Урок 1. Как это выглядит, что бы это могло быть?
Доброго дня новым участникам!
Давайте знакомиться! Меня зовут Ольга Викторовна, и я собираюсь научить вас конкретной практической работе с тестом Роршаха. Делать это мы будем без зачётов, курсовых работ и научных исследований.
Сегодня мы разучим главные слова, вопрос Как это выглядит, что бы это могло быть?
Посмотрите на изображение в начале урока и запишите свой ответ.
Тест Роршаха исследует процессы восприятия и переработки информации.
Именно поэтому мы спросили "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а не "Что вы думаете об этом?" (мышление) или "На что это похоже?" (память, ассоциативное мышление). Вопрос у нас один-единственный, везде и всегда. Именно тот, что выделен жирным шрифтом.
Вообще, рекомендую вам распечатать изображение до размера А3, повесть красиво на стену и потренироваться задавать этот вопрос вслух. Спрашивайте "Как это выглядит, что бы это могло быть?" каждого, кто к вам приходит.
Зачем это делать?
Когда мы работаем с тестом Роршаха, мы анализируем ответы по особой схеме. Она учитывает почти 56 разных пунктов, и за один урок её, конечно, не разъяснишь. Подписывайтесь, чтобы освоить материал )
Разные люди смотрят на одну и ту же фотографию, но воспринимают увиденную информацию каждый по-своему, потому что стратегии восприятия, что считать в увиденном главным, а что второстепенным, у них разные.
Сегодня мы рассматриваем форму, движение, перспективу и текстуру.
Вот какие варианты ответа на вопрос "Как это выглядит, что бы это могло быть?" вам встретятся (и в описании изображения, и в описании клякс теста):
Форма
Это ответы такие, как Дверь. Парадная дверь. Замочная скважина на двери. Дверная ручка. Ангелочки красивые, латунные, старинные.
(в ответе звучит "кто это" или "что это", и кроме существительных и прилагательных, в нём ничего нет)
Конечно, можно добавить, что описан предмет целиком, что ответ высокочастотный - его видят больше, чем две трети людей, что "латунный и старинный" это культурные особенности, но на первом уроке мы просто узнаём, что бывают ОТВЕТЫ ПО ФОРМЕ)
Развёрнутый ответ с культурными особенностями выглядел бы так: Двери, металлические, вход в какой-то особняк или дворец зажиточного человека. Херувимы на ручках - оригинальное решение, видимо хозяин особнячка был эстетом -) Стиль - смешанный по-моему, ручки - в стиле барокко, а колонны внутри - классицизм, но я в этом не силен. На дверях орнамент понравился. Похоже это здание было построено в 18 или 19 веках.
Заметили, как проявляются начитанность, эрудиция и общая осведомлённость отвечающего? Да, "культурные" ответы именно про них. А ещё - про хорошую работу такой психологической защиты, как отдаление (в другую эпоху, подальше от трудного задания "здесь и сейчас" и про тревожность, которая запустила культурные рассуждения).
Вам могут встретиться ответы Совиные головы. Ряд горошин. Квадраты окна. Звериные морды на краях рукояток. Только вот не ясно, это львиные или тигриные морды?
(описана часть предмета, а не предмет целиком (не дверь, а узор на двери), ответ низкочастотный - узор в отделке двери видят главным, а не второстепенным элементом ответа меньше, чем две трети людей)
Ответы "дверь" и "дверные ручки" - это тот уровень обобщения, который позволяет найти общий язык с большим количеством людей. Они как бы в центре смыслового поля, поэтому есть шанс, что с любым человеком найдётся взаимопонимание. А редкие (низкочастотные) ответы - чуть в стороне, и чтобы понять такого человека, нужно прикладывать усилия к этому, сходиться с ним. Не всегда есть время и желание на такое сближение. Те, кто ответил "дверь", безотчётно выбирают наиболее адаптивную стратегию в общении.
Перспектива
Это такие ответы, как Белые колонны видны за дверью. Холл за дверным стеклом. Дверные ручки с ангелами, а за дверью - еще одна дверь, а за ней - фойе дома культуры.
(описана перспектива: одно располагается за другим, впечатление создала глубина изображения. Взаимосвязь двух или трёх предметов - это другой уровень сложности восприятия)
Старая кованная дверь. Дверные ручки скорее всего когда-то были на другой двери--накладки на замочные скважины не подходят с левой стороны. Дверь ведет в старое общественное здание, вокзал или театр. Правая ручка--основная, она больше отполирована.
(описание предмета по форме детально разработано, "кованная" дверь это культурная особенность, слова про "накладки НА скважинах, дверь ведёт В" добавляют детерминанту перспективы)
Форма в ответах с перспективой (по движение, по текстуре, парных) существует "по умолчанию". Это как бы "следующий этап сложности", который включает в себя предыдущий.
Такие люди скажут вам про себя: "Я достаточно часто рефлексирую, застреваю на каком-то событии или явлении и обдумываю его часами". Перспектива всегда присутствует в ответах людей, склонных к самонаблюдению.
Вбоквел
Кстати, на изображении - реально общественное здание, парламент Австрии.
Дверь. Блин, тут все дверь видят!!!
Да. А в тесте Роршаха все видят кляксы.
Но, как говорится, есть нюанс. Кляксы - совсем уж неопределённый стимул, однако ответы и про фотографию двери в Австрийский парламент, и про любую из десяти клякс толкуют одинаково: опираясь на то, что видит человек. А видят, как мы уже сказали:
Предмет (тогда люди будут отвечать на незаданный вопрос Кто это? Что это?)
