logo Историк Александр Свистунов

Баллада о Дракуле: Страна гор

«Он ‎не‏ ‎был ‎особенно ‎высоким, ‎но ‎[он‏ ‎был] ‎сильным‏ ‎и‏ ‎энергичным, ‎и ‎имел‏ ‎вид ‎свирепый‏ ‎и ‎жестокий. ‎Нос ‎у‏ ‎него‏ ‎был ‎большой,‏ ‎с ‎горбинкой,‏ ‎ноздри ‎широкие, ‎цвет ‎лица ‎тонкий‏ ‎и‏ ‎слегка ‎красноватый.‏ ‎Ее ‎очень‏ ‎длинные ‎ресницы ‎обрамляли ‎широко ‎открытые‏ ‎зеленые‏ ‎глаза,‏ ‎я ‎бы‏ ‎сказал ‎угрожающие,‏ ‎под ‎очень‏ ‎густыми‏ ‎черными ‎бровями.‏ ‎Его ‎лицо ‎и ‎подбородок ‎выбриты,‏ ‎за ‎исключением‏ ‎усов.‏ ‎Из-за ‎выступающих ‎висков‏ ‎его ‎голова‏ ‎казалась ‎большой. ‎Бычья ‎шея‏ ‎соединялась‏ ‎с ‎широкими‏ ‎плечами, ‎на‏ ‎которые ‎спадали ‎вьющиеся ‎черные ‎волосы».

Такими‏ ‎словами‏ ‎греческий ‎епископ‏ ‎и ‎летописец‏ ‎Николай ‎Модрушский ‎описал ‎валашского ‎господаря‏ ‎Влада‏ ‎III‏ ‎Басараба, ‎вошедшего‏ ‎в ‎историю‏ ‎как ‎Влад‏ ‎Цепеш‏ ‎или ‎Дракула.‏ ‎Длинные ‎волосы ‎Влад ‎Цепеш ‎носил‏ ‎не ‎из‏ ‎эстетических‏ ‎соображений ‎— ‎по‏ ‎ним ‎в‏ ‎Валахии ‎XV ‎века ‎без‏ ‎труда‏ ‎можно ‎было‏ ‎узнать ‎христианина.‏ ‎Причиной ‎такой ‎моды ‎было ‎географическое‏ ‎положение‏ ‎самого ‎княжества,‏ ‎ибо ‎маленькая‏ ‎Валахия ‎находилась ‎на ‎пограничье ‎христианского‏ ‎мира,‏ ‎под‏ ‎боком ‎у‏ ‎огромного ‎и‏ ‎ненасытного ‎зверя,‏ ‎нареченного‏ ‎Османской ‎империей.‏ ‎Турки-османы ‎были ‎последователями ‎ханафитской ‎школы‏ ‎(самой ‎крупной‏ ‎из‏ ‎четырех ‎правовых ‎школ‏ ‎суннитского ‎ислама),‏ ‎и ‎ханафитские ‎богословы ‎полагали,‏ ‎что‏ ‎правоверный ‎может‏ ‎либо ‎носить‏ ‎волосы ‎равной ‎длины, ‎оставляя ‎пробор‏ ‎посередине‏ ‎головы, ‎либо‏ ‎должен ‎наголо‏ ‎обривать ‎голову. ‎Длинные ‎волосы, ‎косы‏ ‎у‏ ‎мужчин‏ ‎и ‎тому‏ ‎подобное ‎строго‏ ‎порицалось. ‎Поэтому‏ ‎валахи‏ ‎нередко ‎отпускали‏ ‎длинные ‎волосы, ‎демонстрируя ‎свою ‎принадлежность‏ ‎к ‎христианской‏ ‎вере.

Страна‏ ‎гор

Но ‎прежде, ‎чем‏ ‎говорить ‎о‏ ‎человеке, ‎нужно ‎рассказать ‎о‏ ‎мире,‏ ‎который ‎его‏ ‎окружал ‎и‏ ‎воспитал, ‎ибо ‎каждый ‎из ‎нас‏ ‎является‏ ‎продуктом ‎среды,‏ ‎нас ‎взрастившей.‏ ‎Та ‎земля, ‎что ‎мы ‎называем‏ ‎Валахией,‏ ‎имела‏ ‎и ‎другое‏ ‎название ‎—‏ ‎Мунтения, ‎или‏ ‎«страна‏ ‎гор». ‎Если‏ ‎соотносить ‎этот ‎регион ‎с ‎современными‏ ‎политическими ‎картами,‏ ‎то‏ ‎это ‎будет ‎южная‏ ‎половина ‎современной‏ ‎Румынии. ‎Существующая ‎ныне ‎румынская‏ ‎и‏ ‎молдавская ‎фамилия‏ ‎Мунтяну ‎обозначает‏ ‎человека ‎родом ‎из ‎Мунтении, ‎так‏ ‎что‏ ‎если ‎вы‏ ‎повстречаете ‎такого‏ ‎— ‎знайте, ‎что ‎перед ‎вами‏ ‎человек,‏ ‎чьи‏ ‎предки ‎были‏ ‎подданными ‎Влада‏ ‎Дракулы.

На ‎севере‏ ‎Валахия‏ ‎граничит ‎с‏ ‎Трансильванией, ‎которая ‎в ‎ту ‎пору‏ ‎была ‎частью‏ ‎Венгерского‏ ‎королевства, ‎а ‎на‏ ‎юге, ‎сразу‏ ‎за ‎Дунаем, ‎с ‎Болгарией,‏ ‎недавно‏ ‎покоренной ‎османским‏ ‎султаном. ‎Кто-то‏ ‎скажет ‎— ‎«щит ‎Европы», ‎последний‏ ‎бастион‏ ‎на ‎пути‏ ‎турок. ‎А‏ ‎кто-то ‎подумает, ‎что ‎такое ‎положение‏ ‎сродни‏ ‎тому,‏ ‎что ‎испытывает‏ ‎брусок ‎металла,‏ ‎оказавшийся ‎между‏ ‎молотом‏ ‎и ‎наковальней.‏ ‎И, ‎что ‎характерно, ‎оба ‎будут‏ ‎правы.

Валахия ‎была‏ ‎молодым‏ ‎государством ‎— ‎княжество‏ ‎было ‎образовано‏ ‎в ‎1291-92 ‎годах ‎в‏ ‎результате‏ ‎союза ‎нескольких‏ ‎земель ‎в‏ ‎Мунтении ‎и ‎окрестностях. ‎Гористая, ‎покрытая‏ ‎густыми‏ ‎лесами ‎—‏ ‎такими ‎густыми,‏ ‎что ‎они ‎считались ‎непроходимыми ‎и‏ ‎гиблыми‏ ‎—‏ ‎эта ‎земля‏ ‎была ‎богата‏ ‎каменной ‎солью,‏ ‎которая‏ ‎шла ‎на‏ ‎экспорт. ‎Продавали ‎и ‎рыбу, ‎которую‏ ‎обильно ‎отлавливали‏ ‎в‏ ‎водах ‎Дуная. ‎Все‏ ‎это ‎приносило‏ ‎неплохие ‎барыши. ‎Соль ‎—‏ ‎единственный‏ ‎консервант, ‎доступный‏ ‎в ‎Средние‏ ‎века, ‎и ‎по ‎ценности ‎она‏ ‎была‏ ‎сопоставима ‎с‏ ‎нынешней ‎нефтью.‏ ‎Да ‎и ‎рыба ‎была ‎ой,‏ ‎как‏ ‎важна.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎соседство ‎с‏ ‎турками, ‎регион‏ ‎был‏ ‎преимущественно ‎христианским,‏ ‎и ‎сила ‎Церкви, ‎и ‎роль‏ ‎ее ‎в‏ ‎обществе‏ ‎были ‎в ‎то‏ ‎время ‎несравненно‏ ‎больше, ‎чем ‎сейчас. ‎Предписанные‏ ‎Церковью‏ ‎посты ‎соблюдались‏ ‎повсеместно ‎и‏ ‎неукоснительно, ‎и ‎в ‎условиях, ‎когда‏ ‎чуть‏ ‎ли ‎не‏ ‎половину ‎календарного‏ ‎года ‎добродетельный ‎христианин ‎не ‎мог‏ ‎питаться‏ ‎мясом‏ ‎и ‎молочными‏ ‎продуктами, ‎рыба‏ ‎оказывалась ‎очень‏ ‎востребованной.

Помимо‏ ‎этого ‎валахи‏ ‎торговали ‎злаками, ‎медом, ‎воском ‎и‏ ‎древесиной. ‎Еще‏ ‎с‏ ‎древности ‎эти ‎ресурсы‏ ‎привлекали ‎разнообразных‏ ‎захватчиков, ‎недаром ‎много ‎столетий‏ ‎назад‏ ‎в ‎эту‏ ‎местность, ‎тогда‏ ‎называвшуюся ‎Дакией, ‎пришли ‎легионы ‎римского‏ ‎императора‏ ‎Траяна. ‎Как‏ ‎показало ‎время,‏ ‎турки ‎умели ‎считать ‎ничуть ‎не‏ ‎хуже‏ ‎римлян.‏ ‎Впрочем, ‎об‏ ‎этом ‎—‏ ‎после.

