Субъект революции. Лукач о Ленине
Дьёрдь Лукач написал книгу «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» в 1924 году сразу после кончины Ленина. Это одно из наиболее емких и тонких толкований ленинизма.
Цитата приводится по книге «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей», издательство «Международные отношения», 1990 год, Москва.
Тотальная революция
Цитата: «Ленин — величайший мыслитель, которого революционное рабочее движение выдвигало со времен Маркса. Мы знаем, что говорят оппортунисты, будучи уже не в силах ни замолчать, ни заболтать сам факт всемирного значения Ленина. Ленин, заявляют они, был крупным русским политиком. И как вождю мирового пролетариата ему недостает-де понимания различия между Россией и странами более развитого капитализма; он-де теоретически распространил до уровня всеобщих закономерностей и приложил ко всему миру вопросы и решения российской действительности — а здесь-то и пролегает его граница в историческом измерении».
Лукач строит свою книгу на полемике с марксистами, не принявшими ленинизм. И перебрасывает мостик от Ленина к Марксу.
Цитата: «Они забывают (что, разумеется, вполне может быть забыто сегодня) о том, что точно такой же упрек предъявлялся в свое время и Марксу. Тогда говорили: Маркс некритически выразил свои наблюдения, основанные на экономической жизни Англии, на английской фабрике, как общие законы социального развития вообще. Эти наблюдения, возможно, совершенно правильны сами по себе, но, будучи возведены в общие законы, они именно поэтому становятся ложными. Сегодня уже нет необходимости обстоятельно опровергать это заблуждение и доказывать, что Маркс вовсе не „обобщил“ какие-то отдельные случаи, имеющие смысл, ограниченный во времени и пространстве. Напротив, действуя как истинный исторический и политический гений, он и теоретически, и исторически разглядел в микрокосме английской фабрики, в ее социальных предпосылках, условиях и следствиях, в исторических тенденциях, ведущих к ее возникновению, равно как в тенденциях, ставящих под вопрос ее существование, не что иное, как макрокосм капитализма в целом. <…> гений, которому стала ясна подлинная сущность, действительная, жизненно действенная главная тенденция эпохи, видит, как за всеми событиями его времени действует именно эта тенденция, и рассматривает коренные, решающие вопросы этой эпохи в целом даже тогда, когда сам он считает, что говорит лишь о повседневных вопросах. Сегодня мы знаем, что в этом и заключалось величие Маркса. В структуре английской фабрики он отобрал и разъяснил все решающие тенденции современного капитализма».
Если Ленин ограничен историческим опытом России и ленинизм не может быть применим к иным странам, в частности к Европе, то тогда и Маркс должен быть локализован в Англии или, как максимум, в наиболее промышленно развитых странах Западной Европы.
Если Ленин уже в прошлом, то Маркс тем более в прошлом. Особенно с учетом того, что пролетарской революции в передовых странах Запада так и не произошло. И промышленный пролетариат как таковой играет в обществе уже иную роль. Констатировав это, мы можем разойтись. Но Лукач призывает обратить внимание на философскую мысль (включающую в себя действие как свое выражение) Маркса и Ленина, которая больше ситуативных обстоятельств и существует помимо них. Маркс действительно предрек решающие тенденции современного капитализма. Ленин действительно сделал революцию возможной.
