logo
Андрей Малахов
Про политику и человека
logo Андрей Малахов

Наш Грамши. Гегемония в международных отношениях

Антонио ‎Грамши‏ ‎рассматривает ‎гегемонию ‎применительно ‎не ‎только‏ ‎к ‎борьбе‏ ‎за‏ ‎власть ‎над ‎мышлением‏ ‎определенного ‎общества,‏ ‎но ‎и ‎как ‎борьбу‏ ‎между‏ ‎различными ‎обществами.

Перевод‏ ‎приводится ‎по‏ ‎изданиям ‎«Грамши ‎А. ‎Избранные ‎произведения.‏ ‎Т.3‏ ‎Тюремные ‎тетради»,‏ ‎Издательство ‎иностранной‏ ‎литературы, ‎1959 ‎год, ‎Москва ‎и‏ ‎«Грамши‏ ‎А.‏ ‎Тюремные ‎тетради.‏ ‎В ‎3‏ ‎ч. ‎Ч.‏ ‎1.»,‏ ‎Издательство ‎политическая‏ ‎литература, ‎1991 ‎год, ‎Москва.

Цитата: ‎«Национальный‏ ‎тип, ‎если‏ ‎его‏ ‎рассматривать ‎вне ‎международных‏ ‎(или ‎социальных)‏ ‎связей, ‎является ‎такой ‎же‏ ‎голой‏ ‎абстракцией, ‎как‏ ‎индивидуум ‎вообще.‏ ‎Национальный ‎тип ‎является ‎выражением ‎„различия“‏ ‎в‏ ‎международном ‎комплексе,‏ ‎но ‎вместе‏ ‎с ‎тем ‎он ‎связан ‎с‏ ‎международными‏ ‎отношениями».

Национальный‏ ‎тип ‎(национальная‏ ‎идентичность, ‎нация)‏ ‎существует ‎только‏ ‎в‏ ‎«различении» ‎с‏ ‎другим ‎национальным ‎типом. ‎Данная ‎базовая‏ ‎черта ‎любого‏ ‎этноса,‏ ‎огораживающего ‎себя ‎от‏ ‎«другого» ‎и‏ ‎тем ‎самым ‎конституирующего ‎себя,‏ ‎так‏ ‎или ‎иначе‏ ‎отсылает ‎к‏ ‎Гегелю, ‎согласно ‎которому ‎столкновение ‎с‏ ‎«другим»‏ ‎есть ‎поединок,‏ ‎из ‎которого‏ ‎один ‎выходит ‎господином, ‎а ‎другой‏ ‎—‏ ‎рабом.‏ ‎За ‎«различением»‏ ‎следует ‎предельная‏ ‎схватка.

Грамши ‎не‏ ‎выносит‏ ‎гегемонию ‎в‏ ‎международных ‎отношениях ‎в ‎отдельный ‎цикл‏ ‎заметок, ‎но‏ ‎упоминает‏ ‎ее ‎при ‎рассмотрении‏ ‎гегемонии ‎в‏ ‎целом. ‎В ‎этой ‎связи‏ ‎я‏ ‎буду ‎приводить‏ ‎развернутые ‎цитаты,‏ ‎где ‎по ‎большей ‎части ‎речь‏ ‎идет‏ ‎о ‎гегемонии‏ ‎как ‎таковой,‏ ‎что ‎позволит ‎раскрыть ‎ту ‎часть,‏ ‎в‏ ‎которой‏ ‎упоминаются ‎международные‏ ‎отношения.

Ключевым ‎проводником‏ ‎гегемонии ‎является‏ ‎интеллигенция,‏ ‎в ‎этой‏ ‎связи ‎акторами ‎гегемонистской ‎войны ‎между‏ ‎различными ‎обществами‏ ‎является‏ ‎интеллигенция ‎этих ‎обществ.

Цитата:‏ ‎«Что ‎означает‏ ‎тот ‎факт, ‎что ‎итальянский‏ ‎народ‏ ‎читает ‎преимущественно‏ ‎иностранных ‎писателей?‏ ‎Он ‎означает, ‎что ‎народ ‎ощущает‏ ‎интеллектуальную‏ ‎и ‎моральную‏ ‎гегемонию ‎иностранной‏ ‎интеллигенции, ‎что ‎он ‎чувствует ‎себя‏ ‎связанным‏ ‎в‏ ‎большей ‎степени‏ ‎с ‎иностранной‏ ‎интеллигенцией, ‎чем‏ ‎с‏ ‎„местной“, ‎то‏ ‎есть ‎что ‎в ‎духовном ‎и‏ ‎нравственном ‎отношении‏ ‎в‏ ‎стране ‎не ‎существует‏ ‎национального ‎единого‏ ‎целого ‎— ‎иерархического ‎и‏ ‎тем‏ ‎менее ‎равноправного.‏ ‎Интеллигенты ‎не‏ ‎имеют ‎народного ‎происхождения, ‎хотя ‎некоторые‏ ‎из‏ ‎них ‎и‏ ‎являются ‎выходцами‏ ‎из ‎народа, ‎не ‎чувствуют ‎себя‏ ‎связанными‏ ‎с‏ ‎ним ‎(если‏ ‎оставить ‎в‏ ‎стороне ‎риторику),‏ ‎не‏ ‎знают ‎его,‏ ‎не ‎понимают ‎его ‎нужд ‎и‏ ‎чаяний, ‎его‏ ‎сокровенных‏ ‎чувств; ‎по ‎отношению‏ ‎к ‎народу‏ ‎они ‎являются ‎оторванной, ‎повисшей‏ ‎в‏ ‎воздухе ‎кастой,‏ ‎а ‎не‏ ‎составной ‎частью ‎самого ‎народа, ‎выполняющей‏ ‎органически‏ ‎присущие ‎ей‏ ‎функции. ‎Этот‏ ‎вопрос ‎должен ‎быть ‎отнесен ‎ко‏ ‎всей‏ ‎национально-народной‏ ‎культуре, ‎и‏ ‎нельзя ‎ограничиваться‏ ‎только ‎повествовательной‏ ‎литературой;‏ ‎то ‎же‏ ‎самое ‎нужно ‎сказать ‎о ‎театре,‏ ‎о ‎научной‏ ‎литературе‏ ‎вообще ‎(естественные ‎науки,‏ ‎история ‎и‏ ‎т. ‎д.)».

