Последний воин Причерноморской земли.
(+) Die Welt: «Как российский флот, по слухам, тайно закупал немецкие технологии» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+) Die Welt в статье по премиум-подписке «Как российский флот, по слухам, тайно закупал немецкие технологии» рассказывает о том, как эффективно работают российские технологии параллельного импорта ? Уровень упоротости: практический отсутствует ?
По крайней мере, до 2021 года российский флот, очевидно, закупал немецкие технологии двигателей окольными путями. По словам немецких поставщиков, они думали, что товары отправляются гражданским клиентам через компанию в Латвии. На самом деле, материал предназначался для российских военных кораблей.
Две крылатые ракеты «Калибр» попали в порт Одессы средь бела дня, поразив насосную станцию и ранив несколько человек. Нападение на украинский город с более чем миллионным населением на Чёрном море 23 июля попало в заголовки газет всего мира - в том числе и потому, что Москва незадолго до этого пообещала прекратить блокировать экспорт украинского зерна.
Но нападение было примечательным по другой причине. Крылатые ракеты, очевидно, были выпущены с российского корвета «Буян-М». Военные президента Владимира Путина уже разместили четыре таких ракетных катера длиной 75 метров в порту Севастополя в оккупированном Крыму в 2021 году.
Согласно расследованию Welt am Sonntag и исследовательского центра Correctiv, есть подозрение, что русские могли оснастить эти корабли немецкой технологией двигателей. Компоненты были поставлены после того, как в 2014 году ЕС ввёл санкции из-за аннексии Крыма. Дело также касается Deutz AG в Кёльне, бывшего лицензиата Deutz в Китае, а также компании в Латвии.
Этой компанией SIA Marine Systems руководит директор по имени Игорь С. Согласно исследованию латвийской вещательной компании Latvijas Radio, он является гражданином России. По крайней мере, до недавнего времени его компания использовала склад площадью 3000 квадратных метров под Ригой, долгое время была активно вовлечена в российский бизнес. В настоящее время у неё даже нет функционирующего веб-сайта.
В данных о российском импорте на портале Importgenius она в сотнях случаев фигурирует как экспедитор моторной техники немецких компаний. Покупателем товара была компания Marine Propulsion Systems Ltd (MPS) в Санкт-Петербурге, которая сама является поставщиком российского военно-морского флота. Совпадение или нет: сразу после своего основания в 2006 году компания в Латвии носила то же название, что и компания в Санкт-Петербурге - как будто они были сестринскими компаниями. И особенно взрывоопасно: через латвийскую компанию MPS, она очевидно, закупала немецкие технологии двигателей для новых российских военных кораблей - в том числе корветов «Буян-М», которые обстреливают Украину крылатыми ракетами.
Очень похоже на то, что российские военные скрывались за двумя компаниями в Риге и Петербурге, чтобы беспрепятственно получать материалы на Западе. Например, на 15 апреля 2019 года в списках импорта для МПС отмечена поставка «тахометра для судовых дизельных двигателей» баварского производителя, предназначенного для корабля проекта 21631 с бортовым номером 639, соответствующего корвету «Буян-М» «Грайворон», который был торжественно введён в эксплуатацию в Севастополе в январе 2021 года.
Но управляющий директор немецкой производственной компании уверяет, что ничего не знал об этом конечном пользователе. Он продал упомянутую продукцию латвийской компании Marine Systems для гражданских судов. До 2011 года они также осуществляли прямые поставки в МПС в Санкт-Петербурге. Но потом один из сотрудников компании переехал в Ригу - и забрал с собой в Латвию отношения с клиентами.
В список возможных вынужденных поставщиков для Grayworon также вошли две компании из Нижней Саксонии - с пультом дистанционного управления и электронными модулями для дизельных двигателей. В то же время, MPS представляет себя на собственном сайте как официальный импортёр одного из самых известных немецких производителей двигателей: Deutz AG. Его название, например, появляется в списках импорта 15 апреля 2019 года. Согласно этому, Deutz AG, как утверждается, поставил 380-киловаттный дизельный двигатель для корабля проекта 21631 и корабля номер 639 через перевозчика Marine Systems в Латвии - что, в свою очередь, относится к корвету Grayworon. Примерно в 40 случаях в российских списках импорта с 2018 года перечислены товары Deutz, которые могут быть отнесены к проектным номерам российских военно-морских судов. Речь идёт об уплотнениях, пружинах сжатия и малых двигателях, поставки которых до января 2021 года всегда были связаны с компанией из Латвии.
Deutz заверяет, что соблюдает все российские санкции и что никаких поставок для путинских военных не производилось. Тем временем российский бизнес был полностью остановлен. В прошлом Deutz поставлял MPS и продавал около 40 двигателей в год компании в Латвии, но всегда получал сертификаты о конечном гражданском использовании. Информация, предоставленная сейчас Welt am Sonntag и Correctiv о поставках российскому ВМФ в качестве конечного пользователя, пока не может быть проверена. Если бы они были обмануты латышами, деловые отношения были бы немедленно прекращены, заверил Deutz.
Компания в Риге отвергла обвинения в обмане. Немецкие компании, такие как Deutz, информация о чьих очевидных поставках для российских военных кораблей была запрошена Welt am Sonntag и Correctiv, всегда знали, что речь идёт о поставках для компании MPS в России. До нападения России на Украину в конце февраля 2022 года эта компания не была включена ни в один санкционный список. Бизнес с ней был разрешён.
