Колониальные приключения. Крейсер «Кенигсберг» в тропических водах
Первая мировая — это окопы, грязь по колено, многомесячные бои с горами трупов за обладание парой деревень с названиями типа Урин сюр Мерде, в общем, груздь, тлн и бзсхднст. Но вот на периферии главного фронта часто происходило кое-что пободрее. У немецкого крейсера «Кенигсберг» вообще получилась история, как будто ее специально для приключенческого романа писали.
«Кенигсберг» был вполне современным легким крейсером, к началу войны он успел послужить всего несколько лет. В боях не бывал, и вообще использовался в основном для демонстрации флага — яхту кайзера там сопроводить, на церемонии красиво по акватории пройти. Когда его весной 1914 года отправили в колонии, тоже никто не думал, что ему придется воевать. Капитан Макс Лооф думал, что ему предстоит развлекуха в тропиках, так что он даже купил себе хорошее охотничье ружье. Но тут в Сараево меткий сербский юноша показал великую силу короткоствола эрцгерцогу Австрии, и стало ясно, что со дня на день может начаться война. «Кенигсберг» тусовался в районе немецких колоний на территории нынешней Танзании, в гавани Дар-эс-Салама. В случае чего он мог бы постоять за себя в поединке, но единственный вариант боя, который ему реально светил — это «ты приходи один, мы тоже придем одни». Единственный вариант был — уходить в рейд. Лооф быстро прикинул, что ему делать, набил корабль провиантом и топливом, прихватил с собой торговое судно «Сомали» в роли угольщика, резво стартовал из гавани — и обнаружил себя в обществе сразу трех британских «одноклассников», лучше вооруженных вдобавок. Война еще не началась, но что от англичан лучше держаться подальше, немцы уже понимали. На счастье Лоофа, поднялся тропический шквал, и «Кенигсберг» с «Сомали» нырнули в него. Поймать «Кенигсберг» сходу не вышло.
Немцы оторвались, но встал вопрос, что делать дальше. 5 августа на борту приняли телеграмму, дескать, война началась. Вопрос о том, возвращаться ли в Дар-эс-Салам, даже не стоял — было понятно, что там толпа англичан со здоровенными стволами. Вскоре британцы действительно явились в гавань, утопили пароходики, найденные там, расстреляли порт и удалились с чувством хорошо выполненного долга и глубокого удовлетворения. Но, в общем, Лооф и сам понимал, что домой ему нельзя.
Пиратская романтика
Между тем, одиночество «Кенигсберга» началось с приятного. Навстречу ему попался английский пароход «Винчестер» с характерно английским грузом — тысячами тонн чая. Чай Лооф утопил, а корабельную кассу спас от превратностей войны. Надо сказать, «Винчестер» с грузом был дорогой, он стоил как сам «Кенигсберг», так что рейдерство себя уже окупило. Но все только начиналось. «Кенигсберг» ходил дозором вдоль восточного побережья Африки, иский, кого б еще пожрати, а кроме того, Лооф искал новую гавань. И здесь у него был козырь, о существовании которого англичане просто не знали.
Дело в том, что на тот момент очертания восточных берегов Африки были известны довольно приблизительно. То есть, что вот тут океан, а там уже нет, это все знали, но вот с конкретными бухтами, рифами и мелями все обстояло намного сложнее. Немцы по этой части продвинулись дальше стран Антанты, и у Лоофа на руках имелся бесценный артефакт — подробная карта прибрежной зоны в этих краях. В частности, он обратил внимание на реку Руфиджи, километрах в 200 южнее Дар-эс-Салама, впадающую в Индийский океан напротив острова с чудным названием Мафия. Эта река, она не то чтоб какая-то огромная, средний расход воды там примерно как у Вислы. Но у нее здоровенная дельта, 65 км в ширину, больших рукавов с дюжину, и некоторые из них еще и судоходные. Причем берега — это плотные, тянущиеся на много километров во все стороны мангровые джунгли. «Кенигсберг» корабль все-таки не очень крупный, мачту лианами обмотай да сиди себе, найти его там можно только если четко знать, кого и где ты ищешь.
