logo
Андрей Малахов
Про политику и человека
logo Андрей Малахов

Биография Лукача. Советский и западный марксизм в одном лице

Дьёрдь ‎Бернат‏ ‎Лукач ‎Сегедский ‎родился ‎13 ‎апреля‏ ‎1885 ‎года‏ ‎в‏ ‎Будапеште. ‎Отец, ‎Йожеф‏ ‎Лёвингер, ‎выходец‏ ‎из ‎бедной ‎еврейской ‎семьи‏ ‎в‏ ‎венгерской ‎глубинке,‏ ‎который, ‎по‏ ‎воспоминаниям ‎Лукача, ‎был ‎«человеком, ‎сделавшим‏ ‎себя‏ ‎сам». ‎Отец‏ ‎Лукача ‎стал‏ ‎крупным ‎банкиром, ‎директором ‎Венгерского ‎кредитного‏ ‎банка,‏ ‎и‏ ‎получил ‎в‏ ‎Австро-Венгерской ‎империи‏ ‎наследуемый ‎баронский‏ ‎титул‏ ‎(т. ‎е.‏ ‎Лукач ‎— ‎австрийский ‎барон). ‎Мать,‏ ‎Адель ‎Вертхаймер,‏ ‎уроженка‏ ‎Вены. ‎Основным ‎языком‏ ‎в ‎доме‏ ‎Лукача ‎был ‎немецкий.

Его ‎родители,‏ ‎как‏ ‎писал ‎Лукач,‏ ‎не ‎были‏ ‎религиозными ‎людьми, ‎иудаизм ‎в ‎их‏ ‎жизни‏ ‎играл ‎ритуальную‏ ‎роль. ‎В‏ ‎1907 ‎году ‎семья ‎Лукача ‎перешла‏ ‎в‏ ‎лютеранство.

Лукач‏ ‎закончил ‎аристократическую‏ ‎евангелическую ‎гимназию‏ ‎в ‎фешенебельном‏ ‎районе‏ ‎Будапешта. ‎По‏ ‎его ‎собственным ‎словам, ‎Лукач ‎никогда‏ ‎не ‎подвергался‏ ‎притеснениям‏ ‎из-за ‎своего ‎еврейского‏ ‎происхождения ‎и‏ ‎свободно ‎чувствовал ‎себя ‎в‏ ‎аристократической‏ ‎среде ‎Австро-Венгрии.

После‏ ‎школы ‎Лукач‏ ‎поступает ‎на ‎юридический ‎факультет ‎Будапештского‏ ‎королевского‏ ‎венгерского ‎университета‏ ‎и ‎заканчивает‏ ‎его ‎в ‎1906 ‎году.

В ‎школьные‏ ‎годы‏ ‎Лукач‏ ‎пробовал ‎свои‏ ‎силы ‎в‏ ‎театральной ‎критике,‏ ‎во‏ ‎время ‎учебы‏ ‎в ‎университете ‎стал ‎одним ‎из‏ ‎основателей ‎культового‏ ‎молодежного‏ ‎венгерского ‎театра ‎«Талия».‏ ‎В ‎это‏ ‎же ‎время ‎Лукач ‎впервые‏ ‎знакомиться‏ ‎с ‎работами‏ ‎Маркса.

В ‎1906–1907‏ ‎годах ‎Лукач ‎проходил ‎курс ‎философии‏ ‎в‏ ‎Берлинском ‎университете‏ ‎под ‎началом‏ ‎немецкого ‎философа-неокантианца ‎и ‎социолога ‎Георга‏ ‎Зиммеля.

В‏ ‎1908‏ ‎году ‎Лукач‏ ‎получает ‎ключевую‏ ‎венгерскую ‎литературную‏ ‎премию‏ ‎Кишфалуди ‎за‏ ‎книгу ‎«История ‎развития ‎современной ‎драмы».‏ ‎Его ‎отец‏ ‎предлагает‏ ‎сыну ‎политическую ‎карьеру‏ ‎в ‎консервативной‏ ‎партии ‎спикера ‎парламента ‎Венгрии‏ ‎Тиса,‏ ‎но ‎Лукач‏ ‎отвергает ‎такую‏ ‎перспективу.

Работая ‎над ‎«Историей ‎развития ‎современной‏ ‎драмы»,‏ ‎Лукач ‎обращается‏ ‎к ‎«Капиталу»‏ ‎Маркса, ‎как ‎социологической ‎работе.

Цитата*: ‎«Я‏ ‎уже‏ ‎гимназистом‏ ‎прочел ‎некоторые‏ ‎произведения ‎Маркса.‏ ‎Позже, ‎в‏ ‎1908‏ ‎году, ‎я‏ ‎также ‎проработал ‎„Капитал“, ‎чтобы ‎найти‏ ‎социологическое ‎обоснование‏ ‎для‏ ‎моей ‎монографии ‎о‏ ‎современной ‎драме.‏ ‎Ибо ‎тогда ‎меня ‎интересовал‏ ‎Маркс-„социолог»,‏ ‎увиденный ‎через‏ ‎методологические ‎очки,‏ ‎отшлифованные, ‎прежде ‎всего, ‎Зиммелем ‎и‏ ‎Максом‏ ‎Вебером».

* Цитаты ‎высказываний‏ ‎Лукача ‎приводятся‏ ‎по ‎книгам ‎«Дьердь ‎Лукач: ‎Прожитые‏ ‎мысли.‏ ‎Автобиография‏ ‎в ‎диалоге»,‏ ‎издательство ‎«Владимир‏ ‎Даль», ‎2019‏ ‎год,‏ ‎Санкт-Петербург ‎и‏ ‎«История ‎и ‎классовое ‎сознание», ‎Георг‏ ‎Лукач, ‎издательство‏ ‎«Логос-Альтера»,‏ ‎2003 ‎год, ‎Москва.

В‏ ‎1909 ‎году‏ ‎Лукач ‎в ‎Будапештском ‎университете‏ ‎получает‏ ‎степень ‎доктора‏ ‎философии ‎в‏ ‎литературе ‎за ‎диссертацию ‎«Форма ‎драмы».

Затем‏ ‎вновь‏ ‎последовал ‎немецкий‏ ‎период ‎в‏ ‎жизни ‎Лукача, ‎в ‎ходе ‎которого‏ ‎он‏ ‎сближается‏ ‎с ‎одним‏ ‎из ‎основоположников‏ ‎социологии ‎Максом‏ ‎Вебером‏ ‎(вступает ‎в‏ ‎кружок ‎Вебера), ‎философом-марксистом ‎Эрнстом ‎Блохом‏ ‎и ‎другими‏ ‎немецкими‏ ‎интеллектуалами. ‎К ‎тому‏ ‎моменту ‎Лукач‏ ‎уже ‎был ‎крупной ‎литературной‏ ‎величиной‏ ‎(в ‎качестве‏ ‎критика), ‎был‏ ‎знаком ‎с ‎Томасом ‎Манном, ‎с‏ ‎которым‏ ‎позднее ‎неоднократно‏ ‎встречался ‎и‏ ‎состоял ‎в ‎переписке. ‎Манн ‎вывел‏ ‎Лукача‏ ‎в‏ ‎образе ‎католического‏ ‎реакционера-иезуита ‎еврейского‏ ‎происхождения ‎Нафты‏ ‎в‏ ‎«Волшебной ‎горе».

Лукач‏ ‎в ‎одном ‎из ‎интервью ‎следующим‏ ‎образом ‎прокомментировал‏ ‎данный‏ ‎вопрос. ‎Цитата: ‎«Не‏ ‎может ‎быть‏ ‎абсолютно ‎никаких ‎сомнений ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎для‏ ‎фигуры ‎Нафты‏ ‎он ‎взял ‎меня ‎в ‎качестве‏ ‎модели.‏ ‎Он ‎был,‏ ‎однако, ‎слишком‏ ‎умен, ‎чтобы ‎не ‎знать, ‎что‏ ‎взгляды‏ ‎Нафты‏ ‎не ‎были‏ ‎моими ‎взглядами.‏ ‎На ‎эту‏ ‎тему‏ ‎в ‎его‏ ‎письмах ‎имеется ‎ужасно ‎много ‎всякой‏ ‎дипломатии. ‎<…>‏ ‎Когда‏ ‎Томас ‎Манн ‎спросил‏ ‎меня ‎в‏ ‎Вене, ‎можно ‎ли ‎ему‏ ‎использовать‏ ‎меня ‎в‏ ‎качестве ‎модели,‏ ‎то ‎я ‎не ‎возражал».

