logo
Андрей Малахов
Про политику и человека
logo Андрей Малахов

Наш Грамши. Органические интеллектуалы и партия

Гегемония ‎по‏ ‎Антонио ‎Грамши ‎подразумевает ‎войну, ‎ведущуюся‏ ‎каждое ‎мгновение‏ ‎за‏ ‎право ‎сформировать ‎мировоззрение‏ ‎человека ‎и‏ ‎общества, ‎что ‎дает ‎полное‏ ‎господство‏ ‎над ‎ним.

В‏ ‎этом ‎ключе‏ ‎Грамши ‎придает ‎особое ‎значение ‎интеллигенции,‏ ‎как‏ ‎проводку ‎гегемонии.

Перевод‏ ‎приводится ‎по‏ ‎изданию ‎«Грамши ‎А. ‎Тюремные ‎тетради.‏ ‎В‏ ‎3‏ ‎ч. ‎Ч.‏ ‎1.», ‎Издательство‏ ‎политическая ‎литература,‏ ‎1991‏ ‎год, ‎Москва.

Цитата:‏ ‎«Интеллигенты ‎служат ‎„приказчиками“ ‎господствующей ‎группы,‏ ‎используемыми ‎для‏ ‎осуществления‏ ‎подчиненных ‎функций ‎социальной‏ ‎гегемонии ‎и‏ ‎политического ‎управления, ‎а ‎именно:‏ ‎1)‏ ‎для ‎обеспечения‏ ‎„спонтанного“ ‎согласия‏ ‎широких ‎масс ‎населения ‎с ‎тем‏ ‎направлением‏ ‎социальной ‎жизни,‏ ‎которое ‎задано‏ ‎основной ‎господствующей ‎группой, ‎— ‎согласия,‏ ‎которое‏ ‎„исторически“‏ ‎порождается ‎престижем‏ ‎господствующей ‎группы‏ ‎(и, ‎следовательно,‏ ‎оказываемым‏ ‎ей ‎доверием),‏ ‎обусловленным ‎ее ‎положением ‎и ‎ее‏ ‎функцией ‎в‏ ‎мире‏ ‎производства; ‎2) ‎для‏ ‎приведения ‎в‏ ‎действие ‎государственного ‎аппарата ‎принуждения,‏ ‎„законно“‏ ‎обеспечивающего ‎дисциплину‏ ‎тех ‎групп,‏ ‎которые ‎не ‎„выражают ‎согласия“ ‎ни‏ ‎активно,‏ ‎ни ‎пассивно;‏ ‎этот ‎аппарат,‏ ‎однако, ‎учрежден ‎для ‎всего ‎общества‏ ‎на‏ ‎случай‏ ‎таких ‎критических‏ ‎моментов ‎в‏ ‎командовании ‎и‏ ‎управлении,‏ ‎когда ‎спонтанное‏ ‎согласие ‎исчезает».

Интеллигенция ‎обеспечивает ‎гегемонию ‎мировоззрения‏ ‎господствующей ‎группы.‏ ‎То‏ ‎есть ‎делает ‎господствующую‏ ‎группу ‎—‏ ‎господствующей. ‎При ‎этом ‎Грамши‏ ‎широко‏ ‎трактует ‎понятие‏ ‎интеллигенции, ‎включая‏ ‎в ‎нее ‎также ‎и ‎элиту,‏ ‎запускающую‏ ‎аппарат ‎силового‏ ‎принуждения ‎там,‏ ‎где ‎дает ‎сбой ‎дискурсивная ‎гегемония.

Таким‏ ‎образом,‏ ‎интеллигенция‏ ‎играет ‎ключевую‏ ‎роль ‎сразу‏ ‎на ‎двух‏ ‎полях,‏ ‎образующих ‎по‏ ‎Грамши ‎всю ‎жизнь ‎социума: ‎гражданском‏ ‎обществе ‎и‏ ‎политическом‏ ‎обществе ‎(госаппарате).

Цитата: ‎«Результатом‏ ‎такой ‎постановки‏ ‎проблемы ‎является ‎очень ‎большое‏ ‎расширение‏ ‎понятия ‎интеллигента,‏ ‎но ‎только‏ ‎таким ‎путем ‎можно ‎достигнуть ‎конкретного‏ ‎приближения‏ ‎к ‎действительности.‏ ‎<…> ‎В‏ ‎самом ‎деле, ‎и ‎с ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎внутреннего‏ ‎содержания ‎интеллектуальной‏ ‎деятельности ‎также‏ ‎должна ‎проводиться‏ ‎градация‏ ‎ее ‎по‏ ‎ступеням, ‎которые ‎— ‎если ‎брать‏ ‎крайности ‎—‏ ‎дают‏ ‎подлинно ‎качественное ‎различие:‏ ‎на ‎самой‏ ‎высокой ‎ступени ‎следует ‎поместить‏ ‎творческих‏ ‎работников ‎в‏ ‎области ‎различных‏ ‎наук, ‎философии, ‎искусства ‎и ‎т.‏ ‎д.;‏ ‎на ‎самой‏ ‎низкой ‎—‏ ‎скромных ‎„администраторов“ ‎и ‎распространителей ‎уже‏ ‎существующих,‏ ‎традиционных,‏ ‎ранее ‎накопленных‏ ‎интеллектуальных ‎богатств».

В‏ ‎конечном ‎итоге,‏ ‎Грамши‏ ‎предельно ‎расширяет‏ ‎понятие ‎интеллигенции, ‎включая ‎в ‎нее‏ ‎буквально ‎всех‏ ‎и‏ ‎каждого.

Цитата: ‎«Неинтеллигентов ‎не‏ ‎существует. ‎<…>‏ ‎Нет ‎такой ‎человеческой ‎деятельности,‏ ‎из‏ ‎которой ‎можно‏ ‎было ‎бы‏ ‎исключить ‎всякое ‎интеллектуальное ‎вмешательство, ‎нельзя‏ ‎отделить‏ ‎homo ‎faber‏ ‎от ‎homo‏ ‎sapiens ‎[человека ‎искусного ‎(делающего) ‎от‏ ‎человека‏ ‎разумного].‏ ‎Наконец, ‎и‏ ‎за ‎пределами‏ ‎своей ‎профессии‏ ‎всякий‏ ‎человек ‎развивает‏ ‎некоторую ‎интеллектуальную ‎деятельность, ‎является ‎„философом“,‏ ‎художником, ‎ценителем‏ ‎искусства,‏ ‎разделяет ‎определенное ‎мировоззрение,‏ ‎имеет ‎определенную‏ ‎сознательную ‎линию ‎морального ‎поведения,‏ ‎следовательно,‏ ‎играет ‎определенную‏ ‎роль ‎в‏ ‎поддержании ‎или ‎в ‎изменении ‎мировоззрения,‏ ‎то‏ ‎есть ‎в‏ ‎пробуждении ‎нового‏ ‎образа ‎мыслей».

