Перевод: Солдаты и соцсети
Автор — майор Патрик Хинтон, RUSI, Британия
Распространение социальных сетей может как способствовать, так и препятствовать оперативной деятельности вооруженных сил, а также означает, что ими становится все труднее управлять и контролировать
ситуацию. Неправильное использование может привести к последствиям для безопасности и даже к летальному исходу. Это также может подорвать сплоченность подразделений и вызвать дисциплинарные проблемы, отвлекая подразделения от подготовки и выполнения основной задачи, будь то внутри страны или за рубежом.
Ракетные удары по Украине, убийства в России, утечки государственной тайны в США, аресты и тюремные заключения в Великобритании: все эти события связаны с использованием социальных сетей военными. Instagram, Twitter (или X), Threads, Facebook, Snapchat, TikTok, Twitch, Discord, LinkedIn, Strava, Reddit — список платформ социальных сетей можно продолжать и продолжать. Для большинства людей использование социальных сетей безобидно. Однако для военнослужащих использование этих платформ сопряжено с многочисленными рисками: от разглашения конфиденциальной информации до преступной деятельности. Отследить онлайн-активность солдат сложно: они могут иметь несколько учетных записей в социальных сетях и использовать собственное имя, псевдонимы или теги. Люди могут транслировать контент в одно мгновение, бесплатно и, возможно, почти не задумываясь.
Давно признано, что перевод военного дела в онлайн — плохая идея. Однако сегодня у солдат есть множество способов взаимодействия с социальными сетями, и ситуация становится только более запутанной. Полное предотвращение онлайн-активности невозможно. Есть две точки зрения, с которых можно рассматривать проблемы, связанные с использованием социальных сетей военнослужащими. Первая — это безопасность, а вторая — репутационные последствия. В этой статье не будет затронута тема радикализации военнослужащих в социальных сетях, которая подробно освещалась в других источниках .
Проблемы безопасности
Основной страх, связанный с размещением солдатами информации в социальных сетях, — это нарушение оперативной безопасности. Выдача противнику позиций и дислокации сил представляет собой реальную угрозу, которая может привести к жертвам. В самом начале украинского конфликта стало ясно, что социальные сети предоставляют информацию, которая затем используется для целеуказания. В августе 2022 года украинский ракетный удар был нанесён по городу Попасная , по зданию, служившему штабом бойцов «группы Вагнера». Здание было разрушено с неустановленным количеством жертв. Местоположение было установлено благодаря активности солдат в социальных сетях, которые разместили фотографии в приложении для обмена сообщениями и трансляции Telegram.
Это не первый случай, когда подобные опасения реализуются, и войска принимают меры предосторожности, чтобы их не обнаружили через социальные сети, хотя их эффективность сомнительна. В 2018 году широко сообщалось, что солдаты западных сил в Афганистане и Сирии непреднамеренно раскрыли расположение военных баз в регионе после загрузки данных о своих тренировках в фитнес-приложение Strava. Совсем недавно высказывались предположения, что убийство бывшего командира российской подводной лодки во время утренней пробежки стало возможным благодаря тому, что он загрузил в Strava свой обычный маршрут.
В 2019 году исследователи из Центра передового опыта стратегических коммуникаций НАТО провели эксперимент во время крупных военных учений. Используя социальные сети, исследовательская группа смогла идентифицировать участников учений и побудить их присоединиться к фейковым группам в Facebook, которые выглядели так, как будто они официально связаны с учениями. Анализируя эти профили, они смогли идентифицировать других солдат, точное местонахождение войск и контактные данные, а также увидеть фотографии техники. Самое тревожное, что некоторых солдат убедили покинуть свои позиции и не выполнять свои обязанности.
В большинстве вооруженных сил существует политика использования мобильных телефонов — наиболее распространенного способа доступа к социальным сетям во время их службы. Например, российский парламент проголосовал за запрет военнослужащим использовать мобильные телефоны еще в 2019 году, но после вторжения в 2022 году становится ясно, что это ни в коем случае не было эффективной мерой. Возможно, существует золотая середина: солдаты должны использовать виртуальную частную сеть (VPN) на своих телефонах, чтобы скрыть свое местоположение. Действительно, во многих западных государствах проводятся учения, на которых телефоны запрещены или их необходимо сдавать командирам. Тем не менее, предприимчивые солдаты нередко берут запасной и хранят его на дне спального мешка, чтобы иметь доступ к внешнему миру.
Необходимо поддерживать хрупкий баланс, поскольку жизнь молодых солдат тесно переплетена с доступом к их телефонам и Интернету в целом. Полный их запрет может оказать пагубное влияние на моральный дух. Королевский флот изо всех сил пытается нанять подводников , которые имеют решающее значение для постоянного ядерного сдерживания Великобритании на море, но с трудом справляются с этой задачей из-за их желания иметь доступ к социальным сетям. Британские подводники могут получать два сообщения по 60 слов в неделю, на которые невозможно ответить, что совсем не похоже на постоянную связь, которая стала нормой для большинства молодых людей.
