Титан. Жан-Леон Жером и его картины
Жан-Леон Жером был чрезвычайно известен при жизни, он был чуть ли не самым популярным художником в мире. Его картины в наши дни выставлены по галереям от Санкт-Петербурга до Калифорнии и от Катара до Канады. Он был воспитателем целой плеяды прекрасных художников. Чтобы вы понимали размах, его ученики оставили след в живописи Франции, США, Польши, Японии, Турции, Финляндии, а самого известного русского ученика Жерома и, вероятно, самого заметного его ученика вообще вы все знаете, это Верещагин. Я не считал, сколько картин представлено в посте ниже — точно больше 100, но меньше 200 — и это из 700 картин, которые он написал за жизнь. При этом некоторые современники плевались от «непристойности» и «грязи» его картин. Последующие критики (слово «критики» здесь должно произноситься с максимумом желчи) бранили его за «отупляющий академизм» и «банальность». В наше время добавились шизофренические обвинения в культурной апроприации, сексуальной эксплуатации и потаканию стереотипов о восточных культурах. Он, впрочем, и сам был не дурак кого-то побранить. Ну-с, поехали.
Родился он в городке Везуль на востоке Франции в 1824 году в семье ювелира. Склонность к рисованию обнаружил с детства, так что в 16 Жером поехал в Париж с рекомендательным письмом на адрес школы Поля Делароша. Деларош — это художник, написавший множество исторических полотен, включая некоторые из классических портретов Наполеона, «Убийство герцога Гиза», «Кромвель у гроба короля Карла» и т. д. Словом, всемирно известный живописец. Вот у него и учился Жером. В 1842 году он выставил свои первые картины. Отец считал эту затею вообще не очень перспективной, но тут оказалось, что у парня талант; родитель махнул рукой и начал посылать сыну деньги.
Деларош в 1843 году взял Жерома с собой в Италию. Италия была в XIX веке обычным пунктом для молодого художника; вы не хуже меня помните всех этих бесчисленных торговок, босоногих итальянок, пейзажи с водопадами и руинами и все прочее, что привозили из Италии поколения молодых художников. Но редко кто использовал этот опыт так плодотворно, как Жером. Он зарисовывал все что мог — архитектуру, людей, животных, пейзажи, впитывал все как губка.
Широкая известность пришла в 1840-е. Тогда он написал «Петушиный бой»…
…а затем «Греческий интерьер».
С «Интерьером» получилось забавно. Тут я просто приведу цитату:
Жером — превосходный создатель немного фантастического мира, великий художник анекдотичного, забавного и колдовского, специалист по обнаженным рабыням, прозрачным завесам, пухленьким ручкам, упругим грудям с чувственными сосками, сверкающим украшениям и бесстыдным взглядам.
Если Бодлер чувствовал в «Алжирских женщинах» Делакруа аромат плохих мест, то в «Греческом интерьере» Жерома, выставленном на Салоне 1800 года, все гораздо проще и недвусмысленнее. Два женских тела в расслабленных позах слишком напоминают манеру Энгра, чтобы не быть провоцирующими и возбуждающими; присутствие молодого человека, беседующего со старухой, и пары, входящей в комнату, расположенную в глубине, с точностью воспроизводит один анекдот о публичном доме. «Как полиция, которая совершенно правильно уничтожает склады непристойных гравюр, терпит в Музее, дворце, доступном для всей публики, показ подобной грязи?» — спрашивал один критик тоном, одинаково подходящим для Курбе или Мане. Не обращая внимания на этих зануд-критиков, герцог Жером Бонапарт приобрел эту картину для своей коллекции «курьезного».
(прим.: герцог Жером — это второй сын брата Наполеона Жерома Бонапарта, то есть, Жером Жеромович — это племянник императора).
«Петушиный бой» не был таким скандальным, он просто получил бронзовую медаль Парижского салона 1847 года и был благополучно куплен. Жером нонравился Теофилю Готье, чье влияние и обеспечило ему фактическое начало самостоятельной карьеры.
Хороший заказ в 1852 году обеспечил Жерому большие деньги. На них он поехал в Турцию, Грецию, побывал среди русских солдат, результатом чего стала не самая обычная для него картина «Отдых в русском лагере».
Затем он побывал в Египте, где поднялся по Нилу до Абу-Симбела, города, прославленного древнеегипетскими скальными храмами (ныне это южная граница Египта). Дальше были Иерусалим и Дамаск. Эти путешествия определили самый очевидный мотив в творчестве — Жером написал огромное количество восточных воинов, купцов, гаремных сцен, муэдзинов и работорговцев. Его в ХХ веке регулярно поругивали за стереотипность его восточных сцен — ну да он и был человеком, который эти стереотипы в немалой степени и создал. Причем он не просто делал зарисовки — Жером вез домой предметы и костюмы, чтобы потом воспроизводить все это дело в студии.