В общем, 3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» зашли в дельту Руфиджи. Цивилизация там была представлена колониальным таможенным постом на полтора сонных чиновника да деревней с местными неграми. О гостеприимстве говорить особо не приходилось. Плюс много в тени, краска плавится от жары, во внутренних помещениях спать невозможно, но снаружи тоже проблемы — москиты, мелкие агрессивные хищные рыбки… Матросики первое время пытались спасаться от жары купаниями, несмотря на рыбок, но потом одному откусил ногу крокодил, поэтому водные процедуры пришлось свернуть. Аборигены, кстати, изначально считали, что те, кто лезет в Руфиджи купаться — идиоты.
Лооф времени зря не терял. Крейсеру устроили мелкий ремонт, на выходе из дельты посадили наблюдателей, заодно подремонтировали причал. Пока шли все эти работы, вдоль берега прогулочных ходом прошел британский крейсер, один из посланных ловить «Кенигсберг». Лооф и сам собирался нанести супостату визит вежливости. 19 сентября «Кенигсберг» вышел в океан.
Путь его лежал к порту Занзибар, севернее Дар-эс-Салама. Там спокойно стоял крейсер «Пегас», один из трех, от кого «Кениг» убегал перед самым началом войны. У «Пегаса» из-за скверного угля засорились топки, и он стоял на «техобслуживании». «Кенигсберга» капитан Инглз не опасался: методом исключения британцы решили, что раз они его не нашли у побережья, значит, немцы учесали куда-то на восток, в глубину Индийского океана.
Тихим рассветом «Кениг» прокрался в бухту Занзибара яко Фредди Крюгер в предутренние сны восьмиклассницы, и открыл огонь. Позднее рассказывали про геройский бой, как «Пегас» изо всех сил превозмогал, про лейтенанта, которому оторвало ноги, а он только кричал «Мочи козлов!» и умер, отважно куря сигару… Реальность была гораздо прозаичнее. «Кенигсберг» разобрался со злосчастным «Пегасом» быстрее, чем Распутин управился бы с Моникой Левински. После недолгого боя на британце выбросили белый флаг, которого немцы просто не разглядели в дыму. Четверть часа спустя немцы уходили с тымчуком собственных потерь, а команда «Пегаса» пыталась бороться за живучесть, впрочем, без малейшего успеха — корабль вскоре перевернулся и утонул совсем.
Примечание Алексея Куприянова:
«Кёнигсберг» открыл огонь в 05.10, «Пегасус» получил три залпа, прежде чем начал отвечать, но через 8 минут его орудия были разбиты, и Инглз распорядился поднять белый флаг. Его заметил артиллерийский офицер «Кёнингсберга» лейтенант Апель, сообщивший об этом Лоофу. В 05.25 «Кёнигсберг» прекратил огонь, в 05.35 возобновил, так как Лооф за дымом так и не увидел флага, в 05.50 прекратил окончательно, когда Лооф его наконец разглядел. В общей сложности «Пегасус» выпустил 50 снарядов, из которых ни один не попал, «Кёнигсберг» — 276, включая те, что потратил на безрезультатный обстрел радиомачты.
Англичане сделали хорошую мину и подали своей публике героический сюжет, потому что рассказ о том, как британский боевой корабль поднял белый флаг перед равным по классу противником — это не та, история, которую хотели бы услышать соотечественники. Но капитан Инглз после этого пердюмонокля был назначен на почетную должность командующего береговой обороной Занзибара.
