Урбина, «Океан вне закона»
Прочел изумительно познавательную книгу, называется «Океан вне закона», автор Иэн Урбина. Увесистый такой томик, состоит из репортажей американского журналиста, который пишет обо всяческом криминале, полузаконной и совсем незаконной деятельности в мировых океанах. Тут многие зевнули и сказали «А, знаем, сомалийские пираты», но пиратам посвящен не слишком большой (да и не особо интересный) фрагмент. Но там описывается масса каких-то таких явлений, которые от большинства наших современников максимально далеки.
Скажем, радикальные зоозащитники из «Морского дозора», у которых есть реально мощная техника, кораблики, позволяющие, к примеру, через полмира преследовать браконьерское судно. Причем они нифига не безобидные. Пропороть кому-нибудь борт — запросто. Закидать палубу японского китобоя дымовухами — нефига делать, для того и собрались. У этих морских иванов помидоровых есть много чего интересного вплоть до вертолетов, а методы в общем-то на грани террористических. Кстати, вот именно тут есть очаровательная фигура умолчания — Урбина вообще не задается вопросом, не стоит ли кто за спиной отважных спасителей океанов. Но как минимум спасибо за рассказ про сам факт существования этих робингудов.
Или плавучий абортарий неподалеку от берегов Мексики, где эта операция криминализована — неподалеку, но за пределами территориальных вод. Или тот же Силенд — искусственное государство на бывшей платформе ПВО времен Второй мировой. Урбина правда явно как-то предубежден против этого «княжества», но тут уже о вкусах не спорят. В океане можно удивительно разнообразно проворачивать какие-то полулегальные или вовсе нелегальные вещи.
Самые мрачные главы связаны с торговлей людьми и принудительным трудом вообще. Тут такие бездны морских «кирпичных заводов» открываются, что хоть стой хоть падай. Некоторые вещи не меняются не то что годами, а столетиями. Я сто раз читал про вербовку в британский флот XVIII века из разряда напоили человека, а проснулся уже на корабле, смутно припоминая, что получил задаток, весь его пропил и записался в службу. В Таиланде примерно так же вербуют на рыболовецкие посудины. Только там используются специальные караоке-бары. Выпил пива, попел, поимел специально подложенную девчонку («фея» сплошь-рядом несовершеннолетняя, стоимость коитуса 12 долларов), все, привет, ты морской джамшут без прав и с большими перспективами годами все эти нехитрые удовольствия отрабатывать. Часто и таких процедур не требуется, просто вербуют нищуков откуда-нибудь из глубины юго-восточной Азии. Морские гастеры из Камбоджи, Таиланда, Филиппин, Индонезии работают в чудовищных условиях, регулярно калечатся, их бесперечь дубасят, суда кишат крысами и паразитами, иногда (и довольно регулярно) капитаны и офицеры устраивают просто садические оргии с избиениями и изнасилованиями (!) матросиков. Ром, плеть, содомия, полиция в доле. Причем руководство и фирмы, имеющие с этого деньги — это «первый мир», типа Южной Кореи, а вот матросы — именно что гастеры.
Отдельная очень интересная тема — про добычу рыбы вообще. Скажем, я понятия не имел про такую современную деталь рыболовства, как специальный буй с гидролокатором и GPS, который приманивает рыбу, сам фиксирует, каких размеров косяк собрался, и сам передает, что вот, рыбы много вокруг, пора ловить. Современная рыболовная сеть тоже огромная и дорогостоящая хреновина — и один из самых адских фрагментов посвящен тому, как южнокорейский капитан сначала всяко издевался над своей индонезийско-филиппинской командой, которой платили по 180 баксов в месяц, условия на корабле были адскими (достаточно сказать, что в машинном отделении все время пахло…сгоревшими тараканами, которые толпами носились по судну и регулярно падали на горячие элементы силовой установки) — так вот, этот плавучий «Шератон» в один прекрасный момент забрал рыбы больше, чем мог вытащить; датчики веса были лишены батареек, но все просто понимали две вещи — во-первых, что рыбы черпанули до хрена, а во-вторых, что новая сеть стоит 150 тысяч баксов, и если не вытянуть, всем кабзда от рук начальства. В итоге кабзда наступила, но от собственной дури. Судно зачерпнуло воду кормой под весом огромного количества рыбы, которая буквально его завалила, а все отверстия для слива воды были уже забиты мертвой рыбой, и кораблег пошел ко дну. Погибли пять человек, включая осла-капитана.
Отдельная история связана с китобоями — дело в том, что киты, кроме того, что это замечательные животные, объедают рыбаков, разрывая снасти и пожирая улов. «Некоторые капитаны ярусоловов ведут специальные реестры, где, как в разыскных ориентировках полиции, размещены фотографии „преступников“ во всех возможных ракурсах и описаны их приметы — особенности окраски, заметные шрамы и очертания спинного плавника. В Южном океане капитаны знают китов-рецидивистов в лицо и дают им прозвища вроде „Зак-потрошитель“ и „Джек-живодер“».И таких историй просто прорва. Урбина ими сыплет как из рога изобилия, причем он не только сам ездит по местам, которые описывает, он стремится прочесть реально буквально всё, что когда-то писалось на темы, которые он освещает. Список обработанной литературы зачастую просто подавляет.Короче, всячески рекомендую, это одна из самых необычных книг, что я читал в последнее время.
0 комментариев