А ‎кроме‏ ‎всего‏ ‎прочего, ‎Валахия‏ ‎была ‎еще ‎и ‎перекрестием ‎торговых‏ ‎путей ‎между‏ ‎Европой‏ ‎и ‎Востоком. ‎Да,‏ ‎это ‎звучит‏ ‎дико ‎— ‎где ‎та‏ ‎Валахия‏ ‎(читай ‎—‏ ‎Румыния), ‎и‏ ‎где ‎великие ‎торговые ‎пути? ‎Но‏ ‎не‏ ‎все ‎так‏ ‎просто. ‎До‏ ‎того, ‎как ‎португальцы ‎открыли ‎морской‏ ‎путь‏ ‎в‏ ‎Индию, ‎товары‏ ‎с ‎Востока‏ ‎перевозили ‎по‏ ‎суше‏ ‎аж ‎до‏ ‎самого ‎черноморского ‎побережья. ‎Все ‎это‏ ‎дело ‎«крышевали»‏ ‎итальянцы‏ ‎(венецианцы ‎и ‎генуэзцы),‏ ‎у ‎которых‏ ‎на ‎побережье ‎было ‎много‏ ‎колоний‏ ‎и ‎торговых‏ ‎постов. ‎Затем‏ ‎они ‎везли ‎эти ‎товары ‎по‏ ‎Черному‏ ‎морю ‎с‏ ‎восточного ‎побережья‏ ‎и ‎из ‎Крыма ‎— ‎на‏ ‎западное,‏ ‎в‏ ‎портовый ‎городок‏ ‎Килию ‎в‏ ‎устье ‎Дуная,‏ ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎принадлежавших ‎молдавскому ‎князю. ‎Оттуда, ‎по‏ ‎великой ‎реке‏ ‎Дунай,‏ ‎восточные ‎диковинки ‎попадали‏ ‎в ‎Валахию,‏ ‎и ‎уже ‎оттуда ‎—‏ ‎в‏ ‎Венгрию, ‎южную‏ ‎Германию, ‎Польшу‏ ‎и ‎далее ‎по ‎Европе. ‎А‏ ‎в‏ ‎обратную ‎сторону,‏ ‎по ‎водам‏ ‎все ‎того ‎же ‎Дуная, ‎шел‏ ‎так‏ ‎называемые‏ ‎«имперский ‎путь»,‏ ‎по ‎которому‏ ‎европейские ‎(в‏ ‎первую‏ ‎очередь ‎—‏ ‎германские) ‎товары ‎шли ‎на ‎восток,‏ ‎на ‎Адриатику‏ ‎и‏ ‎в ‎Константинополь. ‎Получалось,‏ ‎что ‎Валахия‏ ‎была ‎этаким ‎торговым ‎хабом,‏ ‎где‏ ‎можно ‎было‏ ‎не ‎только‏ ‎найти ‎диковинки ‎с ‎разных ‎сторон‏ ‎света,‏ ‎но ‎и‏ ‎повстречать ‎самых‏ ‎разных ‎людей.

Занимательная ‎лингвистика

Но ‎кем ‎были‏ ‎люди,‏ ‎населявшие‏ ‎это ‎небольшое,‏ ‎но ‎такое‏ ‎важное ‎княжество?‏ ‎Само‏ ‎понятие ‎«румыны»‏ ‎уходит ‎корнями ‎аж ‎в ‎середину‏ ‎X ‎века‏ ‎—‏ ‎впервые ‎слова ‎romani‏ ‎или ‎rumani‏ ‎всплывают ‎в ‎сочинениях ‎византийского‏ ‎императора‏ ‎Константина ‎VII‏ ‎Багрянородного. ‎Сами‏ ‎люди, ‎населявшие ‎Валахию, ‎также ‎предпочитали‏ ‎называть‏ ‎себя ‎«романи».‏ ‎Это ‎уже‏ ‎потом ‎с ‎легкой ‎руки ‎греков-византийцев‏ ‎«романи»‏ ‎для‏ ‎всех ‎стали‏ ‎«валахами» ‎(vlakoi),‏ ‎после ‎чего‏ ‎данное‏ ‎наименование ‎в‏ ‎измененном ‎виде ‎стали ‎использовать ‎и‏ ‎другие ‎народы‏ ‎—‏ ‎турки ‎(iflaq), ‎западные‏ ‎европейцы ‎(wahlen,‏ ‎blachi), ‎русские ‎(волохи). ‎Просто‏ ‎потому‏ ‎что ‎Русь‏ ‎имела ‎теснейшие‏ ‎культурные ‎связи ‎с ‎Византией, ‎а‏ ‎на‏ ‎Запад ‎сведения‏ ‎о ‎валахах‏ ‎принесли ‎крестоносцы, ‎ходившие ‎в ‎Святую‏ ‎Землю‏ ‎через‏ ‎византийские ‎владения.

С‏ ‎этим ‎разобрались,‏ ‎но ‎почему‏ ‎«романи»‏ ‎вообще ‎стали‏ ‎именно ‎«валахами»? ‎Откуда ‎произошли ‎эти‏ ‎слова? ‎С‏ ‎«романи»‏ ‎все ‎понятно ‎—‏ ‎регион ‎испытал‏ ‎сильнейшее ‎влияние ‎римской ‎культуры,‏ ‎даже‏ ‎сегодня ‎румыны‏ ‎говорят ‎на‏ ‎романском ‎языке, ‎очень ‎похожем ‎на‏ ‎современный‏ ‎итальянский.  ‎А‏ ‎вот ‎с‏ ‎«валахами» ‎— ‎чуть ‎сложнее. ‎Происхождение‏ ‎этого‏ ‎термина‏ ‎восходит ‎к‏ ‎volcae ‎или‏ ‎volcas ‎—‏ ‎так‏ ‎называлось ‎одно‏ ‎из ‎кельтских ‎племен, ‎описанное ‎еще‏ ‎Юлием ‎Цезарем‏ ‎в‏ ‎его ‎«Записках ‎о‏ ‎Галльской ‎войне».‏ ‎Вольки ‎без ‎особых ‎проблем‏ ‎подчинились‏ ‎Риму ‎и‏ ‎начали ‎активно‏ ‎романизироваться ‎и ‎впитывать ‎имперскую ‎культуру.‏ ‎Спустя‏ ‎несколько ‎столетий,‏ ‎когда ‎самих‏ ‎вольков ‎уже ‎не ‎осталось ‎—‏ ‎они‏ ‎попросту‏ ‎растворились ‎в‏ ‎римской ‎культуре‏ ‎и ‎стали‏ ‎римлянами‏ ‎— ‎термином‏ ‎volcae ‎стали ‎называть ‎вообще ‎всех‏ ‎романизированных ‎кельтов.‏ ‎Затем‏ ‎случилось ‎Великое ‎переселение‏ ‎народов, ‎Европу‏ ‎захлестнули ‎волны ‎вторжений ‎варваров-германцев,‏ ‎и‏ ‎римское ‎volcae‏ ‎превратилось ‎в‏ ‎германское ‎Walh, ‎Wahl ‎и ‎Walscher‏ ‎—‏ ‎«римский, ‎романизированный».‏ ‎К ‎слову,‏ ‎коснулось ‎это ‎не ‎только ‎валахов-румын.‏ ‎Жители‏ ‎современного‏ ‎Уэльса ‎(Wales)‏ ‎— ‎точно‏ ‎такие ‎же‏ ‎потомки‏ ‎романизированных ‎кельтов‏ ‎(только ‎британских), ‎которых ‎словом ‎Walscher‏ ‎называли ‎пришедшие‏ ‎с‏ ‎континента ‎германские ‎завоеватели‏ ‎— ‎англы‏ ‎и ‎саксы.

Ну, ‎Бог ‎с‏ ‎ними,‏ ‎с ‎этими‏ ‎дикими ‎германцами.‏ ‎Почему ‎византийцы, ‎знавшие ‎будущих ‎валахов‏ ‎под‏ ‎именем ‎«романи»,‏ ‎в ‎итоге‏ ‎тоже ‎стали ‎называть ‎их ‎vlakoi?‏ ‎Виной‏ ‎тому‏ ‎— ‎большая‏ ‎политика. ‎В‏ ‎962 ‎году‏ ‎герцог‏ ‎Саксонии ‎и‏ ‎король ‎Германии ‎Оттон ‎I ‎был‏ ‎коронован ‎как‏ ‎первый‏ ‎император ‎только ‎что‏ ‎созданной ‎им‏ ‎же ‎Священной ‎Римской ‎империи.‏ ‎Родился‏ ‎геополитический ‎монстр,‏ ‎который ‎просуществует‏ ‎почти ‎тысячу ‎лет, ‎и ‎в‏ ‎лучшие‏ ‎свои ‎годы‏ ‎раскинет ‎свою‏ ‎необъятную ‎тушу ‎на ‎половину ‎Европы.‏ ‎Но‏ ‎это‏ ‎все ‎—‏ ‎предмет ‎другого‏ ‎разговора, ‎нам‏ ‎же‏ ‎сейчас ‎важно‏ ‎то, ‎что ‎с ‎962 ‎года‏ ‎термин ‎romanus-romani‏ ‎(«римлянин,‏ ‎римский») ‎приобрел ‎совершенно‏ ‎новый ‎политический‏ ‎смысл.

