logo
Андрей Малахов
Про политику и человека
logo Андрей Малахов

Теория элит: устойчивость власти и революция контрэлит

Российское ‎постсоветское‏ ‎общество ‎сосредоточено ‎на ‎теме ‎элиты.‏ ‎Здесь ‎всё,‏ ‎от‏ ‎теории ‎заговора ‎узких‏ ‎(тайных) ‎элитных‏ ‎групп ‎и ‎«хорошего ‎царя‏ ‎и‏ ‎плохих ‎бояр»‏ ‎до ‎поиска‏ ‎хорошей ‎(патриотичной, ‎национальной ‎и ‎др.)‏ ‎элиты,‏ ‎противопоставляемой ‎плохой‏ ‎(либеральной, ‎глобалистской‏ ‎и ‎др.). ‎В ‎этой ‎связи‏ ‎возникает‏ ‎вопрос,‏ ‎что ‎такое‏ ‎теория ‎элит,‏ ‎столь ‎упорно‏ ‎царящая‏ ‎в ‎нашем‏ ‎общественно-политическом ‎дискурсе?

Корни ‎теории ‎элит, ‎как‏ ‎и ‎других‏ ‎направлений‏ ‎общественной ‎мысли, ‎можно‏ ‎найти ‎в‏ ‎античной ‎философии. ‎В ‎современном‏ ‎виде‏ ‎теория ‎элит‏ ‎зародилась ‎в‏ ‎Италии. ‎Началось ‎всё ‎с ‎Никколо‏ ‎Макиавелли,‏ ‎в ‎начале‏ ‎XVI ‎века‏ ‎изложившего ‎теорию ‎государственного ‎управления ‎через‏ ‎призму‏ ‎различных‏ ‎типов ‎элит‏ ‎и ‎применяемых‏ ‎ими ‎элитных‏ ‎стратегий‏ ‎господства. ‎Революционность‏ ‎Макиавелли ‎была ‎в ‎выводе ‎вопроса‏ ‎о ‎власти‏ ‎из‏ ‎сферы ‎сакрального ‎в‏ ‎сферу ‎интересов.

Окончательное‏ ‎«каноничное» ‎оформление ‎теория ‎элит‏ ‎получила‏ ‎во ‎второй‏ ‎половине ‎XIX‏ ‎— ‎первой ‎половине ‎ХХ ‎века.‏ ‎Одним‏ ‎из ‎ее‏ ‎столпов ‎является‏ ‎итальянский ‎экономист, ‎социолог ‎и ‎инженер‏ ‎Вильфредо‏ ‎Фредерико‏ ‎Дамаско ‎Парето,‏ ‎предложивший ‎двойственное‏ ‎представление ‎об‏ ‎элите,‏ ‎в ‎состав‏ ‎которой ‎входит ‎как ‎сама ‎элита‏ ‎(правящий ‎слой),‏ ‎так‏ ‎и ‎контрэлита.

Я ‎предлагаю‏ ‎разобраться ‎с‏ ‎тем, ‎что ‎представляет ‎из‏ ‎себя‏ ‎теория ‎элит‏ ‎по ‎Парето.

Биографический‏ ‎контекст. ‎Вильфредо ‎Парето ‎происходит ‎из‏ ‎генуэзского‏ ‎рода ‎маркизов,‏ ‎вписанных ‎в‏ ‎«Золотую ‎книгу» ‎города ‎Генуя. ‎Закончив‏ ‎факультет‏ ‎математических,‏ ‎физических ‎и‏ ‎естественных ‎наук‏ ‎Туринского ‎университета‏ ‎и‏ ‎защитив ‎на‏ ‎кафедре ‎механики ‎диссертацию ‎по ‎теме:‏ ‎«Основные ‎принципы‏ ‎теории‏ ‎упругости ‎твердых ‎тел‏ ‎и ‎исследование‏ ‎условий, ‎определяющих ‎равновесие ‎в‏ ‎них,‏ ‎посредством ‎интегрирования‏ ‎дифференциальных ‎уравнений»,‏ ‎Парето ‎работает ‎инженером ‎на ‎железной‏ ‎дороге‏ ‎и ‎в‏ ‎промышленности.