Каждый ‎человек ‎есть… ‎философ,‏ ‎интеллектуал,‏ ‎политик‏ ‎и ‎[забегая‏ ‎вперед] ‎ученый.‏ ‎Грамши ‎провозглашает‏ ‎великой‏ ‎гуманистический ‎подход‏ ‎безусловного ‎равенства ‎людей. ‎Вопрос ‎в‏ ‎том, ‎какие‏ ‎социальные‏ ‎роли ‎люди ‎играют‏ ‎в ‎настоящее‏ ‎время.

Цитата: ‎«Когда ‎различают ‎интеллигентов‏ ‎и‏ ‎неинтеллигентов, ‎то‏ ‎в ‎действительности‏ ‎имеют ‎в ‎виду ‎непосредственную ‎социальную‏ ‎роль‏ ‎профессиональной ‎категории‏ ‎интеллигенции, ‎то‏ ‎есть ‎принимается ‎в ‎расчет ‎направление,‏ ‎куда‏ ‎сдвигается‏ ‎центр ‎тяжести‏ ‎специфической ‎профессиональной‏ ‎деятельности ‎—‏ ‎в‏ ‎интеллектуальную ‎работу‏ ‎или ‎в ‎нервно-мускульное ‎усилие».

Таким ‎образом,‏ ‎интеллигенция ‎может‏ ‎быть‏ ‎выделена ‎как ‎социальная‏ ‎роль. ‎По‏ ‎Грамши ‎все ‎люди ‎—‏ ‎интеллигенты,‏ ‎но ‎не‏ ‎все ‎выполняют‏ ‎в ‎обществе ‎функции ‎интеллигенции.

Цитата: ‎«Все‏ ‎люди‏ ‎являются ‎интеллигентами,‏ ‎но ‎не‏ ‎все ‎люди ‎выполняют ‎в ‎обществе‏ ‎функции‏ ‎интеллигентов‏ ‎(так, ‎о‏ ‎том, ‎кто‏ ‎жарит ‎себе‏ ‎яичницу‏ ‎или ‎пришивает‏ ‎заплату ‎на ‎куртку, ‎не ‎скажут,‏ ‎что ‎он‏ ‎является‏ ‎поваром ‎или ‎портным)».

Грамши‏ ‎подчеркивает, ‎что‏ ‎организация ‎масс ‎невозможна ‎без‏ ‎интеллигенции,‏ ‎то ‎есть‏ ‎без ‎организаторов‏ ‎и ‎руководителей.

Цитата: ‎«Исторически ‎и ‎политически‏ ‎критическое‏ ‎самосознание ‎выражается‏ ‎в ‎создании‏ ‎интеллектуальной ‎элиты: ‎человеческая ‎масса ‎не‏ ‎может‏ ‎„отделиться“‏ ‎и ‎стать‏ ‎независимой ‎„сама‏ ‎собой“, ‎не‏ ‎организуясь‏ ‎(в ‎широком‏ ‎смысле), ‎а ‎организация ‎невозможна ‎без‏ ‎интеллигенции, ‎то‏ ‎есть‏ ‎без ‎организаторов ‎и‏ ‎руководителей, ‎иначе‏ ‎говоря, ‎теоретический ‎аспект ‎единства‏ ‎„теория‏ ‎— ‎практика“‏ ‎должен ‎конкретно‏ ‎обособиться ‎в ‎виде ‎слоя ‎лиц,‏ ‎„специализирующихся“‏ ‎на ‎концептуальной‏ ‎и ‎философской‏ ‎деятельности».

Определение ‎интеллигенции ‎как ‎социальной ‎роли‏ ‎по‏ ‎Грамши:‏ ‎интеллигенция ‎—‏ ‎это ‎интеллектуальная‏ ‎и ‎организационно-политическая‏ ‎верхушка‏ ‎общества. ‎То‏ ‎есть ‎интеллигенция ‎это ‎и ‎есть‏ ‎господствующая ‎группа,‏ ‎ее‏ ‎ядро.

Картина, ‎в ‎которой‏ ‎организация ‎масс‏ ‎невозможно ‎без ‎интеллигенции ‎и‏ ‎при‏ ‎этом ‎интеллигенция‏ ‎обеспечивает ‎гегемонию‏ ‎господствующей ‎группы, ‎формируя ‎мировоззрение ‎масс,‏ ‎требует‏ ‎дополнения, ‎объясняющего‏ ‎логику ‎исторического‏ ‎процесса. ‎Как ‎господствующие ‎группы ‎сменяют‏ ‎друг‏ ‎друга?

Грамши‏ ‎разделяет ‎интеллигенцию‏ ‎на ‎традиционную‏ ‎и ‎органическую.

Традиционная‏ ‎интеллигенция‏ ‎обеспечивает ‎гегемонию‏ ‎господствующей ‎группы.

Органические ‎интеллектуалы ‎борются ‎за‏ ‎гегемонию ‎породившей‏ ‎их‏ ‎социальной ‎группы.

Традиционную ‎интеллигенцию‏ ‎Грамши ‎прочно‏ ‎увязывает ‎с ‎государством ‎как‏ ‎«гегемонией,‏ ‎облеченной ‎в‏ ‎броню ‎принуждения».‏ ‎Органическую ‎же ‎интеллигенцию ‎Грамши ‎увязывает‏ ‎с‏ ‎партией.

Цитата: ‎«Центральным‏ ‎пунктом ‎вопроса‏ ‎остается ‎различие ‎между ‎категорией ‎органической‏ ‎интеллигенции‏ ‎любой‏ ‎основной ‎социальной‏ ‎группы ‎и‏ ‎категорией ‎традиционной‏ ‎интеллигенции‏ ‎— ‎различие,‏ ‎которое ‎порождает ‎целый ‎ряд ‎проблем‏ ‎и ‎возможность‏ ‎новых‏ ‎исторических ‎исследований. ‎<…>‏ ‎Что ‎представляет‏ ‎собой ‎политическая ‎партия ‎с‏ ‎точки‏ ‎зрения ‎проблемы‏ ‎интеллигенции? ‎Здесь‏ ‎необходимо ‎сделать ‎некоторые ‎разграничения: ‎1)‏ ‎для‏ ‎некоторых ‎социальных‏ ‎групп ‎политическая‏ ‎партия ‎есть ‎не ‎что ‎иное,‏ ‎как‏ ‎присущее‏ ‎им ‎средство‏ ‎выработать ‎категорию‏ ‎собственной ‎органической‏ ‎интеллигенции‏ ‎(которая ‎формируется‏ ‎и ‎может ‎формироваться ‎только ‎таким‏ ‎образом, ‎учитывая‏ ‎общие‏ ‎черты ‎и ‎условия‏ ‎формирования, ‎жизнедеятельности‏ ‎и ‎развития ‎данной ‎социальной‏ ‎группы),‏ ‎выработать ‎непосредственно‏ ‎в ‎области‏ ‎политики ‎и ‎философии, ‎но ‎уже‏ ‎не‏ ‎в ‎области‏ ‎техники ‎производства».

