logo
Андрей Малахов
Про политику и человека
logo Андрей Малахов

Наш Грамши. Империя и национальное государство

Антонио ‎Грамши‏ ‎в ‎«Тюремных ‎тетрадях» ‎развернуто ‎рассматривает‏ ‎противоречие ‎между‏ ‎империей‏ ‎и ‎национальным ‎итальянским‏ ‎государством. ‎Под‏ ‎империей ‎Грамши ‎понимает, ‎как‏ ‎Римскую‏ ‎империю ‎(затем‏ ‎Священную ‎Римскую‏ ‎империю ‎германской ‎нации), ‎так ‎и‏ ‎католическую‏ ‎церковь.

Перевод ‎приводится‏ ‎по ‎изданиям‏ ‎«Грамши ‎А. ‎Избранные ‎произведения. ‎Т.3‏ ‎Тюремные‏ ‎тетради»,‏ ‎Издательство ‎иностранной‏ ‎литературы, ‎1959‏ ‎год, ‎Москва‏ ‎и‏ ‎«Грамши ‎А.‏ ‎Тюремные ‎тетради. ‎В ‎3 ‎ч.‏ ‎Ч. ‎1.»,‏ ‎Издательство‏ ‎политическая ‎литература, ‎1991‏ ‎год, ‎Москва.

Цитата:‏ ‎«Исследование ‎исторического ‎процесса ‎формирования‏ ‎итальянской‏ ‎интеллигенции ‎заставляет,‏ ‎таким ‎образом,‏ ‎обратиться ‎ко ‎временам ‎Римской ‎империи,‏ ‎когда‏ ‎Италия, ‎поскольку‏ ‎на ‎ее‏ ‎территории ‎находится ‎Рим, ‎становится ‎кузницей‏ ‎образованных‏ ‎классов‏ ‎всех ‎частей‏ ‎империи. ‎Руководящий‏ ‎слой ‎все‏ ‎более‏ ‎делается ‎имперским‏ ‎и ‎все ‎менее ‎латинским, ‎он‏ ‎становится ‎космополитическим:‏ ‎императоры‏ ‎также ‎уже ‎не‏ ‎латиняне ‎и‏ ‎т. ‎д. ‎Это ‎означает,‏ ‎что‏ ‎развитие ‎классов‏ ‎итальянской ‎интеллигенции‏ ‎(действующих ‎на ‎территории ‎Италии) ‎идет‏ ‎в‏ ‎одном ‎определенном‏ ‎направлении, ‎которое‏ ‎совершенно ‎не ‎является ‎национальным, ‎а‏ ‎это‏ ‎приводит‏ ‎к ‎нарушению‏ ‎состава ‎живущего‏ ‎в ‎Италии‏ ‎населения‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.».

Итальянская ‎интеллигенция ‎по ‎Грамши ‎с‏ ‎самого ‎раннего‏ ‎периода‏ ‎формировалась ‎в ‎имперском‏ ‎русле ‎—‏ ‎как ‎космополитическая. ‎Что ‎обуславливало‏ ‎ее‏ ‎наднациональный ‎характер.‏ ‎Разумеется, ‎никакой‏ ‎именно ‎итальянской ‎идентичности ‎в ‎Римской‏ ‎империи‏ ‎не ‎было,‏ ‎потому ‎Грамши‏ ‎оговаривается: ‎«действующих ‎на ‎территории ‎Италии».

Цитата:‏ ‎«О‏ ‎том‏ ‎периоде ‎древнеримской‏ ‎истории, ‎который‏ ‎знаменует ‎собой‏ ‎переход‏ ‎от ‎Республики‏ ‎к ‎Империи, ‎— ‎поскольку ‎он‏ ‎создает ‎общие‏ ‎контуры‏ ‎некоторых ‎идеологических ‎тенденций‏ ‎будущей ‎итальянской‏ ‎нации. ‎Кажется, ‎что ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎не‏ ‎показано ‎со‏ ‎всей ‎ясностью, ‎что ‎в ‎действительности‏ ‎именно‏ ‎Цезарь ‎и‏ ‎Август ‎радикальным‏ ‎образом ‎изменяют ‎положение ‎Рима ‎и‏ ‎полуострова‏ ‎в‏ ‎равновесии ‎сил‏ ‎внутри ‎классического‏ ‎мира, ‎лишая‏ ‎Италию‏ ‎„территориальной“ ‎гегемонии‏ ‎и ‎передавая ‎функцию ‎руководства ‎„имперскому“,‏ ‎то ‎есть‏ ‎наднациональному‏ ‎классу. ‎<…> ‎Цезарь‏ ‎добивается ‎победы,‏ ‎поскольку ‎проблема, ‎которую ‎Гракхам,‏ ‎Марию‏ ‎и ‎Катилине,‏ ‎предстояло ‎разрешить‏ ‎на ‎полуострове, ‎в ‎Риме, ‎перед‏ ‎Цезарем‏ ‎встает ‎в‏ ‎рамках ‎целой‏ ‎Империи, ‎и ‎в ‎ней ‎полуостров‏ ‎является‏ ‎лишь‏ ‎частью, ‎а‏ ‎Рим ‎„бюрократической“‏ ‎столицей, ‎да‏ ‎и‏ ‎то ‎только‏ ‎до ‎определенного ‎момента. ‎Этот ‎узловой‏ ‎исторический ‎этап‏ ‎имеет‏ ‎величайшее ‎значение ‎для‏ ‎истории ‎полуострова‏ ‎и ‎Рима, ‎так ‎как‏ ‎он‏ ‎дает ‎начало‏ ‎процессу ‎„денационализации“‏ ‎Рима ‎и ‎полуострова ‎и ‎его‏ ‎превращения‏ ‎в ‎„космополитическую‏ ‎территорию“. ‎Древнеримская‏ ‎аристократия, ‎которая ‎с ‎помощью ‎методов‏ ‎и‏ ‎средств,‏ ‎соответствовавших ‎ее‏ ‎времени, ‎объединила‏ ‎полуостров ‎и‏ ‎создала‏ ‎базу ‎для‏ ‎национального ‎развития, ‎подавляется ‎теперь ‎имперскими‏ ‎силами ‎и‏ ‎теми‏ ‎проблемами, ‎которые ‎она‏ ‎сама ‎же‏ ‎вызвала ‎к ‎жизни».

Переход ‎Рима‏ ‎от‏ ‎республики ‎к‏ ‎империи ‎(не‏ ‎по ‎форме, ‎а ‎по ‎существу),‏ ‎с‏ ‎экспансией ‎далеко‏ ‎за ‎пределы‏ ‎Апеннинского ‎полуострова, ‎с ‎одной ‎стороны,‏ ‎сделал‏ ‎Рим‏ ‎«центром ‎мира».‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны, ‎Рим‏ ‎оказался‏ ‎центром ‎именно‏ ‎мира, ‎а ‎не ‎Италии. ‎Подчиняя‏ ‎себе ‎мир,‏ ‎Рим‏ ‎был ‎всё ‎дальше‏ ‎от ‎оформления‏ ‎итальянского ‎народа, ‎растворяя ‎себя‏ ‎и‏ ‎(лишь ‎потенциально‏ ‎возможный ‎на‏ ‎тот ‎момент) ‎итальянский ‎народ ‎в‏ ‎империи.

