Перевод. ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧЕТ РОССИЯ
Томас Грэм, Foreign Affairs
Как стремление Москвы к автономии может дать Америке преимущество над Китаем
Поскольку на Украине бушует война, трудно представить себе конструктивные отношения между Россией и Западом. Эта перспектива становится еще более маловероятной из-за неустанной антизападной язвительности Кремля. Тем не менее, даже если стратегические замыслы России потерпят крах (что вряд ли является верной ставкой, как показывает медленное и неопределенное развитие долгожданного контрнаступления Украины), страна не собирается исчезнуть с мировой арены. Даже побежденная Россия все равно сохранит обширную территорию в самом сердце Евразии, богатейший запас природных ресурсов в мире, колоссальный ядерный арсенал и постоянное место с правом вето в Совете Безопасности ООН, среди других активов. Нравится вам это или нет, но Соединённые Штаты должны найти способ жить с Россией.
Вашингтон склонен рассматривать поведение Москвы как злонамеренную и постоянную угрозу интересам США. Список преступлений России длинный и отражает образ непримиримого врага: война на Украине, вмешательство во внутренние дела США, кибератаки на критически важную инфраструктуру, глобальные антиамериканские кампании дезинформации, мошенничество с соглашениями о контроле над вооружениями, наращивание вооружений в Арктике, растущее стратегическое сотрудничество с Китаем и Ираном, а также поддержка жестокого сирийского диктатора Башара Асада. Однако есть один ключевой элемент российской идентичности, который Соединенные Штаты могли бы использовать в своих целях: ощущение Россией себя как великой державы, которая проводит независимую внешнюю политику, преследуя свои национальные интересы. Россия уже давно считает себя страной со стратегической автономией. Это означает, что она свободна в создании коалиции для защиты и продвижения своих интересов. Это был основополагающий принцип российской внешней политики с восемнадцатого века, неизменный как в царской России, так и в Советском Союзе. Даже после окончания холодной войны Россия по-прежнему стремилась к этой свободе, рассматривая Китай как стратегический противовес Соединенным Штатам в стремлении восстановить свое влияние в бывшей советской империи.
На протяжении десятилетий Соединенные Штаты противостояли усилиям Москвы по укреплению российской стратегической автономии. А учитывая враждебность между двумя странами, которая только усилилась после жестокого полномасштабного вторжения России в Украину, возможно, трудно представить изменение позиции Вашингтона. Но стремление России к автономии предлагает Соединенным Штатам потенциальные рычаги воздействия и потенциальное преимущество в их конкуренции с Китаем. Отказавшись от попыток превратить Россию в международного изгоя и восстановив нормальные дипломатические отношения, Вашингтон мог бы использовать Москву, чтобы помочь создать региональный баланс сил в Евразии, который отвечает интересам США. Следовательно, поскольку Соединенные Штаты работают со своими союзниками и партнерами, чтобы помешать России на Украине, им, тем не менее, следует начать рассматривать шаги, которые могли бы сохранить стратегическую автономию России в будущем, особенно те, которые уменьшили бы растущую зависимость Москвы от Пекина.
ТРИ ПЛОХИХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
После распада Советского Союза в 1991 году Москва изо всех сил пыталась восстановить свою стратегическую автономию. В условиях глубокого экономического кризиса только Запад мог предоставить России необходимые ей инвестиции, управленческие навыки и технологии. Таким образом, Москва была не в состоянии сопротивляться, когда Вашингтон — с точки зрения Кремля — попирал интересы России на Балканах, расширял НАТО на восток к ее границам или посягал на ее прерогативы в бывшей советской империи, поддерживая политические силы, особенно в Грузии и на Украине, которую Россия считала враждебной. Москву возмутили действия США; временами она горько жаловалась; но в конечном итоге, не имея другого стратегического выбора, смирилась. Конечно, Россия продолжала улучшать отношения с Китаем — политика, начатая в поздний советский период, чтобы не допустить объединения Пекина и Вашингтона. Но в 1990-е годы Китай все еще находился на ранней стадии своего подъема и зависел от доброй воли США. У Пекина не было ни средств, ни предрасположенности выступать в качестве надежного стратегического противовеса в интересах Москвы.
Положение России улучшилось в первом десятилетии этого столетия. Ее власть росла по мере того, как президент России Владимир Путин восстанавливал порядок, а растущие цены на нефть способствовали восстановлению экономики. В западном альянсе возникли трещины, поскольку Франция и Германия сопротивлялись воинственному подходу США к Ираку. Тем временем энергичный рост Китая усилил его глобальное экономическое влияние, а его геополитические амбиции начали распространяться за пределы западной части Тихого океана, через Евразию, в Африку и Латинскую Америку.
Более тесные связи с Францией, Германией и Китаем придали России смелости более агрессивно противостоять тому, что она считала враждебной политикой США. В 2008 году Москва начала краткосрочную войну против Грузии, чтобы подорвать амбиции этой страны в НАТО. Конфликт наглядно продемонстрировал решимость России противостоять посягательствам США, как и захват Крыма в 2014 году.
Даже когда ее войска наступали на Грузию, Москва поддерживала обширные экономические связи с европейскими странами, на долю которых приходилось примерно половина двусторонней торговли России и три четверти прямых иностранных инвестиций в Россию. Продолжалось непростое сотрудничество с Вашингтоном в сфере борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия. Эта ситуация позволила Москве поддерживать сбалансированные отношения с Пекином, несмотря на быстро увеличивающийся разрыв в экономическом развитии, который в значительной степени благоприятствовал последнему. Россия пожинала плоды восстановленной стратегической автономии.
Но затем Москва поставила этот прогресс под угрозу. Растущая агрессия против Украины, начавшаяся в 2014 году и завершившаяся вторжением в феврале 2022 года, привела к разрыву отношений с Западом. Доля Европы в общей торговле России рухнула, а дипломатические контакты свелись к минимуму. Хотя санкции не изменили поведение России и не нанесли вреда российской экономике, Запад продолжает обеспечивать их соблюдение, увеличивая военную, финансовую и гуманитарную помощь Украине.
ДРУЗЬЯ И СОПЕРНИКИ
Изолированная от Запада, Москва все глубже погружается в объятия Пекина. Хотя Кремль рекламирует свою тесную стратегическую близость и «безграничную» дружбу с Китаем, реальность не такая радужная. Пекин предложил Москве дипломатическую поддержку, но пока воздерживается от предоставления летальной военной помощи. Хотя Китай увеличил торговлю с Россией, заменяя поставки потребительских товаров от уходящих западных компаний, он не решается делать крупные инвестиции в Россию из-за страха перед западными санкциями. В то же время Пекин воспользовался изоляцией Москвы от Запада для заключения коммерческих сделок на условиях, которые чрезмерно выгодны его интересам. Китай также расширил свои торговые связи в Центральной Азии за счет России.
Китай и Россия имеют долгую историю непростых отношений, которые были слегка замаскированы сближением после холодной войны. Китай продолжает превосходить Россию по экономической и военной мощи: в начале 1990-х годов экономики двух стран были примерно одинакового размера, но сейчас экономика Китая в десять раз больше и продолжает расти. Поэтому Кремлю нужен противовес Китаю, чтобы сохранить свою стратегическую автономию. Отчужденная от Запада, Россия стремится к более тесной связи с Евразией и глобальным Югом. Москва надеется перепрофилировать институты, в создании которых она сыграла ключевую роль в течение десятилетий после «холодной войны» для противодействия Западу (главным образом, Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС), чтобы создать сеть отношений, которая будет ограничивать амбиции Китая. Москва расширяет свои дипломатические, торговые связи и связи в сфере безопасности с незападными странами, особенно в Африке и на Ближнем Востоке, и работает над сохранением традиционно тесных отношений с Индией. Но суровая реальность такова, что надежный стратегический противовес не может быть создан из какой-либо комбинации государств этих регионов, которым не хватает достаточного экономического веса, технологического уровня и военной мощи. Если Россия хочет избежать стратегического подчинения Китаю, она не может полагаться на зарождающиеся многосторонние группировки, у которых мало шансов конкурировать с глобальными институтами, в которых доминирует Запад. Россия также не может рассчитывать на двусторонние отношения со странами, более слабыми, чем она сама. Таким образом, единственным реальным вариантом является Запад, в первую очередь Соединенные Штаты. Только Вашингтон и его партнеры могут предоставить России коммерческие возможности, технологическое сотрудничество и геополитические возможности, позволяющие ей сохранить свою стратегическую автономию и не стать постоянным младшим партнером Китая.
Путин никогда не признает эту реальность. Его антиамериканизм слишком глубоко укоренился, и он слишком сильно связал свою судьбу с лидером Китая Си Цзиньпином, чтобы искать возможности сотрудничества с Соединенными Штатами, даже если это стратегически выгодно. Но будущие российские лидеры не будут отягощены теми же психологическими и политическими ограничениями. Задача Соединенных Штатов состоит в том, чтобы убедить этих лидеров в том, что Запад может помочь Кремлю в усилиях по сохранению его стратегической автономии. Вашингтон должен предложить восстановить нормальные дипломатические контакты и вновь открыть западные рынки для российской торговли и инвестиций. В то же время следует принять конструктивный подход к проблемам российской безопасности и создать для России достойное место в архитектуре европейской безопасности — и все это при условии, что Москва прекратит свою агрессию против Украины — как минимум, прекратив бомбардировки городов, согласившись на прекращение огня и помогая подготовить переговоры для достижения прочного урегулирования. Эта сделка увеличит возможности России на мировой арене, предоставив ей подлинную стратегическую автономию. Со своей стороны, Вашингтон получит преимущество перед Пекином, лишив Китай стратегического партнера, которого он сможет использовать в качестве клина между Соединенными Штатами и их западными союзниками и партнерами.
ТАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Некоторые могут возразить, что у США нет особых оснований помогать враждебной России выбраться из затруднительного положения, которое они сами себе создали. Но стратегическая автономия России также принесет значительные стратегические выгоды Соединенным Штатам. Совершенно очевидно, что это ослабит, если не отменит, тесную стратегическую связь России с Китаем. Эта близость позволила Китаю использовать изоляцию России от Запада для повышения своих собственных возможностей. Пекин получил доступ по значительно сниженным ценам к важнейшим природным ресурсам, недоступным для США. Он получил сложную военную технику, которую пока не способен производить самостоятельно, в том числе усовершенствованную систему предупреждения о ракетном нападении, которая в настоящее время находится в стадии строительства. Когда она будет завершена, такие системы будут иметь только Китай, Россия и США.
Как минимум, большая стратегическая автономия поможет гарантировать, что какие бы сделки (геополитические, политические, коммерческие или технологические) Россия ни заключала с Китаем, они будут меньше склоняться в пользу последнего и уменьшать преимущества, которые Пекин может получить в своем соперничестве с Вашингтоном. Помимо этого, более стратегически автономная Россия также откроет пространство для новых дипломатических и коммерческих соглашений в Центральной Азии, Северо-Восточной Азии и Арктике. Хотя эти меры усложнят расчеты Китая, они не обязательно должны быть направлены против Пекина. Скорее, Китай мог бы быть включен во многие специальные коалиции, созданные для решения таких вопросов, как нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом и региональная безопасность. Но они помогут гарантировать, что Китай не сможет использовать слабость России для доминирования в этих регионах в ущерб Соединенным Штатам.
Загадка, с которой сталкивается Вашингтон, заключается в том, как сделать западный вариант привлекательным для Москвы, не вознаграждая ее агрессию и не ставя под угрозу интересы США в Европе. Другими словами, задача состоит в том, чтобы сбалансировать потребность Соединенных Штатов в поддержке России с укреплением независимости Украины и безопасности Европы. Россия вряд ли примирится с Западом, если Соединенные Штаты продолжат настаивать на том, чтобы Москва отказалась от захваченной ею украинской территории, внесла значительный вклад в восстановление Украины и согласилась с расширением НАТО на восток.
Если Россия хочет избежать стратегического подчинения Китаю, она не может полагаться на зарождающиеся многосторонние группировки.
Это будет возможно только в том случае, если Запад останется единым на стороне Украины, а киевские силы добьются прогресса на поле боя. В этой ситуации, вместо того, чтобы настаивать на полном, унизительном разгроме России, Соединенным Штатам следует ясно дать понять Кремлю, что они готовы конструктивно решать проблемы его безопасности, снять санкции и способствовать восстановлению торговых отношений России с Западом. Меры по контролю над вооружениями, от которых в последние годы отказались либо Россия, либо США, включая Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности и Договор по открытому небу, могут быть возрождены и адаптированы к нынешним реалиям. В этом сценарии Вашингтон и его партнеры должны оставаться открытыми для восстановления энергетических связей между Европой и Россией — однако не позволяя Европе вернуться в состояние чрезмерной зависимости от России. Российские лидеры должны счесть предложение респектабельного положения в Европе очень отвечающим их интересам, особенно если альтернативой будет сокрушительное поражение.
Несомненно, многие осудили бы любые подобные попытки примирения — особенно прибалты, поляки и украинцы. Часть американской общественности, которая стала рассматривать Россию как «постоянную угрозу», как это называется в стратегии национальной безопасности администрации Байдена, также будет возражать. Они отвергнут любые усилия США по оказанию помощи России в сохранении ее стратегической автономии как награду за ее агрессию, хотя цель должна состоять в том, чтобы победить и настолько ослабить Россию, чтобы она больше не могла угрожать Европе. Чтобы ослабить эти опасения, Вашингтон должен на словах и на деле продемонстрировать свою приверженность НАТО как основе европейской безопасности от любой будущей российской агрессии.
Соединенные Штаты не могут себе позволить смотреть на Россию исключительно через европейскую призму. Необходимо оценить различные роли, которые Россия играет в Евразии. Полная победа на Украине посредством сокрушительного поражения России создала бы стратегические проблемы для Соединенных Штатов в других местах. Несмотря на отвращение к поведению Москвы, Вашингтону по-прежнему понадобится Россия, достаточно сильная, чтобы эффективно контролировать свою территорию и создавать региональный баланс сил в Азии, который будет выгоден Вашингтону. Соединенным Штатам не нужно бояться могущества России. Скорее, ей необходимо творчески подумать о том, как она может использовать сильные стороны, интересы и амбиции России для продвижения своих собственных интересов. Как превосходящая держава, Соединенные Штаты не должны считать эту задачу невыполнимой.
0 комментариев