Квазимодо a la russe и природа счастья: рецензия на сериал «Последний богатырь: наследие»
В преддверии Нового года я посмотрел сериал «Последний богатырь: наследие», являющийся продолжением оригинальной трилогии. По сюжету, действие происходит спустя более 20 лет после окончания третьей части: у Ивана (главного героя фильмов и сына Ильи Муромца) подросли две дочери — старшая воительница Марья и младшая колдунья Софья. В то же время, его советник и мудрый чародей Белогор тоже решил создать себе наследника (создать в прямом смысле, так как колдуны по лору многих вселенных бесплодны), но на свет появляется какой-то гибрид Квазимодо и Ричарда III (сравнение не моё, а актёра, игравшего этого персонажа) с горбом и крысиным хвостом по имени Цвырь.
И вот однажды приходит в Белогорье из северных земель тамошний правитель — чародей Северин, который предупреждает: «Лихие невзгоды нас ожидают: стонет мать-земля». Чтобы защититься от беды, оба колдуна решают создать Венец всесилия — могущественный артефакт, что многократно усиливает магические способности носителя, однако пока он в процессе изготовления, его нельзя даже касаться: результат — мгновенная смерть.
Однако в один момент происходит странная сцена: Северин (которого, к слову, играет Александр Устюгов, известный по роли Романа Шилова из «Ментовских войн) бежит за Цвырём и пытается его убить, а убегая, наследник Белогора натыкается на своего создателя и в силу своей неуклюжести и страха сбивает его с ног. Далее, появляется сам ледяной колдун, заявляющий, что в этих землях „Венца всесилия никто не достоин“ и что он собирается его забрать себе.
В итоге между двумя чародеями начинается война, в ходе которой, случайно коснувшись неоконченного Венца, гибнет Иван: косвенной виновницей его смерти становится младшая дочь Софья, перепутавшая ингредиенты для одного из своих колдовских рецептов. Ведомая чувством вины, она отправляется в другой мир (т.е. в современную Москву), где должна найти «двойника» своего отца — по сути, это Иван из оригинальной трилогии фильмов, чтобы тот высвободил Венец, когда тот будет готов.
В то же время, компания в составе Марьи, неровно дышащего к ней Финиста — Ясного Сокола, Бабы Яги, Колобка и Цвыря отправляется на поиски Соловья-разбойника, у которого есть артефакт под названием Часосвист — свисток, способный останавливать время: только с его помощью герои могут одолеть обезумевшего (как они считают) Северина. Однако в пути случается трагедия: подосланный ледяным чародеем орёл крадёт Цвыря, и в попытке сбить птицу Марья случайно попадает стрелой (как она считает) в «сына» Белогора, раня его. Ситуацию усугубляет то, что именно у Цвыря был Часосвист.
Параллельно, в современной Москве на Софью, Ивана и примкнувшего к ним паренька Дениса открывает охоту некая Служба охраны миров, следящая за тем, чтобы никто не занимался незаконным пересечением их границы. Возглавляет эту контору некая Эльвира Сахипза… то есть Казимировна, по совместительству являющаяся директором Третьяковки. Играет её Евгения Симонова — сестра Юрия Вяземского, которая к тому же держит в подвале «исправительного учреждения музейного типа» Анатолия Вассермана (неплохой юмор на тему того, что Вяземский завидует Онотоле в плане эрудиции). Однако после долгих приключений героям удаётся сбежать от Эльвиры, прихватив с собой ключ, открывающий порталы между мирами, и попасть (а для Софьи — вернуться) в Белогорье.
Финист же попадает в плен к большим пиявкам, отличительная особенность которых в том, что мужчины видят в них красивых девушек, а истинный облик способны видеть только женщины. Богатыря спасают Марья и Баба Яга, но те предпринимают масштабную контратаку, от которой их спасает… Северин. Выясняется, что ледяной чародей не желал им зла, но вот кто истинный враг, он по каким-то причинам сказать не может, предупреждая лишь, что тот находится в столице. Больше тот ничего не успевает сказать, поскольку внезапно проснувшийся Финист отрубает колдуну длинную седую бороду, в которой заключена вся его жизненная и магическая сила.
Герои воссоединяются, но между ними имеют место разногласия: Марья, Яга, Финист и Колобок думают, что их врагом является Белогор, оставшийся в столице, тогда как Иван и Софья не верят словам Северина. В итоге же выясняется, что главным антагонистом является самый неприметный персонаж, которого к тому же все сочли погибшим.
Да-да, речь о Цвыре.
Дело в том, что его крысиный хвост обладал одной магической способностью: он насылал на людей, которых касался, видения, нужные самому Цвырю. Когда же он узнал про Венец, то решил заполучить его, но поначалу не знал, как это сделать, однако в итоге продумал многоходовый план. Северин хотел уничтожить Венец, так как в какой-то момент понял, что тот истощает землю, но наследник Белогора открыто сказал ему, что не позволит этого сделать (именно поэтому ледяной чародей и захотел его убить).
Однако Цвырь успел околдовать его волшебным цветком, который заставляет молчать про определённые вещи (именно поэтому Северин и не мог сказать, кто на самом деле заварил всю эту кашу), после чего наслал на своего создателя видение, где Северин якобы говорит, что хочет забрать венец. Далее он очень умело и в нужные моменты использовал свою магию, а затем с помощью Часосвиста забрал венец, усилив свои способности и погрузив всё Белогорье в сон.
В разборах психологических портретов злодеев не последнюю роль играет их мотивация: часто она является иллюстрацией фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад». В случае с Цвырём именно этот принцип и имел место. Объясняя свою мотивацию, он констатирует: люди в массе своей жестоки, а особенно к тем, кто по тем или иным причинам не похож на них, тогда как корень этой жестокости лежит в фундаментальном несчастье. По этой причине его мечтой было создание такого мира, где все были бы счастливы, а следовательно, не было бы и зла, подлости, зависти, алчности и иных отрицательных черт.
В чём-то подобные устремления напоминают Микеллу из дополнения к игре Elden Ring: тот тоже направляется к Вратам Божественности, стремясь переформатировать жестокий мир и даровать всем людям счастье. Но как по мне, точнее всех его охарактеризовал один из спутников главного героя, рыцарь Ансбах:
«Микелла — чудовище. Его душа сияет невинностью. Его любовь очищает сердца людей. Подумай, что может быть страшнее этого?».
Помните, в статье про Августина Блаженного и сатанинскую сущность украинства я писал, что, по мнению богослова, жизнь человека имеет смысл только вследствие свободы воли, а значит, возможности выбирать. Счастье же — тоже результат выбора, порой мучительного, но оно точно не может быть навязанным извне. Тот, кто стремится принудить к счастью, покушается на свободу воли и право выбора, а значит, и на Божественный промысел. Именно поэтому в последней серии между Цвырём и Белогором имеет место диалог, являющийся ключевым в этом сериале:
«Я сделал людей счастливыми. Разве не этого ты хотел, отец?»
«Ты лишил их выбора!»
А следовательно, какую ценность для человека имеет счастье, к которому он пришёл не сам? Ровным счётом никакую, так как счастье не стало результатом его работы над собой, над своими жизненными установками и привычками, над характером и его особенностями. Именно этот посыл и заключён в сериале, что, безусловно, говорит о его большой художественной ценности и философской глубине.
P. S. Материал открыт.
0 комментариев