Кейс: "Нарисуйся в Эрарте"
В этом канале, помимо теоретических рассуждений и рассказов о новых идеях, я буду регулярно публиковать практическую информацию. В том числе, реальные кейсы, связанные с придумыванием и реализацией того или иного проекта.
Один из них связан с музеем современного искусства Эрарта, в котором я работал с момента его открытия в 2010 году до закрытия проекта Эрарта Сцена в 2018.
Об Эрарта Сцене я обязательно расскажу позже, а пока речь идет о конкретной творческой задаче, которую мы должны были решать в 2011 году.
Итак, в сентябре 2011 года музею предстояло отпраздновать свой первый год работы. Вспоминая о том, как мы устроили открытие музея, а тогда мы сделали бесплатный вход для всех желающих, и в пятиэтажном здании Эрарта, на 8000 квадратных метрах, было не протолкнуться от людей, мы хотели повторить нечто подобное. Но были определенные условия, которые надо было как-то выполнить.
Итак, задача - сделать шумный праздник и дать возможность людям, в память об открытии, попасть в музей бесплатно. Это претендовало и на хорошую традицию, и имело смысл с точки зрения маркетинга. Так как музей был еще не очень известен в городе, подобная бесплатная для посетителей акция, давала нам возможность получить большую партию лояльной аудитории.
Но кроме задачи, как водится, было и условие. Точнее казавшееся невыполнимым обременение. Владельцы музея хотели одновременно двух противоречащих друг другу вещей: сделать свободный вход, но при этом показать как можно меньше экспозиции музея. Требование понятное, ведь все эти люди, посмотрев бесплатно на коллекцию, решили бы, что на ближайшие несколько лет их программа по посещению Эрарты выполнена.
И вот нам предстояло каким-то дзен-буддистким озарением, мысленным скачком и парадоксальным вывертом решить эту задачу.
И тут я позволю себе опять немного теории :
а) не бойтесь доводить абсурдные на первый взгляд задачи до окончательного абсурда. Ищите точку напряжения и повышайте давление бессмысленности до максимума.
б) не стесняйтесь при обсуждении - с коллегами или даже с самим собой - вбрасывать самые дурацкие и бредовые идеи. Это основа любого качественного брейнсторма - отключить тормоза и главное врожденный страх быть непонятым и высмеянным. Самый большой бред в итоге может оказаться гениальным озарением. Или, как минимум, даст направление мысли для ваших коллег в какую-то совершенно непредсказуемую сторону.
Итак, мы сели за большой переговорный стол в специально отведенной для совещаний комнате. Как сейчас помню, вид из окна на ДК Кирова, желтые кресла с высоченными спинками (на колесиках, что очень удобно для размышления) и картины с черепами по стенам.
И коллективно понимая, что задача нам предстоит практически нереальная, мы просто расслабились, отпустили себя и стали нести полный бред. Хотя в этом бреду прослеживался определённый системный вектор.
Итак, если мы должны сделать бесплатный вход для всех, но при этом не показать этим всем наши картины, что просится в первую очередь? Дать самый очевидный ответ мешали внутренние блоки, именно поэтому мы пришли к нему через два часа жарких обсуждений. Между тем, именно он и стал отправной точкой для нашей идеи. Итак, ответ простейший: чтобы не показать толпе гостей картины, их просто надо снять.
Бред? Полнейший. Музей без самого содержания музея. Но интуитивно мы почувствовали, как "драйвит" нас сама скандальность этой идеи.
Не побоявшись взять это предложение за отправную точку, мы пошли раскручивать идею дальше.
Если гости приходят в музей, но в музее на стенах ничего не висит, то что им делать здесь? Ответ: если это музей, и в нем есть пустые стены для картин, значит, мы можем дать людям возможность повесить на них собственные картины. И таким образом, любой желающий, используя "большую рамку" Эрарты, ее контекст, превращается в художника, чьим работы выставлялись в самом настоящем музее. И в данном случае вообще не важно, что работы эти провисят в экспозиции всего лишь пару часов.
Отлично. Как в любом озарении, которое похоже на удачное, тут же к идее приклеиваются и идеологические и маркетинговые обоснования. Мы вспоминаем фразу Йозефа Бойса "В каждом из нас живет художник", которая к тому же является негласным девизом Эрарты. Обоснование получено, и оно в свою очередь дает нам следующий креативный импульс. Рассуждаем так: далеко не каждый сможет или захочет принести в Эрарту свою картину. А у многих таких картин попросту нет. Соответственно, мы должны дать всем желающим возможность нарисовать эту картину прямо в Эрарте.
И эта идея очевидно хороша, потому что таким образом мы решаем сразу две задачи - и оправдываем снятие работ и придумываем по сути всю основную программу праздника. И действительно, зачем нам приглашать каких-то артистов, чтобы они разведали толпу, если сама толпа, следуя проверенным законам Тома Сойера, будет увлечена собственным творчеством. То есть сделает себе праздник сама.
Бюджет проекта оказался небольшим - закупка картона, красок, фартуков, крепежа. Ну, и все равно немного развлекательной программы для подогрева. И вот проект готов. По-моему гениально исходящий из самой задачи.
Да, оставалось еще придумать яркое название. Еще два часа коллективного бессознательного бреда и появилось искомое. Ход мысли таков - мы зовем рисовать; мы хотим, чтобы вы изрисовались вволю . Словосочетание "хоть изрисуйся" превратилось в похожее "НАРИСУЙСЯ". А оно, как любое удачное название, принесло с собой еще один, очень полезный нам смысл, нарисоваться - это значит прийти куда-либо.
Таким образом, объявив проект "Нарисуйся в Эрарте!" мы сразу объяснили, что ждет наших гостей и недвусмысленно потребовали от всех, чтобы они обязательно к нам пришли.
Бинго!
0 комментариев