На ‎момент ‎основания ‎Священная‏ ‎Римская‏ ‎империя ‎включала‏ ‎в ‎себя‏ ‎не ‎только ‎германские ‎земли, ‎но‏ ‎также‏ ‎Чехию, ‎Нидерланды,‏ ‎северную ‎Италию‏ ‎с ‎Римом ‎и ‎ну ‎еще‏ ‎много‏ ‎чего‏ ‎по ‎мелочи.‏ ‎Оттон ‎и‏ ‎последующие ‎германские‏ ‎императоры‏ ‎считали ‎себя‏ ‎наследниками ‎римских ‎цезарей. ‎Но ‎и‏ ‎византийцы ‎тоже‏ ‎считали‏ ‎себя ‎наследниками ‎того‏ ‎самого ‎Рима,‏ ‎и ‎даже ‎сами ‎себя‏ ‎величали‏ ‎не ‎иначе,‏ ‎как ‎«ромеями»,‏ ‎то ‎есть ‎— ‎римлянами. ‎Неловко‏ ‎вышло,‏ ‎да. ‎Возник‏ ‎неслабый ‎такой‏ ‎конфликт ‎интересов. ‎Ну ‎и ‎германский‏ ‎император‏ ‎заявил,‏ ‎что ‎раз‏ ‎Рим ‎(самый‏ ‎первый, ‎оригинальный)‏ ‎принадлежит‏ ‎ему, ‎то‏ ‎он ‎и ‎есть ‎— ‎наследник‏ ‎Древнего ‎Рима,‏ ‎а‏ ‎значит ‎и ‎господин‏ ‎всех, ‎именующих‏ ‎себя ‎римлянами. ‎Византийцев ‎такой‏ ‎коленкор,‏ ‎ясное ‎дело,‏ ‎не ‎устроил,‏ ‎поэтому ‎они ‎продолжили ‎делать ‎вид,‏ ‎что‏ ‎единственные ‎«правильные»‏ ‎римляне ‎на‏ ‎политической ‎карте ‎мира ‎— ‎это‏ ‎они,‏ ‎а‏ ‎что ‎там‏ ‎этот ‎колбасник‏ ‎себе ‎придумал,‏ ‎то‏ ‎пусть ‎на‏ ‎пергаменте ‎напишет, ‎в ‎трубочку ‎свернет‏ ‎и ‎себе‏ ‎вставит‏ ‎в ‎то ‎место,‏ ‎которое ‎чёрту‏ ‎подставляет. ‎А ‎«романи» ‎от‏ ‎греха‏ ‎подальше ‎переименовали‏ ‎в ‎валахов,‏ ‎и ‎стали ‎засылать ‎к ‎ним‏ ‎священников,‏ ‎чтобы ‎те‏ ‎проводили ‎богослужения‏ ‎только ‎на ‎церковнославянском ‎языке ‎и‏ ‎не‏ ‎соблазняться‏ ‎разной ‎там‏ ‎латынью. ‎Потому‏ ‎что, ‎как‏ ‎известно,‏ ‎сегодня ‎ты‏ ‎читаешь ‎Pater ‎Noster, ‎а ‎завтра‏ ‎— ‎уже‏ ‎разным‏ ‎оборзевшим ‎колбасникам ‎шестеришь.‏ ‎А ‎когда‏ ‎через ‎сто ‎лет, ‎в‏ ‎1054‏ ‎году, ‎состоялся‏ ‎великий ‎церковный‏ ‎раскол, ‎валахи ‎вместе ‎с ‎греками‏ ‎и‏ ‎другими ‎соседями‏ ‎оказались ‎в‏ ‎числе ‎православных ‎народов.

С ‎другой ‎стороны,‏ ‎столетия‏ ‎романизации‏ ‎тоже ‎не‏ ‎прошли ‎даром,‏ ‎да ‎и‏ ‎наличие‏ ‎под ‎боком‏ ‎народов, ‎молившихся ‎на ‎латыни, ‎и‏ ‎впоследствии ‎ставших‏ ‎католиками,‏ ‎поспособствовало ‎проникновению ‎латинизмов‏ ‎в ‎валашскую‏ ‎церковную ‎лексику. ‎Поэтому ‎даже‏ ‎в‏ ‎современной ‎Румынии‏ ‎церковь ‎(строение,‏ ‎а ‎не ‎институт) ‎обозначается ‎словом‏ ‎biserica,‏ ‎которое ‎произошло‏ ‎от ‎латинского‏ ‎basilica. ‎Dumnezeu ‎(Господь ‎Бог) ‎—‏ ‎от‏ ‎латинского‏ ‎Dominus ‎Deus,‏ ‎boteza ‎(крещение)‏ ‎— ‎от‏ ‎baptizare‏ ‎и ‎так‏ ‎далее. ‎Славянское ‎влияние ‎прослеживается ‎в‏ ‎таких ‎словах,‏ ‎как‏ ‎raí ‎(рай), ‎iad‏ ‎(ад), ‎blagoslovi‏ ‎(«благослови»), ‎vladica ‎(владыко), ‎maslu‏ ‎(помазание),‏ ‎utrenie ‎(утреня),‏ ‎vecernie ‎(вечерня)‏ ‎и ‎прочих. ‎К ‎слову, ‎официальным‏ ‎титулом‏ ‎правителей ‎Валахии‏ ‎был ‎не‏ ‎«господарь», ‎как ‎нередко ‎пишут ‎в‏ ‎интернете,‏ ‎а‏ ‎«воевода» ‎или‏ ‎«домн». ‎Последнее‏ ‎— ‎не‏ ‎что‏ ‎иное, ‎как‏ ‎редуцированный ‎(сокращенный) ‎вид ‎латинского ‎dominus,‏ ‎«господин». ‎А‏ ‎термин‏ ‎«господарь» ‎— ‎просто‏ ‎адаптированный ‎перевод‏ ‎слова ‎«домн» ‎на ‎языки‏ ‎соседних‏ ‎славянских ‎народов.

Вопрос‏ ‎суверенитета

Вообще, ‎Валахии‏ ‎сильно ‎не ‎повезло. ‎В ‎том‏ ‎смысле,‏ ‎что ‎на‏ ‎протяжении ‎нескольких‏ ‎столетий ‎регион ‎был ‎самым ‎настоящим‏ ‎проходным‏ ‎двором‏ ‎для ‎различных‏ ‎завоевателей. ‎В‏ ‎разное ‎время‏ ‎им‏ ‎владели ‎византийцы,‏ ‎болгары, ‎печенеги, ‎половцы, ‎венгры, ‎и‏ ‎даже ‎монголы‏ ‎в‏ ‎гости ‎зашли. ‎В‏ ‎итоге ‎местное‏ ‎романизированное ‎население ‎перемешалось ‎со‏ ‎славянами,‏ ‎что-то ‎зачерпнуло‏ ‎от ‎проезжавших‏ ‎кочевников, ‎крестилось ‎(о ‎чем ‎было‏ ‎сказано‏ ‎выше) ‎по‏ ‎восточному, ‎церковнославянскому‏ ‎образцу, ‎однако, ‎в ‎конечном ‎счете,‏ ‎оказалось‏ ‎подданными‏ ‎венгерского ‎короля-католика.‏ ‎Валахов ‎это‏ ‎не ‎очень-то‏ ‎и‏ ‎устраивало, ‎нужно‏ ‎было ‎придумать ‎способ ‎и ‎как-то‏ ‎отделиться. ‎Да‏ ‎и‏ ‎Венгрия ‎была ‎уже‏ ‎не ‎та‏ ‎— ‎в ‎середине ‎XIII‏ ‎века‏ ‎туда ‎с‏ ‎недружественным ‎визитом‏ ‎зашли ‎монголы. ‎Была ‎страшная ‎резня,‏ ‎венгерское‏ ‎войско ‎оказалось‏ ‎разбито, ‎а‏ ‎король ‎Бела ‎IV, ‎роняя ‎портки,‏ ‎убежал‏ ‎прятаться‏ ‎аж ‎к‏ ‎австрийскому ‎герцогу.‏ ‎После ‎монгольского‏ ‎набега‏ ‎Венгрия ‎так‏ ‎и ‎не ‎оправилась, ‎власть ‎королей‏ ‎стала ‎слабеть,‏ ‎отчего‏ ‎по ‎окраинам ‎подняли‏ ‎головы ‎разные‏ ‎сепаратисты ‎вроде ‎валахов.