В ‎1914‏ ‎году‏ ‎Лукач ‎женится‏ ‎на ‎русской‏ ‎художнице, ‎эсерке-бомбистке ‎Елене ‎Андреевне ‎Грабенко,‏ ‎переводившей‏ ‎Ленина‏ ‎на ‎немецкий‏ ‎язык. ‎Позднее‏ ‎Грабенко ‎вернется‏ ‎в‏ ‎СССР, ‎официальный‏ ‎развод ‎с ‎Лукачем ‎состоится ‎после‏ ‎Первой ‎мировой‏ ‎войны.‏ ‎В ‎1919 ‎году‏ ‎Лукач ‎женился‏ ‎на ‎Гертруд ‎Бортштибер ‎и‏ ‎усыновил‏ ‎троих ‎ее‏ ‎детей ‎от‏ ‎первого ‎брака. ‎Своих ‎детей ‎у‏ ‎Лукача‏ ‎не ‎было.

Во‏ ‎время ‎Первой‏ ‎мировой ‎войны ‎Лукач ‎обращается ‎к‏ ‎марксизму‏ ‎как‏ ‎к ‎философии,‏ ‎что ‎в‏ ‎конечном ‎итоге‏ ‎приводит‏ ‎к ‎его‏ ‎разрыву ‎с ‎Веббером. ‎Лукач ‎становится‏ ‎марксистом.

В ‎1915‏ ‎году‏ ‎Лукач ‎возвращается ‎в‏ ‎Будапешт, ‎вокруг‏ ‎него ‎складывается ‎«Воскресный ‎кружок»,‏ ‎ставший‏ ‎одним ‎из‏ ‎центров ‎интеллектуальной‏ ‎жизни ‎страны. ‎Лукача ‎признали ‎негодным‏ ‎к‏ ‎военной ‎службе,‏ ‎в ‎ходе‏ ‎Первой ‎мировой ‎войны ‎он ‎служил‏ ‎в‏ ‎австро-венгерской‏ ‎цензуре.

В ‎октябре–ноябре‏ ‎1918 ‎года‏ ‎в ‎Венгрии‏ ‎произошла‏ ‎национальная ‎«Революция‏ ‎астр», ‎по ‎итогам ‎которой ‎Венгрия‏ ‎вышла ‎из‏ ‎состава‏ ‎Австро-Венгерской ‎империи ‎(прекратившей‏ ‎свое ‎существование).‏ ‎Возглавила ‎революцию ‎Социал-демократическая ‎(марксистская)‏ ‎партия.

24 ноября‏ ‎1918 ‎года‏ ‎на ‎базе‏ ‎Венгерской ‎группы ‎РКП(б) ‎была ‎создана‏ ‎Венгерская‏ ‎коммунистическая ‎партия,‏ ‎которая ‎выступала‏ ‎за ‎большевистский ‎путь ‎и ‎быстро‏ ‎набирала‏ ‎силу.

В‏ ‎декабре ‎1918‏ ‎года ‎Лукач‏ ‎публикует ‎эссе‏ ‎«Большевизм‏ ‎как ‎моральная‏ ‎проблема», ‎в ‎котором ‎формулирует ‎свое‏ ‎отношение ‎к‏ ‎советскому‏ ‎проекту ‎и ‎к‏ ‎возможному ‎пути‏ ‎венгерской ‎социал-демократии.

Цитата: ‎«Если ‎бы‏ ‎общественный‏ ‎строй ‎без‏ ‎классового ‎угнетения,‏ ‎чистая ‎социал-демократия ‎были ‎лишь ‎идеологией,‏ ‎то‏ ‎здесь ‎не‏ ‎возникало ‎бы‏ ‎никакой ‎моральной ‎дилеммы. ‎Но ‎таковая‏ ‎возникает‏ ‎в‏ ‎силу ‎того,‏ ‎что ‎истинная,‏ ‎окончательная, ‎все‏ ‎предрешающая‏ ‎и ‎все‏ ‎увенчивающая ‎цель ‎борьбы ‎для ‎социал-демократии‏ ‎заключается ‎в‏ ‎том,‏ ‎чтобы ‎посредством ‎классовой‏ ‎борьбы ‎пролетариата‏ ‎сделать ‎невозможной ‎всякую ‎последующую‏ ‎классовую‏ ‎борьбу ‎и‏ ‎создать ‎общественный‏ ‎строй, ‎при ‎котором ‎невозможно ‎было‏ ‎бы‏ ‎даже ‎помыслить‏ ‎о ‎ней.‏ ‎Осуществление ‎этой ‎цели ‎сейчас ‎находится‏ ‎в‏ ‎заманчивой‏ ‎близости ‎от‏ ‎нас, ‎и‏ ‎именно ‎отсюда‏ ‎проистекает‏ ‎моральная ‎дилемма.‏ ‎Или ‎мы ‎ухватываемся ‎за ‎данную‏ ‎возможность: ‎тогда‏ ‎мы‏ ‎должны ‎принять ‎сторону‏ ‎террора ‎и‏ ‎классового ‎угнетения; ‎ибо ‎ныне‏ ‎на‏ ‎повестке ‎дня‏ ‎стоит ‎классовое‏ ‎господство ‎пролетариата ‎(впрочем, ‎это ‎последнее,‏ ‎самое‏ ‎беззастенчивое, ‎самое‏ ‎неприкрытое ‎классовое‏ ‎господство ‎уничтожит ‎себя ‎самое ‎и‏ ‎тем‏ ‎самым‏ ‎всякое ‎классовое‏ ‎господство). ‎Или‏ ‎же ‎мы‏ ‎захотим‏ ‎построить ‎новый‏ ‎мир ‎новыми ‎методами, ‎методами ‎истинной‏ ‎демократии ‎(доселе‏ ‎истинная‏ ‎демократия ‎еще ‎никогда‏ ‎не ‎существовала‏ ‎в ‎качестве ‎действительности, ‎но‏ ‎лишь‏ ‎в ‎виде‏ ‎императива). ‎Но‏ ‎тогда ‎может ‎статься, ‎что ‎большинство‏ ‎людей‏ ‎еще ‎не‏ ‎желает ‎этого‏ ‎нового ‎мира; ‎и ‎нам ‎нужно,‏ ‎коль‏ ‎скоро‏ ‎мы ‎не‏ ‎хотим ‎против‏ ‎их ‎воли‏ ‎господствовать‏ ‎над ‎ними,‏ ‎ждать ‎до ‎тех ‎пор, ‎покуда‏ ‎человечество ‎само‏ ‎собой‏ ‎не ‎сделает ‎то,‏ ‎к ‎чему‏ ‎мы ‎уже ‎неизменно ‎стремились‏ ‎и‏ ‎что ‎осознавали‏ ‎как ‎единственно‏ ‎возможное ‎решение. ‎<…> ‎Стало ‎быть,‏ ‎выбор‏ ‎между ‎двумя‏ ‎указанными ‎позициями,‏ ‎как ‎всякий ‎моральный ‎вопрос, ‎является‏ ‎вопросом‏ ‎веры.‏ ‎<…> ‎Я‏ ‎не ‎придерживаюсь‏ ‎того ‎взгляда,‏ ‎что‏ ‎для ‎„скорого‏ ‎подвига“ ‎большевизма ‎требуется ‎больше ‎веры,‏ ‎чем ‎для‏ ‎длительной,‏ ‎поучительной, ‎очень ‎ответственной‏ ‎и ‎душевно‏ ‎изнурительной ‎борьбы, ‎которую ‎придется‏ ‎вести‏ ‎тем, ‎кто‏ ‎становится ‎на‏ ‎сторону ‎демократии. ‎В ‎первом ‎случае‏ ‎сохраняют‏ ‎— ‎любой‏ ‎ценой ‎—‏ ‎видимую ‎чистоту ‎своего ‎непосредственного ‎убеждения;‏ ‎во‏ ‎втором‏ ‎сознательно ‎приносят‏ ‎в ‎жертву,‏ ‎— ‎жертвуя‏ ‎также‏ ‎и ‎собой,‏ ‎— ‎притязание ‎на ‎осуществление ‎социальной‏ ‎демократии ‎в‏ ‎целом,‏ ‎а ‎не ‎фрагментарно.‏ ‎Повторяю: ‎большевизм‏ ‎базируется ‎на ‎метафизическом ‎допущении,‏ ‎будто‏ ‎из ‎плохого‏ ‎может ‎родиться‏ ‎хорошее, ‎будто, ‎как ‎сказал ‎Разумихин‏ ‎в‏ ‎„Преступлении ‎и‏ ‎наказании“, ‎возможно‏ ‎провраться ‎до ‎правды. ‎Автор ‎данных‏ ‎строк‏ ‎не‏ ‎разделяет ‎этой‏ ‎веры, ‎и‏ ‎потому ‎он‏ ‎усматривает‏ ‎в ‎корнях‏ ‎большевистской ‎позиции ‎неразрешимую ‎моральную ‎проблему.‏ ‎Напротив, ‎демократия‏ ‎требует‏ ‎лишь ‎чрезвычайного ‎самоотречения‏ ‎и ‎самоотвержения‏ ‎от ‎тех, ‎кто ‎к‏ ‎ней‏ ‎стремится ‎честно‏ ‎и ‎сознательно.‏ ‎Но ‎даже ‎если ‎это ‎потребует‏ ‎сверхчеловеческих‏ ‎сил, ‎тут‏ ‎нет ‎неразрешимой‏ ‎задачи ‎— ‎в ‎противоположность ‎моральной‏ ‎проблеме‏ ‎большевизма».