Если ‎народ ‎преимущественно‏ ‎читает‏ ‎иностранных ‎писателей‏ ‎(смотрит ‎иностранные‏ ‎фильмы, ‎слушает ‎иностранную ‎музыку ‎и‏ ‎т.‏ ‎д.), ‎это‏ ‎означает ‎оккупацию‏ ‎народного ‎мировоззрения ‎иностранными ‎силами. ‎Цитирую‏ ‎еще‏ ‎раз:‏ ‎«[Это] ‎означает,‏ ‎что ‎народ‏ ‎ощущает ‎интеллектуальную‏ ‎и‏ ‎моральную ‎гегемонию‏ ‎иностранной ‎интеллигенции, ‎что ‎он ‎чувствует‏ ‎себя ‎связанным‏ ‎в‏ ‎большей ‎степени ‎с‏ ‎иностранной ‎интеллигенцией,‏ ‎чем ‎с ‎„местной“, ‎то‏ ‎есть‏ ‎что ‎в‏ ‎духовном ‎и‏ ‎нравственном ‎отношении ‎в ‎стране ‎не‏ ‎существует‏ ‎национального ‎единого‏ ‎целого ‎—‏ ‎иерархического ‎и ‎тем ‎менее ‎равноправного».

Если‏ ‎военная‏ ‎оккупация‏ ‎подразумевает ‎насильственное‏ ‎подчинение ‎местного‏ ‎населения ‎иностранным‏ ‎силам,‏ ‎включая ‎насильственное‏ ‎насаждение ‎новых/чуждых ‎ролевых ‎моделей ‎жизни,‏ ‎то ‎гегемонистская‏ ‎оккупация‏ ‎не ‎требует ‎«ввода‏ ‎танков» ‎или‏ ‎даже ‎«высадки ‎чужих ‎интеллигентов».‏ ‎Гегемонистская‏ ‎война ‎подразумевает‏ ‎формирование ‎мировоззрения‏ ‎населения ‎извне ‎путем ‎вторжения ‎идей‏ ‎или‏ ‎социальных ‎объектов‏ ‎чужого ‎общества.‏ ‎Для ‎них ‎нужен ‎местный ‎проводник,‏ ‎каковым‏ ‎является‏ ‎местная ‎интеллигенция.

Как‏ ‎и ‎в‏ ‎случае ‎гегемонистской‏ ‎войны‏ ‎внутри ‎общества,‏ ‎интеллигенция ‎может ‎воевать ‎на ‎стороне‏ ‎своей ‎социальной‏ ‎группы‏ ‎(общества) ‎либо ‎перейти‏ ‎на ‎сторону‏ ‎противника. ‎Перешедшая ‎на ‎сторону‏ ‎противника‏ ‎интеллигенция ‎теряет‏ ‎свою ‎субъектность‏ ‎(поглощается ‎другой ‎интеллигенцией). ‎Грамши ‎подробно‏ ‎разрабатывал‏ ‎данный ‎вопрос‏ ‎применительно ‎к‏ ‎войне ‎внутри ‎общества.

Наш ‎Грамши. ‎Органические‏ ‎интеллектуалы‏ ‎и‏ ‎партия: ‎https://sponsr.ru/friend_ru/81131/Nash_Gramshi_Organicheskie_intellektualy_ipartiya/

Схематически‏ ‎это ‎выглядит‏ ‎так.

Социальная ‎группа‏ ‎и‏ ‎лежащая ‎в‏ ‎ее ‎основе ‎идея ‎порождает ‎свою‏ ‎органическую ‎интеллигенцию‏ ‎—‏ ‎органическая ‎интеллигенция ‎поглощает‏ ‎часть ‎традиционной‏ ‎интеллигенции ‎(что ‎на ‎практике‏ ‎означает‏ ‎переход ‎традиционной‏ ‎интеллигенции ‎от‏ ‎служения ‎господствующей ‎идеи ‎к ‎служению‏ ‎идее‏ ‎новой ‎социальной‏ ‎группы) ‎—‏ ‎переформатирование ‎общественного ‎мировоззрения ‎посредством ‎совокупных‏ ‎усилий‏ ‎органической‏ ‎и ‎поглощенной‏ ‎ей ‎традиционной‏ ‎интеллигенции ‎—‏ ‎установление‏ ‎гегемонии ‎новой‏ ‎социальной ‎группы ‎и ‎лежащей ‎в‏ ‎ее ‎основе‏ ‎идеи.

Аналогично‏ ‎в ‎случае ‎войны‏ ‎между ‎обществами.

Служащая‏ ‎господствующей ‎идее ‎интеллигенция ‎одного‏ ‎общества‏ ‎поглощает ‎решающую‏ ‎часть ‎интеллигенции‏ ‎другого ‎общества ‎— ‎переформатирование ‎общественного‏ ‎мировоззрения‏ ‎посредством ‎местной‏ ‎интеллигенции, ‎перешедшей‏ ‎в ‎услужение ‎чужой ‎идее ‎—‏ ‎превращение‏ ‎оккупированного‏ ‎общества ‎в‏ ‎периферию/колонию ‎другого‏ ‎общества.

