logo «Мысли вслух» об инвестициях, экономике и иногда о политике

Пособие по захвату мира. Зарубежные проекты, экспорт и импорт.

Одним ‎из‏ ‎основных ‎инструментов ‎для ‎повышения ‎экономического‏ ‎благосостояния ‎страны‏ ‎в‏ ‎рамках ‎реализации ‎Стратегии‏ ‎может ‎послужить‏ ‎развитие ‎экспорта.

Как ‎было ‎указано‏ ‎в‏ ‎разделе ‎«Отношения‏ ‎стран ‎и‏ ‎международная ‎конкуренция», ‎успешное ‎развитие ‎экспорта‏ ‎возможно‏ ‎при ‎достижении‏ ‎экспортируемой ‎продукцией‏ ‎и ‎услугами ‎определенных ‎конкурентных ‎преимуществ.

Причем,‏ ‎необходимо‏ ‎развивать‏ ‎не ‎экспорт‏ ‎продукции ‎с‏ ‎низкой ‎добавленной‏ ‎стоимостью‏ ‎(напр. ‎сырья),‏ ‎а ‎продукции ‎высоких ‎переделов/технологичной ‎продукции.‏ ‎Необходимо ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎экспорт ‎продукции ‎с‏ ‎высокой ‎добавленной‏ ‎стоимостью ‎позволяет ‎повысить ‎номинальную‏ ‎стоимость‏ ‎экспорта ‎продукции‏ ‎(т.к. ‎продукция‏ ‎высоких ‎переделов ‎имеет ‎более ‎высокую‏ ‎стоимость)‏ ‎и ‎через‏ ‎повышение ‎номинальной‏ ‎стоимости ‎экспорта ‎сильнее ‎увеличить ‎ВВП‏ ‎страны‏ ‎(т.к.‏ ‎на ‎каждом‏ ‎этапе ‎производства/переработки‏ ‎создается ‎добавленная‏ ‎стоимость‏ ‎в ‎виде‏ ‎прибыли, ‎налогов, ‎заработной ‎платы, ‎процентов‏ ‎по ‎кредитам‏ ‎и‏ ‎пр., ‎т.е. ‎на‏ ‎1 ‎руб.‏ ‎поставленной ‎продукции ‎переработки ‎сырья/технологичной‏ ‎продукции‏ ‎ВВП ‎страны‏ ‎будет ‎увеличен‏ ‎на ‎сумму ‎большую, ‎чем ‎при‏ ‎поставке‏ ‎1 ‎руб.‏ ‎сырья).

Для ‎поставок‏ ‎технологичной ‎продукции ‎на ‎экспорт ‎необходимо‏ ‎развивать‏ ‎комплексные‏ ‎решения, ‎т.е.‏ ‎проекты ‎(далее‏ ‎– ‎«экспорт‏ ‎проектов»),‏ ‎включающие ‎в‏ ‎себя ‎все ‎стадии ‎и ‎компоненты:

  • проектирование/инжиниринг
  • поставку‏ ‎оборудования
  • строительные ‎и‏ ‎монтажные‏ ‎работы
  • финансирование
  • обучение ‎персонала
  • поставки ‎сырья‏ ‎и ‎компонентов
  • обслуживание‏ ‎(позволит ‎также ‎получить ‎позитивный‏ ‎отложенный‏ ‎эффект ‎для‏ ‎показателей ‎экспорта‏ ‎при ‎дальнейшем ‎функционировании ‎создаваемых ‎предприятий)

Целесообразно‏ ‎развивать‏ ‎экспорт ‎проектов‏ ‎в ‎страны,‏ ‎имеющие ‎уровень ‎промышленного/технологического ‎развития ‎и/или‏ ‎общий‏ ‎экономический‏ ‎уровень ‎развития‏ ‎ниже, ‎чем‏ ‎у ‎России‏ ‎–‏ ‎страны ‎Юго-Восточной‏ ‎Азии, ‎Африки, ‎Центральной ‎и ‎Южной‏ ‎Америки, ‎некоторые‏ ‎страны‏ ‎Восточной ‎Европы, ‎Ближнего‏ ‎Востока, ‎бывшие‏ ‎республиками ‎СССР.