Партия‏ ‎создает ‎органическую ‎интеллигенцию. ‎Не ‎интеллигенция‏ ‎—‏ ‎партию,‏ ‎а ‎партия‏ ‎— ‎интеллигенцию.‏ ‎По ‎Грамши‏ ‎первична‏ ‎социальная ‎группа,‏ ‎которая ‎организуется ‎через ‎партию ‎и‏ ‎таким ‎образом‏ ‎выдвигает‏ ‎из ‎себя ‎органическую‏ ‎интеллигенцию, ‎ведущую‏ ‎ее ‎в ‎бой ‎за‏ ‎установление‏ ‎своей ‎гегемонии‏ ‎в ‎обществе.‏ ‎Сначала ‎объективная ‎историческая ‎предпосылка ‎(появления‏ ‎новой‏ ‎социальной ‎группы)‏ ‎— ‎потом‏ ‎новая ‎органическая ‎интеллигенция, ‎выдвигаемая ‎этой‏ ‎группой.

Цитата:‏ ‎«2) для‏ ‎всех ‎социальных‏ ‎групп ‎политическая‏ ‎партия ‎является‏ ‎механизмом,‏ ‎выполняющим ‎в‏ ‎гражданском ‎обществе ‎ту ‎же ‎самую‏ ‎функцию, ‎которую‏ ‎в‏ ‎политическом ‎обществе ‎выполняет‏ ‎в ‎более‏ ‎широкой ‎и ‎более ‎синтетической‏ ‎мере‏ ‎государство, ‎заботясь‏ ‎об ‎укреплении‏ ‎связей ‎между ‎органической ‎интеллигенцией ‎определенной‏ ‎—‏ ‎а ‎именно‏ ‎господствующей ‎—‏ ‎группы ‎и ‎традиционной ‎интеллигенцией, ‎и‏ ‎эту‏ ‎функцию‏ ‎партия ‎выполняет‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от ‎своей‏ ‎основной‏ ‎функции, ‎заключающейся‏ ‎в ‎подготовке ‎собственных ‎кадров, ‎элементов‏ ‎определенной ‎социальной‏ ‎группы,‏ ‎родившейся ‎и ‎развившейся‏ ‎как ‎„экономическая“,‏ ‎вплоть ‎до ‎превращения ‎их‏ ‎в‏ ‎квалифицированных ‎политических‏ ‎интеллигентов, ‎руководителей,‏ ‎организаторов ‎всех ‎видов ‎деятельности ‎и‏ ‎функций,‏ ‎присущих ‎органическому‏ ‎развитию ‎интегрального‏ ‎общества, ‎гражданского ‎и ‎политического».

Партия ‎по‏ ‎Грамши‏ ‎является‏ ‎аналогом ‎государства‏ ‎для ‎породившей‏ ‎ее ‎социальной‏ ‎группы.‏ ‎Господствующая ‎группа‏ ‎утверждает ‎себя ‎через ‎государство. ‎Иначе‏ ‎социальная ‎группа‏ ‎утверждает‏ ‎себя ‎через ‎партию,‏ ‎бросая ‎вызов‏ ‎господствующей ‎гегемонии.

Цитата: ‎«Можно ‎даже‏ ‎сказать,‏ ‎что ‎в‏ ‎своей ‎области‏ ‎политическая ‎партия ‎выполняет ‎свою ‎функцию‏ ‎полнее‏ ‎и ‎органичнее,‏ ‎чем ‎государство‏ ‎выполняет ‎свою ‎в ‎более ‎широком‏ ‎диапазоне:‏ ‎интеллигент,‏ ‎который ‎становится‏ ‎членом ‎политической‏ ‎партии ‎определенной‏ ‎социальной‏ ‎группы, ‎смешивается‏ ‎с ‎органической ‎интеллигенцией ‎этой ‎группы,‏ ‎тесно ‎объединяется‏ ‎с‏ ‎самой ‎группой, ‎что‏ ‎через ‎посредство‏ ‎государственной ‎жизни ‎осуществляется ‎лишь‏ ‎в‏ ‎слабой ‎степени,‏ ‎а ‎то‏ ‎и ‎вовсе ‎не ‎осуществляется. ‎При‏ ‎этом‏ ‎многие ‎интеллигенты‏ ‎считают, ‎что‏ ‎они-то ‎и ‎есть ‎государство, ‎это‏ ‎мнение,‏ ‎вследствие‏ ‎того ‎что‏ ‎категория ‎разделяющих‏ ‎его ‎лиц‏ ‎является‏ ‎весьма ‎многочисленной,‏ ‎иной ‎раз ‎влечет ‎за ‎собой‏ ‎значительные ‎последствия‏ ‎и‏ ‎приводит ‎к ‎неприятным‏ ‎осложнениям ‎для‏ ‎основной ‎экономической ‎группы, ‎которая‏ ‎действительно‏ ‎является ‎государством».

Если‏ ‎основная ‎экономическая‏ ‎группа ‎действительно ‎является ‎государством, ‎то‏ ‎государство‏ ‎— ‎это‏ ‎ее ‎«партия»‏ ‎в ‎широком ‎смысле. ‎Классический ‎марксистский‏ ‎взгляд,‏ ‎переведенный‏ ‎Грамши ‎на‏ ‎язык ‎гегемонии.‏ ‎Здесь, ‎на‏ ‎мой‏ ‎взгляд, ‎следует‏ ‎обратить ‎внимание ‎на ‎тезис ‎об‏ ‎«ассимиляции» ‎традиционной‏ ‎интеллигенции‏ ‎путем ‎ее ‎смешивания‏ ‎в ‎партии‏ ‎с ‎органической.

Цитата: ‎«Одной ‎из‏ ‎наиболее‏ ‎характерных ‎черт‏ ‎всякой ‎группы,‏ ‎которая ‎развивается ‎в ‎направлении ‎установлений‏ ‎своего‏ ‎господства, ‎является‏ ‎ее ‎борьба‏ ‎за ‎ассимиляцию ‎и ‎„идеологическое“ ‎завоевание‏ ‎традиционной‏ ‎интеллигенции‏ ‎— ‎ассимиляцию‏ ‎и ‎завоевание,‏ ‎которые ‎совершаются‏ ‎тем‏ ‎более ‎быстро‏ ‎и ‎действенно, ‎чем ‎энергичнее ‎данная‏ ‎группа ‎формирует‏ ‎одновременно‏ ‎свою ‎собственную ‎органическую‏ ‎интеллигенцию».

