Глава 2. Часть 2.
на уровень «Уровень 1», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву
Джал и Дия теряют голову.
КУКОЖЕВОРОТКА
Место встречи изменить нельзя
«Место встречи изменить нельзя» — советский пятисерийный телевизионный фильм, снятый режиссёром Станиславом Говорухиным. В основу сценария Аркадия и Георгия Вайнеров положен сюжет их романа «Эра милосердия». Съёмки проходили в 1978—1979 годах; павильонные сцены снимались в основном на Одесской киностудии, натурные — как правило, в Москве. Главные роли исполнили Владимир Высоцкий и Владимир Конкин; в съёмках фильма также участвовали Армен Джигарханян, Сергей Юрский и ряд других известных советских актёров. Действие картины происходит в послевоенной Москве, где орудует банда «Чёрная кошка». Её розыском занимаются сотрудники отдела борьбы с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном милиции Жегловым. Фабула фильма перекликается с реальной историей красногорской банды Ивана Митина, занимавшейся грабежами, разбоями и убийствами в Москве и Подмосковье в начале 1950-х годов.
Премьерный показ «Места встречи…» был приурочен ко Дню милиции и состоялся 11—16 ноября 1979 года на Центральном телевидении. Пресса достаточно живо отреагировала на выход фильма; при этом рецензентов интересовали не только актёрская игра и режиссёрская работа, но и нравственные проблемы, заложенные в детективной истории, — они связаны прежде всего с этическим противостоянием капитана милиции Жеглова и оперуполномоченного Шарапова. В числе тех, кто изначально не принял картину, были авторы сценария — братья Вайнеры, не согласившиеся с режиссёрским вмешательством в драматургическую канву романа и попросившие удалить их фамилию из титров. Позже по инициативе сценаристов их фамилия была возвращена. В последующие годы киноведы давали неоднозначные оценки отдельным эпизодам ленты, в частности финальной сцене, снятой в жизнеутверждающем ключе, — по указанию председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.
Картина не имеет кинематографических наград; создатели фильма получили почётные грамоты МВД СССР, а Высоцкому трижды присуждали посмертно награды за исполнение роли капитана милиции Жеглова: в 1981 году на IX Всесоюзном кинофестивале в Ереване — спецдиплом и приз жюри, в 1987 году — Государственную премию СССР, а в 1998 году — премию МВД России. Владимир Конкин в 1999 году также был удостоен премии МВД России за создание образа оперуполномоченного Шарапова. Реплики персонажей пополнили словари крылатых выражений и афоризмов.
Сюжет
Действие пятисерийного телевизионного фильма происходит в августе-ноябре 1945 года в Москве.
1-я серия. Молодой фронтовик (старший лейтенант) Владимир Шарапов (Владимир Конкин), направленный на службу в уголовный розыск, знакомится с начальником отдела борьбы с бандитизмом Глебом Жегловым (Владимир Высоцкий) и другими сотрудниками МУРа. Погружение в оперативную деятельность начинается у Шарапова в первый же день службы, когда фактически на его глазах погибает милиционер Вася Векшин, внедренный в уголовную среду для того, чтобы выйти на банду «Чёрная кошка».
Жеглов берёт Шарапова под опеку, Шарапов приглашает Глеба пожить в его комнате, находящейся недалеко от работы.
Помимо охоты за «Чёрной кошкой» отдел Жеглова ведёт самые различные дела. В ходе дежурства они первые оказываются на очередном месте преступления: убита и ограблена молодая женщина, Лариса Груздева, и дело попадает в работу их группы. Капитан Жеглов — уверен, что преступление совершил муж погибшей — доктор Иван Сергеевич Груздев (Сергей Юрский). В его съёмной квартире при обыске найден пистолет, из которого стрелял убийца.
2-я серия. «Чёрная кошка» грабит продуктовый склад. Бандитам удаётся уйти, особенной неудачей становится тот факт, что Шарапов упускает одного из преступников: молодого человека смущает военная форма и орден Отечественной войны на гимнастёрке…
Жеглов и Шарапов продолжают заниматься расследованием убийства Ларисы Груздевой. Все улики указывают на причастность к делу её мужа; тем не менее Шарапов начинает сомневаться в том, что следствие идёт по верному пути.
Во время дежурства Шарапов знакомится с младшим сержантом Варварой Синичкиной (Наталья Данилова): молодые люди отвозят в детдом найденного мальчика-подкидыша, между ними возникает симпатия.
В числе представителей уголовного мира, с которыми он знакомится во время облавы, — девица лёгкого поведения Манька Облигация (Лариса Удовиченко). На её руке обнаруживается браслет погибшей Ларисы. Благодаря полученным от Маньки сведениям Жеглов и Шарапов выходят сначала на вора Копчёного (Леонид Куравлёв), а затем на карманника Кирпича (Станислав Садальский); тот в разговоре с муровцами произносит фамилию неизвестного им бандита — Фокс.
3-я серия. Поимка Фокса (Александр Белявский) — одна из задач, которую должны решить муровцы: во время обыска у Верки-модистки, на квартире которой Кирпич и выиграл у Фокса браслет Груздевой, находят и другие вещи убитой Ларисы. У Верки организуют засаду — в неё, по задумке Жеглова, должен попасть бандит. Однако тщательно продуманный план срывается из-за дерзости Фокса и трусости милиционера Соловьёва. Тем не менее следствие продолжается: в Большом театре за похищением дорогой шубы Жеглов и Шарапов задерживают вора Ручечника (Евгений Евстигнеев) и его напарницу Волокушину (Екатерина Градова), которая сообщает, что у Фокса есть «связной телефон». Дополнительные сведения, касающиеся, в том числе, внешности бандита, Шарапов получает от бывшей любовницы Фокса — Ирины Соболевской (Наталья Фатеева), которая также является подругой убитой Ларисы. Шарапов начинает подозревать, что Фокс — это тот самый бандит, которого он упустил при ограблении склада. Но это означает, что убийство Груздевой и банда «Чёрная кошка» связаны…
Шарапов и Варя всё больше сближаются. А между Шараповым и Глебом начинает копиться напряжение: несмотря на опытность Глеба и его непререкаемый авторитет, Шарапов сомневается в некоторых его методах ведения розыскной работы, что приводит к конфликтам.
4-я серия. Шарапов решает перепроверить факты, полученные в день убийства Ларисы Груздевой. Заново проверяя свидетельские показания, молодой розыскник выясняет, что пистолет, являющийся главной уликой против Груздева, был, вероятно, подброшен в его съёмную квартиру. Одновременно выявляются и другие детали, позволяющие говорить о невиновности Груздева. Жеглов, в целом принимая доводы Шарапова, тем не менее настаивает на необходимости дальнейшего содержания Ивана Сергеевича в тюрьме, поскольку его освобождение может насторожить настоящего преступника. Тем временем муровцы разрабатывают план поимки Фокса в ресторане «Астория». Вся опергруппа под видом отдыхающих проводит время в ресторане, когда Шарапов узнает Фокса. Фокс чует засаду и, вышибая окно ресторана ни в чём не повинной официанткой, пытается скрыться, однако уйти от погони ему не удаётся. Во время опознания Желтовская — новая супруга Груздева — сообщает, что ранее видела Фокса: он появлялся в их доме под видом сантехника в день гибели Ларисы (очевидно, именно тогда он и подкинул пистолет). Картина преступления ясна: Фокс познакомился с Ларисой через подругу, очаровал женщину, предложил замужество и переезд на юг, что подвигло её снять деньги со сберкнижки — именно эти деньги, а заодно и ценные вещи, доставшиеся Ларисе в наследство, были нужны Фоксу.
Ивана Сергеевича Груздева освобождают; Жеглов, убеждённый, что «наказания без вины не бывает», отказывается приносить ему извинения.