Встроить ‎оборудование ‎российского‏ ‎производства,‏ ‎промышленную ‎продукцию‏ ‎или ‎услуги‏ ‎в ‎проекты, ‎реализуемые ‎компаниями ‎из‏ ‎третьих‏ ‎стран ‎представляется‏ ‎крайне ‎проблематичным,‏ ‎поскольку:

  • существуют ‎устоявшиеся ‎связи ‎между ‎инжиниринговыми‏ ‎центрами‏ ‎и‏ ‎производителями ‎оборудования‏ ‎из ‎этих‏ ‎стран
  • меры ‎поддержки‏ ‎экспорта‏ ‎в ‎этих‏ ‎странах ‎направлены ‎на ‎максимизацию ‎использования‏ ‎производственных, ‎логистических‏ ‎и‏ ‎управленческих ‎ресурсов ‎данных‏ ‎стран
  • в ‎рамках‏ ‎данных ‎проектов ‎осуществляется ‎финансирование‏ ‎банками‏ ‎из ‎данных‏ ‎стран, ‎для‏ ‎которых ‎участие ‎иностранных ‎компаний ‎повышает‏ ‎риски,‏ ‎что ‎влечет‏ ‎к ‎увеличению‏ ‎стоимости ‎финансирования

При ‎экспорте ‎проектов ‎необходимо‏ ‎сосредоточиться‏ ‎на‏ ‎проектах, ‎направленных‏ ‎на:

  • замещение ‎импорта
  • развитие‏ ‎торговой, ‎логистической‏ ‎и‏ ‎энергетической ‎инфраструктуры
  • производстве‏ ‎продукции
  • направленной ‎на ‎внутреннее ‎потребление
  • производства ‎сырьевой‏ ‎продукции
  • производства, ‎направленного‏ ‎на‏ ‎экспорт

Для ‎реализации ‎экспорта‏ ‎проектов ‎необходимо:

  • поддерживать‏ ‎создание ‎инжиниринговых ‎центров ‎(независимых‏ ‎и‏ ‎на ‎базе‏ ‎предприятий, ‎имеющих‏ ‎отраслевые ‎компетенции)
  • поддерживать ‎создание ‎партнерств ‎предприятий‏ ‎с‏ ‎банками
  • поддерживать ‎создание‏ ‎программ ‎обучения‏ ‎на ‎базе ‎инжиниринговых ‎центров, ‎ВУЗов‏ ‎и‏ ‎СУЗов‏ ‎путем ‎субсидирования‏ ‎соответствующих ‎расходов‏ ‎на ‎проектирование‏ ‎в‏ ‎рамках ‎экспорта‏ ‎проектов
  • осуществлять ‎субсидирование ‎расходов ‎на ‎создание‏ ‎экспортоориентированных ‎производств‏ ‎и‏ ‎субсидирование ‎процентных ‎ставок‏ ‎по ‎реализации‏ ‎подобных ‎производств
  • обеспечить ‎льготные ‎ставки‏ ‎по‏ ‎кредитам ‎для‏ ‎финансирования ‎экспортных‏ ‎проектов, ‎государственные ‎гарантии ‎РФ ‎перед‏ ‎российскими‏ ‎банками ‎по‏ ‎рублевым ‎кредитам‏ ‎зарубежным ‎заемщикам, ‎осуществляющим ‎заказ ‎реализации‏ ‎проектов‏ ‎при‏ ‎встречных ‎государственных‏ ‎гарантиях ‎страны‏ ‎нахождения ‎заемщика
  • поддерживать‏ ‎создание‏ ‎банковских ‎подразделений,‏ ‎направленных ‎на ‎финансирование ‎зарубежных ‎проектов
  • обеспечить‏ ‎прямое ‎финансирование‏ ‎государств‏ ‎для ‎обеспечения ‎ими‏ ‎государственного ‎софинансирования‏ ‎проектов
  • обеспечить ‎изменение ‎таможенных ‎и‏ ‎налоговых‏ ‎режимов ‎в‏ ‎РФ ‎и,‏ ‎по ‎договоренности, ‎в ‎других ‎странах‏ ‎для‏ ‎экспортируемой ‎продукции/реализуемых‏ ‎проектов
  • поддерживать ‎прямые‏ ‎инвестиции ‎российских ‎банков ‎в ‎банковские‏ ‎системы‏ ‎других‏ ‎стран ‎или‏ ‎создание ‎в‏ ‎них ‎дочерних‏ ‎банков‏ ‎и ‎пр.