Цитата: «Подобно Марксу, Ленин никогда не обобщал ограниченный в пространстве или времени локально российский опыт. Напротив, взглядом гения он распознал коренную проблему нашей эпохи там и тогда, где и когда она впервые обнаружила свою действенность, — проблему надвигающейся революции. <…> Актуальность революции — вот коренная идея Ленина и одновременно тот пункт, который решающим образом связывает его с Марксом. Ибо даже в теоретическом плане исторический материализм, как понятийное выражение освободительной борьбы пролетариата, мог быть осознан и сформулирован только в тот исторический момент, когда его практическая актуальность уже была поставлена на повестку дня истории. <…> в глазах вульгарных марксистов основы буржуазного общества настолько несокрушимо прочны, что даже в моменты его очевиднейшего потрясения они вожделеют лишь возвращения его „нормального“ состояния, в кризисах его усматривают не более как преходящие эпизоды и саму борьбу, развертывающуюся в такие периоды, считают безрассудным самопожертвованием легковерных, дерзнувших пойти против все еще непобедимого капитализма. Борцы на баррикадах представляются им безумцами; остановленный натиск революции кажется им „ошибкой“, а строители социализма, одержавшие победу в революции (что в глазах оппортунистов не может быть ничем иным, кроме как преходящим эпизодом), — даже преступниками».
Лукач занимает большевистскую позицию возможности пролетарской революции в первой половине ХХ века. Как в России, так и в целом.
Ленин принципиально отличается от «ортодоксальных» марксистов тем, что он раскрыл революцию как актуальный вопрос сегодняшнего дня, а не отдалил ее в неопределенное будущее, пишет Лукач.
Цитата: «Оппортунистическая трактовка марксизма продолжает цепляться за так называемые ошибки в предвидениях Маркса по сугубо частным вопросам, чтобы с помощью этого обходного маневра целиком и полностью упразднить революцию, вычеркнув ее из цельной конструкции марксистского учения. И „ортодоксальные“ защитники Маркса встречаются здесь на середине пути с его „критиками“: Каутский заявляет, к примеру, Бернштейну, что решение о диктатуре пролетариата можно спокойно предоставить будущему (разумеется, весьма отдаленному будущему). Ленин восстановил чистоту марксистского учения в этом вопросе. В то же время как раз здесь он сформулировал его еще яснее и конкретнее. И вовсе не в том смысле, что он как-либо пытался улучшить Маркса. Его вклад состоял в том, что он включил в это учение итоги поступательного движения исторического процесса со времени смерти Маркса. А это означает, что отныне актуальность пролетарской революции не только простирается перед борющимся за свое освобождение рабочим классом как всемирно-исторический горизонт; это означает, что революция уже стала вопросом сегодняшнего дня рабочего движения».
«Ортодоксальные» (или канонические) марксисты отодвигали революцию в отдельное будущее и в итоге отодвинули ее в небытие.
Ленин всего себя посвятил идее пролетариата и пролетарской революции. И по факту Октября сделал ее актуальным вопросом для всего рабочего движения.
В этом принципиальная разница между «ортодоксальным» марксизмом и ленинизмом.
Здесь возникает вопрос: но ведь всемирная пролетарская революция действительно не состоялась, и социалистические страны, включая СССР, свернули на буржуазно-капиталистический путь. Это трагическая правда, с которой Лукач никак не мог соотнестись в 1924 году. Поскольку текст посвящен Лукачу, мы могли бы обойти данный вопрос, сделав вид, что рядом с нами в комнате не стоит крах концепции пролетарской революции (типичная линия современных левых). Но мы не будем так делать.
Несостоятельность всемирной пролетарской революции означает крах «ортодоксального» марксизма, который, следуя канону, ждал и дождался своего конца.
Ленин же вышел за рамку канона и сделал революцию в России, эхом придав левый окрас национально-освободительным революциям по всему миру.
Важно, что Ленин вышел за рамку канона в самом широком смысле, не только марксистского, но и «магистрального пути истории». Этот феномен, безотносительно отношения к нему, требует изучения. Если можно так выйти за рамку «естественного хода истории», значит, то, что мы понимаем под естественным ходом истории, не более чем конструкт нашего разума. Например, поставим вопрос: если бы в Германии нашелся свой Ленин, то как бы пошла мировая история?
Работа Лукача является комплементарным исследованием феномена ленинизма.