Парето ‎пробует‏ ‎свои ‎силы ‎в ‎политике, ‎избравшись‏ ‎муниципальным‏ ‎депутатом‏ ‎и ‎несколько‏ ‎раз ‎неудачно‏ ‎приняв ‎участие‏ ‎в‏ ‎региональных ‎выборах‏ ‎более ‎высокого ‎уровня.

После ‎чего ‎основным‏ ‎занятием ‎Парето‏ ‎становится‏ ‎наука ‎и ‎публицистика.‏ ‎Он ‎сосредотачивается‏ ‎на ‎темах ‎политэкономии ‎и‏ ‎социологии.‏ ‎С ‎1892‏ ‎года ‎Парето‏ ‎преподает ‎в ‎Лозаннском ‎университете, ‎где‏ ‎становится‏ ‎профессором ‎и‏ ‎возглавляет ‎кафедру‏ ‎политэкономии.

Открытые ‎лекции ‎Парето ‎в ‎Лозаннском‏ ‎университете‏ ‎становятся‏ ‎значимым ‎культурным‏ ‎событием. ‎В‏ ‎1902–1904 ‎годах‏ ‎лекции‏ ‎Парето ‎посещал‏ ‎Бенито ‎Муссолини, ‎с ‎чего ‎и‏ ‎начинается ‎личное‏ ‎знакомство‏ ‎Парето ‎с ‎Муссолини.‏ ‎Считается, ‎что‏ ‎лекции ‎Парето ‎также ‎посещал‏ ‎Владимир‏ ‎Ленин, ‎живший‏ ‎в ‎тот‏ ‎момент ‎в ‎эмиграции.

У ‎Парето ‎есть‏ ‎признанные‏ ‎заслуги ‎в‏ ‎политэкономии ‎(см.‏ ‎школу ‎маргинализма, ‎одним ‎из ‎ключевых‏ ‎представителей‏ ‎он‏ ‎является, ‎и,‏ ‎в ‎частности,‏ ‎выдвинутое ‎им‏ ‎Парето-распределение‏ ‎или ‎правило‏ ‎80/20) ‎и ‎в ‎социологии, ‎к‏ ‎которой ‎мы‏ ‎сейчас‏ ‎перейдем.

В ‎октябре ‎1922‏ ‎года ‎Парето‏ ‎телеграммой ‎приветствует ‎марш ‎фашистов‏ ‎во‏ ‎главе ‎с‏ ‎Муссолини ‎на‏ ‎Рим, ‎в ‎результате ‎которого ‎король‏ ‎Италии‏ ‎Виктор ‎Эммануил‏ ‎III ‎назначил‏ ‎Муссолини ‎премьер-министром ‎страны.

1 марта ‎1923 ‎года‏ ‎по‏ ‎предложению‏ ‎фашистского ‎правительства‏ ‎Парето ‎был‏ ‎назначен ‎сенатором‏ ‎Итальянского‏ ‎королевства.

19 августа ‎1923‏ ‎года ‎Парето ‎скончался ‎от ‎инфаркта.

Вильфредо‏ ‎Парето ‎является‏ ‎признанным‏ ‎классиком ‎правой ‎мысли‏ ‎на ‎Западе,‏ ‎потому ‎что ‎сама ‎теория‏ ‎элит,‏ ‎которую ‎он‏ ‎развивал, ‎является‏ ‎правой. ‎И ‎в ‎этом ‎отношении‏ ‎его‏ ‎смычка ‎с‏ ‎итальянскими ‎фашистами‏ ‎органична.

В ‎своей ‎последней ‎обобщающей ‎работе‏ ‎«Компендиум‏ ‎по‏ ‎общей ‎социологии»‏ ‎(1920 ‎год)‏ ‎Парето ‎формулирует‏ ‎следующую‏ ‎картину ‎мира.

