Следующий цикл снижения ставок ФРС — отрицательные ставки.
Как мы знаем, ФРС поставило на паузу процесс повышения ставок. Однако было сказано, что они ожидают еще 2 повышения ставки в этом году.
Давайте взглянем на график ставки ФРС:
По-хорошему, последнее снижение ставок, которое не было «кризисным» было в кризис 2008 года. Обратите внимание на 2006, когда ФРС остановило повышение ставок. Как ни странно, тогда они тоже оставляли возможность для дальнейшего повышения ставок. Даже риторика была похожая:
ФРС по-прежнему обеспокоена инфляционными рисками, которые она видит в высоких ценах на энергоносители и быстром экономическом росте, но она может в любом случае прекратить повышение ставок на некоторое время, чтобы собрать больше информации, сказал Бернанке в своем первом выступлении перед Объединенным экономическим комитетом Конгресса после того, как сменил Алана Гринспена на посту Председателя ФРС в феврале.
И сейчас Пауэлл говорит то же самое. Нужно собрать больше информации, ага. Будут они повышать ставку дальше или нет мы, конечно, увидим. Но давайте поймем, что было раньше в истории.
Всегда после паузы, которая иногда была полгода, иногда год шло снижение ставок. После чего начиналась рецессия (серая зона на графике). Про снижение ставок, конечно, никто из председателей ФРС не говорил.
То, что мы видим в последний год — это самое быстрое повышение ставок за последние 40 лет. Давайте запомним это. А в чем вообще причина повышения? Высокая инфляция. Причина — огромные расходы госбюджета, вертолетные деньги, ковидный сбой в цепочках поставок, скачок цен на нефть и энергию в 2022 году из-за СВО, деглобализационные тенденции (в том числе как следствие ковида так называемая секьюрономика), санкционная история с Китаем, энергетический кризис и пр.
Но все кроме госрасходов, вертолетных денег и ковидного сбоя — это долгоиграющие и медленные тенденции, а основные «быстрые» факторы действовать перестали.
Я даже больше скажу, снижение цен на нефть это мощнейший дезинфляционный фактор. Посмотрите на графики цены на нефть и газ:
И такой скачок в 2021–2022 гг. был не только по нефти и газу, но и по удобрениям, и по сельхозпродукции.
Немного прикинем цифры. США потребляет примерно 20 млн. барр. нефти в сутки. В год это 7,2 млрд. барр. Если цена нефти в 2020 году была в среднем около 40 долларов, а в 2021 году около 70 долларов, то прирост расходов на нефть составил 219 млрд. долл. Грубо говоря, около 1% от ВВП США. Понятно, что на CPI влияние было несколько другое, потому что там веса у разных продуктов и услуг разные и нефть/топливо в них разную долю имеет, но именно чтобы оценить порядок величин этого достаточно.
И это, повторюсь, только нефть.
Давайте я проведу некоторую цепочку, чтобы стало яснее, к чему я клоню. Инфляция начала расти в 2021 году на всех вышеперечисленных факторах. Фактор цен на сырье/энергию был максимальным в 2022 году. Сейчас этот фактор стал наоборот дезинфляционным. Что с инфляцией? Да, она ниже, чем на пике, но по-прежнему высокая. Значит даже несмотря на дезинфляцию со стороны сырья, остальные факторы сильнее. Причем еще и сбой в цепочках поставок выправился. Если мы говорим про спрос — на него давит ФРС повышением ставок. А инфляция высока.
Давайте теперь поговорим о понятии экономической депрессии. Вот что нам говорит Википедия:
Депрессия (лат. depressio — подавление) — одна из фаз экономического цикла, которая характеризуется глубоким и продолжительным спадом экономической активности. Во время депрессии снижаются инвестиции, объём производства (валовой внутренний продукт), совокупный спрос на товары и услуги, значительно растёт безработица.
Депрессия является разновидностью рецессии. Различие между ними заключается только в глубине и продолжительности спада. Депрессия отличается от стагнации тем, что в период стагнации ВВП не растёт или растёт незначительно, а во время депрессии он сильно падает. Все три явления — рецессию, депрессию и стагнацию — можно рассматривать как различные проявления экономического кризиса.
Добавим сюда несколько штрихов.
Мы уже говорили в предыдущих публикациях, что индикатором рецессии является инверсия кривой доходности, а сам Пауэлл говорит, что самый лучший индикатор — это не инверсия между короткими бумагами и 10-летками, а еще и инверсия между 3-месячными и 18-месячными бумагами, что мы наблюдаем сейчас. То есть на лицо у нас признаки приближающейся рецессии/депрессии.