Важным‏ ‎инструментом ‎для ‎реализации ‎экспорта ‎проектов‏ ‎являются ‎прямые‏ ‎инвестиции‏ ‎(инвестирование ‎собственных ‎средств‏ ‎российских ‎инвесторов‏ ‎и ‎предприятий) ‎в ‎реализуемые‏ ‎в‏ ‎этих ‎странах‏ ‎проекты ‎как‏ ‎самостоятельно, ‎так ‎и ‎совместно ‎с‏ ‎локальными‏ ‎инвесторами, ‎инвестиции‏ ‎в ‎капитал‏ ‎существующих ‎предприятий/компаний, ‎приобретение ‎существующих ‎предприятий/компаний‏ ‎в‏ ‎этих‏ ‎странах ‎для‏ ‎выхода ‎на‏ ‎рынки.

Необходимо ‎также‏ ‎подчеркнуть,‏ ‎что ‎усиление‏ ‎экономических ‎элит ‎стран-партнеров ‎за ‎счет‏ ‎реализации ‎экспорта‏ ‎проектов‏ ‎позволяет ‎получить ‎заинтересованных‏ ‎(за ‎счет‏ ‎выстраивания ‎взаимных ‎экономических ‎отношений/взаимозависимости‏ ‎между‏ ‎российскими ‎и‏ ‎зарубежными ‎компаниями)‏ ‎в ‎дальнейшем ‎продвижении ‎экономических ‎интересов‏ ‎России‏ ‎в ‎этой‏ ‎стране ‎и‏ ‎регионе.

Помимо ‎экспорта ‎оборудования ‎через ‎экспорт‏ ‎проектов‏ ‎целесообразно‏ ‎развивать ‎экспорт‏ ‎промышленной ‎продукции,‏ ‎а ‎также‏ ‎(безотносительно‏ ‎проектов) ‎-‏ ‎потребительской ‎и ‎военной ‎продукции.

Экспорт ‎промышленной‏ ‎продукции ‎целесообразно‏ ‎развивать‏ ‎на ‎базе ‎реализуемых‏ ‎проектов ‎(т.е.‏ ‎поставлять ‎сырье ‎и ‎компоненты‏ ‎на‏ ‎создаваемые ‎предприятия),‏ ‎а ‎также‏ ‎обеспечивать ‎режим ‎наибольшего ‎благоприятствования ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎политическим ‎путем‏ ‎и ‎обеспечивая‏ ‎поддержку ‎финансирования ‎российскими ‎банками ‎приобретения‏ ‎российской‏ ‎продукции)‏ ‎внутри ‎стран‏ ‎для ‎поставок‏ ‎продукции ‎на‏ ‎существующие‏ ‎производства.

Экспорт ‎потребительской‏ ‎продукции ‎российского ‎производства ‎необходимо ‎развивать‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь‏ ‎при ‎отсутствии/дефиците ‎собственного‏ ‎производства ‎данной‏ ‎продукции ‎и ‎стремиться ‎замещать‏ ‎импорт‏ ‎товаров-субститутов ‎в‏ ‎данных ‎странах.

Поставка‏ ‎потребительской/промышленной ‎продукции ‎российского ‎производства ‎(в‏ ‎случаях,‏ ‎когда ‎поставка‏ ‎осуществляется ‎не‏ ‎в ‎рамках ‎реализации ‎стратегии) ‎может‏ ‎являться‏ ‎одним‏ ‎из ‎обязательных‏ ‎условий ‎для‏ ‎стран-партнеров.

Экспорт ‎военной‏ ‎продукции‏ ‎должен ‎быть‏ ‎направлен ‎на ‎защиту ‎российских ‎инвестиций‏ ‎от ‎нарушения‏ ‎политической‏ ‎и ‎социоэкономической ‎стабильности‏ ‎данных ‎стран‏ ‎в ‎результате ‎внешнего ‎военного‏ ‎вмешательства‏ ‎в ‎них‏ ‎из-за ‎рубежа,‏ ‎а ‎также ‎на ‎развитие ‎военного‏ ‎сотрудничества‏ ‎России ‎с‏ ‎данными ‎странами,‏ ‎поскольку ‎целесообразно ‎также ‎осуществлять ‎обучение/подготовку‏ ‎военных‏ ‎(и‏ ‎правоохранительных) ‎кадров‏ ‎и ‎выстраивание‏ ‎структуры ‎вооруженных‏ ‎(и‏ ‎правоохранительных) ‎сил‏ ‎данных ‎стран ‎в ‎единообразии ‎со‏ ‎структурой ‎российских‏ ‎(что‏ ‎также ‎позволит ‎создавать‏ ‎среди ‎них‏ ‎лояльные ‎элиты).

