logo
Мистер Нет
logo Мистер Нет

Квазимодо a la russe и природа счастья: рецензия на сериал «Последний богатырь: наследие»

В ‎преддверии‏ ‎Нового ‎года ‎я ‎посмотрел ‎сериал‏ ‎«Последний ‎богатырь:‏ ‎наследие»,‏ ‎являющийся ‎продолжением ‎оригинальной‏ ‎трилогии. ‎По‏ ‎сюжету, ‎действие ‎происходит ‎спустя‏ ‎более‏ ‎20 ‎лет‏ ‎после ‎окончания‏ ‎третьей ‎части: ‎у ‎Ивана ‎(главного‏ ‎героя‏ ‎фильмов ‎и‏ ‎сына ‎Ильи‏ ‎Муромца) ‎подросли ‎две ‎дочери ‎—‏ ‎старшая‏ ‎воительница‏ ‎Марья ‎и‏ ‎младшая ‎колдунья‏ ‎Софья. ‎В‏ ‎то‏ ‎же ‎время,‏ ‎его ‎советник ‎и ‎мудрый ‎чародей‏ ‎Белогор ‎тоже‏ ‎решил‏ ‎создать ‎себе ‎наследника‏ ‎(создать ‎в‏ ‎прямом ‎смысле, ‎так ‎как‏ ‎колдуны‏ ‎по ‎лору‏ ‎многих ‎вселенных‏ ‎бесплодны), ‎но ‎на ‎свет ‎появляется‏ ‎какой-то‏ ‎гибрид ‎Квазимодо‏ ‎и ‎Ричарда‏ ‎III ‎(сравнение ‎не ‎моё, ‎а‏ ‎актёра,‏ ‎игравшего‏ ‎этого ‎персонажа)‏ ‎с ‎горбом‏ ‎и ‎крысиным‏ ‎хвостом‏ ‎по ‎имени‏ ‎Цвырь.

И ‎вот ‎однажды ‎приходит ‎в‏ ‎Белогорье ‎из‏ ‎северных‏ ‎земель ‎тамошний ‎правитель‏ ‎— ‎чародей‏ ‎Северин, ‎который ‎предупреждает: ‎«Лихие‏ ‎невзгоды‏ ‎нас ‎ожидают:‏ ‎стонет ‎мать-земля».‏ ‎Чтобы ‎защититься ‎от ‎беды, ‎оба‏ ‎колдуна‏ ‎решают ‎создать‏ ‎Венец ‎всесилия‏ ‎— ‎могущественный ‎артефакт, ‎что ‎многократно‏ ‎усиливает‏ ‎магические‏ ‎способности ‎носителя,‏ ‎однако ‎пока‏ ‎он ‎в‏ ‎процессе‏ ‎изготовления, ‎его‏ ‎нельзя ‎даже ‎касаться: ‎результат ‎—‏ ‎мгновенная ‎смерть.

Однако‏ ‎в‏ ‎один ‎момент ‎происходит‏ ‎странная ‎сцена:‏ ‎Северин ‎(которого, ‎к ‎слову,‏ ‎играет‏ ‎Александр ‎Устюгов,‏ ‎известный ‎по‏ ‎роли ‎Романа ‎Шилова ‎из ‎«Ментовских‏ ‎войн)‏ ‎бежит ‎за‏ ‎Цвырём ‎и‏ ‎пытается ‎его ‎убить, ‎а ‎убегая,‏ ‎наследник‏ ‎Белогора‏ ‎натыкается ‎на‏ ‎своего ‎создателя‏ ‎и ‎в‏ ‎силу‏ ‎своей ‎неуклюжести‏ ‎и ‎страха ‎сбивает ‎его ‎с‏ ‎ног. ‎Далее,‏ ‎появляется‏ ‎сам ‎ледяной ‎колдун,‏ ‎заявляющий, ‎что‏ ‎в ‎этих ‎землях ‎„Венца‏ ‎всесилия‏ ‎никто ‎не‏ ‎достоин“ ‎и‏ ‎что ‎он ‎собирается ‎его ‎забрать‏ ‎себе.

В‏ ‎итоге ‎между‏ ‎двумя ‎чародеями‏ ‎начинается ‎война, ‎в ‎ходе ‎которой,‏ ‎случайно‏ ‎коснувшись‏ ‎неоконченного ‎Венца,‏ ‎гибнет ‎Иван:‏ ‎косвенной ‎виновницей‏ ‎его‏ ‎смерти ‎становится‏ ‎младшая ‎дочь ‎Софья, ‎перепутавшая ‎ингредиенты‏ ‎для ‎одного‏ ‎из‏ ‎своих ‎колдовских ‎рецептов.‏ ‎Ведомая ‎чувством‏ ‎вины, ‎она ‎отправляется ‎в‏ ‎другой‏ ‎мир ‎(т.е.‏ ‎в ‎современную‏ ‎Москву), ‎где ‎должна ‎найти ‎«двойника»‏ ‎своего‏ ‎отца ‎—‏ ‎по ‎сути,‏ ‎это ‎Иван ‎из ‎оригинальной ‎трилогии‏ ‎фильмов,‏ ‎чтобы‏ ‎тот ‎высвободил‏ ‎Венец, ‎когда‏ ‎тот ‎будет‏ ‎готов.