Дактилоскопия убитого при задержании шофера Есина, сообщника Фокса, показывает, что именно от его руки погиб Вася Векшин, пытавшийся выйти на «Чёрную кошку». Связь Фокса с бандой доказана, но сам он, держась понятий «вора в законе», отказывается от сотрудничества со следствием.
Шарапов и Жеглов разрабатывают операцию по внедрению Шарапова в банду «Чёрная кошка» под видом мелкого преступника, который якобы случайно познакомился с Фоксом в следственном изоляторе. Благо, у оперативников накопилось достаточно знаний о банде для серьёзной игры…
5-я серия. По плану Жеглова, Шарапов, выдающий себя за некоего Владимира Сидоренко, должен выйти на связь с любовницей Фокса, которую зовут Аня и за которой будет установлена слежка на перспективу. Но план неожиданно даёт осечку: Шарапова захватывают члены банды и, оторвавшись от следующих за ними оперативников, привозят в логово «Чёрной кошки». Там, перед лицом главаря банды горбуна Карпа по кличке Горбатый (Армен Джигарханян) Шарапову удаётся изложить весьма правдоподобную легенду собственного «уголовного прошлого» и убедить бандитов в необходимости отправиться на выручку Фокса, которого буквально на следующий день должны доставить в ограбленный ими ранее магазин для проведения «следственного эксперимента». Шарапов ведёт напряжённую психологическую дуэль с Горбатым, досконально играя роль жадного мелкого уголовника, и добивается доверия к себе.
Неожиданно среди членов банды Шарапов узнаёт своего фронтового товарища, штрафника Сергея Левченко (Виктор Павлов). Левченко, отлично понимающий, что вся «легенда» Шарапова — ложь, и тот является внедрённым оперативником, заманивающим банду в ловушку, тем не менее, не выдаёт боевого товарища. Ночью Левченко предлагает ему покинуть логово. Шарапов отказывается и предлагает Левченко уйти самому. Но и тот отказывается.
Тем временем Жеглов, понимая, что «место встречи изменить нельзя», начинает всерьёз готовить магазин к спецоперации. Она проходит успешно: Шарапов спасён, «Чёрная кошка» обезврежена. Лишь Левченко, воспользовавшись моментом, пытается бежать. Несмотря на протест Шарапова, Жеглов убивает его, ничуть не сожалея о том, что «убил бандита».
После спецоперации подавленный Шарапов направляется в родильный дом, но узнает, что когда-то доставленного им подкидыша кто-то усыновил. Он идёт к Варе Синичкиной. Варя встречает его у окна, на руках она держит взятого из роддома малыша-подкидыша.
Подготовка к съёмкам
Литературный сценарий. Утверждение режиссёра
Фильм «Место встречи изменить нельзя» был снят по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», написанного в 1975 году. В основу произведения легли подлинные события; правда, к деяниям группы, именовавшей себя «Чёрной кошкой», они почти не имели никакого отношения. Участников этой «банды» — преимущественно подростков — удалось задержать во второй половине 1940-х годов после неудачной квартирной кражи. Тем не менее миф о неуловимых преступниках, повсеместно оставлявших рисунки с изображениями котов, существовал в послевоенной московской среде довольно долго. Из этой истории братья Вайнеры позаимствовали лишь название группы и символику. Гораздо ближе к героям романа оказались представители красногорской банды Ивана Митина. По словам Георгия Вайнера, «хотя Шарапов это и собирательный образ, но у него есть и прототип — Володя Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. Он участвовал в захвате знаменитой банды Митина, которую мы персонифицировали как „Чёрная кошка“». К реальным событиям восходит и сюжетная линия, связанная с арестом Ивана Сергеевича Груздева. Речь идёт о его прототипе — кандидате медицинских наук Евгении Миркине, который в 1944 году был арестован по подозрению в убийстве собственной жены. Лишь после вынесения приговора появились данные, свидетельствующие о непричастности доктора к этому преступлению.
Существуют разные версии, связанные с идеей экранизации «Эры милосердия». По воспоминаниям Аркадия Вайнера, после выхода отдельной книги они с братом подарили несколько экземпляров близким друзьям. В их числе был Владимир Высоцкий. Прочитав роман, Высоцкий сообщил Вайнерам, что «Эра милосердия» представляет собой готовую основу для будущего фильма, в котором он хотел бы застолбить для себя роль Жеглова. Иную трактовку событий изложил Станислав Говорухин, утверждавший, что именно он порекомендовал Высоцкому познакомиться с произведением Вайнеров: «Прочти, прекрасная роль на тебя».
После включения «Эры милосердия» в план Одесской киностудии встал вопрос о режиссёре. Изначально сценарно-редакционная коллегия планировала привлечь к работе Вилена Новака; позже в качестве претендента рассматривался Алексей Баталов. Однако ни тот, ни другой не смогли приступить к работе из-за занятости в других картинах. Говорухина на должность постановщика ленты предложил Высоцкий. Вайнеры поддержали его кандидатуру после того, как Станислав Сергеевич при личной встрече пообещал писателям, что без согласия соавторов не изменит «ни одной строчки, ни одного слова» в их сценарии.
Непосредственная работа над сценарием проходила в Переделкине. Время от времени туда приезжал и Высоцкий, предлагавший свои варианты развития тех или иных эпизодов. Так, именно он предложил новый драматургический ход — разместить на двери кладовой увеличенную фотографию Вари Синичкиной. Сценарный образ Жеглова создавался уже с учётом актёрской органики и типажа Высоцкого. Если в романе Жеглов — смуглый крепкий парень, «плечи в пиджаке не помещаются», то в сценарии Глеб имел «иные внешние характеристики». В процессе работы менялось и название картины. В производственном плане киностудии фигурировала «Эра милосердия». Позже Говорухин предложил другое название — «Чёрная кошка». Однако подобное сочетание, несущее явный мистический посыл, в киногруппе сочли заведомо непроходным. В результате лента вышла в свет под названием «Место встречи изменить нельзя» — этот вариант уже использовался в 1975 году, во время первой публикации романа в журнале «Смена».
Режиссёрский сценарий
Сценарий братьев Вайнеров, утверждённый Одесской киностудией в июне 1977 года и тогда же направленный для рассмотрения на Центральное телевидение, представлял собой скорее литературное, нежели драматургическое произведение. Как вспоминала редактор Одесской киностудии Галина Лазарева, по объёму и сюжетным линиям он не вписывался в параметры кинопроизводства. Замечания и рекомендации, поступившие после обсуждения «Эры милосердия» в Одессе и Москве, были учтены Станиславом Говорухиным при подготовке режиссёрского сценария. Он представлял собой технический документ с точным указанием необходимых ресурсов и материалов для съёмок. Согласно режиссёрскому сценарию, для участия в картине должны быть задействованы 33 исполнителя главных ролей (от Шарапова до сестры Ларисы Груздевой — Нади), 31 исполнитель ролей второго плана и более восьмидесяти человек, появляющихся в эпизодах. Говорухин просчитал, какое количество плёнки потребуется для съёмок на натуре, в павильоне и на интерьерных площадках (например, в Большом театре, бильярдной и радиокомитете). Режиссёр также подготовил полную раскадровку будущего фильма.
Каждая серия в режиссёрском сценарии имела своё название: «Чёрная кошка», «Знакомые всё лица», «Предательство», «Операция „Савой“», «Место встречи изменить нельзя». Некоторые эпизоды из сценария Вайнеров были полностью переписаны; порой такие изменения делались вынужденно. К примеру, в изначальном варианте Шарапов, узнав о гибели любимой девушки Вари Синичкиной, набрал номер справочной службы и попросил дать телефон родильного дома имени Грауэрмана. Такая концовка не устроила Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР, по заказу которого снимался фильм. По словам Лапина, настроение зрителей в начале очередной рабочей недели может быть омрачено известием о гибели Вари. Финал режиссёрского сценария выглядел иначе: «У окна — с заснеженным пейзажем за ним — стоит Варя с малышом на руках. С ожиданием и нежностью смотрит на Шарапова. <…> На глазах у Вари слёзы».
