«Охота на волков». Высоцкий
Я довольно поздно открыл для себя Высоцкого. Сразу большего всего меня зацепила «Охота на волков». Так как слушаю я музыку, как правило, на Ютубе, была и есть проблема видеоряда, которым сопровождается «Охота на волков». В качестве фона, помимо видеоряда с самим Высоцким (артист забирает внимание на себя, это отдельный жанр), обычно ставятся картинки с волками и охотой на них, что является буквально иллюстраций к тексту песни, но она совсем не про это.
Думаю, не нужно доказывать, что Высоцкий поет про общество, а не про охоту на животных. Предлагаю рассмотреть «Охоту на волков» под этим углом.
Высоцкий написал «Охоту на волков» летом 1968 года на съемках фильма «Хозяин тайги» в селе Выезжий Лог Красноярского края. Крайне интересны обстоятельства написания текста песни, которые в книге из серии ЖЗЛ «Высоцкий» приводит советский и российский филолог Владимир Новиков.
Сразу оговорю, что Новиков пишет книгу как бы от лица Высоцкого, то есть это художественный рассказ под видом биографии. Часть описываемых в нем обстоятельств явным образом выдумана. Но они всё равно интересны.
Первый заход Новикова — неприкрытый антисоветизм. Цитата: «Снова Выезжий Лог и съемки „Хозяина тайги“. Времени свободного достаточно для основательных раздумий. По телефону из Москвы ему рассказывают, что в „Литературной газете“ напечатана небольшая заметка за подписью какого-то электрика, где есть буквально пара фраз о том, что, мол, Высоцкого тогда в „Советской России“ чересчур закритиковали. И это все, на что способно оказалось могучее учреждение! И почему это у нас электрики высказываются по вопросам искусства и критики? Эх, зря писал это письмо униженное, зря выслушивал задушевные партийные советы. Они своих же правил не соблюдают, не на равных с нами играют… Поверишь им — и окажешься в дураках, как те большевики, что перед расстрелом кричали: „Да здравствует Сталин!“ Это же всю жизнь свою перечеркнуть, да и смерть такая бессмысленна… А волк — он умным оказался. Посмотрел желтыми глазами на охотников с ружьями, на флажки — да и сиганул мимо них в лесную чащу».
Этот лубочный текст отражает наиболее распространенную трактовку, согласно которой Высоцкий в «Охоте на волков» выяснял отношения с советской властью. Если задаться целью прочитать рецензии на «Охоту на волков», то, помимо совсем несерьезных текстов, на вас обрушится вал публикаций, вписывающих Высоцкого и его «Охоту на волков» в контекст диссидентского движения.
Я не считаю, что все антисоветские интерпретации являются целенаправленной фальсификацией. Авторы могут быть слишком увлечены своей собственной повесткой. Кроме того, здесь есть исторический контекст. 1968 год стал переломным. В мае 1968 года во Франции произошла студенческая революция. В августе 1968 года в Чехословакию были введены войска Варшавского договора. Это точка коренного разрыва.
СССР дальше шел в консервативную сторону. Коммунистическое движение на Западе, ранее решающим образом ориентированное на СССР, переходило в русло «Новых левых». В самом Советском Союзе произошел разрыв между прогрессистской интеллигенцией, включая ее левую частью, и советской властью. Но это не значит, что Высоцкий писал про борьбу с советской властью.
Второй заход Новикова — написание песни «под дулами глаз». Цитата: «Сочинилось в одно мгновение, когда он сидел за столом под светом гигантской лампочки. Золотухин был выпивши, уже спал. Вдруг поднялся: „Не сиди под светом, тебя застрелят!“ — „С чего ты взял?“ — „Мне Паустовский сказал, что в Лермонтова стрелял пьяный прапорщик“. И снова заснул. А что утром выяснилось? Оказывается, Валера вчера за бутыль медовухи разрешил местным ребятишкам залечь неподалеку от дома и разглядывать в окне живого Высоцкого! Что-то чувствовалось такое, когда писал под дулами этих глаз… Может быть, и всегда так? Вроде пишешь в одиночестве, а за тобой все время следят — кто по-доброму, а кто и по-злому».
Вот эта сцена (даже если она — вымысел) очень интересна. Цитирую еще раз: «Что-то чувствовалось такое, когда писал под дулами этих глаз… Может быть, и всегда так? Вроде пишешь в одиночестве, а за тобой все время следят — кто по-доброму, а кто и по-злому».
Человек, даже когда он оказывается один, всегда живет «под дулами глаз» социума постольку, поскольку он является частью социума и порождением социума. Как в этом ключе можно прочитать «Охоту на волков».
«Рвусь из сил — и из всех сухожилий, Но сегодня — опять как вчера: Обложили меня, обложили — Гонят весело на номера! Из-за елей хлопочут двустволки — Там охотники прячутся в тень, — На снегу кувыркаются волки, Превратившись в живую мишень. Идёт охота на волков, Идёт охота — На серых хищников Матёрых и щенков! Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу — и пятна красные флажков. Не на равных играют с волками Егеря, но не дрогнет рука: Оградив нам свободу флажками, Бьют уверенно, наверняка»
В первой сцене описана безжалостная и по-своему механистичная (по давно отработанному сценарию) расправа над волками. «Гонят на номера» в охоте подразумевает последовательное направление животных в засады охотников (засада № 1, засада № 2…), которые по очереди расстреливают их. Здесь главный образ — красные флажки, которые ограждают свободу волкам. Он раскрывается далее.