На ‎руку‏ ‎валахам‏ ‎сыграли ‎и‏ ‎различные ‎межкультурные‏ ‎конфликты. ‎Например ‎— ‎противоречия ‎в‏ ‎религиозных‏ ‎вопросах. ‎И‏ ‎здесь ‎мы‏ ‎вспоминаем, ‎что ‎валахи ‎— ‎православные,‏ ‎а‏ ‎венгры‏ ‎— ‎католики.‏ ‎Ну ‎и‏ ‎вот, ‎пользуясь‏ ‎слабостью‏ ‎королевской ‎власти,‏ ‎валашский ‎воевода ‎Николае ‎Александру ‎в‏ ‎середине ‎XIII‏ ‎отправил‏ ‎письмо ‎константинопольскому ‎патриарху‏ ‎с ‎просьбой‏ ‎дать ‎Валахии ‎собственную ‎митрополию.‏ ‎Сказано‏ ‎— ‎сделано,‏ ‎у ‎валахов‏ ‎появился ‎свой ‎митрополит, ‎что ‎на‏ ‎деле‏ ‎означало, ‎что‏ ‎если ‎в‏ ‎мирских ‎вопросах ‎они ‎еще ‎худо-бедно‏ ‎оставались‏ ‎подданным‏ ‎венгерского ‎короля,‏ ‎то ‎в‏ ‎делах ‎духовных‏ ‎уже‏ ‎подчинялись ‎только‏ ‎Константинополю. ‎Ну, ‎а ‎духовное-то ‎—‏ ‎оно ‎завсегда‏ ‎главнее‏ ‎мирского, ‎это ‎вам‏ ‎любой ‎богослов‏ ‎подтвердит. ‎В ‎1370 ‎году‏ ‎в‏ ‎Валахии ‎учредили‏ ‎вторую ‎митрополичью‏ ‎кафедру, ‎чтобы ‎уж ‎наверняка.

Примерно ‎тогда‏ ‎же,‏ ‎в ‎середины‏ ‎XIII ‎века,‏ ‎в ‎Валахии, ‎помимо ‎венгерского ‎серебряного‏ ‎дуката,‏ ‎стали‏ ‎ходить ‎собственные‏ ‎деньги ‎—‏ ‎бани. ‎При‏ ‎этом,‏ ‎по ‎размеру‏ ‎и ‎массе ‎серебра ‎эти ‎монеты‏ ‎копировали ‎венгерские‏ ‎дукаты,‏ ‎однако ‎выбит ‎на‏ ‎них ‎был‏ ‎профиль ‎не ‎венгерского ‎короля,‏ ‎а‏ ‎местного ‎воеводы.

Гроза‏ ‎с ‎востока

Отбившись‏ ‎от ‎венгров, ‎к ‎концу ‎XIV‏ ‎—‏ ‎началу ‎XV‏ ‎века ‎валахи‏ ‎(как ‎и ‎вся ‎Южная ‎и‏ ‎Центральная‏ ‎Европа)‏ ‎столкнулись ‎с‏ ‎новой ‎проблемой,‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с‏ ‎которой ‎все‏ ‎прежние ‎были ‎— ‎так, ‎дуновение‏ ‎ветерка. ‎На‏ ‎христианский‏ ‎мир ‎упала ‎тень‏ ‎турецкого ‎ятагана.‏ ‎Всего ‎за ‎полвека ‎(1354–1396‏ ‎годы)‏ ‎османы  ‎смогли‏ ‎оккупировать ‎практически‏ ‎все ‎Балканы, ‎и ‎лишь ‎Константинополь‏ ‎каким-то‏ ‎чудом ‎еще‏ ‎держался, ‎хотя,‏ ‎как ‎мы ‎знаем ‎из ‎учебников‏ ‎истории,‏ ‎осталось‏ ‎ему ‎недолго.

В‏ ‎Валахии ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎правил‏ ‎господарь ‎Мирча‏ ‎I ‎Старый ‎из ‎рода ‎Басарабов,‏ ‎суровый ‎мужик,‏ ‎поставивший‏ ‎своеобразный ‎рекорд ‎—‏ ‎он ‎двенадцать‏ ‎лет ‎подряд ‎успешно ‎отбивался‏ ‎от‏ ‎турок, ‎и‏ ‎никто ‎из‏ ‎его ‎соседей ‎не ‎мог ‎похвастаться‏ ‎аналогичными‏ ‎результатами. ‎В‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎Мирча ‎оборзел ‎настолько, ‎что ‎начал‏ ‎вмешиваться‏ ‎во‏ ‎внутренние ‎дела‏ ‎Османской ‎империи.‏ ‎А ‎сейчас‏ ‎оторвитесь‏ ‎на ‎пару‏ ‎минут ‎от ‎текста, ‎и ‎посмотрите‏ ‎на ‎политическую‏ ‎карту‏ ‎тогдашней ‎Европы. ‎Сопоставьте‏ ‎размеры ‎державы‏ ‎османов ‎и ‎Валахии. ‎Удивленно‏ ‎почешите‏ ‎репу. ‎И‏ ‎возвращайтесь ‎к‏ ‎статье. ‎Тут ‎будет ‎впору ‎напомнить,‏ ‎что‏ ‎Валахия, ‎несмотря‏ ‎на ‎свои‏ ‎размеры, ‎была ‎весьма ‎богатым ‎княжеством‏ ‎—‏ ‎морская‏ ‎торговля ‎по‏ ‎Дунаю ‎и‏ ‎вот ‎это‏ ‎вот‏ ‎все. ‎А‏ ‎еще ‎— ‎соль. ‎Так ‎вот,‏ ‎Мирча ‎прекрасно‏ ‎понимал,‏ ‎что ‎в ‎открытом‏ ‎поле ‎у‏ ‎него ‎против ‎турок ‎шансов‏ ‎нет‏ ‎— ‎раскатают‏ ‎в ‎тонкий‏ ‎блин. ‎Поэтому ‎он ‎активно ‎застраивал‏ ‎пограничные‏ ‎районы ‎крепостями,‏ ‎а ‎оплачивал‏ ‎строительство ‎этих ‎крепостей… ‎правильно, ‎солью!‏ ‎Легенда‏ ‎гласит,‏ ‎что ‎воевода‏ ‎отдавал ‎по‏ ‎большому ‎(до‏ ‎100‏ ‎кг) ‎куску‏ ‎соли ‎за ‎каждый ‎обтесанный ‎камень,‏ ‎использованный ‎при‏ ‎строительстве‏ ‎укреплений.

Да, ‎конечно, ‎очень‏ ‎сильно ‎на‏ ‎руку ‎Мирче ‎сыграл ‎тот‏ ‎факт,‏ ‎что ‎у‏ ‎османов ‎в‏ ‎это ‎время ‎был ‎период ‎безвластия.‏ ‎Дело‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎прошлый‏ ‎султан, ‎Баязид ‎I, ‎прозванный ‎Молниеносным‏ ‎(хотя‏ ‎прозвище‏ ‎Yıldırım ‎правильнее‏ ‎будет ‎перевести‏ ‎просто ‎как‏ ‎«Молния»),‏ ‎очень ‎неудачно‏ ‎повоевал ‎с ‎тем ‎самым ‎Тамерланом.‏ ‎Настолько ‎неудачно,‏ ‎что‏ ‎угодил ‎в ‎плен,‏ ‎а ‎там‏ ‎— ‎взял, ‎да ‎и‏ ‎помер.‏ ‎Судя ‎по‏ ‎всему, ‎Хромой‏ ‎Тимур ‎в ‎этом ‎конкретном ‎случае‏ ‎был‏ ‎совершенно ‎не‏ ‎при ‎чем‏ ‎— ‎он-то ‎наоборот ‎хотел ‎отпустить‏ ‎султана,‏ ‎попутно‏ ‎«нагрузив» ‎его‏ ‎кабальным ‎договором‏ ‎и ‎фактически‏ ‎сделав‏ ‎его ‎своим‏ ‎вассалом. ‎Но ‎получилось ‎так, ‎как‏ ‎получилось, ‎и‏ ‎несколько‏ ‎сыновей ‎покойного ‎«повелителя‏ ‎мира» ‎тут‏ ‎же ‎принялись ‎делить ‎батюшкино‏ ‎наследство.

И‏ ‎вот ‎здесь‏ ‎и ‎вылез‏ ‎наш ‎славный ‎Мирча. ‎Потому ‎что‏ ‎когда‏ ‎у ‎соседа‏ ‎горит ‎хата,‏ ‎и ‎все ‎носятся ‎туда-сюда ‎с‏ ‎ведрами,‏ ‎разумный‏ ‎человек ‎просто‏ ‎обязан ‎воспользоваться‏ ‎хаосом ‎и‏ ‎под‏ ‎шумок ‎чего-нибудь‏ ‎притырить. ‎А ‎в ‎данном ‎случае‏ ‎«чем-нибудь» ‎была‏ ‎власть,‏ ‎так ‎что ‎господарь‏ ‎последовательно ‎сделал‏ ‎ставку ‎на ‎шехзаде ‎(царевичей)‏ ‎Мусу‏ ‎и ‎Мустафу,‏ ‎причем ‎за‏ ‎первого ‎он ‎даже ‎сватал ‎собственную‏ ‎дочь,‏ ‎чтобы ‎породниться‏ ‎с ‎перспективным‏ ‎соседом. ‎Ну ‎и ‎ничего, ‎что‏ ‎дочка‏ ‎православная‏ ‎— ‎ради‏ ‎государственной ‎пользы‏ ‎может ‎и‏ ‎ислам‏ ‎принять, ‎не‏ ‎переломится. ‎Зря ‎что ‎ли ‎столько‏ ‎лет ‎ее‏ ‎кормили‏ ‎да ‎наряжали?