В литературный сценарий Вайнеров был включён такой художественный элемент, как «закадровый голос Шарапова». Внутренний монолог молодого оперуполномоченного частично сохранился и в режиссёрском сценарии — речь идёт в основном об эпизодах-воспоминаниях. Однако во время монтажа создатели картины решили отказаться от этого приёма, сочтя, что экранная история сама по себе вполне убедительна и не нуждается в дополнительных комментариях. Режиссёрский сценарий картины получил утверждение на Одесской киностудии 14 декабря 1977 года. Через два месяца он был подписан в печать и издан в городской типографии тиражом 150 экземпляров.
Кинопробы, выбор исполнителей
Хотя Высоцкий сразу застолбил у братьев Вайнеров роль Жеглова, сценаристы во время обсуждений делали прикидки и в отношении других артистов — к примеру, в качестве возможных претендентов рассматривались Сергей Шакуров и Николай Губенко. Говорухин же, стремясь утвердить на роль капитана МУРа именно Высоцкого, привлёк к кинопробам заведомо проигрывающих ему актёров. Так, в числе кандидатов значились Евгений Стежко, Юрий Кузьменков, Анатолий Поползухин, Леонид Яновский. Евгений Стежко, в фильме исполнявший роль лейтенанта Топоркова, в своих воспоминаниях подтвердил, что заранее был предупреждён Говорухиным перед пробными съёмками на роль Жеглова: «Шансов у тебя никаких, это роль Высоцкого. Просто нужен конкурс». Замысел режиссёра удался — руководство киностудии после знакомства с записями проб признало, что Высоцкий — наиболее убедительный претендент, и утвердило его на роль.
На роль Шарапова Говорухин предполагал пригласить Николая Губенко, но столкнулся с протестом со стороны Высоцкого, считавшего, что у них схожие типажи и близкий актёрский почерк. Пригласили Евгения Герасимова, и хотя ему очень понравился сценарий, но до поступления этого предложения актер уже дал согласие на съемки в фильме «Время выбрало нас» Михаила Пташука, поэтому отказался от роли Шарапова, о чём позже пожалел. Тогда появилась кандидатура Владимира Конкина, поначалу встретившая активное сопротивление со стороны братьев Вайнеров. В их представлении бывший разведчик, сорок два раза ходивший за линию фронта и зачастую возвращавшийся «с языком на плече», не мог выглядеть так, как выглядел Конкин. Но и тут Говорухин оригинально организовал пробы — предложенные им десять альтернативных актёров явно уступали изначальной кандидатуре: они были «похуже и пожиже». Поняв, что такой образ Шарапова «засел навсегда» в голове у режиссёра, а сопротивление этой кандидатуре может разрушить творческий настрой Говорухина, Вайнеры согласились. Уже во время съёмок фильма режиссёр вспомнил про Леонида Филатова: «Это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала — не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годится только сильный».
На роль Фокса изначально был приглашён Борис Химичев, но в процессе работы выяснилось, что его типаж не устраивает Говорухина. По совету Высоцкого Химичева заменили на Александра Белявского. Фактически без «конкурса» на роль милиционера Соловьёва был утверждён Всеволод Абдулов, находившийся после автомобильной аварии в тяжёлом состоянии. Навестившие артиста в больнице Говорухин и Высоцкий оставили ему сценарий и предложили на выбор любую роль. С трудом (из-за последствий аварии) запоминавший текст роли актёр остановился на Соловьёве. Создать экранный образ Левченко — бывшего фронтовика, ставшего бандитом, — Высоцкий предложил Виктору Павлову: «Соглашайся… роль сделаешь такой, как ты её увидишь». Несмотря на то, что роль была небольшая, Павлов согласился. Ивану Бортнику, не утверждённому на роль Шарапова, Говорухин предложил сыграть роль бандита по кличке Промокашка. Он же пригласил к участию в картине Светлану Светличную. На роль девицы лёгкого поведения Маньки Облигации пробовались Нина Ильина и Наталья Ченчик; Ларисе Удовиченко Говорухин предлагал сыграть милиционера Варю Синичкину. Удовиченко же настояла на роли проститутки, а Наталье Ченчик досталась роль Лже-Ани. Братья Вайнеры видели в роли главаря банды Горбатого Ролана Быкова. Актёр дал согласие и прибыл на пробы в Одессу, но не смог участвовать в съёмках по состоянию здоровья. По предложению второго режиссёра картины Надежды Поповой на эту роль был приглашён Армен Джигарханян.
Скромный бюджет фильма способствовал тому, что для участия в ряде эпизодов режиссёром были задействованы родственники и друзья членов киногруппы: дочь Аркадия Вайнера — Наталья Дарьялова; супруга Говорухина — Юнона Карева; сын Вадима Туманова — Вадим; Аркадий Свидерский — товарищ Высоцкого по школе; Владимир Гольдман — неофициальный администратор Высоцкого; жена Бабека Серуша — Наталья Петрова; сын Марины Влади — Пётр; приятель Высоцкого по Большому Каретному — каскадёр Олег Савосин; администратор Театра на Таганке Валерий Янклович.
Костюмы, объекты, аксессуары
К началу съёмок многие объекты, упоминаемые в романе и сценарии, утратили приметы времени. Облик Москвы 1970-х годов существенно отличался от образа послевоенной столицы: по Цветному бульвару уже не ходили трамваи, на площади Никитских ворот было построено здание ТАСС. Для создания достоверных пейзажей в фильме приходилось выверять все движения камеры — небольшое отклонение могло разрушить видеоряд. Съёмке каждого натурного эпизода предшествовала длительная работа художников «Места встречи…» — им приходилось прятать признаки нового времени, дорисовывать и декорировать, воссоздавая необходимые картины. Съёмки эпизода «Украденная шуба» проходили в Большом театре и были осложнены особым режимом охраны этого объекта. Отделение милиции № 17, куда доставили задержанного Кирпича, снималось на базе московского особняка на пересечении Садового кольца с Олимпийским проспектом. В роли ресторана «Астория» выступал ресторан «Центральный» на улице Горького. Некоторые столичные объекты снимали в Одессе — к ним относятся «московские проходные дворы», где происходит часть погони, а также ограбленный склад и бильярдная (в приморском парке им. Шевченко). Дворец культуры работников милиции, показанный в картине, был «комбинированным» объектом: часть съёмок прошла в московском ДК «Правда», а часть — в Одесском доме офицеров.
Остальные декорации — коммунальная квартира, где жил Шарапов, подвал магазина, квартира Ларисы Груздевой, кабинеты МУРа — были построены в павильонах Одесской киностудии. Одним из исключений стала сцена допроса Ручечника Жегловым: она снималась в интерьерах «купеческой квартиры» (ул. Горького, 46), где в школьные годы Высоцкого размещался театральный кружок, возглавляемый актёром и режиссёром Владимиром Богомоловым. В киногруппе скрупулёзно создавали среду и образ будущей картины, готовили реквизит, соответствующий эпохе, вплоть до кускового сахара и длинных ситцевых трусов, в которые были облачены персонажи. Одежду для своего героя Высоцкий подбирал сам. На костюмерном складе Одесской киностудии с помощью художника по костюмам Акимовой им были выбраны брюки-галифе, сапоги, пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску, кожаное пальто и шляпа. По словам Аркадия Вайнера, облачение Жеглова по стилистике напоминало одежды киногероя Аль Пачино в одном из фильмов, нравившемся Высоцкому.