Местная ‎интеллигенция,‏ ‎перешедшая‏ ‎на ‎службу‏ ‎другому ‎обществу, ‎транслирует ‎его ‎установки‏ ‎не ‎только‏ ‎в‏ ‎лоб ‎(переводя ‎фильмы,‏ ‎например), ‎но‏ ‎и ‎через ‎себя. ‎То‏ ‎есть‏ ‎фильм ‎как‏ ‎бы ‎российский,‏ ‎но ‎снят ‎по ‎всем ‎голливудским‏ ‎лекалам,‏ ‎включая ‎мировоззренческие.

Население,‏ ‎утратившее ‎или‏ ‎не ‎обретшее ‎свою ‎национальную ‎интеллигенцию,‏ ‎оказывается‏ ‎в‏ ‎плену ‎чужих‏ ‎ролевых ‎моделей‏ ‎жизни, ‎которые‏ ‎воспринимает‏ ‎как ‎свои‏ ‎и ‎в ‎целом ‎как ‎«естественные».‏ ‎Это ‎крайняя‏ ‎форма‏ ‎рабства, ‎в ‎которой‏ ‎раб ‎искренне‏ ‎хочет ‎быть ‎как ‎господин.‏ ‎Но‏ ‎поскольку ‎это‏ ‎всегда ‎именно‏ ‎как, иноземный ‎господин ‎неизменно ‎остается ‎господином‏ ‎не‏ ‎по ‎факту‏ ‎своего ‎превосходства‏ ‎в ‎силе ‎или ‎уме, ‎а‏ ‎по‏ ‎факту‏ ‎того, ‎что‏ ‎он ‎—‏ ‎ролевая ‎модель‏ ‎для‏ ‎раба.

Грамши ‎максимально‏ ‎широко ‎трактует ‎территорию ‎гегемонистской ‎войны.‏ ‎Это ‎не‏ ‎только‏ ‎очевидные ‎литература ‎(кино,‏ ‎компьютерные ‎игры‏ ‎и ‎т. ‎п.), ‎история,‏ ‎но‏ ‎и ‎естественные‏ ‎науки. ‎По‏ ‎большому ‎счету, ‎речь ‎идет ‎обо‏ ‎всех‏ ‎областях ‎человеческого‏ ‎знания ‎и‏ ‎человеческих ‎коммуникаций, ‎начиная ‎с ‎языка.

Цитата:‏ ‎«В‏ ‎таких‏ ‎условиях ‎[идеографической‏ ‎системы ‎письма]‏ ‎в ‎Китае‏ ‎не‏ ‎может ‎существовать‏ ‎широко ‎распространенной ‎народной ‎культуры: ‎ораторское‏ ‎искусство, ‎разговорная‏ ‎речь‏ ‎остаются ‎самой ‎народной‏ ‎формой ‎распространения‏ ‎культуры. ‎На ‎определенном ‎этапе‏ ‎возникнет‏ ‎необходимость ‎ввести‏ ‎силлабический ‎алфавит,‏ ‎это ‎влечет ‎за ‎собой ‎целый‏ ‎ряд‏ ‎трудностей: ‎1)‏ ‎выбор ‎самого‏ ‎алфавита ‎— ‎русский ‎или ‎английский‏ ‎(под‏ ‎„английским‏ ‎алфавитом“ ‎я‏ ‎понимаю ‎не‏ ‎только ‎обозначение‏ ‎основных‏ ‎знаков, ‎одинаковое‏ ‎для ‎английского ‎и ‎других ‎языков‏ ‎с ‎латинским‏ ‎алфавитом,‏ ‎но ‎и ‎диакритическую‏ ‎связь ‎согласных‏ ‎и ‎гласных, ‎которые ‎дают‏ ‎обозначение‏ ‎реальным ‎звукам,‏ ‎как ‎sh‏ ‎для ‎s, ‎/ ‎для ‎g‏ ‎итальянского‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.); ‎очевидно,‏ ‎что ‎в ‎случае ‎выбора ‎английский‏ ‎алфавит‏ ‎будет‏ ‎обладать ‎преимуществом,‏ ‎а ‎это‏ ‎будет ‎иметь‏ ‎последствия‏ ‎международного ‎характера:‏ ‎иначе ‎говоря, ‎получит ‎превосходство ‎определенная‏ ‎культура».

Китай ‎не‏ ‎стал‏ ‎вводить ‎силлабический ‎алфавит,‏ ‎тем ‎самым‏ ‎сохранив ‎свою ‎самость. ‎По‏ ‎Грамши,‏ ‎язык, ‎начиная‏ ‎с ‎устройства‏ ‎алфавита, ‎является ‎важнейшим ‎полем ‎гегемонистской‏ ‎войны,‏ ‎поскольку ‎он‏ ‎определяет ‎сознание‏ ‎говорящих ‎на ‎нем ‎людей. ‎Опыт‏ ‎Украины‏ ‎и‏ ‎постсоветского ‎пространства‏ ‎в ‎целом‏ ‎показывает, ‎что‏ ‎язык‏ ‎сам ‎по‏ ‎себе ‎не ‎решает ‎всё, ‎особенно‏ ‎относительно ‎(его‏ ‎масштаба)‏ ‎узкие ‎вопросы. ‎Но‏ ‎язык ‎однозначно‏ ‎является ‎полем ‎войны: ‎запреты‏ ‎русского‏ ‎языка, ‎искусственное‏ ‎культивирование ‎чуждых‏ ‎для ‎подавляющего ‎большинства ‎населения ‎языков,‏ ‎перевод‏ ‎ряда ‎языков‏ ‎с ‎кириллицы‏ ‎на ‎латиницу. ‎Всё ‎это ‎акты‏ ‎гегемонистской‏ ‎войны‏ ‎с ‎Россией‏ ‎— ‎акты‏ ‎неприкрытой ‎агрессии‏ ‎против‏ ‎нашей ‎страны.