Империя,‏ ‎воплощенная ‎в‏ ‎государственной ‎форме,‏ ‎— ‎космополитическая ‎территория, ‎объединенная ‎наднациональной‏ ‎всемирной‏ ‎идеей.‏ ‎Соответственно, ‎имперская‏ ‎интеллигенция ‎(напомню,‏ ‎Грамши ‎включает‏ ‎в‏ ‎данное ‎понятие‏ ‎и ‎элиту) ‎— ‎космополитическая ‎и‏ ‎наднациональная.

Цитата: ‎«[Цезарь‏ ‎стремился]‏ ‎привлечь ‎в ‎Рим‏ ‎лучшую ‎интеллигенцию‏ ‎всей ‎Римской ‎империи, ‎осуществляя‏ ‎централизацию‏ ‎в ‎широком‏ ‎масштабе. ‎Так‏ ‎было ‎положено ‎начало ‎той ‎самой‏ ‎категории‏ ‎„имперской“ ‎интеллигенции‏ ‎в ‎Риме,‏ ‎которая ‎найдет ‎свое ‎продолжение ‎в‏ ‎католическом‏ ‎духовенстве‏ ‎и ‎оставит‏ ‎немалый ‎след‏ ‎во ‎всей‏ ‎истории‏ ‎итальянской ‎интеллигенции‏ ‎с ‎характерным ‎для ‎нее ‎вплоть‏ ‎до ‎XVIII‏ ‎века‏ ‎„космополитизмом“.

В ‎Римской ‎империи‏ ‎была ‎сформирована‏ ‎наднациональная ‎имперская ‎интеллигенция, ‎которая‏ ‎нашла‏ ‎свое ‎продолжение‏ ‎в ‎католическом‏ ‎духовенстве. ‎Империя ‎продолжила ‎свое ‎существование‏ ‎в‏ ‎христианской ‎и‏ ‎затем ‎конкретно‏ ‎католической ‎ипостаси.

Цитата: ‎«Этот ‎не ‎только‏ ‎социальный,‏ ‎но‏ ‎и ‎национальный,‏ ‎расовый ‎разрыв‏ ‎между ‎значительными‏ ‎массами‏ ‎интеллигентов ‎и‏ ‎господствующим ‎классом ‎Римской ‎империи ‎воспроизводится‏ ‎после ‎падения‏ ‎империи‏ ‎как ‎разрыв ‎между‏ ‎германскими ‎воинами‏ ‎и ‎интеллигентами ‎романизированного ‎происхождения,‏ ‎преемниками‏ ‎категории ‎вольноотпущенников.‏ ‎С ‎этими‏ ‎явлениями ‎переплетается ‎рождение ‎и ‎развитие‏ ‎католицизма‏ ‎и ‎церковной‏ ‎организации, ‎которая‏ ‎на ‎многие ‎века ‎подчинит ‎своим‏ ‎интересам‏ ‎большую‏ ‎часть ‎духовной‏ ‎деятельности ‎и‏ ‎будет ‎осуществлять‏ ‎монополию‏ ‎в ‎культурном‏ ‎руководстве ‎в ‎сочетании ‎с ‎карательными‏ ‎санкциями ‎по‏ ‎отношению‏ ‎к ‎тем, ‎кто‏ ‎вздумает ‎противиться‏ ‎этой ‎монополии ‎или ‎обойти‏ ‎ее.‏ ‎В ‎Италии‏ ‎является ‎фактом,‏ ‎что ‎интеллигенция ‎полуострова ‎выполняла ‎в‏ ‎большей‏ ‎или ‎меньшей‏ ‎степени, ‎в‏ ‎зависимости ‎от ‎времени, ‎космополитическую ‎функцию».

Грамши‏ ‎описывает‏ ‎католицизм‏ ‎как ‎новую‏ ‎империю, ‎центр‏ ‎которой ‎всё‏ ‎также‏ ‎оставался ‎в‏ ‎Риме. ‎Католическая ‎церковь, ‎безусловно, ‎имперский‏ ‎институт, ‎что‏ ‎напрямую‏ ‎вытекает ‎из ‎тезисов‏ ‎Грамши. ‎Отступая‏ ‎от ‎Грамши ‎(но ‎принципиально‏ ‎не‏ ‎противореча ‎ему)‏ ‎напомню, ‎империя‏ ‎— ‎это ‎всемирная ‎идея, ‎необязательно‏ ‎воплощенная‏ ‎в ‎конкретной‏ ‎государственной ‎форме.‏ ‎Католицизм ‎— ‎это ‎империя, ‎а‏ ‎Ватикан‏ ‎—‏ ‎ее ‎земной‏ ‎институт.

Цитата: ‎«Бесспорно,‏ ‎что ‎религиозность‏ ‎итальянцев‏ ‎очень ‎поверхностна,‏ ‎и ‎также ‎бесспорно, ‎что ‎она‏ ‎носит ‎узко‏ ‎политический‏ ‎характер, ‎характер ‎гегемонии‏ ‎международного ‎масштаба.‏ ‎<…> ‎Не ‎следует ‎забывать,‏ ‎что‏ ‎начиная ‎с‏ ‎XVI ‎века‏ ‎и ‎в ‎последующий ‎период ‎Италия‏ ‎принимала‏ ‎участие ‎в‏ ‎мировой ‎истории‏ ‎— ‎прежде ‎всего ‎как ‎резиденция‏ ‎папства,‏ ‎а‏ ‎также ‎и‏ ‎потому, ‎что‏ ‎итальянский ‎католицизм‏ ‎рассматривался‏ ‎не ‎только‏ ‎как ‎суррогат ‎государственного ‎и ‎национального‏ ‎духа, ‎но,‏ ‎несомненно,‏ ‎и ‎как ‎мировая‏ ‎руководящая ‎функция,‏ ‎то ‎есть ‎как ‎империалистический‏ ‎дух».

Грамши‏ ‎пишет ‎про‏ ‎«империалистический ‎дух»‏ ‎католицизма, ‎рвущего ‎установить ‎свою ‎гегемонию‏ ‎международного‏ ‎масштаба. ‎Это‏ ‎описание ‎империи‏ ‎с ‎позиции ‎гегемонистской ‎войны.