В роли хлебного автофургона, в котором передвигались бандиты, снималась «машина-памятник» — «ГАЗ-АА» 1940-х годов — съёмочная группа позаимствовала её «с пьедестала в „Мосхлебтрансе“». Автомобиль входил в число первых фургонов, начинавших развозить хлеб в Москве. Машина находилась в плохом техническом состоянии, и сцена её проезда во время погони перед поездом снималась с определённым риском. Грузовик «Студебеккер» был получен на студии «Мосфильм». Машина в кадре передвигалась на буксире — из оборудования в ней работали только тормоза. Для съёмок эпизода падения в реку грузовик разгоняли с помощью толкача «под горку». «Мосфильмом» же был предоставлен и автобус ЗИС-8 по прозвищу «Фердинанд», выступавший в роли основного средства передвижения сотрудников МУРа.
Съёмки
Режиссёрская работа
Съёмки начались 10 мая 1978 года. В тот же день жена Высоцкого — Марина Влади — обратилась к Говорухину с просьбой найти на роль Жеглова другого артиста. Об этом попросил Станислава Сергеевича и Высоцкий, который объяснил, что погружение в многосерийный проект отнимет у него слишком много сил: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!». Режиссёр наотрез отказался менять исполнителя, но пообещал, что если у Высоцкого возникнет необходимость взять длительную паузу, студия пойдёт ему навстречу. Щадящий режим, созданный для актёра в киногруппе, позволил ему не прерывать театральную деятельность, выступать с концертами и совершать путешествия, в том числе по дальним маршрутам — на Таити, в Северную Америку. По словам киноведа Любови Аркус, если бы Жеглова сыграл другой артист «с отрицательным обаянием», на экраны вышел бы просто добротный детектив, «дежурный десерт телепрограммы».
Но С. Г. [Станислав Говорухин] решился на парадокс, на рискованный оксюморон: такой Жеглов, каким он придуман и сделан в «Месте встречи…», своевольно смешал карты, нарушил расклад, создал поле, в котором завихрились непредсказуемые смыслы. Оправдывает ли цель затраченные на её достижения средства? Детективный роман братьев Вайнеров предполагал однозначно отрицательный ответ, фильм С. Г. от него уклонился.
— Любовь Аркус.
Киноведы отмечали, что отдельные персонажи были прописаны в сценарии весьма поверхностно. Тем не менее точный выбор исполнителей, а также режиссёрская драматургия позволили практически каждому из актёров создать закадровую биографию своего героя. В результате детективный сюжет картины перемешался с элементами психологической кинодрамы. Так, собственную заэкранную историю имеют попавший в бандитскую среду фронтовик Левченко, тяготеющая к «двусмысленным романам» бывшая любовница Фокса Ингрид Соболевская, ценящий жизненные удовольствия вор Копчёный, откровенный индивидуалист с хозяйственной хваткой — милиционер Соловьёв. Даже в образе главаря «Чёрной кошки» Горбатого просматриваются не только бандитская жестокость, но и человеческие пристрастия: он дорожит мнением своей спутницы Клаши и сознаёт ответственность за находящуюся рядом с ним «шатию-братию».
Съёмочный график был выстроен весьма жёстко. Как вспоминал оператор Леонид Бурлака, если для прокатного кино дневная норма составляла 25 отснятых метров плёнки, то для телевизионного фильма она была выше почти в три раза. Поначалу работа Говорухина встретила протест со стороны братьев Вайнеров, которых не устроили сценарные изменения, сделанные режиссёром. Конфликт привёл к тому, что их фамилия была исключена из титров — в качестве автора сценария там значился некий Станислав Константинов. Позже Вайнеры вернули информацию о своём авторстве в картину, причём переснимать титры им пришлось за свой счёт. В 1984 году в интервью одной из одесских газет писатели отметили, что «талантливая работа С. Говорухина сделала „Место встречи изменить нельзя“ одним из самых серьёзных кинодетективов на нашем экране».
Высоцкий как постановщик
В июне 1978 года Говорухин уехал на кинофестиваль в ГДР. Во время его отсутствия функции постановщика были возложены на Высоцкого, с которым режиссёр предварительно обсудил все детали — от концепции снимаемых эпизодов до мизансцен. Предполагалось, что четырёхсот метров плёнки Высоцкому хватит на неделю, однако он снял всё запланированное за четыре дня. По воспоминаниям заместителя директора «Места встречи…» Владимира Мальцева, организационная манера Высоцкого кардинально отличалась от говорухинской. Станислав Сергеевич — «барственный, медлительный», не расстававшийся с трубкой, — тяготел к неспешному творческому процессу, при котором идеи порой рождались прямо на съёмочной площадке. У Высоцкого был иной подход — он требовал, чтобы к началу съёмочной смены все службы киногруппы, от осветителей до костюмеров, были полностью готовы к работе. Задачи он ставил чётко, репетиции проводил быстро и снимал, как правило, с одного-двух дублей. Как вспоминал позже Говорухин, киногруппа, постоянно пребывавшая в «лёгком производственном напряжении», встретила вернувшегося режиссёра словами: «Он [Высоцкий] нас замучил!».
Высоцкий самостоятельно снял эпизоды, связанные с опознанием Фокса и допросом Шараповым врача Груздева, а также сцену с участием погибшего оперативника Васи Векшина. Евгений Леонов-Гладышев, сыгравший Векшина, рассказывал, что Высоцкий предложил облачить его героя в белое офицерское кашне, которое в послевоенные годы носила молодёжь, не попавшая на фронт (эти кадры в фильм не вошли). Исполнительница роли Желтовской Юнона Карева признавалась, что ей, не имевшей кинематографического опыта, было сложно находиться перед камерой, и только собранность Высоцкого помогла актрисе справиться с волнением. Однако Говорухин, возвратившись с кинофестиваля, остался не слишком доволен отснятым материалом: «Станиславу Сергеевичу не нравилось всё — как я хожу, как я говорю, как и во что меня одели». Сам же Говорухин утверждал, что в некоторых снятых Высоцким кадрах чувствовалась «театральная режиссура»; тем не менее эти эпизоды вошли в фильм: «У нас не было времени что-то переснимать, да и не было необходимости».
Высоцкий, так случилось, в большинстве сцен, в которых я снимался, был режиссёром… <…> Поэтому я наблюдал Высоцкого, как говорится, в двух ипостасях одновременно. И мне кажется, он замечательно с этим справлялся. Это поднимало его дух, он был контактен, очень легко шёл на компромиссы.
— Сергей Юрский
Трюки, дублёры и каскадёры
В ряде эпизодов фильма актёров заменяли дублёры и каскадёры. Во время съёмок сцены в бильярдной, где Жеглов разговаривает с Копчёным, выяснилось, что ни Высоцкий, ни Куравлёв прежде не играли в бильярд и не умели правильно держать кий, поэтому все удары за них выполнял один из местных мастеров — серебряный призёр Кубка СССР по бильярду Владимир Иванов по прозвищу Фриц. Эпизод, в котором Шарапов исполняет в логове бандитов 2-й этюд Шопена (ор. 25, № 2, фа минор, presto) и «Мурку», также снимался с дублёром — Конкин не помнил на память мелодии и мог их воспроизвести только после дополнительных репетиций. Вместо него на пианино играла музыкальный редактор студии Галина Бурименко, в кадре — её загримированные руки.
Погоня за Фоксом снималась двадцать дней, пока Высоцкий находился в отъезде. Сцену стрельбы через разбитое окно с его участием снимали позже отдельно. Разбивая шестимиллиметровое стекло автобуса, актёр ощутимо травмировал руку, порезав участок от мизинца до запястья: «Если присмотреться, это даже в кадре видно, но в суматохе никто не обратил внимания. Зато после команды: „Стоп!“ кровь у него лилась прямо с локтя и залила сиденье автобуса». Трюк с падением «Студебеккера» в реку выполняли каскадёры Владимир Жариков и Олег Федулов. Грузовик, пробив решётку ограждения реки, неожиданно перевернулся и упал в воду крышей кабины. Машина незапланированно погрузилась в плотный слой ила, и её двери оказались заклинены. Это помешало каскадёрам быстро вынырнуть. Они, по словам главного оператора фильма Леонида Бурлаки, вынуждены были пробивать ил, и первый из исполнителей трюков появился на поверхности лишь через сорок секунд — членам съёмочной группы показалось, что эта неполная минута по напряжённости была сопоставима с часами ожидания. На следующий день с помощью крана удалось вытащить из воды «студебеккер»: «Не могли же мы оставить в реке имущество „Мосфильма“». Каскадёрскую часть сцен с официанткой, чьим телом Фокс выбивал окно в «Астории», и сбитой автомобилем регулировщицей также выполнял Владимир Жариков.