Наука‏ ‎также ‎является ‎полем ‎гегемонистской ‎войны,‏ ‎поскольку ‎научные‏ ‎концепции‏ ‎влияют ‎на ‎формирование‏ ‎мировоззрения ‎общества,‏ ‎пишет ‎Грамши.

Цитата ‎(Грамши ‎описывает‏ ‎устройство‏ ‎газеты): ‎«[Научная‏ ‎рубрика.] ‎Постоянная‏ ‎рубрика, ‎посвященная ‎научным ‎направлениям. ‎Но‏ ‎отнюдь‏ ‎не ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎распространять ‎научные ‎знания. ‎Для ‎изложения,‏ ‎критики‏ ‎и‏ ‎осмысления ‎„научных‏ ‎идей“ ‎и‏ ‎их ‎влияния‏ ‎на‏ ‎идеологии ‎и‏ ‎мировоззрения ‎и ‎для ‎развития ‎педагогическо-дидактического‏ ‎принципа ‎„истории‏ ‎науки‏ ‎и ‎техники ‎как‏ ‎основы ‎формирующе-исторического‏ ‎воспитания ‎в ‎новой ‎школе“.

Если‏ ‎общество‏ ‎не ‎имеет‏ ‎собственной ‎интеллектуальной‏ ‎самости: ‎от ‎философии ‎и ‎фундаментальной‏ ‎науки‏ ‎до ‎пропаганды‏ ‎всех ‎форм,‏ ‎то ‎оно ‎имеет ‎дело ‎с‏ ‎чужой.‏ ‎Философия‏ ‎всё ‎равно‏ ‎определит ‎сознание‏ ‎человека, ‎актуальные‏ ‎научные‏ ‎концепции ‎всё‏ ‎равно ‎на ‎него ‎повлияют, ‎вопрос‏ ‎только ‎в‏ ‎том,‏ ‎способно ‎ли ‎общество‏ ‎через ‎свою‏ ‎интеллигенцию ‎определять ‎свое ‎мировоззрение,‏ ‎или‏ ‎оно ‎живет‏ ‎в ‎оккупации,‏ ‎даже ‎не ‎подозревая ‎об ‎этом.

Классический‏ ‎пример‏ ‎такой ‎оккупации‏ ‎— ‎интеграции‏ ‎периферийных ‎стран ‎в ‎ЕС. ‎Они,‏ ‎как‏ ‎бы‏ ‎сами ‎того‏ ‎не ‎понимая,‏ ‎полностью ‎отказываются‏ ‎от‏ ‎себя, ‎передавая‏ ‎все ‎свои ‎базовые ‎коды ‎(религию,‏ ‎национальную ‎идентичность)‏ ‎в‏ ‎руки ‎центра ‎глобальной‏ ‎империи ‎Запада.‏ ‎Это ‎рабы.

Грамши ‎подчеркивает, ‎что‏ ‎каждое‏ ‎отношение ‎гегемонии‏ ‎— ‎отношение‏ ‎педагогическое.

Цитата: ‎«Эта ‎проблема ‎может ‎и‏ ‎должна‏ ‎быть ‎сближена‏ ‎с ‎современной‏ ‎постановкой ‎педагогической ‎теории ‎и ‎практики,‏ ‎согласно‏ ‎которой‏ ‎отношения ‎между‏ ‎учителем ‎и‏ ‎учеником ‎—‏ ‎это‏ ‎активные ‎отношения,‏ ‎они ‎обратимы, ‎и ‎потому ‎каждый‏ ‎учитель ‎—‏ ‎в‏ ‎то ‎же ‎время‏ ‎ученик, ‎и‏ ‎каждый ‎ученик ‎— ‎учитель.‏ ‎Но‏ ‎педагогические ‎отношения‏ ‎не ‎могут‏ ‎быть ‎сведены ‎лишь ‎к ‎специфическим‏ ‎„школьным“‏ ‎взаимоотношениям, ‎в‏ ‎рамках ‎которых‏ ‎молодые ‎поколения ‎вступают ‎в ‎контакт‏ ‎со‏ ‎старшими‏ ‎и ‎перенимают‏ ‎от ‎них‏ ‎опыт ‎и‏ ‎исторически‏ ‎необходимые ‎ценности,‏ ‎„взращивая“ ‎и ‎развивая ‎собственную ‎личность‏ ‎как ‎исторически‏ ‎и‏ ‎культурно ‎более ‎высокую.‏ ‎Эти ‎взаимоотношения‏ ‎существуют ‎во ‎всем ‎обществе‏ ‎в‏ ‎целом ‎и‏ ‎применительно ‎к‏ ‎каждому ‎отдельному ‎индивиду ‎в ‎его‏ ‎отношении‏ ‎к ‎другим‏ ‎индивидам, ‎между‏ ‎слоями ‎интеллигентскими ‎и ‎неинтеллигентскими, ‎между‏ ‎правящими‏ ‎и‏ ‎управляемыми, ‎между‏ ‎элитой ‎и‏ ‎последователями, ‎между‏ ‎руководителями‏ ‎и ‎руководимыми,‏ ‎между ‎авангардом ‎и ‎основными ‎силами.‏ ‎Каждое ‎отношение‏ ‎„гегемонии“‏ ‎— ‎это ‎по‏ ‎необходимости ‎отношение‏ ‎педагогическое, ‎и ‎оно ‎обнаруживается‏ ‎не‏ ‎только ‎внутри‏ ‎одной ‎нации‏ ‎между ‎различными ‎составляющими ‎ее ‎силами,‏ ‎но‏ ‎и ‎в‏ ‎международном ‎и‏ ‎мировом ‎масштабе: ‎между ‎комплексами ‎национальных‏ ‎и‏ ‎континентальных‏ ‎цивилизаций».