Цитата: ‎«Культура»‏ ‎в‏ ‎течение‏ ‎многих ‎веков‏ ‎была ‎единственным‏ ‎«национальным» ‎итальянским‏ ‎проявлением.‏ ‎Тут ‎есть‏ ‎словесный ‎обман. ‎Где ‎находилась ‎основа‏ ‎этой ‎итальянской‏ ‎культуры?‏ ‎Не ‎в ‎Италии:‏ ‎эта ‎«итальянская»‏ ‎культура ‎есть ‎продолжение ‎средневекового‏ ‎космополитизма,‏ ‎связанного ‎с‏ ‎наследием ‎империи‏ ‎и ‎церковью, ‎воспринимавшихся ‎как ‎всемирные‏ ‎понятия‏ ‎с ‎«географическим»‏ ‎центром ‎в‏ ‎Италии. ‎Итальянская ‎интеллигенция ‎функционально ‎являлась‏ ‎космополитическим‏ ‎культурным‏ ‎концентратом, ‎она‏ ‎усваивала ‎и‏ ‎теоретически ‎разрабатывала‏ ‎отблески‏ ‎более ‎основательной,‏ ‎не ‎итальянской ‎жизни».

Италия ‎и ‎конкретно‏ ‎Рим, ‎став‏ ‎центром‏ ‎католического ‎мира, ‎остались‏ ‎центром ‎империи.‏ ‎Таким ‎образом, ‎итальянская ‎интеллигенция‏ ‎продолжила‏ ‎формироваться ‎империей‏ ‎и ‎служить‏ ‎империи. ‎Что ‎вело ‎к ‎расцвету‏ ‎Италии‏ ‎как ‎имперского‏ ‎центра ‎и‏ ‎умаляло ‎национальное ‎начало ‎Италии. ‎Его‏ ‎некому‏ ‎было‏ ‎выразить ‎в‏ ‎условиях ‎торжества‏ ‎космополитической ‎интеллигенции.

Грамши‏ ‎приводит‏ ‎развернутый ‎пример‏ ‎космополитического ‎мышления ‎итальянских ‎гениев.

Цитата: ‎«Из‏ ‎статьи ‎Нелло‏ ‎Таркьяни‏ ‎„Один ‎забытый ‎истолкователь‏ ‎Микеланджело“ ‎(Эмиль‏ ‎Оливье) ‎в ‎„Марцокко“ ‎от‏ ‎3‏ ‎апреля ‎1927‏ ‎года. ‎„Для‏ ‎него ‎(Микеланджело) ‎не ‎существовало ‎ничего,‏ ‎кроме‏ ‎искусства. ‎Папы,‏ ‎князья, ‎республики‏ ‎— ‎все ‎равно, ‎лишь ‎бы‏ ‎они‏ ‎давали‏ ‎ему ‎возможность‏ ‎работать; ‎чтобы‏ ‎работать, ‎он‏ ‎пошел‏ ‎бы ‎и‏ ‎к ‎Турецкому ‎властелину, ‎как ‎грозился‏ ‎однажды; ‎и‏ ‎в‏ ‎этом ‎к ‎нему‏ ‎приближается ‎Челлини“.‏ ‎И ‎не ‎только ‎Челлини.‏ ‎А‏ ‎Леонардо? ‎Но‏ ‎почему ‎это‏ ‎происходит? ‎И ‎почему ‎такие ‎люди‏ ‎существовали‏ ‎почти ‎исключительно‏ ‎в ‎одной‏ ‎Италии? ‎Вот ‎в ‎чем ‎вопрос.‏ ‎Проследить‏ ‎на‏ ‎жизни ‎этих‏ ‎художников, ‎как‏ ‎проявлялась ‎у‏ ‎них‏ ‎„анациональность“. ‎А‏ ‎разве ‎у ‎Макиавелли ‎национализм ‎был‏ ‎таким ‎уж‏ ‎сильным,‏ ‎сильнее ‎„любви ‎к‏ ‎искусству ‎ради‏ ‎искусства“? ‎Такого ‎рода ‎исследование‏ ‎было‏ ‎бы ‎очень‏ ‎интересно: ‎не‏ ‎занимал ‎ли ‎его ‎вопрос ‎об‏ ‎итальянском‏ ‎государстве ‎скорее‏ ‎как ‎один‏ ‎из ‎„национальных ‎вопросов“ ‎или ‎же‏ ‎как‏ ‎политический‏ ‎вопрос, ‎интересный‏ ‎в ‎себе‏ ‎и ‎для‏ ‎себя,‏ ‎особенно ‎учитывая‏ ‎всю ‎его ‎сложность ‎и ‎большую‏ ‎прошлую ‎историю‏ ‎Италии?».

Италия‏ ‎делегировала ‎своих ‎гениев‏ ‎империи.

Цитата: ‎«Дело‏ ‎в ‎следующем: ‎для ‎итальянцев‏ ‎космополитизм‏ ‎связан ‎с‏ ‎особым ‎положением‏ ‎Италии ‎в ‎отличие ‎от ‎остальных‏ ‎стран,‏ ‎другими ‎словами,‏ ‎Италия ‎как‏ ‎бы ‎дополняет ‎собой ‎остальные ‎страны,‏ ‎создает‏ ‎красоту‏ ‎и ‎культуру‏ ‎для ‎всей‏ ‎Европы».

Кризис ‎или‏ ‎даже‏ ‎крах ‎собственной‏ ‎империи ‎не ‎сразу ‎и ‎в‏ ‎принципе ‎необязательно‏ ‎приводит‏ ‎к ‎изменению ‎космополитического‏ ‎мировоззрения ‎на‏ ‎национальное. ‎Территория ‎может ‎остаться‏ ‎космополитической‏ ‎даже ‎если‏ ‎империя ‎уже‏ ‎покинула ‎ее. ‎Культурное ‎выражение ‎данного‏ ‎феномена‏ ‎наиболее ‎фундаментально.

Цитата:‏ ‎«Проблема, ‎поставленная‏ ‎Леви, ‎интересна, ‎его ‎изыскания ‎ведут‏ ‎к‏ ‎утверждению,‏ ‎что ‎первые‏ ‎элементы ‎Возрождения‏ ‎имели ‎не‏ ‎придворное‏ ‎и ‎не‏ ‎схоластическое, ‎а ‎народное ‎происхождение; ‎они‏ ‎были ‎выражением‏ ‎всеобщего‏ ‎культурного ‎и ‎религиозного‏ ‎движения ‎протеста‏ ‎(патария) ‎против ‎средневековых ‎устоев‏ ‎—‏ ‎церкви ‎и‏ ‎империи».

Грамши ‎ставит‏ ‎вопрос ‎об ‎эпохе ‎Возрождения, ‎как‏ ‎истоке‏ ‎буржуазного ‎восстания‏ ‎против ‎Святой‏ ‎Римской ‎империи ‎и ‎церкви. ‎То‏ ‎есть‏ ‎схватки‏ ‎национального ‎государства‏ ‎и ‎империи.