Увы, ‎ни‏ ‎одна ‎из‏ ‎ставок ‎Мирчи ‎не ‎сыграла.‏ ‎Шехзаде‏ ‎Мехмед ‎одолел‏ ‎и ‎казнил‏ ‎всех ‎своих ‎братьев, ‎после ‎чего‏ ‎в‏ ‎1416 ‎году‏ ‎провозгласил ‎себя‏ ‎султаном ‎Мехмедом ‎I. ‎Ну ‎и‏ ‎Мирча‏ ‎сразу‏ ‎такой: ‎«Извиняюсь,‏ ‎зря ‎быканул»,‏ ‎и ‎быстренько‏ ‎подписал‏ ‎с ‎турками‏ ‎мирный ‎договор, ‎уступив ‎им ‎несколько‏ ‎приграничных ‎территорий‏ ‎вместе‏ ‎с ‎теми ‎самими‏ ‎«соляными» ‎крепостями.

Чем‏ ‎еще ‎запомнилось ‎правление ‎Мирчи‏ ‎I‏ ‎Старого? ‎Ну,‏ ‎во-первых, ‎он‏ ‎первым ‎из ‎валашских ‎воевод ‎организовал‏ ‎у‏ ‎себя ‎двор‏ ‎по ‎европейскому‏ ‎образцу, ‎с ‎кучей ‎«чиновников», ‎ведавших‏ ‎теми‏ ‎или‏ ‎иными ‎сферами‏ ‎жизни ‎государства.‏ ‎Логофат ‎исполнял‏ ‎функции‏ ‎канцлера ‎и‏ ‎занимался ‎государевыми ‎бумагами, ‎составлял ‎и‏ ‎заверял ‎печатью‏ ‎указы‏ ‎и ‎иные ‎документы,‏ ‎ворник ‎(от‏ ‎славянского ‎«дворник») ‎был ‎главным‏ ‎администратором,‏ ‎судьей ‎и‏ ‎военным ‎наместником‏ ‎(командовал ‎армией ‎в ‎отсутствие ‎господаря),‏ ‎комис‏ ‎— ‎ведал‏ ‎государевыми ‎конюшнями,‏ ‎и ‎так ‎далее. ‎Другой ‎особенностью‏ ‎правления‏ ‎Мирчи‏ ‎стало ‎то,‏ ‎что ‎он‏ ‎начал ‎оттеснять‏ ‎от‏ ‎власти ‎родовую‏ ‎аристократию ‎и ‎постепенно ‎заменять ‎ее‏ ‎собственными ‎чиновниками.‏ ‎Мотивация‏ ‎была ‎логичной ‎и‏ ‎простой. ‎Для‏ ‎аристократов ‎воевода ‎был ‎просто‏ ‎первым‏ ‎среди ‎равных‏ ‎— ‎таким‏ ‎же ‎аристократом, ‎только ‎чуть ‎более‏ ‎богатым‏ ‎и ‎могущественным.‏ ‎Стоило ‎ему‏ ‎проиграть ‎войну, ‎ослабеть ‎здоровьем ‎или‏ ‎оступиться‏ ‎иным‏ ‎другим ‎образом,‏ ‎как ‎тут‏ ‎же ‎появлялась‏ ‎возможность‏ ‎для ‎мятежа‏ ‎и ‎захвата ‎власти ‎каким-нибудь ‎другим‏ ‎князьком ‎(в‏ ‎Валахии‏ ‎они ‎назывались ‎жупанами).‏ ‎А ‎вот‏ ‎назначенный ‎чиновник ‎— ‎это‏ ‎государев‏ ‎человек, ‎всем‏ ‎обязанный ‎воеводе‏ ‎и ‎лично ‎ему ‎лояльный. ‎К‏ ‎слову,‏ ‎окончательно ‎«защемил»‏ ‎жупанов ‎именно‏ ‎Влад ‎III ‎Дракула ‎несколькими ‎десятилетиями‏ ‎позднее.

Несмотря‏ ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎конец ‎его‏ ‎правления ‎получился‏ ‎немного‏ ‎«смазанным» ‎(«не‏ ‎угадал» ‎с ‎султаном), ‎Мирча ‎сумел‏ ‎отстоять ‎независимость‏ ‎Валахии‏ ‎и ‎передать ‎трон‏ ‎своему ‎сыну‏ ‎Михаилу, ‎ставшему ‎новым ‎воеводой‏ ‎1‏ ‎января ‎1418‏ ‎года ‎сразу‏ ‎после ‎смерти ‎отца. ‎Увы, ‎«Мишка»‏ ‎батюшкиных‏ ‎надежд ‎не‏ ‎оправдал ‎—‏ ‎вляпался ‎в ‎военную ‎авантюру, ‎прельстившись‏ ‎посулами‏ ‎венгерского‏ ‎короля. ‎История,‏ ‎надо ‎сказать,‏ ‎вышла ‎довольно‏ ‎анекдотичной.‏ ‎Венгерский ‎король‏ ‎Сигизмунд ‎собрался ‎воевать ‎с ‎турками,‏ ‎и ‎позвал‏ ‎Михаил‏ ‎выступить ‎вместе ‎с‏ ‎ним. ‎Дескать,‏ ‎а ‎помнишь, ‎друг ‎Миша,‏ ‎как‏ ‎папенька ‎твой‏ ‎туркам ‎без‏ ‎боя ‎пограничные ‎крепости ‎сдал? ‎Ну,‏ ‎те‏ ‎самые, ‎на‏ ‎«соляные» ‎деньги‏ ‎построенные? ‎Так ‎вот, ‎мы ‎сейчас‏ ‎вместе‏ ‎кааак‏ ‎навалимся, ‎и‏ ‎все ‎себе‏ ‎вернем. ‎Тебе,‏ ‎то‏ ‎есть. ‎Ну‏ ‎и ‎Михаил ‎согласился, ‎и ‎отправился‏ ‎вместе ‎с‏ ‎венграми‏ ‎в ‎поход. ‎Поначалу‏ ‎все ‎шло‏ ‎неплохо, ‎благодаря ‎фактору ‎внезапности‏ ‎удалось‏ ‎отбить ‎несколько‏ ‎городов, ‎правда‏ ‎тут ‎же ‎случилась ‎первая ‎«неприятность»‏ ‎—‏ ‎заняв ‎крепости,‏ ‎Сигизмунд ‎быстро‏ ‎рассовал ‎по ‎ним ‎венгерские ‎гарнизоны,‏ ‎и‏ ‎начал‏ ‎упорно ‎делать‏ ‎вид, ‎что‏ ‎оно ‎так‏ ‎всегда‏ ‎и ‎было.‏ ‎Дескать, ‎потерпи, ‎друг ‎Миша, ‎вот‏ ‎следующий ‎городок‏ ‎—‏ ‎он ‎точно ‎твоим‏ ‎будет! ‎Ну,‏ ‎а ‎дальше ‎случилось ‎вторая‏ ‎«неприятность»‏ ‎— ‎турки‏ ‎ударили ‎в‏ ‎ответ.

Султан ‎Мехмед ‎I ‎ураганом ‎пронесся‏ ‎по‏ ‎валашскому ‎пограничью‏ ‎и ‎устремился‏ ‎вглубь ‎княжества, ‎вынудив ‎незадачливого ‎воеводу‏ ‎просить‏ ‎мира.‏ ‎Условия ‎турки‏ ‎навязали, ‎прямо‏ ‎скажем, ‎поганые‏ ‎—‏ ‎Михаил ‎был‏ ‎вынужден ‎отдать ‎еще ‎несколько ‎крепостей‏ ‎на ‎Дунае,‏ ‎жертвуя‏ ‎доходами ‎с ‎речной‏ ‎торговли, ‎да‏ ‎еще ‎и ‎обязался ‎выплатить‏ ‎султану‏ ‎«харадж» ‎—‏ ‎дань, ‎взимаемую‏ ‎с ‎завоеванных ‎мусульманами ‎земель.

Минутка ‎про‏ ‎налоги

Здесь‏ ‎нужно ‎сделать‏ ‎небольшое ‎пояснение,‏ ‎чем ‎харадж ‎отличается ‎от ‎джизьи‏ ‎—‏ ‎дани,‏ ‎которую ‎христиане,‏ ‎проживающие ‎в‏ ‎мусульманском ‎государстве,‏ ‎платят‏ ‎за ‎«покровительство»‏ ‎(фактически ‎— ‎покупают ‎себе ‎право‏ ‎на ‎жизнь).‏ ‎Мусульмане‏ ‎(изначально ‎это ‎были‏ ‎арабы) ‎захватывали‏ ‎какую-то ‎территорию, ‎на ‎которой‏ ‎проживали‏ ‎христиане ‎либо‏ ‎представители ‎других‏ ‎религий ‎(за ‎исключением ‎язычников), ‎после‏ ‎чего‏ ‎у ‎завоеванных‏ ‎было ‎два‏ ‎пути. ‎Первый ‎— ‎принять ‎ислам‏ ‎и‏ ‎пользоваться‏ ‎всеми ‎правами,‏ ‎доступными ‎для‏ ‎правоверных. ‎Второй‏ ‎—‏ ‎сохранить ‎собственную‏ ‎веру ‎и ‎получить ‎статус ‎«зимми»‏ ‎(«пользующихся ‎покровительством»).‏ ‎«Зимми»‏ ‎не ‎имели ‎права‏ ‎занимать ‎никакие‏ ‎государственные ‎должности, ‎а ‎также‏ ‎должны‏ ‎были ‎платить‏ ‎джизью, ‎особый‏ ‎налог ‎для ‎иноверцев.

Помимо ‎этого, ‎естественно,‏ ‎были‏ ‎и ‎подоходные‏ ‎налоги. ‎Мусульманин‏ ‎должен ‎был ‎платить ‎«ушр» ‎(десятину)‏ ‎—‏ ‎либо‏ ‎с ‎продуктов‏ ‎земледелия, ‎либо‏ ‎в ‎качестве‏ ‎пошлины‏ ‎с ‎дохода‏ ‎от ‎торговли. ‎А ‎«зимми» ‎платил‏ ‎так ‎называемый‏ ‎«харадж»,‏ ‎который ‎был ‎больше.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎мусульманин ‎платил ‎только ‎ушр,‏ ‎а‏ ‎«зимми» ‎—‏ ‎и ‎джизью,‏ ‎и ‎харадж. ‎Надо ‎сказать, ‎что‏ ‎первым‏ ‎арабским ‎завоевателям,‏ ‎в ‎целом,‏ ‎было ‎выгоднее, ‎чтобы ‎«неверные» ‎продолжали‏ ‎молиться‏ ‎своим‏ ‎богам ‎вместо‏ ‎обращения ‎в‏ ‎ислам ‎—‏ ‎так‏ ‎с ‎них‏ ‎можно ‎было ‎получать ‎больше ‎денег.‏ ‎Однако ‎многие‏ ‎«зимми»‏ ‎предпочитали ‎становиться ‎мусульманами,‏ ‎чтобы ‎получить‏ ‎доступные ‎тем ‎права, ‎а‏ ‎также‏ ‎облегчить ‎налоговый‏ ‎гнет. ‎В‏ ‎итоге ‎захваченные ‎территории ‎вроде ‎Ирана‏ ‎или‏ ‎Средней ‎Азии‏ ‎быстро ‎исламизировались.‏ ‎Тогда ‎(в ‎VIII–IX ‎веке) ‎власти‏ ‎халифата‏ ‎начали‏ ‎бить ‎тревогу‏ ‎из-за ‎сокращения‏ ‎налоговых ‎отчислений.‏ ‎И‏ ‎тут ‎им‏ ‎в ‎голову ‎пришла ‎гениальная ‎в‏ ‎своей ‎простоте‏ ‎идея‏ ‎— ‎сделать ‎харадж‏ ‎постоянным ‎налогом‏ ‎для ‎всех ‎территорий, ‎которые‏ ‎относительно‏ ‎недавно ‎были‏ ‎приобретены ‎силой‏ ‎оружия.

В ‎итоге ‎получилось ‎так, ‎что‏ ‎на‏ ‎каких-то ‎землях‏ ‎с ‎мусульман‏ ‎взимался ‎ушр, ‎а ‎на ‎каких-то‏ ‎—‏ ‎харадж.‏ ‎Если ‎какая-то‏ ‎территория ‎находилась‏ ‎под ‎властью‏ ‎мусульман‏ ‎очень ‎давно,‏ ‎ее ‎население ‎уже ‎в ‎достаточной‏ ‎степени ‎арабизировалось‏ ‎—‏ ‎населяющие ‎ее ‎правоверные‏ ‎платили ‎ушр.‏ ‎Однако ‎новообращенные ‎мусульмане ‎из‏ ‎числа‏ ‎бывших ‎неверных,‏ ‎населявшие ‎недавно‏ ‎завоеванные ‎регионы, ‎все ‎равно ‎платили‏ ‎харадж.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎переход ‎в‏ ‎ислам ‎для ‎этих ‎людей ‎означал‏ ‎лишь‏ ‎отмену‏ ‎джизьи. ‎Более‏ ‎того, ‎если‏ ‎какой-нибудь ‎потомственный‏ ‎мусульманин‏ ‎из, ‎скажем,‏ ‎Багдада ‎переезжал ‎в ‎такой ‎регион‏ ‎и ‎покупал‏ ‎там‏ ‎землю ‎у ‎неверного‏ ‎— ‎он‏ ‎обязан ‎был ‎платить ‎с‏ ‎нее‏ ‎харадж, ‎и‏ ‎его ‎статус‏ ‎никак ‎ему ‎не ‎помогал. ‎В‏ ‎итоге‏ ‎харадж ‎как‏ ‎вид ‎налога,‏ ‎изначально ‎(как ‎и ‎джизья) ‎имевший‏ ‎религиозное‏ ‎обоснование,‏ ‎стал ‎сугубо‏ ‎территориальным, ‎что‏ ‎позволило ‎халифам‏ ‎набивать‏ ‎карманы, ‎почти‏ ‎как ‎прежде. ‎В ‎разных ‎мусульманских‏ ‎государствах ‎в‏ ‎разные‏ ‎времена ‎харадж ‎как‏ ‎вид ‎налога‏ ‎имел ‎свои ‎нюансы, ‎но‏ ‎общий‏ ‎его ‎смысл‏ ‎сохранялся ‎плюс-минус‏ ‎везде. ‎Спустя ‎несколько ‎веков, ‎когда‏ ‎турки-сельджуки‏ ‎захватили ‎власть‏ ‎на ‎землях‏ ‎халифата ‎и ‎основали ‎Османскую ‎империю,‏ ‎они,‏ ‎также‏ ‎будучи ‎мусульманами,‏ ‎сохранили ‎все‏ ‎арабские ‎налоговые‏ ‎практики.

Смутное‏ ‎время, ‎призрак‏ ‎свободы ‎на ‎коне

Теперь, ‎когда ‎мы‏ ‎разобрались ‎с‏ ‎разными‏ ‎непонятными ‎арабскими ‎словами,‏ ‎можно ‎возвращаться‏ ‎в ‎Валахию ‎начала ‎XV‏ ‎века.‏ ‎Итак, ‎военная‏ ‎авантюра ‎воеводы‏ ‎Михаила ‎закончилась, ‎мягко ‎говоря, ‎совсем‏ ‎не‏ ‎так, ‎как‏ ‎он ‎изначально‏ ‎планировал. ‎Вместо ‎возвращение ‎утраченных ‎еще‏ ‎его‏ ‎отцом‏ ‎территорий, ‎ему‏ ‎пришлось ‎отдавать‏ ‎туркам ‎новые,‏ ‎да‏ ‎еще ‎и‏ ‎— ‎выплачивать ‎харадж. ‎Тем ‎самым‏ ‎он ‎фактически‏ ‎был‏ ‎поставлен ‎на ‎положение‏ ‎подвластного ‎султану‏ ‎кафира ‎(неверного). ‎И ‎что‏ ‎сделал‏ ‎Михаил? ‎Просто‏ ‎взял, ‎и‏ ‎не ‎стал ‎платить ‎туркам ‎эту‏ ‎дань.‏ ‎Очень ‎вряд‏ ‎ли, ‎что‏ ‎это ‎была ‎банальная ‎скупость ‎—‏ ‎не‏ ‎в‏ ‎том ‎положении‏ ‎был ‎воевода,‏ ‎чтобы ‎вот‏ ‎так‏ ‎дерзить ‎султану.‏ ‎Вероятнее ‎всего, ‎он ‎просто ‎не‏ ‎смог ‎собрать‏ ‎нужную‏ ‎сумму. ‎Война ‎всегда‏ ‎стоит ‎больших‏ ‎денег, ‎а ‎проигранная ‎война‏ ‎увеличивает‏ ‎расходы ‎в‏ ‎несколько ‎раз,‏ ‎так ‎что ‎в ‎княжеской ‎казне‏ ‎в‏ ‎те ‎годы‏ ‎едва ‎ли‏ ‎водилось ‎что-то, ‎кроме ‎тараканов.

Вот ‎только‏ ‎какое‏ ‎султану‏ ‎дело ‎до‏ ‎чужого ‎горя?‏ ‎Ты ‎договор‏ ‎подписал?‏ ‎Подписал. ‎Харадж‏ ‎платить ‎обещал? ‎Обещал. ‎Ну ‎и‏ ‎где ‎мои‏ ‎деньги,‏ ‎собака ‎ты ‎неверная?‏ ‎А ‎раз‏ ‎не ‎платишь, ‎то ‎я…‏ ‎нет,‏ ‎не ‎пойду‏ ‎на ‎тебя‏ ‎войной, ‎это ‎просто ‎невыгодно. ‎Говорят,‏ ‎у‏ ‎тебя ‎там‏ ‎братец ‎сводный‏ ‎есть, ‎по ‎имени ‎Дан, ‎который‏ ‎спит‏ ‎и‏ ‎видит, ‎как‏ ‎бы ‎у‏ ‎тебя ‎трон‏ ‎отнять?‏ ‎Ну, ‎так‏ ‎вот ‎я ‎его ‎поддержу, ‎а‏ ‎еще ‎и‏ ‎денег‏ ‎ему ‎зашлю. ‎Он‏ ‎тебя ‎скинет‏ ‎и ‎убьет, ‎а ‎сам‏ ‎будет‏ ‎править ‎и‏ ‎исправно ‎платить‏ ‎мне ‎харадж.

