Пособие по захвату мира. Зарубежные проекты, экспорт и импорт.
Одним из основных инструментов для повышения экономического благосостояния страны в рамках реализации Стратегии может послужить развитие экспорта.
Как было указано в разделе «Отношения стран и международная конкуренция», успешное развитие экспорта возможно при достижении экспортируемой продукцией и услугами определенных конкурентных преимуществ.
Причем, необходимо развивать не экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью (напр. сырья), а продукции высоких переделов/технологичной продукции. Необходимо отметить, что экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью позволяет повысить номинальную стоимость экспорта продукции (т.к. продукция высоких переделов имеет более высокую стоимость) и через повышение номинальной стоимости экспорта сильнее увеличить ВВП страны (т.к. на каждом этапе производства/переработки создается добавленная стоимость в виде прибыли, налогов, заработной платы, процентов по кредитам и пр., т.е. на 1 руб. поставленной продукции переработки сырья/технологичной продукции ВВП страны будет увеличен на сумму большую, чем при поставке 1 руб. сырья).
Для поставок технологичной продукции на экспорт необходимо развивать комплексные решения, т.е. проекты (далее – «экспорт проектов»), включающие в себя все стадии и компоненты:
- проектирование/инжиниринг
- поставку оборудования
- строительные и монтажные работы
- финансирование
- обучение персонала
- поставки сырья и компонентов
- обслуживание (позволит также получить позитивный отложенный эффект для показателей экспорта при дальнейшем функционировании создаваемых предприятий)
Целесообразно развивать экспорт проектов в страны, имеющие уровень промышленного/технологического развития и/или общий экономический уровень развития ниже, чем у России – страны Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, некоторые страны Восточной Европы, Ближнего Востока, бывшие республиками СССР.
Встроить оборудование российского производства, промышленную продукцию или услуги в проекты, реализуемые компаниями из третьих стран представляется крайне проблематичным, поскольку:
- существуют устоявшиеся связи между инжиниринговыми центрами и производителями оборудования из этих стран
- меры поддержки экспорта в этих странах направлены на максимизацию использования производственных, логистических и управленческих ресурсов данных стран
- в рамках данных проектов осуществляется финансирование банками из данных стран, для которых участие иностранных компаний повышает риски, что влечет к увеличению стоимости финансирования
При экспорте проектов необходимо сосредоточиться на проектах, направленных на:
- замещение импорта
- развитие торговой, логистической и энергетической инфраструктуры
- производстве продукции
- направленной на внутреннее потребление
- производства сырьевой продукции
- производства, направленного на экспорт
Для реализации экспорта проектов необходимо:
- поддерживать создание инжиниринговых центров (независимых и на базе предприятий, имеющих отраслевые компетенции)
- поддерживать создание партнерств предприятий с банками
- поддерживать создание программ обучения на базе инжиниринговых центров, ВУЗов и СУЗов путем субсидирования соответствующих расходов на проектирование в рамках экспорта проектов
- осуществлять субсидирование расходов на создание экспортоориентированных производств и субсидирование процентных ставок по реализации подобных производств
- обеспечить льготные ставки по кредитам для финансирования экспортных проектов, государственные гарантии РФ перед российскими банками по рублевым кредитам зарубежным заемщикам, осуществляющим заказ реализации проектов при встречных государственных гарантиях страны нахождения заемщика
- поддерживать создание банковских подразделений, направленных на финансирование зарубежных проектов
- обеспечить прямое финансирование государств для обеспечения ими государственного софинансирования проектов
- обеспечить изменение таможенных и налоговых режимов в РФ и, по договоренности, в других странах для экспортируемой продукции/реализуемых проектов
- поддерживать прямые инвестиции российских банков в банковские системы других стран или создание в них дочерних банков и пр.
Важным инструментом для реализации экспорта проектов являются прямые инвестиции (инвестирование собственных средств российских инвесторов и предприятий) в реализуемые в этих странах проекты как самостоятельно, так и совместно с локальными инвесторами, инвестиции в капитал существующих предприятий/компаний, приобретение существующих предприятий/компаний в этих странах для выхода на рынки.
Необходимо также подчеркнуть, что усиление экономических элит стран-партнеров за счет реализации экспорта проектов позволяет получить заинтересованных (за счет выстраивания взаимных экономических отношений/взаимозависимости между российскими и зарубежными компаниями) в дальнейшем продвижении экономических интересов России в этой стране и регионе.
Помимо экспорта оборудования через экспорт проектов целесообразно развивать экспорт промышленной продукции, а также (безотносительно проектов) - потребительской и военной продукции.
Экспорт промышленной продукции целесообразно развивать на базе реализуемых проектов (т.е. поставлять сырье и компоненты на создаваемые предприятия), а также обеспечивать режим наибольшего благоприятствования (в т.ч. политическим путем и обеспечивая поддержку финансирования российскими банками приобретения российской продукции) внутри стран для поставок продукции на существующие производства.