В‏ ‎то ‎же‏ ‎время, ‎компания ‎в ‎составе ‎Марьи,‏ ‎неровно ‎дышащего‏ ‎к‏ ‎ней ‎Финиста ‎—‏ ‎Ясного ‎Сокола,‏ ‎Бабы ‎Яги, ‎Колобка ‎и‏ ‎Цвыря‏ ‎отправляется ‎на‏ ‎поиски ‎Соловья-разбойника,‏ ‎у ‎которого ‎есть ‎артефакт ‎под‏ ‎названием‏ ‎Часосвист ‎—‏ ‎свисток, ‎способный‏ ‎останавливать ‎время: ‎только ‎с ‎его‏ ‎помощью‏ ‎герои‏ ‎могут ‎одолеть‏ ‎обезумевшего ‎(как‏ ‎они ‎считают)‏ ‎Северина.‏ ‎Однако ‎в‏ ‎пути ‎случается ‎трагедия: ‎подосланный ‎ледяным‏ ‎чародеем ‎орёл‏ ‎крадёт‏ ‎Цвыря, ‎и ‎в‏ ‎попытке ‎сбить‏ ‎птицу ‎Марья ‎случайно ‎попадает‏ ‎стрелой‏ ‎(как ‎она‏ ‎считает) ‎в‏ ‎«сына» ‎Белогора, ‎раня ‎его. ‎Ситуацию‏ ‎усугубляет‏ ‎то, ‎что‏ ‎именно ‎у‏ ‎Цвыря ‎был ‎Часосвист.

Параллельно, ‎в ‎современной‏ ‎Москве‏ ‎на‏ ‎Софью, ‎Ивана‏ ‎и ‎примкнувшего‏ ‎к ‎ним‏ ‎паренька‏ ‎Дениса ‎открывает‏ ‎охоту ‎некая ‎Служба ‎охраны ‎миров,‏ ‎следящая ‎за‏ ‎тем,‏ ‎чтобы ‎никто ‎не‏ ‎занимался ‎незаконным‏ ‎пересечением ‎их ‎границы. ‎Возглавляет‏ ‎эту‏ ‎контору ‎некая‏ ‎Эльвира ‎Сахипза…‏ ‎то ‎есть ‎Казимировна, ‎по ‎совместительству‏ ‎являющаяся‏ ‎директором ‎Третьяковки.‏ ‎Играет ‎её‏ ‎Евгения ‎Симонова ‎— ‎сестра ‎Юрия‏ ‎Вяземского,‏ ‎которая‏ ‎к ‎тому‏ ‎же ‎держит‏ ‎в ‎подвале‏ ‎«исправительного‏ ‎учреждения ‎музейного‏ ‎типа» ‎Анатолия ‎Вассермана ‎(неплохой ‎юмор‏ ‎на ‎тему‏ ‎того,‏ ‎что ‎Вяземский ‎завидует‏ ‎Онотоле ‎в‏ ‎плане ‎эрудиции). ‎Однако ‎после‏ ‎долгих‏ ‎приключений ‎героям‏ ‎удаётся ‎сбежать‏ ‎от ‎Эльвиры, ‎прихватив ‎с ‎собой‏ ‎ключ,‏ ‎открывающий ‎порталы‏ ‎между ‎мирами,‏ ‎и ‎попасть ‎(а ‎для ‎Софьи‏ ‎—‏ ‎вернуться)‏ ‎в ‎Белогорье.

