Перевод. Украина борется с уклонистами и изо всех сил пытается найти войска
ОРИГИНАЛ. Фредрик Канкли, Сергей Корольчук, Washington Post
ВЕЛЯТИНО, Украина — Вскоре после российского вторжения в феврале 2022 года Украина усилила пограничную охрану возле этого горного села в Карпатах.
[Велятино — село южнее Хуста в 2,5 км от границы с Румынией — прим. Е.Н.]
Но дополнительные патрули и катушки колючей проволоки, выставленные вдоль вершины горного перевала у границы с Румынией, были предназначены для того, чтобы удержать людей — особенно мужчин, подлежащих призыву, от попыток бежать из страны.
Поскольку скоро пойдет третий год войны, эти люди нужны больше, чем когда-либо. Лидеры по-прежнему просят больше оружия и боеприпасов от Соединенных Штатов и Европы — даже несмотря на то, что признаки ослабления поддержки со стороны этих союзников позволяют предположить, что Украине, возможно, придется сделать больше, чтобы вооружиться. Но Украине нужны солдаты даже больше, чем патроны. Это ведет к поиску новых способов мобилизации населения и более жестких мер против уклонистов.
После полномасштабного российского вторжения мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запретили выезд из страны. Многие избегают военной службы благодаря инвалидности по состоянию здоровья, отсрочке для обучения в вузе или семейным обязательствам. От уплаты дани кровью освобождаются отец трех и более детей, а также те, чьи члены семьи уже служат в армии.
Некоторые из тех, кто хочет сбежать, нанимают проводников, которые проведут их через горы. Другие совершают рискованное путешествие в одиночку. Один из них, 46-летний мужчина, заблудившийся в прошлом месяце, получил сильное обморожение и умер вскоре после того, как его нашли. По меньшей мере 25 человек утонули при переходе через реку Тиса, отделяющую Украину от Молдавии и Румынии.
Многие полагаются на поддельные документы, чтобы ускользнуть из страны. Другие прибегли к более сложным и даже отчаянным схемам.
Мужчины протискивались в секретные отсеки автомобилей, выдавали себя за священнослужителей и переодевались женщинами, чтобы пробраться через пограничные пункты, сообщил Андрей Демченко, представитель Главного управления Государственной пограничной службы. Сотрудник грузовой компании получал взятки за то, чтобы записать мужчин призывного возраста водителями грузовиков, которые затем исчезли за границей с Польшей. 20-летний мужчина вступил в фиктивный брак с родственницей-инвалидом и пытался покинуть страну в качестве ее опекуна.
«Я уже ничему не удивляюсь», — сказал Демченко.
Сам президент Владимир Зеленский признал, что проблема существует. «Все на Украине понимают, что в этой сфере необходимы изменения», — заявил он на прошлой неделе.
Готовимся к долгому пути
Потребность в дополнительных войсках возникает по мере того, как Украина готовится к затяжной войне. Ситуация в стране стала более нестабильной после того, как крупное контрнаступление застопорилось, страны Европейского Союза не выполнили свое обещание предоставить артиллерийские снаряды, а Конгресс заколебался в отношении обещания президента Байдена о дополнительной помощи.
В то же время Россия, крупный и могущественный враг, восстановила баланс после первых неудач. Ее экономика оказалась устойчивой перед лицом санкций и перешла на военные рельсы, а ее армия получает оружие из Ирана и Северной Кореи.
Россия, население которой более чем в три раза превышает население Украины, дважды с момента вторжения вводила дополнительные войска. На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил увеличить численность войск почти на 170 000 человек, в результате чего общая численность российских военнослужащих составила около 1,32 миллиона человек.
В этой изнурительной войне на истощение украинцы обеспокоены тем, что время на стороне Путина.
«Честно говоря, нам нужно больше солдат. Профессиональные военные кадры на исходе», — говорит Дельфин, командир штурмовой группы 68-й бригады, обсуждая тяжелое положение дел на командном пункте на востоке Украины в прошлом месяце. Его можно идентифицировать только по позывному в соответствии с украинским военным протоколом. Он сказал, что слишком много мирных жителей, похоже, довольны тем, что оставляют боевые действия «профессиональным» солдатам, таким как он.
Министр обороны Рустем Умеров недавно заявил на форуме европейской безопасности, что в Украине на военной службе находится 1 миллион человек, в том числе 800 тысяч в вооруженных силах. Но потери были ошеломляющими: еще в начале этого года представители службы безопасности США подсчитали, что Украина потеряла более 124 500 человек, в том числе более 15 500 убитых в боях [Ну-ну. — прим. Е.Н.].
Потеря веры в лидеров
Украинцы по-прежнему едины в том, что многие считают битвой за выживание, и десятки тысяч людей охотно приходят на призывные пункты, чтобы записаться на военную службу, часто зная об ужасающих рассказах о том, как изменилась жизнь на территории, контролируемой Россией [на практике, военкомы на Украине как раз жалуются, что планы выполняются на 10-15% — прим. Е.Н.]. Но интервью с украинцами призывного возраста позволяют предположить, что многие из них менее готовы бороться за правительство, которое считается пронизанным коррупцией и некомпетентностью.
На остановке киевского метро «Университет» 20-летний киевлянин Максим, выступивший при условии, что его фамилия не будет использоваться для обсуждения деликатных вопросов, сказал, что рассчитывает, что, вероятно, поступит на службу после того, как окончит инженерный университет.
Но он не горит желанием рисковать своей жизнью в армии, учитывая истории, которые он слышал от друзей, уже вставших в ряды, о недостаточной подготовке и повсеместной коррупции, например, о даче взяток офицерам для получения отпуска.