Экспорт потребительской продукции российского производства необходимо развивать в первую очередь при отсутствии/дефиците собственного производства данной продукции и стремиться замещать импорт товаров-субститутов в данных странах.
Поставка потребительской/промышленной продукции российского производства (в случаях, когда поставка осуществляется не в рамках реализации стратегии) может являться одним из обязательных условий для стран-партнеров.
Экспорт военной продукции должен быть направлен на защиту российских инвестиций от нарушения политической и социоэкономической стабильности данных стран в результате внешнего военного вмешательства в них из-за рубежа, а также на развитие военного сотрудничества России с данными странами, поскольку целесообразно также осуществлять обучение/подготовку военных (и правоохранительных) кадров и выстраивание структуры вооруженных (и правоохранительных) сил данных стран в единообразии со структурой российских (что также позволит создавать среди них лояльные элиты).
Для каждой страны, в которую целесообразно осуществлять экспорт проектов и продукции, целесообразно создать стратегический план экономического и социокультурного развития (по аналогии с данной Стратегией), т.е. стратегию основанную на экономической, политической, военной и пр. глубокой связи с РФ с использованием указанных в Стратегии инструментов.
В данных стратегиях следует учесть не только развитие производства, сфер торговли и услуг, но и развитие инфраструктуры (торговой, логистической и энергетической), систем образования и здравоохранения и пр., т.е. всеобъемлющее развитие стран.
Причем, в рамках этих стратегий необходимо закладывать не столько планы по достижению каких-либо показателей, сколько планы и конкретные проекты (см. выше «экспорт проектов») по созданию предприятий и учреждений (с учетом их местоположения), показателями (напр. мощностью), объемом финансирования и пр.
Также необходимо стремиться создать в данных странах компромиссную (приоритетно – единообразную с российской) законодательную базу и повысить политическое влияние на местные элиты для защиты российских инвестиций в этих странах. Одним из путей повышения эффективности экспорта проектов является единовременный выход на реализацию проектов в рамках созданных для стран стратегий с большим количеством стран.
Это позволит создавать в РФ крупные эффективные предприятия и развивать существующие предприятия, производящие продукцию/оборудование, необходимые для реализации проектов, обеспечивая полную загрузку их мощностей, а также развивать сбыт создаваемых в странах-партнерах предприятий за счет взаимодействия создаваемых предприятий в разных странах в рамках стратегий их развития.
Необходимо отметить, что для целей реализации Стратегии рублевое финансирование зарубежных проектов имеет несколько преимуществ:
а) увеличение рублевой денежной массы в российской экономике
б) снижение рисков санкций третьих стран (т.к. деятельность ведется в рамках рублевой финансовой системы)
в) возможность развития торговли в рублях между третьими странами, что также позволит абсорбировать рублевую ликвидность и снизить инфляционные риски в российской экономике и обеспечить рост денежной массы
г) приток капитала (т.к. помимо суммы кредитования в рублях в экономику РФ путем оплаты российской продукции и услуг на протяжении срока финансирования зарубежным заемщиком также должны быть выплачены проценты по кредиту)
д) включение стран-партнеров в финансовую систему РФ
В качестве одной из операционных целей реализации Стратегии целесообразно принять максимальное снижение зависимости от импорта и снижение объемов импорта. Необходимо отметить, что импорт целесообразен, когда собственное производство неэффективное или неконкурентное по сравнению с импортом из-за размера потенциального рынка сбыта (внутренний рынок и доступный экспорт).
При этом, даже если замещение импорта экономически оправдано, импорт может существовать в случаях, когда:
а) замещение возможно, но на текущий момент еще не реализовано по различным субъективным причинам (предприниматели не обращали внимания на данную инвестиционную возможность, отсутствуют предприниматели, осуществляющие деятельность в данной отрасли, обладающие достаточными ресурсами, компетенциями, опытом и пр.)
б) отсутствуют технологии/производство оборудования, необходимые для проекта, практический опыт реализации таких или схожих проектов (проектов со схожими технологиями), опыт выстраивая бизнес-процессов таких производств (в этом случае необходимо развивать соответствующие компетенции/технологии/производство оборудования, необходимого для реализации проекта, либо привлекать зарубежных инвесторов, имеющих опыт при реализации подобных проектов).
Для снижения объема импорта необходимо обеспечить меры поддержки развития внутреннего производства/импортозамещения (субсидирование расходов/процентных ставок и пр.) и ограничение импорта (в т.ч. в случаях, когда замещение импорта необходимо для обеспечения экономической или иной безопасности страны, но при этом конкурентность продукции/услуг обеспечивается либо за счет государства, либо за счет потребителей (при ограничениях на импорт или повышенных импортных пошлинах)).
Помочь проекту и ПОДПИСАТЬСЯ
0 комментариев