Человечество‏ ‎базово ‎разделено ‎на ‎тех, ‎кто‏ ‎правит ‎(элиту)‏ ‎и‏ ‎на ‎тех, ‎кем‏ ‎правят ‎(массы).‏ ‎Данное ‎разделение ‎обусловлено ‎природой‏ ‎человека‏ ‎и ‎существует‏ ‎в ‎любом‏ ‎государстве, ‎в ‎любую ‎эпоху ‎и‏ ‎при‏ ‎любом ‎строе,‏ ‎дает ‎понять‏ ‎Парето.

Цитата: ‎«Высший ‎класс ‎и ‎низший‏ ‎класс‏ ‎вообще.‏ ‎Самое ‎малое,‏ ‎что ‎можно‏ ‎сделать ‎—‏ ‎это‏ ‎выделить ‎в‏ ‎обществе ‎две ‎страты: ‎высшую, ‎к‏ ‎которой ‎обычно‏ ‎принадлежат‏ ‎правящие, ‎и ‎низшую,‏ ‎к ‎которой‏ ‎относятся ‎управляемые. ‎Этот ‎факт‏ ‎настолько‏ ‎очевиден, ‎что‏ ‎во ‎все‏ ‎времена ‎бросается ‎в ‎глаза ‎даже‏ ‎малоопытному‏ ‎наблюдателю, ‎так‏ ‎же ‎как‏ ‎и ‎факт ‎циркуляции ‎индивидов ‎между‏ ‎двумя‏ ‎стратами».

В‏ ‎этом ‎ключе‏ ‎Парето ‎описывает‏ ‎историю, ‎как‏ ‎«кладбище‏ ‎элит». ‎Цитата:‏ ‎«Аристократии ‎не ‎сохраняются. ‎Какими ‎бы‏ ‎ни ‎были‏ ‎причины,‏ ‎неоспоримо, ‎что ‎спустя‏ ‎некоторое ‎время‏ ‎они ‎исчезают. ‎История ‎—‏ ‎это‏ ‎кладбище ‎аристократий». Данным‏ ‎тезисом ‎Парето‏ ‎подводит ‎к ‎неизбежности ‎циркуляции ‎(смене)‏ ‎элит,‏ ‎которые ‎не‏ ‎могут ‎зацементироваться‏ ‎каким-либо ‎образом. ‎Но ‎если ‎элиты‏ ‎—‏ ‎единственный‏ ‎субъект ‎в‏ ‎вопросах ‎о‏ ‎власти, ‎если‏ ‎история‏ ‎— ‎«кладбище‏ ‎элит», ‎то ‎тогда ‎сама ‎история‏ ‎— ‎это‏ ‎история‏ ‎элит, ‎которые ‎оставляют‏ ‎свой ‎след‏ ‎в ‎ней ‎в ‎виде‏ ‎своих‏ ‎кладбищ, ‎а‏ ‎следа ‎масс,‏ ‎как ‎субъекта, ‎там ‎просто ‎нет.

Парето‏ ‎заявляет‏ ‎меритократический ‎принцип‏ ‎разделения ‎общества‏ ‎на ‎элиту ‎и ‎массу. ‎Человек‏ ‎может‏ ‎быть‏ ‎отнесен ‎как‏ ‎к ‎элите,‏ ‎так ‎и‏ ‎к‏ ‎массе ‎не‏ ‎по ‎своему ‎происхождению, ‎наличию ‎материальных‏ ‎благ ‎и‏ ‎т.‏ ‎п., ‎а ‎исключительно‏ ‎по ‎своей‏ ‎способности ‎править. ‎Причем ‎не‏ ‎по‏ ‎потенциалу, ‎который‏ ‎может ‎быть‏ ‎проявлен ‎когда-то ‎в ‎будущем, ‎а‏ ‎по‏ ‎способности ‎здесь‏ ‎и ‎сейчас.

