силами в Афганистане. В 2009 году он предупредил, что каждое убийство мирного жителя создает новых повстанцев.
Газа — это не Ирак или Сирия. Но уроки можно извлечь из опыта США в этих странах. Соединенные Штаты подорвали свою собственную миссию, не сумев уделить приоритетное внимание защите гражданского населения. Незаконные действия ИГИЛ, в том числе использование живого щита, должны были сделать защиту гражданского населения более приоритетной, а не менее значимой для стратегии США.
Точно так же, как международное сообщество разработало и приняло Женевские конвенции после варварства Второй мировой войны. Пентагон разработал политику защиты гражданского населения, по крайней мере частично, в ответ на свои неудачи в таких местах, как Мосул и Ракка. Американские военные считали, что могут добиться большего, и это осознание должно побудить Соединенные Штаты сотрудничать со своим другом Израилем для защиты гражданского населения и соблюдения международного права. Официальные лица США должны опираться на свои собственные ошибки, чтобы напомнить Израилю, что нарушение законов войны влечет за собой моральные, юридические и практические последствия, которые будут длиться далеко после окончания боевых действий. То, что происходит сейчас в секторе Газа, определит авторитет Израиля на мировой арене. Соединенные Штаты были справедливо возмущены акцией ХАМАС, когда он преследовал мирных жителей Израиля. Теперь Вашингтону необходимо убедиться, что Израиль в ответ воздержится от нападения на гражданское население.
0 комментариев