Так ‎думал ‎«повелитель ‎мира»,‏ ‎раздувая‏ ‎пламя ‎гражданской‏ ‎войны ‎в‏ ‎Валахии. ‎А ‎теперь ‎в ‎очередной‏ ‎раз‏ ‎посмотрим‏ ‎на ‎карту‏ ‎и ‎сравним‏ ‎размеры ‎(и,‏ ‎соответственно,‏ ‎ресурсы) ‎Валахии‏ ‎и ‎Османской ‎империи. ‎Представьте, ‎что‏ ‎на ‎вас‏ ‎кидается‏ ‎мелкий, ‎но ‎задиристый‏ ‎хулиган, ‎а‏ ‎как ‎только ‎вы ‎хотите‏ ‎выписать‏ ‎ему ‎сдачи‏ ‎— ‎он‏ ‎тут ‎же ‎прячется ‎за ‎широкую‏ ‎спину‏ ‎приятеля-громилы. ‎Противостояние‏ ‎воеводы ‎Михаила‏ ‎с ‎его ‎сводным ‎братцем ‎Даном‏ ‎выглядело‏ ‎примерно‏ ‎так ‎же.‏ ‎Видя, ‎что‏ ‎за ‎дерзким‏ ‎претендентом‏ ‎стоят ‎турки,‏ ‎на ‎его ‎сторону ‎начали ‎переходить‏ ‎вчерашние ‎сторонники‏ ‎Михаила,‏ ‎и ‎вскоре ‎князь‏ ‎оказался ‎в‏ ‎меньшинстве. ‎Летом ‎1420 ‎года‏ ‎армии‏ ‎воеводы ‎и‏ ‎претендента ‎встретились‏ ‎на ‎поле ‎битвы, ‎чтобы ‎раз‏ ‎и‏ ‎навсегда ‎закрыть‏ ‎все ‎вопросы.‏ ‎Был ‎жестокий ‎бой, ‎завершившийся ‎разгромом‏ ‎Михаила.‏ ‎Сам‏ ‎он ‎погиб,‏ ‎и ‎вместе‏ ‎с ‎ним,‏ ‎казалось,‏ ‎погибла ‎мечта‏ ‎его ‎отца, ‎Мирчи ‎Старого, ‎о‏ ‎сильной ‎Валахии.

Почему‏ ‎«погибла»?‏ ‎Потому ‎что ‎смерть‏ ‎Михаила ‎не‏ ‎привела ‎к ‎окончанию ‎гражданской‏ ‎войны.‏ ‎Да, ‎в‏ ‎рамках ‎привычной‏ ‎для ‎нас ‎логики ‎все ‎должно‏ ‎было‏ ‎выглядеть ‎так:‏ ‎Дан ‎(при‏ ‎поддержке ‎турок) ‎побеждает ‎и ‎убивает‏ ‎Михаила,‏ ‎после‏ ‎чего ‎узурпирует‏ ‎трон ‎и‏ ‎приводит ‎княжество‏ ‎к‏ ‎состоянию ‎мира‏ ‎и ‎спокойствия, ‎восстанавливая ‎разрушенную ‎экономику.‏ ‎Проблема ‎была‏ ‎только‏ ‎в ‎том, ‎что‏ ‎в ‎Валахии‏ ‎существовала ‎гибридная ‎система ‎наследования,‏ ‎которую‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎выборно-наследственной. ‎В‏ ‎переводе ‎на ‎человеческий ‎язык ‎это‏ ‎означало,‏ ‎что ‎претендовать‏ ‎на ‎княжеский‏ ‎престол ‎могли ‎все ‎мужчины ‎из‏ ‎рода‏ ‎Басарабов,‏ ‎причем ‎не‏ ‎только ‎законнорожденные‏ ‎дети ‎умершего‏ ‎воеводы‏ ‎и ‎его‏ ‎братья, ‎но ‎и ‎бастарды. ‎Единственным‏ ‎условием ‎было‏ ‎отсутствие‏ ‎физических ‎дефектов ‎—‏ ‎князь ‎не‏ ‎мог ‎быть ‎слепым, ‎увечным‏ ‎или‏ ‎патологически ‎уродливым.‏ ‎Естественно, ‎там‏ ‎этих ‎кандидатов ‎набиралась ‎просто ‎целая‏ ‎толпа,‏ ‎и ‎первые‏ ‎случаи ‎междоусобной‏ ‎поножовщины ‎обычно ‎начинались ‎еще ‎задолго‏ ‎до‏ ‎того,‏ ‎как ‎правящий‏ ‎воевода ‎начинал‏ ‎чувствовать ‎недомогание.

Причем‏ ‎«поножовщина»‏ ‎— ‎в‏ ‎буквальном ‎смысле, ‎потому ‎что ‎при‏ ‎такой ‎системе‏ ‎мало‏ ‎было ‎просто ‎разбить‏ ‎соперника ‎на‏ ‎поле ‎боя. ‎Ну, ‎разобьешь‏ ‎—‏ ‎и ‎что?‏ ‎Он ‎к‏ ‎венграм ‎убежит ‎или ‎к ‎туркам,‏ ‎получит‏ ‎от ‎них‏ ‎денег, ‎соберет‏ ‎новое ‎войско, ‎и ‎тебе ‎опять‏ ‎придется‏ ‎с‏ ‎ним ‎воевать.‏ ‎Оппонента ‎нужно‏ ‎было ‎гарантированно‏ ‎вывести‏ ‎из ‎игры.‏ ‎Наиболее ‎гуманные ‎наследники ‎своих ‎врагов‏ ‎насильно ‎постригали‏ ‎в‏ ‎монахи. ‎Правда, ‎при‏ ‎таком ‎раскладе‏ ‎всегда ‎оставался ‎риск, ‎что‏ ‎оппонент‏ ‎сбежит ‎из‏ ‎монастыря ‎и‏ ‎снова ‎включится ‎в ‎борьбу. ‎Так‏ ‎было,‏ ‎например, ‎со‏ ‎сводным ‎братом‏ ‎Влада ‎III ‎Дракулы ‎— ‎Владом‏ ‎IV,‏ ‎которого‏ ‎за ‎такой‏ ‎фокус ‎так‏ ‎и ‎прозвали‏ ‎Владом‏ ‎Монахом. ‎Более‏ ‎жестокие ‎и ‎прагматичные ‎своих ‎соперников‏ ‎уродовали. ‎Ослепляли,‏ ‎например,‏ ‎или ‎нос ‎могли‏ ‎отрезать. ‎И‏ ‎получалось ‎так, ‎что ‎ты‏ ‎его‏ ‎и ‎не‏ ‎убил, ‎то‏ ‎есть ‎каинов ‎грех ‎братоубийства ‎на‏ ‎душу‏ ‎не ‎взял,‏ ‎и, ‎вместе‏ ‎с ‎этим, ‎гарантированно ‎вывел ‎из‏ ‎«предвыборной‏ ‎гонки».‏ ‎Вот ‎что‏ ‎такое ‎настоящая‏ ‎политика!

Когда ‎правящий‏ ‎воевода‏ ‎погибал ‎в‏ ‎бою ‎или ‎умирал ‎своей ‎смертью,‏ ‎те ‎потенциальные‏ ‎наследники,‏ ‎которые ‎соответствовали ‎критериям‏ ‎отбора ‎(были‏ ‎Басарабами ‎и ‎не ‎были‏ ‎калеками),‏ ‎заявляли ‎о‏ ‎своем ‎праве‏ ‎на ‎престол ‎(это ‎делали ‎далеко‏ ‎не‏ ‎все, ‎многие‏ ‎благоразумно ‎отказывались‏ ‎от ‎притязаний, ‎чтобы ‎целее ‎быть).‏ ‎После‏ ‎чего‏ ‎собиралась ‎целая‏ ‎комиссия, ‎которая‏ ‎должна ‎была‏ ‎провести‏ ‎медосмотр ‎всех‏ ‎наследников ‎и ‎подтвердить, ‎что ‎они‏ ‎не ‎имеют‏ ‎увечий‏ ‎и, ‎главное, ‎являются‏ ‎теми, ‎за‏ ‎кого ‎себя ‎выдают. ‎Ну,‏ ‎просто‏ ‎чтобы ‎какого-нибудь‏ ‎самозванца ‎нечаянно‏ ‎не ‎выбрали. ‎Для ‎того, ‎чтобы‏ ‎подтвердить‏ ‎личности ‎княжичей,‏ ‎их ‎матери‏ ‎и ‎ближайшие ‎родственники ‎составляли ‎подробные‏ ‎письма,‏ ‎где‏ ‎перечисляли ‎все‏ ‎их ‎родинки‏ ‎и ‎прочие‏ ‎физиологические‏ ‎особенности. ‎Также‏ ‎отличительной ‎чертой ‎могла ‎быть ‎маленькая‏ ‎татуировка ‎—‏ ‎например,‏ ‎в ‎виде ‎месяца‏ ‎или ‎солнца,‏ ‎— ‎которую ‎младенцу ‎делали‏ ‎вскоре‏ ‎после ‎рождения,‏ ‎чтобы ‎его,‏ ‎не ‎приведи ‎Господь, ‎не ‎подменили.

Как‏ ‎только‏ ‎личности ‎всех‏ ‎претендентов ‎подтверждались,‏ ‎происходили ‎выборы. ‎А ‎кто ‎должен‏ ‎был‏ ‎выбирать?‏ ‎Конечно ‎же,‏ ‎«лучшие ‎люди»‏ ‎страны, ‎и‏ ‎именно‏ ‎— ‎та‏ ‎самая ‎родовитая ‎аристократия, ‎которую ‎столь‏ ‎усердно ‎давил‏ ‎Мирча‏ ‎Старый ‎и ‎которую‏ ‎впоследствии ‎продолжит‏ ‎давить ‎Влад ‎Дракула. ‎Если‏ ‎прижать‏ ‎аристократию ‎к‏ ‎ногтю, ‎можно‏ ‎сделать ‎выборы ‎простой ‎формальностью, ‎а‏ ‎власть‏ ‎— ‎наследственной.‏ ‎Что, ‎в‏ ‎частности, ‎тот ‎же ‎Мирча ‎и‏ ‎попытался‏ ‎сделать,‏ ‎еще ‎при‏ ‎жизни ‎обеспечив‏ ‎трон ‎своему‏ ‎сыну‏ ‎Михаилу. ‎То‏ ‎есть ‎вполне ‎типичный ‎процесс ‎укрепления‏ ‎центральной ‎власти‏ ‎и‏ ‎дрейф ‎в ‎сторону‏ ‎абсолютизма. ‎Обычное‏ ‎дело ‎для ‎тогдашней ‎Европы‏ ‎—‏ ‎в ‎соседних‏ ‎державах ‎происходило‏ ‎плюс-минус ‎то ‎же ‎самое.

А ‎вот‏ ‎«Миша»‏ ‎проэтосамил ‎все,‏ ‎что ‎оставил‏ ‎ему ‎папенька, ‎да ‎еще ‎и‏ ‎сам‏ ‎погиб.‏ ‎Авторитет ‎покойного‏ ‎Мирчи ‎был‏ ‎настолько ‎силен,‏ ‎что‏ ‎его ‎хватило‏ ‎еще ‎на ‎то, ‎чтобы ‎новым‏ ‎воеводой ‎выбрали‏ ‎княжича‏ ‎Раду, ‎брата ‎новопреставленного‏ ‎Михаила. ‎Вот‏ ‎и ‎получилось ‎так, ‎что‏ ‎братец‏ ‎Дан, ‎вроде‏ ‎как, ‎войну-то‏ ‎выиграл, ‎а ‎трон ‎— ‎не‏ ‎получил.‏ ‎А ‎раз‏ ‎так ‎—‏ ‎то ‎вот ‎вам ‎еще ‎десять‏ ‎годочков‏ ‎гражданской‏ ‎войны.

Несколько ‎раз‏ ‎Дан ‎захватывал‏ ‎власть ‎и‏ ‎прогонял‏ ‎Раду, ‎затем‏ ‎тот ‎возвращался ‎и ‎уже ‎прогонял‏ ‎Дана. ‎На‏ ‎все‏ ‎это ‎с ‎интересом‏ ‎смотрели ‎соседи,‏ ‎турки ‎и ‎венгры, ‎помогавшие‏ ‎то‏ ‎одному, ‎то‏ ‎другому, ‎и‏ ‎взамен ‎требовавшие ‎новые ‎и ‎новые‏ ‎уступки.‏ ‎Из ‎богатой‏ ‎и ‎сильной‏ ‎региональной ‎державы, ‎каковой ‎она ‎была‏ ‎при‏ ‎Мирче‏ ‎Старом, ‎Валахия‏ ‎превратилась ‎в‏ ‎натуральное ‎«дикое‏ ‎поле»,‏ ‎где ‎власть‏ ‎менялась ‎чуть ‎ли ‎не ‎каждый‏ ‎год. ‎В‏ ‎конце‏ ‎концов, ‎из ‎эпохи‏ ‎гражданских ‎войн‏ ‎княжество ‎вышло ‎в ‎интересном‏ ‎статусе.‏ ‎С ‎одной‏ ‎стороны, ‎воевода‏ ‎был ‎прямым ‎вассалом ‎венгерского ‎короля,‏ ‎а‏ ‎с ‎другой‏ ‎— ‎обязан‏ ‎был ‎платить ‎харадж ‎турецкому ‎султану‏ ‎и‏ ‎отправлять‏ ‎к ‎нему‏ ‎своих ‎детей‏ ‎в ‎качестве‏ ‎заложников.

Быть‏ ‎слугой ‎двух‏ ‎господ ‎весело ‎и ‎интересно ‎только‏ ‎в ‎комедии‏ ‎Карло‏ ‎Гольдони. ‎В ‎политических‏ ‎реалиях ‎Европы‏ ‎XV ‎века ‎это ‎означало‏ ‎даже‏ ‎не ‎выбирать‏ ‎между ‎двумя‏ ‎пресловутыми ‎стульями ‎с ‎разным ‎интересным,‏ ‎а‏ ‎сесть ‎на‏ ‎оба ‎сразу.‏ ‎Без ‎смазки. ‎У ‎тебя ‎и‏ ‎с‏ ‎севера,‏ ‎и ‎с‏ ‎юга ‎—‏ ‎по ‎большому‏ ‎и‏ ‎могущественному ‎соседу,‏ ‎и ‎каждому ‎из ‎них ‎ты‏ ‎обязан ‎клятвой,‏ ‎а‏ ‎это ‎значит, ‎что‏ ‎каждый ‎из‏ ‎них ‎будет ‎от ‎тебя‏ ‎чего-то‏ ‎требовать. ‎При‏ ‎этом, ‎они‏ ‎еще ‎и ‎между ‎собой ‎могут‏ ‎воевать,‏ ‎буквально ‎вынуждая‏ ‎тебя ‎выбирать‏ ‎сторону. ‎Угодил ‎одному ‎— ‎рассердил‏ ‎другого.‏ ‎Со‏ ‎всеми ‎вытекающими‏ ‎последствиями.

И ‎здесь‏ ‎бы ‎взять,‏ ‎и‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎вот ‎пришел ‎Влад ‎III, ‎он‏ ‎же ‎Цепеш,‏ ‎он‏ ‎же ‎Дракула. ‎Он‏ ‎же ‎—‏ ‎внук ‎того ‎самого ‎Мирчи‏ ‎Старого.‏ ‎Пришел ‎—‏ ‎и ‎прекратил‏ ‎это ‎безобразие. ‎Но ‎— ‎нет.‏ ‎Даже‏ ‎Дракула, ‎при‏ ‎всей ‎своей‏ ‎былинной ‎суровости, ‎дважды ‎терял ‎княжеский‏ ‎престол,‏ ‎был‏ ‎вынужден ‎бежать,‏ ‎чтобы ‎вернуться‏ ‎спустя ‎годы.‏ ‎Да‏ ‎и ‎впервые-то‏ ‎он ‎стал ‎воеводой ‎не ‎иначе,‏ ‎как ‎при‏ ‎помощи‏ ‎турок, ‎которые ‎дали‏ ‎ему ‎войска,‏ ‎с ‎помощью ‎которых ‎Влад‏ ‎в‏ ‎1448 ‎году‏ ‎прогнал ‎предыдущего‏ ‎воеводу ‎(к ‎слову ‎— ‎сына‏ ‎того‏ ‎самого ‎Дана).‏ ‎Это ‎случилось‏ ‎осенью, ‎а ‎в ‎начале ‎зимы‏ ‎бежать‏ ‎из‏ ‎Валахии ‎пришлось‏ ‎уже ‎самому‏ ‎Дракуле. ‎Первое‏ ‎правление‏ ‎не ‎продлилось‏ ‎и ‎трех ‎месяцев.

Вообще, ‎если ‎суммировать‏ ‎все ‎время‏ ‎княжения‏ ‎Влада ‎Дракулы ‎в‏ ‎период ‎с‏ ‎1448 ‎года ‎по ‎1476-й‏ ‎(первый‏ ‎и ‎последний‏ ‎годы ‎в‏ ‎его ‎жизни, ‎когда ‎он ‎носил‏ ‎титул‏ ‎воеводы), ‎то‏ ‎получится, ‎что‏ ‎за ‎эти ‎28 ‎лет ‎Влад‏ ‎III‏ ‎был‏ ‎воеводой ‎в‏ ‎общей ‎сложности…‏ ‎меньше ‎семи‏ ‎лет.‏ ‎За ‎три‏ ‎«подхода». ‎Все ‎остальное ‎время ‎он‏ ‎либо ‎скрывался‏ ‎от‏ ‎врагов, ‎либо ‎боролся‏ ‎за ‎престол.‏ ‎Да, ‎тот ‎легендарный ‎Дракула,‏ ‎самый‏ ‎знаменитый ‎князь‏ ‎Валахии ‎в‏ ‎истории, ‎правил ‎всего ‎шесть ‎с‏ ‎лишним‏ ‎лет. ‎Однако‏ ‎и ‎этого‏ ‎времени ‎ему ‎хватило, ‎чтобы ‎навсегда‏ ‎войти‏ ‎в‏ ‎историю, ‎хотя‏ ‎при ‎нем‏ ‎Валахия ‎даже‏ ‎близко‏ ‎не ‎вернулась‏ ‎к ‎тому ‎могуществу, ‎которым ‎обладала‏ ‎при ‎Мирче‏ ‎Старом.‏ ‎Но ‎он ‎очень‏ ‎старался, ‎и‏ ‎об ‎этом ‎мы ‎поговорим‏ ‎в‏ ‎следующий ‎раз,‏ ‎ибо ‎наше‏ ‎путешествие ‎только ‎начинается.

Продолжение ‎следует…

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048