«Это чрезвычайно сложная тема», — говорит Андрей Загороднюк, бывший министр обороны Украины. Он сказал, что нынешняя форма мобилизации возникла в экстренном порядке в начале войны. Теперь правительство должно приспособиться к удовлетворению немедленных и долгосрочных потребностей военных, одновременно обеспечивая более справедливое распределение бремени между всеми.
«В этой системе есть лазейки, и некоторые люди этими лазейками пользуются», — утверждает Загороднюк. BBC со ссылкой на анализ, основанный на данных Евростата, сообщает, что Украину покинули 650 тысяч мужчин призывного возраста.
Побег за деньги
Некоторые мужчины — небольшое меньшинство, по словам правительственных чиновников, — уклоняются от призыва, нарушая закон. В августе Зеленский уволил всех глав региональных военкоматов на фоне обвинений в широкомасштабной коррупции.
Один украинец призывного возраста, говоривший на условиях анонимности, поскольку он нарушал закон, рассказал, что через трех посредников подкупал чиновников для получения документов о том, что он служит в украинской армии, хотя жил и работал в Киеве.
Другие полагаются на поддельные документы, чтобы ускользнуть из страны, включая «белые билеты», свидетельствующие об инвалидности по состоянию здоровья. Люди платят профессиональным мошенникам за подготовку фальшивых документов, а другие создают их сами.
Кто-то пытался дать взятку пограничникам — по меньшей мере 825 раз на сумму около 228 000 долларов, сообщил представитель Пограничной службы — или пробовал пройти через контрольно-пропускные пункты в качестве безбилетных пассажиров. Один украинец призывного возраста, пожелавший остаться неизвестным, поскольку уклонился от службы, сообщил, что действующая ставка за взятку страже на молдавской границе составляет 300 долларов.
С февраля 2022 года Государственная пограничная служба остановила более 16 500 мужчин призывного возраста, которые нелегально покинули страну, обычно направляясь в Молдову или Румынию, сообщил пресс-секретарь Демченко. Он сказал, что около 7000 из них были пойманы с использованием поддельных документов при попытке пересечь границу, обычно с Польшей. В этом году было поймано около 2500 человек.
Львовская область является одним из самых загруженных коридоров для людей, пытающихся нелегально покинуть страну, из-за ее протяженной границы с Польшей.
Сотрудник львовской грузовой компании помог более 50 мужчинам бежать с Украины, оформив их в качестве дальнобойщиков. Сотрудник Smart Way Logistics, личность которого не была указана в судебных документах, впервые пересек границу в апреле 2022 года. За каждый эпизод ему грозило до 12 лет тюремного заключения, но, поскольку он выразил раскаяние и сотрудничал со следствием, вместо этого получил семь лет условно и испытательный срок [судя по приговору, кажется, судья тоже неплохо поимел — прим. Е.Н.].
Через «зеленку»
Другие мужчины призывного возраста пересекают границу Украины через «зеленку», например, в горах и лесах. Один молодой украинец опубликовал в Instagram видео своего бегства через такой район, в том числе момент, когда он поцеловал дерево в честь пересечения границы.
В интервью The Washington Post он сообщил, что он и его спутник, которого он назвал дезертиром с действительной службы, пересекли границу без проводника. Он сказал, что ушел, потому что считает, что во время войны Украина стала такой же репрессивной, как и Россия, и что из-за отчаяния в бойцах мужчин практически хватали с улиц.
«Даже если у вас нет ноги, они скажут, что вы все равно можете управлять дронами», — сказал он. Он также пожаловался на коррупцию, заявив, что простые украинцы воюют и умирают, в то время как народные депутаты и представители элиты разъезжают по стране на «Мерседесах» и других модных автомобилях.
Проводников можно найти в социальных сетях, таких как Telegram, где плата начинается от 1200 долларов и выше. Помимо знания местности, некоторые гиды используют очки ночного видения и проводят время, наблюдая за патрулями пограничной службы, чтобы узнать их привычки и уязвимые места, рассказала Леся Федорова, пресс-секретарь пограничной службы в отряде у границы с Румынией.
Во время недавнего обхода границы неподалеку патруль стоял на берегу реки Тиса, примерно в 200 метрах ниже по течению от обычного места пересечения границы, а мимо быстро бурлила холодная вода. Не так давно, по словам чиновников, пограничники поймали двух мужчин, пытавшихся пересечь другую часть реки, используя плавучие средства, которые ребенок может использовать в бассейне.
Неподалеку другой патруль, одетый в белый камуфляж поверх зеленой формы и вооруженный автоматами Калашникова или 9-мм пистолетами, примерно за 90 минут добрался до заснеженной вершины горы с видом на Румынию. По обеим сторонам шатких ворот для скота тянулся забор из колючей проволоки.
До войны пограничная служба на этом участке большую часть времени пыталась остановить нелегальный въезд на Украину контрабандистов табачных изделий и мигрантов из Афганистана, Пакистана, Сирии, Турции и других стран, иногда пересекая границу с помощью профессиональных контрабандистов.
После вторжения России поток изменил направление: ежедневно около 50 человек незаконно пересекали границу через гору или через контрольно-пропускные пункты. Сейчас это число сократилось примерно до восьми человек в день.
Прежде чем повернуть назад, патруль оставил табличку из веток, чтобы указать другим патрулям ориентир.
Уходя, они также заметают свои следы, чтобы было легко отличить след дезертиров.
0 комментариев