Какова судьба бесценного архива режиссёра Григория Александрова, которым он так дорожил?
Легендарная супружеская чета Орлова-Александров прожила в счастливом браке больше 40 лет, но после их ухода осталось много тайн и загадок...
"ЕМУ ЭТО РАНЬШЕ БЫЛО НЕ НУЖНО, А ТЕПЕРЬ ЭТО И МНЕ НЕ НУЖНО": ПОЧЕМУ НЕ СЛОЖИЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ РЕЖИССЕРОВ - ОТЦА И СЫНА ГОВОРУХИНЫХ
10 лет назад, 27 октября скончался Сергей Говорухин (1961-2011), сын знаменитого режиссера, да и сам режиссер.
Отношения его с родителем были далеки от идеальных.
О них и поговорим.
СЕРГЕЙ ГОВОРУХИН
Сергей родился когда отец работал на Казанской телевизионной студии редактором и собирался поступать во ВГИК.
Мама - актриса Юнона Карева - в 1955 закончила «Щепку» и стала примой Казанского большого академического театра имени Качалова. Естественно, в Москву вслед за Станиславом жена не поехала, там ее никто не ждал, а в Казани рукоплескали. Не поехала и в Одессу, куда Говорухин получил распределение после окончания ВГИКа.
Заметим, по этой же причине, - муж уехал в Москву, Карева осталась в Казани, -развалился и первый ее брак с сокурсником по Щепке Всеволодом Платовым.
Фактически союз с Говорухиным продержался меньше года. Фактический развод последовал позже, когда супруги уже давно вместе не жили.
Им удалось сохранить невоенные отношения и Говорухин займет первую любовь в хите «Место встречи изменить нельзя», дав Каревой роль гражданской жены Груздева.
С сыном сложнее.
ЮНОНА КАРЕВА С "ВОЛОДЕЙ ШАРАПОВЫМ" В ГЛАВНОМ СВОЕМ ФИЛЬМЕ
Отношения Говорухиных развивались на протяжении не одного десятилетия, проходили в информационном пространстве и не могли не меняться.
Сергей говорил, что папа «Пальцем не пошевелил, чтобы облегчить мое существование в профессии. Наверное, это связано с тем, что мы вместе мало жили».
Так вот, отношение к «пальцем не пошевелил» мутировало от обиды к правильному восприятию. В итоге Сергей пришел к следующей формулировке: «Пальцем не пошевелил, чтобы облегчить мою жизнь в профессии, считал, что так правильнее - и я считаю, что так правильнее. И своего сына так же воспитываю».
Затем последовало осознание, что без помощи отца он бы на сценарный факультет ВГИКа не поступил. Отец вытащил сына на вступительном экзамене, где следовало написать кинорецензию. Сергей в фильме «Портрет жены художника» ничего не понял и Станислав разложил абитуриенту все по полочкам.
Вообще, в период студенчества Сергея у них были нормальные отношения. Отец и сын друг над другом добродушно подшучивали. Когда Говорухина-старшего утвердили президентом фестиваля «Золотой Дюк» он передал сыну роскошную визитку с надписью: «Говорухин Станислав Сергеевич – Президент фестиваля». Сергей тут же смастырил визитку ответную: «Говорухин Сергей Станиславович – ошибка Президента» и послал отцу.
Сходились отец и сын во взглядах на развал СССР. В момент перестройки Говорухин-старший подбросил дровишек в пылающий костер, сделав документашку «Так жить нельзя», но распознав, что предлагается вместо той жизни, выдал «Великую криминальную революцию» и «Ворошиловского стрелка».
ФОТО С САЙТА amp.topwar.ru
Недопонимания между родными начались, едва Сергей переквалифицировался из сценаристов в режиссеры, начав поиск своего пути в искусстве.
В 1994 он в качестве военного корреспондента собрался в Чечню.
Отец был категорически против:
«Я уговаривал Сережу не ехать в Чечню, но он не послушался. В итоге получил ранение в ногу.
Снайпер выстрелил в движущийся грузовик. Целился в водителя, но промазал. А Сережа сидел рядом, и пуля попала ему в подколенную артерию. В итоге ногу пришлось ампутировать. А ведь я говорил, что ни к чему хорошему эта поездка не приведет».
Из Чечни Сергей вернулся без ноги, но с картиной «Прокляты и забыты», получившей в 1999 году «Нику» за лучший неигровой фильм. «Прокляты и забыты» Сергей делал в соавторстве с Инной Ваниной. За сим последовали фильмы «Никто, кроме нас…» (2008), «Земля людей» (2011).
Сергей занял нишу военного корреспондента, удостоился ордена Мужества и медали «За отвагу». Выпустил несколько книг. Занимался общественной деятельностью.
И критиковал отца.
ОТЕЦ И СЫН
Обычно Сергей говорил обтекаемо: «Профессиональные вопросы мы с ним практически не обсуждаем, каждый из нас существует в мире кино сам по себе».
Постепенно становился откровеннее, отдавая предпочтение ранним работам отца, лучшими его фильмами считая «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972) и «Десять негритят» (1987).
Насчет остального…
«Место встречи изменить нельзя» мне не нравится. А «Ворошиловский стрелок», «Не хлебом единым», «Аристократка» – это просто беда! …
Поймите, кино – это профессия, из которой уходить нужно вовремя. В литературе можно копаться всю жизнь, а в кинематографии – сложно. Если посмотрите всех классиков кино, то увидите: чем больше они снимают, тем хуже получается».
При этом Сергей декларировал, что отцовским мнением по поводу своих картин не дорожит, ибо учился режиссуре не у него, а у Хуциева, Арановича, Германа, Михалкова.
Говорухин-старший на сына не обижался. Ему хватало, так сказать, зрительской любви.
Благодаря его спокойной мудрости конфликт не вышел за рамки благопристойности и это уже хорошо.
Общение сына и отца в последние годы было случайным. Просто не осталось точек соприкосновения. Встречались несколько раз в год и все.
Но когда Сергея ударил инсульт Говорухин-старший примчался в больницу первый.
На похоронах он скажет, что в последние две недели жизни сына они были близки как никогда прежде.
Светлая память обоим!