Цитата: «Актуальность революции означает тем самым, что каждый отдельный текущий вопрос нужно решать, исходя из конкретной взаимосвязи общественно-исторического целого; что эти вопросы нужно рассматривать как моменты процесса освобождения пролетариата. Дальнейшее развитие марксизма, достигнутое таким образом Лениным, состоит не в чем ином — не в чем ином! — как в более органичном, более явственном и более обязывающем соединении отдельных действий с общей судьбой, с революционной судьбой всего рабочего класса; оно означает, что каждый текущий вопрос — уже в качестве текущего вопроса — становится одновременно коренной проблемой революции. <…> Ленин был единственным, кто совершил этот шаг по пути конкретизации марксизма, приобретшего отныне совершенно практический характер. Вот почему он является единственным по настоящее время теоретиком, выдвинутым освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс».
Ленин сделал революцию тотальной, основной бытия. Всё, каждый текущий вопрос, было подчинено революции и служило революции. В результате Великая Октябрьская социалистическая революция состоялась.
Актуальная революция как тотальность, охватывающая всё бытие, — основа ленинизма, которую выделяет Лукач. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» подчеркивал, что Лукач в этом вопросе совершенно прав.
Бердяев: «Лукач, венгерец, пишущий по-немецки, самый умный из коммунистических писателей, обнаруживший большую тонкость мысли, делает своеобразное и по-моему верное определение революционности. Революционность определяется совсем не радикализмом целей и даже не характером средств, применяемых в борьбе. Революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому акту жизни. Революционер тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее. Для революционера нет раздельных сфер, он не допускает дробления, не допускает автономии мысли по отношению к действию и автономии действия по отношению к мысли. Революционер имеет интегральное миросозерцание, в котором теория и практика органически слиты. Тоталитарность во всем — основной признак революционного отношения к жизни».
Идея пролетариата
Цитата: «[В России] был поставлен вопрос о том, какой класс станет ведущим в грядущей революции. Ибо совершенно очевидно, что признание сельской общины в качестве исходного пункта и экономической основы революции неизбежно делало крестьян ведущим классом общественного переворота. И в соответствии с этой отличной от Европы экономической и социальной базой революция была бы вынуждена искать в качестве своего теоретического обоснования нечто отличное от исторического материализма, представляющего собой не что иное, как понятийное выражение неизбежного перехода от капитализма к социализму, который общество совершает под руководством рабочего класса. Спор относительно того, должна ли Россия пойти по пути капиталистического развития или же капитализм неспособен развиваться в России; далее, разногласие научно-методического характера — является ли исторический материализм общезначимой теорией общественного развития».
Если в крестьянской России признать крестьянство революционным классом, то на повестке уже не будет пролетарской революции и в принципе будет поставлена под вопрос универсальность марксистской теории, пишет Лукач.
Цитата: «Начертанный Марксом типичный путь развития капитализма (первоначальное накопление) относится и к России; что в России может возникнуть и неизбежно возникнет жизнеспособный капитализм, постольку эти дебаты должны были свести — на какое-то время — в один лагерь сторонников классовой борьбы пролетариата и идеологов возникающего российского капитализма».
Канонический марксизм подразумевает буржуазно-капиталистическую фазу как обязательный этап на пути к коммунизму. Что объединяло российских марксистов с российской буржуазией в один антицаристский лагерь. Причем марксисты и пролетариат оказывались в подчиненном буржуазии положении, поскольку героем модернизации (слома феодализма) согласно канону является буржуа, а не пролетарий, пишет Лукач.
Цитата: «Подобный вывод может показаться по меньшей мере столь же убедительным и для „пролетарских“ марксистов, если они понимают марксизм механистически, а не диалектически. Если они не понимают того, что признание того или иного факта или тенденции как действительно существующих еще вовсе не означает, что они должны быть признаны как действительность, определяющая наши действия».
Данный марксистский канон верен, но это не означает принятие коммунистами буржуазной фазы, подчеркивает Лукач.