Если ‎традиционную‏ ‎интеллигенцию ‎можно ‎завоевать, ‎значит,‏ ‎дело‏ ‎не ‎в‏ ‎классовом ‎интересе.‏ ‎Идеологическое ‎завоевание ‎традиционной ‎интеллигенции ‎означает‏ ‎разрушения‏ ‎ядра ‎гегемонии‏ ‎господствующей ‎группы.‏ ‎То ‎есть ‎ее ‎частичное ‎поражение‏ ‎в‏ ‎войне‏ ‎идей. ‎Новая‏ ‎идея ‎откусывает‏ ‎от ‎господствующей‏ ‎старой‏ ‎часть ‎ее‏ ‎инструмента ‎— ‎часть ‎традиционной ‎интеллигенции.

Цитата:‏ ‎«Можно ‎сказать‏ ‎поэтому,‏ ‎что ‎партии ‎вырабатывают‏ ‎новые ‎интеллекты,‏ ‎цельные ‎и ‎всеохватывающие, ‎то‏ ‎есть‏ ‎являются ‎тем‏ ‎тиглем, ‎в‏ ‎котором ‎теория ‎сплавляется ‎воедино ‎с‏ ‎практикой,‏ ‎понимаемой ‎как‏ ‎реальный ‎исторический‏ ‎процесс».

Новый ‎всеохватывающий ‎интеллект ‎— ‎это‏ ‎идея,‏ ‎становящаяся‏ ‎материальной ‎силой‏ ‎путем ‎порождения‏ ‎органической ‎интеллигенции,‏ ‎захвата‏ ‎традиционной ‎интеллигенции‏ ‎и ‎через ‎них ‎определения ‎мировоззрения‏ ‎общества.

Цитата: ‎«Отсюда‏ ‎вытекают‏ ‎некоторые ‎необходимые ‎требования,‏ ‎которым ‎должно‏ ‎удовлетворять ‎каждое ‎культурное ‎движение,‏ ‎стремящееся‏ ‎заменить ‎обыденное‏ ‎сознание ‎и‏ ‎старые ‎мировоззрения ‎вообще: ‎<…> ‎непрестанно‏ ‎трудиться‏ ‎ради ‎интеллектуального‏ ‎возвышения ‎все‏ ‎более ‎широких ‎слоев ‎народа, ‎то‏ ‎есть‏ ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎придать ‎индивидуальность‏ ‎аморфному ‎элементу‏ ‎массы,‏ ‎иначе ‎говоря,‏ ‎трудиться, ‎чтобы ‎вызвать ‎к ‎жизни‏ ‎интеллектуальные ‎элиты‏ ‎нового‏ ‎типа, ‎которые ‎вырастали‏ ‎бы ‎непосредственно‏ ‎из ‎массы, ‎оставаясь ‎при‏ ‎этом‏ ‎в ‎контакте‏ ‎с ‎массой,‏ ‎с ‎тем ‎чтобы ‎стать ‎для‏ ‎нее‏ ‎тем ‎же,‏ ‎что ‎китовый‏ ‎ус ‎для ‎корсета. ‎Это ‎второе‏ ‎необходимое‏ ‎требование,‏ ‎если ‎оно‏ ‎выполняется, ‎как‏ ‎раз ‎и‏ ‎является‏ ‎тем, ‎что‏ ‎реально ‎изменяет ‎„идеологическую ‎панораму“ ‎эпохи.‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны,‏ ‎эти ‎элиты, ‎конечно,‏ ‎не ‎могут‏ ‎сложиться ‎и ‎развиться, ‎не‏ ‎формируя‏ ‎внутри ‎себя‏ ‎иерархии ‎интеллектуальных‏ ‎авторитетов ‎и ‎компетенций, ‎могущей ‎достичь‏ ‎высшей‏ ‎точки ‎развития‏ ‎в ‎отдельном‏ ‎великом ‎философе, ‎если ‎он ‎окажется‏ ‎способным‏ ‎конкретно‏ ‎прочувствовать ‎настоятельные‏ ‎требования ‎солидного‏ ‎идеологического ‎сообщества,‏ ‎понять,‏ ‎что ‎оно‏ ‎не ‎может ‎обладать ‎живостью ‎мысли,‏ ‎присущей ‎индивидуальному‏ ‎уму,‏ ‎и, ‎следовательно, ‎сумеет‏ ‎точно ‎разработать‏ ‎коллективное ‎учение ‎так, ‎чтобы‏ ‎оно‏ ‎возможно ‎более‏ ‎соответствовало ‎и‏ ‎было ‎близким ‎образу ‎мыслей ‎коллективного‏ ‎мыслителя».

Новая‏ ‎интеллигенция ‎—‏ ‎это ‎органическая‏ ‎интеллигенция, ‎создание ‎которой ‎требует ‎иерархии‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎то ‎же‏ ‎время ‎«коллективного‏ ‎мыслителя». ‎Великий‏ ‎философ‏ ‎может ‎выразить‏ ‎глубинный ‎нерв ‎истории ‎и ‎призванной‏ ‎двинуть ‎историю‏ ‎вперед‏ ‎социальной ‎группы, ‎таким‏ ‎образом ‎одновременно‏ ‎утвердив ‎ее ‎и ‎выразив‏ ‎ее‏ ‎собственный ‎«образ‏ ‎мыслей ‎коллективного‏ ‎мыслителя».

Важно, ‎что ‎социальная ‎группа ‎по‏ ‎Грамши‏ ‎не ‎появляется‏ ‎из ‎воздуха‏ ‎по ‎велению ‎великого ‎ума. ‎Она‏ ‎уже‏ ‎существует‏ ‎имплицитно, ‎задача‏ ‎развернуть ‎и‏ ‎раскрыть ‎ее‏ ‎потенциал.

Цитата:‏ ‎«Можно ‎заметить,‏ ‎что ‎представители ‎„органической“ ‎интеллигенции, ‎которую‏ ‎каждый ‎новый‏ ‎класс‏ ‎создает ‎вместе ‎с‏ ‎собой ‎и‏ ‎формирует ‎в ‎своем ‎поступательном‏ ‎развитии,‏ ‎являются ‎большей‏ ‎частью ‎„специалистами“‏ ‎в ‎области ‎отдельных ‎сторон ‎первоначальной‏ ‎деятельности‏ ‎нового ‎социального‏ ‎типа, ‎который‏ ‎новый ‎класс ‎вывел ‎в ‎свет».