В общей сложности по меньшей мере для десяти катеров и четырёх различных типов судов, от катеров береговой охраны до исследовательских судов, по данным Importgenius, были зафиксированы поставки деталей от различных немецких компаний с 2015 года, которые явно предназначались для российского флота - всегда через «Морские системы» в Латвии и МПС в России. Поставки из Германии также указаны в Importgenius для судна № 638 и проекта № 21631. Это соответствует корвету «Буян-М» «Ингушетия», который был введён в эксплуатацию в присутствии заместителя министра обороны России в декабре 2019 года, включая церемонию поднятия флага во Владимирском соборе Севастополя.
Четыре корвета класса «Буян-М», по крайней мере, частично оснащённые через Латвию, входят в состав Черноморского флота России. На современных спутниковых снимках Planet и Maxar регулярно видно, что по крайней мере один из них находится вблизи бухты Доковая в Севастопольской гавани - последний раз на снимках, сделанных 6 сентября.
Российский флот ввёл в строй все четыре корабля всего через несколько лет после введения санкций ЕС. Главные двигатели для их предшественников того же типа были поставлены немецким лидером мирового рынка MTU. Однако после введения эмбарго Брюсселем немецким компаниям больше не разрешается продавать российским военным так называемые товары двойного назначения. Это коснулось и больших дизельных двигателей, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях. У российской промышленности не было собственных корабельных двигателей подобного качества, поэтому путинские военные нашли новый маршрут закупок и здесь. И снова Deutz AG сыграла свою роль, по крайней мере, косвенно.
В декабре 2014 года МПС в Санкт-Петербурге заключил контракт с китайской компанией Henan Diesel Engine Industry. Этот производитель из центрального Китая является частью военно-промышленного комплекса Народной Республики; материнская компания находится под финансовыми санкциями США. Однако на сайте компании Henan партнёрство с Deutz AG упоминается во втором абзаце самопрезентации. С 1985 года компания Henan владеет лицензиями Deutz на производство двигателей. Среди них есть тип под названием TBD620.
С другой стороны, для российских корветов «Буян-М» компания Henan поставила судовые дизели, которые компания представляет как собственные разработки. Они имеют типовое название CHD622. Российские СМИ со ссылкой на эксперта по двигателям сообщили, что этот тип также является копией немецкой модели. Согласно техническому паспорту китайской компании, очевидно родственная, но несколько меньшая машина под названием CHD620 практически идентична по конструкции двигателю TBD620, разработанному компанией Deutz.
Копировали ли китайцы немецкие технологии в двигателях, продаваемых России? Согласно Deutz, срок действия лицензии истёк в 2009 году, но Henan имеет право продолжать использовать её, только без названия Deutz. В настоящее время Henan, очевидно, использует ноу-хау для своих собственных двигателей, признаёт Deutz.
«Лицензии - это большая проблема», - говорит Арнольд Валлрафф, возглавлявший Федеральное ведомство по экспортному контролю до 2017 года: «С их помощью компании де-факто передают контроль над продукцией через стол. Это не подлежит возмещению».
С закупками в Германии через Латвию, русские, очевидно, фланкировали закупки больших двигателей в Китае. В июне 2020 года в российских импортных списках было чётко указано, что Deutz поставляет уплотнения и пружины сжатия для «дизельного двигателя Deutz», очевидно, для Grayworon - для которого основные двигатели официально поставлялись из Китая.
Возможно, что по крайней мере детали из Германии были продукцией чисто гражданского характера, которая не подпадала под положение о двойном назначении и экспорт которой был разрешён, несмотря на эмбарго. Тем не менее, сами российские военные, видимо, сочли этот вопрос настолько деликатным, что предпочли спрятаться за двумя частными компаниями.
Однако эксперт Уоллрафф указывает, что «экспорт компонентов для товаров двойного назначения» также может подлежать разрешению» - «или, в случае с российскими военными, с 2014 года вообще не подлежит разрешению». В этом случае компания в Риге, возможно, действовала незаконно, что она отрицает.
Тем не менее, санкции, введённые против России в 2014 году, не были полностью неэффективными. Если верить целому ряду сообщений в российской прессе, то замена немецкой технологии двигателей на китайскую прошла далеко не гладко. Очевидно, что двигатели Henan не всегда работали безотказно. Корвет «Буян-М», который был временно развёрнут в Средиземном море, даже пришлось отбуксировать другим кораблем на пути домой через Босфор в конце 2018 года - хотя и по неизвестным причинам. Российский военный блогер ранее жаловался, что завершение строительства военного корабля было отложено - «из-за неисправного китайского двигателя». Были подобные сообщения о двигателях Henan, установленных на других типах судов.
Двигатели казались «почти немецкими», писал российский военный эксперт в марте 2021 года, но потом оказалось, что они «настоящие китайские»: более ненадёжные и более прожорливые, чем их коллеги из Федеративной Республики. По словам эксперта, двигатель - это «сердце корабля». Без движущей силы всё, что остаётся - это «бесполезный плавающий кусок металла» [какая глубокая мысль! – прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
История успеха предприятия Marine Systems в Латвии тоже, похоже, закончилась. Ещё в 2020 году, согласно латвийской базе данных, её оборот составил €22 млн, а прибыль - почти €1,5 млн при 33 сотрудниках. После вторжения России в Украину в феврале 2022 года она, очевидно, в значительной степени прекратила свою деятельность. Компания подтвердила, что уволила 90% своих сотрудников - ещё одно доказательство того, что её бизнес-модель была основана в основном на торговле с Россией. Когда в этот четверг репортёр Латвийского радио посетил склад компании под Ригой, он казался пустынным.
@Mecklenburger_Petersburger
Хотите поддержать проект и читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ? Это категорически приветствуется ??
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен