Три главные победы Суворова, раскрывшие его талант
За свою жизнь Александр Васильевич Суворов дал больше 60 сражений, и ни одно из них не проиграл. Но три битвы следует выделить особо. Они – как своего рода этапы подъёма Суворова на новую полководческую ступень.
Битва при Козлуджи 9 июня 1774 года
Генерал-майор Суворов только в 1773 году получил назначение на театр войны с турками, которая шла уже шестой год. В первый же год своего пребывания на фронте Суворов одержал ряд побед, за что был произведён в генерал-поручики и получил командование отдельным корпусом.
Летом 1774 года корпус Суворова присоединил к себе дивизию генерала Михаила Каменского. У Козлуджи (городок в нынешней Болгарии, сейчас называется в честь нашего полководца Суворово) русские численностью 24 тысячи человек встретили турецкий отряд в 40 тысяч, перекрывавший единственную дорогу, идущую через лес.
Турки заметили русских и атаковали их. Из-за сложного рельефа местности русские не смогли сразу подвезти артиллерию и несли большие потери. Но, наконец, перегруппировав войска, Суворов повёл их в штыковую атаку и отбросил турок в их укреплённый лагерь. Подвезя к нему пушки, Суворов начал с турками артиллерийскую перестрелку. Заметив, что ответный огонь турок слабеет, Суворов снова повёл свои полки в атаку.
Турки, уже изведав ранее русского штыка, не стали вступать в бой и бежали, бросив лагерь и артиллерию. У Суворова за весь день было всего 75 убитых, 134 раненых. Турки потеряли 500 убитыми, 100 пленными, более 3000 пропавшими без вести.
Решающими для достижения победы оказались стойкость полков Суворова в трудный момент и его решительные переходы в штыковые атаки.
Битва при Козлуджи была последней в той войне. Турки запросили мира.
Битва при Рымнике 11 сентября 1789 года
В следующей войне с турками генерал-аншеф Суворов также командовал отдельным корпусом в составе армии князя Григория Потёмкина. Ту войну Россия вела в союзе с Австрией. Летом 1789 года Суворов получил приказ соединиться с австрийской армией принца Кобургского.
Чудо-богатыри Суворова форсированным маршем прошли больше 80 вёрст за трое суток. Суворов должен был поступить под начальство принца, однако главная роль в предстоящем сражении как полководцу принадлежала русскому командующему. Чтобы исключить вредное воздействие на себя осторожных австрийцев, Суворов накануне битвы с турками три раза уклонился от встречи с принцем. В первый раз адъютант Суворова сказал, что «командующий ужинает», во второй – «командующий Богу молится», в третий – «командующий спит».
Суворов не ужинал и не спал, а ходил в разведку и в подзорную трубу внимательно изучал расположение турецких войск, в четыре раза превышавших по численности (100 000 против 18 000 австрийцев и 7000 русских) объединённые войска союзников.
До рассвета, не дожидаясь подхода австрийцев, Суворов атаковал передовые позиции турок и сбил их. Австрийцам тоже не оставалось ничего другого как вступить в сражение. Дальше сказались результаты ночной рекогносцировки Суворова. Он подвёл свои войска к неукреплённому месту в лагере турок и ворвался в него. Собственный лагерь превратился в ловушку для турецких солдат. Русские истребляли их тысячами. Кто мог – бежал. Союзники взяли в плен не более 400 солдат противника. Зато 15 000 мёртвых турок остались на поле боя. Потери союзников составили не больше 500 убитыми. Турки оставили в руках русских и австрийцев всю артиллерию и прочие трофеи.
За победу при Рымнике не только Екатерина II, но и австрийский император Иосиф II наградили Суворова графскими титулами.
Битва при Нови 4 августа 1799 года
Это сражение с войсками Французской республики во время Итальянского похода генерал-фельдмаршала Суворова случилось в день рождения Наполеона Бонапарта. Правда, сам Бонапарт в это время находился далеко, в Египте. Суворов бился против других, не менее талантливых, полководцев французской армии – Жана Виктора Моро и Бартелеми Жубера.
Это было последнее крупное сражение Суворова. И оно завершилось блистательной победой.
Номинально Суворов обладал почти двукратным превосходством в силах (56 000 против 33 000). Однако большая часть австрийцев участия в сражении не приняла. Анализируя впоследствии битву при Нови, сам Наполеон сказал, что «у Жубера было достаточно сил как для обороны, так и для наступления».
Снова настойчивые штыковые атаки Суворова привели к тому, что позиции противника были сокрушены. Французы бежали. Сам Жубер пал смертью храбрых в этой битве. Правда, потери сторон оказались примерно равными (у союзников даже чуть больше: 8000, из них 2500 русских, против 6300 у французов). Но победа была одержана.
Она давала возможность вторгнуться через Альпы непосредственно на территорию Франции, что уже тогда привело бы к низвержению Французской республики. Европа не знала бы ещё 15-летней кровавой эпопеи наполеоновских войн… Но австрийское начальство направило Суворова в бесполезный поход и почти на верную гибель в Швейцарию. Суворов с блеском вышел там из затруднительного положения, и то был последний подвиг великого русского полководца.
0 комментариев