Очевидно,‏ ‎что‏ ‎новую‏ ‎коммунистическую ‎интеллигенцию‏ ‎должен ‎был‏ ‎дать ‎рабочий‏ ‎класс.‏ ‎Но ‎это‏ ‎не ‎гарантировано ‎по ‎Грамши.

Цитата: ‎«Так,‏ ‎следует ‎заметить,‏ ‎что‏ ‎крестьянство, ‎хотя ‎и‏ ‎играет ‎существенную‏ ‎роль ‎в ‎мире ‎производства,‏ ‎но‏ ‎не ‎вырабатывает‏ ‎собственной ‎„органической“‏ ‎интеллигенции ‎и ‎не ‎„ассимилирует“ ‎ни‏ ‎одного‏ ‎слоя ‎„традиционной“‏ ‎интеллигенции, ‎хотя‏ ‎другие ‎социальные ‎группы ‎берут ‎в‏ ‎свои‏ ‎ряды‏ ‎многих ‎интеллигентов‏ ‎— ‎выходцев‏ ‎из ‎крестьян,‏ ‎и‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎традиционной ‎интеллигенции ‎— ‎крестьянского ‎происхождения».

Крестьянство,‏ ‎например, ‎не‏ ‎породило‏ ‎своей ‎органической ‎интеллигенции.‏ ‎И ‎вместо‏ ‎ассимиляции ‎традиционной ‎интеллигенции ‎силами‏ ‎крестьянской‏ ‎интеллигенции, ‎произошла‏ ‎ассимиляция ‎выходцев‏ ‎из ‎крестьян, ‎становившихся ‎частью ‎традиционной‏ ‎интеллигенции.

Явное‏ ‎большинство ‎крестьянства‏ ‎в ‎населении‏ ‎Италии ‎(и ‎других ‎стран) ‎наряду‏ ‎со‏ ‎значительной‏ ‎представленностью ‎выходцев‏ ‎из ‎крестьянства‏ ‎в ‎традиционной‏ ‎интеллигенции‏ ‎не ‎привело‏ ‎к ‎формированию ‎и ‎торжеству ‎крестьянской‏ ‎гегемонии. ‎Крестьяне‏ ‎так‏ ‎и ‎остались ‎«в‏ ‎плену» ‎гегемонии‏ ‎господствующей ‎группы. ‎Либо ‎крестьянство‏ ‎может‏ ‎быть ‎рассмотрено‏ ‎как ‎порождение‏ ‎данной ‎гегемонии?

Цитата: ‎«Процесс ‎создания ‎интеллигенции‏ ‎долог,‏ ‎труден, ‎полон‏ ‎противоречий, ‎наступлений‏ ‎и ‎отходов, ‎моментов ‎разброда ‎и‏ ‎перегруппировок,‏ ‎во‏ ‎время ‎которых‏ ‎„верность“ ‎масс‏ ‎(а ‎верность‏ ‎и‏ ‎дисциплина ‎являются‏ ‎первоначальной ‎формой, ‎в ‎которой ‎выражается‏ ‎участие ‎и‏ ‎сотрудничество‏ ‎масс ‎в ‎развитии‏ ‎всей ‎культуры)‏ ‎не ‎раз ‎подвергается ‎суровым‏ ‎испытаниям.‏ ‎Процесс ‎развития‏ ‎связан ‎с‏ ‎диалектикой ‎единства ‎„интеллигенция ‎— ‎массы“;‏ ‎слой‏ ‎интеллигенции ‎развивается‏ ‎количественно ‎и‏ ‎качественно, ‎но ‎каждый ‎скачок ‎ко‏ ‎все‏ ‎новому‏ ‎расширению ‎и‏ ‎усложнению ‎слоя‏ ‎интеллигенции ‎связан‏ ‎с‏ ‎аналогичным ‎движением‏ ‎массы ‎„простых ‎людей“, ‎которая ‎поднимается‏ ‎к ‎более‏ ‎высоким‏ ‎уровням ‎культуры ‎и‏ ‎одновременно ‎расширяет‏ ‎круг ‎своего ‎влияния, ‎выдвигая‏ ‎отдельных‏ ‎индивидов ‎либо‏ ‎более ‎или‏ ‎менее ‎значительные ‎группы ‎в ‎ряды‏ ‎специализированной‏ ‎интеллигенции. ‎Однако‏ ‎в ‎этом‏ ‎процессе ‎постоянно ‎повторяются ‎моменты, ‎когда‏ ‎между‏ ‎массой‏ ‎и ‎интеллигенцией‏ ‎(отдельными ‎ее‏ ‎представителями ‎или‏ ‎какими-то‏ ‎группами ‎их)‏ ‎образуется ‎разрыв, ‎потеря ‎контакта ‎—‏ ‎отсюда ‎впечатление‏ ‎чего-то‏ ‎„придаточного“, ‎дополнительного, ‎подчиненного.‏ ‎Настаивание ‎на‏ ‎господствующей ‎роли ‎элемента ‎„практика“‏ ‎в‏ ‎единстве ‎„теория‏ ‎— ‎практика“,‏ ‎после ‎того ‎как ‎эти ‎два‏ ‎элемента‏ ‎не ‎только‏ ‎выделены, ‎но‏ ‎и ‎разъединены, ‎оторваны ‎друг ‎от‏ ‎друга‏ ‎(операция‏ ‎сама ‎по‏ ‎себе ‎чисто‏ ‎механическая ‎и‏ ‎условная),‏ ‎означает, ‎что‏ ‎развитие ‎не ‎вышло ‎еще ‎из‏ ‎относительно ‎примитивной‏ ‎исторической‏ ‎фазы, ‎что ‎оно‏ ‎еще ‎проходит‏ ‎фазу ‎экономико-корпоративную, ‎когда ‎общая‏ ‎картина‏ ‎„базиса“ ‎изменяется‏ ‎количественно, ‎а‏ ‎соответствующее ‎качество-надстройка ‎только ‎возникает, ‎но‏ ‎еще‏ ‎не ‎обрело‏ ‎органической ‎формы».

Массы‏ ‎могут ‎предать ‎порожденную ‎ими ‎органическую‏ ‎интеллигенцию,‏ ‎а‏ ‎интеллигенция ‎может‏ ‎предать ‎массы.‏ ‎Социальная ‎группа‏ ‎может‏ ‎решить, ‎что‏ ‎интеллигенция ‎носит ‎лишь ‎«придаточный» ‎характер‏ ‎и ‎«надо‏ ‎заниматься‏ ‎реальным ‎делом». ‎А‏ ‎интеллигенция ‎может‏ ‎разорвать ‎с ‎массой ‎в‏ ‎виду‏ ‎собственной ‎неспособности‏ ‎или ‎нежелания‏ ‎управлять ‎ей. ‎Грамши ‎делает ‎основной‏ ‎акцент‏ ‎на ‎склонности‏ ‎массы ‎обесценивать‏ ‎теорию, ‎отрывая ‎ее ‎от ‎практики‏ ‎(что‏ ‎ведет‏ ‎к ‎обнулению‏ ‎практики). ‎И‏ ‎подчеркивает, ‎что‏ ‎такое‏ ‎отношение ‎характерно‏ ‎для ‎социальной ‎группы, ‎не ‎преодолевшей‏ ‎наиболее ‎примитивную‏ ‎форму‏ ‎своей ‎организации ‎и‏ ‎не ‎готовой‏ ‎к ‎войне ‎за ‎установление‏ ‎своей‏ ‎гегемонии ‎в‏ ‎социуме.