Для ‎каждой ‎страны,‏ ‎в‏ ‎которую ‎целесообразно‏ ‎осуществлять ‎экспорт‏ ‎проектов ‎и ‎продукции, ‎целесообразно ‎создать‏ ‎стратегический‏ ‎план ‎экономического‏ ‎и ‎социокультурного‏ ‎развития ‎(по ‎аналогии ‎с ‎данной‏ ‎Стратегией),‏ ‎т.е.‏ ‎стратегию ‎основанную‏ ‎на ‎экономической,‏ ‎политической, ‎военной‏ ‎и‏ ‎пр. ‎глубокой‏ ‎связи ‎с ‎РФ ‎с ‎использованием‏ ‎указанных ‎в‏ ‎Стратегии‏ ‎инструментов.

В ‎данных ‎стратегиях‏ ‎следует ‎учесть‏ ‎не ‎только ‎развитие ‎производства,‏ ‎сфер‏ ‎торговли ‎и‏ ‎услуг, ‎но‏ ‎и ‎развитие ‎инфраструктуры ‎(торговой, ‎логистической‏ ‎и‏ ‎энергетической), ‎систем‏ ‎образования ‎и‏ ‎здравоохранения ‎и ‎пр., ‎т.е. ‎всеобъемлющее‏ ‎развитие‏ ‎стран.

Причем,‏ ‎в ‎рамках‏ ‎этих ‎стратегий‏ ‎необходимо ‎закладывать‏ ‎не‏ ‎столько ‎планы‏ ‎по ‎достижению ‎каких-либо ‎показателей, ‎сколько‏ ‎планы ‎и‏ ‎конкретные‏ ‎проекты ‎(см. ‎выше‏ ‎«экспорт ‎проектов»)‏ ‎по ‎созданию ‎предприятий ‎и‏ ‎учреждений‏ ‎(с ‎учетом‏ ‎их ‎местоположения),‏ ‎показателями ‎(напр. ‎мощностью), ‎объемом ‎финансирования‏ ‎и‏ ‎пр. ‎

Также‏ ‎необходимо ‎стремиться‏ ‎создать ‎в ‎данных ‎странах ‎компромиссную‏ ‎(приоритетно‏ ‎–‏ ‎единообразную ‎с‏ ‎российской) ‎законодательную‏ ‎базу ‎и‏ ‎повысить‏ ‎политическое ‎влияние‏ ‎на ‎местные ‎элиты ‎для ‎защиты‏ ‎российских ‎инвестиций‏ ‎в‏ ‎этих ‎странах. ‎Одним‏ ‎из ‎путей‏ ‎повышения ‎эффективности ‎экспорта ‎проектов‏ ‎является‏ ‎единовременный ‎выход‏ ‎на ‎реализацию‏ ‎проектов ‎в ‎рамках ‎созданных ‎для‏ ‎стран‏ ‎стратегий ‎с‏ ‎большим ‎количеством‏ ‎стран.

Это ‎позволит ‎создавать ‎в ‎РФ‏ ‎крупные‏ ‎эффективные‏ ‎предприятия ‎и‏ ‎развивать ‎существующие‏ ‎предприятия, ‎производящие‏ ‎продукцию/оборудование,‏ ‎необходимые ‎для‏ ‎реализации ‎проектов, ‎обеспечивая ‎полную ‎загрузку‏ ‎их ‎мощностей,‏ ‎а‏ ‎также ‎развивать ‎сбыт‏ ‎создаваемых ‎в‏ ‎странах-партнерах ‎предприятий ‎за ‎счет‏ ‎взаимодействия‏ ‎создаваемых ‎предприятий‏ ‎в ‎разных‏ ‎странах ‎в ‎рамках ‎стратегий ‎их‏ ‎развития.

Необходимо‏ ‎отметить, ‎что‏ ‎для ‎целей‏ ‎реализации ‎Стратегии ‎рублевое ‎финансирование ‎зарубежных‏ ‎проектов‏ ‎имеет‏ ‎несколько ‎преимуществ:

а)‏ ‎увеличение ‎рублевой‏ ‎денежной ‎массы‏ ‎в‏ ‎российской ‎экономике

б)‏ ‎снижение ‎рисков ‎санкций ‎третьих ‎стран‏ ‎(т.к. ‎деятельность‏ ‎ведется‏ ‎в ‎рамках ‎рублевой‏ ‎финансовой ‎системы)

в)‏ ‎возможность ‎развития ‎торговли ‎в‏ ‎рублях‏ ‎между ‎третьими‏ ‎странами, ‎что‏ ‎также ‎позволит ‎абсорбировать ‎рублевую ‎ликвидность‏ ‎и‏ ‎снизить ‎инфляционные‏ ‎риски ‎в‏ ‎российской ‎экономике ‎и ‎обеспечить ‎рост‏ ‎денежной‏ ‎массы