Примечание Алексея Куприянова:
Инглз действительно был назначен командующим береговой обороной Занзибара, но в 1919 г. вернулся в Англию, где был назначен командиром додредноута Albemarle. В том же году он в соответствии с распоряжением Адмиралтейства вернулся в Дар-эс-Салам, где в течение двух последующих лет занимался расчисткой гавани. В 1921 году в связи с окончанием войны вышел в отставку в звании кэптена по собственному желанию в возрасте 46 лет. Остаток жизни до смерти в 1934 г. он провел в Дар-эс-Саламе, причем, как верно отмечено в статье, по иронии судьбы сколотил себе небольшое состояние на подъеме и продаже цветмета с «Кёнигсберга». В общем, нет, Адмиралтейство, конечно, хвалить никого не стало, но и под суд его не отдало, сочтя, что шансов выиграть бой в этих условиях у него не было.
Однако теперь перед Лоофом возникли новые затруднения. «Кенигсберг», как внезапно выяснилось, требовал ремонта. Чинить требовалось котел и клапаны паропровода. Починиться можно было в Дар-эс-Саламе, но идти туда морем означало совершить утонченное самоубийство — с поломками, да на стаю английских крейсеров, которые теперь рыскали вдоль всего побережья… Выход нашел капитан-лейтенант Шенфельд. Каплей до войны был плантатором, и ему пришла самая естественная идея. Немцы мобилизовали несколько сот окрестных негров, соорудили (их же силами) деревянные полозья, запрягли мобилизованных негров и за месяц оттарабанили нужные агрегаты сначала в Дар-эс-Салам, а потом назад по суше. 120 километров, между прочим.
Употребив туземцев в работы, Лооф стал было готовить англичанам новые кузели, но те все-таки показали, что в этой истории они не только фон для клуба веселых и находчивых кайзеровских корсаров.
На берегу очень тихой реки
Пока негры под разудалое «Арбайтен!» тащат на себе полезные железяки. Пока наблюдатели в дельте скучают, звереют от жары и отмахиваются от москитов. Пока английские крейсера, неуклонно стервенея, в десятый раз проходят мимо дельты Руфиджи, скользя взглядом по мангровым зарослям. В маленький порт Линди на юге современной Танзании идет немецкий буксирчик «Президент» под флагом Красного Креста. Но по дороге его встречает крейсер Его Величества «Чатэм». Это Первая мировая, красный крест уважают, стачивать капитану зубы напильником никто не собирается. Но обыскать судно — законное право. Лейтенант Хенсон лениво перебирает бумаги, и тут натыкается на документ, в котором… о, факинн шит… значится получение 500 тонн угля крейсером «Кенигсберг». Мало того, там указано место погрузки-выгрузки — деревня с неблагозвучным названием Ссалале. Хенсон сделал вид, что ничего особенного не заметил, но название запомнил, и спросил у капитана «Президента» судовые карты. На карте он нашел это самое Ссалале — в дельте Руфиджи. «Президент», когда он не работал госпитальным судном, таскал уголек для сычующего на Руфиджи Лоофа. Но как истый немец, капитан «Президента» сохранил все документики-расписочки. Лейтенант Хенсон попрощался с экипажем «Президента» и стараясь не прыгать и не вопить во всю глотку, помчался на родной «Чатэм».
В начале ноября перед дельтой Руфиджи собралась целая делегация под командой капитана «Чатэма» Сиднея Друри-Лоу, в лице крейсеров «Чатэм», «Веймут» и «Дартмут». Каждый нес 152-мм пушки, при том, что у «Кенига» главный калибр — 105 мм. Так что даже поодиночке они были сильнее, а уж втроем этот «Плавучий Капут» они бы просто растерзали. Но… Э… Джентльмены, а как его из дельты-то достать? Загнать в протоки крейсера — это рулетка: так недолго и на мель сесть всей толпой на радость окрестным крокодилам. Десант высадить? Ну, допустим, продерется он сквозь мангры — и чего? Из револьверов пулять по крейсеру?