Цитата: ‎«Органичность‏ ‎мысли ‎и ‎устойчивость ‎культурного ‎движения‏ ‎могли‏ ‎иметь ‎место‏ ‎только ‎при‏ ‎условии, ‎что ‎между ‎интеллигенцией ‎и‏ ‎„простыми‏ ‎людьми“‏ ‎существует ‎такое‏ ‎же ‎единство,‏ ‎какое ‎должно‏ ‎существовать‏ ‎между ‎теорией‏ ‎и ‎практикой, ‎то ‎есть ‎если‏ ‎бы ‎интеллигенция‏ ‎была‏ ‎органической ‎частью ‎этих‏ ‎масс, ‎если‏ ‎бы ‎она ‎разрабатывала ‎и‏ ‎приводила‏ ‎в ‎стройную‏ ‎систему ‎принципы‏ ‎и ‎проблемы, ‎поставленные ‎практической ‎деятельностью‏ ‎этих‏ ‎масс, ‎образуя‏ ‎с ‎ними‏ ‎таким ‎образом ‎культурный ‎и ‎социальный‏ ‎блок».

Только‏ ‎единство‏ ‎интеллигенции ‎и‏ ‎массы ‎может‏ ‎привести ‎к‏ ‎установлению‏ ‎гегемонии ‎новой‏ ‎социальной ‎группы.

Цитата: ‎«Отсюда ‎ясно, ‎сколь‏ ‎необходима ‎организация,‏ ‎основанная‏ ‎на ‎принципе ‎индивидуального‏ ‎вступления, ‎а‏ ‎не ‎организация ‎„лейбористского“ ‎типа,‏ ‎потому‏ ‎что ‎если‏ ‎речь ‎идет‏ ‎об ‎органическом ‎руководстве ‎„всей ‎экономически‏ ‎активной‏ ‎массой“, ‎то‏ ‎это ‎означает,‏ ‎что ‎руководить ‎ею ‎надо ‎не‏ ‎по‏ ‎старым‏ ‎схемам, ‎а‏ ‎по-новаторски; ‎новаторство‏ ‎же ‎на‏ ‎первых‏ ‎порах ‎не‏ ‎может ‎распространиться ‎на ‎всю ‎массу‏ ‎иначе, ‎как‏ ‎через‏ ‎элиту, ‎у ‎которой‏ ‎мировоззрение, ‎включенное‏ ‎в ‎человеческую ‎деятельность, ‎уже‏ ‎стало‏ ‎в ‎известной‏ ‎мере ‎стройным‏ ‎и ‎систематическим ‎актуальным ‎сознанием, ‎четкой‏ ‎и‏ ‎решительной ‎волей».

Грамши‏ ‎выступает ‎за‏ ‎ленинский ‎принцип ‎консолидации ‎руководства ‎в‏ ‎руках‏ ‎сильной‏ ‎партии ‎с‏ ‎внятной ‎дисциплиной.‏ ‎И ‎еще‏ ‎раз‏ ‎подчеркивает ‎значимость‏ ‎интеллигенции. ‎Напомню, ‎что ‎интеллигенция ‎по‏ ‎Грамши ‎—‏ ‎это‏ ‎интеллектуальная ‎и ‎правящая‏ ‎элита. ‎Ленин,‏ ‎Троцкий, ‎Сталин, ‎Дзержинский ‎—‏ ‎это‏ ‎интеллигенция ‎ВКП(б).

Цитата:‏ ‎«Утверждение, ‎что‏ ‎все ‎члены ‎политической ‎партии ‎должны‏ ‎рассматриваться‏ ‎как ‎интеллигенты,‏ ‎может ‎дать‏ ‎повод ‎для ‎шуток ‎и ‎карикатур;‏ ‎и‏ ‎все‏ ‎же, ‎если‏ ‎поразмыслить, ‎это‏ ‎именно ‎так‏ ‎и‏ ‎никак ‎иначе.‏ ‎Здесь ‎следует, ‎по-видимому, ‎учитывать ‎уровни,‏ ‎партия ‎может‏ ‎иметь‏ ‎в ‎своем ‎составе‏ ‎больший ‎или‏ ‎меньший ‎процент ‎людей ‎высшего‏ ‎или‏ ‎низшего ‎уровня,‏ ‎но ‎важно‏ ‎не ‎это: ‎важна ‎руководящая ‎и‏ ‎организующая‏ ‎роль, ‎то‏ ‎есть ‎роль‏ ‎воспитателя, ‎а ‎значит ‎интеллигента. ‎<…>‏ ‎В‏ ‎политической‏ ‎партии ‎лица,‏ ‎принадлежащие ‎к‏ ‎той ‎или‏ ‎иной‏ ‎социально-экономической ‎группе,‏ ‎преодолевают ‎этот ‎момент ‎их ‎исторического‏ ‎развития ‎и‏ ‎становятся‏ ‎участниками ‎общей ‎деятельности,‏ ‎как ‎национальной‏ ‎по ‎своему ‎характеру, ‎так‏ ‎и‏ ‎интернациональной».

В ‎партии‏ ‎люди, ‎принадлежащие‏ ‎к ‎разным ‎социально-экономическим ‎группам, ‎воспитываются‏ ‎и‏ ‎сплавляются ‎в‏ ‎новую ‎органическую‏ ‎интеллигенцию. ‎Данный ‎тезис ‎входит ‎в‏ ‎противоречие‏ ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎партию ‎создает‏ ‎определенная ‎социальная‏ ‎группа.‏ ‎Как ‎буржуа‏ ‎может ‎войти ‎в ‎партию ‎пролетариата?‏ ‎Присягнув ‎идее‏ ‎пролетариата.‏ ‎Идея ‎первична, ‎она‏ ‎конституирует ‎бытие.‏ ‎Это ‎моя ‎несколько ‎вольная‏ ‎интерпретация‏ ‎Грамши, ‎но‏ ‎она ‎напрашивается.