Музыка
Я не спел вам в кино, хоть хотел,
Даже братья меня поддержали:
Там, по книге, мой Глеб где-то пел,
И весь МУР все пять дней протерпел,
Но в Одессе Жеглова зажали…
В. Высоцкий. Из посвящения братьям Вайнерам на юбилее писателей в ЦДЛ 20 января 1980 г.
Основная музыкальная тема в «Месте встречи…» была создана композитором Евгением Геворгяном и его братом — контрабасистом Андреем. Задачи, поставленные Говорухиным перед братьями Геворгянами и музыкальным редактором фильма Галиной Бурименко, режиссёр связывал с воссозданием атмосферы времени: необходимо было, с одной стороны, ввести в контекст ленты «затаённый, вкрадчивый» инструментальный мотив; с другой — подобрать популярные в послевоенную пору песни и танцевальные мелодии (в частности, фокстроты), которым надлежало звучать фоном в тех или иных эпизодах.
Высоцкий предлагал использовать в картине его собственные произведения — речь идёт о таких песнях, как «День рождения лейтенанта милиции в ресторане „Берлин“» («Побудьте день вы в милицейской шкуре…»), «О конце войны» («Сбивают из досок столы во дворе…»), «Баллада о детстве». Ни одна из них в фильм не вошла. По одним данным, актёр сам отказался от их исполнения, потому что счёл, что в этом случае капитан Жеглов рискует превратиться во Владимира Высоцкого; по другим — идея с песнями была отвергнута Говорухиным, решившим, что произойдёт разрушение и общей драматургии, и образа героя. Тем не менее в одном из эпизодов Жеглов спел фрагмент песни Александра Вертинского «Лиловый негр», перемежая текст произведения репликами, обращёнными к Шарапову.
Кстати, успех этой роли — да, пожалуй, и всей картины — во многом был обеспечен тем, что Высоцкий как бы сыграл в ней собственные ранние годы, атмосферу собственных первых песен, с теми же самыми «уголовными элементами», которыми была полна послевоенная Москва. В этом смысле Жеглов очень органично вписался в поэтические интересы «позднего» Высоцкого, с его лирической «мемуаристикой».
— Анатолий Кулагин.
Монтаж и озвучивание
Оценка качества плёночного материала производилась непосредственно во время съёмок — цех обработки плёнки работал круглосуточно, проверяя, чтобы отснятый материал не содержал брака. При этом декорации сохранялись и группа актёров не отзывалась со съёмочного объекта до тех пор, пока отдел технического контроля не подтверждал, что качество рабочих позитивов соответствует требованиям, а значит, пересъёмка не нужна. В то же время, по свидетельству Людмилы Поповой (начальника цеха обработки плёнки), небольшая часть удачных дублей удалялась Говорухиным ещё на стадии просмотра из соображений общего метража.
Несмотря на исключение ряда сцен, отснятого материала в итоге было получено на семь полных серий. По требованию председателя Гостелерадио Сергея Лапина уже почти готовую картину сократили до 5-серийного формата. Для сохранения общей драматургический логики создатели фильма удаляли не отдельные сюжетные линии, а небольшие разрозненные фрагменты; часть «сверхпланового материала» удалось сохранить за счёт увеличения длительности серий; другая часть вырезанных кадров использовалась в качестве фона для начальных титров, предваряющих ту или иную серию. По воспоминаниям оператора Леонида Бурлаки, почти всё, что отсняла киногруппа, в результате вошло в фильм. Из значимых сцен был удалён только пролог — от его включения в картину отказался сам Говорухин, решивший, что основной посыл, содержавшийся в небольшом эпизоде без слов, и без того понятен в контексте сюжета. Пролог содержал фронтовые кадры, в которых Левченко и Шарапов совершают вылазку за линию фронта с целью захвата языка (роль военнопленного исполнял сын Марины Влади). По мнению Владимира Конкина, эпизод мог развеять сомнения зрителя в возможностях командира разведроты Шарапова «тащить кого-то на себе».
Работа по озвучиванию (тонировке) фильма была длительной и кропотливой. По свидетельству звукорежиссёра Анны Подлесной, сцена в ресторане «Астория» озвучивалась в дневное время перед вечерними съёмками в течение примерно двух недель и заняла несколько полных рабочих смен. Во время озвучивания Высоцкий предпочитал работать один даже в парных сценах, считая, что партнёры могут его сбивать. Говорухин в своих воспоминаниях утверждал, что тонировка Высоцкого заняла месяц и была затруднена тем, что Высоцкий «уже прожил роль Жеглова», а потому технически сложная, не творческая работа по озвучиванию выполнялась им с колоссальным напряжением. Звук фильма в те времена записывался на отдельной от изображения плёнке и так же, как и фильм, занимал семь рулонов плёнки для каждой серии, общей длиной около двух километров.
Деятельность консультантов МВД
Наше телевидение требовало резко:
Выбросить слова «легавый», «мусор» или «мент»,
Поменять на мыло шило, шило — на стамеску,
А ворьё переиначить в «чуждый элемент»
В. Высоцкий. «Братьям Вайнерам».
Консультантами фильма были назначены генерал-лейтенант Константин Иванович Никитин, в то время заместитель министра внутренних дел СССР Щёлокова, и Вадим Григорьевич Самохвалов — начальник штаба МВД СССР. По свидетельству братьев Вайнеров, их поддержка помогла утвердить Высоцкого на роль Жеглова. Ещё на этапе знакомства со сценарием Никитин потребовал, чтобы воровской жаргон был исключён из диалогов («Так в милиции не говорят! никакой фени!»), но Говорухин его многочисленные замечания «старательно не учёл». Перед непосредственной сдачей картины Никитин скончался; ему на смену пришёл первый заместитель начальника главного следственного управления МВД генерал-майор Владимир Петрович Илларионов. Познакомившись с Высоцким ещё во время съёмок фильма, Илларионов часто консультировал актёра в своём кабинете в здании следственного управления (улица Дзержинского, 11), предоставлял ему альбомы из своей коллекции, книги о тюремном и воровском жаргоне. Не исключено, что только благодаря ходатайству консультантов создатели картины смогли снять эпизод с поимкой Ручечника в Большом театре. В ту пору это был объект с особым режимом охраны, съёмки в котором разрешались лишь в исключительных случаях.
В 1960-х годах в советском обществе ещё свежи были воспоминания о ежовском и бериевском правлении в органах внутренних дел. Нежелание ассоциироваться с «наследием мрачных времён» стало одной из причин, по которой Высоцкий наотрез отказался носить в фильме милицейскую форму. Единственный эпизод, когда он появился в кителе («Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, нечто вроде пижамы»), был снят по личной просьбе министра внутренних дел. По утверждению Илларионова, Высоцкий после успеха «Места встречи…» задумывался о продолжении фильма. Побывав в архиве МВД, актёр подобрал дело, чтобы рассказать об ордене Красной Звезды, который носит его герой в картине:
Зимой 1942 года из Свердловска в голодную Москву шёл эшелон с продуктами. Его охраняла группа работников НКВД во главе с капитаном. Были получены оперативные данные, что на эшелон, прибывший на станцию Лихоборы, возможно нападение вооружённой банды. Решили при маневрировании вывести вагоны с продуктами, а на их место поставить состав с усиленной охраной. Но произошла какая-то накладка. Небольшой группе пришлось принять неравный бой с бандитами. Впоследствии раненого в перестрелке капитана наградили тем же орденом, что и Жеглова.
