Перевод. Воровать из музея проще, чем вы думаете!
Ступайте в Британский музей. Не обращайте внимания на Розеттский камень; не поворачивайте налево к скульптурам Парфенона; не соблазняйтесь роскошной обнаженной статуей Венеры. Вместо этого поднимитесь по лестнице в комнату 69. Здесь тише. Здесь обычный антиквариат: греческие вазы; какие-то грубые римские украшения; и пара деревянных двойных дверей, медный звонок которых громко объявляет, что они ведут к «греческим и римским древностям».
Ты жмешь на звонок, но никто не отвечает. И вряд ли ответят, потому что после серии краж за дверями этого музея осталось меньше предметов старины, чем должно быть.
Британский музей в беде. Реальный объем ущерба пока неясен. Музей объявил: предметы, датируемые еще XV веком до нашей эры , в том числе золотые украшения и драгоценные камни, «пропали, украдены или повреждены». Сотрудник уволен. Более подробную информацию с археологической тщательностью раскопали другие: говорят, что музей впервые узнал о кражах в 2021 году. Сообщается, что среди украденных вещей есть римские камеи. Это может показаться мелочью — какие-то полудрагоценные камни. Но это не так. Доктор Христос Цирогианнис, возглавляющий группу ЮНЕСКО по борьбе с торговлей древностями в Ионическом университете, говорит, что это «вероятно, самый тяжелый случай на данный момент… Никто не ожидает, что такое произойдет в музее».
В общей сложности Британский музей сообщил о краже примерно 1500 предметов, от XV в. до н. э. до XIX в. Куратор Питер Хиггс, проработавший в музее более 30 лет, с позором уволен. При этом еще в 2021 году торговец древностями Иттайя Градель сообщил в музей, что видел предметы из его коллекции, представленные в музейном онлайн-каталоге на аукционе eBay, но тогда его предупреждение осталось без внимания — прим. Е.Н.
Речь идет не столько о керамике, сколько о принципах. Потерять одну диковинку — это несчастье; но когда ты теряешь сотни, это выглядит так, как будто музей не может выполнять свою работу. Музей заработал свою репутацию, утверждая, что он хорошо следит за экспонатами.
Пол Картледж, почетный профессор греческой культуры Кембриджского университета, считает, что это преувеличение: кража некоторых драгоценностей не означает, что скульптуры Парфенона под угрозой. Но, говорит он, если это продолжалось какое-то время, «Как, черт возьми, этого не заметили?»
Точно так же: как, черт возьми, это может быть? Музеи — это айсберги древностей, большую часть их коллекций никто не видел. Из объектов Британского музея обычно выставлен только около 1%. Как и в случае с людьми, один процент музеев обычно гламурный и яркий: скульптуры Парфенона, Розеттский камень. Украдите это, и это сразу заметят. Украдите крошечную римскую камею, и большинство ничего не узнает. Кураторы, возможно, даже не знали, что он у них есть.
Ну, по крайней мере, до тех пор, пока о краже не станет известно, поскольку кража произведений искусства завораживает. Некоторые из самых известных экспонатов приобрели свою известность не столько благодаря художественным достоинствам, сколько потому, что их украли. Мона Лиза, пока ее не украли в 1911 году, была малоизвестна кому-то кроме любителей искусства; Лувру потребовалось 26 часов, чтобы заметить ее исчезновение. Британский музей знает это лучше, чем кто-либо другой: как однажды заметил бывший куратор, скульптуры Парфенона стали великой иконой западного искусства, потому что их похитили (имеется в виду незаконный вывоз лордом Элджином в Англию скульптур Парфенона в XIX веке).
Эти скульптуры — одна из причин, почему теперешние кражи ставят Британский музей в такое неловкое положение. Сладкий привкус злорадства очевиден в некоторых комментариях по поводу краж. Музей, по словам доктора Цирогианниса, «проглотил собственную пилюлю». На протяжении веков он собирал предметы — к ярости других стран, которые часто заявляют, что такие предметы были украдены. «Теперь они сами оказались жертвами воровства». Хотя, если музей когда-нибудь вернет эти драгоценности, они смогут выставить их на обозрение. На этот раз камеям достается не камео — это рождение новой звезды.
0 комментариев