Цитата:‏ ‎«Главным ‎центром‏ ‎гуманизма‏ ‎и ‎Возрождения‏ ‎как ‎литературного ‎выражения ‎этого ‎общеевропейского‏ ‎исторического ‎движения‏ ‎была‏ ‎Италия, ‎но ‎прогрессивное‏ ‎движение ‎после‏ ‎X ‎века, ‎хотя ‎оно‏ ‎и‏ ‎сыграло ‎большую‏ ‎роль ‎благодаря‏ ‎[буржуазным ‎городским] ‎коммунам, ‎пришло ‎в‏ ‎упадок‏ ‎именно ‎в‏ ‎Италии ‎и‏ ‎именно ‎вместе ‎с ‎гуманизмом ‎и‏ ‎Возрождением,‏ ‎которые‏ ‎в ‎этой‏ ‎стране ‎приобретают‏ ‎регрессивный ‎характер,‏ ‎между‏ ‎тем ‎как‏ ‎в ‎остальной ‎Европе ‎общее ‎движение‏ ‎нашло ‎свое‏ ‎завершение‏ ‎в ‎национальных ‎государствах,‏ ‎а ‎затем‏ ‎— ‎в ‎мировой ‎экспансии‏ ‎Испании,‏ ‎Франции, ‎Англии,‏ ‎Португалии. ‎В‏ ‎Италии ‎национальному ‎государству ‎в ‎этих‏ ‎странах‏ ‎соответствовала ‎организация‏ ‎папства ‎как‏ ‎абсолютистского ‎государства, ‎установленного ‎Александром ‎VI,‏ ‎—‏ ‎организация,‏ ‎разъединившая ‎остальную‏ ‎Италию, ‎и‏ ‎т. ‎д.‏ ‎То,‏ ‎что ‎Возрождение‏ ‎не ‎может ‎быть ‎таковым ‎без‏ ‎создания ‎национального‏ ‎государства,‏ ‎в ‎Италии ‎понимал‏ ‎Макиавелли, ‎но‏ ‎как ‎личность ‎он ‎теоретически‏ ‎обобщает‏ ‎не ‎итальянские‏ ‎события, ‎а‏ ‎то, ‎что ‎происходит ‎за ‎пределами‏ ‎Италии».

Возрождение‏ ‎привело ‎к‏ ‎формированию ‎национальных‏ ‎государств ‎в ‎Испании, ‎Франции, ‎Англии,‏ ‎Португалии‏ ‎и‏ ‎их ‎последующей‏ ‎экспансии ‎(эпоха‏ ‎колониализма ‎—‏ ‎эпоха‏ ‎экспансии ‎национальных‏ ‎государств ‎Европы ‎во ‎внешний ‎мир,‏ ‎по ‎Грамши).‏ ‎В‏ ‎качестве ‎заметки ‎на‏ ‎полях ‎отмечу,‏ ‎такая ‎постановка ‎вопроса ‎пересекается‏ ‎с‏ ‎представлениями ‎Бенедикта‏ ‎Андерсона, ‎согласно‏ ‎которым ‎колониальный ‎центр ‎(Запад) ‎протранслировал‏ ‎свое‏ ‎внутреннее ‎устройство‏ ‎в ‎колонии‏ ‎и ‎таким ‎образом ‎придал ‎импульс‏ ‎формированию‏ ‎национальных‏ ‎государств ‎по‏ ‎всему ‎миру.

Воображаемые‏ ‎сообщества. ‎Андерсон:‏ ‎https://sponsr.ru/friend_ru/81089/Voobrajaemye_soobshchestva_Anderson/

Но‏ ‎в ‎Италии‏ ‎не ‎было ‎национального ‎Возрождения, ‎подчеркивает‏ ‎Грамши. ‎Его‏ ‎программу‏ ‎«переключила» ‎на ‎себя‏ ‎католическая ‎церковь,‏ ‎воплотившая ‎ее ‎в ‎имперском‏ ‎ключе.

Цитата:‏ ‎«Спонтанно ‎возникшее‏ ‎итальянское ‎Возрождение,‏ ‎которое ‎начинается ‎после ‎X ‎века‏ ‎и‏ ‎в ‎художественном‏ ‎отношении ‎достигает‏ ‎расцвета ‎в ‎Тоскане, ‎было ‎задушено‏ ‎гуманизмом‏ ‎и‏ ‎Возрождением ‎в‏ ‎плане ‎культуры,‏ ‎возрождением ‎латыни‏ ‎в‏ ‎качестве ‎языка‏ ‎интеллигенции ‎в ‎противоположность ‎народному ‎языку‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.».

Итальянское‏ ‎(национальное) ‎Возрождение ‎было‏ ‎раздавлено ‎великим‏ ‎итальянским ‎имперским ‎Возрождением. ‎Космополитическая‏ ‎интеллигенция‏ ‎вновь ‎победила‏ ‎в ‎гегемонистской‏ ‎войне. ‎Важнейшим ‎полем ‎такой ‎войны‏ ‎был‏ ‎язык.

Цитата: ‎«Всякий‏ ‎язык ‎представляет‏ ‎собой ‎цельное ‎мировоззрение, ‎а ‎не‏ ‎только‏ ‎одеяние,‏ ‎которое ‎равнодушно‏ ‎служит ‎формой‏ ‎любого ‎содержания.‏ ‎Но‏ ‎тогда ‎не‏ ‎означает ‎ли ‎это, ‎что ‎имела‏ ‎место ‎борьба‏ ‎между‏ ‎двумя ‎мировоззрениями ‎—‏ ‎буржуазно-народным, ‎излагавшимся‏ ‎на ‎народном ‎языке, ‎и‏ ‎аристократически-феодальным,‏ ‎излагавшимся ‎на‏ ‎латыни ‎и‏ ‎обращавшимся ‎к ‎римской ‎древности, ‎и‏ ‎что‏ ‎Возрождение ‎характеризуется‏ ‎именно ‎этой‏ ‎борьбой, ‎а ‎не ‎безмятежным ‎созиданием‏ ‎торжествующей‏ ‎культуры?‏ ‎Росси ‎не‏ ‎может ‎понять,‏ ‎что ‎обращение‏ ‎к‏ ‎античности ‎является‏ ‎просто ‎политическим ‎средством ‎и ‎само‏ ‎по ‎себе‏ ‎не‏ ‎может ‎создать ‎культуры‏ ‎и ‎что‏ ‎поэтому ‎Возрождение ‎должно ‎было‏ ‎волей-неволей‏ ‎превратиться ‎в‏ ‎Контрреформацию, ‎то‏ ‎есть ‎стать ‎поражением ‎буржуазии, ‎вызванной‏ ‎к‏ ‎жизни ‎коммунами,‏ ‎и ‎триумфом‏ ‎романизма ‎— ‎но ‎в ‎форме‏ ‎власти‏ ‎папы‏ ‎над ‎сознанием‏ ‎и ‎в‏ ‎виде ‎попытки‏ ‎возвратиться‏ ‎к ‎Священной‏ ‎Римской ‎империи: ‎фарс ‎после ‎трагедии».

Латынь‏ ‎была ‎языком‏ ‎европейской‏ ‎интеллигенции ‎в ‎Средние‏ ‎века. ‎Это‏ ‎был ‎период ‎торжества ‎католической‏ ‎империи.‏ ‎По ‎мере‏ ‎становления ‎национальных‏ ‎государств, ‎латынь ‎повсеместно ‎теснили ‎местные‏ ‎языки.‏ ‎Но ‎не‏ ‎в ‎Италии,‏ ‎где ‎в ‎отличие ‎от ‎ряда‏ ‎других‏ ‎стран,‏ ‎буржуазия ‎проиграла.