Сдача и выход картины
Скоропостижная смерть консультанта МВД генерал-лейтенанта Константина Никитина несколько осложнила сдачу картины, поскольку члены принимающей комиссии, пришедшие вместо него, выдвинули свои претензии: «Вы с ума сошли? Хотите, чтобы весь Союз неделю говорил о ворах и проститутках?» Возникла неоднозначная ситуация: фильм открыто не запретили и в то же время не приняли. Тем не менее после некоторой паузы Центральное телевидение включило ленту в сетку вещания, приурочив премьеру ко Дню милиции. Показ 1-й серии состоялся 11 ноября 1979 года по первой программе.
По свидетельству Станислава Говорухина, находившегося в тот момент в Севастополе, выход очередной серии «Места встречи…» стал фактически причиной срыва массового праздника: «Народ проигнорировал городское мероприятие и сидел у телевизоров». Первые зрительские отклики начали поступать сразу после премьеры. Так, в редакцию газеты «Советская культура» пришло обстоятельное письмо от А. П. Сушко из Ворошиловградской области. Автор письма сообщал, что с каждой новой серией популярность ленты «неописуемо возрастала»:
Последнюю серию у нас на шахте в общей нарядной смотрела почти вся смена по окончании рабочего времени. Отложив в сторону все свои дела, в том числе и личные, не считаясь с усталостью, люди с нетерпением ждали финальной части.
Первые на Луне.
Съемочная группа журналистов расследует строго засекреченное дело. Им удается раскопать настоящую сенсацию: оказывается, еще до Великой Отечественной войны в СССР была создана первая ракета и готовился полет на Луну.
???(+) Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Диверсия на «Северном Потоке»: известная опасность» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+) Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Диверсия на «Северном Потоке»: известная опасность» в меру своей упоротости рассказывает о версиях произошедшего. Разумеется, версия об очевидной причастности США даже не была упомянута. Хотя нет, была: в прямой речи Пескова, в контексте: «И какую же чушь несёт этот усатый!». Уровень упоротости: зашкаливающий ?
С понедельника газ просачивается в Балтийское море из-за трёх утечек в трубопроводах «Северный поток 1 и 2». Теперь все спрашивают: кто устроил саботаж на трубопроводах?
8 ноября 2011 года должен был стать великим днем для поставок газа в Европу. Множество политических VIP-персон собралось в Любмине в Западной Померании, когда канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев включили газовый кран для первой из двух ниток газопровода «Северный поток». По крайней мере, символически. Они улыбнулись друг другу.
Вокруг них стояли премьер-министры Франции и Нидерландов Франсуа Фийон и Марк Рютте, комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, Эрвин Зеллеринг, премьер-министр Мекленбурга-Передней Померании, и, конечно же, Герхард Шрёдер. Он инициировал этот проект вместе с Владимиром Путиным, когда тот ещё был канцлером. Меркель назвала «Северный поток» знаком того, «что мы рассчитываем на надёжное и устойчивое сотрудничество с Россией в будущем». Одиннадцать лет спустя не только трубы «Северного потока 1», но и трубы «Северного потока 2» лежат на дне Балтийского моря. И с понедельника газ поступает в море из-за утечек в обоих трубопроводах. Лопнувший конец «жизнестойкого сотрудничества».
В понедельник утром впервые было зарегистрировано падение давления на одной из двух ниток газопровода «Северный поток 2». Вечером неполадки были замечены на нитке первого газопровода «Северный поток». Хотя «Северный поток-2» так и не был введён в эксплуатацию, а по «Северному потоку-1» Россия ничего не поставляла в течение нескольких недель, они были заполнены газом. В воздух поднялись датские истребители. На снимках видно, что Балтийское море взбаламучено, и газ вытекает на поверхность. Три течки находятся рядом с датским островом Борнхольм. Шведские сейсмологи сообщили, что несколько измерительных станций зафиксировали два взрыва в регионе в понедельник, один утром, другой вечером. С тех пор волнение было огромным. Существует множество признаков саботажа. Но кто это сделал - и что это означает для безопасности оставшейся энергетической инфраструктуры в Балтийском море?
Об опасности было известно давно. Всего несколько дней назад инспектор ВМС Германии, адмирал флотилии Ян Каак, вновь обратил на это внимание. В своём интервью он предупредил: «На дне Балтийского моря, а также в Атлантике есть критически важная инфраструктура, например, трубопроводы или подводные кабели для IT. Вот где они могут быстро отключить свет таким странам, как Эстония, и есть угрозы для глобальных коммуникационных структур, на которые нужно обратить особое внимание». Не имея отношения к событию, которое сейчас произошло на двух трубопроводах Nordstream, Каак сказал газете Die Welt в начале этой недели: «Есть причина, по которой российские подводные или надводные аппараты остаются в районе этих кабелей в течение длительного времени».
Всего несколько месяцев назад разрушение одной или обеих труб «Северного потока - 1» означало бы серьёзный удар по энергоснабжению Германии и нескольких соседних стран. Ежегодно по трубам можно будет прокачивать около 54 млрд кубометров газа. Разрушение трубопроводов, будь то в результате аварии или нападения, означало бы внезапную потерю значительной части энергоснабжения Германии, а также Дании, Бельгии или Нидерландов - со значительными последствиями для экономики и частных домохозяйств. Но поскольку газ в Лубмин всё равно больше не поступал, угрозы такого шока, по крайней мере, не было.
Помимо «Северного потока», по морю проходят и другие трубопроводы, важные для Германии и Европы. Например, Europipe 1 и Europipe 2, которые транспортируют природный газ из Норвегии в Германию через Северное море. Во вторник, спустя всего несколько часов после обнаружения утечек в «Северном потоке», в Польше состоялось торжественное открытие «Балтийской трубы». Этот газопровод будет использоваться для доставки газа из Норвегии через Балтийское море. Балтийское море также является домом для ряда подводных кабелей, силовых кабелей, таких как NordBalt между Швецией и Литвой и 1172-километрового соединения C-Lion из Финляндии в Германию. Сама Россия соединяется с Калининградской областью кабелем длиной около 1100 километров. Только в Балтийском море насчитывается более десятка таких кабелей. Ни один из них не является особо охраняемым, но они важны.
То же самое относится и к различным другим подводным соединениям в Северном море, а также в Атлантике. В течение многих лет разведывательные службы и военно-морские силы указывали на то, что в центре внимания российской деятельности находятся не только трубопроводы, но и подводные интернет-кабели. Например, американский адмирал Эндрю Леннон уже сообщил The Washington Post в начале 2021 года: «Россия очень заинтересована в подводной инфраструктуре НАТО», они наблюдают за выраженной деятельностью под и над водой с 2017 года.
Имеет ли Россия отношение к утечкам в трубопроводах, точно не известно. Однако то, что они являются результатом саботажа, похоже, не вызывает сомнений. В среду в Брюсселе в связи с инцидентом прошли консультации в рамках ЕС и НАТО. Ответственные лица постоянно говорили о саботаже. Председатель Комиссии ЕС фон дер Ляйен уже использовала это слово во вторник вечером. После телефонного разговора с премьер-министром Дании Метте Фредериксен она написала в Твиттере: «Любое преднамеренное нарушение активной энергетической инфраструктуры Европы неприемлемо и вызовет самую жесткую реакцию». Она добавила, что необходимо быстро выяснить, кто стоит за этим инцидентом. Комиссар по иностранным делам Жозеп Боррель, выступая от имени всех государств-членов, пригрозил «решительным и единым ответом» в среду утром. «Вся имеющаяся информация указывает на то, что эти утечки являются результатом преднамеренных действий». Однако, как и фон дер Ляйен, он не назвал ответственную сторону.