Финист‏ ‎же ‎попадает‏ ‎в ‎плен‏ ‎к‏ ‎большим ‎пиявкам,‏ ‎отличительная ‎особенность ‎которых ‎в ‎том,‏ ‎что ‎мужчины‏ ‎видят‏ ‎в ‎них ‎красивых‏ ‎девушек, ‎а‏ ‎истинный ‎облик ‎способны ‎видеть‏ ‎только‏ ‎женщины. ‎Богатыря‏ ‎спасают ‎Марья‏ ‎и ‎Баба ‎Яга, ‎но ‎те‏ ‎предпринимают‏ ‎масштабную ‎контратаку,‏ ‎от ‎которой‏ ‎их ‎спасает… ‎Северин. ‎Выясняется, ‎что‏ ‎ледяной‏ ‎чародей‏ ‎не ‎желал‏ ‎им ‎зла,‏ ‎но ‎вот‏ ‎кто‏ ‎истинный ‎враг,‏ ‎он ‎по ‎каким-то ‎причинам ‎сказать‏ ‎не ‎может,‏ ‎предупреждая‏ ‎лишь, ‎что ‎тот‏ ‎находится ‎в‏ ‎столице. ‎Больше ‎тот ‎ничего‏ ‎не‏ ‎успевает ‎сказать,‏ ‎поскольку ‎внезапно‏ ‎проснувшийся ‎Финист ‎отрубает ‎колдуну ‎длинную‏ ‎седую‏ ‎бороду, ‎в‏ ‎которой ‎заключена‏ ‎вся ‎его ‎жизненная ‎и ‎магическая‏ ‎сила.

Герои‏ ‎воссоединяются,‏ ‎но ‎между‏ ‎ними ‎имеют‏ ‎место ‎разногласия:‏ ‎Марья,‏ ‎Яга, ‎Финист‏ ‎и ‎Колобок ‎думают, ‎что ‎их‏ ‎врагом ‎является‏ ‎Белогор,‏ ‎оставшийся ‎в ‎столице,‏ ‎тогда ‎как‏ ‎Иван ‎и ‎Софья ‎не‏ ‎верят‏ ‎словам ‎Северина.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎же ‎выясняется, ‎что ‎главным ‎антагонистом‏ ‎является‏ ‎самый ‎неприметный‏ ‎персонаж, ‎которого‏ ‎к ‎тому ‎же ‎все ‎сочли‏ ‎погибшим.

Да-да,‏ ‎речь‏ ‎о ‎Цвыре.

Дело‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎его‏ ‎крысиный‏ ‎хвост ‎обладал‏ ‎одной ‎магической ‎способностью: ‎он ‎насылал‏ ‎на ‎людей,‏ ‎которых‏ ‎касался, ‎видения, ‎нужные‏ ‎самому ‎Цвырю.‏ ‎Когда ‎же ‎он ‎узнал‏ ‎про‏ ‎Венец, ‎то‏ ‎решил ‎заполучить‏ ‎его, ‎но ‎поначалу ‎не ‎знал,‏ ‎как‏ ‎это ‎сделать,‏ ‎однако ‎в‏ ‎итоге ‎продумал ‎многоходовый ‎план. ‎Северин‏ ‎хотел‏ ‎уничтожить‏ ‎Венец, ‎так‏ ‎как ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎понял,‏ ‎что ‎тот‏ ‎истощает ‎землю, ‎но ‎наследник ‎Белогора‏ ‎открыто ‎сказал‏ ‎ему,‏ ‎что ‎не ‎позволит‏ ‎этого ‎сделать‏ ‎(именно ‎поэтому ‎ледяной ‎чародей‏ ‎и‏ ‎захотел ‎его‏ ‎убить).

Однако ‎Цвырь‏ ‎успел ‎околдовать ‎его ‎волшебным ‎цветком,‏ ‎который‏ ‎заставляет ‎молчать‏ ‎про ‎определённые‏ ‎вещи ‎(именно ‎поэтому ‎Северин ‎и‏ ‎не‏ ‎мог‏ ‎сказать, ‎кто‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎заварил‏ ‎всю‏ ‎эту ‎кашу),‏ ‎после ‎чего ‎наслал ‎на ‎своего‏ ‎создателя ‎видение,‏ ‎где‏ ‎Северин ‎якобы ‎говорит,‏ ‎что ‎хочет‏ ‎забрать ‎венец. ‎Далее ‎он‏ ‎очень‏ ‎умело ‎и‏ ‎в ‎нужные‏ ‎моменты ‎использовал ‎свою ‎магию, ‎а‏ ‎затем‏ ‎с ‎помощью‏ ‎Часосвиста ‎забрал‏ ‎венец, ‎усилив ‎свои ‎способности ‎и‏ ‎погрузив‏ ‎всё‏ ‎Белогорье ‎в‏ ‎сон.