Цитата:‏ ‎«Причину ‎провала‏ ‎последовательно ‎сменявших‏ ‎друг‏ ‎друга ‎попыток‏ ‎создать ‎народную, ‎национальную ‎коллективную ‎волю‏ ‎следует ‎искать‏ ‎в‏ ‎наличии ‎определенных ‎социальных‏ ‎групп, ‎возникавших‏ ‎в ‎результате ‎разложения ‎буржуазии‏ ‎городских‏ ‎коммун, ‎в‏ ‎особом ‎характере‏ ‎других ‎социальных ‎групп, ‎отражающих ‎международную‏ ‎функцию‏ ‎Италии ‎как‏ ‎места ‎пребывания‏ ‎папского ‎престола ‎и ‎хранительницу ‎традиций‏ ‎Священной‏ ‎Римской‏ ‎империи ‎и‏ ‎т. ‎д.‏ ‎Эта ‎функция‏ ‎и‏ ‎обусловленное ‎ею‏ ‎положение ‎определяют ‎внутреннюю ‎ситуацию, ‎которую‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎„экономико-корпоративной“,‏ ‎то ‎есть ‎в‏ ‎политическом ‎отношении‏ ‎худшей ‎из ‎всех ‎форм‏ ‎феодального‏ ‎общества, ‎формой‏ ‎наименее ‎прогрессивной‏ ‎и ‎наиболее ‎застойной, ‎так ‎как‏ ‎при‏ ‎ней ‎всегда‏ ‎отсутствовала ‎и‏ ‎не ‎могла ‎укрепиться ‎действенная ‎якобинская‏ ‎сила‏ ‎—‏ ‎именно ‎та‏ ‎сила, ‎которая‏ ‎в ‎других‏ ‎странах‏ ‎вызвала ‎к‏ ‎жизни ‎и ‎организовала ‎народную, ‎национальную‏ ‎коллективную ‎волю‏ ‎и‏ ‎привела ‎к ‎созданию‏ ‎современных ‎государств».

Напомню,‏ ‎по ‎Грамши ‎экономико-корпоративная ‎фаза‏ ‎подразумевает,‏ ‎что ‎общественные‏ ‎отношения ‎определяются‏ ‎грубым ‎материальным ‎интересом ‎и ‎вытекающим‏ ‎из‏ ‎него ‎принципом‏ ‎солидарности. ‎Цитата:‏ ‎«Первой ‎и ‎самой ‎элементарной ‎стадией‏ ‎коллективного‏ ‎политического‏ ‎сознания ‎является‏ ‎экономико-корпоративная ‎стадия:‏ ‎купец ‎считает,‏ ‎что‏ ‎он ‎должен‏ ‎выступать ‎солидарно ‎с ‎другим ‎купцом,‏ ‎фабрикант ‎—‏ ‎с‏ ‎другим ‎фабрикантом ‎и‏ ‎т. ‎д.,‏ ‎но ‎купец ‎еще ‎не‏ ‎ощущает‏ ‎себя ‎солидарным‏ ‎с ‎фабрикантом».

Наш‏ ‎Грамши. ‎Гегемония: ‎https://sponsr.ru/friend_ru/81126/Nash_Gramshi_Gegemoniya/

Далее ‎по ‎Грамши‏ ‎следуют‏ ‎фаза ‎борьбы‏ ‎за ‎гегемонию‏ ‎в ‎гражданском ‎обществе ‎и ‎государственная‏ ‎фаза‏ ‎после‏ ‎установления ‎пролетарской‏ ‎гегемонии. ‎Грубо‏ ‎говоря, ‎экономико-корпоративная‏ ‎фаза‏ ‎— ‎феодализм,‏ ‎борьба ‎за ‎гегемонию ‎в ‎гражданском‏ ‎обществе ‎—‏ ‎капитализм,‏ ‎государственная ‎фаза ‎после‏ ‎установления ‎пролетарской‏ ‎гегемонии ‎— ‎социализм ‎с‏ ‎дальнейшим‏ ‎переходом ‎в‏ ‎коммунизм.

В ‎нашем‏ ‎дискурсе ‎слова ‎«буржуазия» ‎и ‎«национальное‏ ‎государство»‏ ‎являются ‎ругательными,‏ ‎поскольку ‎советский‏ ‎дискурс ‎формировался ‎в ‎логике ‎третьей‏ ‎социалистической‏ ‎фазы.‏ ‎Грамши ‎же‏ ‎как ‎марксист‏ ‎рассматривает ‎противопоставление‏ ‎феодальной‏ ‎и ‎буржуазной‏ ‎фаз, ‎очевидно ‎признавая ‎буржуазную ‎более‏ ‎прогрессивной. ‎То‏ ‎есть‏ ‎рассматривает ‎скорее ‎позитивно‏ ‎— ‎как‏ ‎обязательное ‎на ‎определенном ‎этапе‏ ‎явление.

Цитата:‏ ‎«Они ‎[буржуа]‏ ‎являются ‎федералистами‏ ‎без ‎федерального ‎центра. ‎По ‎идейным‏ ‎вопросам‏ ‎они ‎полагаются‏ ‎на ‎церковь,‏ ‎которая ‎вследствие ‎своей ‎гегемонии ‎в‏ ‎духовной,‏ ‎а‏ ‎также ‎в‏ ‎политической ‎жизни‏ ‎является ‎фактическим‏ ‎федеральным‏ ‎центром».

Итальянская ‎буржуазия‏ ‎по ‎Грамши ‎оказалась ‎«в ‎плену»‏ ‎у ‎католической‏ ‎церкви.‏ ‎Если ‎во ‎Франции‏ ‎церковь ‎оказалась‏ ‎подчинена ‎формирующейся ‎нации, ‎то‏ ‎в‏ ‎Италии ‎нация‏ ‎— ‎церкви.‏ ‎Как ‎следствие, ‎итальянская ‎нация ‎не‏ ‎состоялась‏ ‎в ‎«должные»‏ ‎сроки, ‎на‏ ‎многие ‎поколения ‎отстав ‎от ‎передовых‏ ‎стран‏ ‎Европы.

Цитата:‏ ‎«Германия, ‎как‏ ‎и ‎Италия,‏ ‎была ‎тем‏ ‎местом,‏ ‎где ‎господствовал‏ ‎универсалистский, ‎наднациональный ‎институт ‎(„Священная ‎Римская‏ ‎империя ‎германской‏ ‎нации“)‏ ‎с ‎соответствующей ‎идеологией,‏ ‎и ‎она‏ ‎дала ‎известное ‎количество ‎деятелей‏ ‎средневековому‏ ‎мировому ‎граду,‏ ‎обедняя ‎собственные‏ ‎внутренние ‎силы; ‎развязывала ‎битвы, ‎которые‏ ‎отвлекали‏ ‎от ‎проблем‏ ‎национальной ‎организации‏ ‎и ‎поддерживали ‎территориальную ‎раздробленность ‎средневековья».