Лукач‏ ‎с ‎позиции‏ ‎марксизма ‎отвергает‏ ‎большевистский ‎путь‏ ‎(советский‏ ‎проект) ‎и‏ ‎через ‎несколько ‎недель, ‎в ‎том‏ ‎же ‎1918‏ ‎году,‏ ‎вступает ‎в ‎большевистскую‏ ‎Венгерскую ‎коммунистическую‏ ‎партию. ‎То ‎есть ‎резко‏ ‎отрицает‏ ‎свои ‎же‏ ‎тезисы, ‎высказанные‏ ‎в ‎эссе ‎«Большевизм ‎как ‎моральная‏ ‎проблема».‏ ‎Лукач ‎меняет‏ ‎веру.

21 марта ‎1919‏ ‎года ‎левое ‎крыло ‎Социал-демократической ‎партии‏ ‎и‏ ‎Венгерская‏ ‎коммунистическая ‎партия‏ ‎создают ‎коалиционное‏ ‎правительство ‎и‏ ‎объявляют‏ ‎об ‎учреждении‏ ‎Венгерской ‎советской ‎республики. ‎Лукач ‎входит‏ ‎в ‎ЦК‏ ‎компартии‏ ‎и ‎становится ‎заместителем‏ ‎наркома ‎просвещения.‏ ‎Возглавлял ‎наркомат ‎левый ‎социал-демократ‏ ‎Кунфи,‏ ‎Лукач ‎же,‏ ‎в ‎качестве‏ ‎представителя ‎коммунистической ‎партии, ‎был ‎его‏ ‎заместителем‏ ‎и ‎фактически‏ ‎курировал ‎политику‏ ‎Венгерской ‎советской ‎республики ‎в ‎области‏ ‎культуры.

Лукач‏ ‎выступает‏ ‎за ‎большевистскую‏ ‎линию ‎на‏ ‎классовую ‎войну.‏ ‎Таким‏ ‎образом, ‎Лукач‏ ‎прямо ‎декларирует ‎тезисы, ‎ранее ‎отвергнутые‏ ‎им ‎в‏ ‎«Большевизме‏ ‎как ‎моральная ‎проблема».

Лукач‏ ‎в ‎декабре‏ ‎1918 ‎года: ‎«Осуществление ‎этой‏ ‎цели‏ ‎сейчас ‎находится‏ ‎в ‎заманчивой‏ ‎близости ‎от ‎нас, ‎и ‎именно‏ ‎отсюда‏ ‎проистекает ‎моральная‏ ‎дилемма. ‎Или‏ ‎мы ‎ухватываемся ‎за ‎данную ‎возможность:‏ ‎тогда‏ ‎мы‏ ‎должны ‎принять‏ ‎сторону ‎террора‏ ‎и ‎классового‏ ‎угнетения;‏ ‎ибо ‎ныне‏ ‎на ‎повестке ‎дня ‎стоит ‎классовое‏ ‎господство ‎пролетариата».

Лукач‏ ‎в‏ ‎апреле ‎1919 ‎года: «Овладение‏ ‎государственной ‎властью‏ ‎— ‎это ‎также ‎момент‏ ‎для‏ ‎уничтожения ‎угнетающих‏ ‎классов. ‎Момент,‏ ‎которым ‎мы ‎должны ‎воспользоваться».

Весной ‎1919‏ ‎года‏ ‎разгорается ‎война‏ ‎с ‎Румынией,‏ ‎которая ‎еще ‎в ‎конце ‎1918‏ ‎года‏ ‎аннексировала‏ ‎часть ‎Трансильвании,‏ ‎принадлежавшей ‎тогда‏ ‎Венгрии, ‎и‏ ‎в‏ ‎апреле ‎1919‏ ‎года ‎наряду ‎с ‎Чехословакией ‎перешла‏ ‎в ‎дальнейшее‏ ‎наступление.‏ ‎Это ‎была ‎война‏ ‎за ‎то,‏ ‎как ‎пройдут ‎границы ‎между‏ ‎национальными‏ ‎государствами ‎после‏ ‎распада ‎Австро-Венгерской‏ ‎империи.

Лукач ‎в ‎качестве ‎политкомиссара ‎выезжает‏ ‎на‏ ‎фронт. ‎Для‏ ‎стабилизации ‎фронта,‏ ‎Лукач ‎отдает ‎приказ ‎о ‎расстреле‏ ‎части‏ ‎бежавших‏ ‎без ‎боя‏ ‎бойцов.

Цитата: ‎«Я‏ ‎был ‎политкомиссаром‏ ‎пятой‏ ‎дивизии. ‎Когда‏ ‎в ‎апреле ‎произошло ‎чешско-румынское ‎нападение,‏ ‎Совет ‎народных‏ ‎комиссаров‏ ‎решил, ‎что ‎половина‏ ‎народных ‎комиссаров,‏ ‎если ‎я ‎правильно ‎помню,‏ ‎должна‏ ‎в ‎качестве‏ ‎политических ‎руководителей‏ ‎направиться ‎в ‎крупнейшие ‎военные ‎соединения.‏ ‎<…>‏ ‎Я ‎вызвался‏ ‎на ‎эту‏ ‎работу ‎и ‎был ‎направлен ‎в‏ ‎Тисафюред,‏ ‎где‏ ‎мы ‎заняли‏ ‎оборонительный ‎рубеж.‏ ‎Оборона ‎Тисафюреда‏ ‎шла‏ ‎очень ‎плохо,‏ ‎поскольку ‎будапештские ‎красноармейцы ‎разбежались ‎без‏ ‎единого ‎выстрела,‏ ‎и‏ ‎таким ‎образом ‎оба‏ ‎других ‎батальона,‏ ‎которые ‎уже ‎были ‎на‏ ‎месте‏ ‎для ‎достойной‏ ‎обороны ‎Тисафюреда,‏ ‎не ‎смогли ‎удержать ‎свои ‎позиции,‏ ‎так‏ ‎что ‎румыны‏ ‎прорвали ‎фронт‏ ‎и ‎Тисафюред ‎пал. ‎И ‎тогда‏ ‎порядок‏ ‎я‏ ‎восстановил ‎очень‏ ‎энергично, ‎то‏ ‎есть, ‎когда‏ ‎мы‏ ‎переправились ‎в‏ ‎Поросло, ‎я ‎созвал ‎чрезвычайный ‎военный‏ ‎трибунал ‎и‏ ‎восемь‏ ‎человек ‎из ‎этого‏ ‎беглого ‎батальона‏ ‎расстреляли ‎на ‎рыночной ‎площади.‏ ‎Тем‏ ‎самым ‎в‏ ‎общем ‎и‏ ‎целом ‎порядок ‎там ‎был ‎восстановлен.‏ ‎Позднее‏ ‎моя ‎миссия‏ ‎изменилась, ‎когда‏ ‎я ‎стал ‎политкомиссаром ‎всей ‎пятой‏ ‎дивизии.‏ ‎Вместе‏ ‎мы ‎наступали‏ ‎на ‎чехов‏ ‎до ‎самой‏ ‎Римавска-Соботы.‏ ‎Я ‎был‏ ‎при ‎взятии ‎Римавска-Соботы, ‎а ‎затем‏ ‎отозван ‎обратно‏ ‎в‏ ‎Будапешт, ‎так ‎закончилась‏ ‎моя ‎связь‏ ‎с ‎Красной ‎Армией».

