Эффект Блиновской. Что заставляет россиян верить в дикий бред инфоцыган?
Появление таких фигур, как Елена Блиновская, в российском медиапространстве — это не случайность, а закономерный результат сложного переплетения социально-экономических, психологических и технологических факторов постсоветской России.
На излете жизни СССР образовался идеологический вакуум. Старые ориентиры рухнули, а новые еще не сформировались. Люди искали новые смыслы, ответы на экзистенциальные вопросы. В этих условиях появились первые «гуру личностного роста», заполнившие пустоту простыми ответами на сложные вопросы.


Далее последовал распад великой державы и экономическая турбулентность. Частные экономические кризисы (1998, 2008, 2014) создали массовый запрос на быстрое обогащение. Традиционные карьерные пути казались слишком долгими и ненадежными. На этом фоне массово появляются инфобизнес, простой по своему содержанию, но обещающий быстрый успешный успех и достижение своих целей.

Возникла благоприятная среда для появления и развития новых «инфоцыган», которые продают свои «истории успеха», где обычные люди становятся миллионерами. Блиновская, типичный пример такого человека, смогла уловить эти настроения и использовать их в своих целях.
Цифровая революция и развитие социальных сетей в купе с доступностью интернета для большинства населения России создало техническую возможность для масштабирования инфобизнеса. Instagram (признан экстремистским в РФ) стал идеальной платформой для демонстрации «красивой жизни» и продажи рецептов успеха.
Психологический фактор постсоветского общества, травмированного экономическими потрясениями, оказался особенно восприимчив к идеям быстрого обогащения и личностной трансформации.
«Марафоны желаний» попали в точку массового запроса на простые решения сложных проблем.
Отсутствие государственной регуляции в сфере онлайн-образования позволяло долгое время существовать инфобизнесменам в правовом вакууме, на них не распространялись механизмы контроля, позволяя им создавать условия для развития серых схем по уходу от налогов и «легальному» отмыванию денег.
В свою очередь, в российском обществе сформировался специфический культ успеха, где внешние атрибуты (дорогие машины, путешествия, брендовые вещи) стали важнее реального развития. А уже это, в свою очередь, привело к тому, что истории успеха в стиле Блиновской воспринимались как реальная альтернатива не только классическому карьерному росту, но и всей жизни.
- Нужно лишь заплатить, и все мечты сбудутся.
Ещё чуть-чуть и прямо в рай
Их жизнь удалась, what a beautiful life
Формальное образование часто не давало практических навыков для жизни в новой экономике. Это создало нишу для альтернативных форм обучения, чем активно пользовались профессиональные маркетологи.
Инфоцыгане и прочие коучи мастерски использовали современные маркетинговые технологии, создавая убедительный образ успешного человека.

Потому феномен Блиновской — это не просто история одного человека, это зеркало целой эпохи, отразившее глубинные процессы в российском обществе.
Создательница популярных марафонов личностного роста оказалась в центре масштабного расследования. Цифры впечатляют: 906 миллионов рублей неуплаченных налогов, из которых 716 миллионов прошли через сложную схему отмывания денег.
- Это была уже целая империя, эксплуатировавшая доверие российского общества и обещания трансформации жизни через цифровые марафоны.
Ирония судьбы в том, что: учя других достигать успеха, она сама оказалась в ловушке собственного роста. Bentley Continental за 23 миллиона рублей и Lamborghini Urus стоимостью 25 миллионов стали не символами успеха, а вещественными доказательствами в уголовном деле.
Недвижимость в престижных районах Москвы, Подмосковья и Крыма — это не просто активы, это материальное воплощение парадокса цифровой эпохи, где виртуальный контент конвертируется в реальные квадратные метры. Земельный участок в Истринском районе, здание в элитном поселке «Миллениум Парк», три помещения на Серпуховском Валу — география успеха, ставшая картой ареста.
Но это еще не финал, впереди большая работа по исправлению ошибок и нормализации образовательных институтов.
Показательно, что крах империи Блиновской происходит на фоне общей трансформации рынка онлайн-образования. Это момент истины для всей индустрии: либо принять правила игры и войти в правовое поле, либо повторить путь «королевы марафонов».
Эпилог этой истории еще не написан, но уже сейчас она может служить учебным кейсом для будущих поколений предпринимателей. Главный урок прост: в эпоху новой цифровой прозрачности невозможно построить успешный бизнес на фундаменте махинаций.
- В США за подобные действия срок от 20 лет. Блиновской вторят — 6.
Как говорил Фрэнсис Бэкон, «знание — сила», но в современном мире важно помнить: знание должно быть не только полезным, но и легитимным.
И, как показал опыт не только в России, но и в мире, без государственного регулирования сферы информационных услуг подобные деятели будут появляться всегда, как и те, кто в них верит.
Такова природа человека.
Постскриптум:
2 года назад я об этом открыто писал. Но у ребят из Дзена видимо было другое мнение, статью пришлось удалить, благо копия осталась на Sponrs:

Более 12 тысяч просмотров закрытой статьи говорят об актуальности темы, и по прошествии 2-х лет я оказался прав.