Пособие по захвату мира. Внутренняя интеграция, территориальная целостность, пространственное развитие.
Внутренняя интеграция и территориальная целостность
Распад государств чаще всего происходит из-за незаинтересованности региональных элит (в первую очередь политических и экономических) в целостности страны и попустительства со стороны федеральной власти.
Незаинтересованность элит в целостности страны формируется, в первую очередь, из-за отсутствия экономической интеграции регионов, т.е. отсутствия экономической взаимосвязи, в частности торговли, между предприятиями в разных регионах, а также, что более важно, отсутствия интеграции капитала между регионами (т.е. взаимного участия (перекрестного владения) предприятий/предпринимателей (экономических элит) в капитале предприятий между регионами).
Важно еще раз подчеркнуть, что именно отсутствие взаимного/перекрестного участия в капитале предприятий, находящихся внутри и вне региона со стороны внутренних и внешних экономических элит повышает вероятность отделения региона, поскольку отделение региона в данном случае становится выгодно внутренним элитам, т.к.:
а) при принадлежности экономических ресурсов (т.е. предприятий) внешним элитам возникает возможность в процессе отделения нарушить права собственников предприятия извне региона (в т.ч. экспроприировать)/создавать препятствия для функционирования предприятий (также с целью их дальнейшей экспроприации законодательнообоснованными путями (напр. через процедуру банкротства) в пользу локальных элит
б) при отсутствии торговой связи (т.е. поставок и закупок) с другими регионами и направленности торговых связей крупнейших предприятий на экспорт, отделение региона позволяет продолжать деятельность данных предприятий с минимальными потерями при отделении.
Кроме того, слабая логистическая/транспортная связь (т.е. товарные потоки) с другими регионами и их преимущественная направленность за пределы страны позволяет не перестраивать товарные потоки после отделения региона, что смягчает последствия его отделения от страны.
Целесообразность отделения региона для локальных элит также усиливается при наличии крупных предприятий, занимающих значительную долю в экономике региона, поскольку в данном случае снижаются необходимые усилия для получения контроля над экономическими ресурсами региона.
Целями отделения региона являются получение дополнительной власти и экономических ресурсов (т.е. обогащение) локальными политическими и экономическими элитами.
Одним из главных сопутствующих негативных эффектов для населения и социальной ситуации в регионе зачастую становится снижение налогов для предприятий (т.е. снижение ресурсов для социального обеспечения), повышение налогов/сборов для населения (в т.ч., например, повышение коммунальных платежей) и использование бюджетных средств для повышения дохода предприятий и элит.
При этом, отделение региона зачастую поддерживается населением при проведении местными элитами соответствующей идеологической работы с использованием как надуманных:
-обвинения в национализме государственной власти
принадлежности предприятий региона внешним элитам и, соответственно, отсутствии у них социальной ответственности перед населением («все скупили», «варяги высасывают последние соки» и пр.)
-якобы осознанного отсутствия действий государства, направленных на повышение благосостояния и социального обеспечения населения региона при наличии такой возможности
-обещания быстрого решения всех социальных и экономических проблем и прочих популистских инструментов)
, так и объективных (напр. более низкого уровня экономического и социального развития региона по сравнению с другими регионами страны) поводов/причин.
Важно отметить, что разделение или распад страны является выгодным для зарубежных элит и, как показывает практика, поддерживается ими. Это объясняется их выгодой в контексте международной конкуренции, поскольку любые дезинтеграционные процессы ослабляют страну-конкурента, т.к.:
а) создают в момент отсоединения кризисную ситуацию в стране-конкуренте
б) снижают экономическую значимость страны-конкурента на международном рынке (вследствие уменьшения ее политического веса, размера ее экономики и ухудшения ее экономической интеграции из-за выбытия предприятий).
Можно сделать вывод, что для препятствования дезинтеграционным процессам необходимо:
а) обеспечить взаимосвязанность элит между регионами, причем как политических и экономических, так и всех прочих типов элит
б) обеспечить торговую взаимосвязанность предприятий в разных регионах
в) обеспечить равномерное социальное и экономическое развитие регионов и повысить уровень из развития по сравнению с другими регионами
г) снизить экономическое и социальное неравенство внутри регионов
д) обеспечить транспортную/логистическую (с т.з. товарных потоков) взаимосвязь регионов (для этого в рамках реализации Стратегии целесообразно обеспечить равномерное распределение предприятий (и соотв. населения страны) по территории страны с выстраиванием цепочек добавленной стоимости/движения товаров между регионами), причем целесообразно обеспечивать экономические взаимосвязи не только между соседними регионами, но и между отдаленными регионами в случае достижения при этом экономической эффективности (т.е. для дорогих товаров, в которых транспортная составляющая занимает незначительную долю или услуг (консультационных, проектировочных и пр.), для которых логистическая составляющая минимальна)
е) формировать региональные экономики, избегая создания предприятий, имеющих значительную/подавляющую долю в экономике региона (т.е. избегать проблем моногородов), причем это целесообразно делать не путем ограничения развития существующих и новых крупных предприятий, а через стимулирование создания новых предприятий и развитие конкуренции в регионе.
Пространственное развитие
С точки зрения обеспечения естественного прироста населения и реализации экономических целей Стратегии также следует обратить внимание на аспект пространственного развития страны.
Необходимо отметить, что текущая тенденция на рост агломераций и экономической концентрации в региональных центрах, наметившаяся в России, вступает в этом контексте противоречие со Стратегией.
Стратегия, в свою очередь, подразумевает пространственное распределение предприятий по территории страны (в т.ч. с целью снижения неравенства между регионами и усиления их интеграции) и в рамках отдельных регионов (для снижения неравенства между крупными и малыми городами и городской и сельской местностью в рамках регионов).
С точки зрения стимулирования повышения естественного прироста населения, в контексте пространственного развития целесообразно стимулировать расселение населения по территории регионов.
Необходимо отметить, что для более высокой плотности населения существуют типичные для городских территорий проблемы, такие как: транспортные и инфраструктурные, экологические, медицинские и пр.
Кроме того, более высокая стоимость жилья (в расчете на кв.м.) по сравнению с загородным жильем снижает, если можно так выразиться, возможности и комфортность рождения детей.
Безусловно, как уже говорилось ранее, готовность к рождению детей – это не столько вопрос экономического благополучия (в широком смысле), сколько вопрос внутренних установок и ценностей людей, но, тем не менее, жилищные условия, зачастую, становятся барьером для этого (очевидно, что семье даже с одним ребенком жить в однокомнатной квартире не комфортно, не говоря уже о двух и более).
При этом, загородная недвижимость при более низкой цене на жилье позволяет создать условия для комфортного рождения и воспитания двух, трех и более детей.
Однако, помимо жилья как такового, для этого необходимо также обеспечить экономическую активность (т.е. создание производящих предприятий и предприятий услуг и торговли) и инфраструктуру (связь, энергетика, дорожная инфраструктура и транспорт, здравоохранение и образование) в загородной и сельской местности как для обеспечения рабочими местами населения данной местности, так и для снижения экономической концентрации в рамках регионального центра.
Для этого требуется реализовать размещение предприятий и кластеров предприятий для создания рабочих мест, объекты образования и здравоохранения, торговли и досуга, что позволит обеспечить комфортные условия для жизни населения.
Безусловно, рост площади, численности населения центров городских агломераций и повышение экономической концентрации имеет некоторую экономическую целесообразность, поскольку позволяет снижать логистические (для товарных потоков между предприятиями в агломерации) и прочие издержки (в т.ч. за счет доступности финансовой инфраструктуры в рамках агломерации).
При этом, повышение экономической концентрации и численности населения агломераций также несет массу негативных последствий, таких как ухудшение транспортной (ежедневное движение больших транспортных потоков в и от центра агломерации), экологической и описанной выше социальной ситуации.
В конечном итоге, помимо экономического развития, задачей государства является повышение уровня жизни и благополучия населения, для чего снижение издержек предприятий является только инструментом.
Таким образом, в рамках Стратегии необходимо предусмотреть принятие проекта пространственного развития страны и регионов.
Для пространственного развития необходимо обеспечить:
-развитие загородной инфраструктуры (в т.ч. энергетической, транспортной (т.е. как транспортных предприятий, так и дорожной инфраструктуры), образовательной и медицинской) в регионах (путем создания и подготовки государством комплексных проектов инфраструктурных предприятий и объектов с привлечением к их реализации частных инвесторов)
-стимулирование строительства в городах, загородной и сельской местности малоэтажного жилья, стимулирование развития загородных и сельских территорий путем создания комплексных проектов для обеспечения населения данных территорий рабочими местами и пр.
