Я и мы
Дискуссия о приемлемости или неприемлемости усыновления наших детей иностранцами, как правило, строится вокруг вопроса о том, как ребенку будет лучше (остаться в России или уехать за границу). Есть ряд аргументов за и против. Я считаю, что честно будет признать, что объективно существуют или могут существовать сценарии, при которых ребенку будет лучше за рубежом. По каким критериям лучше? По современным буржуазным и постбуржуазным.
Также честно надо признать, что лучшая или просто хорошая [буржуазная] судьба ребенка не гарантирована за рубежом. И не может быть исключен сценарий, при котором наш ребенком окажется разобран на органы для добропорядочных иностранных буржуа или станет для них секс-рабом.
Далее же следует спор о том, какой сценарий более вероятен и на этом основании предлагается принимать решение. Но здесь как бы за скобками остается вопрос о том, а что такое ребенок? Мы хотим лучшего будущего для детей? Безусловно. Какой при этом смысл мы вкладывает в понятие «дети»?
Первое и самое очевидное, что вытекает из готовности отдавать детей иностранцам, ребенок — это индивид, которого мы ставим над своей коллективной идентичностью. Выбирая в качестве универсального критерия более широкое понятие «буржуазного преуспевания». То есть «хорошо пожить» — выше Родины. Такая постановка становится возможна и неизбежна, если мы ставим индивида (личную судьбу) выше нашей коллективной идентичности и коллективной судьбы.
Занимать такую позицию может и умеренно патриотичный человек, она как бы прошита в подкорку мышления и не требует рефлексии сама по себе. Я предлагаю последовать данной логике до конца, чтобы раскрыть ее посыл.
Если ребенку, как индивиду, будет лучше в иностранной семье (допустим, что это так), то не следует ли российскому обществу отбирать детей у асоциальных семей и передавать их иностранцам? Ведь там лучше. Если мы за усыновление детей иностранцами, то какие у нас могут быть моральные основания для возражения против такой схемы? Никаких, таких оснований при последовательной позиции нет. А если их нет, значит, ювенальная юстиция легитимна. При таком подходе, ребенка-индивида, в его же собственных интересах, можно и нужно изъять из семьи и передать [туда, где лучше].
Мне могут возразить, что детей из семьей в экстренных случаях изымали и без ювенальной юстиции. Это верно. Но изымали во имя буквального спасения, а не во имя «лучше». При примате коллективного начала, общество спасает своих детей от смерти (физической и социальной). При примате индивида, на вооружение берется защита прав детей ради «лучше».
Следуя логике примата индивида, мы сделали два шага: признали приемлемость усыновления наших детей иностранцами и ввели ювенальную юстицию, включающую в себя передачу иностранцам изъятых из семей детей. Но здесь напрашивается и третий шаг. Вы убеждены в том, что лично Вы идеальный всемирный образец родителя? Вероятно, нет. Значит, Вы должны быть морально готовы передать своего ребенка туда, где ему будет лучше. Как внутри страны, так и за границей.
Я уже слышу возражения, что ребенку лучше в родной семье и никто ему ее не заменит. Я полностью с этим согласен. Но если мы одновременно считаем, что можно отдавать наших детей на усыновление иностранцами, но своих (в узком смысле) детей никому ни за что не отдадим, то наша позиция оказывается двусмысленной.
С точки зрения примата индивида, готовность отдавать чужим людям своих (в широком смысле) детей в сочетании с неготовность отдавать своих (в узком смысле) означает, что коллективная идентичность конкретной семьи ставится выше индивида. Это не последовательно и просто аморально, при взгляде с позиции примата индивида.
С точки зрения примата коллективного начала, категорический отказ отдавать своих детей можно только приветствовать, а от готовности на этом фоне отдавать наших детей — тошнит.
Постановка индивида выше широкой коллективной идентичности (России) неизбежно ведет к признанию приоритета индивида и по отношению к малой идентичности (конкретной семьи). Подчеркиваю, это в конечном итоге не вопрос о том, где ребенку-индивиду объективно лучше, если индивид ставится выше общества, то он начинает последовательно отрицать все формы коллективной идентичности.
Наконец, возникает вопрос о том, что значит «лучше»? Это ведь не константа, как может показаться. Сегодня кому-то кажется, что лучше буржуа, а завтра окажется, что лучше постбуржуа. Но за пределами буржуа нет никакого индивида. Там уже постиндивид.
Индивид преодолевает коллективную идентичность. И путем этого преодоления отменяет самого себя, так как собирают индивида именно коллективные формы жизни (социальные объекты по Дюркгейму). В итоге мы получаем примат даже не индивида, а возможности человека (того, что может стать человеком), которую нужно освободить от любых форм во имя «лучше».
Вы скажите, мы далеко зашли. Это верно, исходный код лежит далеко, но если мы освоим путь к нему, то всё окажется рядом. Код далеко от привычных форм мышления, любые банальные суждения близки к коду и ясным образом порождены им.
Теперь перевернем эту картину. Скажем, что Россия, как коллективное начало, важнее индивида. И, всё, никакого усыновления детей иностранцами быть не может. Потому что такое усыновление означает убийство русского ребенка во имя возможности рождения другого.
Ребенок-индивид может стать русским только в России (совсем специальные и редкие условия для этого за границей оставим в стороне), а за границей он вольется в иную коллективную идентичность, если не пропадет совсем. Отдавая ребенка иностранцам, мы лишаем его шанса стать русским, т. е. в социальном смысле убиваем русского ребенка.
Поставив на первое место Россию, мы, разумеется, не сможем смириться ни с какими бедами в жизни детей-сирот. Судьба детей — жизненный приоритет страны, как коллективного начала, а дети-сироты, по понятным причинам, требуют особого внимания и заботы.
0 комментариев