Венгерская ‎советская‏ ‎республика‏ ‎терпит ‎поражение‏ ‎в ‎войне‏ ‎с ‎Румынией ‎и ‎Чехословакией. ‎1‏ ‎августа‏ ‎1919 ‎года‏ ‎коммунистическое ‎правительство‏ ‎бежит ‎из ‎страны. ‎К ‎власти‏ ‎в‏ ‎Венгрии‏ ‎приходят ‎националисты‏ ‎(формально ‎учреждается‏ ‎монархия). ‎Лукач‏ ‎вместе‏ ‎с ‎одним‏ ‎из ‎лидеров ‎венгерских ‎коммунистов ‎Отто‏ ‎Корвиным ‎остаются‏ ‎в‏ ‎Будапеште, ‎им ‎поручают‏ ‎организацию ‎коммунистического‏ ‎подполья.

Вот ‎что ‎об ‎этом‏ ‎рассказывал‏ ‎Лукач. ‎Цитата:‏ ‎«Мнение ‎партии‏ ‎было ‎таково, ‎что ‎Корвин ‎и‏ ‎я‏ ‎должны ‎остаться‏ ‎в ‎стране,‏ ‎чтобы ‎поддерживать ‎нелегальное ‎движение ‎и‏ ‎руководить‏ ‎им.‏ ‎Я ‎должен‏ ‎был ‎принять‏ ‎идеологическое ‎руководство,‏ ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎как ‎Корвин ‎— ‎организационные ‎обязанности».

После‏ ‎ареста ‎Корвина‏ ‎Лукач‏ ‎бежит ‎в ‎Вену.‏ ‎В ‎столице‏ ‎Австрии ‎Лукача ‎арестовывают ‎наряду‏ ‎с‏ ‎другими ‎венгерскими‏ ‎коммунистическими ‎лидерами.‏ ‎Новые ‎власти ‎Венгрии ‎требуют ‎их‏ ‎экстрадиции.‏ ‎С ‎коллективным‏ ‎письмом ‎в‏ ‎защиту ‎Лукача ‎выступили ‎ряд ‎крупных‏ ‎европейских‏ ‎интеллектуалов,‏ ‎включая ‎Томаса‏ ‎и ‎Генриха‏ ‎Манна. ‎Эрнст‏ ‎Блох‏ ‎и ‎Макс‏ ‎Вебер ‎отдельно ‎вступятся ‎за ‎Лукача‏ ‎в ‎частном‏ ‎порядке.

В‏ ‎итоге ‎Лукач ‎был‏ ‎освобожден ‎из-под‏ ‎ареста ‎и ‎ему ‎удалось‏ ‎избежать‏ ‎экстрадиции. ‎До‏ ‎1921 ‎года‏ ‎Лукач ‎входил ‎в ‎ЦК ‎компартии‏ ‎Венгрии,‏ ‎но ‎далее‏ ‎вышел ‎из‏ ‎него ‎в ‎силу ‎конфликта ‎с‏ ‎партийным‏ ‎руководством,‏ ‎оставаясь ‎при‏ ‎этом ‎коммунистом‏ ‎и ‎членом‏ ‎партии‏ ‎(Лукач ‎принадлежал‏ ‎к ‎ее ‎левому ‎крылу).

Венский ‎период‏ ‎Лукача ‎можно‏ ‎назвать‏ ‎ленинским. ‎Именно ‎тогда‏ ‎в ‎Вене‏ ‎Лукач, ‎согласно ‎его ‎воспоминаниям,‏ ‎впервые‏ ‎по-настоящему ‎погружается‏ ‎в ‎работы‏ ‎Ленина ‎и ‎начинает ‎интерпретировать ‎Маркса‏ ‎через‏ ‎Ленина. ‎Вот‏ ‎что ‎писал‏ ‎об ‎этом ‎сам ‎Лукач: ‎«Разбирательство‏ ‎с‏ ‎ленинским‏ ‎учением. ‎Для‏ ‎меня: ‎подлинное‏ ‎изучение ‎Маркса».

Ленин‏ ‎в‏ ‎1920 ‎году‏ ‎подверг ‎Лукача ‎резкой ‎критике. ‎Лукач‏ ‎же ‎до‏ ‎конца‏ ‎жизни ‎отзывался ‎о‏ ‎Ленине ‎исключительно‏ ‎комплементарно.

Ленин ‎осудил ‎Лукача, ‎выступившего‏ ‎против‏ ‎участия ‎коммунистов‏ ‎в ‎парламентской‏ ‎борьбе: ‎«Три ‎признака ‎этой ‎болезни‏ ‎в‏ ‎прекрасном ‎[венском,‏ ‎прим. ‎АМ]‏ ‎журнале ‎„Коммунизм“ ‎[в ‎котором ‎регулярно‏ ‎публиковался‏ ‎Лукач,‏ ‎прим. ‎АМ]‏ ‎хотелось ‎бы‏ ‎мне ‎отметить‏ ‎вкратце‏ ‎тотчас ‎же.‏ ‎В ‎№ ‎6 ‎(1. ‎III.‏ ‎1920) ‎помещена‏ ‎статья‏ ‎тов. ‎Г. ‎Л.:‏ ‎„К ‎вопросу‏ ‎о ‎парламентаризме“, ‎которую ‎редакция‏ ‎называет‏ ‎дискуссионной ‎и‏ ‎от ‎которой‏ ‎прямо ‎отрекается ‎(к ‎счастью), ‎т.‏ ‎е.‏ ‎заявляет ‎свое‏ ‎несогласие ‎с‏ ‎ней, ‎тов. ‎Б. ‎К., ‎автор‏ ‎статьи:‏ ‎„К‏ ‎вопросу ‎о‏ ‎проведении ‎парламентского‏ ‎бойкота“ ‎(№‏ ‎18‏ ‎от ‎8.‏ ‎V. ‎1920). ‎Статья ‎Г. ‎Л.‏ ‎очень ‎левая‏ ‎и‏ ‎очень ‎плохая. ‎Марксизм‏ ‎в ‎ней‏ ‎чисто ‎словесный; ‎различие ‎„оборонительной“‏ ‎и‏ ‎„наступательной“ ‎тактики‏ ‎выдуманное; ‎конкретного‏ ‎анализа ‎точно ‎определенных ‎исторических ‎ситуаций‏ ‎нет;‏ ‎самое ‎существенное‏ ‎(необходимость ‎завоевать‏ ‎и ‎научиться ‎завоевывать ‎все ‎области‏ ‎работы‏ ‎и‏ ‎учреждения, ‎где‏ ‎проявляет ‎свое‏ ‎влияние ‎на‏ ‎массы‏ ‎буржуазия, ‎и‏ ‎т. ‎д.) ‎не ‎принято ‎во‏ ‎внимание».

Спустя ‎много‏ ‎лет‏ ‎спустя ‎Лукач ‎следующим‏ ‎образом ‎вспоминал‏ ‎данную ‎критику ‎со ‎стороны‏ ‎Ленина.‏ ‎Цитата: ‎«Справедливости‏ ‎ради ‎должен‏ ‎сейчас ‎сказать, ‎что ‎Ленин ‎и‏ ‎обо‏ ‎мне ‎был‏ ‎очень ‎плохого‏ ‎мнения. ‎Здесь ‎не ‎надо ‎ничего‏ ‎приукрашивать.‏ ‎Ленин‏ ‎очень ‎резко‏ ‎высказался ‎о‏ ‎моей ‎статье‏ ‎о‏ ‎парламентаризме. ‎В‏ ‎то ‎время ‎как ‎[лидера ‎Венгерской‏ ‎компартии] ‎Куна‏ ‎он‏ ‎рассматривал ‎как ‎ученика‏ ‎Зиновьева, ‎меня‏ ‎он ‎считал ‎обычным ‎ультралевым».

В‏ ‎1921‏ ‎году ‎Лукач‏ ‎впервые ‎посещает‏ ‎советскую ‎Россию ‎для ‎участия ‎в‏ ‎III‏ ‎Конгрессе ‎Коминтерна.

В‏ ‎1923 ‎году‏ ‎Лукач ‎опубликовал ‎свою ‎работу ‎«История‏ ‎и‏ ‎классовое‏ ‎сознание», ‎которая,‏ ‎как ‎считается,‏ ‎заложила ‎основы‏ ‎западного‏ ‎марксизма. ‎В‏ ‎частности, ‎оказала ‎решающее ‎влияние ‎на‏ ‎раннюю ‎Франкфуртскую‏ ‎школу.