Британцы сумели прямо поверх джунглей влепить несколько снарядов в угольщик «Сомали» и утопить его, но «Кенигсберг» дождался прилива и ушел чуть глубже. Где среди этих зарослей его было искать, совершенно непонятно. Снаряды летят над джунглями, плюхаются в воду. Недолет? Перелет? А хрен пойми, не видно ж ничего. Англичане попробовали втащить в дельту небольшой катер с торпедами на борту, и тут оказалось, что Лооф успел выставить на берегу не только наблюдателей, но и мелкокалиберные орудия: катер подбили. Тогда на «Кенигсберг» пробовали наслать высокотехнологичные фанерные еропланы. Там на островке неподалеку жил человек по имени Деннис Катлер, у которого было два гидросамолета. Его мобилизовали вместе с гидропланами, Катлер честно полетел на разведку, несколько раз летал, уханькал один из самолетов, и даже нашел «Кенигсберг». Но во время доразведки второй гидроплан сломался прям в воздухе, и пошел на вынужденную. Катлер остался живой, но попал в плен.
С одной стороны, немцам в дельте тоже кюхельбекерно и тошно: выйти невозможно, остается сидеть, мучиться малярией и рассказывать похабные анекдоты крокодилам. С другой — а что еще-то надо: три более мощных крейсера стоят снаружи, не занятые ничем кроме криков «Выходи, биться будем!» Это, кстати, я грубо рассказываю, но обмен радиограммами реально был. На Рождество Друри-Лоу отправил радиограмму:
«Крейсеру „Кенигсберг“. Поздравляем с Рождеством. Желаем счастья и всего наилучшего в новом году. Надеемся на скорую встречу». Лооф ответил: «Спасибо. Вам того же. Если кто-то хочет видеть меня, я всегда дома».
Британцы попытались занять посты немцев у входа в дельту, посадили десант на трофейный немецкий буксир, а сам буксир довооружили. Но эта затея кончилась маленькой катастрофой: кораблик получил несколько попаданий, выбросился на мель, десантники попали в плен, а пушки немцы утащили. Англичане привели к Руфиджи броненосец с огромными слонобоями 305-го калибра — но толку-то. Все равно непонятно, где там «Кенигсберг» среди проток прячется, попасть в него можно разве что случайно. Разве что фонтаны воды получились более впечатляющими.
Наконец, полууспехом закончилась миссия Петера Преториуса. Это знаменитый охотник, который в тех краях бывал и ранее. Британцы использовали его как агента. Преториус оделся туземным торговцем, и на лодочке сплавал к «Кенигсбергу», благо, там таких аборигенов было много. Преториус подобрался близко, можно сказать, руками пощупал. Главным его успехом был подслушанный разговор — из него следовало, что на «Кенигсберге» ждут прорыва к нему угольщика. И это была чистая правда.
Датчане и бразильцы
Немцы все-таки решили попробовать достать «Кенигсберг» из устья. Главной его проблемой была нехватка угля — на «Сомали» утонуло аж 800 тонн. Немцы решили устранить проблему абсолютно шпионско-авантюрным образом. Они взяли британский же пароход, который в начале войны оказался в немецком порту и был захвачен, подняли датский флаг, собрали команду из уроженцев Шлезвига, где многие по-датски говорят, документы оформили на датском, уложили в трюм уголь и снаряды, заодно винтовки и боеприпасы для немецких сухопутчиков, которые в это время геройствовали на африканском континенте, накидали сверху строительного леса, и отправили в Африку.
Какая досада — радиограмму с «датчанина» перехватила французская радиостанция на Мадагаскаре! В итоге «датчан» перехватили и обстреляли. Пароход выбросился на берег. Но удача тетка рыжая, у крейсера, гнавшегося за фальш-викингами прямо по дороге вырубилась машина. К тому же, немцы имитировали пожар — подожгли деревяшки, наваленные на палубе. Так что англичане решили, что все, можно рапортовать об успехе, и кое-как уковыляли на оставшемся «движке». Когда немцы поняли, что англичане уходят, они бросились тушить бревна и в итоге спасли значительную часть груза. Но 1600 тонн угля для «Кенигсберга» уже никуда не прибыли.