Итальянскую поездку Жером, кстати, не забыл. Его впечатлили гладиаторские доспехи в музее и вообще артефакты, относящиеся к римским временам, так что еще одна линия его работы — это античные сюжеты. Ну, это просто классика, «Палец вниз» — это, наверное, самая известная картина в мировой истории, изображающая гладиаторов.
Жест большим пальцем вниз, обрекающий побежденного гладиатора на смерть — это, конечно, спорной достоверности фактоид, но всё; искусством он легализован навеки. На картине изображена классическая пара поединщиков — ретиарий и мирмиллон. Ретиарий — это гладиатор с трезубцем и сетью, мирмиллон нес шлем, короткий меч и щит. Тут, стало быть, труженику трезубца не повезло. Картина стала одним из шедевров Жерома, и повлияла опосредованно даже на популярную культуру — есть мнение, что авторы фильмов вроде «Гладиатора» вдохновлялись именно полотнами Жерома.
Еще одна знаковая картина 1850-х — это «Дуэль после маскарада». Ее он написал аж в трех вариантах. Один хранится во Франции, другой в Балтиморе (США), третий у нас в Эрмитаже.
Картина была написана по мотивам реальной дуэли, причем есть полотно другого художника, Тома Кутюра, на тот же сюжет. Всячески рекомендую, если окажетесь в Эрмитаже, в здании Главного штаба, посмотреть ее; она истинно хороша. Здесь — репродукция русской версии, другие несколько отличаются деталями и цветом.
В 1860-е в жизни Жерома произошло несколько занятных и важных событий. Во-первых, он женился. Жена, Мари Гупиль, была на 18 лет моложе. Это была дочь торговца живописью Адольфа Гупиля, с которым Жером активно работал. У пары было пятеро детей. Сын умер рано, младшая дочь пережила самого Жерома ненадолго (и, увы, не пережила мать), еще три дочери жили не знаю уж, насколько счастливо, но по крайней мере, до старости.
После этого Жером построил недурной дом с конюшнями, скульптурной студией и студией живописи. Кроме того, он стал профессором в Школе изящных искусств. Порядки Жером завел эксцентричные, среди приписывавшихся ему чудачеств значились, например, фехтовальные поединки на кистях с краской в костюмах Адама. Но, надо сказать, спрашивал этот эксцентрик жестко, а подготовку давал дай Боже. Студентов тщательно выдрючивали на античных образцах и живых натурщиках, в строгой последовательности — части тела, затем вся фигура; очень четкие правильные наброски прежде допуска к маслу. Причем Жером был жестким преподавателям, но и его рекомендации дорогого стоили. Так что к нему стремились попасть, и отбирали лучших. Всего через руки Жерома прошло около двух тысяч учеников за все время со всего мира, и многие из них стали величинами в художественном мире. Он, конечно, большинство из них учил далеко не с нуля, и они и сами были с усами, но тут было, чему научиться.
В 1868 году Жером выставил на парижском Салоне «Расстрел маршала Нея».
Ней — это один из ближайших сподвижников Наполеона; после его падения он пошел на службу к вернувшейся на престол династии Бурбонов. Однако когда Наполеон бежал с острова Эльба (эскапада «Ста дней» завершилась битвой при Ватерлоо), Ней тут же вернулся под знамена своего императора. Это было по любым меркам предательство, и после Ватерлоо, когда Ней пытался бежать в Швейцарию и был арестован, его быстро приговорили к расстрелу. Казнью он командовал лично.
Эту картину встретили холодно. События Наполеоники во Франции вызывали много споров, фигура Нея тоже; и тут Жерома обвиняли в, как сейчас сказали бы, хайпе на крови. К тому же, картина такая подчеркнуто негероичная, непафосная — туман, сырость, расстрельщики растворяются в дымке — и маршал в гражданском платье, лежащий лицом в грязи. Потомки Нея просили снять каритну с выставки, но Жером отказался. По-моему, это как раз великолепная работа, круто и жестко, но тогда считали иначе; была даже карикатура, на которой сам Жером стоит у стенки, а его «расстреливают» из перьевых ручек критики.
В 1870 году началась Франко-Прусская война; Жером бежал с семьей в Лондон, где провел некоторое время. За это время его дом побило артобстрелом, так что и правильно сделал, что уехал.