Цитата: «Для настоящего марксиста (хотя, разумеется, священный долг каждого настоящего марксиста бесстрашно и без всяких иллюзий смотреть в глаза фактам) всегда существует нечто более действительное и более важное, чем отдельные факты или тенденции, а именно действительность совокупного процесса, целостность общественного развития».
Настоящий марксист (ленинец) включает объективные факты и тенденции в свое целостное понимание мира. Что переворачивает картину: не объективные тенденции определяют мышление, а мышление (следуя целостности) в конечном итоге определяет существо объективных тенденций.
Далее Лукач оттаптывается на «ортодоксальных» марксистах, показывая, что их следование канону ведет к отказу от революции.
Цитата: «Простое согласие с неизбежностью капиталистического развития России, как это делали идеологические предтечи русской буржуазии, а позднее меньшевики, означает, что Россия должна прежде всего завершить свое капиталистическое развитие. <…> Конечно, остается более чем сомнительным, могла ли вообще оказаться приемлемой для пролетариата меньшевистская точка зрения, даже если бы была признана правильность исходящей из нее исторической перспективы. Более чем сомнительно, потому что столь явная покорность по отношению к буржуазии так сильно затемнила бы классовое сознание пролетариата, что освобождение от нее, самостоятельные действия пролетариата были бы идеологически невозможны или по меньшей мере крайне затруднены даже в тот исторический момент, который сама меньшевистская теория сочла бы подходящим для таких действий. (Достаточно вспомнить здесь об английском рабочем движении.) Разумеется, подобное предположение не имеет практического смысла. Ибо диалектика истории, которую оппортунисты пытаются убрать из марксизма, продолжает действовать, хотя и против их воли, по отношению к ним самим: она приводит их в лагерь буржуазии, а момент самостоятельного выступления пролетариата откладывается ими в туманную даль будущего, которое никогда не должно наступить».
Лукач точно описывает крах «ортодоксального» марксизма, который и завел дело пролетарской революции в Европе в ту «туманную даль будущего, которое никогда не должно наступить». Оно и не наступило.
Революционная ситуация в России обусловлена решением крестьянского вопроса, со ссылкой на Ленина пишет Лукач.
Цитата: «Выражаясь конкретнее, экономически неизбежный процесс разложения старых аграрных форм, а именно как помещичьих, так и крестьянских, может пойти по двум путям. „…Оба эти решения, — по словам Ленина, — по-своему облегчают переход к высшей технике, идут по линии агрикультурного прогресса“. Один путь означает решительное устранение из жизни крестьян средневековых (и более ранних) пережитков. Другой — Ленин называет его прусским путем — „предполагает сохранение основ старого землевладения и медленное, мучительное для массы населения приспособление их к капитализму“. Оба пути возможны. <…> Таким образом, контуры той обстановки, в которой пролетариат призван выступить самостоятельно, как ведущий класс, обрисовываются четче и конкретнее. Ибо решающей силой в этой классовой борьбе, указывающей России направление перехода от средневековья к новому времени [модернизации, прим. АМ], способен быть только пролетариат. Крестьяне же, не только в силу их ужасающей культурной отсталости, но прежде всего в силу их объективного классового положения, способны лишь на стихийный протест против их положения, становящегося все более невыносимым. Вследствие их объективного классового положения они останутся колеблющимся слоем, тем классом, судьба которого решается в конечном счете классовой борьбой в городе, судьбой города, крупной промышленности, государственного аппарата и так далее. Только такая взаимосвязь передавала решение в руки пролетариату. В данный исторический момент его борьба против буржуазии могла бы, возможно, оказаться малоперспективной, если бы буржуазии удалось добиться ликвидации феодализма в аграрном строе России в своем духе. Тот факт, что царизм затрудняет ей выполнение этой задачи, служит главной причиной ее — на какой-то отрезок времени — революционных или по меньшей мере оппозиционных действий. Но пока этот вопрос остается нерешенным, стихийный взрыв закрепощенных и истощенных миллионов жителей деревни возможен в любую минуту. Стихийный взрыв, которому только пролетариат может придать единственно верное направление, с тем чтобы это массовое движение привело к действительно выгодному для крестьян результату. Стихийный взрыв, который лишь и способен создать обстановку, где пролетариат может вступить в борьбу против царизма и буржуазии, имея все шансы на победу».
Лукач описывает ситуацию, в которой феодальный строй (царизм) уже слаб, поскольку слишком неадекватен сложившимся в обществе противоречиям, а буржуазия еще слишком слаба, поскольку не решила и в должной мере не решает задачу модернизации страны.
Главной силой в этих условиях является крестьянство, которое уже не готово мириться с феодальными пережитками, но еще не «освобождено» модернизацией. Но крестьянство не способно «самомодернизироваться», оно зависимо от города, как от модернизаторской силы. В этих условиях, кто поведет крестьянство от лица города, тот и победит.
Российский пролетариат, подчеркивает Лукач, сумел придать стихийному крестьянскому взрыву «единственно верное направление» — направление пролетарской революции и пролетарского (социалистического) пути модернизации.
Цитата: «Партия Ленина с полным правом считает себя наследницей действительно революционных традиций народников. Но поскольку сознание, необходимое для того, чтобы возглавить эту борьбу, а вместе с ним и способность к этому заложены только в классовом сознании пролетариата, он может и должен стать ведущим классом общественного переворота в надвигающейся революции».
Классовое сознание пролетариата определило сознание и судьбу крестьянства. Здесь напрашивается аналогия с Грамши (мировоззрение гегемонистского класса определяет мировоззрение остальных). Но Лукач не говорит на языке мировоззрения или идеи. Потому не приписывая ему свои тезисы, добавлю от себя. Идея пролетариата определила сознание Ленина и большевиков и через них судьбу России.
Партия
Цитата: «Ленин был первым — и в течение долгого времени единственным — выдающимся руководителем и теоретиком, кто подошел к этой проблеме с центральной в теоретическом отношении и потому с практически решающей стороны — со стороны организации. <…> Организационный план большевиков вычленял из более или менее хаотической массы всего рабочего класса группу ясно осознающих свои цели, готовых на любое самопожертвование революционеров. Не закладывалась ли тем самым опасность того, что эти „профессиональные революционеры“ оторвутся от реальной жизни своего класса и, отделившись от него, выродятся в заговорщическую группу, в секту?».
Ленин сделал заявку на построение максимально плотной профессиональной партии. Что подразумевает серьезный разрыв между активом партии и широкими массами. Разрешение данного противоречия Лукач видит в актуальности революции.
Цитата: «Организационная идея Ленина исходит из факта революции, из факта актуальности революции. Если бы историческое предвидение меньшевиков оказалось верным и если бы мы шли навстречу относительно мирному периоду процветания и постепенного распространения демократии, при котором именно в отсталых странах феодальные пережитки были бы упразднены „народом“ и „прогрессивными“ классами, тогда группы профессиональных революционеров неизбежно закоснели бы в сектантстве или же превратились не более чем в пропагандистские кружки. Партия как строго централизованная организация наиболее сознательных элементов пролетариата — и только их — мыслится в качестве инструмента классовой борьбы в революционный период».
Таким образом, тотальность революции, подчинение всего актуальной задаче совершения революции, востребует партию, которая всецело посвящает себя делу революции. Если она победит, значит, это был революционный период. Если она проиграет, это просто секта.
Лукач осторожно предупреждает, что пролетариат может обуржуазиться.
Цитата: «Капиталистическое развитие, которое поначалу властно нивелирует и объединяет рабочий класс, разделенный по местническим, цеховым и прочим признакам, создает теперь новую дифференциацию. И дело не ограничивается тем, что в результате ее пролетариат уже не противостоит в своей враждебности буржуазии как единое целое. Наряду с этим возникает опасность того, что эти слои смогут оказать отрицательное идеологическое влияние на весь класс, поскольку они, поднявшись в своем жизненном положении до мелкобуржуазного уровня и занимая определенные посты в партийной и профсоюзной бюрократии, в местных органах власти и тому подобное, несмотря на свою обуржуазившуюся идеологию и недостаточную зрелость пролетарского классового сознания (или как раз вследствие этого), приобретают известное преимущество в формальном образовании, повседневных административных делах и так далее перед остальными пролетарскими слоями. Это означает, что их влияние в организациях пролетариата способствует затемнению классового сознания всех рабочих и толкает их в сторону молчаливого союза с буржуазией».
Пролетарское сознание по мере развития капитализма может стать мелкобуржуазным, что в итоге способно разложить весь пролетарский класс, пишет Лукач. Для ответа на этот вызов нужна партия большевистского типа.
Цитата: «Коммунисты представляют собой принявшее зримую форму классовое сознание пролетариата. <…> Уже в силу этой причины существует необходимость в организационной самостоятельности полностью сознательных элементов рабочего класса. Таким образом, сам ход этого рассуждения говорит о том, что ленинская форма организации неразрывно связана с перспективой надвигающейся революции. Ибо только в этой взаимосвязи любое отклонение от правильного пути рабочего класса может возыметь роковой смысл для определения его судеб; только в этой взаимосвязи решение того или иного текущего вопроса, кажущегося незначительным, может приобрести невероятный по значимости размах для всего класса; только в этой взаимосвязи для пролетариата становится вопросом жизненной важности».
Три элемента складываются в единое целое: тотальность актуальной революции, подчиняющей себе всё бытие, — идея пролетариата как выразителя революционной тотальности — партия как герой, привносящий пролетариату революционное сознание и организующий пролетариат.
Цитата: «Ленинская идея организации означает, таким образом, двойной разрыв с механистическим фатализмом — как с тем, который рассматривает классовое сознание пролетариата как механический продукт его классового положения, так и с тем, который усматривает в самой революции не более как механическое действие фаталистически проявляющихся экономических сил, так сказать, автоматически приводящих пролетариат к победе при достаточной „зрелости“ объективных условий революции».
Партия большевиков по Лукачу является субъектом, который конституирует больший субъект — революционный пролетариат. Саму же партию выковывает Ленин.
Цитата: «Партия должна подготовить революцию. Это означает, с одной стороны, что своими действиями (своим влиянием на действия пролетариата и других угнетенных слоев) она должна стремиться способствовать ускорению вызревания этих тенденций, ведущих к революции. А с другой стороны, она должна идеологически, тактически, материально и организационно подготовить пролетариат к тем действиям, которые будут необходимы в острой революционной ситуации».
Революция без направляющей воли партии невозможна по Лукачу. Партия представлена уникальным субъектом истории, который не может заменить собой класс (не может совершить революция сам), но должен создать пролетариат как класс, который под руководством партии совершит революцию. Кто здесь является чьим инструментом (партия — пролетариата или пролетариат — партии, вопрос дискуссионный или диалектический). Учитывая же, что и партия появляется не сама по себе, а выковывается Лениным, личность оказывается в чем-то решающим субъектом истории.
Кто сделал тотальным представление об актуальности революции? Ленин.
Кто идеологически вывел в авангард крестьянской страны пролетариат как революционный класс? Ленин.
Кто выковал партию большевиков, как организатора и идейного вдохновителя пролетариата? Ленин.
«Ленин является единственным по настоящее время теоретиком, выдвинутым освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс».
Лукач подчеркивает, что революционная ситуация объективно сложилась в России. Ленин не вообразил актуальность революции, а раскрыл ее. Это основной аргумент, при помощи которого Лукач удерживается в русле марксизма. Я предлагаю также рассмотреть иную возможность. Ленин до конца верил в актуальность революции и сумел воплотить свою веру в жизнь, сделав ее актуальной. Тотальная революция начинается с тотальной веры в нее. И эта вера творит бытие.
0 комментариев