Между тем, на дворе давно стоял 1915 год. Осада дельты Руфиджи затягивалась просто до неприличия. И тут англичане наконец придумали, как им добыть «Кенигсберг».
До войны в Британии строилось несколько речных мониторов. Их у островитян заказала Бразилия, у которой внутри циклопическая Амазонка. Но по дороге бразильцы не осилили оплачивать достройку, и мониторы купило правительство Британии. Их назвали «Мерси» и «Северн». Кораблики были не очень мореходные, но вот с вооружением все было окей и еще лучше — 152-мм пушки в качестве основного довода. Но что с ними делать в Европе, было не очень понятно. Теперь вот им придумали задачу. Кроме «речных броненосцев» послали новые самолеты-корректировщики.
Противопоставить им Лооф ничего толком не мог, разве что пристреляться к наиболее вероятным местам появления супостата. Тащить мониторы к Руфиджи пришлось долго, так что финальный штурм дельты начался только 6 июля 1915 года. Да, да, с момента начала войны прошло 11 месяцев.
Мониторы медленно входили в дельту. Их прикрывали крейсеры, сверху вели наблюдение гидропланы. Лооф опять всех переиграл — в «Мерси» один за другим прилетели два снаряда. Мониторы вели огонь в ответ, но в итоге день остался за немцами. Атака сорвалась, но 11 числа ее повторили. «Кенигсберг» опять положил снаряд в многострадальный монитор, но на сей раз корректировка с воздуха дала результаты — «Северн» все-таки попал по «Кенигсбергу».
Бабах! Монитор ведет огонь, рядом «Кенигсберг» глушит крокодилов метким попаданием в воду.
Это уже было больно. 152 миллиметра — это 152 миллиметра. Особенно когда их наводят с воздуха. «Северн» 12 раз выстрелил и 8 раз попал. Героем дня был, конечно, пилот гидроплана, лейтенант с хорошей фамилией Килл. Под конец его сбили, и пилот рухнул прямо в воды Руфиджи. Тут бы ему и карачун пришел от зубьев местной фауны, но к тому моменту все крокодилы поразбежались, а кто посмелее, тех уже давно контузило так, что они думали не о еде.
Между тем, на «Кенигсберге» стало ясно, что можно заканчивать. Более 30 убитых, рухнула труба, большинство орудий выведено из строя, начался пожар. Лооф скомандовал закладывать бомбу под собственные торпеды и уходить. Экипаж покинул корабль. Затем грянул взрыв.
Правда, глубина была небольшой. «Кенигсберг» осел на дно, оставшиеся трубы, мачты и надстройка торчали сверху. Более того, во время отлива немцы вернулись на корабль, и смогли демонтировать еще пригодные к стрельбе орудия.
Англичане этому не препятствовали. Удостоверившись, что «Кенигсберг» больше никуда не поплывет, они отправились восвояси. Так что команда смогла в порядке отступить в леса и позже присоединилась к немецким сухопутным войскам на континенте вместе с пушками, к которым приделали колеса. Это, впрочем, уже другая история.
Позднее остов «Кенигсберга» выкупил бывший капитан британского крейсера «Пегас». Того самого, утопленного. Он уволок себе какие-то детали с «Кенига», но это не самая интригующая часть. Дело в том, что — тут я снимаю с себя за достоверность истории, может, и байка — позднее оказалась не выясненной судьба корабельных касс «Кенигсберга» и захваченного им ранее чаевоза «Винчестер». А много лет спустя на месте гибели крейсера побывал зять Лоофа, вероятно, как раз с целью откопать клад. Сам Лооф прожил долгую жизнь, и умер уже в 50-е, когда ему было за 80. История в духе скорее приключенческих романов, но вся эпопея «Кенигсберга» выдержана в духе приключенческого романа.
0 комментариев