Цитата:‏ ‎«Очевидно, ‎что ‎такого ‎рода ‎сплочение‏ ‎масс‏ ‎не ‎может‏ ‎осуществиться ‎„произвольно“,‏ ‎вокруг ‎любой ‎идеологии, ‎по ‎формально-‏ ‎конструктивной‏ ‎воле‏ ‎одного ‎человека‏ ‎или ‎одной‏ ‎группы, ‎ставящей‏ ‎себе‏ ‎такую ‎задачу‏ ‎вследствие ‎фанатического ‎характера ‎собственных ‎философских‏ ‎или ‎религиозных‏ ‎убеждений.‏ ‎Поддержка ‎массой ‎той‏ ‎или ‎иной‏ ‎идеологии ‎или ‎нежелание ‎поддержать‏ ‎ее‏ ‎— ‎вот‏ ‎каким ‎способом‏ ‎осуществляется ‎реальная ‎критика ‎рациональности ‎и‏ ‎историчности‏ ‎образа ‎мыслей.‏ ‎Произвольные ‎построения‏ ‎более ‎или ‎менее ‎скоро ‎оказываются‏ ‎вытесненными‏ ‎из‏ ‎исторического ‎соревнования,‏ ‎даже ‎если‏ ‎иной ‎раз‏ ‎им‏ ‎удается ‎благодаря‏ ‎благоприятному ‎стечению ‎непосредственных ‎обстоятельств ‎некоторое‏ ‎время ‎пользоваться‏ ‎кое-какой‏ ‎популярностью; ‎построения ‎же,‏ ‎органически ‎соответствующие‏ ‎требованиям ‎сложного ‎исторического ‎периода,‏ ‎всегда‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счете ‎берут‏ ‎верх ‎и ‎удерживают ‎превосходство, ‎даже‏ ‎если‏ ‎им ‎приходится‏ ‎проходить ‎через‏ ‎многие ‎промежуточные ‎фазы, ‎когда ‎их‏ ‎утверждение‏ ‎происходит‏ ‎лишь ‎в‏ ‎более ‎или‏ ‎менее ‎странных‏ ‎и‏ ‎причудливых ‎комбинациях».

Произвольные‏ ‎построения ‎сходят ‎со ‎сцены, ‎а‏ ‎поддержанные ‎массой‏ ‎идеи‏ ‎берут ‎верх. ‎Поддержка‏ ‎массой, ‎способность‏ ‎захватить ‎массы, ‎определить ‎их‏ ‎мировоззрение‏ ‎— ‎ключевой‏ ‎критерий ‎дееспособности‏ ‎философии ‎и ‎идеологии ‎по ‎Грамши.

Здесь‏ ‎трудно‏ ‎и ‎не‏ ‎хочется ‎что-то‏ ‎комментировать. ‎Отмечу ‎только, ‎что ‎Грамши‏ ‎не‏ ‎сошел‏ ‎со ‎сцены‏ ‎и ‎остается‏ ‎актуальным ‎по‏ ‎сей‏ ‎день. ‎Его‏ ‎работы ‎не ‎захватили ‎массы, ‎но‏ ‎интеллектуалы, ‎на‏ ‎которых‏ ‎они ‎повлияли, ‎добились‏ ‎многого ‎по‏ ‎части ‎формирования ‎мировоззрения ‎масс.

На‏ ‎мой‏ ‎взгляд, ‎важно‏ ‎еще ‎раз‏ ‎обратиться ‎к ‎тезису ‎Грамши ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎интеллигенция‏ ‎формирует ‎бытие‏ ‎масс. ‎Это ‎может ‎показаться ‎неочевидным‏ ‎и‏ ‎спорным‏ ‎в ‎силу‏ ‎привычного ‎восприятия‏ ‎понятия ‎«интеллигенция»‏ ‎и‏ ‎в ‎целом‏ ‎склонности ‎«здравого ‎смысла» ‎уворачиваться ‎от‏ ‎любой ‎идеи.

Цитата:‏ ‎«В‏ ‎деревне ‎интеллигент ‎(священник,‏ ‎адвокат, ‎учитель,‏ ‎нотариус, ‎врач ‎и ‎т.‏ ‎д.)‏ ‎имеет ‎в‏ ‎среднем ‎более‏ ‎высокий ‎жизненный ‎уровень, ‎или ‎по‏ ‎крайней‏ ‎мере ‎отличный‏ ‎от ‎уровня‏ ‎среднего ‎крестьянина, ‎и ‎поэтому ‎представляет‏ ‎для‏ ‎него‏ ‎социальный ‎образец,‏ ‎о ‎котором‏ ‎тот ‎мечтает,‏ ‎стремясь‏ ‎выйти ‎из‏ ‎своего ‎состояния ‎и ‎улучшить ‎свое‏ ‎положение. ‎Крестьянин‏ ‎думает‏ ‎всегда, ‎что ‎по‏ ‎крайней ‎мере‏ ‎один ‎из ‎его ‎сыновей‏ ‎сможет‏ ‎стать ‎интеллигентом‏ ‎(в ‎особенности‏ ‎священником), ‎то ‎есть ‎сделается ‎синьором‏ ‎и‏ ‎таким ‎образом‏ ‎поднимет ‎на‏ ‎более ‎высокую ‎социальную ‎ступень ‎всю‏ ‎семью‏ ‎и‏ ‎облегчит ‎ей‏ ‎ведение ‎хозяйства‏ ‎благодаря ‎связям,‏ ‎которые‏ ‎он ‎сможет‏ ‎установить ‎с ‎другими ‎синьорами. ‎Отношение‏ ‎крестьянина ‎к‏ ‎интеллигенту‏ ‎является, ‎таким ‎образом,‏ ‎двойственным ‎и‏ ‎выглядит ‎противоречивым: ‎он ‎преклоняется‏ ‎перед‏ ‎социальным ‎положением‏ ‎интеллигента ‎и‏ ‎вообще ‎государственного ‎служащего, ‎но ‎временами‏ ‎делает‏ ‎вид, ‎что‏ ‎презирает ‎его,‏ ‎то ‎есть ‎в ‎его ‎преклонение‏ ‎инстинктивно‏ ‎входят‏ ‎элементы ‎зависти‏ ‎и ‎страстной‏ ‎ненависти. ‎Ничего‏ ‎нельзя‏ ‎понять ‎в‏ ‎коллективной ‎жизни ‎крестьян ‎и ‎в‏ ‎тех ‎ростках‏ ‎и‏ ‎ферментах ‎развития, ‎которые‏ ‎в ‎ней‏ ‎существуют, ‎если ‎не ‎принимать‏ ‎во‏ ‎внимание, ‎не‏ ‎изучать ‎конкретно‏ ‎и ‎глубоко ‎это ‎фактическое ‎подчинение‏ ‎крестьян‏ ‎сельской ‎интеллигенции:‏ ‎всякое ‎органическое‏ ‎развитие ‎крестьянских ‎масс ‎вплоть ‎до‏ ‎известного‏ ‎предела‏ ‎связано ‎с‏ ‎движениями ‎интеллигенции‏ ‎и ‎зависит‏ ‎от‏ ‎них».

