Тема №51. РГ№ 10. Профилактика пролежней.
Тема №51. РГ№ 10. Профилактика пролежней.
Группа показателей в Практических рекомендациях Росздравнадзора
РАЗДЕЛ: Безопасность среды в медицинской организации. Организация ухода за лежачими больными. Профилактика пролежней.
СТАЦИОНАР
10.1. Формирование безопасной среды для пациентов и персонала.
10.17. Организация ухода за лежачими больными.
10.18. Наличие специальных МИ для профилактики и лечения
пролежней.
10.19. Система регистрации и сбора информации о случаях пролежней.
10.20. Информировани е пациентов/ухаж ивающих по вопросам профилактики, лечения пролежней
ПОКАЗАТЕЛИ
- Наличие и исполнение алгоритма оценки риска, профилактики и лечения пролежней
- Наличие противопролежневых матрасов, подушек, кругов и т.д.
- Наличие системы регистрации и сбора информации о случаях пролежней пациентов, с последующим анализом случаев, разработкой решений
по профилактике пролежней.
- Наличие информационных материалов для пациентов и персонала по вопросам профилактики и лечения пролежней
Информирование персоналом пациентов/ухаживающих по вопросам профилактики и лечения пролежней, включая обучение методам профилактики и лечения
ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: Проверить наличие алгоритма оценки риска пролежней, профилактики и лечения. Оценить знания алгоритма персоналом, опросить не менее 5 сотрудников из разных подразделений на предмет знания алгоритма, включая систему оценки риска пролежней. Проверить наличие специальных МИ для профилактики и лечения пролежней. Оценить систему регистрации и сбора информации о случаях пролежней, проверить наличие журнала, отчетов по результатам разбора случаев, принятых решениях. Проверить наличие информационных материалов по вопросам профилактики пролежней, например,
постеров, памяток, брошюр
Поиск: #РГ№10
Основные документы, которые вам потребуются:
1. СОП «Регламент профилактики пролежней»
2. Чек-лист регламент профилактики пролежней (он исходит из СОПа).
3. Журнал регистрации нежелательных событий. (он будет единым для всех нежелательных событий).
Как в случаи с началом мониторинга падений в МО, так и в случаи с пролежнями, персонал вам хором ответит, «Пролежней нет». Потому как все четко понимают, что пролежень – это дефект ухода за пациентом.
При этом тот же выверт сознания, который был и при «падениях», подсказывает сотрудникам простую логическую цепочку: « дефект ухода без пролежня – бывает, а вот пролежень без дефекта ухода – никогда не случается….».
Да, так их, да и нас приучила система, что всегда виноват сотрудник, а сотрудник убедился, что как бы он добросовестно не работал, он никому не докажет, что пролежень случился не из за дефекта ухода.
В причинах возникновения пролежней можно выделить 2 основных фактора
1. Нарушение процедуры сотрудником, по причине незнания, неумения, сознательного отхождения от требуемых процедур.
2. Нарушение процедуры сотрудником, по причине недостаточности материально – технической базы или дефекта самой процедуры.
Все, по большому счету причины возникновения пролежней исчерпаны, если не брать крайние и особо одиозные случаи.
Следует выстроить простую и прозрачную систему, в котором каждый сотрудник должен понимать, что если он все выполнил по стандарту – никто не будет его обвинять в случившемся.
Задача системы внутреннего контроля – проработать вместе с рабочей группой «Безопасность среды в МО» СОП по профилактики пролежней следующие ключевые точки:
Первая точка
Приемное отделение.
Именно там нужно разработать алгоритм выявления при поступлении:
1 – предрасположенности к пролежням у пациентов (шкала НОРТОН)
2 – уже имеющиеся пролежни у пациента.
Уже на этом этапе многие потенциальные проблемы будут сняты.
Вторая точка
Далее, тот же алгоритм повторяется в отделении, лечащим врачом при первичном осмотре пациента:
1 – наличие пролежней.
2 – оцениваются риски возникновения пролежней.
Третья точка
Далее необходимо предусмотреть и прописать, варианты, когда требуется переоценивать риски возникновения пролежней ( например после операции пациент их «ходячего» на какое то время превращается в лежачего, со всеми вытекающими от сюда последствиями.
Четвертая точка
Это, собственно, уход за пациентом. Здесь прописывается алгоритм профилактических мероприятий по предотвращению пролежней. Необходимо обучить сотрудников правильному уходу за пациентом.
Пятая точка
Алгоритм лечения пролежня.
Потому что, как бы мы хорошо не ухаживали и не профилактировали пролежни, добиться нулевого показателя в сколько то обозримой длительной перспективе – не возможно. Наша задача, не убиваться, и не прятать эти случаи, а активно выявлять и лечить. И переходить к шестой точке работы по профилактики пролежней…
Шестая точка
Сбор всех фактов возникновения пролежней, их анализ и формирования плана корректирующих мероприятий.
Мы должны добиться, что бы факты пролежней не замалчивались и не прятались. Потому как в противном случаи, невозможно активно выявлять и бороться с триггерными факторами.
В приложении:
1. СОП по профилактики пролежней.