Азербайджанский недогамбит и грузинский полуцугцванг псевдороссийской медийки как отражение существования двух Западов
На этой неделе политическая блогосфера, в том числе и та, что демонстрировала относительную адекватность, буквально изошла на известную дурно пахнущую субстанцию по поводу решения азербайджанских властей приостановить деятельность Русского дома в Баку. Информационный (и не только) шум был столь велик, что за ним незамеченными осталось огромное количество деталей, которые если и не меняют ситуацию в корне, то по крайней мере придают ей куда более взвешенный контекст.
Во-первых, за несколько дней до приостановки деятельности Русского дома аналогичное решение Баку принял по целому ряду западных НКО, включая пресловутое Американское агентство по международному развитию (тогда ещё Трамп и его команда не приняли решения о его формальной ликвидации). Однако из тех, кто поливал Ильхама Алиева грязью и требовал чуть ли не разорвать с Азербайджаном все отношения, об этом никто не написал. Причины понятны: не вписывается данный момент в нарратив о якобы «прозападном» президенте.
Во-вторых, как пояснили сами азербайджанские власти, это решение связано с отсутствием у Русского дома в Баку должной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с местными законами. В связи с этим, получается, что вопрос не стоит выеденного яйца, тем более что наш МИД устами Марии Захаровой уже заявил, что регистрация будет осуществлена надлежащим образом, чтобы структура могла продолжить свою деятельность без лишних хлопот.
В-третьих, многих смутили слова о том, что Азербайджан-де не нуждается в продвижении иностранного влияния на своей территории, так как сам является носителем «мягкой силы». Стоит отметить, что это действительно так, учитывая роль Баку в Движении неприсоединения, в рамках которого он продвигает антиколониальную повестку, привлекая внимание к проблемам островов в Тихом океане и Карибском море, которые до сих пор являются колониальными владениями Франции, Нидерландов и Британии. И повестка эта, к слову, достаточно созвучна с нарративами России, БРИКС и Мирового Большинства в целом.
В-четвёртых, отдельные личности припомнили репортаж канала Baku TV, где один из журналистов называл Русский дом «шпионским гнездом» и «проводником иностранного влияния», и на основании этого делался вывод, что якобы и президент Азербайджана придерживается такой позиции. Данный тезис и вовсе не выдерживает никакой критики, поскольку это то же самое, что отождествлять позицию Владимира Соловьёва с позицией Владимира Путина. А они, как известно, в ряде очень фундаментальных вопросов друг другу противоречат.
Таким образом, можно констатировать, что доморощенный блогерятник и примкнувшие к ним беглохохлы в очередной раз раздули из мухи слона и натянули сову на глобус, сознательно опустив важные, но неудобные для них нюансы, которые мешают их установке на то, чтобы поссорить Москву и Баку. Что же на самом деле? Если Русский дом «выйдет и зайдёт как положено», то есть как надлежит в соответствии с законами Азербайджана, то и вопросов к его деятельности никаких не будет. И именно такого подхода придерживается Министерство иностранных дел нашей страны.
Что же касается подхода Азербайджана, ориентированного на борьбу с определяющей ролью иностранного влияния, откуда бы оно ни исходило, и желание самим играть важную роль в продвижении нарративов soft power, то Баку не одинок в проведении такой политики. Ярким примером стала Грузия, расположенная в том же самом регионе Закавказья: тамошние власти тоже приняли ряд нормативных актов, ужесточающих требования к иностранным некоммерческим организациям, так или иначе занимающимся политической деятельностью, причём вне зависимости от страны происхождения.
Казалось бы — между Азербайджаном и Грузией нет абсолютно никакой разницы, и конкретно в этом аспекте так оно и есть. Но дальше начинаются интересные и любопытные нюансы:
1) В отличие от Баку, у Тбилиси до сих пор нет дипломатических отношений с Россией, и правительство Кобахидзе, хотя и говорило о необходимости прагматичного взаимодействия с Москвой и даже возлагало ответственность за войну 2008 года на Михаила Саакашвили, до сих пор не предприняло ни одного шага в сторону восстановления дипотношений.
2) В отличие от Баку, у Тбилиси нет совместных с нашей страной крупных экономических проектов: причина всё та же — отсутствие дипотношений. В то же время, с Азербайджаном мы активно взаимодействуем по линии международного транспортного коридора Север — Юг, а также по строительству газопровода из России в Иран, предусмотренного договором о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
3) В отличие от Баку, Тбилиси не участвует в заседаниях формата «3+3» по Закавказью (Россия, Иран и Турция + Азербайджан, Армения и Грузия), призванного нейтрализовать влияние Запада в регионе и исходящего из дипломатического принципа «региональным проблемам — региональные решения». В качестве обоснования звучит, опять же, отсутствие дипотношений с Москвой, что в данном контексте звучит весьма странно, учитывая, что их нет и между Арменией и Турцией, а также Арменией и Азербайджаном. Однако даже насквозь прозападный Никол Пашинян активно участвует в формате, а Ираклий Кобахидзе, вроде как выражающий прагматизм — почему-то нет.