Евродепутат от «Зелёных» Райнхард Бютикофер пошел дальше. По всей видимости, оба трубопровода стали «целью государственного терроризма», сказал эксперт по внешней политике, предположив, что ответственность за это несёт Москва. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уже говорил об «акте саботажа» во вторник - на открытии польского газопровода - который, вероятно, стал дальнейшим «этапом эскалации конфликта в Украине».
Поэтому основное внимание уделяется Москве. Однако остаётся неясным, как Европейский Союз может отреагировать на это. Его потенциал для санкций против России в значительной степени исчерпан. В вопросах безопасности НАТО в любом случае более востребована. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг во вторник вечером провел телефонный разговор с главами правительств Дании и Швеции, а в среду утром принял министра обороны Дании. Встреча была запланирована уже давно, но теперь стала политически взрывоопасной. После этого норвежец заявил, что они обсуждали «саботаж» и защиту критической инфраструктуры в странах НАТО. Дания также подняла этот вопрос на заседании Североатлантического совета. «Есть основания для беспокойства по поводу ситуации с безопасностью в регионе Балтийского моря», - сказал министр обороны Дании Мортен Бёдсков. Ожидается, что Россия продолжит «бряцать оружием», и вооружённые силы Дании имеют это в виду.
Первоначально не было призывов к расширению участия НАТО. Дания также воздержалась от инициирования консультаций союзников в соответствии со статьёй 4 Договора НАТО. Это возможно, если партнёр видит угрозу своей безопасности. В 2008 году Альянсу была отведена «вспомогательная» роль в защите критической энергетической инфраструктуры. Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре уже провёл переговоры с НАТО по поводу утечки информации. Однако в среду он заявил, что угроз в отношении норвежских нефтегазовых объектов не было. Он сказал, что Норвегия осознаёт свою ответственность за безопасность своего континентального шельфа, который сейчас является крупнейшим поставщиком газа в Европе. Норвежские СМИ ранее сообщали, что нефтегазовая компания Equinor, а также полиция повысили уровень готовности на норвежских объектах. Норвежские вооружённые силы также были приведены в готовность для оказания помощи. Йонас Гар Стёре также сообщил, что активность беспилотников над континентальным шельфом возросла, особенно в сентябре.
Федеральный министр обороны Кристина Ламбрехт (СДПГ) объявила, что ВМС Германии «привнесут свой опыт в расследование». Она сказала, что «предполагаемый акт диверсии» на трубопроводах Балтийского моря показал, что Германия зависит от критически важной инфраструктуры, включая подводную. «Сейчас необходимо быстро выяснить обстоятельства этого тревожного события и установить виновных», - продолжила Ламбрехт. Повреждение трубопроводов также показывает, насколько важен для безопасности страны и союзников Германии сильный военно-морской флот в составе боеспособного бундесвера, добавила она. Тот факт, что после интенсивных ведомственных консультаций в Берлине первой выступила именно министр обороны, а не, например, министр внутренних дел, отвечающая за борьбу с терроризмом, свидетельствует о том, что в Берлине предполагается военный сценарий. Однако автор не назван. Внутри страны Берлин также предостерегает от слишком быстрых выводов.
После вторжения России на Украину НАТО значительно усилила бдительность на восточных границах Альянса. Вскоре после начала российского нападения на Украину почти все имеющиеся корабли ВМС Германии покинули свои порты и продемонстрировали своё присутствие в Балтийском море. С тех пор они всё чаще выходят в море вместе с морскими подразделениями из стран-партнёров.
С весны Соединённые Штаты также присутствуют в Балтийском море с десантно-штурмовым кораблём. На борту USS Kearsarge находятся 26 боевых вертолетов и 2400 морских пехотинцев. В последние недели он заходил в порты стран Балтии, Финляндии и Швеции, что также должно удержать Россию от ответных действий против вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Если третьим лицам всё же удалось пробить дыры в трубопроводах «Северный поток 1» и «Северный поток 2», это также поставит под сомнение надежность защитных сооружений.
Трубы, изготовленные из прочной стали, расположены на глубине около 70-80 метров. По сравнению с трансатлантическими кабелями, которые часто прокладываются на глубине нескольких сотен метров, это не так уж и много. Но как дайвер-любитель, вы не сможете легко добраться туда. Несмотря на повышенную бдительность, никаких заметных движений, похоже, не было обнаружено. Если это была диверсия, то ущерб должен был быть нанесен изнутри или снаружи. Можно было бы использовать специально оборудованных водолазов, небольшие подводные лодки.
Думать о России не обязательно неправильно, но и не обязательно правильно. Дания и Швеция ещё не расследовали причинённый ущерб. Бёдсков, министр обороны Дании, сказал, что может пройти неделя или две, прежде чем ситуация в районе утечки газа успокоится и следователи смогут добраться до трубопроводов и осмотреть отверстия. На вопрос датских СМИ, думает ли он, что они когда-нибудь узнают, кто за этим стоит, он ответил: «Я не знаю, но мы делаем все возможное».
Так что доказательств пока нет. Москва также выразила шок по поводу ущерба - и возмущение по поводу предположений о том, что она сама причастна к повреждению трубопроводов. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не исключил возможность саботажа, он сказал о «беспрецедентной ситуации» и заявил: «Мы крайне обеспокоены». Он сказал, что обвинения в причастности России были «предсказуемо глупыми и абсурдными». Авария стала «большой проблемой» для России. Дорогой газ должен был быть продан, «теперь он вытекает в воздух». По сообщениям СМИ, газ, который должен был пойти через «Северный поток 1» в Германию, сжигается. Песков сказал, что необходимо спросить датчан и шведов, кто следит за трубопроводами. В свою очередь, Песков указал на Соединённые Штаты, которые получают огромные прибыли от сжиженного газа. Необходим «диалог», чтобы определить, что произошло.
Когда-то «Северный поток» был будущим не только для Германии и Европы, но и для России. Перекачка газа напрямую в крупнейшую страну-потребителя без отвода через Украину была привлекательной. Официальная стоимость строительства составила €17 млрд. Nord Stream 1 принадлежит компании Nord Stream AG, 51% акций которой принадлежит мажоритарной государственной российской группе «Газпром», а меньшие доли - компаниям Wintershall Dea, E.ON, Gasunie и Engie. Nord Stream 2 принадлежит отдельному акционерному обществу, которое, в свою очередь, полностью принадлежит "Газпрому". Эта структура уже отражает изменившуюся международную обстановку по сравнению с первым газопроводом; с самого начала раздавалось много голосов, предостерегающих против строительства «Северного потока 2», которое было согласовано только после аннексии украинского Крыма в 2014 году, и против растущей зависимости от России.
Сильная оппозиция в Восточной Европе и США сделала проект рискованным. Тем не менее, он был проложен при предыдущих федеральных правительствах Меркель, завершён в прошлом году и совсем недавно находился в процессе утверждения; канцлер Олаф Шольц остановил его, когда Путин признал две «народные республики» на Донбассе «государствами» в феврале, незадолго до вторжения в Украину. Чтобы оправдать приостановку поставок газа по «Северному потоку - 1», Москва официально указывает то на технические, то на юридические причины, связанные с западными санкциями, которые правительство Германии отвергло.
Москва не скрывает, что рассчитывает на газовую зависимость Европы и особенно Германии, чтобы заставить своих противников уступить. Государственное телевидение постоянно показывает сообщения о демонстрациях в Европе из-за роста цен. Путин сам выступает в роли защитника тех, кто голодает. «Мы видим, что сейчас в Германии проходят демонстрации с требованиями включить «Северный поток-2», - сказал он в начале сентября. «Мы разделяем эти требования потребителей в Германии. Мы готовы сделать это завтра, нужно только нажать на кнопку».
