Хитрости Суворова в битве при Рымнике
Как умением побеждать число
В 1787 году началась очередная война России и Австрии против Турции.
Глазомер
В кампанию 1789 года дивизия Александра Васильевича Суворова выполняла задачу связующего звена между австрийской армией принца Кобургского и русской армией генерала Николая Репнина. Суворов должен был быть в готовности двинуться на помощь тому или другому.
Армия Репнина действовала в низовьях Дуная против турецких крепостей. Считая себя прикрытым с этого направления, турецкий главнокомандующий Юсуф-паша двинул свою 100-тысячную армию против принца Кобургского, у которого было под началом всего 18 тысяч солдат.
4 (15) сентября начались стычки австрийских и турецких аванпостов на реках Рымна и Рымник в Северной Молдавии. Принц сразу направил гонца к Суворова с просьбой прийти на помощь. Одновременно Суворов получил известие, что турки атакуют Репнина. Как быть? Старый вояка сразу оценил значение обеих новостей: против Репнина турки ведут отвлекающий манёвр, а их главная цель – разбить австрийцев. В день получения известия, 7 сентября, Суворов выступил на север к Рымнику.
Быстрота
У Суворова было всего 6500 войска, включая нерегулярные казачьи части. Юсуф-паша считал, что может смело игнорировать фактор Суворова, так как тот прибудет к месту битвы не раньше, чем через неделю. За это время турки рассчитывали разделаться с австрийцами.
Но уже 10 сентября, преодолев за трое суток 80 вёрст по просёлочным дорогам, дивизия Суворова прибыла к принцу Кобургскому, чем ошеломила не только турок, но и союзников. Это была первая хитрость.
Прибыв на место, Суворов сразу предложил свой план: не мешкая, атаковать турецкое расположение. Принц решил было, что его русский союзник сошёл с ума: атаковать вчетверо меньшими силами. Тогда Суворов пошёл на вторую хитрость: он заявил, что готов атаковать сам, даже если австрийцы останутся на месте, и уверен в успехе. Видимо, он сумел внушить уверенность и союзникам. Турки тоже не ожидали такой дерзости: это была третья хитрость.
Натиск
На рассвете 11 (22) сентября русские и австрийцы в безмолвии пошли на турецкие позиции и застали противника врасплох. Придя в себя после внезапного удара, турки контратаковали резервами. Особенно опасны были атаки турецкой кавалерии. Причём турки тоже были хитры на выдумки. Они применили «конный десант»: в седле каждого конника сидело по янычару, и атака получилась не только конной, но и пешей, а её силы удвоились. Но союзники отразили её.
Во второй половине дня союзники подошли к укреплённым позициям, за которыми окопались основные силы Юсуф-паши. Глазомер Суворова быстро оценил их: окопы были вырыты на скорую руку и кое-как. Он решил немедля атаковать их. Венгерские гусары и девять эскадронов русской регулярной конницы и два казачьих полка приняли участие в этом уникальном взятии укреплённой позиции силами одной кавалерии!
Всё произошло так, как и ожидал Суворов: турки даже не успели зарядить пушек! Бросив орудия, армия Юсуф-паши стала разбегаться. Разгром был полным. Из всей своей 100-тысячной армии Юсуф-паша сумел на следующий день собрать только 15 тысяч сохранивших строй и оружие. У союзников во всей битве пало всего пятьсот человек.
Австрийцы в тот день прозвали Суворова General Vorwärts – генерал Вперёд…
0 комментариев