Религиозные мотивы в произведении "Хаджи-Мурат", Льва Толстого.
Произведение Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», является одним из самых важных его произведений в духовно-культурном дискурсе, так как в ней он представляет столкновение двух различных полюсов цивилизаций. Но нас больше интересует момент того, как через ритуально-обрядовую сторону героев повести, мы можем вывести в контексте данного нарратива, символ и образ отражающий духовную составляющую персонажей.
Проблема исследования заключается в том, чтобы через данный нам нарратив, представленный в проведении «Хаджи-Мурат», попытаться отобразить каким образом религиозные обряды и ритуалы отображают личность, представленную нам в тексте, на примере: Хаджи-Мурата, имама Шамиля и Николая I.
Для решения проблемы, мы использовали метод дискурс анализа для интерпретации текста в его культурно-социальном аспекте и попытались выразить её основываясь на труде американского антрополога Роя Раппапорта «Ритуал и религия как отображение человека» (пер. на русский), утверждавшим, что религиозные ритуалы и обряды отображают человека и делают его таковым, так же, как и язык.
Истолкование результатов показало, что Хаджи-Мурат отображает человека носящего символ идеала традиций своего народа и правильно верующим (по Л. Н. Толстову), так как в его действиях нет корысти и цели наживы, а религиозные обряды не являются фактами, которые его утомляют, но наоборот предают ему нуминозную силу жизни. Религиозный символ Хаджи-Мурата, представленного в повести, полностью соответствует его деятельности как нравственного героя, отображающим архетип героя аварского этоса.
Иной характер приобретает образ «правителя» в лице имама Шамиля и императора Николая I, так как их обрядовая сторона жизни имеет лишь формальный оттенок и тяготит их перед лицом мирских страстей. Их отношение к религиозной стороне жизни, является полным отображением политики каждого из правителей. С точки зрения Р. Раппапорта, Николай I использует «Священные постулаты» при чтении утренних молитв, в обыденном их проявлении, что приводит к их бессмысленности и как отражает сам автор «не приписывая словам никакого значения» . Так же автор показывает через «другого», как Николай I питается своей гордыней через приветствие его людьми в храме, так как вместо того, чтобы посвятить себя служению и трепету перед Богом, он себя ставит на его место. Имам Шамиль же в свою очередь относиться к религиозным обрядам и практикам, как к обязательной работе чиновника, которая не приносит ему удовольствия, но он понимает, что как глава теократического государства, он обязан их выполнять. При этом, он как лицо «правоверных» использовал шантаж к Хаджи-Мурату, взяв в плен его семью.
В результате исследования было выявлено, что, используя метод дискурс анализа взяв за основу идею понимания религиозного ритуала и обряда по Р. Раппапорту, мы можем рассматривать некоторые нарративы, в которых представлен религиозно-культовый дискурс, для обозначения их символического образа.