Господствующее ‎общество‏ ‎буквально ‎учит‏ ‎свою ‎периферию‏ ‎(оккупированные‏ ‎общества), ‎как‏ ‎жить. ‎Мировая ‎гегемония ‎означает, ‎что‏ ‎конкретное ‎общество‏ ‎является‏ ‎тотальной ‎ролевой ‎моделью‏ ‎для ‎всех.

США‏ ‎в ‎полной ‎мере ‎стали‏ ‎таким‏ ‎гегемоном ‎в‏ ‎1991 ‎году.‏ ‎Падение ‎СССР ‎обнажило ‎факт ‎поглощения‏ ‎советской‏ ‎интеллигенции ‎(напомню,‏ ‎Грамши ‎включает‏ ‎в ‎данное ‎понятие ‎элиту) ‎западными‏ ‎идеями‏ ‎и‏ ‎переформатирование ‎мировоззрения‏ ‎советского ‎человека‏ ‎на ‎буржуазное.‏ ‎Наше‏ ‎общество ‎до‏ ‎сих ‎пор ‎не ‎осознает ‎такое‏ ‎положение ‎дел,‏ ‎ограничиваясь‏ ‎справедливой ‎критикой ‎интеллигенции‏ ‎и ‎элиты‏ ‎(в ‎нашем ‎дискурсе ‎эти‏ ‎понятия‏ ‎разделяются). ‎Но‏ ‎как ‎осознать‏ ‎положение ‎дел, ‎если ‎нет ‎национальной‏ ‎интеллигенции‏ ‎или ‎если‏ ‎она ‎слишком‏ ‎слаба?

Наши ‎ролевые ‎модели ‎жизни ‎продиктованы‏ ‎Западом.‏ ‎Можно‏ ‎быть ‎ярым‏ ‎антизападником, ‎но‏ ‎это ‎никак‏ ‎не‏ ‎отменит ‎факта‏ ‎жизни ‎в ‎рамках ‎буржуазных ‎и‏ ‎частично ‎постбуржуазных‏ ‎ролевых‏ ‎моделей, ‎корни ‎которых‏ ‎на ‎Западе.‏ ‎Ролевые ‎идеи ‎могут ‎преломляться,‏ ‎отставать‏ ‎во ‎времени‏ ‎и ‎иначе‏ ‎меняться, ‎но ‎рамочно ‎они ‎всё‏ ‎равно‏ ‎определены ‎Западом.‏ ‎И ‎их‏ ‎дальнейшее ‎изменение ‎также ‎определено ‎Западом.

В‏ ‎этих‏ ‎условиях‏ ‎живет ‎не‏ ‎только ‎Россия,‏ ‎но ‎и‏ ‎весь‏ ‎мир. ‎Европа‏ ‎американизирована ‎и ‎превращена ‎в ‎часть‏ ‎глобальной ‎империи,‏ ‎Китай‏ ‎идет ‎тем ‎же‏ ‎путем ‎со‏ ‎своей ‎спецификой ‎(преломляя ‎западные‏ ‎идеи‏ ‎на ‎свой‏ ‎лад, ‎но‏ ‎не ‎заявляя ‎ничего ‎принципиально ‎иного),‏ ‎аналогично‏ ‎арабский ‎мир,‏ ‎латиноамериканский. ‎Все.

Абстрагируемся‏ ‎от ‎политики ‎и ‎обратим ‎внимание,‏ ‎например,‏ ‎на‏ ‎архитектуру. ‎Мы‏ ‎не ‎видим,‏ ‎как ‎«каждая‏ ‎уважающая‏ ‎себя ‎страна»‏ ‎строит ‎свой ‎Нью-Йорк? ‎Крупнейшие ‎китайские,‏ ‎арабские, ‎индийские‏ ‎и‏ ‎прочие ‎города ‎тонут‏ ‎в ‎небоскребах,‏ ‎по ‎которым ‎они ‎давно‏ ‎обошли‏ ‎тот ‎же‏ ‎Запад. ‎Но‏ ‎количественно ‎переиграть ‎Запад ‎не ‎значит‏ ‎быть‏ ‎свободным ‎от‏ ‎диктата ‎его‏ ‎мировоззренческих ‎установок.

Одинокие ‎герои, ‎держащиеся ‎за‏ ‎альтернативные‏ ‎идеи,‏ ‎— ‎Иран,‏ ‎КНДР, ‎Куба‏ ‎— ‎предъявляют‏ ‎околонулевой‏ ‎потенциал ‎экспансии‏ ‎за ‎пределами ‎своего ‎ареала. ‎Что‏ ‎ставит ‎вопрос‏ ‎об‏ ‎их ‎поглощении. ‎Но‏ ‎это ‎не‏ ‎умаляет ‎героизма ‎обществ, ‎живущих‏ ‎иначе.‏ ‎Они ‎не‏ ‎рабы.

Грамши ‎рассматривает‏ ‎данный ‎вопрос ‎как ‎марксист, ‎делая‏ ‎акцент‏ ‎не ‎на‏ ‎господа/рабы, ‎а‏ ‎на ‎прогрессе. ‎Иностранное ‎влияние ‎может‏ ‎способствовать‏ ‎общественному‏ ‎прогрессу ‎и‏ ‎формированию ‎нации‏ ‎в ‎конкретной‏ ‎стране.

Цитата:‏ ‎«Международные ‎отношения‏ ‎оказывают ‎пассивное ‎и ‎активное ‎воздействие‏ ‎на ‎политические‏ ‎отношения,‏ ‎на ‎отношения, ‎связанные‏ ‎с ‎гегемонией‏ ‎партий. ‎Чем ‎больше ‎непосредственная‏ ‎экономическая‏ ‎жизнь ‎страны‏ ‎подчинена ‎международным‏ ‎отношениям, ‎тем ‎в ‎большей ‎степени‏ ‎это‏ ‎находит ‎свое‏ ‎отражение ‎в‏ ‎деятельности ‎определенной ‎партии, ‎которая ‎использует‏ ‎подобную‏ ‎ситуацию‏ ‎для ‎предотвращения‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎получили ‎преимущество‏ ‎враждебные‏ ‎ей ‎партии‏ ‎(можно ‎напомнить ‎знаменитую ‎речь ‎[премьер-министра‏ ‎Италии ‎Франческо]‏ ‎Нитти‏ ‎по ‎поводу ‎того,‏ ‎что ‎итальянская‏ ‎революция ‎технически ‎невозможна!). ‎Исходя‏ ‎из‏ ‎такого ‎рода‏ ‎фактов, ‎можно‏ ‎прийти ‎к ‎выводу, ‎что ‎зачастую‏ ‎так‏ ‎называемая ‎„партия‏ ‎иностранцев“ ‎вовсе‏ ‎не ‎является ‎подобной ‎партией, ‎именуемой‏ ‎столь‏ ‎вульгарным‏ ‎образом, ‎а‏ ‎представляет ‎собой‏ ‎как ‎раз‏ ‎наиболее‏ ‎националистическую ‎партию,‏ ‎ибо ‎помимо ‎того, ‎что ‎она‏ ‎является ‎представителем‏ ‎жизненных‏ ‎сил ‎собственной ‎страны,‏ ‎в ‎ее‏ ‎деятельности ‎в ‎еще ‎большей‏ ‎степени‏ ‎находит ‎отражение‏ ‎факт ‎экономической‏ ‎зависимости ‎и ‎подчинения ‎этой ‎страны‏ ‎той‏ ‎или ‎иной‏ ‎господствующей ‎нации‏ ‎или ‎группе ‎наций».

Национальное ‎государство ‎как‏ ‎таковое‏ ‎порождено‏ ‎Западом, ‎который‏ ‎через ‎свою‏ ‎колониальную ‎политику‏ ‎«спроецировал»‏ ‎свое ‎общественное‏ ‎устройство ‎на ‎остальной ‎мир. ‎Далее‏ ‎же ‎колониализм‏ ‎в‏ ‎буквальном ‎политическом ‎измерении‏ ‎закончился. ‎И‏ ‎начался ‎бум ‎развития ‎глобального‏ ‎Юга.‏ ‎Но ‎если‏ ‎мы ‎переведем‏ ‎данный ‎вопрос ‎в ‎плоскость ‎гегемонии,‏ ‎то‏ ‎обнаружим, ‎что‏ ‎колониализм ‎никуда‏ ‎не ‎делся. ‎Запад ‎повсеместно ‎формирует‏ ‎человека,‏ ‎тем‏ ‎самым ‎обеспечивая‏ ‎собственную ‎гегемонию,‏ ‎уже ‎не‏ ‎подкрепленную‏ ‎должным ‎экономическим‏ ‎и ‎военным ‎ресурсом.

Альтернатива ‎пока ‎сосредоточена‏ ‎в ‎области‏ ‎геополитики,‏ ‎финансов ‎и ‎безопасности.‏ ‎Но ‎не‏ ‎в ‎области ‎формирования ‎человека.‏ ‎А‏ ‎так ‎не‏ ‎работает. ‎Нельзя‏ ‎вырастить ‎дерево, ‎состоящее ‎из ‎ствола‏ ‎и‏ ‎веток, ‎но‏ ‎лишенное ‎корней.‏ ‎На ‎практике ‎это ‎выражается ‎во‏ ‎встроенности‏ ‎того‏ ‎же ‎БРИКС‏ ‎в ‎повестку‏ ‎глобального ‎Запада,‏ ‎например,‏ ‎в ‎климатическую.‏ ‎Если ‎мы ‎в ‎принципе ‎рассмотрим‏ ‎заявления ‎БРИКС,‏ ‎то‏ ‎увидим ‎смесь ‎из‏ ‎традиционных ‎ценностей‏ ‎и ‎актуальных ‎западных ‎концептов‏ ‎жизни‏ ‎общества.

Но ‎откуда‏ ‎в ‎принципе‏ ‎взялся ‎потенциал ‎для ‎альтернативы? ‎Переход‏ ‎Запада‏ ‎от ‎национального‏ ‎государства ‎к‏ ‎империи ‎создал ‎конфликт, ‎соответствующий ‎конфликт‏ ‎и‏ ‎внутри‏ ‎самого ‎Запада,‏ ‎и ‎между‏ ‎Западом ‎(как‏ ‎империей)‏ ‎и ‎национальными‏ ‎государствами ‎глобального ‎Юга.

На ‎этом ‎стыке‏ ‎появляется ‎«альтернатива»‏ ‎в‏ ‎виде ‎старой ‎идеи‏ ‎Запада, ‎искреннее‏ ‎принимаемой ‎прочими ‎за ‎свою‏ ‎родную,‏ ‎и ‎новой‏ ‎идеи ‎Запада,‏ ‎воспринимаемой ‎как ‎агрессия ‎другого. ‎Это‏ ‎первый‏ ‎шаг.