В‏ ‎итоге ‎формируется ‎двойное ‎разделение ‎общества.‏ ‎С‏ ‎одной‏ ‎стороны, ‎есть‏ ‎фактическое ‎(формализованное)‏ ‎разделение ‎на‏ ‎правящую‏ ‎элиту ‎и‏ ‎на ‎тех, ‎кем ‎правят. ‎С‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎есть‏ ‎содержательное ‎разделение ‎на‏ ‎людей ‎способных‏ ‎и ‎не ‎способных ‎править.

Цитата:‏ ‎«Мы‏ ‎имеем ‎две‏ ‎страты, ‎два‏ ‎слоя ‎населения:

1) низшая ‎страта, ‎т. ‎е.‏ ‎класс,‏ ‎не ‎являющийся‏ ‎элитой ‎(здесь‏ ‎его ‎возможное ‎влияние ‎на ‎управление‏ ‎не‏ ‎рассматривается);

2) высшая‏ ‎страта, ‎класс‏ ‎избранных, ‎т.‏ ‎е. ‎элита,‏ ‎состоящая‏ ‎в ‎свою‏ ‎очередь, ‎из ‎двух ‎частей: ‎правящей‏ ‎элиты ‎и‏ ‎неправящей».

Парето‏ ‎в ‎данной ‎работе‏ ‎не ‎употребляет‏ ‎термин ‎«контрэлита», ‎подразумевая ‎под‏ ‎ним‏ ‎неправящую ‎элиту.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎мы ‎приходим ‎к ‎следующим ‎определениям‏ ‎по‏ ‎Парето.

Правящая ‎элита‏ ‎— ‎люди,‏ ‎правящие ‎в ‎данном ‎обществе.

Неправящая ‎элита‏ ‎—‏ ‎люди,‏ ‎не ‎являющиеся‏ ‎элитой ‎(не‏ ‎допущенные ‎до‏ ‎управления),‏ ‎но ‎способные‏ ‎править.

Массы ‎— ‎люди, ‎не ‎являющиеся‏ ‎элитой ‎(не‏ ‎допущенные‏ ‎до ‎управления) ‎и‏ ‎неспособные ‎править.

Между‏ ‎всеми ‎слоями ‎общества ‎происходит‏ ‎постоянный‏ ‎переток ‎людей,‏ ‎который ‎Парето‏ ‎называет ‎«циркуляцией ‎элит». ‎Цитата: ‎«Если‏ ‎бы‏ ‎все ‎девиации‏ ‎[несоответствие ‎человека‏ ‎приписанной ‎ему ‎элитной ‎роли, ‎прим.‏ ‎АМ]‏ ‎от‏ ‎выделенного ‎типа‏ ‎были ‎малосущественными,‏ ‎ими ‎можно‏ ‎было‏ ‎бы ‎пренебречь,‏ ‎как ‎на ‎практике ‎ими ‎пренебрегают‏ ‎в ‎случаях,‏ ‎когда‏ ‎для ‎исполнения ‎должностных‏ ‎функций ‎предписывается‏ ‎наличие ‎диплома. ‎Известно, ‎что‏ ‎некоторые‏ ‎лица, ‎у‏ ‎которых ‎есть‏ ‎диплом, ‎обладают ‎им ‎незаслуженно, ‎но‏ ‎в‏ ‎конце ‎концов‏ ‎опыт ‎показывает,‏ ‎что ‎в ‎совокупности ‎это ‎обстоятельство‏ ‎можно‏ ‎не‏ ‎учитывать. ‎Еще‏ ‎можно ‎было‏ ‎бы, ‎по‏ ‎крайней‏ ‎мере ‎в‏ ‎некоторых ‎отношениях, ‎пренебречь ‎девиациями ‎там,‏ ‎где ‎все‏ ‎остается‏ ‎почти ‎неизменным, ‎т.‏ ‎е. ‎если‏ ‎почти ‎не ‎меняется ‎или‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎меняется‏ ‎пропорция ‎между‏ ‎классом ‎в ‎целом ‎и ‎людьми,‏ ‎обладающими‏ ‎ярлыком, ‎сообщающим‏ ‎о ‎принадлежности‏ ‎к ‎нему, ‎но ‎не ‎имеющими‏ ‎соответствующих‏ ‎качеств.‏ ‎Напротив, ‎реальные‏ ‎случаи ‎в‏ ‎наших ‎обществах‏ ‎отличаются‏ ‎от ‎этих‏ ‎двух ‎крайностей. ‎Девиации ‎слишком ‎распространены,‏ ‎что ‎не‏ ‎позволяет‏ ‎ими ‎пренебречь; ‎их‏ ‎численность ‎меняется,‏ ‎и ‎отсюда ‎происходит ‎появление‏ ‎феноменов,‏ ‎которые ‎имеют‏ ‎большое ‎значение‏ ‎для ‎социального ‎равновесия ‎и ‎которые,‏ ‎следовательно,‏ ‎требуют ‎отдельного‏ ‎изучения. ‎Этому‏ ‎феномену ‎для ‎частного ‎случая, ‎когда‏ ‎рассматриваются‏ ‎только‏ ‎две ‎группы‏ ‎— ‎класс‏ ‎избранных ‎(элита)‏ ‎и‏ ‎класс ‎остальных‏ ‎(не ‎элита), ‎можно ‎дать ‎название‏ ‎„циркуляция ‎элит“.

Циркуляция‏ ‎элит,‏ ‎по ‎Парето, ‎неизбежна,‏ ‎она ‎есть‏ ‎всегда ‎и ‎везде, ‎включая‏ ‎общества,‏ ‎декларативно ‎разделенные‏ ‎непреодолимыми ‎барьерами.‏ ‎Цитата: ‎«В ‎результате ‎циркуляции ‎элит‏ ‎класс‏ ‎правящей ‎элиты‏ ‎находится ‎в‏ ‎состоянии ‎непрерывной ‎и ‎медленной ‎трансформации.‏ ‎Он‏ ‎переменчив,‏ ‎как ‎река,‏ ‎и ‎сегодня‏ ‎не ‎тот,‏ ‎каким‏ ‎был ‎вчера.‏ ‎Время ‎от ‎времени ‎наблюдаются ‎внезапные‏ ‎и ‎сильные‏ ‎нарушения,‏ ‎подобные ‎разливам ‎рек,‏ ‎затем ‎новая‏ ‎правящая ‎элита ‎переходит ‎в‏ ‎состояние‏ ‎медленных ‎изменений;‏ ‎вернувшаяся ‎в‏ ‎свои ‎берега ‎река ‎вновь ‎плавно‏ ‎несет‏ ‎воды».

Социальное ‎равновесие‏ ‎в ‎обществе‏ ‎сохраняется ‎до ‎тех ‎пор, ‎пока‏ ‎в‏ ‎нем‏ ‎идет ‎должная‏ ‎циркуляция ‎элит‏ ‎путем ‎кооптации‏ ‎в‏ ‎правящий ‎слой‏ ‎людей ‎из ‎неправящего ‎и, ‎наоборот,‏ ‎путем ‎сброса‏ ‎некондиционных‏ ‎элитариев ‎в ‎массы.‏ ‎Если ‎же‏ ‎циркуляция ‎не ‎осуществляется ‎в‏ ‎должной‏ ‎мере, ‎это‏ ‎может ‎привести‏ ‎как ‎к ‎революции, ‎так ‎и‏ ‎к‏ ‎уничтожению ‎социума.

Цитата:‏ ‎«Правящий ‎класс‏ ‎восстанавливается ‎не ‎только ‎в ‎отношении‏ ‎численности,‏ ‎но‏ ‎и, ‎что‏ ‎более ‎важно,‏ ‎в ‎отношении‏ ‎качества‏ ‎за ‎счет‏ ‎семей ‎из ‎низших ‎классов, ‎которые‏ ‎вносят ‎в‏ ‎него‏ ‎энергию ‎и ‎те‏ ‎пропорции ‎остатков,‏ ‎которые ‎ему ‎необходимы, ‎чтобы‏ ‎сохранять‏ ‎власть. ‎Этот‏ ‎класс ‎восстанавливается‏ ‎также ‎благодаря ‎выходу ‎из ‎него‏ ‎наиболее‏ ‎деградировавших ‎членов.‏ ‎Где ‎одно‏ ‎из ‎этих ‎движений ‎прекращается ‎или,‏ ‎еще‏ ‎хуже,‏ ‎где ‎прекращаются‏ ‎оба ‎этих‏ ‎движения, ‎там‏ ‎правящая‏ ‎часть ‎устремляется‏ ‎к ‎своей ‎гибели, ‎которая ‎нередко‏ ‎влечет ‎за‏ ‎собой‏ ‎гибель ‎всей ‎нации.‏ ‎Мощная ‎причина‏ ‎нарушения ‎равновесия ‎— ‎это‏ ‎аккумуляция‏ ‎лучших ‎элементов‏ ‎в ‎низших‏ ‎классах ‎и, ‎наоборот, ‎худших ‎элементов‏ ‎в‏ ‎высших ‎классах.‏ ‎Если ‎бы‏ ‎аристократии ‎в ‎человеческом ‎обществе, ‎подобно‏ ‎хорошо‏ ‎отобранным‏ ‎путем ‎селекции‏ ‎породам ‎животных,‏ ‎долгое ‎время‏ ‎могли‏ ‎воспроизводиться ‎примерно‏ ‎с ‎теми ‎же ‎качествами, ‎история‏ ‎рода ‎человеческого‏ ‎была‏ ‎бы ‎совершенно ‎иной».

Осевой‏ ‎конфликт ‎в‏ ‎обществе, ‎по ‎Парето, ‎основан‏ ‎на‏ ‎том, ‎что‏ ‎в ‎элите‏ ‎могут ‎оказаться ‎(и ‎всегда ‎есть)‏ ‎люди,‏ ‎по ‎своим‏ ‎способностям ‎относящиеся‏ ‎к ‎массе. ‎Если ‎доля ‎«человека‏ ‎массы»‏ ‎в‏ ‎элите ‎становится‏ ‎слишком ‎высокой,‏ ‎возникает ‎революционная‏ ‎ситуация‏ ‎и, ‎в‏ ‎конечном ‎итоге, ‎контрэлита ‎(единственный ‎«чистый‏ ‎класс», ‎где‏ ‎нет‏ ‎масс) ‎сносит ‎элиту‏ ‎и ‎занимает‏ ‎ее ‎место. ‎Далее ‎всё‏ ‎идет‏ ‎по ‎кругу.

Цитата:‏ ‎«Революции ‎происходят‏ ‎оттого, ‎что ‎из-за ‎замедления ‎циркуляции‏ ‎элит‏ ‎или ‎по‏ ‎другой ‎причине‏ ‎в ‎высших ‎классах ‎накапливаются ‎элементы‏ ‎плохого‏ ‎качества.‏ ‎Такие ‎элементы‏ ‎больше ‎не‏ ‎содержат ‎остатков‏ ‎[элитных‏ ‎свойств, ‎прим.‏ ‎АМ], ‎пригодных ‎для ‎того, ‎чтобы‏ ‎сохранить ‎власть,‏ ‎они‏ ‎избегают ‎применения ‎силы,‏ ‎между ‎тем‏ ‎как ‎в ‎низших ‎стратах‏ ‎увеличивается‏ ‎численность ‎элементов‏ ‎с ‎более‏ ‎высокими ‎качествами, ‎обладающих ‎нужными ‎для‏ ‎осуществления‏ ‎управления ‎остатками,‏ ‎и ‎эти‏ ‎элементы ‎готовы ‎прибегнуть ‎к ‎силе».

Революцию‏ ‎в‏ ‎момент‏ ‎накопления ‎в‏ ‎обществе ‎критического‏ ‎противоречия ‎между‏ ‎правящим‏ ‎статусом ‎и‏ ‎неспособностью ‎элиты ‎править ‎(ее ‎массовой‏ ‎сущностью) ‎совершает‏ ‎контрэлита.‏ ‎Если ‎же ‎она‏ ‎не ‎справляется,‏ ‎то ‎социум ‎может ‎рухнуть‏ ‎—‏ ‎сойти ‎с‏ ‎исторической ‎сцены.‏ ‎Массы ‎в ‎этой ‎картине ‎мира‏ ‎отсутствуют,‏ ‎как ‎какой-либо‏ ‎субъект ‎истории‏ ‎или ‎политического ‎действия.

В ‎этой ‎логике‏ ‎можно‏ ‎рассмотреть‏ ‎циркуляцию ‎элит,‏ ‎как ‎основу‏ ‎исторического ‎процесса,‏ ‎который‏ ‎идет ‎вперед,‏ ‎оставляя ‎за ‎собой ‎«кладбища ‎элит».

Более‏ ‎подробно ‎циркуляция‏ ‎элит,‏ ‎основанная ‎на ‎меритократическом‏ ‎принципе ‎Парето,‏ ‎выглядит ‎следующим ‎образом.

Правящая ‎элита:‏ ‎—‏ ‎представитель ‎контрэлиты‏ ‎в ‎силу‏ ‎своих ‎свойств ‎может ‎стать ‎частью‏ ‎элиты‏ ‎(здоровый ‎процесс);‏ ‎— ‎представитель‏ ‎элиты, ‎если ‎он ‎слишком ‎сильно‏ ‎не‏ ‎соответствует‏ ‎своей ‎роли‏ ‎либо ‎слишком‏ ‎сильно ‎теряет‏ ‎такое‏ ‎соответствие ‎может‏ ‎быть ‎сброшен ‎в ‎массы ‎(здоровый‏ ‎процесс); ‎—‏ ‎представитель‏ ‎масс ‎может ‎стать‏ ‎частью ‎элиты‏ ‎в ‎силу ‎семейных ‎и‏ ‎иных‏ ‎обстоятельств ‎(нездоровый‏ ‎процесс).

Неправящая ‎контрэлита:‏ ‎— ‎представитель ‎масс ‎можно ‎перейти‏ ‎в‏ ‎разряд ‎контрэлиты,‏ ‎если ‎обретет‏ ‎способность ‎править; ‎— ‎представитель ‎контрэлиты‏ ‎может‏ ‎упасть‏ ‎в ‎массы,‏ ‎если ‎он‏ ‎потеряет ‎способность‏ ‎править.‏ ‎Массы ‎—‏ ‎сосредоточение ‎людей, ‎неспособных ‎править, ‎также‏ ‎место ‎обрушения‏ ‎элит‏ ‎и ‎контрэлит.

Наиболее ‎устойчивое‏ ‎общество ‎по‏ ‎Парето ‎— ‎это ‎то‏ ‎общество,‏ ‎в ‎котором‏ ‎протекает ‎оптимальная‏ ‎циркуляция ‎элит. ‎Данный ‎тезис ‎не‏ ‎зависит‏ ‎ни ‎от‏ ‎строя ‎конкретного‏ ‎государства, ‎ни ‎от ‎эпохи.

Мы ‎имеем‏ ‎дело‏ ‎с‏ ‎монархией, ‎опирающейся‏ ‎на ‎аристократию?‏ ‎Она ‎устойчива‏ ‎до‏ ‎тех ‎пор,‏ ‎пока ‎осуществляется ‎должная ‎циркуляция ‎элит.

Мы‏ ‎имеем ‎дело‏ ‎с‏ ‎либеральной ‎демократией? ‎Она‏ ‎устойчива ‎до‏ ‎тех ‎пор, ‎пока ‎осуществляется‏ ‎должная‏ ‎циркуляция ‎элит.

Мы‏ ‎имеем ‎дело‏ ‎с ‎пролетарским ‎советским ‎государством? ‎Оно‏ ‎устойчиво‏ ‎до ‎тех‏ ‎пор, ‎пока‏ ‎осуществляется ‎должная ‎циркуляция ‎элит.

В ‎своей‏ ‎работе‏ ‎Парето‏ ‎также ‎выясняет‏ ‎отношения ‎с‏ ‎Карлом ‎Марксом‏ ‎(при‏ ‎этом ‎отдавая‏ ‎ему ‎должное ‎как ‎социологу), ‎с‏ ‎гуманизмом ‎и‏ ‎с‏ ‎модерном ‎в ‎целом‏ ‎(подчеркивая, ‎что‏ ‎человек ‎ведет ‎себя ‎нелогично‏ ‎и‏ ‎логические ‎построения‏ ‎лишь ‎прикрывают‏ ‎его ‎внутренние ‎устремления). ‎Но ‎это‏ ‎отдельный‏ ‎разговор.

Теория ‎элит,‏ ‎на ‎мой‏ ‎взгляд, ‎является ‎консервативным ‎стремлением ‎осмыслить‏ ‎и‏ ‎оформить‏ ‎правящий ‎слой‏ ‎в ‎эпоху‏ ‎модерна. ‎Аристократия‏ ‎сходила‏ ‎со ‎сцены‏ ‎и ‎на ‎смену ‎ей ‎поднимаюсь‏ ‎другие, ‎но‏ ‎сам‏ ‎принцип ‎наличия ‎сцены,‏ ‎выступающие ‎на‏ ‎которой ‎правят, ‎и ‎зала‏ ‎(масс,‏ ‎которыми ‎правят)‏ ‎— ‎незыблем.‏ ‎Эту ‎незыблемость ‎разделения ‎человечества ‎декларирует‏ ‎теория‏ ‎элит. ‎Зацикленность‏ ‎современных ‎левых‏ ‎на ‎элитах ‎является ‎еще ‎одной‏ ‎иллюстрацией‏ ‎к‏ ‎теме ‎«Советская‏ ‎контрреволюция. ‎Левые‏ ‎= ‎правые».

Революционность‏ ‎марксизма-ленинизма‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎на ‎сцену ‎должны ‎выйти‏ ‎массы. В ‎фундаментальном‏ ‎снятии‏ ‎противоречия ‎между ‎сценой‏ ‎и ‎залом,‏ ‎когда ‎в ‎конечном ‎итоге‏ ‎все‏ ‎члены ‎социума‏ ‎становятся ‎участниками‏ ‎действа ‎на ‎сцене.

Разговоры ‎о ‎том,‏ ‎кто‏ ‎оказался ‎прав,‏ ‎а ‎кто‏ ‎не ‎прав ‎— ‎уход ‎от‏ ‎существа‏ ‎дела.‏ ‎Вопрос ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎локальном ‎историческом‏ ‎результате,‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎интенции ‎устремления ‎в ‎будущее.‏ ‎В ‎какое‏ ‎будущее‏ ‎мы ‎идем?

P. ‎S.‏ ‎Между ‎теорией‏ ‎элит ‎Вильфредо ‎Парето ‎и‏ ‎восстанием‏ ‎элит ‎Кристофера‏ ‎Лэша ‎можно‏ ‎перекинуть ‎мостик. ‎Лэш ‎в ‎своей‏ ‎работе‏ ‎«Восстание ‎элит:‏ ‎и ‎предательство‏ ‎демократии» пишет, ‎что ‎в ‎американском ‎социуме‏ ‎построили‏ ‎слишком‏ ‎совершенную ‎систему‏ ‎циркуляции ‎элит,‏ ‎эффективно ‎кооптирующую‏ ‎контрэлиты‏ ‎в ‎элиту и‏ ‎тем ‎самым ‎лишающую ‎массы ‎шанса‏ ‎на ‎историческую‏ ‎субъектность.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

96 подписчиков

Контакты

Метки

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048