Образование и повышение осведомленности, вероятно, являются лучшим способом смягчения этих уязвимостей. В Великобритании обстановка в области безопасности кажется более либеральной, чем в предыдущие десятилетия, и молодые солдаты, возможно, не в полной мере осведомлены о мерах предосторожности, которые принимались в прошлом, чтобы не допустить, чтобы их идентифицировали как военнослужащих. Размещение фотографий баз и мероприятий может помочь злоумышленникам определить потенциальные цели. Беспорядки и угроза нападений со стороны ИРА привели к тому, что поколения солдат привыкли проверять свои машины и проявлять бдительность, и многие из них лично потеряли друзей и коллег из-за террористической деятельности. Эта память со временем потускнела. Действительно, прошло более десяти лет с момента убийства Ли Ригби. [Ли Ригби — барабанщик 2-го батальона Королевского стрелкового полка; в 2013 году двое нигерийцев-исламистов сбили его машиной в южном Лондоне, после чего добили травмированного солдата ножами — прим. Е.Н.] Хотя обучение личной безопасности как физической, так и онлайн — проводится ежегодно.
Более тонкая деятельность может включать в себя размещение обслуживающим персоналом своего уровня допуска на профессиональных сайтах, таких как LinkedIn, тем самым давая доступ к конфиденциальной информации. Несмотря на то, что LinkedIn якобы более «серьёзен», чем многие другие сайты, это делает его ещё более опасным. Признается, что угроза враждебной государству деятельности в социальных сетях растет. Считается, что в период с 2016 по 2021 год иностранные агенты совершили более 10 000 замаскированных попыток наладить отношения с военными и гражданскими лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации. Возобновление настороженности в отношении вредоносной деятельности государственных субъектов можно признать после десятилетий сосредоточения внимания на негосударственных субъектах.
Дисциплинарные вопросы
Помимо острых проблем безопасности, о которых говорилось выше, использование социальных сетей может также повлиять на внутреннюю дисциплину, последствия чего могут позже проявиться на поле боя. Действия солдат оцениваются по их влиянию на оперативную эффективность, то есть по степени, в которой силы могут выполнить свои задачи.
Неправомерное социальное поведение может подорвать эффективность работы, нанеся ущерб доверию и сплоченности. К этой категории можно отнести издевательства или троллинг над коллегами-военнослужащими в социальных сетях. Поляризованная политическая среда также привела к тому, что солдаты стали использовать социальные сети для выражения политических взглядов, что противоречит кодексам поведения большинства армий. Военнослужащим обычно разрешается быть частью политической партии, но они должны воздерживаться от публичного выражения политических взглядов. Солдаты, нарушающие это правило, привлекаются к дисциплинарной ответственности. Еще один нюанс, специфичный для военной деятельности и способный привести к плохим последствиям, — это использование социальных сетей в случае ранений дома или за границей. Если солдаты случайно отправят информацию о раненом и новости дойдут до семьи неофициально или через средства массовой информации, это окажет негативное влияние на авторитет государства. Результат может быть еще более разрушительным, если передаваемая информация окажется неверной или неполной.
Социальные сети также предлагают солдатам возможность заработать дополнительные деньги. Широко признано, что оплата труда в государственном секторе уступает частному сектору, а вооруженным силам трудно конкурировать, даже несмотря на широкий спектр льгот, включающих бесплатное жилье и медицинскую поддержку. Традиционно вторичная занятость включала вождение грузовика по выходным или, возможно, работу вышибалой в ночном клубе. Теперь солдаты могут зарабатывать деньги, транслируя действия на Twitch или продавая изображения и видео на платформах обмена контентом, таких как OnlyFans. Это само по себе не является неприемлемым, но должно соответствовать существующим правилам, например, не представлять лиц, участвующих в этой деятельности, в качестве военнослужащих и не ставить под угрозу репутацию этих служб. Деятельность в социальных сетях может варьироваться от совершенно безобидной до незаконной, включая, например, загрузку интимных изображений и видео без согласия.
Проблема использования социальных сетей военнослужащими сложна и имеет множество взаимосвязанных направлений. Неправильное или небрежное использование может нанести ущерб личной и оперативной безопасности, что свидетельствует о сохраняющейся актуальности идиомы времен Второй мировой войны «болтливые губы топят корабли». Баланс — это все. Социальные сети используются старшими офицерами в качестве инструмента стратегических коммуникаций для достижения национальных целей, будь то путем успокоения союзников или сдерживания противников. Он также используется подразделениями и формированиями для привлечения людей к вербовке в сложных условиях вербовки. Однако постоянно появляются свидетельства плохого, неправильного и незаконного поведения, которое может повлиять на сплоченность команды и сыграть на руку противникам.
0 комментариев