На ‎втором‏ ‎шаге ‎либо‏ ‎формируется ‎собственная ‎интеллигенция, ‎выражающая ‎идею‏ ‎своего‏ ‎общества,‏ ‎либо ‎«альтернатива»‏ ‎схлопывается ‎и‏ ‎продолжается ‎существование‏ ‎на‏ ‎периферии ‎Запада.

Я‏ ‎вижу ‎потенциал ‎второго ‎шага ‎в‏ ‎апелляциях ‎к‏ ‎традиционным‏ ‎ценностям, ‎если ‎раскрывать‏ ‎их ‎не‏ ‎как ‎пустые ‎и ‎бессмысленные‏ ‎воспоминания‏ ‎о ‎премодерне,‏ ‎а ‎как‏ ‎адресации ‎к ‎собственной ‎еще ‎непроявленной‏ ‎идее.

Классическая‏ ‎война ‎напрямую‏ ‎связана ‎с‏ ‎гегемонистской ‎войной ‎по ‎Грамши. ‎Напомню,‏ ‎позиционная‏ ‎война‏ ‎— ‎война‏ ‎за ‎формирование‏ ‎мировоззрения, ‎маневренная‏ ‎война‏ ‎— ‎насильственное‏ ‎(революция, ‎горячая ‎война) ‎утверждение ‎той‏ ‎или ‎иной‏ ‎власти.

Цитата:‏ ‎«Идеологическую ‎подоплеку ‎можно‏ ‎было ‎бы‏ ‎представить ‎себе ‎следующим ‎образом:‏ ‎речь‏ ‎зашла ‎бы‏ ‎о ‎пассивной‏ ‎революции, ‎если ‎бы ‎благодаря ‎законодательному‏ ‎вмешательству‏ ‎государства ‎и‏ ‎путем ‎корпоративных‏ ‎преобразований ‎в ‎экономической ‎структуре ‎страны‏ ‎произошли‏ ‎более‏ ‎или ‎менее‏ ‎глубокие ‎перемены,‏ ‎повысившие ‎роль‏ ‎„производственного‏ ‎плана“, ‎иными‏ ‎словами, ‎повысились ‎бы ‎обобществление ‎и‏ ‎кооперация ‎производства,‏ ‎которые,‏ ‎однако, ‎не ‎коснулись‏ ‎бы ‎(либо‏ ‎ограничились ‎регулированием ‎и ‎контролем)‏ ‎индивидуального‏ ‎или ‎группового‏ ‎присвоения ‎прибыли.‏ ‎В ‎конкретном ‎случае ‎итальянских ‎общественных‏ ‎отношений‏ ‎это ‎могло‏ ‎бы ‎стать‏ ‎единственным ‎решением, ‎направленным ‎на ‎развитие‏ ‎производительных‏ ‎сил‏ ‎промышленности ‎под‏ ‎руководством ‎традиционных‏ ‎руководящих ‎классов‏ ‎при‏ ‎конкуренции ‎с‏ ‎наиболее ‎передовыми ‎промышленными ‎комплексами ‎стран,‏ ‎которые ‎монополизируют‏ ‎сырье‏ ‎и ‎накопили ‎значительные‏ ‎капиталы. ‎Вопрос,‏ ‎насколько ‎подобная ‎схема ‎может‏ ‎быть‏ ‎осуществлена ‎на‏ ‎практике, ‎в‏ ‎какой ‎степени ‎и ‎в ‎каких‏ ‎формах,‏ ‎имеет ‎относительное‏ ‎значение. ‎С‏ ‎политической ‎и ‎идеологической ‎точек ‎зрения,‏ ‎важнее‏ ‎другое,‏ ‎а ‎именно:‏ ‎она ‎может‏ ‎иметь ‎и‏ ‎действительно‏ ‎имеет ‎способность‏ ‎создания ‎на ‎некоторое ‎время ‎ожиданий‏ ‎и ‎надежд,‏ ‎особенно‏ ‎в ‎среде ‎определенных‏ ‎общественных ‎групп‏ ‎Италии, ‎например ‎среди ‎широких‏ ‎масс‏ ‎мелкой ‎буржуазии‏ ‎города ‎и‏ ‎деревни, ‎и, ‎следовательно, ‎сохранения ‎системы‏ ‎гегемонии‏ ‎и ‎сил‏ ‎военного ‎и‏ ‎гражданского ‎принуждения ‎в ‎руках ‎традиционных‏ ‎руководящих‏ ‎классов.‏ ‎Такая ‎идеология‏ ‎служила ‎бы‏ ‎элементом ‎„позиционной‏ ‎войны“‏ ‎в ‎международных‏ ‎экономических ‎отношениях ‎(свободная ‎конкуренция ‎и‏ ‎свободный ‎обмен‏ ‎соответствовали‏ ‎бы ‎маневренной ‎войне),‏ ‎подобно ‎тому‏ ‎как ‎„пассивная ‎революция“ ‎выступает‏ ‎в‏ ‎той ‎же‏ ‎роли ‎в‏ ‎политической ‎области. ‎В ‎Европе ‎с‏ ‎1789‏ ‎по ‎1870‏ ‎год ‎велась‏ ‎маневренная ‎война ‎(политическая) ‎в ‎ходе‏ ‎Французской‏ ‎революции‏ ‎и ‎длительная‏ ‎позиционная ‎война‏ ‎с ‎1815‏ ‎по‏ ‎1870 ‎год;‏ ‎в ‎нынешнюю ‎же ‎эпоху ‎маневренная‏ ‎война ‎политически‏ ‎велась‏ ‎с ‎марта ‎1917‏ ‎по ‎март‏ ‎1921 ‎года, ‎за ‎чем‏ ‎последовала‏ ‎позиционная ‎война,‏ ‎выразителем ‎которой‏ ‎в ‎Европе ‎не ‎только ‎на‏ ‎практике‏ ‎(в ‎Италии),‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎идеологии ‎является ‎фашизм».