В‏ ‎это ‎же ‎время‏ ‎в ‎Вене‏ ‎жил ‎Грамши, ‎но ‎нет‏ ‎свидетельств‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎они‏ ‎с ‎Лукачем ‎встречались.

Наш ‎Грамши: ‎https://sponsr.ru/friend_ru/81122/Nash_Gramshi_Zdravyi_smysl/

В‏ ‎1924‏ ‎году ‎Лукач‏ ‎реагирует ‎на‏ ‎кончину ‎Ленина ‎публикацией ‎эссе ‎«Ленин.‏ ‎Исследовательский‏ ‎очерк‏ ‎о ‎взаимосвязи‏ ‎его ‎идей».

Субъект‏ ‎революции. ‎Лукач‏ ‎о‏ ‎Ленине https://sponsr.ru/friend_ru/81173/Subekt_revolucii_Lukach_oLenine/

В ‎1928‏ ‎году ‎Лукача ‎избирают ‎председателем ‎ЦК‏ ‎компартии ‎Венгрии.‏ ‎В‏ ‎том ‎же ‎году‏ ‎Лукач ‎публикует‏ ‎«Тезисы ‎Блюма» ‎(Блюм ‎—‏ ‎партийный‏ ‎псевдоним ‎Лукача),‏ ‎в ‎которых‏ ‎выступает ‎за ‎«демократическую ‎диктатуру» ‎пролетариата‏ ‎и‏ ‎крестьянства ‎как‏ ‎пролог ‎к‏ ‎диктатуре ‎пролетариата. ‎Венгерская ‎коммунистическая ‎партия‏ ‎отвергает‏ ‎данные‏ ‎тезисы, ‎они‏ ‎же ‎осуждаются‏ ‎Коминтерном ‎как‏ ‎«правый‏ ‎уклон». ‎Лукач‏ ‎покидает ‎пост ‎главы ‎ЦК ‎компартии‏ ‎Венгрии ‎и‏ ‎уходит‏ ‎из ‎активной ‎политики.

В‏ ‎1930 ‎году‏ ‎Коминтерн ‎вызывает ‎Лукача ‎в‏ ‎Москву‏ ‎для ‎участия‏ ‎во ‎II‏ ‎съезде ‎Венгерской ‎коммунистической ‎партии, ‎который‏ ‎прошел‏ ‎в ‎Подмосковье,‏ ‎и ‎дальнейшего‏ ‎пребывания ‎в ‎СССР. ‎Лукач ‎с‏ ‎семьей‏ ‎едет‏ ‎в ‎Москву,‏ ‎где ‎живет‏ ‎и ‎работает‏ ‎старшим‏ ‎научным ‎сотрудником‏ ‎в ‎Институте ‎Маркса ‎— ‎Энгельса‏ ‎(ИМЭ). ‎Вместе‏ ‎с‏ ‎Лукачем ‎работал ‎в‏ ‎ИМЭ ‎работал‏ ‎советский ‎философ ‎и ‎литературовед‏ ‎Михаил‏ ‎Лифшиц, ‎ставший‏ ‎одним ‎из‏ ‎крупнейших ‎советских ‎марксистов. ‎Лифшиц ‎окажет‏ ‎существенное‏ ‎влияние ‎на‏ ‎становление ‎Эвальда‏ ‎Ильенкова ‎и ‎других ‎советских ‎философов.‏ ‎Лукач‏ ‎и‏ ‎Лифшиц ‎дружили‏ ‎до ‎конца‏ ‎жизни. ‎Позднее‏ ‎Ильенков‏ ‎пытался ‎добиться‏ ‎издания ‎работ ‎Лукача ‎в ‎СССР,‏ ‎но ‎после‏ ‎Сталина‏ ‎их ‎начали ‎издавать‏ ‎только ‎на‏ ‎излете ‎перестройки.

В ‎1931–1933 ‎годах‏ ‎Лукач‏ ‎по ‎поручению‏ ‎Коминтерна ‎живет‏ ‎и ‎работает ‎в ‎Германии, ‎вступает‏ ‎в‏ ‎Коммунистическую ‎партию‏ ‎Германии, ‎руководит‏ ‎коммунистической ‎фракцией ‎писателей. ‎В ‎этот‏ ‎период‏ ‎Лукач‏ ‎знакомится ‎с‏ ‎немецким ‎левым‏ ‎драматургом ‎Бертольтом‏ ‎Брехтом,‏ ‎с ‎которым,‏ ‎несмотря ‎на ‎разность ‎взглядов, ‎сохранял‏ ‎взаимоуважительные ‎отношения.

В‏ ‎1933‏ ‎году, ‎после ‎захвата‏ ‎власти ‎Гитлером,‏ ‎Лукач ‎возвращается ‎из ‎Германии‏ ‎в‏ ‎СССР, ‎где‏ ‎проживет ‎с‏ ‎1933 ‎до ‎1945 ‎года. ‎В‏ ‎советский‏ ‎период ‎Лукача‏ ‎звали ‎Георгий‏ ‎Осипович ‎Лукач.

Лукач ‎работает ‎в ‎Институте‏ ‎философии‏ ‎АН‏ ‎СССР, ‎знакомится‏ ‎с ‎ранее‏ ‎неопубликованными ‎работами‏ ‎молодого‏ ‎Маркса. ‎Публикуется‏ ‎в ‎журналах ‎«Литературный ‎критик», ‎«Интернациональная‏ ‎литература» ‎и‏ ‎в‏ ‎ряде ‎европейских ‎марксистских‏ ‎изданиях.

Лукач ‎вступает‏ ‎в ‎Союз ‎писателей ‎СССР‏ ‎в‏ ‎год ‎его‏ ‎основания, ‎в‏ ‎1934 ‎году. ‎Тогда ‎же ‎Лукач‏ ‎входит‏ ‎в ‎бюро‏ ‎немецкой ‎секции‏ ‎союза.

Вокруг ‎Лифшица ‎и ‎Лукача, ‎занимавшихся‏ ‎марксистской‏ ‎эстетикой‏ ‎и ‎литературой,‏ ‎складывается ‎литературный‏ ‎круг, ‎печатным‏ ‎органом‏ ‎которого ‎неформально‏ ‎становится ‎журнал ‎«Литературный ‎критик». ‎Среди‏ ‎прочих ‎в‏ ‎окружение‏ ‎Лукача-Лифшица ‎входил ‎писатель‏ ‎Андрей ‎Платонов.

Лукач‏ ‎и ‎Лифшиц ‎стояли ‎на‏ ‎позициях‏ ‎социалистического ‎реализма‏ ‎в ‎литературе,‏ ‎понимая ‎его ‎иначе, ‎чем ‎сталинский‏ ‎мейнстрим.

Лукач‏ ‎впоследствии ‎следующим‏ ‎образом ‎характеризовал‏ ‎деятельность ‎сформировавшегося ‎вокруг ‎него ‎и‏ ‎Лифшица‏ ‎сообщества.‏ ‎Цитата: ‎«Лифшиц‏ ‎и ‎я,‏ ‎принадлежа ‎к‏ ‎активу‏ ‎журнала ‎„Литературный‏ ‎критик“, ‎находились ‎в ‎остром ‎противоречии‏ ‎с ‎официальной‏ ‎линией,‏ ‎возглавляемой ‎Фадеевым».

Иметь ‎конфликт‏ ‎с ‎официальной‏ ‎линией, ‎возглавляемой ‎всесильным ‎сталинским‏ ‎писателем‏ ‎Александром ‎Фадеевым‏ ‎(один ‎из‏ ‎создателей ‎и ‎идеологов ‎Союза ‎писателей‏ ‎СССР,‏ ‎впоследствии ‎его‏ ‎глава ‎и‏ ‎член ‎ЦК ‎КПСС), ‎и ‎при‏ ‎этом‏ ‎«выжить»‏ ‎во ‎всех‏ ‎смыслах ‎—‏ ‎это ‎серьезно.‏ ‎Группа‏ ‎Лукача-Лифшица ‎не‏ ‎была ‎диссидентской, ‎она ‎существовала ‎официально‏ ‎и ‎многие‏ ‎годы,‏ ‎со ‎слов ‎Лукача,‏ ‎противопоставляя ‎себя‏ ‎мейнстриму, ‎сохраняла ‎свои ‎позиции.‏ ‎Это‏ ‎описание ‎альтернативного‏ ‎советского ‎марксистского‏ ‎течения, ‎имевшего ‎самое ‎высокое ‎признание.‏ ‎Помимо‏ ‎всего ‎прочего,‏ ‎Лукач ‎и‏ ‎Лившиц ‎избежали ‎«большой ‎чистки» ‎при‏ ‎Сталине.