Цена не нефть не реагирует на заявления ОПЕК+ по сокращению добычи. То есть, при сокращении со стороны предложения спрос вялый.
Цены на жилую недвижимость снизились, хоть и немного отрасли из-за того, что платежеспособный спрос держится на накоплениях домохозяйств.
Уже идущий кризис на рынке коммерческой недвижимости.
Банковский кризис и замедление кредитования. Можете посмотреть, что реально крупные инвесторы типа Билла Экмана сталкиваются даже не с замедлением, а с остановкой кредитования.
Рекордное количество оформляемых рассрочек (BNPL), в том числе на еду.
Несмотря на то, что безработица рекордно низкая.
При этом цель ФРС — повысить безработицу, чтобы снизить спрос. Почему? Потому что у них есть кривая Филлипса, которой они руководствуются при принятии решений) И когда они достигнут цели все вышеперечисленные факторы еще сильнее ухудшатся.
Одним из признаков кризиса является бегство в защитные активы типа трежерей. Заметьте, что происходило в течение прошлого года:
До конца осени доходность по 10-леткам еще следовала за ростом ставки ФРС. Но потом рост доходности остановился (даже началось снижение), а ставка ФРС продолжила расти. Это свидетельствует о повышенном спросе на 10-летки, бегстве в защитный актив.
Я это все к чему. К тому, что текущее состояние экономики США — это состояние депрессии. Точнее в моменте еще нет, потому что нет спада ВВП. Но если верить заявлениям ФРС, что ставка останется высокой надолго, то мы увидим и рецессию и, если не изменить финансовые условия, продолжительную депрессию.
И все это, опять же, на фоне того, как из ведра заливали все деньгами в 2020–2021 годах. На фоне избыточных накоплений домохозяйств в США, которые закончатся к концу года.
Давайте я добавлю красок. За последние 15 лет мы наблюдали беспрецедентные меры накачки экономики через QE и низкие ставки.
Мы видели рост денежной массы М2:
Причем прирост ликвидности, влитый ФРС в систему с 2020 года составил больше 100%. Денежная масса М2 выросла на 40%. То есть, стимулирование было ОГРОМНЫМ.
Что происходило с ВВП?
ВВП же отставал. Причем ВВП во многом нарисованный.
Нагляднее будет посмотреть на соотношение денежной массы к ВВП:
Давайте я оконтурю то, какую мысль я хочу донести.
1. За продолжительной поддержкой и последующим скачком накачки деньгами мы не увидели какого-то значительного роста ВВП. Накачка была опережающей.
2. В текущих условиях, когда предыдущее ковидное финансовое стимулирование еще действует мы видим стагнацию и предкризисные явления. Более того, мы видим и инфляцию как следствие именно структурных изменений в экономике. Почему? Потому что, повторюсь, острые кризисные факторы стали в 2023 году дезинфляционными.
3. Если финансовые условия не изменятся и стимулирование не будет возобновлено, то экономика США, а за ней и мировая, уйдет в депрессию. Причем, если наступит рецессия и ФРС снизит ставку — это еще не значит, что кредитные условия станут лучше. Кредитные условия — это, скажем так, возможность и желание кредитовать. Мы видели, как изменились кредитные условия после коллапса нескольких банков, хотя ставка особо не поменялась. Поэтому помимо резкого и значительного снижения ставки
То есть, нормальное состояние экономики до ковида была экономика на финансовом стимулировании. И это была экономика без шоков структурной перестройки.
Когда мы увидели шоки структурной перестройки и беспрецедентное ковидное стимулирование, то результатом стала инфляция и предкризисное состояние даже несмотря на запас прочности, созданный ковидным стимулированием.
Сам кризис будет хуже, чем кризис 2008 года, соответственно и меры поддержки будут больше.
Из этого можно сделать вывод, что когда будет реализован следующий цикл понижения ставок просто опустить ставку в ноль уже будет недостаточно. Вполне вероятно, что нужно будет простимулировать или, можно сказать, профинансировать поддержку спроса и структурную перестройку не только массированным ростом госрасходов, но и снижением ставок в отрицательную зону.
Заметьте, что в Европе мы уже видели отрицательные ставки и QE и тоже не видели каких-то бумов роста на фоне настолько мягких финансовых условий, как и не видели разгона инфляции за счет такой поддержки спроса. Так что и для Европы жизнь на финансовых стимулах — это норма.
В общем, поживем — увидим.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу, вы можете оформить годовую подписку с дисконтом! Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить по разбору/модели, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию/акции для разбора — для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.
0 комментариев