Таким ‎образом,‏ ‎классическая‏ ‎война‏ ‎может ‎быть‏ ‎составной ‎частью‏ ‎утверждения ‎и‏ ‎удержания‏ ‎гегемонии ‎того‏ ‎или ‎иного ‎общества. ‎В ‎этом‏ ‎ключе ‎Грамши‏ ‎рассматривает‏ ‎революцию ‎(начиная ‎с‏ ‎Февральской) ‎и‏ ‎гражданскую ‎войну ‎в ‎России‏ ‎как‏ ‎маневренную ‎войну,‏ ‎а ‎последующее‏ ‎противостояние ‎коммунизма, ‎фашизма ‎и ‎либерализма‏ ‎в‏ ‎Европе ‎как‏ ‎позиционную ‎войну.

В‏ ‎частности, ‎по ‎Грамши, ‎фашисты ‎пришли‏ ‎к‏ ‎власти‏ ‎в ‎Италии‏ ‎через ‎позиционную‏ ‎войну. ‎Из‏ ‎чего‏ ‎следует, ‎что‏ ‎решающая ‎часть ‎итальянского ‎общества ‎была‏ ‎готова ‎принять‏ ‎фашизм‏ ‎(этот ‎тезис ‎неоднократно‏ ‎повторяется ‎у‏ ‎Грамши).

Безусловно, ‎здесь ‎имеет ‎место‏ ‎противоречие‏ ‎между ‎универсальной‏ ‎всемирной ‎идеей‏ ‎и ‎гегемонией ‎конкретного ‎общества.

Цитата: ‎«Бесспорно,‏ ‎что‏ ‎религиозность ‎итальянцев‏ ‎очень ‎поверхностна,‏ ‎и ‎также ‎бесспорно, ‎что ‎она‏ ‎носит‏ ‎узко‏ ‎политический ‎характер,‏ ‎характер ‎гегемонии‏ ‎международного ‎масштаба.‏ ‎<…>‏ ‎Не ‎следует‏ ‎забывать, ‎что ‎начиная ‎с ‎XVI‏ ‎века ‎и‏ ‎в‏ ‎последующий ‎период ‎Италия‏ ‎принимала ‎участие‏ ‎в ‎мировой ‎истории ‎—‏ ‎прежде‏ ‎всего ‎как‏ ‎резиденция ‎папства,‏ ‎а ‎также ‎и ‎потому, ‎что‏ ‎итальянский‏ ‎католицизм ‎рассматривался‏ ‎не ‎только‏ ‎как ‎суррогат ‎государственного ‎и ‎национального‏ ‎духа,‏ ‎но,‏ ‎несомненно, ‎и‏ ‎как ‎мировая‏ ‎руководящая ‎функция,‏ ‎то‏ ‎есть ‎как‏ ‎империалистический ‎дух».

Грамши ‎развернуто ‎описывает ‎конфликт‏ ‎между ‎католической‏ ‎империей‏ ‎и ‎умаляемым ‎ей‏ ‎итальянским ‎национальным‏ ‎государством. ‎Вопрос ‎конфликта ‎империи‏ ‎и‏ ‎национального ‎государства‏ ‎я ‎планирую‏ ‎рассмотреть ‎в ‎отдельной ‎публикации, ‎завершив‏ ‎ей‏ ‎цикл ‎по‏ ‎Грамши.

Соотношение ‎универсальной‏ ‎всемирной ‎идеи ‎и ‎гегемонии ‎конкретного‏ ‎общества,‏ ‎на‏ ‎мой ‎взгляд,‏ ‎может ‎быть‏ ‎рассмотрено ‎следующим‏ ‎образом.

Общество‏ ‎выражает ‎универсальную‏ ‎идею ‎через ‎свой ‎«фильтр». ‎Наглядный‏ ‎пример ‎—‏ ‎русское‏ ‎православие. ‎Без ‎православия‏ ‎нет ‎исторической‏ ‎России ‎и ‎русского ‎народа,‏ ‎но‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎православие ‎в ‎России ‎именно ‎русское.

Общество,‏ ‎ставшее‏ ‎центром ‎проявления‏ ‎всемирной ‎идеи,‏ ‎становится ‎гегемоном ‎в ‎ареале ‎ее‏ ‎господства.

Возможен‏ ‎«перехват»‏ ‎идеи. ‎Когда‏ ‎другое ‎общество‏ ‎выражает ‎ее‏ ‎более‏ ‎убедительно. ‎Как‏ ‎США ‎в ‎свое ‎время ‎перехватили‏ ‎буржуазный ‎модерн‏ ‎у‏ ‎Британии ‎и ‎континентальной‏ ‎Европы.

Сегодня ‎выбор‏ ‎у ‎нас ‎невелик. ‎Либо‏ ‎делать‏ ‎заявку ‎на‏ ‎более ‎убедительное,‏ ‎чем ‎на ‎Западе, ‎выражение ‎буржуазности‏ ‎(по‏ ‎существу, ‎это‏ ‎и ‎подразумевает‏ ‎современный ‎консерватизм), ‎либо ‎выражать ‎себя‏ ‎на‏ ‎следующем‏ ‎этапе.

P. ‎S.‏ ‎Настоящее ‎лидерство‏ ‎в ‎БРИКС‏ ‎определяется‏ ‎не ‎размером‏ ‎экономики, ‎а ‎тем, ‎кто ‎сформирует‏ ‎мировоззрение ‎блока‏ ‎—‏ ‎кто ‎придаст ‎содержание‏ ‎альтернативной ‎глобализации.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

94 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048