г)‏ ‎приток ‎капитала‏ ‎(т.к. ‎помимо‏ ‎суммы ‎кредитования‏ ‎в‏ ‎рублях ‎в‏ ‎экономику ‎РФ ‎путем ‎оплаты ‎российской‏ ‎продукции ‎и‏ ‎услуг‏ ‎на ‎протяжении ‎срока‏ ‎финансирования ‎зарубежным‏ ‎заемщиком ‎также ‎должны ‎быть‏ ‎выплачены‏ ‎проценты ‎по‏ ‎кредиту)

д) ‎включение‏ ‎стран-партнеров ‎в ‎финансовую ‎систему ‎РФ

В‏ ‎качестве‏ ‎одной ‎из‏ ‎операционных ‎целей‏ ‎реализации ‎Стратегии ‎целесообразно ‎принять ‎максимальное‏ ‎снижение‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎импорта‏ ‎и ‎снижение‏ ‎объемов ‎импорта.‏ ‎Необходимо‏ ‎отметить, ‎что‏ ‎импорт ‎целесообразен, ‎когда ‎собственное ‎производство‏ ‎неэффективное ‎или‏ ‎неконкурентное‏ ‎по ‎сравнению ‎с‏ ‎импортом ‎из-за‏ ‎размера ‎потенциального ‎рынка ‎сбыта‏ ‎(внутренний‏ ‎рынок ‎и‏ ‎доступный ‎экспорт).

При‏ ‎этом, ‎даже ‎если ‎замещение ‎импорта‏ ‎экономически‏ ‎оправдано, ‎импорт‏ ‎может ‎существовать‏ ‎в ‎случаях, ‎когда:

а) ‎замещение ‎возможно,‏ ‎но‏ ‎на‏ ‎текущий ‎момент‏ ‎еще ‎не‏ ‎реализовано ‎по‏ ‎различным‏ ‎субъективным ‎причинам‏ ‎(предприниматели ‎не ‎обращали ‎внимания ‎на‏ ‎данную ‎инвестиционную‏ ‎возможность,‏ ‎отсутствуют ‎предприниматели, ‎осуществляющие‏ ‎деятельность ‎в‏ ‎данной ‎отрасли, ‎обладающие ‎достаточными‏ ‎ресурсами,‏ ‎компетенциями, ‎опытом‏ ‎и ‎пр.)

б)‏ ‎отсутствуют ‎технологии/производство ‎оборудования, ‎необходимые ‎для‏ ‎проекта,‏ ‎практический ‎опыт‏ ‎реализации ‎таких‏ ‎или ‎схожих ‎проектов ‎(проектов ‎со‏ ‎схожими‏ ‎технологиями),‏ ‎опыт ‎выстраивая‏ ‎бизнес-процессов ‎таких‏ ‎производств ‎(в‏ ‎этом‏ ‎случае ‎необходимо‏ ‎развивать ‎соответствующие ‎компетенции/технологии/производство ‎оборудования, ‎необходимого‏ ‎для ‎реализации‏ ‎проекта,‏ ‎либо ‎привлекать ‎зарубежных‏ ‎инвесторов, ‎имеющих‏ ‎опыт ‎при ‎реализации ‎подобных‏ ‎проектов).

Для‏ ‎снижения ‎объема‏ ‎импорта ‎необходимо‏ ‎обеспечить ‎меры ‎поддержки ‎развития ‎внутреннего‏ ‎производства/импортозамещения‏ ‎(субсидирование ‎расходов/процентных‏ ‎ставок ‎и‏ ‎пр.) ‎и ‎ограничение ‎импорта ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎в‏ ‎случаях, ‎когда‏ ‎замещение ‎импорта‏ ‎необходимо ‎для‏ ‎обеспечения‏ ‎экономической ‎или‏ ‎иной ‎безопасности ‎страны, ‎но ‎при‏ ‎этом ‎конкурентность‏ ‎продукции/услуг‏ ‎обеспечивается ‎либо ‎за‏ ‎счет ‎государства,‏ ‎либо ‎за ‎счет ‎потребителей‏ ‎(при‏ ‎ограничениях ‎на‏ ‎импорт ‎или‏ ‎повышенных ‎импортных ‎пошлинах)).

Помочь ‎проекту ‎и‏ ‎ПОДПИСАТЬСЯ


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048