Но главное на фоне всего вышеописанного в другом: поведение нашего медийно-блогерского цеха, который регулярно хвалил Грузию, даже не спрашивая, когда та восстановит (и сделает ли это вообще) дипотношения с Россией, но при этом нещадно ругал Азербайджан, который по всем параметрам находится куда ближе к Москве в политическом плане. С чем же такое поведение связано?
Чтобы ответить на данный вопрос, нужно заглянуть чуть глубже в те процессы, которые сейчас происходят на Западе и особенно в его ядре в лице США. С одной стороны, происходит своего рода консерватизация в ценностном плане, ликвидируются всяческие извращения и прочие «прелести» леволиберальной идеологии. Но с другой, что приходит ему на смену и как это отражается во внешней политике?
«Переход к концепции „Америка превыше всего“ несёт в себе тревожное созвучие с лозунгом гитлеровского периода „Германия превыше всего“, а ставка на „установление мира посредством силы“ может окончательно похоронить дипломатию. Не говоря уже о том, что в таких высказываниях и идеологических построениях не просматривается и тени уважения к международно-правовым обязательствам Вашингтона по Уставу ООН» (отрывок из статьи Сергея Лаврова для журнала «Россия в глобальной политике»).
Иными словами, МИД России определяет внешнюю политику США при президенте Трампе и госсекретаре Рубио как де-факто фашистскую. Не замутнённую разговорами о демократии и правах человека, не приправленную неолиберальным и троцкистским соусом, — а самую что ни на есть кондовую фашистскую повестку. И несмотря на имеющиеся с нынешней администрацией контакты, внешнеполитическое руководство нашей страны не питает иллюзий по поводу того, какой курс она будет проводить в глобальном масштабе.
Но вернёмся к тому, в чём же глобально разница между Баку и Тбилиси, учитывая вышеназванные параметры, только теперь учтём фактор США и трансформацию их внешнеполитической методологии (но не целеполагания). Исходя из этого, вывод напрашивается следующий: Азербайджан продвигает повестку борьбы с неоколониализмом, сближается с Россией и Ираном, участвует в строительстве торгового маршрута, который как кость в горле западникам вне зависимости от идеологической ориентации. Стало быть, он является суверенным государством и проводит политику, ориентированную на полицентричный мировой порядок.
А что же Грузия? Учитывая, что премьер Кобахидзе с завидной регулярностью делал реверансы в сторону Трампа, а также говорил о нежелании открывать второй фронт против России для администрации Байдена (а не для США в целом!), но при этом не восстановил с нашей страной дипотношения, а также не участвует в формате «3+3», можно констатировать, что Тбилиси по-прежнему остаётся частью Запада. Только не либерального, а консервативно-фашистского.
Как частью такого же консервативно-фашистского Запада является и Виктор Орбан, который на прошлой неделе уже оправдывал угрозу антироссийских санкций со стороны Трампа, говоря о том, что они-де являются «санкциями мира», в отличие от ограничений ЕС, представляющих собой «санкции войны».
Иными словами, с точки зрения методов проведения внешней политики (а не её целеполагания) есть «два Запада»: один — неолиберальный, использующий как инструмент вопросы защиты всевозможных прав и свобод, а второй — подобный консервативно-фашистский, который, конечно, может вскользь заикнуться о демократии, но скорее открыто скажет «нам нужна ваша нефть» или что-то в этом роде. При этом целеполагание у обоих Западов одно: подрыв альтернативных себе центров силы и, за счёт этого, обеспечение своей гегемонии.
Переход между двумя Западами мы сегодня наблюдаем почти в режиме реального времени, но носит он далеко не бесшовный характер. Причина этого понятна: функционеры, привыкшие играть на неолиберальной и левацкой повестке, не желают терять свою власть, а перестраиваться им уже поздно. Вместе с тем, отдельные представители разведывательного и научного сообщества (бывший директор РУМО Дэвид Шедд и профессор Принстонского университета Стивен Коткин) открыто говорят, что заигрывание с неолибералами уже неэффективно для того, чтобы Запад мог достичь своих целей, и даже для борьбы с Россией они предлагают использовать не либералов и даже не леваков, а именно радикальных националистов.
А для того, чтобы делать это более результативно, США нужно в том числе перетерпеть внутреннюю трансформацию и найти себе сторонников в лице тех, кто выражал неприязнь лишь к форме, в которой Запад пытался вернуть себе утраченное доминирование, а не к самому содержанию такой политики. Он нашёл их, в частности, в Грузии и Венгрии, причём аж на уровне глав правительств. Он нашёл их и в России — правда, в основном на уровне медийки.
Которая не принимает внешнеполитических решений (что очень хорошо), но всячески пытается на их принятие повлиять, вбрасывая вредоносные нарративы в общественное мнение (что очень плохо). И попытка поссорить Россию и Азербайджан с целью похоронить коридор Север — Юг — один из них.
P. S. Материал открыт по принципиальным соображениям.
1 комментарий
И поздравляю с Днём Дипломатического Работника)