В ‎разборах‏ ‎психологических ‎портретов‏ ‎злодеев‏ ‎не ‎последнюю‏ ‎роль ‎играет ‎их ‎мотивация: ‎часто‏ ‎она ‎является‏ ‎иллюстрацией‏ ‎фразы ‎«благими ‎намерениями‏ ‎вымощена ‎дорога‏ ‎в ‎ад». ‎В ‎случае‏ ‎с‏ ‎Цвырём ‎именно‏ ‎этот ‎принцип‏ ‎и ‎имел ‎место. ‎Объясняя ‎свою‏ ‎мотивацию,‏ ‎он ‎констатирует:‏ ‎люди ‎в‏ ‎массе ‎своей ‎жестоки, ‎а ‎особенно‏ ‎к‏ ‎тем,‏ ‎кто ‎по‏ ‎тем ‎или‏ ‎иным ‎причинам‏ ‎не‏ ‎похож ‎на‏ ‎них, ‎тогда ‎как ‎корень ‎этой‏ ‎жестокости ‎лежит‏ ‎в‏ ‎фундаментальном ‎несчастье. ‎По‏ ‎этой ‎причине‏ ‎его ‎мечтой ‎было ‎создание‏ ‎такого‏ ‎мира, ‎где‏ ‎все ‎были‏ ‎бы ‎счастливы, ‎а ‎следовательно, ‎не‏ ‎было‏ ‎бы ‎и‏ ‎зла, ‎подлости,‏ ‎зависти, ‎алчности ‎и ‎иных ‎отрицательных‏ ‎черт.

В‏ ‎чём-то‏ ‎подобные ‎устремления‏ ‎напоминают ‎Микеллу‏ ‎из ‎дополнения‏ ‎к‏ ‎игре ‎Elden‏ ‎Ring: ‎тот ‎тоже ‎направляется ‎к‏ ‎Вратам ‎Божественности,‏ ‎стремясь‏ ‎переформатировать ‎жестокий ‎мир‏ ‎и ‎даровать‏ ‎всем ‎людям ‎счастье. ‎Но‏ ‎как‏ ‎по ‎мне,‏ ‎точнее ‎всех‏ ‎его ‎охарактеризовал ‎один ‎из ‎спутников‏ ‎главного‏ ‎героя, ‎рыцарь‏ ‎Ансбах:

«Микелла ‎—‏ ‎чудовище. ‎Его ‎душа ‎сияет ‎невинностью.‏ ‎Его‏ ‎любовь‏ ‎очищает ‎сердца‏ ‎людей. ‎Подумай,‏ ‎что ‎может‏ ‎быть‏ ‎страшнее ‎этого?».

Помните,‏ ‎в ‎статье про ‎Августина ‎Блаженного ‎и‏ ‎сатанинскую ‎сущность‏ ‎украинства‏ ‎я ‎писал, ‎что,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎богослова, ‎жизнь ‎человека ‎имеет‏ ‎смысл‏ ‎только ‎вследствие‏ ‎свободы ‎воли,‏ ‎а ‎значит, ‎возможности ‎выбирать. ‎Счастье‏ ‎же‏ ‎— ‎тоже‏ ‎результат ‎выбора,‏ ‎порой ‎мучительного, ‎но ‎оно ‎точно‏ ‎не‏ ‎может‏ ‎быть ‎навязанным‏ ‎извне. ‎Тот,‏ ‎кто ‎стремится‏ ‎принудить‏ ‎к ‎счастью,‏ ‎покушается ‎на ‎свободу ‎воли ‎и‏ ‎право ‎выбора,‏ ‎а‏ ‎значит, ‎и ‎на‏ ‎Божественный ‎промысел.‏ ‎Именно ‎поэтому ‎в ‎последней‏ ‎серии‏ ‎между ‎Цвырём‏ ‎и ‎Белогором‏ ‎имеет ‎место ‎диалог, ‎являющийся ‎ключевым‏ ‎в‏ ‎этом ‎сериале:

«Я‏ ‎сделал ‎людей‏ ‎счастливыми. ‎Разве ‎не ‎этого ‎ты‏ ‎хотел,‏ ‎отец?»

«Ты‏ ‎лишил ‎их‏ ‎выбора!»

А ‎следовательно,‏ ‎какую ‎ценность‏ ‎для‏ ‎человека ‎имеет‏ ‎счастье, ‎к ‎которому ‎он ‎пришёл‏ ‎не ‎сам?‏ ‎Ровным‏ ‎счётом ‎никакую, ‎так‏ ‎как ‎счастье‏ ‎не ‎стало ‎результатом ‎его‏ ‎работы‏ ‎над ‎собой,‏ ‎над ‎своими‏ ‎жизненными ‎установками ‎и ‎привычками, ‎над‏ ‎характером‏ ‎и ‎его‏ ‎особенностями. ‎Именно‏ ‎этот ‎посыл ‎и ‎заключён ‎в‏ ‎сериале,‏ ‎что,‏ ‎безусловно, ‎говорит‏ ‎о ‎его‏ ‎большой ‎художественной‏ ‎ценности‏ ‎и ‎философской‏ ‎глубине.

P. ‎S. ‎Материал ‎открыт.

Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048