«Волк не может нарушить традиций — Видно, в детстве, слепые щенки, Мы, волчата, сосали волчицу И всосали: нельзя за флажки! И вот — охота на волков, Идёт охота — На серых хищников Матёрых и щенков! Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу — и пятна красные флажков. Наши ноги и челюсти быстры — Почему же — вожак, дай ответ — Мы затравленно мчимся на выстрел И не пробуем через запрет?! Волк не может, не должен иначе. Вот кончается время моё: Тот, которому я предназначен, Улыбнулся и поднял ружьё»
Запрет на выход за красные флажки волки «всосали с молоком матери», то есть это традиционное табу, передаваемое через поколения. Кем передаваемое? Поскольку речь идет не о конкретной «семье» волков, а об их виде, традиция передается всем волчьим социумом. Это социологическое описание традиционного общества, которое воспроизводит свои регуляторы (традицию) через поколения. Каким образом воспроизводит? Формируя идентичность членов своего общества, в которую заложены соответствующие базовые установки.
Главный герой песни Высоцкого видит, что традиционная колея жизни ведет к скорой смерти, видит, что он и его стая приговорены. Но даже эта очевидность не вынуждает волков изменить своей традиции. Далее следует исключительный случай.
«Я из повиновения вышел: За флажки — жажда жизни сильней! Только — сзади я радостно слышал Удивлённые крики людей. Рвусь из сил — и из всех сухожилий, Но сегодня — не так, как вчера: Обложили меня, обложили — Но остались ни с чем егеря!»
Здесь описана революция — смена уклада жизни — преодоление старых красных флажков.
Отсылки к традиционному обществу здесь на мой взгляд весьма условны. Высоцкий поет о социуме вообще, который в любом своем виде всегда тотально формирует своих членов, определяя сознание человека, его ролевые модели, всю его жизнь.
В этом ключе приписывание «Охоте на волков» антисоветской интенции ущербно, так как человека формировал не только советский социум, а любой социум вообще. Если искать здесь «анти», то говорить стоило бы о тотальной детерминированности человека обществом, о том, что бытие определяет сознание. Формируя человека, социум дает ему его личность, это очень много. Но при этом и отнимает (табуирует) всё, что не вписывается в рамку социума, а кто сказал, что это мало?
Что касается линии СССР — Запад. Прямолинейно жесткое установление общественной рамки является более «честным», так как прямой диктат видно, он куда менее эффективен, человек в состоянии выстроить свое отношение к нему. Мягкий же диктат, подразумевающий как бы свободу, тотален. Его не видно, от него не убежать, он повсюду. В иллюзии свободы человек становится полностью определяемым своим социумом и оказывается даже не в состоянии осознать этого.
У «Охоты на волков» есть менее известное продолжение, написанное Высоцким десять лет спустя — в 1978 году.
«Конец „Охоты на волков“, или Охота с вертолётов Словно бритва, рассвет полоснул по глазам, Отворились курки, как волшебный сезам, Появились стрелки, на помине легки, И взлетели стрекозы с протухшей реки, И потеха пошла — в две руки, в две руки! Мы легли на живот и убрали клыки. Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки, Чуял волчие ямы подушками лап; Тот, кого даже пуля догнать не могла б, — Тоже в страхе взопрел, и прилёг, и ослаб»
Вышедшего за флажки героя-революционера настигают вертолеты охотников. Революционер «прилёг и ослаб».
«Чтобы жизнь улыбалась волкам — не слыхал: Зря мы любим её, однолюбы. Вот у смерти — красивый широкий оскал И здоровые, крепкие зубы. Улыбнёмся же волчьей ухмылкой врагу — Псам ещё не намылены холки!»
Волки не боятся смерти, у них с ней свой роман и они готовятся порвать псов. Но что-то ломается внутри.
«Но на татуированном кровью снегу Наша роспись: мы больше не волки! Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав, К небесам удивлённые морды задрав: Или с неба возмездье на нас пролилось, Или света конец — и в мозгах перекос… Только били нас в рост из железных стрекоз. Кровью вымокли мы под свинцовым дождём — И смирились, решив: всё равно не уйдём! Животами горячими плавили снег. Эту бойню затеял не Бог — человек: Улетающим — влёт, убегающим — в бег…»
Социум (всё затеял человек) берет свое, волки виляют хвостами как псы — проявляют свою лояльность ему. Но их безжалостно уничтожают. Дальше бегство, обращение к духам предков и коллапс.
«К лесу — там хоть немногих из вас сберегу! К лесу, волки, — труднее убить на бегу! Уносите же ноги, спасайте щенков! Я мечусь на глазах полупьяных стрелков И скликаю заблудшие души волков. Те, кто жив, затаились на том берегу. Что могу я один? Ничего не могу! Отказали глаза, притупилось чутьё… Где вы, волки, былое лесное зверьё, Где же ты, желтоглазое племя моё?!» Наконец, финал. Волки живы, но они больше не волки. «…Я живу, но теперь окружают меня Звери, волчьих не знавшие кличей. Это псы, отдалённая наша родня, Мы их раньше считали добычей. Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу, Обнажаю гнилые осколки. А на татуированном кровью снегу Тает роспись: мы больше не волки!»
Социальная структура общества изменилась. Красных флажков больше нет, революция преодолела их. Теперь есть новая система формирования коллективной личности. В чем-то более гуманная и куда более тотальная. Волк стал собакой.
P. S. На мой взгляд «Охоту на волков» нужно слушать глядя в черный экран, а еще лучше в окно — глядя на социум.
0 комментариев