Более‏ ‎развернутое‏ ‎высказывание ‎Лукача‏ ‎об ‎активе‏ ‎«Литературного ‎критика».‏ ‎Цитата:‏ ‎«По ‎инициативе‏ ‎Сталина ‎была ‎инициирована ‎кампания, ‎имевшая‏ ‎и ‎свои‏ ‎вполне‏ ‎положительные ‎стороны, ‎а‏ ‎именно ‎борьбу‏ ‎против ‎РАПП ‎[Российская ‎ассоциация‏ ‎пролетарских‏ ‎писателей, ‎прим.‏ ‎АМ]. ‎Эта‏ ‎кампания, ‎в ‎сущности, ‎служила ‎хорошей‏ ‎цели‏ ‎— ‎сместить‏ ‎троцкиста ‎Авербаха,‏ ‎генерального ‎секретаря ‎РАПП. ‎Сталин ‎был‏ ‎исключительно‏ ‎заинтересован‏ ‎в ‎этом‏ ‎вопросе. ‎В‏ ‎этой ‎кампании‏ ‎также‏ ‎приняли ‎участие [близкие‏ ‎к ‎кругу ‎Лукача-Лифшица, ‎прим. ‎АМ]‏ ‎Юдин ‎и‏ ‎Усиевич,‏ ‎атаковавшие ‎бюрократическую ‎аристократию‏ ‎РАПП ‎и‏ ‎предлагавшие ‎вместо ‎узколобой ‎РАПП,‏ ‎принимавшей‏ ‎в ‎свои‏ ‎ряды ‎только‏ ‎коммунистических ‎писателей, ‎общий ‎русский ‎Союз‏ ‎писателей,‏ ‎в ‎котором‏ ‎каждый ‎русский‏ ‎писатель ‎из ‎Советского ‎Союза ‎занял‏ ‎бы‏ ‎свое‏ ‎место ‎и‏ ‎который ‎тогда‏ ‎смог ‎бы‏ ‎заниматься‏ ‎делами ‎русских‏ ‎авторов. ‎Я ‎также ‎присоединился ‎к‏ ‎этому ‎движению.‏ ‎В‏ ‎какой-то ‎мере ‎движение‏ ‎раскололось ‎на‏ ‎две ‎части. ‎Чисто ‎сталинистское‏ ‎крыло‏ ‎удовлетворилось ‎тем,‏ ‎что ‎изолировало‏ ‎Авербаха. ‎В ‎последующие ‎годы ‎он‏ ‎был‏ ‎также ‎ликвидирован‏ ‎— ‎уничтожен‏ ‎в ‎ходе ‎процессов. ‎Из ‎другого‏ ‎крыла‏ ‎вышел‏ ‎журнал ‎„Литературный‏ ‎критик“, ‎боровшийся‏ ‎за ‎революционно-демократическое‏ ‎преобразование‏ ‎русской ‎литературы.‏ ‎В ‎последний ‎период ‎моего ‎пребывания‏ ‎в ‎России‏ ‎я‏ ‎принимал ‎в ‎нем‏ ‎участие.

[Какие ‎возможности‏ ‎имел ‎этот ‎журнал ‎в‏ ‎годы‏ ‎поднимающегося ‎сталинизма?]‏ ‎Не ‎следует‏ ‎забывать ‎то ‎особенное ‎обстоятельство, ‎что‏ ‎практическое‏ ‎влияние ‎сталинизма‏ ‎все-таки ‎осуществлялось‏ ‎через ‎центральный ‎партаппарат. ‎Не ‎знаю,‏ ‎по‏ ‎какой‏ ‎причине, ‎но‏ ‎Сталин, ‎во‏ ‎всяком ‎случае,‏ ‎рассматривал‏ ‎также ‎и‏ ‎философов ‎Митина ‎и ‎Юдина ‎в‏ ‎качестве ‎своих‏ ‎людей.‏ ‎Следовательно, ‎в ‎Центральном‏ ‎Комитете ‎они‏ ‎играли ‎важную ‎роль ‎и,‏ ‎таким‏ ‎образом, ‎Юдин‏ ‎мог ‎выторговать‏ ‎через ‎Усиевич ‎уступки ‎для ‎направления‏ ‎«Литературного‏ ‎критика». ‎По‏ ‎этой ‎причине‏ ‎не ‎только ‎я ‎уцелел ‎в‏ ‎годы‏ ‎больших‏ ‎процессов; ‎среди‏ ‎актива ‎«Литературного‏ ‎критика» ‎никто‏ ‎также‏ ‎не ‎стал‏ ‎жертвой ‎великих ‎преследований. ‎<…> ‎мы‏ ‎действовали ‎как‏ ‎фракция‏ ‎в ‎Центральном ‎Комитете,‏ ‎хотя ‎Фадеев‏ ‎и ‎другие, ‎бывшие ‎членами‏ ‎других‏ ‎фракций, ‎нас‏ ‎беспрерывно ‎атаковали».

Лукач‏ ‎пишет, ‎что ‎Сталин ‎считал ‎своими‏ ‎людьми‏ ‎философов, ‎входивших‏ ‎в ‎круг‏ ‎Лукача-Лифшица, ‎и ‎описывает ‎данный ‎круг‏ ‎как‏ ‎фракцию‏ ‎в ‎ЦК‏ ‎(!), ‎выстоявшую‏ ‎в ‎аппаратных‏ ‎боях‏ ‎с ‎ключевыми‏ ‎фигурами ‎сталинской ‎эпохи. ‎Но ‎каковы‏ ‎бы ‎ни‏ ‎были‏ ‎политические ‎обстоятельства, ‎ясно,‏ ‎что ‎Лукач‏ ‎как ‎философ ‎влиял ‎на‏ ‎советский‏ ‎марксизм, ‎а‏ ‎советский ‎марксизм,‏ ‎в ‎свою ‎очередь, ‎влиял ‎на‏ ‎Лукача.

В‏ ‎СССР ‎издают‏ ‎такие ‎работы‏ ‎Лукача, ‎как ‎«Литературные ‎теории ‎XIX‏ ‎века‏ ‎и‏ ‎марксизм» ‎(1937),‏ ‎«Исторический ‎роман»‏ ‎(1937-1938), ‎«К‏ ‎истории‏ ‎реализма» ‎(1939)‏ ‎и ‎«Борьба ‎гуманизма ‎и ‎варварства»‏ ‎(1943).

25 июня ‎1941‏ ‎года‏ ‎Лукача ‎арестовали ‎как‏ ‎«агента ‎венгерской‏ ‎разведки». ‎За ‎Лукача ‎вступились‏ ‎лидер‏ ‎Коминтерна ‎Георгий‏ ‎Димитров ‎и‏ ‎ядро ‎литературного ‎круга ‎Лукача-Лифшица ‎(что‏ ‎вновь‏ ‎говорит ‎о‏ ‎его ‎весе‏ ‎в ‎советской ‎системе). ‎Лукача ‎освободили‏ ‎26‏ ‎августа‏ ‎того ‎же‏ ‎года.

В ‎октябре‏ ‎1941 ‎года‏ ‎Лукач‏ ‎был ‎эвакуирован‏ ‎в ‎Казань, ‎затем ‎в ‎Ташкент.‏ ‎В ‎июле‏ ‎1942‏ ‎года ‎по ‎вызову‏ ‎ЦК ‎ВКП(б)‏ ‎вернулся ‎в ‎Москву.

29 декабря ‎1942‏ ‎года‏ ‎Лукач ‎защитил‏ ‎в ‎Институте‏ ‎философии ‎АН ‎СССР ‎докторскую ‎диссертацию‏ ‎«Молодой‏ ‎Гегель». ‎Что‏ ‎показательно, ‎особенно‏ ‎в ‎контексте ‎конфликта ‎с ‎Фадеевым‏ ‎и‏ ‎недавнего‏ ‎ареста. ‎Защищать‏ ‎докторскую ‎«в‏ ‎обход» ‎кандидатской‏ ‎—‏ ‎исключительное ‎событие,‏ ‎требующее ‎особого ‎одобрения. ‎Защита ‎диссертации‏ ‎Лукача ‎была‏ ‎одобрена‏ ‎комиссией ‎единогласно.

