Гуманизм и антигуманизм
Наша дискуссия о Достоевском вызвала естественный вопрос: если Достоевский показал несостоятельность гуманизма, значит, он антигуманист? Здесь как бы подразумевается, что гуманизм и антигуманизм — это нечто очевидное и всем понятное. Но что значат эти слова? В рамках каких определений мы должны отнести Достоевского к гуманистам или антигуманистам?
В комментариях предложили определение гуманизма, с которым я согласен, как с емко выражающим наиболее распространенное убеждение. «Гуманизм — это любовь к человеку». Соответственно, антигуманизм — нелюбовь/ненависть к человеку. Здесь сразу возникает вопрос, что такое человек и что подразумевает любовь к нему?
Если мы говорим христианский гуманизм, то что мы подразумеваем? Христианин верит в Бога, любит Бога и любит других людей, как своих собратьев во Христе, сотворенных по образу и подобию Божьему. Христианин не может любить отдельно взятого (отдельного от Бога) человека, потому что человек для него — творение Божье, которое он любит.
Христианство часть премодернистского мира. На смену которому пришел модерн с его светским гуманизмом. Светский гуманизм подразумевает, что человек является благим без Бога, что человек может быть моральным сам по себе, по умолчанию, а не исходя из своих религиозных убеждений, что человек может построить «всеобщее счастие» на Земле без Бога.
Светский гуманист любит человека без Бога и тем самым лишает человека Бога, ставя на его место разум. Ницше гениально описал отношения модерна, включая светский гуманизм, и религии. Цитата: «Где Бог? — воскликнул он. — Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы!».
Регулятором жизни в премоденистском обществе является религия. Светский гуманист делает разум регулятором жизни общества. «Бог умер!» означает, что религия перестала быть регулятором жизни общества. Светское общество, как целое, и каждый светский человек лично может повторить за Ницше: «Мы его убили — вы и я!».
В этой связи, как мы должны соотнести христианский гуманизм и светский гуманизм? Гуманизм, основанный на вере в Бога, и гуманизм «убийц Бог», верящих в человека? Очевидно, что для христианского гуманизма «убийство Бога» (секуляризация общества) является предельно антигуманистическим актом.
Гуманизм, как понятие в его актуальном значении, — продукт эпохи модерна, подразумевающее веру в человека без Бога.
Христианский гуманизм — термин эпохи модерна, призванный показать наследование христианской традиции и в целом смягчить траву перехода в светский мир.
Есть еще постмодернистский гуманизм, который никаким гуманизмом (любовью к человеку) считать нельзя, так как постмодерн преодолевает человека, тем самым отменяя его. Но постмодернисты скажут нам, что это и есть новый (правильный) гуманизм, освобождающий человеческую природу от ее обусловленности любыми рамками и тем самым даруя ей подлинную свободу. А мы — архаичные идиоты, и ничего не понимаем.
Как бы то ни было, между парадигмами и интерпретациями гуманизма в их рамках, есть неснимаемые фундаментальные противоречия.
Антигуманизм я бы определил как гностицизм, его нужно обсуждать отдельно.
0 комментариев