У‏ ‎Германии,‏ ‎согласно‏ ‎Грамши, ‎были‏ ‎схожие ‎проблемы.‏ ‎Поэтому ‎немецкая‏ ‎и‏ ‎итальянская ‎нации‏ ‎окончательно ‎сложились ‎только ‎в ‎ХХ‏ ‎веке.

Цитата: «Почему ‎сложившиеся‏ ‎в‏ ‎Италии ‎буржуазные ‎группировки,‏ ‎хотя ‎и‏ ‎стали ‎полностью ‎политически ‎самостоятельными,‏ ‎не‏ ‎проявили ‎такой‏ ‎же ‎предприимчивости,‏ ‎как ‎абсолютистские ‎государства ‎в ‎завоевании‏ ‎Америки‏ ‎и ‎в‏ ‎открытии ‎новых‏ ‎рынков? ‎Говорят, ‎что ‎одной ‎из‏ ‎причин‏ ‎упадка‏ ‎итальянских ‎республик‏ ‎было ‎турецкое‏ ‎нашествие, ‎которое‏ ‎прервало‏ ‎или, ‎по‏ ‎крайней ‎мере, ‎расстроило ‎торговлю ‎с‏ ‎ближневосточными ‎странами,‏ ‎а‏ ‎также ‎тот ‎факт,‏ ‎что ‎ось‏ ‎мировой ‎истории ‎после ‎открытия‏ ‎Америки‏ ‎и ‎появления‏ ‎морского ‎пути‏ ‎вокруг ‎Африки ‎смещалась ‎со ‎Средиземного‏ ‎моря‏ ‎на ‎Атлантический‏ ‎океан. ‎Но‏ ‎почему ‎Христофор ‎Колумб ‎оказался ‎на‏ ‎службе‏ ‎у‏ ‎Испании, ‎а‏ ‎не ‎у‏ ‎одной ‎из‏ ‎итальянских‏ ‎республик? ‎Почему‏ ‎великие ‎итальянские ‎мореплаватели ‎оказались ‎на‏ ‎службе ‎у‏ ‎других‏ ‎стран? ‎Причину ‎всего‏ ‎этого ‎надо‏ ‎искать ‎в ‎самой ‎Италии,‏ ‎а‏ ‎не ‎у‏ ‎турок ‎и‏ ‎не ‎в ‎Америке. ‎В ‎этот‏ ‎период‏ ‎буржуазия ‎лучше‏ ‎развивалась ‎в‏ ‎абсолютистских ‎государствах, ‎то ‎есть ‎когда‏ ‎ее‏ ‎власть‏ ‎проявлялась ‎косвенно,‏ ‎когда ‎у‏ ‎нее ‎не‏ ‎было‏ ‎всей ‎полноты‏ ‎власти. ‎Вот ‎вопрос, ‎который ‎нужно‏ ‎связать ‎с‏ ‎вопросом‏ ‎об ‎интеллигенции: ‎возникшие‏ ‎в ‎коммунах‏ ‎группировки ‎итальянской ‎буржуазии ‎оказались‏ ‎в‏ ‎состоянии ‎породить‏ ‎свою ‎собственную‏ ‎категорию ‎непосредственной ‎интеллигенции, ‎но ‎не‏ ‎ассимилировать‏ ‎категории ‎традиционной‏ ‎интеллигенции ‎(в‏ ‎особенности ‎духовенство), ‎которые ‎сохранили ‎и‏ ‎усилили‏ ‎свой‏ ‎космополитический ‎характер.‏ ‎А ‎в‏ ‎это ‎время‏ ‎буржуазные‏ ‎группировки ‎вне‏ ‎Италии ‎смогли ‎при ‎помощи ‎абсолютистского‏ ‎государства ‎очень‏ ‎легко‏ ‎добиться ‎этой ‎цели,‏ ‎поскольку ‎они‏ ‎поглотили ‎самих ‎итальянских ‎интеллигентов.‏ ‎Возможно,‏ ‎эта ‎историческая‏ ‎традиция ‎как‏ ‎раз ‎и ‎объясняет ‎монархические ‎настроения‏ ‎современной‏ ‎итальянской ‎буржуазии».

Органическая‏ ‎интеллигенция ‎итальянской‏ ‎буржуазии ‎по ‎Грамши ‎провалила ‎свою‏ ‎ключевую‏ ‎задачу‏ ‎— ‎не‏ ‎сумела ‎поглотить‏ ‎традиционную ‎интеллигенцию.

Наш‏ ‎Грамши.‏ ‎Органические ‎интеллектуалы‏ ‎и ‎партия: ‎https://sponsr.ru/friend_ru/81131/Nash_Gramshi_Organicheskie_intellektualy_ipartiya/

В ‎других ‎странах‏ ‎буржуазия ‎решила‏ ‎эту‏ ‎задачу, ‎через ‎этап‏ ‎абсолютной ‎монархии‏ ‎перейдя ‎к ‎национальным ‎государствам.‏ ‎В‏ ‎Италии ‎же,‏ ‎наоборот, ‎традиционная‏ ‎космополитическая ‎интеллигенция ‎в ‎решающей ‎части‏ ‎поглотила‏ ‎органическую ‎буржуазную‏ ‎интеллигенцию ‎и,‏ ‎как ‎следствие, ‎определила ‎сознание ‎итальянской‏ ‎буржуазии.‏ ‎Отсюда‏ ‎гибрид ‎буржуа-монархист.‏ ‎И ‎не‏ ‎здесь ‎ли‏ ‎исток‏ ‎фашизации ‎Италии,‏ ‎когда ‎на ‎смену ‎монарху ‎и‏ ‎аристократии ‎символически‏ ‎приходит‏ ‎дуче ‎и ‎чернорубашечники,‏ ‎соединенные ‎с‏ ‎уязвленным ‎национальным ‎началом?

Цитата: ‎«Церковь‏ ‎способствовала‏ ‎утрате ‎итальянской‏ ‎интеллигенцией ‎национальных‏ ‎черт ‎в ‎двух ‎смыслах: ‎в‏ ‎положительном‏ ‎— ‎как‏ ‎вселенская ‎организация,‏ ‎готовящая ‎персонал ‎для ‎всего ‎католического‏ ‎мира;‏ ‎и‏ ‎в ‎отрицательном‏ ‎— ‎заставляя‏ ‎эмигрировать ‎тех‏ ‎интеллигентов,‏ ‎которые ‎не‏ ‎хотели ‎подчиняться ‎порядкам ‎Контрреформации».

Католическая ‎империя‏ ‎душила ‎итальянское‏ ‎национальное‏ ‎государство ‎в ‎колыбели‏ ‎— ‎сквозная‏ ‎мысль ‎Грамши. ‎Выражением ‎чего‏ ‎было‏ ‎последовательно ‎космополитическое‏ ‎мировоззрение ‎итальянской‏ ‎интеллигенции.

Цитата: ‎«Для ‎Италии ‎центральным ‎фактом‏ ‎является‏ ‎именно ‎то,‏ ‎что ‎ее‏ ‎интеллигенция ‎выполняла ‎интернациональную, ‎или ‎космополитическую,‏ ‎функцию,‏ ‎ставшую‏ ‎причиной ‎и‏ ‎следствием ‎того‏ ‎состояния ‎раздробленности,‏ ‎в‏ ‎котором ‎полуостров‏ ‎пребывал ‎со ‎времени ‎падения ‎Римской‏ ‎империи ‎и‏ ‎до‏ ‎1870 ‎года».

Грамши ‎поддерживает‏ ‎слом ‎такого‏ ‎положения ‎дел.

Цитата: ‎«Когда ‎в‏ ‎наши‏ ‎дни ‎высказывают‏ ‎тенденциозные ‎замечания‏ ‎по ‎поводу ‎того, ‎что ‎парламентские‏ ‎институты‏ ‎были ‎привнесены‏ ‎в ‎Италию‏ ‎из-за ‎границы, ‎то ‎при ‎этом‏ ‎упускают‏ ‎из‏ ‎виду, ‎что‏ ‎в ‎этом‏ ‎факте ‎отражается‏ ‎лишь‏ ‎отсталость ‎и‏ ‎застойность ‎политических ‎и ‎социальных ‎условий‏ ‎Италии ‎в‏ ‎XVI–XVII‏ ‎веках, ‎вызванные ‎в‏ ‎значительной ‎степени‏ ‎преобладанием ‎международных ‎сил ‎над‏ ‎парализованными‏ ‎и ‎окостеневшими‏ ‎внутренними ‎силами.‏ ‎Таким ‎образом, ‎в ‎этот ‎период‏ ‎государственная‏ ‎структура ‎Италии‏ ‎в ‎силу‏ ‎преобладания ‎иностранцев ‎оставалась ‎полуфеодальной, ‎являясь‏ ‎объектом‏ ‎иностранного‏ ‎сюзеренитета. ‎Не‏ ‎было ‎ли‏ ‎это ‎„оригинальной“‏ ‎чертой‏ ‎национального ‎развития,‏ ‎изжитой ‎в ‎результате ‎привнесения ‎извне‏ ‎парламентских ‎форм,‏ ‎которые,‏ ‎напротив, ‎открыли ‎путь‏ ‎национальному ‎освобождению‏ ‎и ‎переходу ‎к ‎образованию‏ ‎современного,‏ ‎независимого ‎и‏ ‎единого ‎национального‏ ‎государства?».

Перенимание ‎Италией ‎буржуазных ‎институтов ‎власти‏ ‎позитивно‏ ‎по ‎Грамши,‏ ‎так ‎как‏ ‎способствует ‎освобождению ‎национального ‎государства ‎от‏ ‎оков‏ ‎реакционной‏ ‎империи.

Цитата: ‎«Как‏ ‎же ‎и‏ ‎почему ‎случилось‏ ‎так,‏ ‎что ‎с‏ ‎какого-то ‎момента ‎именно ‎итальянцы ‎стали‏ ‎эмигрировать ‎за‏ ‎границу,‏ ‎а ‎не ‎иностранцы‏ ‎приезжать ‎в‏ ‎Италию? ‎(За ‎некоторым ‎исключением‏ ‎интеллигентов-теологов,‏ ‎обучение ‎которых‏ ‎в ‎Италии‏ ‎продолжает ‎притягивать ‎учеников ‎в ‎Италию‏ ‎вплоть‏ ‎до ‎сегодняшнего‏ ‎дня; ‎в‏ ‎этом ‎случае, ‎однако, ‎необходимо ‎иметь‏ ‎в‏ ‎виду,‏ ‎что ‎римский‏ ‎центр ‎становится‏ ‎относительно ‎все‏ ‎более‏ ‎международным.) ‎Этот‏ ‎исторический ‎момент ‎чрезвычайно ‎важен: ‎другие‏ ‎страны ‎обретают‏ ‎национальное‏ ‎сознание ‎и ‎хотят‏ ‎создать ‎национальную‏ ‎культуру, ‎средневековый ‎космополитизм ‎расслаивается,‏ ‎Италия‏ ‎как ‎территория‏ ‎теряет ‎свою‏ ‎функцию ‎международного ‎центра ‎культуры, ‎не‏ ‎превращая‏ ‎его ‎в‏ ‎свой ‎национальный‏ ‎центр, ‎а ‎представители ‎ее ‎интеллигенции‏ ‎продолжают‏ ‎осуществлять‏ ‎космополитическую ‎функцию,‏ ‎отрываясь ‎от‏ ‎страны ‎и‏ ‎рассеиваясь‏ ‎за ‎границей».

Кризис‏ ‎и ‎даже ‎развал ‎империи ‎по‏ ‎Грамши ‎не‏ ‎порождают‏ ‎автоматического ‎изменения ‎мировоззрения‏ ‎интеллигенции ‎на‏ ‎национальное. ‎Это ‎важнейший ‎тезис.‏ ‎Слом‏ ‎империи ‎не‏ ‎равен ‎рождению‏ ‎национального ‎государства. ‎Это ‎взаимосвязанные, ‎но‏ ‎разные‏ ‎вопросы. ‎Национальное‏ ‎государство ‎может‏ ‎не ‎состояться ‎в ‎принципе, ‎безотносительно‏ ‎империи.‏ ‎А‏ ‎интеллигенция ‎так‏ ‎и ‎может‏ ‎оставаться ‎космополитической,‏ ‎растворяясь‏ ‎уже ‎не‏ ‎в ‎своей ‎империи, ‎а ‎в‏ ‎чужих ‎общностях.

Цитирую‏ ‎еще‏ ‎раз: ‎«Италия ‎как‏ ‎территория ‎теряет‏ ‎свою ‎функцию ‎международного ‎центра‏ ‎культуры,‏ ‎не ‎превращая‏ ‎его ‎в‏ ‎свой ‎национальный ‎центр, ‎а ‎представители‏ ‎ее‏ ‎интеллигенции ‎продолжают‏ ‎осуществлять ‎космополитическую‏ ‎функцию, ‎отрываясь ‎от ‎страны ‎и‏ ‎рассеиваясь‏ ‎за‏ ‎границей».

Встав ‎на‏ ‎сторону ‎национального‏ ‎государства, ‎Грамши‏ ‎переходит‏ ‎к ‎его‏ ‎снятию.

Цитата: ‎«Разве ‎политическое ‎движение, ‎которое‏ ‎привело ‎к‏ ‎национальному‏ ‎объединению ‎и ‎созданию‏ ‎итальянского ‎государства,‏ ‎должно ‎обязательно ‎вылиться ‎в‏ ‎национализм‏ ‎и ‎милитаристский‏ ‎империализм? ‎Можно‏ ‎утверждать, ‎что ‎подобное ‎превращение ‎является‏ ‎анахроническим‏ ‎и ‎антиисторическим‏ ‎(то ‎есть‏ ‎искусственным ‎и ‎неспособным ‎к ‎широкому‏ ‎распространению)‏ ‎и‏ ‎по ‎существу‏ ‎противоречит ‎всем‏ ‎итальянским ‎традициям‏ ‎—‏ ‎сначала ‎древнеримским,‏ ‎а ‎впоследствии ‎католическим, ‎— ‎носившим‏ ‎космополитический ‎характер».

Подвергнув‏ ‎развернутой‏ ‎критике ‎космополитический ‎характер‏ ‎итальянской ‎интеллигенции,‏ ‎Грамши ‎вновь ‎возвращается ‎к‏ ‎нему,‏ ‎но ‎уже‏ ‎с ‎другой‏ ‎стороны.

Цитата: ‎«Гражданин ‎мира» ‎должен ‎появиться‏ ‎—‏ ‎и ‎уже‏ ‎не ‎потому,‏ ‎что ‎он ‎civis ‎romanus ‎[римский‏ ‎гражданин]‏ ‎или‏ ‎католик, ‎а‏ ‎потому, ‎что‏ ‎он ‎творец‏ ‎цивилизации.‏ ‎Поэтому ‎можно‏ ‎утверждать, ‎что ‎итальянскую ‎традицию ‎диалектически‏ ‎продолжают ‎трудящиеся‏ ‎и‏ ‎их ‎интеллигенция, ‎а‏ ‎не ‎традиционный‏ ‎гражданин ‎и ‎традиционный ‎интеллигент.‏ ‎Итальянский‏ ‎народ ‎является‏ ‎таким ‎народом,‏ ‎который ‎«национально» ‎больше ‎всего ‎заинтересован‏ ‎в‏ ‎современной ‎форме‏ ‎космополитизма. ‎В‏ ‎этом ‎заинтересован ‎не ‎только ‎рабочий,‏ ‎но‏ ‎и‏ ‎крестьянин, ‎и‏ ‎особенно ‎крестьянин‏ ‎Юга. ‎Совместное‏ ‎участие‏ ‎в ‎экономическом‏ ‎преобразовании ‎мира ‎в ‎унитарном ‎плане‏ ‎составляет ‎традицию‏ ‎итальянского‏ ‎народа ‎и ‎итальянской‏ ‎истории. ‎Такое‏ ‎сотрудничество ‎нужно ‎итальянскому ‎народу‏ ‎не‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎господствовать‏ ‎над ‎миром ‎и ‎присваивать ‎себе‏ ‎продукты‏ ‎чужого ‎труда,‏ ‎— ‎оно‏ ‎необходимо ‎ему ‎для ‎того, ‎чтобы‏ ‎существовать‏ ‎и‏ ‎развиваться ‎именно‏ ‎как ‎итальянскому‏ ‎народу, ‎и‏ ‎можно‏ ‎доказать, ‎что‏ ‎у ‎истоков ‎этой ‎традиции ‎стоял‏ ‎еще ‎Цезарь.‏ ‎Национализм‏ ‎французского ‎типа ‎является‏ ‎анахроническим ‎наростом‏ ‎в ‎итальянской ‎истории, ‎он‏ ‎присущ‏ ‎людям, ‎у‏ ‎которых ‎головы‏ ‎свернуты ‎назад, ‎как ‎у ‎дантовских‏ ‎грешников».

Еще‏ ‎не ‎успев‏ ‎до ‎конца‏ ‎оформиться ‎как ‎национальное ‎государство, ‎Италия‏ ‎по‏ ‎Грамши‏ ‎должна ‎вновь‏ ‎оказаться ‎в‏ ‎имперской ‎фазе.‏ ‎То‏ ‎есть ‎снять‏ ‎нацию ‎и ‎стать ‎частью ‎коммунистической‏ ‎империи.

Цитата: ‎«Миссия»‏ ‎итальянского‏ ‎народа ‎состоит ‎в‏ ‎том, ‎чтобы‏ ‎возродить ‎древнеримский ‎и ‎средневековый‏ ‎космополитизм,‏ ‎но ‎в‏ ‎его ‎наиболее‏ ‎современной ‎и ‎развитой ‎форме».

Мессианство ‎вернулось‏ ‎в‏ ‎полный ‎рост:‏ ‎римское ‎—‏ ‎католическое ‎— ‎коммунистическое. ‎Грамши ‎буквально‏ ‎простраивает‏ ‎эту‏ ‎цепочку, ‎противопоставляя‏ ‎ее ‎буржуазной‏ ‎фазе. ‎Что,‏ ‎помимо‏ ‎всего ‎прочего,‏ ‎противоречит ‎вышеприведенной ‎критике ‎католической ‎империи,‏ ‎«удушавшей» ‎итальянское‏ ‎национальное‏ ‎начало.

Цитата: ‎«Допустим, ‎что‏ ‎итальянский ‎народ‏ ‎является ‎„пролетарской ‎нацией“, ‎как‏ ‎захотелось‏ ‎назвать ‎его‏ ‎Пасколи, ‎—‏ ‎пролетарской, ‎ибо ‎она ‎служила ‎резервной‏ ‎армией‏ ‎для ‎иностранных‏ ‎капиталистов, ‎ибо‏ ‎она ‎вместе ‎со ‎славянскими ‎народами‏ ‎дала‏ ‎всему‏ ‎миру ‎умелые‏ ‎рабочие ‎руки.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎итальянский‏ ‎народ ‎должен‏ ‎включиться ‎в ‎современный ‎фронт ‎борьбы‏ ‎за ‎преобразование‏ ‎всего‏ ‎общества ‎(а ‎не‏ ‎только ‎итальянского),‏ ‎в ‎созидании ‎которого ‎он‏ ‎участвовал‏ ‎своим ‎трудом…».

Грамши‏ ‎переносит ‎на‏ ‎итальянскую ‎почву ‎русский ‎путь ‎от‏ ‎империи‏ ‎к ‎империи,‏ ‎минуя ‎(снимая)‏ ‎на ‎этом ‎пути ‎буржуазную ‎фазу.‏ ‎В‏ ‎результате‏ ‎получается: ‎реакционная‏ ‎империя ‎(критика)‏ ‎— ‎буржуазное‏ ‎национальное‏ ‎государство ‎(подчеркивание‏ ‎достоинств) ‎— ‎прогрессивная ‎империя ‎(снятие‏ ‎буржуазной ‎фазы).

Принципиальный‏ ‎интерес‏ ‎представляет ‎тезис ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎крах ‎империи ‎не ‎равен‏ ‎концу‏ ‎имперского ‎(космополитического,‏ ‎наднационального) ‎сознания‏ ‎интеллигенции ‎и ‎населения. ‎В ‎результате‏ ‎империи‏ ‎— ‎нет,‏ ‎а ‎«космополитическая‏ ‎территория», ‎растворяемая ‎в ‎иных ‎субъектах‏ ‎—‏ ‎есть.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

94 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048