Инструментами для стимулирования могут являться такие комплексные (взаимосвязанные) меры как:
-создание государством экономических комплексных проектов производственных предприятий, а также торговых, досуговых и инфраструктурных проектов (связь, энергетика, транспорт и пр.) с привлечением частных инвесторов для их реализации и обеспечением льготного кредитования и субсидирования при их реализации
-создание и развитие государством медицинских и образовательных учреждений на этих территориях и повышение качества данных услуг
-льготное кредитование приобретения гражданами загородного жилья и жилья в сельской местности и пр.
Необходимо отдельно отметить, что пространственное развитие страны и распределение населения и предприятий по территории также повышает ее военную (с т.з. невозможности причинить значительный ущерб экономике страны за счет вывода из строя большого количества локально сконцентрированных предприятий незначительными военными усилиями с большим количеством жертв среди населения) безопасность. Более того, как показывает практика СВО, чем больше у наступающей стороны на пути находится населенных пунктов, тем медленнее идет продвижение, а крупные города при отсутствии вокруг них плотного распределения населенными пунктами создают проблему окружения для обороняющейся стороны.
Только не надо говорить, что у нас есть ядерное оружие, поэтому к нам никто не сунется. Вероятность этого за последние 70 лет никогда не была нулевой, а сейчас проблема все более актуальна.
Помимо указанного выше, необходимо отдельно остановиться на целях развития транспорта и инфраструктуры в рамках реализации Стратегии.
В настоящий момент, транспортное сообщение между многими, даже соседними, регионами, а также внутри многих регионов находится в состоянии, не позволяющем осуществлять пассажирские и товарные перевозки с необходимой скоростью, в т.ч. из-за:
-нерегулярного, недоступного и низкоскоростного железнодорожного сообщения
-отсутствия возможностей быстрого автомобильного и автобусного сообщения из-за низкого качества региональных дорог
-отсутствия прямых авиационных рейсов даже между региональными центрами соседних регионов, отсутствия межрайонного авиасообщения и пр.
Причем, зачастую, время, необходимое для того, чтобы добраться при помощи общественного транспорта из удаленного населенного пункта до регионального центра даже в рамках небольшого региона превышает время на перемещение между столицами соседних регионов. Например, между отдаленным населенным пунктом Московской области и Москвой общественным автобусным и ж/д транспортом и Москвой и Тверью при помощи ж/д экспресса.
Для усиления взаимной интеграции регионов и интеграции территорий внутри регионов необходимо обеспечить развитие транспортного сообщения, путем:
-развития высокоскоростных железнодорожных магистралей и сети железных дорог в целом
-развития и повышения качества автодорожной сети
-развития маршрутной сети автобусного транспорта (в т.ч. путем создания новых транспортных предприятий)
-развития маршрутной сети региональной авиации (в т.ч. между регионами и районами), поддержку и развитие частной малой авиации.
Безусловным является тот факт, что для того, чтобы данная транспортная инфраструктура использовалась (т.е. была обеспечена ее загрузка) и была экономически целесообразна, необходимо обеспечивать экономическое развитие регионов, внутреннюю интеграцию регионов и экономическую интеграцию между регионами.
Тем не менее, в некоторых ситуациях может потребоваться опережающее развитие транспортной инфраструктуры для того, чтобы это экономическое развитие и интеграцию осуществить.
Исходя из целей Стратегии по экономическому развитию страны также необходимо обеспечить соответствующее (в т.ч. опережающее, при необходимости) развитие прочей инфраструктуры, т.е. электроснабжения, газоснабжения, связи и т.д., для обеспечения реализации проектов по созданию новых и модернизации и повышению объемов (росту) производства существующих предприятий.
При этом, цели по развитию газоснабжения должны также учитывать развитие сети для газификации домохозяйств, что позволит обеспечить новые домохозяйства газовым отоплением при реализации проекта пространственного развития страны и сделать возможным и комфортным проживание на загородных и сельских территориях.
Указанные цели по развитию транспорта и инфраструктуры должны достигаться в первую очередь за счет создания государством комплексных проектов (т.е. проведение проектных работ, определение поставщиков, подрядчиков, источников заемного финансирования, определения операционной модели, обеспечения кадрами и пр.) по реализации предприятий транспорта и инфраструктуры с последующим привлечением для их реализации частных инвесторов и существующих предприятий, а также различных форм субсидирования и инструментов льготного финансирования.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу и вы хотите меня поддержать, можете оформить подписку. Заодно сможете почитать мои экономические разборы и анализ российских публичных компаний. Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию для разбора - для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.
0 комментариев