В настоящее время российский газ всё ещё поступает в ЕС через Украину, около 42 млн кубометров в день, и опосредованно через черноморский трубопровод «Турецкий поток», который идёт с юга России в Турцию. При этом «Газпром», а значит, и Кремль, сохраняют перспективу прекращения поставок газа в ЕС через Украину: как раз во вторник, когда появились новости об инцидентах с «Северным потоком», «Газпром» объявил, что арбитражное разбирательство, инициированное против «Газпрома» украинской группой «Нафтогаз», может привести к тому, что компания попадёт под российские санкции, и тогда ей будет запрещено выполнять какие-либо контракты. Это означало бы прекращение всех поставок, в том числе через Украину. Юридический спор, который расстраивает русских, касается последствий украинской войны: украинская сторона настаивает на том, что «Газпром» должен заплатить за транзитные мощности, которые больше не используются в результате захвата Россией, среди прочего, компрессорной станции. Газпром отказывается: «Услуги, не предоставленные Украиной, не должны и не будут оплачиваться».
@Mecklenburger_Petersburger
???Статус переводов польских медиа: 39 подписчиков из требуемых 50 на Sponsr
Мекленбургский Петербуржец в:
(+) Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Могилы Изюма» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+) Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье по премиум-подписке «Могилы Изюма» рассказывает нам об очередной «Буче». Толя Шарий в принципе по этому поводу уже всё сказал, но всё равно рекомендую ознакомиться и с мнением немецких журналистов, и с комментариями немецких пользователей. Уровень упоротости: высокий ?
В местах Харьковской области, освобождённых украинскими войсками, видны последствия российской оккупации: могильные поля и пыточные подвалы. В России говорят о постановке.
Около 440 могил было обнаружено украинскими властями после освобождения Изюма в лесном массиве недалеко от города. На фотографиях захоронения видны деревянные кресты, воткнутые между стволами деревьев в песчаную почву, на некоторых из них написаны имена, на большинстве - только номера. «Гробовщики не знали, что это за люди, но они подобрали их и похоронили на этом кладбище», - сказал Игорь Котенко, уполномоченный украинского правительства по делам пропавших без вести.
Большинство из них, вероятно, были убиты артиллерийским огнем, сказал он в интервью русскоязычному телеканалу http://Currenttime.tv. «Мы заключили это по датам на крестах - люди были убиты при обстреле города». Следователь харьковской милиции сообщил британскому телеканалу Sky News, что теперь все тела будут эксгумированы и подвергнуты судебно-медицинской экспертизе. В своем вечернем видеообращении президент Украины Владимир Зеленский сказал: «Буча, Мариуполь, а теперь, к сожалению, и Изюм. Россия повсюду оставляет смерть. Она должна ответить за это».
Обнаружение могильника не является неожиданностью. Изюм, население которого до войны в Украине составляло около 50 000 человек, в течение нескольких недель весной находился под постоянным обстрелом российских войск. С конца февраля и до взятия русской армией 1 апреля город был почти полностью окружён. Его жители сидели в подвалах своих домов при зимней температуре без электричества и отопления, а также почти без воды и еды.
В середине марта Amnesty International опубликовала отчёт о ситуации в городе, основанный на свидетельствах людей, которые смогли покинуть город. То, что они описали правозащитникам, похоже на сообщения из Мариуполя, вокруг которого кольцо осады нападавших замкнулось примерно в то же время. Изюм находится «на грани гуманитарной катастрофы, поскольку российские войска неустанно обстреливают город», говорится в докладе Amnesty International.
Как и в Мариуполе, российские войска неоднократно нарушали договорённости об эвакуации гражданского населения и создании гуманитарных коридоров в Изюме. Например, по данным украинских властей, 9 марта вместо запланированных и согласованных 5000 человек из города из-за сильного обстрела удалось вывезти только около 250. В ходе крупнейшей единичной операции по эвакуации около 2000 человек были вывезены из Изюма на следующий день.
Когда город был освобождён на прошлой неделе, в нём, по украинским данным, оставалась пятая часть первоначальных жителей. Член городского совета Изюма сообщил украинским СМИ, что только в результате боевых действий в городе погибло не менее тысячи мирных жителей, не считая тех, кто умер от недостатка еду и истощения. Более 80% инфраструктуры было разрушено.
Уполномоченный по правам человека на Украине Дмитрий Любинец опубликовал в пятницу видео, на котором якобы запечатлён подвал в Изюме, используемый оккупантами для пыток. Ранее глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко сообщил, что в освобождённых в начале сентября районах было выявлено десять мест, где пытали людей. Один из них находился в полицейском участке в Балаклее.
Житель города, который бежал из города в августе незадолго до освобождения, рассказал несколько дней назад российскому эмигрантскому СМИ Meduza, что на площади перед полицейским участком были слышны крики людей. Все знали, что значит быть отведённым «в подвал». По данным украинского телеканала, российские солдаты пытали там людей электричеством.
С российской стороны могильник в Изюме был описан как «инсценировка, как в Буче». Об этом заявил Виталий Ганчев, «глава администрации» Харьковской области, назначенный оккупантами, в эфире российского государственного телевидения. Во время правления российских военных в Изюме «открывались предприятия», несмотря на постоянные украинские обстрелы, утверждает Ганчев. Кроме того, жители получали регулярные выплаты. Теперь украинцы пытают жителей, которых, к сожалению, не удалось вовремя эвакуировать, чтобы получить показания, уличающие русских. С другой стороны, жители освобождённой территории сообщили украинскому телеканалу Громадське ТВ, что российские солдаты занимались мародёрством. В стране постоянно не хватало продовольствия, и многие люди выживали только благодаря собственным огородам.
КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ F.A.Z.
—
Россия не обязана разваливаться - и, вероятно, не развалится. Империалист Путин должен быть отстранён от власти - и это вполне реально в среднесрочной перспективе. Кто ещё помнит фотографию Хрущёва, стоящего в окне поезда по дороге на дачу, которому дружески машет рукой Брежнев и два других политических гранда?
—
Россия должна развалиться. Единственной разумной доктриной остаётся доктрина Запада. И чем раньше она развалится, тем лучше. Даже если это означает на время холодные квартиры и спад в экономике.
—
Эти огорчительные новости еще раз показывают, что с преступным российским режимом нельзя вести никаких переговоров, не говоря уже о соглашениях. Поможет только создание военных трудностей, ослабляющих российскую армию до такой степени, что в обозримом будущем она уже не будет способна на оккупацию. Для того чтобы украинцы могли это сделать, Запад должен поддержать их соответствующим оружием.
—
Условия в Изюме, очевидно, не похожи на условия в Буче. Это, по крайней мере, утешает: очевидно, русские солдаты-убийцы бродили здесь по улицам несколько с несколько менее трагичными последствиями. Тем не менее, сохранились различные подвалы для пыток. Нет никаких сомнений в том, что русские здесь жестоко и плохо обращались с украинцами самым худшим образом. А многочисленные могилы с жителями, погибшими от обстрелов русских? Даже если назвать этих погибших «обычными» жертвами войны, они погибли только из-за агрессивной войны Путина. Будь то военные преступления в деталях или нет, каждый погибший здесь человек в конечном итоге погиб только из-за Путина.
—
«Депутат городского совета Изюма сообщил украинским СМИ, что только в результате боевых действий в городе погибло не менее тысячи мирных жителей…». Снова и снова я читаю такие новости, потом вижу в завоёванных районах молодых мам с детьми на детской площадке или модно одетых подростков, сидящих на скамейках и т.д., и на фоне этих фотографий всегда разрушенные дома. Если бы все новости господина Зеленского были правдой, то почему эти люди не бежали от изнасилований, им не отрезали носы, а их мёртвые тела не расстреливали под весёлые вопли?
Лучше поменьше рассказывать об этой отвратительной войне. Все эти статьи написаны в стиле российской и украинской пропаганды. У обеих стран одинаковый менталитет.
@Mecklenburger_Petersburger
Хотите поддержать проект и читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ? Это категорически приветствуется ??
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен