logo
Мистер Нет
logo Мистер Нет

Мефистофель и Джон Милтон по-питерски: рецензия на сериал «Невский»

В ‎октябре‏ ‎на ‎телеканале ‎НТВ ‎состоялась ‎премьера‏ ‎седьмого ‎сезона‏ ‎сериала‏ ‎«Невский», ‎ставшего, ‎как‏ ‎и ‎многие‏ ‎предыдущие ‎сезоны, ‎настоящим ‎хитом,‏ ‎и‏ ‎вошедшего ‎в‏ ‎топ-3 ‎наиболее‏ ‎популярных ‎сериалов ‎страны. ‎По ‎некоторым‏ ‎данным,‏ ‎этот ‎сезон‏ ‎может ‎стать‏ ‎последним, ‎и ‎именно ‎данный ‎факт‏ ‎подтолкнул‏ ‎меня‏ ‎на ‎написание‏ ‎сегодняшнего ‎текста,‏ ‎тем ‎более‏ ‎что‏ ‎речь ‎идёт‏ ‎о ‎моём ‎любимом ‎сериале ‎(по‏ ‎крайней ‎мере,‏ ‎из‏ ‎российских ‎точно).

Итак, ‎для‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎вдруг ‎не ‎знает: ‎главным‏ ‎героем‏ ‎является ‎Павел‏ ‎Семёнов ‎—‏ ‎сотрудник ‎полиции ‎одного ‎из ‎спальных‏ ‎районов‏ ‎Санкт-Петербурга, ‎которого‏ ‎переводят ‎в‏ ‎Центральный ‎район ‎после ‎того, ‎как‏ ‎он‏ ‎спасает‏ ‎дочь ‎одного‏ ‎бизнесмена ‎и‏ ‎по ‎совместительству‏ ‎члена‏ ‎общественного ‎совета‏ ‎при ‎ГУ ‎МВД ‎по ‎городу‏ ‎и ‎области.‏ ‎На‏ ‎новом ‎рабочем ‎месте‏ ‎Семёнов ‎раскрывает‏ ‎различные ‎преступления, ‎но ‎главной‏ ‎его‏ ‎целью ‎становится‏ ‎поимка ‎киллера‏ ‎по ‎прозвищу ‎Архитектор ‎(а ‎как‏ ‎он‏ ‎выясняет ‎позже,‏ ‎это ‎целая‏ ‎группировка ‎наёмных ‎убийц, ‎корнями ‎уходящая‏ ‎в‏ ‎период‏ ‎войны ‎в‏ ‎Афганистане).

По ‎ходу‏ ‎всех ‎семи‏ ‎сезонов‏ ‎Павел ‎переживает‏ ‎множество ‎разных ‎событий: ‎его ‎увольняют‏ ‎и ‎восстанавливают,‏ ‎арестовывают‏ ‎и ‎освобождают. ‎Он‏ ‎разводится ‎с‏ ‎женой ‎Юлией, ‎которую ‎в‏ ‎конце‏ ‎5 ‎сезона‏ ‎убивают, ‎и‏ ‎женится ‎на ‎сотруднице ‎УСБ ‎Татьяне‏ ‎Беловой,‏ ‎оказывающей ‎ему‏ ‎неоценимую ‎помощь‏ ‎в ‎поимке ‎командира ‎банды ‎Архитекторов.‏ ‎Он‏ ‎оказывается‏ ‎втянут ‎в‏ ‎интриги ‎Евгения‏ ‎Арсеньева, ‎за‏ ‎7‏ ‎сезонов ‎проходящего‏ ‎путь ‎от ‎подполковника ‎полиции ‎до‏ ‎депутата ‎Госдумы‏ ‎и‏ ‎убитого ‎киллером, ‎которого‏ ‎тот ‎сам‏ ‎же ‎и ‎использовал. ‎Он‏ ‎помогает‏ ‎своему ‎другу‏ ‎детства, ‎криминальному‏ ‎авторитету ‎Алексею ‎Фомину ‎(а ‎в‏ ‎3‏ ‎сезоне ‎даже‏ ‎становится ‎главой‏ ‎его ‎службы ‎безопасности), ‎а ‎также‏ ‎честному‏ ‎и‏ ‎бескомпромиссному, ‎хотя‏ ‎на ‎первый‏ ‎взгляд ‎мягкому‏ ‎полковнику‏ ‎(позже ‎—‏ ‎генералу) ‎Геннадию ‎Любимову.

И ‎наконец, ‎в‏ ‎7 ‎сезоне‏ ‎он‏ ‎узнаёт, ‎кто ‎же‏ ‎такой ‎командир‏ ‎Архитекторов ‎— ‎группировки, ‎которая‏ ‎от‏ ‎спецподразделения, ‎где‏ ‎служил ‎и‏ ‎отец ‎Семёнова, ‎стала ‎синдикатом ‎наёмных‏ ‎убийц,‏ ‎у ‎которых,‏ ‎как ‎отметил‏ ‎один ‎из ‎них ‎(Сергей ‎Семенчук)‏ ‎стёрлась‏ ‎грань‏ ‎между ‎добром‏ ‎и ‎злом.‏ ‎Им ‎оказывается‏ ‎Георгий‏ ‎Мельников ‎—‏ ‎отставной ‎генерал ‎ФСБ ‎и ‎бывший‏ ‎начальник ‎управления‏ ‎ведомства‏ ‎по ‎Санкт-Петербургу ‎и‏ ‎Ленобласти. ‎Однако‏ ‎операция ‎по ‎его ‎поимке‏ ‎сразу‏ ‎же ‎идёт‏ ‎не ‎по‏ ‎плану: ‎сначала ‎Мельникова ‎предупреждают ‎о‏ ‎ней,‏ ‎а ‎потом‏ ‎он ‎переигрывает‏ ‎ситуацию ‎в ‎свою ‎пользу, ‎и‏ ‎Семёнов‏ ‎ничего‏ ‎не ‎может‏ ‎доказать. ‎Вместе‏ ‎с ‎тем,‏ ‎в‏ ‎финале ‎Павлу‏ ‎при ‎помощи ‎жены ‎удаётся ‎изобличить‏ ‎и ‎устранить‏ ‎Мельникова.

В‏ ‎самом ‎конце ‎27‏ ‎серии ‎есть‏ ‎очень ‎интересный ‎момент, ‎когда‏ ‎Мельников‏ ‎даёт ‎Семёнову‏ ‎пистолет, ‎заявляя:‏ ‎«Ты ‎не ‎сможешь ‎в ‎меня‏ ‎выстрелить,‏ ‎как ‎бы‏ ‎тебе ‎этого‏ ‎ни ‎хотелось». ‎По ‎одной ‎из‏ ‎версий,‏ ‎в‏ ‎изначальном ‎варианте‏ ‎сценария ‎планировалось,‏ ‎что ‎командир‏ ‎Архитекторов‏ ‎признается ‎Павлу,‏ ‎что ‎на ‎самом ‎деле ‎является‏ ‎его ‎отцом,‏ ‎который‏ ‎инсценировал ‎свою ‎смерть‏ ‎и ‎изменил‏ ‎имя. ‎Либо ‎же… ‎у‏ ‎него‏ ‎просто ‎много‏ ‎имён.

Как ‎и‏ ‎у ‎Джона ‎Милтона, ‎главного ‎антагониста‏ ‎известного‏ ‎фильма ‎«Адвокат‏ ‎дьявола» ‎в‏ ‎исполнении ‎Аль ‎Пачино. ‎Милтон ‎и‏ ‎Мельников‏ ‎видят‏ ‎в ‎своих‏ ‎подопечных, ‎Кевине‏ ‎Ломаксе ‎и‏ ‎Павле‏ ‎Семёнове ‎соответственно,‏ ‎своих ‎лучших ‎учеников, ‎которые ‎продолжат‏ ‎их ‎дело.‏ ‎Потому‏ ‎что ‎у ‎обоих‏ ‎«так ‎много‏ ‎детей ‎и ‎так ‎много‏ ‎разочарований»,‏ ‎хотя ‎оба‏ ‎готовят ‎высококлассных‏ ‎профессионалов: ‎Милтон ‎— ‎адвокатов, ‎а‏ ‎Мельников‏ ‎— ‎наёмных‏ ‎убийц, ‎но‏ ‎мало ‎кто ‎из ‎них ‎преуспевает‏ ‎в‏ ‎своём‏ ‎мастерстве ‎так,‏ ‎как ‎Кевин‏ ‎и ‎Павел.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎командир‏ ‎Архитекторов ‎официально ‎не ‎является ‎отцом‏ ‎Семёнова ‎(в‏ ‎смысле‏ ‎биологическим), ‎его ‎можно‏ ‎считать ‎«отцом»‏ ‎в ‎смысле ‎наставничества.

В ‎Мельникове‏ ‎очень‏ ‎много ‎дьявольских‏ ‎черт. ‎Он‏ ‎знает ‎о ‎людях, ‎к ‎которым‏ ‎присматривается,‏ ‎всё, ‎и‏ ‎порой ‎кажется,‏ ‎что ‎больше, ‎чем ‎они ‎сами.‏ ‎Он‏ ‎способен‏ ‎вытащить ‎людей‏ ‎из ‎тяжёлых‏ ‎жизненных ‎обстоятельств,‏ ‎как‏ ‎Липу, ‎бывшую‏ ‎снайпершу ‎ФСБ ‎и ‎тренера ‎боксёрского‏ ‎клуба, ‎которая‏ ‎также‏ ‎является ‎вербовщицей. ‎Однако‏ ‎взамен ‎он‏ ‎требует ‎одно ‎— ‎душу.‏ ‎Даже‏ ‎Владимир ‎Шубин,‏ ‎ставший ‎новым‏ ‎Архитектором ‎после ‎того, ‎как ‎все‏ ‎«оригинальные»‏ ‎оказались ‎убиты,‏ ‎уже ‎не‏ ‎желая ‎работать ‎на ‎Мельникова, ‎звонит‏ ‎ему‏ ‎и‏ ‎говорит… ‎Нет,‏ ‎не ‎«я‏ ‎хочу ‎уйти».‏ ‎И‏ ‎не ‎«я‏ ‎больше ‎не ‎буду ‎на ‎вас‏ ‎работать».

Он ‎говорит‏ ‎«я‏ ‎хочу ‎вернуть ‎свою‏ ‎жизнь». ‎То‏ ‎есть ‎— ‎свою ‎душу,‏ ‎что‏ ‎находится ‎в‏ ‎залоге ‎у‏ ‎Мельникова. ‎И ‎тот ‎на ‎удивление‏ ‎соглашается,‏ ‎но ‎требует‏ ‎выполнить ‎последнее‏ ‎поручение: ‎избавиться ‎от ‎Семёнова, ‎заведомо‏ ‎зная,‏ ‎что‏ ‎Шубин ‎проиграет.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎на ‎место‏ ‎их‏ ‎боя ‎он‏ ‎отправляет ‎снайпера ‎(этот ‎момент ‎не‏ ‎уточняется, ‎но‏ ‎со‏ ‎значительной ‎долей ‎вероятности‏ ‎это ‎была‏ ‎Липа), ‎который ‎уже ‎и‏ ‎ликвидирует‏ ‎Шубина, ‎чтобы‏ ‎тот ‎не‏ ‎раскрыл ‎Павлу ‎имя ‎командира ‎Архитекторов.

Недаром‏ ‎у‏ ‎Мельникова ‎и‏ ‎позывной ‎Зомби:‏ ‎он ‎выглядит ‎как ‎живой ‎мертвец,‏ ‎которому‏ ‎сотни,‏ ‎а ‎может,‏ ‎и ‎тысячи‏ ‎лет. ‎В‏ ‎одной‏ ‎из ‎бесед‏ ‎с ‎женой ‎Павла ‎упоминает ‎про‏ ‎различные ‎способы‏ ‎убийств,‏ ‎которым ‎тоже ‎сотни‏ ‎лет, ‎и‏ ‎создаётся ‎ощущение, ‎что ‎он‏ ‎всё‏ ‎это ‎видел‏ ‎вживую. ‎И‏ ‎это ‎на ‎самом ‎деле ‎так,‏ ‎ведь‏ ‎дьявол ‎существует‏ ‎почти ‎столько,‏ ‎сколько ‎существует ‎этот ‎мир ‎и‏ ‎зло‏ ‎в‏ ‎нём.

Он ‎искушает‏ ‎тем, ‎что‏ ‎возвысит ‎над‏ ‎другими‏ ‎людьми: ‎в‏ ‎случае ‎Мельникова ‎— ‎тем, ‎что‏ ‎обучит ‎сотням‏ ‎различных‏ ‎способов ‎убивать ‎себе‏ ‎подобных. ‎Главное‏ ‎— ‎служить ‎ему ‎верой‏ ‎и‏ ‎правдой, ‎устранять‏ ‎тех, ‎на‏ ‎кого ‎тот ‎укажет, ‎не ‎задавать‏ ‎лишних‏ ‎вопросов ‎и‏ ‎не ‎проявлять‏ ‎сочувствия. ‎Дьявол ‎лишает ‎человека ‎самой‏ ‎его‏ ‎сути,‏ ‎неотъемлемой ‎частью‏ ‎которой ‎являются‏ ‎сострадание, ‎любовь‏ ‎и‏ ‎дружба. ‎И‏ ‎Мельников ‎полностью ‎подпадает ‎под ‎эти‏ ‎критерии.

Помимо ‎него,‏ ‎в‏ ‎«Невском» ‎есть ‎ещё‏ ‎один ‎персонаж,‏ ‎обладающий ‎сходными ‎чертами ‎—‏ ‎уже‏ ‎упомянутый ‎мною‏ ‎Евгений ‎Арсеньев‏ ‎в ‎исполнении ‎ныне ‎покойного ‎Александра‏ ‎Саюталина.‏ ‎Арсеньев ‎—‏ ‎жаждущий ‎власти‏ ‎интриган, ‎которому ‎нравится ‎использовать ‎других‏ ‎людей‏ ‎в‏ ‎своих ‎интересах:‏ ‎он ‎постоянно‏ ‎напоминает ‎таким,‏ ‎что‏ ‎они ‎ему‏ ‎чем-то ‎обязаны. ‎Благодаря ‎этому, ‎у‏ ‎него ‎весьма‏ ‎обширные‏ ‎связи ‎в ‎органах‏ ‎государственной ‎власти,‏ ‎силовых ‎структурах ‎и ‎криминальной‏ ‎среде.‏ ‎Он ‎холоден‏ ‎и ‎расчётлив,‏ ‎но ‎держит ‎своё ‎слово, ‎хотя‏ ‎порой‏ ‎делает ‎это‏ ‎весьма ‎своеобразно.‏ ‎И ‎несмотря ‎на ‎то, ‎что‏ ‎думает‏ ‎он‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎о ‎себе,‏ ‎ему ‎не‏ ‎чужды‏ ‎добрые ‎дела…

«Я‏ ‎— ‎часть ‎той ‎силы, ‎что‏ ‎вечно ‎хочет‏ ‎зла‏ ‎и ‎вечно ‎совершает‏ ‎благо». ‎Эта‏ ‎фраза ‎принадлежит ‎Мефистофелю ‎из‏ ‎«Фауста»‏ ‎Гёте, ‎она‏ ‎же ‎является‏ ‎эпиграфом ‎к ‎«Мастеру ‎и ‎Маргарите»‏ ‎Булгакова.‏ ‎Вместе ‎с‏ ‎тем, ‎эту‏ ‎же ‎фразу ‎мог ‎бы ‎произнести‏ ‎и‏ ‎сам‏ ‎Арсеньев, ‎который,‏ ‎к ‎примеру,‏ ‎мог ‎бы‏ ‎запросто‏ ‎избавиться ‎от‏ ‎майора ‎Дениса ‎Сомова, ‎работавшего ‎на‏ ‎него ‎и‏ ‎страдавшего‏ ‎наркозависимостью, ‎и ‎найти‏ ‎себе ‎другого‏ ‎исполнителя. ‎Однако ‎вместо ‎этого‏ ‎он‏ ‎оплачивает ‎ему‏ ‎лечение ‎в‏ ‎реабилитационном ‎центре.

Арсеньев ‎делает ‎это ‎для‏ ‎личных‏ ‎целей? ‎Безусловно,‏ ‎но ‎даже‏ ‎таким ‎образом ‎он ‎подарил ‎Сомову‏ ‎второй‏ ‎шанс.‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны, ‎для‏ ‎Дениса ‎наркотики‏ ‎были‏ ‎чем-то ‎вроде‏ ‎утешения ‎от ‎осознания ‎того, ‎что‏ ‎его ‎душа‏ ‎также‏ ‎находится ‎в ‎залоге‏ ‎у ‎дьявола.

Другой‏ ‎пример ‎— ‎взаимодействие ‎Арсеньева‏ ‎с‏ ‎адвокатом ‎Марией‏ ‎Завьяловой, ‎когда‏ ‎та ‎по ‎его ‎просьбе ‎защищает‏ ‎прокурора‏ ‎Лаврентьева, ‎пронесшего‏ ‎в ‎колонию‏ ‎оружие, ‎и ‎даже ‎выставляет ‎его‏ ‎героем.‏ ‎Он‏ ‎очень ‎хвалит‏ ‎её ‎и‏ ‎говорит, ‎что‏ ‎между‏ ‎ними ‎есть‏ ‎одно ‎базовое ‎сходство: ‎обоим ‎нравится‏ ‎ощущение, ‎когда‏ ‎они‏ ‎могут ‎«нагнуть ‎весь‏ ‎мир» ‎без‏ ‎каких-либо ‎последствий ‎для ‎себя‏ ‎лично.‏ ‎«А ‎мораль,‏ ‎честность, ‎—‏ ‎оставь ‎это ‎для ‎тех, ‎кто‏ ‎не‏ ‎способен ‎на‏ ‎большее», ‎—‏ ‎заключает ‎Арсеньев. ‎Однако ‎что ‎же‏ ‎входит‏ ‎в‏ ‎понятие ‎«большее»?

Власть.‏ ‎Причём ‎речь‏ ‎идёт ‎не‏ ‎о‏ ‎той, ‎публичной‏ ‎власти, ‎что ‎подразумевает ‎под ‎собой‏ ‎ответственность. ‎Арсеньев‏ ‎говорит‏ ‎о ‎власти ‎над‏ ‎умами ‎и‏ ‎душами ‎как ‎форме ‎манипуляции‏ ‎людьми.‏ ‎И ‎он,‏ ‎обладая ‎этой‏ ‎способностью, ‎стремится ‎развивать ‎её ‎в‏ ‎тех,‏ ‎в ‎ком‏ ‎тоже ‎её‏ ‎видит. ‎Если, ‎конечно, ‎этот ‎человек‏ ‎окажется‏ ‎сильным‏ ‎и ‎не‏ ‎попадёт ‎в‏ ‎манипулятивные ‎сети‏ ‎самого‏ ‎дьявола ‎в‏ ‎погонах.

Таким ‎образом, ‎сериал ‎«Невский» ‎даёт‏ ‎великолепные ‎типажи‏ ‎манипуляторов‏ ‎и ‎интриганов, ‎отлично‏ ‎понимающих ‎слабости‏ ‎окружающих ‎их ‎людей ‎и‏ ‎знающих‏ ‎о ‎них‏ ‎даже ‎больше,‏ ‎чем ‎они ‎сами ‎о ‎себе.‏ ‎Этот‏ ‎факт ‎роднит‏ ‎их ‎с‏ ‎тем, ‎как ‎в ‎разное ‎время‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎разных ‎культурах‏ ‎видели ‎того,‏ ‎кого ‎называют‏ ‎«отцом‏ ‎лжи» ‎и‏ ‎у ‎кого ‎много ‎имён. ‎Жажда‏ ‎власти ‎и‏ ‎искушение‏ ‎ею ‎— ‎вот‏ ‎что ‎лежит‏ ‎в ‎основе ‎подобных ‎манипуляций,‏ ‎и‏ ‎создателям ‎сериала‏ ‎удалось ‎передать‏ ‎носителей ‎этих ‎идей ‎во ‎всей‏ ‎своей‏ ‎красе. ‎И‏ ‎в ‎уродстве‏ ‎тоже.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048