Затем он снова отправился в путешествия — Испания, Марокко, Алжир, Англия, снова Греция, Турция, Египет и Италия.
Кроме живописи, кстати, Жером занимался скульптурой. Тут он не настолько прославлен, как в живописи, но тоже не последний человек.
Это Жером, скульптура «Омфала» и Эмма Дюпон, его натурщица. Дюпон оказалась в Париже в 17 лет, когда ее бросил ее молодой человек. Так что позировать обнаженной она начала не от хорошей жизни. По сравнению с альтернативой, конечно, неплохой вариант. Дюпон позировала не только для Жерома, но в основном ему. В большинстве случаев она, конечно, оказывалась на картинах не в роли себя самой, но у Жерома есть несколько полотен, где Эмма — это именно Эмма
А вот «Пигмалион и Галатея», тут Эмма Дюпон уже именно натурщица:
К концу XIX века популярность Жерома стала падать. Вдобавок, он страшно разругался с импрессионистами. Импрессионизм Жером презирал. Самым приличным, что он говорил по адресу импрессионистов было слово «хлам». Этот конфликт во многом создал Жерому репутацию обскуранта и погубителя карьер молодых импрессионистов. Сам он, впрочем, тоже двигался своеобразным путем. К этому периоду относится несколько странная серия картин. Самая известная — «Истина, вылезающая из колодца с плетью для наказания человечества»
Исходник сюжета — афоризм Демокрита «На самом деле мы не знаем ничего, ибо истина сокрыта в глубине». Я древнегреческого не знаю, честно скажу, поэтому положусь на то, что читал, а из этого следует, что «в глубине» может быть переведено и как «на дне морском», и как «в бездне», и как «на дне колодца». Помимо этой, самой известной картины, у Жерома есть еще:
В последние годы Жером чувствовал себя просто усталым человеком. Один за другим умирали старшие родственники и друзья. Он все меньше чувствовал себя адекватным времени. Его кампании в прессе против импрессионистов повредили не столько импрессионистам, сколько ему самому. Он по-прежнему много работал, но уже ехал на созданном ранее заделе. В последний день 1903 года он написал «Я начинаю пресыщаться жизнью… мне не терпится сбежать из этого театра». К этому моменту ему было уже под 80.
Через 10 дней бегство состоялось: 10 января 1904 года горничная нашла его мертвым в мастерской перед портретом Рембрандта.
Еще при жизни он терял популярность, после смерти оказался надолго забыт, но уже ближе к нашей эпохе репутация Жерома восстановилась. Все-таки что ни говори, художник был великий. И сам по себе, и в том, что касается наследия.
Ну, а теперь слайды!
«Свидание»: «Снаружи» и «Изнутри». Это из раннего, 1840-е.
Это суперклассика Жерома: «Фрина перед ареопагом». Гетеру Фрину обвинили в кощунстве. Адвокат в какой-то момент понял, что не вывозит процесс и применил передовой прием: показал подзащитную обнаженной. Тут ареопаг решил, что такая красота не может быть преступной, и гетера ушла оправданной.
«Тюльпановое безумие». После того, как в Нидерланды завезли тюльпаны, их принялись культивировать все кто можно, цветы были очень дорогими. В 1633 тюльпаномания началась, некоторое время это была самая блестящая инвестиция, вокруг тюльпанов выстроилась целая индустрия, на них были завязаны финансовые инструменты, спекулянты накручивали цену неимоверно — а затем, в 1637 году ажиотаж резко спал и рынок рухнул. Солдаты вытаптывали поля тюльпанов, чтобы хоть как-то сбить предложение и удержать уровень цен. Вот тут один из таких, гхм, инвесторов защищает свои, гхм, инвестиции.
…и еще. На этом львов мы оставим и перейдем к тиграм.
Библейских мотивов он тоже не был чужд. Выше — Голгофа («Свершилось»), ниже — понятно, 10 заповедей выдают.
Докинем еще чутка антички. Вот животных, которые уже сожрали христиан (или еще кого) выгоняют с арены, затем циклоп Полифем провожает Одиссея, а Клеопатра выпрыгивает из ковра перед Цезарем.
Дальше небольшая серия, посвященная колоссам Мемнона. Вопреки названию, посвящены они Аменхотепу III, и стоят у Луксора. Стоят они там 3400 лет.
Дальше просто россыпь всего подряд. Лошади, быки, восточные люди, Наполеон…
Несколько картин на тему торговли рабынями. Так сказать, «Я бы купил». Иногда я читаю про все это, дескать, бичевал он таким образом порочные нравы прежних эпох. Ну да, ну да.
0 комментариев