Судьбу ‎Лукача‏ ‎в ‎СССР‏ ‎можно ‎рассмотреть ‎как ‎почти‏ ‎идеальную‏ ‎ролевую ‎модель‏ ‎для ‎крупного‏ ‎западного ‎марксиста, ‎выбравшего ‎советскую ‎сторону.‏ ‎Кто‏ ‎знает, ‎как‏ ‎сложилась ‎бы‏ ‎судьба ‎Грамши, ‎если ‎бы ‎сталинский‏ ‎СССР‏ ‎сумел‏ ‎добиться ‎его‏ ‎освобождения ‎из‏ ‎фашистской ‎тюрьмы‏ ‎(попытки‏ ‎чего ‎предпринимались‏ ‎неоднократно) ‎и ‎вывезти ‎в ‎Москву.‏ ‎Но ‎не‏ ‎думаю,‏ ‎что ‎она ‎могла‏ ‎бы ‎быть‏ ‎качественно ‎более ‎благоприятной, ‎чем‏ ‎у‏ ‎Лукача. ‎Скорее‏ ‎наоборот.

В ‎1945‏ ‎году ‎Лукач ‎возвращается ‎в ‎теперь‏ ‎уже‏ ‎социалистическую ‎Венгрию,‏ ‎где ‎становится‏ ‎профессором ‎эстетики ‎и ‎философии ‎в‏ ‎Будапештском‏ ‎университете.

На‏ ‎Западе ‎Лукача‏ ‎обвиняли ‎в‏ ‎жестком ‎продвижении‏ ‎социалистической‏ ‎линии ‎в‏ ‎венгерской ‎литературе ‎и ‎культуре, ‎за‏ ‎бортом ‎которой‏ ‎оказались‏ ‎якобы ‎при ‎участии‏ ‎Лукача ‎многие‏ ‎несоциалистические ‎венгерские ‎интеллектуалы.

В ‎1946‏ ‎году‏ ‎Лукач ‎получает‏ ‎венгерскую ‎социалистическую‏ ‎премию ‎имени ‎Баумгартена.

В ‎1949 ‎году‏ ‎Лукач‏ ‎становится ‎членом‏ ‎Венгерской ‎академии‏ ‎наук. ‎В ‎том ‎же ‎1949‏ ‎году‏ ‎Лукач‏ ‎дискутирует ‎в‏ ‎Париже ‎с‏ ‎Сартром ‎по‏ ‎вопросам‏ ‎экзистенциализма ‎и‏ ‎марксизма. ‎В ‎целом ‎Лукач ‎оставался‏ ‎в ‎повестке‏ ‎западного‏ ‎марксизма ‎в ‎качестве‏ ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎его ‎фигур.

Дважды: ‎в‏ ‎1949–1951‏ ‎и ‎1953–1957‏ ‎годах ‎избирается‏ ‎депутатом ‎госсобрания ‎Венгерской ‎Народной ‎Республики.‏ ‎С‏ ‎1950 ‎года‏ ‎Лукач ‎стал‏ ‎членом ‎Всемирного ‎совета ‎мира.

В ‎1955‏ ‎году‏ ‎Лукач‏ ‎получает ‎главную‏ ‎государственную ‎венгерскую‏ ‎«Большую ‎премию»‏ ‎имени‏ ‎Кошута.

В ‎1956‏ ‎году ‎Лукач ‎с ‎оговорками ‎поддержал‏ ‎ХХ ‎съезд‏ ‎КПСС‏ ‎и ‎в ‎целом‏ ‎негативно ‎отзывался‏ ‎о ‎Сталине ‎до ‎конца‏ ‎жизни.‏ ‎При ‎этом‏ ‎Лукач ‎последовательно‏ ‎подчеркивал ‎особую ‎роль ‎сталинского ‎СССР‏ ‎в‏ ‎разгроме ‎нацистской‏ ‎Германии.

Лукач: ‎«Сталин‏ ‎был ‎единственной ‎существовавшей ‎антигитлеровской ‎силой.‏ ‎<…>‏ ‎И‏ ‎не ‎забывайте:‏ ‎Троцкий ‎не‏ ‎мог ‎прийти‏ ‎в‏ ‎соответствие ‎с‏ ‎той ‎сталинской ‎линией, ‎которая ‎одна‏ ‎была ‎в‏ ‎состоянии‏ ‎de ‎facto ‎оказать‏ ‎сопротивление ‎Гитлеру».

Также‏ ‎Лукач ‎подчеркивал ‎свою ‎веру‏ ‎в‏ ‎Россию.

Цитата: ‎«[Товарищ‏ ‎Лукач, ‎считали‏ ‎ли ‎Вы ‎в ‎начале ‎войны,‏ ‎в‏ ‎период ‎немецкого‏ ‎наступления, ‎победу‏ ‎немцев ‎возможной?] ‎Нет. ‎Нет. ‎Я‏ ‎все‏ ‎время‏ ‎верил ‎в‏ ‎то, ‎что‏ ‎Россия, ‎которая‏ ‎уже‏ ‎однажды ‎уничтожила‏ ‎куда ‎более ‎крупного ‎человека, ‎чем‏ ‎Гитлер, ‎—‏ ‎Наполеона,‏ ‎уничтожит ‎также ‎и‏ ‎Гитлера. ‎[Стало‏ ‎быть, ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎это‏ ‎была ‎вера‏ ‎в ‎Россию?]‏ ‎Вера ‎в ‎Россию».

Что ‎касается ‎упомянутого‏ ‎Троцкого,‏ ‎то ‎Лукач‏ ‎не ‎был‏ ‎троцкистом ‎и ‎негативно ‎отзывался ‎о‏ ‎троцкизме.‏ ‎Цитата:‏ ‎«Я ‎едва‏ ‎знал ‎троцкистов.‏ ‎Самого ‎Троцкого‏ ‎я‏ ‎знал ‎с‏ ‎III ‎Конгресса, ‎и ‎он ‎был‏ ‎мне ‎вообще‏ ‎несимпатичен.‏ ‎Недавно ‎я ‎прочел‏ ‎в ‎томе‏ ‎последней ‎переписки ‎Горького, ‎что‏ ‎Ленин‏ ‎однажды ‎сказал,‏ ‎что ‎Троцкий‏ ‎приобрел ‎себе ‎в ‎гражданской ‎войне‏ ‎большие‏ ‎заслуги, ‎что‏ ‎он ‎принадлежал‏ ‎к ‎ним ‎[к ‎большевикам], ‎но‏ ‎не‏ ‎был‏ ‎их ‎человеком,‏ ‎эта ‎плохая‏ ‎черта ‎была‏ ‎в‏ ‎нем ‎от‏ ‎Лассаля. ‎Это ‎сравнение ‎я ‎абсолютно‏ ‎разделяю. ‎<…>‏ ‎Троцкий‏ ‎был ‎исключительно ‎остроумным‏ ‎и ‎образованным‏ ‎писателем. ‎Но ‎как ‎политика,‏ ‎как‏ ‎политического ‎теоретика‏ ‎я ‎не‏ ‎ставлю ‎его ‎ни ‎в ‎грош.‏ ‎<…>‏ ‎[Когда ‎возникла‏ ‎Ваша ‎антитроцкистская‏ ‎позиция?] ‎Я ‎работал ‎в ‎Институте‏ ‎философии,‏ ‎и‏ ‎моя ‎позиция‏ ‎окончательно ‎определилась‏ ‎тем, ‎что‏ ‎русская‏ ‎философия ‎образовывала‏ ‎однозначный ‎и ‎единый ‎фронт ‎против‏ ‎Гитлера. ‎Лишь‏ ‎троцкисты‏ ‎были ‎против. ‎Следовательно,‏ ‎я ‎был‏ ‎против ‎троцкистов».

В ‎противостоянии ‎троцкизма‏ ‎и‏ ‎сталинизма ‎Лукач‏ ‎однозначно ‎занимает‏ ‎сторону ‎сталинизма. ‎Но ‎затем ‎отвергает‏ ‎и‏ ‎сталинизм ‎по‏ ‎иным ‎причинам.‏ ‎Что ‎касается ‎самоопределения, ‎то ‎Лукач‏ ‎характеризовал‏ ‎себя‏ ‎как ‎человека,‏ ‎«преданного ‎личности‏ ‎Ленина ‎и‏ ‎его‏ ‎делу».