По ‎Грамши,‏ ‎интеллигент ‎— ‎это ‎вечно ‎желанная‏ ‎ролевая ‎модель‏ ‎для‏ ‎массы, ‎отдельные ‎выходцы‏ ‎из ‎которой‏ ‎способны ‎ее ‎реализовать, ‎а‏ ‎остальные‏ ‎де-факто ‎подчиняются‏ ‎ей. ‎Такой‏ ‎взгляд ‎ставит ‎вопрос ‎об ‎отсутствии‏ ‎у‏ ‎масс ‎собственного‏ ‎жизненного ‎пути,‏ ‎который ‎по ‎Грамши ‎всегда ‎диктуется‏ ‎(задается)‏ ‎интеллигенцией.‏ ‎Масса ‎может‏ ‎сколько ‎угодно‏ ‎ненавидеть ‎интеллигенцию,‏ ‎но‏ ‎не ‎может‏ ‎никуда ‎двинуться ‎без ‎нее. ‎Любое‏ ‎развитие ‎осуществляется‏ ‎путем‏ ‎преобразования ‎части ‎массы‏ ‎в ‎интеллигенцию‏ ‎и ‎под ‎руководством ‎интеллигенции.

Цитата:‏ ‎«Иное‏ ‎положение ‎с‏ ‎городской ‎интеллигенцией:‏ ‎технический ‎персонал ‎на ‎фабриках ‎и‏ ‎заводах‏ ‎не ‎развивает‏ ‎никакой ‎политической‏ ‎деятельности ‎в ‎отношении ‎исполнительских ‎масс‏ ‎или‏ ‎по‏ ‎крайней ‎мере‏ ‎это ‎уже‏ ‎пройденный ‎этап;‏ ‎временами‏ ‎происходит ‎как‏ ‎раз ‎обратное ‎— ‎эти ‎массы,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере‏ ‎через ‎свою ‎собственную‏ ‎органическую ‎интеллигенцию,‏ ‎осуществляют ‎политическое ‎влияние ‎на‏ ‎технических‏ ‎специалистов».

Грамши ‎видел‏ ‎в ‎пролетариате‏ ‎потенциал ‎для ‎создания ‎органической ‎интеллигенции,‏ ‎способной‏ ‎«ассимилировать» ‎традиционную‏ ‎и ‎тем‏ ‎самым ‎установить ‎пролетарскую ‎гегемонию ‎в‏ ‎обществе.‏ ‎Нельзя‏ ‎не ‎отметить,‏ ‎что ‎лично‏ ‎Грамши ‎почти‏ ‎решил‏ ‎эту ‎задачу.‏ ‎После ‎войны, ‎во ‎многом ‎благодаря‏ ‎публикации ‎«Тюремных‏ ‎тетрадей»,‏ ‎Грамши ‎посмертно ‎стал‏ ‎ключевым ‎интеллектуалом‏ ‎Италии, ‎а ‎Итальянская ‎коммунистическая‏ ‎партия‏ ‎— ‎крупнейшей‏ ‎партией ‎страны.‏ ‎То ‎есть ‎Грамши ‎принял ‎на‏ ‎тот‏ ‎момент ‎слабую‏ ‎Итальянскую ‎коммунистическую‏ ‎партию ‎в ‎разгромленном ‎состоянии ‎и‏ ‎ценой‏ ‎личной‏ ‎жертвы ‎и‏ ‎интеллектуального ‎подвига‏ ‎(точно ‎в‏ ‎логике‏ ‎гегемонии) ‎сделал‏ ‎ее ‎крупнейшей ‎партией ‎страны.

И ‎еще‏ ‎раз ‎о‏ ‎том,‏ ‎как ‎интеллигенция ‎управляет‏ ‎массой.

Цитата: ‎«Традиционная‏ ‎интеллигенция. ‎В ‎связи ‎с‏ ‎одной‏ ‎из ‎категорий‏ ‎этой ‎интеллигенции,‏ ‎возможно, ‎наиболее ‎важной ‎после ‎церковнослужителей,‏ ‎по‏ ‎своему ‎авторитету‏ ‎и ‎социальной‏ ‎роли, ‎которую ‎она ‎играла ‎в‏ ‎первобытном‏ ‎обществе,‏ ‎— ‎категорией‏ ‎врачей ‎в‏ ‎широком ‎смысле‏ ‎слова,‏ ‎то ‎есть‏ ‎всех ‎тех, ‎кто ‎„борется“, ‎или‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎„борется“,‏ ‎со ‎смертью ‎и‏ ‎болезнями ‎<…>‏ ‎Вспомним, ‎что ‎между ‎религией‏ ‎и‏ ‎медициной ‎была‏ ‎связь, ‎а‏ ‎в ‎некоторых ‎районах ‎есть ‎и‏ ‎до‏ ‎сих ‎пор:‏ ‎больницы ‎в‏ ‎руках ‎церковников, ‎занимающихся ‎организационной ‎стороной‏ ‎дела,‏ ‎к‏ ‎тому ‎же‏ ‎там, ‎где‏ ‎появляется ‎врач,‏ ‎появляется‏ ‎и ‎священнослужитель‏ ‎(заклинание ‎духов, ‎различные ‎формы ‎помощи‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.).‏ ‎Многие ‎крупные ‎религиозные‏ ‎деятели ‎выступали‏ ‎также ‎и ‎воспринимались ‎как‏ ‎великие‏ ‎„врачеватели“: ‎идея‏ ‎чуда ‎вплоть‏ ‎до ‎воскрешения ‎из ‎мертвых. ‎И‏ ‎что‏ ‎касается ‎королей,‏ ‎долго ‎бытовало‏ ‎поверье, ‎будто ‎они ‎исцеляют ‎наложением‏ ‎рук‏ ‎и‏ ‎т. ‎д.».

Интеллигенция‏ ‎дает ‎ответ‏ ‎на ‎вызов‏ ‎смерти.‏ ‎Буквально ‎и‏ ‎прямо ‎как ‎церковь. ‎Завуалированно ‎как‏ ‎коммунисты. ‎Но‏ ‎всегда‏ ‎дает.

Интеллигенция ‎— ‎это‏ ‎пастырь, ‎который‏ ‎по ‎Грамши ‎выходит ‎из‏ ‎массы,‏ ‎чтобы ‎выразить‏ ‎ее ‎исторический‏ ‎дух ‎и ‎двинуть ‎историю ‎вперед.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

94 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048