Перспективу (тогда в комментариях будут видеть два плана, ближе-дальше)
Действие (тогда люди будут употреблять в ответе глаголы и называть какое-то действие)
Качество поверхности (тогда в ответе будут описания того, какие предметы на ощупь или как к ним прикасаются)
Пару (тогда будут обращать внимание на симметрию и парность увиденного, употреблять слово "два")
Действие
Двух ангелочков - один показывает - "заходи", а второй - "выходи". В общем, они показывают направление, куда дверь надо дергать.
(ключевые слова "показывает", "показывают направление", "надо дёргать". Это глаголы)
Вход слева, выход справа. Ангелочки указывают направление.
(ключевые слова "указывают направление", это глагол)
Ангелы как буд-то приглашают войти. Позы такие... завлекающие.
(ключевое слово "приглашают войти", это глагол)
У правого ангела голова свернута, они сидят одинаково, только смотрят вдруг в одну сторону.
(ключевые слова "сидят", "смотрят", это глаголы)
Иногда действие в ответе звучит не как глаго, а как причастие или деепричастие: Дверные ручки с сидящими на них ангелами
Два ангела сидят на пушках, целятся друг в друга.
(ключевые слова "сидят", "целятся", это глаголы)
Это ответ, в котором сотрудничество и миролюбие (ангелы, друг друга) сплавлены с агрессией и соперничеством (пушки, целиться). Говорит о трудном детстве отвечающего )
Двух ангелочков на дверных ручках, они изображены в разных позах и играют в какую-то расшибалочку или просто бросают камни в посетителей.
(ключевые слова "играют", "бросают камни", это глаголы)
Это ответ, в котором сотрудничество и миролюбие (играть в игры) сплавлено с агрессией (бросают камни в людей). Говорит о том же самом )
Качество поверхности
Вижу красивую дверь с интересными ручками. Правая ручка более потертая и у неё есть замочное отверстие. Дверь ведёт в просторый зал с мраморным полом.
(ключевые слова "потёртая", её тёрли=касались)
Двери летнего крыла дворца. Но первое что бросилось в глаза, конечно ручки с ангелами, красивые такие. Захотелось рассмотреть и потрогать. Обожаю необычные дверные ручки :)))
(ключевые слова "захотелось потрогать")
Дверные ручки. Правую чаще берут за часть, которая ближе к основанию. Либо ручка заедает, либо же её трут посетители(может быть, она считается счастливой, я не знаю). Рассмотрев подробнее, можно прийти к выводу, что при открытии/закрытии замка(он, как раз, только на правой двери, у левой глухая скважина), дверь надо прижимать, так как узор на перемычках, которые держат стёкла, более вытерт. Либо же, открывают и закрывают дверь в основном женщины и из-за их сумочек там и подвытерлась металлическая вставка. Я могу ещё долго строить теории. =)))
(найдите ключевые слова про поверхность или касание поверхности)
Дверь, конечно. А что тут можно увидеть еще с первого взгляда? Стекло, дерево и бронза; бронза потертая и не очень похожа на "новодел" - дверь немало застала на своем веку(?); была современницей многих значимых событий. Вычурность, но не чрезмерная, форм, интересные ручки, прекрасно детализованные фигурки, притом отличные друг от друга; должно быть, и дверь, и ручки приятны на ощупь.
(найдите ключевые слова про поверхность или касание поверхности)
Внимание к качеству поверхности внимание может говорить о чувстве одиночества, или о разлуке с кем-то, кто для отвечающего дорог, или об утрате кого-то, к кому отвечающий были (была) привязан(а).
Иногда изображение "затягивает в себя" отвечающего, человек словно прыгает внутрь картинки, и тогда мы слышим что-то вроде: Тяжелые высокого качества двери. Швейцара нет, поэтому хочется взяться за обе ручки и распахнуть их. Солнечный день. Вход в отель для гостей, переделанный из частной усадьбы.
(вот "хочется взяться за обе ручки и распахнуть их" - это пример на "утрату дистанции" между Я и перцептом (то есть картинкой, в тесте Роршаха - кляксой). Тоже интерпретируется. Как - расскажу на следующих уроках.
Дверь. Ручки с ангелами. Раздражает асимметрия, а ангелочки кажутся суровыми.
(суровые ангелочки - это эмоции, которые приписаны линиям и формам. Для таких ответов тоже есть своё объяснение)
Ручки напоминают человека, повидавшего многое в жизни и перекосившегося от дерганья за него, с тиком на лице. Этот человек создает внешне благополучный образ, но при ближайшем рассмотрении видно, что за помпезным фасадом он прячет свою дисфункциональность (левая часть замочной скважины - фикция).
(пример на то, как отвечающий проассоциировал изображение со своими внутренними сложностями)
Завитки, дети, отражение шлагбаума и колонны, солнечно, но зябко, холодно.
(зябко, холодно - это ощущения, которые приписаны линиям и формам. Про отражение в стекле в тесте Роршаха есть своя, отдельная детерминанта)
Бесенята (потом только обратил внимание, что крылья и лица другие) крутят пыточные механизмы. И всё это на фоне светлого и очень приятного дома за решеткой.
(про агрессию в тесте Роршаха есть свои, особые критерии)
Для первого урока достаточно информации, я считаю.
До встречи на следующей неделе!
1 комментарий
Психологический журнал, Том 6, No 3, 1985, с. 150-153
Автор публикации "Психологические особенности восприятия образа" не совсем в курсе инструкций к тесту и уверяет, что "вопрос известного проективного теста Роршаха" звучит как: «Скажите, на что это похоже?»"
А мог бы подписаться на рассылку "Роршах головного мозга" и спрашивать правильно :)