В ‎октябре‏ ‎1956 ‎года ‎Лукач ‎согласился ‎стать‏ ‎министром ‎культуры‏ ‎в‏ ‎правительстве ‎Имре ‎Надя,‏ ‎который, ‎будучи‏ ‎на ‎тот ‎момент ‎премьер-министром‏ ‎социалистической‏ ‎Венгрии, ‎пошел‏ ‎на ‎соглашение‏ ‎с ‎восставшими ‎националистическими ‎силами ‎и‏ ‎создал‏ ‎многопартийное ‎правительство.‏ ‎Как ‎утверждается,‏ ‎на ‎назначении ‎Лукача ‎министром ‎культуры‏ ‎в‏ ‎коалиционном‏ ‎правительстве ‎настояло‏ ‎советское ‎руководство‏ ‎(Микоян ‎и‏ ‎Суслов).

В‏ ‎конце ‎концов‏ ‎Надь ‎объявил ‎о ‎выходе ‎Венгрии‏ ‎из ‎Организации‏ ‎Варшавского‏ ‎договора ‎и ‎призвал‏ ‎ООН ‎защитить‏ ‎венгерский ‎суверенитет ‎от ‎СССР.

Вот‏ ‎что‏ ‎об ‎этом‏ ‎рассказывал ‎Лукач.‏ ‎Цитата: ‎«[А ‎как ‎Вы ‎сами‏ ‎были‏ ‎затронуты ‎октябрьскими‏ ‎событиями? ‎В‏ ‎практическом ‎плане ‎каковы ‎были ‎последствия‏ ‎этих‏ ‎событий‏ ‎для ‎Вас?]‏ ‎Во-первых, ‎они‏ ‎привели ‎к‏ ‎тому,‏ ‎что ‎я‏ ‎был ‎избран ‎в ‎Центральный ‎Комитет*.‏ ‎Во-вторых, ‎внутри‏ ‎Центрального‏ ‎Комитета ‎я ‎оказался‏ ‎в ‎некоторой‏ ‎оппозиции ‎к ‎Имре ‎Надю.‏ ‎Я‏ ‎упомянул ‎бы‏ ‎лишь ‎важнейший‏ ‎вопрос: ‎когда ‎Имре ‎Надь ‎объявил‏ ‎о‏ ‎выходе ‎Венгрии‏ ‎из ‎Варшавского‏ ‎договора, ‎Золтан ‎Санто ‎и ‎я‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎выступили, ‎но‏ ‎и ‎проголосовали‏ ‎против ‎этого.‏ ‎Мы‏ ‎призывали ‎Имре‏ ‎Надя ‎не ‎оглашать ‎публично ‎такие‏ ‎принципиально ‎важные‏ ‎решения,‏ ‎прежде ‎чем ‎мы‏ ‎не ‎договоримся‏ ‎об ‎этом ‎внутри ‎партии.‏ ‎[Вы‏ ‎вдвоем ‎проголосовали‏ ‎против ‎выхода‏ ‎Венгрии ‎из ‎Варшавского ‎договора? ‎Другими‏ ‎это‏ ‎постановление ‎было‏ ‎поддержано?] ‎Другие‏ ‎поддержали ‎его».

* Правящая ‎Венгерская ‎партия ‎трудящихся‏ ‎(образованная‏ ‎путем‏ ‎объединения ‎коммунистической‏ ‎и ‎социал-демократической‏ ‎партий) ‎после‏ ‎начала‏ ‎восстания ‎в‏ ‎конце ‎октября ‎1956 ‎года ‎фактически‏ ‎самораспустилась. ‎31‏ ‎октября‏ ‎было ‎объявлено ‎о‏ ‎создании ‎новой‏ ‎марксистской ‎партии ‎— ‎Венгерской‏ ‎социалистической‏ ‎рабочей ‎партии‏ ‎(ВСРП), ‎порывающей‏ ‎со ‎сталинизмом. ‎Лукач ‎стал ‎членом‏ ‎ее‏ ‎учредительного ‎комитета.‏ ‎Премьер-министр ‎Венгрии‏ ‎Имре ‎Надь ‎также ‎представлял ‎ВСРП.

В‏ ‎Будапешт‏ ‎были‏ ‎введены ‎советские‏ ‎танки. ‎Порядок‏ ‎был ‎восстановлен.‏ ‎Новой‏ ‎правящей ‎партией‏ ‎стала ‎вышеупомянутая ‎ВСРП, ‎взявшая ‎просоветский‏ ‎курс. ‎Лукач‏ ‎пробыл‏ ‎некоторое ‎время ‎под‏ ‎арестом ‎и‏ ‎был ‎отстранен ‎от ‎партийной‏ ‎жизни.

В‏ ‎начале ‎60-х‏ ‎годов ‎Лукач‏ ‎положительно ‎отзывался ‎о ‎Солженицыне ‎как‏ ‎писателе,‏ ‎увидев ‎в‏ ‎его ‎произведениях‏ ‎образец ‎современного, ‎но ‎не ‎социалистического‏ ‎реализма.‏ ‎Лукач‏ ‎писал, ‎что‏ ‎Солженицын ‎критикует‏ ‎сталинизм ‎с‏ ‎«плебейской»,‏ ‎а ‎не‏ ‎с ‎коммунистической ‎позиции.

Лукач ‎имел ‎возможности‏ ‎эмигрировать ‎на‏ ‎Запад,‏ ‎где ‎он ‎был‏ ‎культовой ‎фигурой‏ ‎в ‎левых ‎кругах, ‎но‏ ‎отверг‏ ‎их.

Лукач ‎был‏ ‎восстановлен ‎в‏ ‎Венгерской ‎коммунистической ‎партии ‎в ‎1968‏ ‎году.

В‏ ‎марте ‎1969‏ ‎года, ‎в‏ ‎пятидесятую ‎годовщину ‎образования ‎Венгерской ‎Советской‏ ‎Республики,‏ ‎Лукач‏ ‎был ‎награжден‏ ‎орденом ‎Красного‏ ‎Знамени.

Лукач ‎выбрал‏ ‎марксизм-коммунизм‏ ‎в ‎молодости‏ ‎и ‎до ‎конца ‎жизни ‎оставался‏ ‎верным ‎ему.‏ ‎Ради‏ ‎коммунизма ‎Лукач ‎пожертвовал‏ ‎предустановленной ‎(данной‏ ‎от ‎рождения) ‎судьбой ‎крупного‏ ‎буржуа‏ ‎с ‎баронским‏ ‎титулом, ‎предпочтя‏ ‎крайне ‎скромное ‎бытие ‎и ‎риск‏ ‎для‏ ‎жизни ‎марксиста-революционера.‏ ‎Лукач ‎мог‏ ‎бы ‎состояться ‎как ‎буржуазный ‎философ,‏ ‎его‏ ‎талант‏ ‎выделяли ‎такие‏ ‎крупные ‎мыслители,‏ ‎как ‎Макс‏ ‎Вебер,‏ ‎Эрнст ‎Блох‏ ‎и ‎другие. ‎Лукач ‎мог ‎бы‏ ‎состояться ‎как‏ ‎буржуазный‏ ‎литературовед, ‎чей ‎гений‏ ‎ценил ‎великий‏ ‎буржуазный ‎писатель ‎Томас ‎Манн.‏ ‎С‏ ‎особым ‎уважением‏ ‎к ‎Лукачу‏ ‎относился ‎гениальный ‎театральный ‎постановщик ‎Бертольт‏ ‎Брехт‏ ‎и ‎многие‏ ‎другие ‎крупнейшие‏ ‎интеллектуалы ‎и ‎творческие ‎личности ‎той‏ ‎эпохи.

Лукач‏ ‎в‏ ‎полной ‎мере‏ ‎состоялся ‎как‏ ‎философ-марксист, ‎получив‏ ‎высшее‏ ‎признание ‎и‏ ‎в ‎сталинском ‎СССР ‎(насколько ‎оно‏ ‎в ‎принципе‏ ‎было‏ ‎возможно), ‎и ‎в‏ ‎Европе, ‎причем‏ ‎как ‎восточной, ‎так ‎и‏ ‎западной.

Лукач‏ ‎— ‎крупнейший‏ ‎марксистский ‎философ,‏ ‎оказавший ‎существенное ‎влияние ‎на ‎дальнейшее‏ ‎течение‏ ‎и ‎советского,‏ ‎и ‎западного‏ ‎марксизма.

Лукач ‎скончался ‎4 ‎июня ‎1971‏ ‎года‏ ‎в‏ ‎Будапеште.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
2 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
0
Илья Трошков 24 дня назад
Прекрасный текст, который я не успел прочесть на старой площадке, но прочёл на новой.
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
0
Андрей Малахов 24 дня назад
🤝

Статистика

94 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048